Ирка Хортица

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Ирка Хортица — суперведьма!», также издававшаяся под названием «Ирка Хортица — наднепрянская ведьма» (только первые 6 книг - они были и на русском языке, и на украинском; остальные книги - только по-русски) — серия подросткового фэнтези за авторством дуэта Илоны Волынской и Кирилла Кащеева. Задуманная как «наш [в данном случае — украинский] ответ Гарри Поттеру», серия уже в первой книге довольно далеко отступает от клише этого своеобразного жанра, отказываясь, например, от традиционной школы магии. Трио главных героев живёт в обычном городе Запорожья (на самом деле нет - действие происходит в Днепропетровске, на что указывают некоторые упоминаемые названия улиц, памятников и даже супермаркетов; а до Запорожья герои, когда им понадобилось добраться на остров Хортица, добираются на поезде несколько часов), разбираясь в нежданно-негаданно свалившихся на них проблемах волшебного мира, к которому они отныне принадлежат. Постепенно детишками, в особенности протагонисткой Иркой, начинают интересоваться всё более и более серьёзные силы, и каждый раз им приходится прилагать всё больше усилий, чтобы выпутаться из очередной переделки.

От множества сходных работ «Хортица» выгодно отличается сюжетом отдельных книг и всего цикла, не скатывающимся ни в экшн-понос, ни в любовный рак, а также проработанным сеттингом на основе украинской мифологии и народных магических традиций. К 2020 г. серия завершена и насчитывает 14 книг, которые можно условно поделить на несколько сюжетных арок. В скобках указаны все варианты названия, под которыми выходила та или иная книга (разнобой названий возник из-за выхода в трёх издательствах с разными обложками):

  • Книги 1-4. Становление героев, раскрытие ими сюжетно значимых деталей об устройстве магического мира. Появление большинства сквозных персонажей.
    • Фан-клуб колдовства (Сезон охоты на ведьм).
    • Ведьмино наследство (Ведьмин дар).
    • Цена волшебства (Колдовство по найму).
    • Ведьмино наследство (Остров оборотней).
  • Книги 5-7. Визит в Каменец-Подольский для участия в магическом квесте. Практически филлерная арка, в которой, однако, появляется пара интересных заделов на будущее.
    • Колдовской квест (Игры по-взрослому / Невеста на закуску).
    • Магия без правил (Ведьмин круг).
    • Воин сновидений (Дикая охота / Апокалипсис отменяется).
  • Книги 8-10. Разборки с нечистью в родном городе, появление в сюжете драконов и Ирия. Постепенно нарастающее напряжение и происходящее на его фоне взросление героев.
    • Тень дракона.
    • Повелительница грозы.
    • Гость из пекла.
  • Книги 11-14. Выход «драконьей» линии на первый план, противостояние с Прикованным, межмировые политические игры, гранд-финал. Ближе к концу, естественно, стягивается большинство персонажей предыдущих частей и стреляют заботливо повешенные ружья.
    • День рождения ведьмы.
    • Спасти дракона.
    • Долг ведьмы.
    • Выбор ведьмы.

Персонажи[править]

Главные герои[править]

  • Ирка Хортица, протагонистка. На начало повествования — двенадцатилетняя девочка из неблагополучной семьи (папа исчез ещё до рождения дочки, мама уехала на заработки в Германию и, похоже, не собирается возвращаться). Живёт с бабушкой по маминой линии в совершенно деревенском доме-развалюхе на территории города. Нелёгкое детство выработало у Ирки весьма бойкий характер — и за словом в карман не лезет, и рукоприкладством не погнушается. Тем не менее, как и положено главной героине, добра и сострадательна — любит маленьких детей и животных, всегда готова прийти на помощь даже малознакомым людям (и нелюдям), если видит, что они в ней нуждаются. В первой книге выяснилось, что Ирка является рожденной ведьмой, то есть от природы обладает мощный колдовским Даром, который она до последней книги долго и старательно учится использовать. Несмотря на обретённую силу, имеет кучу комплексов насчёт своего финансового и семейного положения, от которых избавляется далеко не сразу. На обложке первой книги нарисована рыжей (не иначе как под влиянием других рыжих ведьм), но вообще-то черноволосая и зеленоглазая и, хотя поначалу на этом внимание не акцентируется, очень привлекательная.
    • В четвёртой книге выясняется, что девочка ещё и оборотень - время от времени Ирка начинает частично превращаться в борзую собаку. Виновата оказалась наследственность - её отцом был славянский бог Симаргл, а по совместительству родоначальник и покровитель всех перевёртышей. К концу книги Ирка овладевает новой силой, научившись по собственному желанию принимать облик обычной или крылатой борзой.
    • Ближе к концу серии начинает распутываться хитрый клубок интриг и интересов, стоявший за рождением и воспитанием Хортицы. То, что девочка является своего рода Избранной вряд ли удивит знатоков жанра, но раскрыта тема довольно необычно.
