Эпическое фэнтези

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Starcraft 2 — дистиллированное эпическое фэнтези. Сражения великих армий в масштабах вселенной, и герои с большой буквы, воюющие против зла из бездны. А хотелось просто в стратежку погамать… »
« Теперь я знаю, что нет ничего благороднее, чем стремление к миру. Но чтобы сохранить его, ты должен сражаться. »
— Вариан Ринн раскрывает суть жанра, «WoW: Legion»

Эпическое, оно же высокое фэнтези — поджанр фэнтези, так-то. Особенностью этого поджанра является то, что в качестве основного двигателя сюжета выступают битвы между добром и злом и спасение мира.

В отличие от более простецкого героического фэнтези, здесь героям просто так не дадут решить свои проблемы. Только собираешься хлебнуть эля в таверне — как на пороге уже воют и визжат Чёрные Всадники. Только найдешь сокровище — как охраняющему его дракону шлея под хвост зайдет, и он полетит испепелять город. Только решишь спасти какую-нибудь скудно одетую намасленную девчонку — как обнаружишь, что их здесь нет, а есть только пафосные королевы, переодетые в мужские доспехи бой-бабы и мамаша Гренделя, но она не считается. Только, устав от всего этого, решишь прилечь на траву и отдохнуть, как тут этот старикан в сером, вроде Зизитопа, только в шляпе, посохом тычет и сурово упрекает — не время отдыхать. И от спасения мира и сражения со злом никак отвертеться не получится!

В общем и целом, эпическое фэнтези отличает огромный размах. Зло — черное, скрежещущее зубами, нависающее над миром и изрыгающее орды тёмных народов. Добро — возвышенное, мудрое, но не без кулаков. Мечи звенят, кони ржут широкими фронтами, битвы за будущее мира гремят одна за другой. Герои — короли и принцы, мудрецы и маги, а также один-два обязательных наивных простачка с великой миссией. И эта обязательная великая миссия с мизерными шансами на успех — ключ к победе над злом. В общем, всё по формуле профессора Толкина, который и стал кодификатором жанра. Но не первопримером — часто забывают, что все эти элементы (тёмный властелин, спасение мира, масштабные битвы, квест за кащеевой смертью и т.п.) были в «Часе дракона» Роберта Говарда, единственном романе про Конана, хоть его и принято относить к «героическому» фэнтези вместе с остальным циклом.

Впрочем, Профессор получил чистое для анализа, идеальное лабораторное высокое фэнтези. Существуют более разбавленные образцы, сочетающиеся с героическим или низким фэнтези. Например, может отсутствовать Чёрный Властелин и черно-белая мораль (например, в «Песни льда и пламени»). Могут быть слабо представлены силы сверхъестественного. Может присутствовать и элемент тёмного фэнтези, когда, к примеру, силы добра оказываются не совсем тем, чем хотят казаться (например, в TES 3: Morrowind ни одна из сил, претендующих на звание добра, таковым по сути не является, а вся эвкатастрофа в конечном итоге оказывается вовсе не «эв»).