Шашки

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Dw-worker.jpgСтройплощадка, наденьте каску!
Эта статья сейчас в процессе написания. Автор планирует нечто объёмное и застрачивает сюда текст по частям. Пожалуйста, дождитесь завершения работы, и только потом редактируйте: не создавайте неудобства себе и автору.

Шашки ― одна из самых известных настольных игр, классическая игра наряду с шахматами, нардами и го.

Самые общие правила для большинства вариаций

Основы

В самом начале на доске определённой размерности, например, 8 на 8, имеется начальная расстановка двух армий. Как правило, друг напротив друга. Легко догадаться, что армия одного цвета принадлежит одному игроку, а противоположного — другому. Ходят по очереди, в свой ход один юнит армии, именуемый шашкой ходит на следующую соседнюю клетку. В большинстве вариаций шашка не имеет права хода назад.

Цель игры — срубить все шашки соперника. Если оставшиеся не имеют возможности ходить (заперты, запатованы), это тоже считается победой.

Рубка

При соседстве с вражеской шашкой появляется возможность срубить соперника. Самая распространённая в мире механика рубки — прыжок: шашка перепрыгивает через шашку соперника на пустое поле за ней. С правом перепрыгнуть несколько шашек подряд, если в новом положении под боем ещё одна шашка соперника, а за ней — ещё одна и т. д. Естественно, если поле за вражеской шашкой занято другой шашкой любого цвета, взятие невозможно. Такой механизм взятия интуитивно понятен, знаком практически всем, шашки известны именно таким механизмом взятия.

Немаловажно, что в большинстве, почти во всех вариантах шашек взятие обязательно. То есть при любой шашке соперника под боем рубить её обязательно. Это правило на самом деле очень важно, оно значительно балансирует игру. С обязательностью рубки цена ошибки гораздо выше, нужно лучше обдумывать ходы. Это же правило ограничивает число возможных вариантов хода: при подставленной под бой шашке противника остальные не атакующие ходы практически блокируются.

Зачастую на серийную рубку накладывается ограничение под названием «турецкий удар»: при таком взятии шашки считаются битыми (переворачиваются, хотя можно просто запоминать), но ещё не снятыми. И когда при таком взятии шашка доходит до клетки, которую она уже проходила, она не имеет права проходить через битую шашку снова. С чем связано такое ограничение — см. первую же игру в списке ортогональных систем.

За историю настольных игр (речь уже не только о шашках) механик взятия было придумано немало. Помимо привычного всем прыжкового существуют: занятие поля, где стоит вражеская фигура (да-да, шахматы и им подобные); зажатие, становление двух своих юнитов по соседству с одной соперника (см. хнефатафл); стрельба, когда урон наносится издалека (какой-нибудь современный варгейм); решение по броску кубиков при столкновении (см. НРИ, DnD и Pathinder); и ещё многое, на что способна человеческая фантазия. Среди шашек (см. ниже экзотические разновидности игры) не все варианты используют привычные прыжки.

Доведь

По-разному эту механику называют: в русском языке в старину — доведь, во многих языках — дама, дамка, а где-то и королём. Вопрос сугубо языка, суть же всегда одна: когда простая шашка доходит до самой последней горизонтали, она становится дамкой. То есть получает дополнительные возможности.

Смысл вполне ясен. Так, как в большинстве шашечных игр шашки ходят только вперёд (см. выше), на последней горизонтали им некуда ходить, они на краю доски. При этом довести шашку до самого края — уже достижение, так как она прошла опасный путь и не была сбита. Так что помимо решения вопроса последнего марафонца это ещё и некоторое вознаграждение. Логично, что в дополнительные возможности всегда входит способ пойти назад.