  • Танька (Татьяна Николаевна), лучшая подруга главной героини. Несмотря на разницу в общественном положении (Танька — дочь очень обеспеченных родителей), общалась с Иркой абсолютно на равных. Неизвестно, впрочем, смогла бы их дружба продолжиться после раскрытия Иркиных способностей, если бы уже во второй книге Танька не получила передачу Дара от умирающий ведьмы Ольги Вадимовны, что уравняло её по возможностям с рожденными ведьмами. По колдовской силе уступает подруге, но берёт своё за счёт ума, эрудиции и деловой хватки — выступает в команде как штатный умник и как личный Иркин менеджер, направляя энергию идеализма Хортицы в нужное (и прибыльное) русло. Поначалу выглядит застенчивой и неуверенной девочкой (в частности, очень страдает от некоторой излишней полноты), однако по ходу сюжета становится гораздо сильнее и увереннее. На контрасте с подругой — голубоглазая блондинка.
    • В третьей-четвёртой книге случайно обзаводится электронно-магической копией своей личности по имени ВедьмаТанька, живущей в Интернете. Когда с программой удаётся найти общий язык, та начинает помогать героям в поиске и систематизации данных из Сети, а также лихо управляет любой электроникой. Характер у ВедьмыТаньки, в отличие от оригинала, совершенно раскрепощённый. Например, она не стесняется флиртовать с Богданом и Айтом в присутствии их девушек.
  • Богдан, Иркин друг со времён детского сада. Сын четы ролевиков, так что воспитание и круг интересов имеет своеобразный. Фанатеет от фэнтези в любом его проявлении, так что был исключительно доволен, когда фэнтези начало происходить вокруг него. Ровесник девочек, но для своего возраста прекрасно физически развит — чемпион области по историческому фехтованию, хорошо стреляет из лука и не только. По характеру пофигист и раздолбай, хотя может быть вполне серьёзным. Поначалу выступает как простой крутой смертный, но во второй книге оказывается здухачом — воином сновидений, способным во сне выходить из тела и сражаться со всякой нечистью. С самого начала настолько демонстративно грызётся с Танькой, что догадливый читатель сразу понимает, к чему всё идёт.
  • Айтварас Жалтис Чанг Тун Ми Лун Рюдзин Ватацуми-но Ками, он же, для краткости, Айтдракон, сын Табити Змееногой, и Иркин парень. Появляется в восьмой книге. Скроен будто бы по методичке из тематической статьи: молод (по драконьим меркам), красив, загадочен, является одним из четырёх Повелителей Стихий (Великий Дракон Воды), сказочно богат, умён, саркастичен и так далее. При этом существует не только для романа с Иркой, но и сам энергично двигает сюжет «драконьей» ветки. Закономерно нравится Ирке с Танькой и не нравится Богдану. При всём букете достоинств, не лишён типичных для дракона недостатков — склонности к многоходовым интригам, лёгкого высокомерия и нифига не лёгкой самоуверенности, которая пару раз чуть не оказалась роковой.

Второстепенные персонажи[править]

  • Бабка — собственно, Иркина бабушка со стороны матери. Воспитывала главгероиню с детства, и именно от неё Ирка унаследовала энергичный характер, причём в довольно смягчённом варианте — умение пошуметь и поскандалить на ядрёном русско-украинском суржике у бабки доведено до ранга высокого искусства. Несмотря на это, готова горой стоять за внучку, когда той что-то угрожает. Обожает бразильские сериалы, во время просмотра которых не отходит от телевизора. По словам бабки, до неё Иркиным воспитанием занималась другая бабушка, Елизавета Григорьевна, и именно от неё героине достался полный подвал ведьминских принадлежностей, включая тетрадочку с заговорами. И это кажется вполне приемлемым объяснением, пока не выясняется, кто был Иркиным отцом… Елизавета Григорьевна — мать бога Симаргла? Да нет. Бабка врёт и не краснеет — она и есть Хортица Елизавета Григорьевна, бывшая ведьма-хозяйка, сменившая внешность и образ жизни, чтобы уберечься и уберечь Ирку от некоторых враждебных сил. Она исподволь готовит девочку на роль своей преемницы, и она же дала Ирке её фамилию, чтобы подчеркнуть её принадлежность к династии хортицких ведьм-хозяек.
  • Рада Сергеевна, робленная (сделанная) ведьма, антагонист первой книги. Полная женщина средних лет с пристрастием к голубому цвет в одежде. Пыталась использовать Ирку, чтобы избавиться от конкурента по бизнесу, но недооценила девочку. В отличие от обычных робленных, довольно сильна в колдовстве и действует по собственной инициативе, а не по указанию хозяина. Дальнейшие подробности о её личности и мотивации — жирный сюжетный спойлер.
