Исторический жанр

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам.
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.

»
— Оригинал от Пушкина
«

Но как-то с трибуны большой человек
Воскликнул с волненьем и жаром:
«Однажды задумал предатель Олег
Отмстить наши братьям хазарам!»

»
— Инверсия от Галича
«

Как ныне сбирается вещий Олег
Щиты прибивать на ворота,
Как вдруг подбегает к нему человек
И ну шепелявить чего-то…

»
— Деконструкция от Высоцкого

Исторический жанр сформировался в литературе (включая пьесы, предназначенные для театра), а с развитием кинематографа появилось и историческое кино. В принципе исторические мотивы могут быть и в других родах искусства.

В литературе это обычно крупные формы — романы, повести, поэмы. Реже встречаются рассказы, стихотворения, прозаические миниатюры. Этот жанр близок к приключениям, особенно из серии «плащи и шпаги». В кино разновидностью исторического жанра является пеплум и другие костюмные фильмы.

К. О. намекает, что в историческом жанре изображены исторические же события. В связи с этом встаёт вопрос — какой промежуток времени должен отделять автора от события, чтобы произведение можно было отнести к этому жанру? Впрочем, в этом автор статьи не специалист. А до кучи другой: должны ли в число действующих лиц входить реальные деятели либо допустимо показывать жизнь вымышленных людей на фоне прошлого?

Что касается собственно исторической верности, то она может варьировать в пределах от подхода «история для меня — только гвоздь, на который я вешаю свою картину» (А. Дюма-отец ©) до кропотливого изучения архивов, диссертаций и монографий по теме перед началом работы. Конечно, если претендующее на историчность произведение, мягко говоря, не в ладах с историей, это раздражает профессионалов. Но и от него есть польза. К сожалению, далеко не всем везёт встретить в школе учителя истории, который может увлечь учеников своим предметом — а книги и фильмы делают это с большим успехом.

В современном виде исторический роман кодифицирован очень конкретным текстом: «Уэверли, или шестьдесят лет назад» Вальтера Скотта (1814).

До Скотта исторический роман был просто условным повествованием о временах легендарных. В романах о временах короля Артура вполне могли появиться пушки: историческая достоверность никого не интересовала.

Со Скотта вошло в моду описывать именно необычные особенности быта, обычаев и отношений, которые царили в прошлом. А его романы задали изумительно плодотворную завязку сюжета (перекочевавшую из баллад): приключения молодого человека (который может быть не упомянут в документах, но вполне мог существовать) на фоне исторических катаклизмов, его случайные встречи с реальными историческими деятелями, участие в грызне фракций и т. п.

Примеры[править]

Произведения о войнах — см. соответствующие статьи.

Театр[править]

  • Вильям наш Шекспир — хроники про английских королей Генрихов и Ричардов, да и некоторые трагедии (такие, как Макбет) тоже.
  • Кристофер Марло, «Эдуард II».
  • Б. Шоу, «Ученик дьявола», «Святая Иоанна», «Цезарь и Клеопатра».
  • Пушкин, «Борис Годунов».
  • Николай Адуев, «Табачный капитан» (больше известна по экранизации).
  • А.К. Толстой, трилогия «Борис Годунов» (пьесы «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис»).

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • А. С. Пушкин — великолепная «Капитанская дочка», поэма «Полтава», пьеса «Борис Годунов», и (к сожалению, неоконченная) повесть «Арап Петра Великого».
  • М. Ю. Лермонтов — тоже неоконченное, «Вадим».
  • Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» (впрочем, из-за размытости хронологических рамок — условно).
  • И. И. Лажечников, «Басурман», «Ледяной дом», «Последний новик».
  • М. Н. Загоскин, «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Рославлев, или Русские в 1812 году» (хотя это как раз тот случай, когда определение под вопросом, ибо временное расстояние слишком коротко), «Аскольдова могила».
  • М. Н. Волконский — в основном именно в этом жанре.
  • Л. Д. Шаховская — пожалуй что и всё.
  • Л. Н. Толстой, «Война и мир».
    • Еще одно под вопросом. Сорок семь лет разницы между событиями и написанием романа.
  • А. К. Толстой, «Князь Серебряный».
  • И до кучи А. Н. Толстой, «Пётр Первый» и «День Петра».
  • Николай Гейнце и Дмитрий Балашов, идейные предшественники Пикуля.
  • М. Булгаков, пьеса «Кабала святош» («Мольер») и роман «Жизнь господина де Мольера». За внутримировой пример можно взять роман Мастера о Понтии Пилате — хотя с прикрученным фитильком.
  • В. Брюсов, «Огненный Ангел» и недописанная дилогия «Алтарь победы» и «Юпитер Поверженный»
  • Д. Мережковский, трилогия «Христос и Антихрист» («Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Пётр и Алексей»).
  • Василий Ян, трилогия «Нашествие монголов» («Чингисхан», «Батый», «К последнему морю»), а также «Финикийский корабль», «Огни на курганах» (о завоеваниях Александра Македонского), «Спартак» и «Молотобойцы» (о появлении мануфактур в России).
  • Ильяс Есенберлин, трилогия «Кочевники» («Хан Кене», «Заговорённый меч», «Отчаяние»).
  • Э. Выгодская, «Опасный беглец» и «Пламя гнева».
  • Ю. Герман, «Россия молодая».
  • И. А. Ефремов, «На краю Ойкумены» и «Таис Афинская».
  • С. П. Бородин, «Дмитрий Донской», «Звезды над Самаркандом».
  • П. Загребельный, «Роксолана».
  • А. Ладинский, «Когда пал Херсонес», «Анна Ярославна — королева Франции» (экранизация — «Ярославна, королева Франции»), «Последний путь Владимира Мономаха».
  • Н. Соротокина, «Трое из Навигацкой школы».
  • В. М. Шукшин, «Я пришёл дать вам волю».
  • В. Иванов, «Русь изначальная».
  • Валентин Пикуль. Вокруг его книг при жизни шли жаркие споры (история сведена к опереточным героям и злодеям vs но читать же всё равно интересно!!), да и сейчас они не вполне утихли. Но тем не менее…
  • Алексей Иванов, «Золото бунта».

