Мифологический декаданс

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
«

Лукоморья больше нет, от дубов простыл и след. Дуб годится на паркет, — так ведь нет: Выходили из избы здоровенные жлобы, Порубили все дубы на гробы.

Ты уймись, уймись, тоска У меня в груди! Это только присказка — Сказка впереди.

<…>

И невиданных зверей, дичи всякой — нету ей. Понаехало за ней егерей. Так что, значит, не секрет: Лукоморья больше нет. Всё, о чём писал поэт, — это бред.

»
— Владимир Семёнович раскрывает тему

Давным-давно трава была зеленее, и в мире водились эльфы, лешие, русалки и прочие странные создания, а волшебники творили чудеса. Но вот наступила эпоха пластика и бетона, с коней пересели на ревущие машины, избушки и замки сменились на жилкомплексы, а люди стали твёрдо уверены, что нет никаких чудес, и это не очень сочеталось с натурой персонажей сказок и мифов. Кому-то пришлось скрыться в совсем глухие леса, кто-то вообще исчез, а кому-то пришлось приспосабливаться под новые условия: ведьмы пересели с мётел на пылесосы, домовые засели за электроплитами, а боги Олимпа стали фоткаться с туристами у Парфенона. Вот это и есть мифологический декаданс.

Собственно, он не обязательно подаётся именно как декаданс (хоть и довольно часто, и обычно используется для слезогонки). Может подаваться и нейтрально, и даже положительно — в качестве воспевания прогресса или как облегчение — «Ну и славно, что этих опасных тварей уж нет».

Главное — чтобы персонажей фольклора (и иногда авторских сказок) как-то затрагивали изменения мира, в связи с чем им пришлось бы исчезнуть, убраться или приспособиться.

См. также Тени былого величия и Антисказка. Если же мифологический декаданс показан не как данность, а в процессе наступления, это называется «магия уходит».

Примеры[править]

Литература[править]

  • Собственно говоря, практически всё фэнтези — магия там хоть и процветает, но раньше была значительно толще, да и многие существа перевелись, вплоть до богов.
  • Редьярд «их британское всё» Киплинг: в той или иной степени почти все сказки из сборников «Пак с холма Пука» и «Награды и феи», особенно — «Бегство из Димчёрча»: дивный народ покидает Британию, спасаясь от войн людей.
  • «Сломанный меч» Пола Андерсона. Когда в Европу приходит христианство, мир эльфов и троллей уходит в небытие вместе с языческими богами. Не сказать, что незаслуженно.
  • «Властелин Колец» — педаль в пол, и чистейший слезогоночный вариант. Описывается конец легендарной эпохи, когда все чудеса уходят из мира людей, и все эльфы уплывают в свою благословенную страну.
    • Педаль в пол — это не столько сам ВК, сколько приложения к нему, описывающие дальнейшую судьбу героев.
      • Да и Силы Тьмы пережили неслабый такой кризис ещё до того, как был повержен Саурон. Раньше и гоблины были гоблинее, и на Чёрном троне сидел аж целый Моргот, у которого Саурон работал чуть ли не управдомом и которого бороть пришлось реально всем миром, да ещё и с божьей помощью, драконы там опять же… А теперь что? Впрочем, тогдашнему Средиземью с головой хватило и этого.
  • «Муми-тролли» — титульные существа, родственники домовых, когда-то жили у людей за печками. Но на смену печек пришло центральное отопление, и пришлось муми-троллям переселяться кому куда. Заглавной семейке повезло обзавестись собственным уютным домиком в сказочной долине.
    • Такая версия была в самой первой книге «Маленькие тролли или большое наводнение». В дальнейших книгах уже считается, что за печками жили предки современных муми-троллей, даже не похожие на них внешне:
« "Должно быть, это ошибка, -- подумал Мумитролль, -- он не может быть моим родственником".

...Но, может, тысячу лет тому назад?"