  • Оксана Тарасовна, взрослая рожденная ведьма, живущая в том же городе, что и Ирка. Выглядит как сравнительно молодая (и очень ухоженная) женщина, однако на деле старше, чем кажется. Умна, коварна и безжалостна, готова пойти на многое ради укрепления своей власти, но при этом умеет оценить, когда её превосходят в силе. Во второй книге на пару со Стеллой и при поддержке своего ковена робленных ведьм гоняла Ирку и Таньку, чтобы отобрать у последней переданный Дар. По итогу конфронтации временно лишилась робленных и признала за Иркой права ведьмы-хозяйки, перейдя из противников в категорию «ненадёжных союзников, к которым лучше не поворачиваться спиной».
  • Стелла, старейшая из действующих наднепрянских ведьм. Внешне кажется энергичной полной тёткой «под пятьдесят», в действительности ей, скорее всего, за сотню. Заклятая подружка Оксаны Тарасовны, обладающая похожим набором жизненных приоритетов, но поглупее. Как и Оксана, набирает робленных ведьм, однако рекрутирует не девочек из влиятельных семей, а пенсионерок, которых легче контролировать.
  • Ментовский Вовкулакаоборотень в погонах, в буквальном и переносном смысле, майор милиции и глава стаи волкодлаков. Готов за хорошее вознаграждение и подработать на стороне, и подзакрыть глаза на некоторые неблаговидные делишки всяких там ведьм, но всё-таки по мере сил старается защищать закон и порядок на своей территории. Вдобавок, очень полезен обеим сторонам как посредник между сверхъестественным сообществом и официальными властями. А способности оборотня позволяют ему участвовать в самых рисковых спецоперациях — бандиты редко готовятся применять против спецназа серебряные пули.
  • Кот (в поздних книгах получает имя Мак) — здоровенный трёхцветный котяра, Иркин фамильяр. Попадает к ней в самой первой книге, но долгое время остаётся в статусе просто кота, несмотря на явно демонстрируемые признаки разума и магические способности — например, умеет ходить сквозь стены. На самом деле ещё более не прост, чем кажется.
  • Табити Тиамат Хубур Нюй-Ва, Предвечная и Изначальная — мать драконов, но не Дейнерис, а та самая Тиамат. Когда-то давно потеряла божественный статус, однако до сих пор правит Ирием и своими потомками-драконами. Своим поведением посылает весьма противоречивые сигналы, так что даже старейшие из драконов далеко не всегда могут понять, что у матушки на уме. По сюжету предпринимает действия, направленные против Хортицы, но можно ли считать её антагонистом — большой вопрос.
  • Прикованный. Вроде бы главный антагонист всего цикла, задумавший погубить и драконов, и людей. Находится в Мёртвом Лесу в Ирии, иногда высылает армии неживых полулюдей-полузверей для атаки Драконьих Пещер, а также отправляет своих агентов в человеческий мир. Кто такой и чего хочет на самом деле — ещё один жирный сюжетный спойлер.

Группировки и фракции волшебного мира[править]

  • Ведьмы — основная категория людей, владеющих магическими способностями. Образуют локальные группы (ковены), во главе каждого из которых стоит ведьма-хозяйка. Не придерживаются каких-то строгих законов, но стараются поддерживать Маскарад и не только скрывать от людей мир волшебства, но и защищать их от самых крупных сверхъестественных угроз. Делятся на робленных и рожденных. Вторые сильнее и могут самостоятельно выбирать между добром и злом, в то время как робленная ведьма всегда будет использовать силу во зло. Кроме ведьм и чаклунов (колдунов), так сказать, общего профиля, существуют более мелкие локальные или профессиональные группировки — западноукраинские мольфары, колдуны-шахтёры скарбники, денежные маги-инклюзники и так далее.
  • Оборотни — бывают нескольких видов, делятся на отдельные стаи. В серии мы видим стаю волков-оборотней под руководством Ментовского Вовкулаки и их соперников-соколов. Все виды оборотней человеческого происхождения (как волки и соколы, в отличие от змей и жаб) некогда получили свою силу от Симаргла, и поэтому крайне почтительно относятся к нему и его потомкам. Будучи людьми по происхождению, наднепрянские оборотни чаще всего не причиняют вреда сородичам (иногда даже защищают), хотя в исторические времена бывало всякое. Как показала практика, хорошо работают в тандеме с ведьмами.
  • Черти — традиционные до последней шерстинки на хвосте, с рогами и копытами. Жили на Земле ещё до появления людей. Позже захотели людей извести, но за тех заступились боги. Большую часть чертей бог Чур заточил в Пекло, а оставшиеся прикладывают все усилия, чтобы туда не попасть. Для этого чертям органически необходимо делать людям всякие пакости, а желательно ещё и выманивать у них души. Поэтому хороших чертей в сеттинге не существует, максимум — справедливые, творящие зло только плохим людям. Черти обладают мощными магическими способностями, но связаны целым рядом ограничений, которые обычно не позволяют напрямую причинять людям вред, если человек каким-то словами ли поступками не откроет им дорогу.