Те самые возможности варьируются от просто возможности хода назад до дальнобойности. Учитываются также мелкие нюансы: ставится ли дамка за любое поле за сбитой шашкой, либо же только на поле за шашкой; дальнобойная она, или тихоходная; геометрия хода и т.д.. Вышеупомянутый турецкий удар был придуман именно для дамок, именно доведи ограничиваются, чтобы они не были слишком дисбалансными.

Физически обозначить дамку можно, поставив поверх шашки ещё одну. Куда более практичный и простой вариант — перевернуть шашку, но для этого требуется, чтобы обе стороны визуально чем-то отличались, чтобы можно было выделить лицевую и обратную сторону шашки. Замороченные и не такие простые способы обозначения — заменять шашку или, внимание, просто запоминать, какая шашка стала дамкой. В последнем профессиональные игроки ориентируются сугубо на память.

Терминология

  • Простая шашка. В объяснении не нуждается.
  • Доведь, дамка, дама, король, перец, как только в разных языках не называют.
  • Комбинация
  • Жертва шашки
  • Оппозиция
  • Турецкий удар.
  • Правило большинства

Версии игры

С классическим механизмом взятия, диагональные на доске 8х8

Знакомая всем расстановка

Те самые, самые известные и привычные нам шашки. Шахматная доска 8 на 8 полей, с шахматной чёрно-белой разметкой. Шашек, как правило, по 12 у каждого игрока, ходят они строго по диагонали и ставятся строго на клетки одного цвета (в большинстве вариаций — в чёрные поля). В связи с такой геометрией доски, о чём не все задумываются, работает только половина доски, поля противоположного цвета никак не используются, ведь на них шашки никогда не ставятся. Ещё меньше замечают, что и в шахматах, и в шашках чёрно-белая разметка нужна не просто так: с ней глазу удобнее отслеживать диагональные ходы. В шахматах так удобнее следить за диагональными ходами слонов и ферзей, а в шашках обсуждаемой разновидности видно, на каких полях шашкам положено стоять.

Классическая начальная расстановка для таких шашек — занятие всех доступных полей первых трёх рядов 12-ью шашками. Ходы назад запрещены, но насчёт взятия назад мнения разнятся. Рубка обязательна, серийная рубка обязательно проводится до конца.

  • Русские шашки. Классическая расстановка, ставятся шашки на чёрные поля. Взятие назад разрешено, из вариантов серийной рубки разрешается использовать любой (то есть правило большинства не действует). Дамка дальнобойная, ставится на любое поле за сбитой шашкой, серийная рубка дамке разрешена. Действует турецкий удар.
Расстановка косынкой
  • Русские шашки с расстановкой косынкой. Исчезающе редкая вариация начальной расстановки, в остальном играемая по правилам русских шашек. Никогда не применяется в спортивной и турнирной игре.
  • Английские шашки. Шашки на чёрных полях. Дамка может ходить только на одну клетку в любом из четырёх направлений, берёт также. Самая слабая доведь из всех вариаций шашек. По остальным правилам: рубка назад простой шашке запрещена, рубка обязательна, правило большинства не действует (то есть из вариантов взятия можно выбирать любой). При достижении последней горизонтали даже путём рубки ход останавливается, дальнейшая рубка за ход как дамка или простая шашка разрешена только следующим ходом.
Если на доске осталось только две дамки, ведётся отчёт до 20 ходов, за который одна дамка должна срубить другую ― иначе, по истечении 20-ти ходов, объявляется ничья. Такое правило связано с тихоходностью местных дамок, позволяющее им стоять в оппозиции.
  • Французские шашки.
  • Испанские шашки. Шашки на белых полях.
  • Итальянские шашки.
  • Филлипинские шашки.
  • Тайские шашки.
  • Бразильские шашки.
  • Готические шашки. Игра, которую приводит в своей книге разработчик игр Уэйн Шмиттерберг (его ли она авторства или он описал какой-то региональный вариант, неизвестно), и поначалу она может показаться ортогональной из-за начальной расстановки, но на деле она тоже диагональная. Расставляются 16 шашек в первые два ряда, и ходят они диагонально, но бить могут как диагонально, так и ортогонально. Получаются своеобразные два измерения, два игровых поля, по которым перемещаются шашки. Остальные правила: рубка необязательна, действует правило большинства.