»
— Волшебная зима
  • Кир Булычёв, «Приключения Алисы» — некоторые так воспринимают Алисину современность по сравнению с Эпохой Легенд, когда в мире царствовала не наука, а магия (подсвечено в книге «Вампир Полумракс», где действует группа сказочных существ-ретроградов).
  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». Волшебники и шкажошные шушества неплохо устроились в учреждении, встроенном в советскую систему.
  • ПЛиО — на момент начала повествования на Вестеросе и ближайших местах Эссоса практически отсутствовала магия и всё ей сопутствующее, и они напоминали обычное средневековье. Но вот из-за Стены на севере уже движутся ужасные Иные, а с востока идёт Дейнерис Бурерождённая с её драконами… Здесь мифы потихоньку возвращаются, но жителям мира от этого не очень-то приятно.
  • «Сага о ведьмаке». Магические существа истребляются ведьмаками, магические расы притесняются правителями людей.
  • «Нарния: Принц Каспиан». С тех пор, как тельмарины, узколобые и ограниченные потомки уголовников, установили в Нарнии своё владычесто, чудеса стали покидать её: говорящие звери частью скрываются в лесах, а частью разучились говорить, гномы смешались с людьми и скрывают своё прошлое, а более волшебные существа, такие, как лесные духи, вообще впали в спячку. Фитилёк прикручен: вернувшийся в Нарнию Аслан возвращает в неё и магию, установив мир между волшебными существами и людьми, которые на это согласны (которые не согласны, были частью убиты в битве у Кургана Аслана, а частью отправлены в изгнание на Землю).
  • «Долгое чаепитие» Д. Адамса — грязные голодные боги ночуют на вокзалах. Судя по тексту, в том мире боги и бездомные — это практически одно и то же (когда богов/героев собирают в Вальгалле, бомжей нигде не видно).
  • «Марсианские хроники» Брэдбери. Оплакивание былого величия марсианской цивилизации.
  • Роберт Шекли «Бухгалтер» — сынок протагониста не желает быть колдуном, а желает быть бухгалтеромКак выясняется в финале, Бухгалтер — дух посильнее этих ваших демонов ада.
  • Роберт Хайнлайн «Магия, Inc.»
  • Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона» — скорее антисказка (хотя местные чистокровные эльфы — те ещё снобы-декаденты).
  • Н. Гейман «Американские боги» — полузабытые боги вынуждены влачить жалкое существование: ведь бог жив (и преуспевает), только пока люди в него верят. Ну, хотя бы помнят.
  • Жан Рей, «Мальпертюи» — тоже о сумерках богов.
  • Хорхе Луис Борхес, новелла «Рагнарёк»:
  • И. С. Тургенев, «Нимфы» (стихотворение в прозе).
  • Роберт Силверберг «Когда нас покинули мифы» — неимоверно далёкие потомки развлекаются, вызывая из прошлого богов и героев. Позже им это надоело, и всех гостей отправили восвояси. А ещё чуть позже явились некие захватчики со звёзд, а защитить потомков, давно разучившихся воевать, не пожелал никто.
  • Ирина Сергиевская «Кариатида» — ожившая в позднем СССР кариатида мстит пренебрегшему ею Аполлону. Но Аполлон — хоть и пошлый парковый статуй, а связан с тем самым олимпийским богом.
  • Андрей Саломатов, «Путь птиц или дорога чуда» — история переселившегося в Страну Снов Домового. Дворец, в котором он обитал, снесли, а в новый его в лапте на веревочке перевозить никто не пожелал.
  • Метавселенная Рудазова, даром что очень любит родственный троп, с этим демонстрирует мощную аверсию. Да, магов на Земле остались считанные десятки, а архимаги, похоже, перевелись вовсе (хотя как знать, что вырастет из потомства Креола?), большая часть разумных нелюдей и фэйри либо истреблена, либо собрала манатки за Кромку, а языческие боги утратили паству и почти не проявляют себя… но мелкие божки по-прежнему царствуют в лесах, реках и даже городах (должность высотника, то есть духа целой многоэтажки, очень почётна для домового), призраки мало-помалу формируют тот свет в соответствии с актуальными представлениями, да и соседство с такими насквозь волшебными мирами, как Каф или Парифат не даёт Организации сидеть сложа руки.

Фанфики[править]

  • Наталья и Борис Жуковы «Экскурсия» — любопытный фанфик по Властелину Колец. В Средиземье — благополучный XXI век (или его аналог по уровню развития), в Гондоре по-прежнему правят потомки Арагорна, а по маршруту Фродо (от Минас Тирита до Ородруина) водят экскурсии. Хоббиты и гномы в наличии, орки — нацменьшинство в Мордоре, Гондоре и Изенгарде (теперь безопасные, но отвратительные повадки сохранили). К слову, последние считают себя людьми и обижаются на слово «орк». Из всего, что в оригинале было высокопарным/прекрасным/величественным/чудовищным понаделали развлечений и брэндов (духи «Орофарнэ», питомник пауков-птицеедов на месте Кирит Унгола (да, он называется «Уютный Унголок»), магазин обуви «Хоббит» и т. п. Представляете, каково прогуляться по такому «Мир изменился» для оставшегося в Средиземье Келеборна!
    • Сиквел «Зелёный друг» тянет на противотроп: методами генной инженерии главный герой возвращает энтам женщин.

Кино[править]

  • «Чародеи» — домовой переквалифицировался в вагонного.
    • Вот только герой лишь изображал из себя домового-вагонного, а как обстоят дела реальных домовых — не сказано. Возможно, Ковров этого «вагонного» и вовсе выдумал, чтобы создать приемлемую легенду для Брыля.
  • «Реальная сказка» — сказочные персонажи переселились в реальный мир, понимая, что люди перестали в них верить. Василиса Премудрая стала учительницей, Леший — бомжом, Иван-дурак — отставным ВДВшником, Синдбад-мореход — дальнобойщиком, любитель злата Кощей Бессмертный — олигархом, богатыри — его охраной.