  • Богатыри — стерегут границу между нашим миром и Ирием. Начиналось всё в исторические времена с отдельных богатырских застав в тех местах, где мир драконов теснее всего соприкасался с нашим, однако в нынешнюю эпоху глобализации богатырская стража — международная организация со своими региональными отделениями, бюрократическим аппаратом и дочерними фирмами. Собственно, богатыри являются своего рода людьми-плюс, нечеловечески сильными, быстрыми и биологически бессмертными, многие из которых имеют долю драконьей крови в жилах (но бывают и другие, например, богатыри-оборотни). Всю богатырскую стражу возглавляет Волх Всеславич, заставой на Хортице командует Мыкола Змиевич.
  • Драконы — дети Табити-Змееногой. Правят Ирием, параллельным Земле миром вечного лета. Делятся на крылатых драконов лун (дети Табити) и мин (потомки лун от браков с другими видами), бескрылых змеев ямм и антропоморфных ящеров сэв. Кроме них, в Ирии проживает ещё огромное множество разумных видов, включая вымерших на Земле мифических существ (начиная с банальных кентавров и заканчивая каким-нибудь довгомудом или морским волом) и некоторое количество людей. Тем не менее, вся власть в Ирии принадлежит именно драконам и никому другому. Когда-то змеи правили и Землёй, но богатыри, ведьмы и технический прогресс позволили покончить с господством иномировых колонизаторов. Естественно, отношение драконов к людям (и в целом к текущему положению дел) очень сильно варьируется.

Тропы и штампы[править]

  • Анимагия — ведьмы умеют перекидываться во множество разнообразных форм, причём даже не обязательно в живых существ, с помощью мочального круга. Наиболее полно этот навык демонстрирует Рада Сергеевна, оборачиваясь кошкой, крысой, клубком шерсти, огненным колесом и стогом сена.
  • Анимешная внешность - у некоторых обитателей Ирия в человеческом облике. Например, у Повелительницы Грозы широченные волосы до пола (которыми, однако, она вечно цепляется за что-нибудь) и невероятно правильные черты лица, хотя особо подчёркнуто, что совсем не "идеально-кукольные". У Лаумы от природы волосы двух цветов - синего и красного, и столь же противоречивый характер (и внешность - появляется она в зависимости от настроения то девушкой, то старухой). Великий Огненный и Великий Воздушный дракон обладают вполне соответствующей аниме внешностью (зато Великие Водный и Воздушный - нет). А ещё царевна-лягушка в какой-то мере.
  • Адская гончая — ярчуки, псиглавцы (хотя эти не полностью собачки) и разные мифологические собаки, призванные Ганной Николаевной во время ведьмовской дуэли с Иркой.
    • Ирка в последних книгах тоже не отстаёт, постепенно (сначала изредка удавалось в аффекте) научившись "стрелять" магическим огнём в облике борзой. Для видевших выглядит это страшнее собаки Баскервилей. А в мире Ирий, поскольку там есть разумные животные, она и заклинаниями в собачьем теле пользоваться начала! Хоть и после подсказки своего кота.
  • Адский папашау Симурана был хороший шанс им стать, если бы Ирку не спрятала её бабка. Сама Ирка, встретившись с Симураном и осознав перспективы того, что ждало её в детстве, попади она ещё младенцем к отцу, про себя сказала, что то полунищее существование, которое она с бабкой вела, ещё не самый плохой вариант.
  • Альтернативный источник силы — основными пользователями магии являются ведьмы и чаклуны (колдуны), но, кроме них существуют драконы и их полукровки (умеющие управлять стихиями), робленные ведьмы, получившие силу из чужих рук (от настоящей ведьмы или какой-нибудь нечисти), а также узкопрофильные специалисты в одной магической дисциплине (иногда могут получить способность через ритуал) — здухачи, скарбники, инклюзники, характерники, оборотни
  • Арсенал Чехова — целая охапка чеховских ружей появляется в книге «Спасти дракона» под видом туристического автобуса, отправившегося на экскурсию в Ирий. Дабы избежать спойлеров, скажем лишь, что на автобусе не приехало ни одного лишнего или случайного челове… персонажа.
  • Ассасин и одновременно ниндзя — род чёрных котов — убийц драконов Корат Си Сиват.
  • Астральная проекция — Богдан — здухач. Во сне покидает свое тело, обретает недюжинную силу (одной рукой способен орудовать двуручным мечом) и скорость, может превращаться в вихрь. В отличие от других здухачей, умеет находить свое спящее тело, даже если его перенесли, а благодаря зачарованному подругой-ведьмой брелоку способен оперативно заснуть в самой нерасполагающей атмосфере.
    • В фольклоре южных славян здухачи — люди или даже животные, способные во сне «выходить» из тела и оборачиваться вихрем, чтобы сражаться со всякой нечистью. Считались хорошими и справедливыми существами, защищающими простых селян и их поля; некоторых знаменитых людей всерьез считали здухачами. Если перенести тело спящего здухача в другое место, душа рискует не найти дороги обратно.