На других языках[править]

  • «Илиада» легендарного Гомера — чуть ли не первопример.
  • Произведения об Александре Македонском и о Троянской войне, написанные в первые века н. э.
  • В. Скотт — чуть менее чем всё творчество, начиная с «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» и «Айвенго». Считается основоположником жанра в современном его понимании.
  • Д. Ф. Купер, цикл о Натти/Нэтти Бампо. Хотя скорее это кодификатор вестерна, из тех времён, когда Дикого Запада не было даже в проекте и фронтир располагался на канадской границе. Но Семилетняя война таки есть.
  • Разумеется, А. Дюма-отец!
  • Виктор Гюго — «Девяносто третий год», «Человек, который смеется».
  • П. Мериме, «Хроника Карла IX».
  • Внезапно Т. Майн Рид — «Белая перчатка». Да и «Оцеола, вождь семинолов» тоже.
  • Р. Л. Стивенсон — «Чёрная стрела», «Владетель Баллантрэ», «Похищенный» и «Катриона».
  • Т. Готье, «Капитан Фракасс».
  • Марк Твен, «Личные воспоминания о Жанне д’Арк», «Принц и нищий».
  • Г. Р. Хаггард, «Дочь Монтесумы» и «Прекрасная Маргарет». Также «Хозяйка Блоксхолма», «Лейденская красавица», «Эйрик светлоокий» (местами приближается к фэнтези), «Клеопатра»… много на самом деле.
  • А. Конан Дойл: «Белый отряд» и его приквел «Сэр Найджел», «Подвиги» и «Приключения» бригадира Жерара, «Родни Стоун», «Михей Кларк», «Изгнанники».
  • Г. Сенкевич — трилогия «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский»; «Камо грядеши?», «Крестоносцы».
  • Э. Л. Войнич, «Овод», примыкающие к нему «Прерванная дружба» и «Сними обувь твою».
  • Р. Джованьоли, «Спартак».
  • Жозеф Рони-ст., «Борьба за огонь». «Пещерный лев», «Вамирэх». Хотя и о доисторической эпохе. ;-)
  • Венгерский автор Геза Гардони, «Звезды Эгера» — о борьбе с османами
  • Ш. де Костер, «Легенда об Уленшпигеле».
  • Л. Буссенар к концу жизни полюбил этот жанр, причём писал в основном «по свежим следам». Кроме знаменитого у нас в стране «Капитан Сорвиголова» (об англо-бурской войне 1899—1902), на счету «Подвиги санитарки/С Красным Крестом» (о японо-китайской войне 1894-95), «Остров в огне/Пылающий остров» (об испано-американской войне 1898—1901) и «Бессребреник среди жёлтых дьяволов» (о русско-японской войне 1904-05). И к этому ещё надо добавить трилогию о зуавах, включающую «Герои Малахова кургана»/«Жан Оторва с Малахова кургана».
  • Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — с прикрученным фитильком, потому что персонажи объекты, а не субъекты истории.
  • Разумеется, Р. Сабатини — не только «Одиссея капитана Блада», но и, пожалуй, всё творчество.
  • Джек Линдсей, «Беглецы», «Восстание на золотых приисках», «Подземный гром», «Ганнибал».
  • А. и С. Голон, цикл про Анжелику.
  • А. Шперль, «Сыновья Будивоя».
  • Бернард Корнуэлл, цикл про Ричарда Шарпа.
  • Сесил Форестер, цикл «Горацио Хорнблауэр».
  • А. Перес-Реверте, цикл про капитана Приключения капитана Алатристе, ряд произведений про Наполеоновские войны («Гусар», «Мыс Трафальгар», «Тень орла»).
  • Необычный пример (но не знаю куда ещё запихнуть) — в книгах современной детективной писательницы Николы Апсон расследование ведёт Джозефина Тэй (1896—1952), которая прославилась как писательница детективов.

Кино[править]

  • 6-серийный российско-литовский «Марюс» по мотивам романа Казиса Альменаса «Сенокос». Заглавный герой — бастард.
  • «Гардемарины» и другие многочисленные экранизации произведений из списка свыше.
  • «И на камнях растут деревья».

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

Музыка[править]

  • А Городницкий, диск «Река времён» (2008).

Опера[править]

  • В эпоху барокко каждая вторая итальянская опера повествовала о древних исторических событиях, начиная с древних персидских царей вроде Артаксеркса II("Артаксеркс") и заканчивая историями из римской истории вроде сопротивление Катона Цезарю("Катон в Утике").
  • М. Мусоргский "Борис Годунов" и "Хованщина". Обе оперы рассказывают о событиях русской истории: первая - о правлении и смерти царя Бориса Годунова, вторая - смешение разных эпизодов из правления царевны Софьи и начала правления Петра I.


Больше примеров богу кино!