Телесериалы[править]

  • Зигзаг в «Библиотекарях» — в ходе сюжета распечатывают линии, по которым в мире раньше текла магия.

Мультфильмы[править]

  • «Домовёнок Кузя» — деревни пустеют, приходится и домовым переселяться в города…
  • «Дядюшка Ау» — последний из мультфильмов. Города так активно растут, что и леший в итоге оказался «сначала на окраине, потом в пригороде, а потом в самом центре», неизвестным образом переместившись из ветхой избушки в современную городскую квартиру. Всю серию бедолага не без труда пытается приспособиться к новому миру, а в финальных титрах поёт меланхоличную песню, в которой выражает надежду, что прогресс не заставит людей забыть старые сказки.
  • «Как приручить дракона», финал франшизы — драконы вынуждены навсегда переселиться в Скрытый мир. Возможно, однажды маятник качнётся в правильную сторону и люди станут менее жестокими, что позволит им вернуться к людям.
    • Точнее, финал был бы сабжем, если бы в остальных частях франшизы нам не рассказывали о том, насколько мир драконов огромен и разнообразен. В Скрытый мир переселилась лишь малая толика драконов из всех существующих.

Мультсериалы[править]

  • «Любовь, смерть и роботы», новелла «Доброй охоты» — по мере того, как стимпанк-технологии стали вытеснять магию, кицуне потеряли способность превращаться в лис. Те, что ещё остались.

Манга и аниме[править]

  • Манга «Ника» от комиксиста Богдана: загадочный Мастер со своей зловещей Канцелярией вынашивают тёмные планы… вернуть на Землю чудеса и магию.
  • Берсерк — в начале повествования даже могучие Апостолы скрывают от людей своё существование, а магия и чудеса имеют репутацию бабкиных сказок. Но по ходу повествования героям приходится встречаться сначала с троллями, ведьмами и нежитью, потом с магами и волшебными монстрами, а в последнем вышедшем томе антагонист соединяет реальный мир с астральным, возвращая легенды к жизни, а герои прибывают на остров фей и волшебников.

Видеоигры[править]

  • Touhou Project — причиной создания Генсокё и отделения его от остального мира барьером стало как раз то, что из-за научно-технического прогресса люди перестали верить в сверхъестественное, чем поставили под угрозу существование ёкаев. Пришлось тем изолироваться в отдельном небольшом мире, заодно прихватив с собой одну забытую горную деревню, дабы всегда были люди, верящие в сверхъестественное (и ёкаи следят за тем, чтобы эти уж точно остались в суеверном средневековье).
    • Причём, что интересно, технологии сами по себе сверхъестественным существам совсем не мешают, и внутри Генсокё многие не брезгуют ими пользоваться: дух старинного барабана переселяется в современную барабанную установку, солнечное божество используют в термоядерном реакторе, горная богиня строит людям канатную дорогу в свой храм, тэнгу пользуются техномагическими фотоаппаратами, а каппы вообще занимаются реверс-инжинирингом человеческих технологий из Внешнего мира. Только вот в глазах застрявших в средневековье людей это всё только усиливает их сверхъестественность.

Настольные игры[править]

  • Mage: the Ascension: в древности в мире царила Эпоха Легенд, когда во множестве культур была крепко укоренена мифологическая картина мира, и, соответственно, магия и магические существа были обычным делом. Но маги стали враждовать между собой, причиняя ущерб и простым людям, поддержки среди которых добился в конечном итоге Орден Разума, использовавший в качестве магии науку и распространявший её в народе. В результате Орден Разума победил, стал Технократией и изгнал из мира всю мистику, превратив его в реалистично выглядящий сеттинг, в котором маги вынуждены шариться по углам и шарахаться от Парадокса, который ударит по ним, если они не будут маскировать магию под естественный ход вещей.
  • Dungeons and Dragons — после смерти богини магии Мистры таким стал мир Forgotten Realms. Тысячи магов погибли или сошли с ума, а остальные десять лет не могли освоить даже простейшие заклинания. Конечно, потом Мистра вернулась, но былых высот магия уже не достигнет.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий — «Лукоморья больше нет» (см. эпиграф), «От скучных шабашей смертельно уставши».
  • Тимур Шаов — «О кризисе древнегреческой государственности». Очень прозрачная сатира на ельцинскую Россию и её правяшую верхушку.
    • И его же «Сказки нашего времени».
  • «Аквариум» — «Древнерусская тоска»: там чёрт знает чем занимаются персонажи былин:
«

Добрыня плюнул на Россию и в Милане чинит газ, Алёша, даром что Попович, продал весь иконостас. Один Илья пугает девок, скача в одном носке…

»
— Последнее — не то На тебе!, не то оммаж Энтони Кидису.
  • The Dartz — «Переверни страницу». Фольклорные персонажи прочно вписаны в унылый однообразный быт, хотя повествуется об этом с изрядным юмором.