    • Астральная проекция, не призрак — Богдана в его бестелесной форме пару раз принимают за привидение.
  • Аура невидимости — так работает магия отвода глаз: люди смотрят куда угодно, но не на ведьму, не замечая её, даже если она стоит прямо перед ними — но только пока та молчит.
  • Банда девочек — робленные Оксаны Тарасовны. Ведьма набирает себе учениц из богатых и влиятельных семей, так что по отдельности каждая из её воспитанниц тянет на альфа-суку, а уж все вместе — сущее стихийное бедствие. Даже те из них, кто изначально был не так уж плох, стремительно становятся хуже под воздействием магии, наделяющей робленных ведьм силой.
  • Бафосное имя («Тень дракона»). Героиня с подругой отправились гадать на суженного — всего-то и нужно, что встать на перекрестке с кастрюлей борща и позвать свою долю. Имя первого встреченного после гадания и будет именем жениха. Но первый встречный почему-то на вопрос об имени стал рассказывать, что родился в год, когда Гагарин в космос полетел… Одна из девочек предположила, что его зовут Юра. Не-а. Его, пытаясь зашифровать фразу «Ура, Юра в космосе», назвали Уюркос. Уюркос Петрович.
    • Чуть позже понимаешь, что магия честно старалась. Но вот не нашлось в городе человека по имени Айтварас Жалтис, что поделать. Пришлось обойтись Уюркосом.
  • Бета-пара — Танька и Богдан примерно с середины цикла.
  • Благонамеренный экстремист — Прикованный, педаль в пол. Он же Иркин отец, Симуран-Симаргл, бог природы. Озлобился на человечество (последней каплей стало поведение матери героини, так и не решившийся сказать Симурану, в которого была влюблена, что беременна, плюс интриги его жрицы, которая ненавидела мать Ирки) и решил извести род людской, за что богиней Табити-Тиамат Змееногой, правительницей Ирия, был посажен в клетку, где озлобился окончательно и захотел заодно проредить и её детей-драконов. В последней книге цикла, когда он показывал дочери, что люди творят с планетой, его даже понимаешь.
    • И тут же его зелёная басня - но неудачная с точки зрения героев: либо человечество уничтожат, что обязательно очень плохо скажется и на Земле, и на Ирии; либо уничтожат весь Ирий, а соседство с мёртвым миром ужасно повлияет на Землю. Выход находят, но способом, неприятным как для Ирки, так и для Прикованного: связать их кровью. Если бывший Прикованный попытается сделать хуже человечеству, то "магическая верёвка" на основе крови всех людей остановит его. Если люди сделают много плохого природе, пострадает уже Ирка.
  • Боевая пара — Ирка и Айт, Богдан и Танька. А в финальной битве таких вообще немерено (как вам, например, боевой дуэт Вольха Всеславича и Табити?).
  • Большая крутая кошка — Старший кот Ирусан, является тотемным олицитворением всех кошачих, тигров и львов в том числе.
  • Бригада амазонок — ягишни, дочери Бабы Яги со своей матерью.
  • Ведьма. Подавляющее большинство персонажей-людей с магическими способностями «в кадре» — именно ведьмы (неизвестно, впрочем, особенность ли это сеттинга в целом или специфика конкретно наднепрянских земель). Владеют самой разнообразной магией, от примитивной возни с травками-оберегами-наговорами до ритуалов впечатляющей силы. Фатальная слабость ведьм в этом смысле — время и материальные компоненты, необходимые для любого серьёзного колдовства. Поэтому в боевом плане ведовство, как правило, уступает более узкоспециализированным способностям магов-мужчин (характерников, здухачей, оборотней) и элементальной магии драконов.
  • Вознесение на высший уровень существования - такое может быть у драконов (если умирает Великий дракон какой-нибудь стихии, тот, кто сможет удержать разъярившуюся стихию, становится Великим). Кроме того, у ползучих ящеров-ямм существует легенда о том, что ямм станет летучим драконом, если в 100 лет сумеет проплыть вверх по водопаду. Неоднократно подчёркнуто драконами, что легенду эту в буквальном смысле понимать будет только дурак, но многие ямм на это польстились и вступили в заговор ТОМД. А в переносном смысле "проплыли вверх по водопаду" в самом конце два ямм (для этого потребовалось самопожертвование ради спасения детёнышей дракона и предотвращения вторжения Мёртвого леса в Змиевы Пещеры. И эти столетние ящеры стали дракончиками-младенцами).