С классическим механизмом взятия, диагональные на большей или меньшей доске

Международные шашки

Варианты шашек помимо нюансов хода простых шашек и доведей экспериментировали и с размерами доски. Их увеличивали в размерах, изредка — наоборот, уменьшали. Вслед за размерностью поля меняется и количество шашек. В остальном правила при этом остаются всё теми же.

Канадские шашки
  • Международные шашки, они же Стоклеточные шашки, поле 10 на 10. Вслед за увеличением доски число шашек изменилось до 20 у каждого из игроков. Ходы назад запрещены, рубка назад разрешена, серийная рубка обязательно доводится до конца, действует правило большинства без учёта качества шашек. Дамкой доведённая шашка становится только в конце хода, если она с края доски продолжает серийную рубку, то как простая шашка. Турецкий удар запрещён.
Система ничьих сложная, включает в себя следующие условия для ничьи:
  • Если игроки в течение 25 ходов делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия, объявляется ничья.
  • Если у игрока в окончании партии остались 3 дамки, 3 дамки и 1 простая, 1 дамка и 2 простые, 3 простые шашки, 2 дамки, а также 1 дамка и 1 простая против одинокой дамки; либо же 1 дамка против одинокой дамки или одинокой простой. Игрок во всех этих случаях обязан 5-м ходом выиграть, иначе объявляется ничья.
  • Если три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (т.е. одно и то же расположение шашек), причём, очередь хода каждый раз за одной и той же стороной – также объявляется ничья.
  • Если на доске остаются 5 дамок (или 4 дамки и 1 простая шашка) против 2 дамок, сильнейшая сторона обязана победить в 50 ходов, иначе объявляется ничья.
Первая шашечная игра, с которой провели соревнования, в 1894-ом году. Один из самых распространённых вариантов шашечной игры.
80-клеточные шашки, предложенные советским шашистом Николаем Петровичем Спанциретти
  • Фризские шашки, они же фризландские шашки, поле 10 на 10. Предшественник международных шашек. Главное отличие от международных ― это правило боя. Бить можно и нужно не только по диагонали, но и по вертикалям и по горизонталям. По вертикали и горизонтали бой осуществляется прыжком через шашку противника, только в этом случае бьющая шашка прыгает еще и через два белых поля, до шашки противника и после нее. Если есть несколько вариантов боя, то выбирается вариант с наибольшим количеством взятий. Если наибольшее количество шашек можно взять простой шашкой и дамкой, то выбирается взятие дамкой. При определении максимального взятия необходимо также учитывать, что дамка ценнее одной шашки, но две шашки ценнее дамки. То есть если есть выбор взять одну шашку или одну дамку, то необходимо брать дамку. Если есть выбор взять одну дамку или две шашки, то берутся две шашки. Есть запрет на турецкий удар. То есть срубленные шашки снимаются только после того, как взятие завершено и одну и туже шашку дважды рубить нельзя. Также действуют правило трёх ходов (игрок имеет право сделать только три тихих хода дамкой подряд) и правило семи ходов (если у одного игрока две дамки, а у другого ― одна, то первый игрок должен за семь ходов срубить дамку, иначе объявляется ничья). В остальном правила те же, что и в международных шашках.
  • Канадские шашки, они же Квебекские шашки, поле 12 на 12. Число шашек вслед за увеличением доски ― по 30 у каждого из игроков. Существует также вариант и с 24-мя шашками у каждого из игроков. В остальном правила аналогичны международным.
Национальная спортивная дисциплина в Канаде.
  • Шашки Спанциретти, они же 80-клеточные шашки, поле 8 на 10. Советский вариант игры, остальные правила во всём аналогичны русским шашкам. В связи с увеличением доски шашек уже по 15 у каждого игрока. Из-за прямоугольной геометрии доски «большая дорога» отсутствует, что исключает один из вариантов ничей.