  • В своём праве — Адельсод Эбони Бритиш, когда требует казнить Иркиного кота Мака («Долг Ведьмы») потому, что он посмел: «… поднять зуб и коготь на черновельможное котство!». Тут требуется пояснение: Иркин кот имеет пеструю окраску, а в сообществе котов Ирия пестрые коты имеют статус схожий со статусом индийских парий (педаль в пол — им даже имена не положены), а одноцветные коты являются аристократией. Мак совершил преступление, напав на чистоцветную кошку, несмотря на то, что она была наёмной убийцей, которая была послана убить змеицу царского рода. Тут Айт вынужден признать, что требования Адельсода вполне законы (что подсвечивается и самим Айтом), и что даже он тут ничего поделать не может.
  • Волки — враги собакзигзагом. С одной стороны, Ментовский Вовкулака и его стая явно не в ладах с собаками. В начале цикла он даже помогает одной ведьме против других потому, что те хотели заставить его отдать пленницу псоглавцам. «Чтобы волк собакам косточки подносил?». С другой стороны, все оборотни когда-то получили свою силу от Крылатого Пса — бога Симаргла, и до сих пор питают к нему нешуточное почтение.
  • Волчий пастырь — полисун, представитель нечисти, «выпасающий» стаю волков на полях сражений. Одно из заданий магического квеста («Магия без правил») — добыть принадлежащий ему рог, который потом пригождается в дальнейшем прохождении.
  • Выходец с того света — вся здешняя нежить, скопом классифицируемая как заложные покойники. Возникают в результате «неправильной» смерти и/или нарушения похоронных обрядов. Чаще всего вредоносны (самые вредные называются упырями или опыряками), но бывают и относительно неплохими личностями (как покутники, после смерти получившие возможность искупить прижизненный грех). Поскольку нежить имеет духовную природу — возникает из «тёмной половины» души, остающейся на Земле после смерти — пытаться уничтожить её физическими средствами абсолютно бесполезно, да и магия помогает далеко не всякая и не всегда.
  • Вредная кошка — Иркин кот не прочь стащить из холодильника замороженную курицу.
  • Верность до конца — начальник стражи Айта Шен был агентом под прикрытием в ТОМДе и был готов дать себя убить, лишь бы заговор был раскрыт. Когда все выяснилось, то на замечание подружки Дины, что её госпожа могла его убить, он ответил, что смертельный риск на службе Великому Водному — часть его обязанностей.
  • Глаза переменного цвета — у Айта в человеческом облике глаза меняют оттенок в зависимости от его настроения (в диапазоне синего, серого и голубого).
  • Говорящее имяу Тео. Его человеческие имя-фамилия — Тео Фелл, от слова «Teufel» — «чёрт» по-немецки.
  • Двойной агент — ой, много их…
  • Дебри посреди города - Ирка с бабкой живёт в балке (заросшем овраге) в старом доме-развалюхе и разводит сад-огород. Но если подняться по улочке наверх балки, то выйдешь прямо на проспект в центре огромного города-миллионника. Такие места действительно есть и в том городе, где происходит действие книг, и в других крупных городах, если в них много старых оврагов и холмов.
  • Дикая Охота — группа сильнейших чудовищных духов, врывающихся в наш мир, чтобы как следует поразвлечься. Состав Охоты меняется от века к веку, но каждый раз требуются недюжинные усилия, чтобы загнать их обратно. Именно победа над Дикой Охотой принесла героям славу не локального, а мирового масштаба.
    • Сначала как раз-таки не принесла, потому что за рубежом не знали, кто же победил Дикую Охоту. Узнают они об этом только в конце следующей книги, когда герои побеждают серийного (международного масштаба) убийцу ведьм, принеся себе ещё больше мировой славы.
  • Длинное имя — у многих драконов очень длинные имена, вспомнить хотя бы Великого Водного. «Давай сойдёмся на Айте. Иначе будешь Жориком».
  • Добрый дракон — тут скорее реал-политик Обозленный на людей отец главной героини бог всего живого Симуран-Симаргл задумал извести род людской, и Табити Змееногой по ряду причин (ей, к примеру, очень нравятся дорогие смартфоны) пришлось посадить его в клетку, тем самым подставив своих детей под гнев Симаргла. Хотя в сериале указывается на прагматичное отношение драконов и людей друг к другу, дети Табити вполне искренне симпатизируют людям, тем более что часть драконов это плод связи драконов и человеческих женщин.
  • Дракон в облике человека — правящие драконы могут оборачиваться в людей, к тому же крайне привлекательных внешне (драконы Лун — истинные, Мин — полукровки от человечьих женщин или ящериц сэв). Бескрылым змеям-ямм эта опция обычно недоступна.
  • Дурной глаз и Лучи из глаз — Касьян, страж Пекла. На земле бывает редко и в это время носит тёмные очки, чтобы обезопасить окружающих. Когда по приглашению Ирки пришёл забрать чертей, которые собрались посмотреть на её подчинение, то снял очки и затянул чертей в Пекло через врата в скале с помощью тех самых лучей из глаз.
  • Жанровая смекалка — в книге «Тень дракона» главгад (Ганна Николаевна, ведьма, сделавшая Спиридона сверхъестественным убийцей ведьм) разговаривает со скованной Иркой о своём злодейском пути и том, как обезвредил её друзей, а Оксана Тарасовна говорит, что она чувствует себя как в кино и что там такое заканчивается плохо для злодея. Правда, убить Ирку ему в тот момент не удалось бы даже без этого разговора, но сказанное им Ирке пригодилось.
    • Проявляется жанровая смекалка и в других книгах, потому что персонажи (и герои, и злодеи) чаще всего любят фантастику и фэнтези и понимают, что именно не надо делать.
  • Зверобог — Симаргл, канонично бог природы и отец главной героини. В человека превращаться умеет, но не любит. Ему также служат двенадцать Старших Зверей, хотя эти на богов определённо не тянут (и даже на полубогов; да и полубоги тоже обладают гораздо меньшими силами, чем боги).
  • Золотое трио — Ирка, Танька, Богдан. Айт взаимодействует с Иркой, но не с остальными.
  • Изгнание — Ирусан предложил пойманному на преступлении (ухаживал за чистоцветной девой, да ещё потом крепко отделал её братьев, решивших проучить его) пёстрому коту выбор — изгнание из Ирия и шпионаж за одной юной ведьмой или немедленное утопление в ведре.
  • Казнь сделала его круче — убийца ведьм Спиридон из восьмой книги. Неупокоенный дух парня, который когда-то убил влюбленную в него ведьму. Её подруги поймали его на кладбище и попытались сжечь заживо, но в результате получился способный менять личины и неуязвимый для магии мстительный призрак. История основана на средневековой легенде о святом Спиридоне, но, естественно, акценты расставлены совсем по-другому.
  • Кот-бегемот — Старший кот Ирусан, который описывается как гигантский котище. Как выяснилось, Иркин кот при желании тоже может раздуваться до габаритов амурского тигра, да и в базовой форме он куда больше и сильнее большинства не-ирийских кошек.
  • Кот — умник — Иркин кот вполне тянет, да и Дару тоже не глупа. Во второй книге подчёркнуто Танькой: «Кот ему (Вовкулаке) верит, а кот из нас самый умный».
  • Криминальный барон — за непродолжительное время Иркин кот сумел стать авторитетом в криминальном мире Ирия.
  • Любовь с первого взгляда — Ирка и Айт, Андрей и Дина, а потом напарники-богатыри Андрея и свита той же Дины.
  • Магом можно только родиться — тема раскрыта довольно подробно. Дар ро́жденной ведьмы чаще всего бывает именно что врождённым, учить такому бесполезно. Как правило, передаётся в семье по женской линии (хотя бывают исключения — может передаться мальчику или появиться у седьмой дочери в любой семье). Такой Дар можно использовать для великого множества всякой разной магии и творить с его помощью как добрые, так и злые дела. Но если главного приза вам не досталось, не расстраивайтесь — у вас всё ещё есть шанс приобщиться к тайнам колдовства:
    • Во-первых, не передавшая по наследству Дар ро́жденная ведьма может вручить его перед смертью кому угодно, и за десять дней он, прижившись, станет не хуже природного. Именно так стала ведьмой Танька.
    • Во-вторых, если вопросы морали вас не сильно волнуют, колдовскую силу можно получить из чужих рук (либо у ро́жденной ведьмы, либо прямо у нечистой силы). Такая ведьма называется робленной («сделанной»). Спектр возможностей примерно тот же, но с двумя большими минусами. Силой, как ни крути, робленным с рожденными не тягаться. А еще они всегда злые, на уровне базовых магических законов. Поэтому порядочные ведьмы робленных не создают.
    • В-третьих, с помощью особых ритуалов, можно получить узконаправленную (но отнюдь не обязательно слабую) магическую способность. Как правило, такие штуки сродни профессиям и считаются традиционно мужской магией. Колдуны-инклюзники специализируются на денежной магии, скарбники — на поиске заклятых кладов и рудных жил, тучевики управляют погодой… Впрочем, можно усомниться, являются ли их способности врождёнными или приобретёнными — в книгах про них не так уж много. Вот оборотнем совершенно точно можно стать через специальный обряд (вам не понравится).
  • Медведи — это страшно: Старший Медведь Бер, пожалуй, самый сильный из слуг Прикованного — всё-таки одним ударом оглушил дракона.
    • Сам по себе Бер скорее Забавный мишка, ведь он показан одновременно очень простодушным и прямолинейным, не лишенным добродушия и честности существом, который искренне сожалеет о своих поступках. Но долг перед Прикованным для него выше.
  • Милая черта крутого: Тиамат очень любит мороженое и дорогие штучки из нашего мира вроде смартфонов.
  • Мне на самом деле семьсот лет — Тиамат (выглядит как ухоженая женщина лет тридцати, а сама мать всего сущего).
    • Ведьмы тоже живут дольше обычных людей, но не намного. Максимум в полтора раза. Исключения - ведьмы не полностью человеческого происхождения: Мелюзина, Бефана, да и Ирка Хортица тоже. Вот они-то могут жить гораздо дольше.