С классическим механизмом взятия, ортогональные на доске 8х8

Классическая начальная расстановка для данной разновидности игр

Глядя на доску, в которой белые (или чёрные, если шашки белопольные) поля бесполезны, невольно задумываешься: а что, если играть ортогонально, а не диагонально, тем самым используя всю доску? Такие варианты тоже существуют, в них при той же размерности поля это же самое поле намного больше, потому что используется полностью. В остальном это те же шашки, но в другой геометрии. При этом возможен боковой ход, позволяющий пассивную игру, так как при нём шашка не приближается к сопернику. Чёрно-белая шахматная разметка уже не нужна, в традиционных наборах таких игр доска одноцветная. Хотя легко можно пользоваться и обычной доской, разницы нет. Зато привычная нам шахматная доска становится универсальной.

Классическая расстановка для таких шашек — сплошной строй на втором и третьем ряду, крайние горизонтали остаются пустыми. Для такой расстановки требуется уже не 12, а 16 шашек. Так что рекомендуется докупать ещё один набор шашек без доски, либо же заполнять недостающие шашки шахматными пешками.

  • Турецкие шашки. Главный представитель данной разновидности шашек. Вышеупомянутая расстановка шашек, ходы строго по ортогоналям (диагональные ходы запрещены). Рубка обязательна, действует правило большинства (из всех доставшихся вариантов взятия обязательно берётся путь с рубкой наибольшего числа шашек), ходы назад запрещены, также, как и рубка назад. Если в ходе взятия шашка доходит до последней горизонтали, но может продолжать серийную рубку, как обычная шашка, она продолжает рубку, как обычная шашка. Дамой шашка становится только в конце хода. Доведь дальнобойная, при взятии ставится на любое поле за сбитой шашкой. На неё действуют те же правило большинства и обязательность рубки.
Редкая разновидность шашечной игры, где разрешён турецкий удар (то есть нет турецкого удара). При серийной рубке шашки сразу же снимаются с доски, через одно и то же поле можно проходить неограниченное число раз. Покажется неочевидным, но данное правило сильно усложняет игру: ничем не ограниченная дамка способна срубить буквально все шашки противника за один ход. Собственно, запрет на турецкий удар, оно же правило турецкого удара, в других шашечных играх нужно как раз, чтобы подобное оружие массового поражения было хоть немного сбалансировано.
  • Греческие шашки.
  • Армянские шашки. Отличия от турецких шашек: разрешены диагональные ходы вперёд, а ход дамки напоминает не ладью, а ферзя. Правда, рубить по диагонали при этом запрещено. При достижении последней горизонтали путём рубки дальнейшую рубку шашка может продолжать уже как дамка. От турецких шашек остаются запрет на рубку назад и правило большинства, но турецкий удар уже запрещён.
  • Курдские шашки.
  • Осетинские шашки.

С классическим механизмом взятия, на гексагональной доске

Ещё одно изменение геометрии игры — гексагональные поля вместо квадратных.

С классическим механизмом взятия, на размеченной доске

Алькерк

Всем вышеперечисленным вариантам геометрии доски предшествовали архаичные поля, в которых шашки ставились на перекрестия линий, а не в клетки. Самый старый вариант доски и размещения шашек, старше привычных диагональных. Как правило, это расчерченные сетки, в которых также проведены диагональные линии. Ходят шашки на таких полях по направлениям линий. Диагонали эти проведены для половины пунктов (если присмотреться к таким доскам, можно заметить), потому с одних полей можно идти по все стороны, а в других невозможны диагональные ходы, а если расположить диагонали так, чтобы они пересекали друг друга в образовавшихся «клетках», то появятся и пункты, где наоборот, недоступны будут уже ортогональные ходы.

  • Алькерк, он же Аль-киркат. Арабская игра, поле 5 на 5. Шашек по 12 у каждого игрока, доведей в этой игре нет. Предок всем известных шашек, ещё не перешедший на шахматную доску. Традиционный вариант исполняется в виде заострённых спиц, вставляемых в отверстия на пунктах. Правила этой игры в древних трактатах были написаны довольно обобщённо, многие нюансы остаются неясными.
Считаются уже обсчитанной игрой, которая сама по себе не слишком стратегична и по большей части скоротечна. Имеются преимущество первого хода, малое количество дебютных построений, надобность сначала расчистить доску, фактически вынужденная рубка в самом начале. От этой игры пошло очень много модификаций (они перечислены ниже), прежде, чем перейти на ортогональные и диагональные игровые системы.
  • Замма. Увеличенный Алькерк, чьё поле заметно собрано из четырёх полей Алькерка. Как и с увеличенными полями в диагональных шашках, здесь, вслед за увеличением доски последовало и увеличение числа шашек: их здесь по 40 у каждого из игроков. Помимо размера поля также отличается запретом хода назад и появлением дамки.
  • Харбага.

С дополнительными условиями игры, модификации привычных 8 на 8 или иных вариантов

  • Поддавки, Обратные шашки. Изменение ровно одно: цель игры не захватить все шашки оппонента, а наоборот, потерять все свои. Изменения цели игры более, чем достаточно, так как и в оригинальных правилах почти всех вышеперечисленных вариантов шашек рубка была обязательной. Такую модификацию можно делать к любой из вышеперечисленных игр.
  • Столбовые шашки.
  • Оборотнические шашки.
  • Ставропольские шашки.

Шашматы

Шашки и шахматы часто идут рука об руку, играются на одной и той же доске, считаются в чём-то похожими играми. Отсюда вытекает мысль тем, или иным образом комбинировать обе игры в одной.

Простой вариант — в шашечной игре выделить одну или две главных фигуры, у которых есть какое-либо преимущество перед остальными. Такие «королевские шашки», не путать с дамками. Доведи ― это получившие апгрейд простые шашки, их количество ограничено только количеством дошедших до края доски простых шашек. «Королевские шашки» же имеются с самого начала, и их число ограничено одним-двумя экземплярами, а преимущество обычно небольшое: возможность хода назад, запрет на взятие «короля» обычной шашкой (то есть деление по рангу), главенствующая роль (взятие главной шашкой ведёт к моментальной победе, как в шахматах), либо всё вместе.

Также можно помечать шашки с какими-то особенностями, на которые накладываются какие-то специфичные механики.

  • Шашки против шахмат. В качестве то ли шутки, то ли вопроса «а что, если?» кто-то поставил на одной стороне — стандартную начальную шахматную расстановку, а на другой — стандартную шашечную. Такое легко сделать со стандартным набором «три в одном», игра выходит ассиметричной. Чисто в качестве прикола эксперимент вполне себе любопытный.
  • Шашматы.
  • Дамоне.
  • Даблот.
  • Хнефатафл.
  • Алтай-Шатра.
  • Макрук и Ок-чатранг. Являются одной из разновидностей шахматной игры и не считаются за шашматы. Собственно, при начальной расстановке видно, что это по сути шахматы. Только пешечный строй сдвинут на третий ряд, а не второй (что первым бросается в глаза), вместо слона и ферзя фигуры, способные ходить только на одну клетку, и многих привычных шахматных правил в них нет. Но так, как при достижении 6-ой (не последней) горизонтали пешки превращаются в фигуру, способную ходить на одну клетку по диагонали (хоть и берёт занятием поля, а не прыжком), да и дизайн пешек всегда делается по подобию шашек, игра становится похожей на курьёзную разновидность шашек, или по сути, шашматы. Игровой процесс с пешками, куда как чаще превращающимися в местные своеобразные «дамки» и ещё четыремя идущими только на одну соседнюю клетку фигурами, действительно больше напоминает шашки, чем шахматы. Стратегия такой игры делает больший упор не на таранные прострелы и комбинации, а на слаженную композицию фигур.

Экзотика

Фанорона.jpg
Как работает взятие шашки наездом или отступлением

В описании общих правил упоминались альтернативные механики взятия, помимо прыжков. Все вышеупомянутые шашки используют именно прыжковое взятие, здесь речь идёт о тех самых альтернативных способах валить вражескую армию.

Суракарта, они же индонезийские шашки
  • Фанорона. Игра родом из Мадагаскара. Рубка обязательна, серийная рубка разрешена, но необязательно доводится до конца. Взятие происходит наездом (ход на поле, соседствующее с находящимся в том же ряду рядом вражеских шашек), либо же отступлением (отход от соседства с рядом шашек). При единовременной возможности обеих способов взятия выбирается любой из них, единовременное использование обеих взятий запрещено. Передвигаются шашки, как в сеточных полях, то есть по направлениям линий. Соответственно с одних пунктов можно ходить по диагонали, а с других — нет.
В начале партии доступно всего пять доступных вариантов хода, каждый из них имеет своё название.
Неизвестно, кто додумался включать в шашки неевклидовую геометрию, но мозг такая непривычная механика ломает сильно. Ограничение на взятие только в стоящих на траектории шашках любого цвета, а так при чистой дороге можно проезжать сколько угодно петель.
  • Суракарта. Поле 6 на 6, по 10 шашек у каждого игрока. Ходят шашки на одно поле во все восемь сторон (в том числе по диагонали), разрешено ходить назад. Доведей в игре нет. Рубка необязательна, серийная рубка запрещена. Механизм этой самой рубки проще показать, чем объяснять: те петли по углам нужны не для красоты.
  • Минг-манг. Тибетские шашки, использующие инвентарь для игры в Го (это как играть в Уголки или Чапаев шашечным инвентарём). На гобане (так в Японии называется доска для игры в Го) начальная расстановка по краям, два края занимают чёрные, другие два ― белые. Первыми ходят чёрные, далее ходы чередуются. Взятие зажимное, причём зажать можно сразу целый ряд, лишь бы свои камни стояли на двух краях ряда. Камни убираются с доски... и заменяются в тех же позициях на свои камни. Проще говоря, камни соперника в них не захватывают, а обращают в свои.
Стандартом является доска 19 на 19 (то есть та же, что и для Го), версия для доски 8 на 8 дисбалансная и не настолько тактически интересная.
  • О-пат-коно. Корейские шашки, в которых они таки перепрыгивают через шашки. Но прыгают через свои, и прыгать можно, если за перепрыгиваемой шашкой стоит шашка соперника. Чем-то напоминает ход пушки в корейских Чанги или китайских Сянци, вероятно, от них же и произошло.
  • Ней-пат-коно.
  • Абалон.

Другие логические игры с элементарными правилами

В данном разделе речь уже не про шашки. Шашки, как известно, логическая игра, при этом с очень простыми и легко заучиваемыми правилами. Кроме них существуют и другие игры на двоих игроков, инвентарь которых также состоит исключительно из доски, одинаковых юнитов одной армии, и очень простых правил.

  • Го.
  • Манкала.
  • Мельница
  • Нарды.
  • Дальдоза.
  • Реверси, Отелло.
  • Коридор.

Сравнения с шахматами

Тропы и штампы

Где встречается

Литература

  • Чингиз Абдуллаев, цикл про Дронго — в рассказе «Сколько стоит миллиард» Дронго называет шашки игрой мудрецов, а когда ему возражают, что таковой считают шахматы, объясняет, что в шахматах специализация фигур вносит ненужную путаницу, а в шашках все фигуры изначально равны.

Примечания