  • Неоязычество показывается негативно, если неоязычники не знают, чем занимаются; и позитивно, если они разбираются в древних сказаниях и действительно соблюдают традиции.
  • Оборотень — несколько разновидностей.
    • Соколы и вервольфы (последнее ещё и натуральные оборотни в погонах) — люди, получившие от Симаргла способность перекидываться в соответствующих животных, а также их потомки (все современные оборотни). Ребята, в целом, неплохие, хотя и склонные чаще, чем надо, решать проблемы с позиции грубой силы.
    • Змеи и жабы — оборотни, так сказать, с обратной стороны. Рептилии и амфибии, научившиеся перекидываться в людей (да, Царевна-Лягушка тоже из этих). Верно служат драконам и часто исполняют их поручения в человеческом мире.
    • Ягишни, дочери Бабы-Яги, умеют превращаться в огнедышащих лошадей.
    • И ещё несколько перевёртышей неясной природы. Один из богатырей — кот-оборотень по прозвищу Котофеич. Также в последней книге мельком появляется пара медведей-оборотней, выступающих на одной стороне с людьми и драконами.
  • Натуральность фольклора — авторы очень серьёзно работали с источниками. Конечно, не обошлось без переосмысления, но в целом, именно так мог бы выглядеть мир, живущий по правилам славянского фольклора.
  • Нечеловеческая психология - у всех остальных разумных видов... кроме змеев (драконов). Драконы ведут себя похоже на людей, зато у них теократия в буквальном смысле (всеми правит богиня) и очень строгие законы.
  • Аллюзия и отсылка на фэнтези и приключения - часто встречаются в первых двух повестях, но потом пропадают.
  • Повелитель драконов — лично Табити/Тиамат (пережившая события Энума Элиш, но потерявшая большую часть силы) и её дети, царствующие драконы-лун. Среди последних выделяются четыре Повелителя Стихий, которым подчиняются все драконы соответствующего вида. Изредка, впрочем, достаточно сильным человеческим колдунам и ведьмам удавалось какого-нибудь дракона вызвать из Ирия и подчинить себе. Иногда даже непреднамеренно. Примерно так Ирка и познакомилась с Айтом.
  • Поворот направо совершают по отношению к главным героям другие ведьмы, оборотни, драконы... в общем, половина врагов. Именно поэтому Танька предложила пообщаться с Табити лично (та хоть и враг, но договороспособна, а Прикованный вовсе не захотел пояснять свои действия).
  • Поединок оборотней — дуэль Рудого и Кречета в четвёртой книге. Сорвалась по ряду причин.
    • Драки драконов тоже подходят.
  • Прекрасная эльфийка - именно так о Дине поначалу думает Ирка, хоть одновременно удивляется и возмущается её наивности (действительно, только Житель Страны Эльфов, т.е. чудак не от мира сего, может настолько не разбираться в очевидных вещах. Потом оказывается, что Дина в буквальном смысле не от мира сего - попала к нам из другого мира; сделала она это намеренно, но вскоре растерялась и испугалась).
  • Приложение — в какой-то момент в книгах появляется приложение с описанием разных существ и заклинаниями (потом добавляется раздел про колдовские травы), которое пополняется с каждой книгой, плюс другие разделы, подходящие для конкретных книг (пояснения о чертях и драконах, например) и присутствующие только там.
  • Прибытие кавалерии - в финале цикла на помощь Змиевым Пещерам (и наоборот) приходят многие персонажи предыдущих книг, изрядно удивив Табити и других драконов.
  • Приглаженная помойка - как "наднепрянские земли" (центральная часть Украины, а прежде всего Днепропетровская область, Запорожье и Херсонщина), за которыми выпало следить Ирке как хортицкой ведьме; так и Ирий, управляемый драконами (в книге "День рождения ведьмы" первая половина тома озаглавлена "Ирий - прекрасный мир змеев", а вторая - "Ужасный мир людей", в полном соответствии с предрассудками драконов). Позже главные герои обнаруживают, что в обоих мирах уже с десяток лет как начались проблемы, и в них виноват не только Прикованный, и не только те, кто его приковал. Вскрывается столько заговоров, тайной контрабанды и нелегальной миграции (не говоря уж о старых врагах и вреде природе), что становится очевидным: все "управлявшие" зря думали, что чем-то управляют.
  • Прогрессор - как выяснилось, ведьмы, а в особенности ведьмы-хозяйки, поощряли прогресс на Земле, думая о благе людей и не обращая внимание на проблемы природы. В итоге природа ударила в ответ. А в финале, во время разговора о будущем предыдущая наднепрянская ведьма говорит Ирке, что той предстоит помочь людям и природе научиться более мирно сосуществовать.
  • Поднял уровень крутизны — несостоявшийся парень Ирки Андрей, был изначально просто неплохим атлетом и мастером единоборств став богатырем, а приобрел способность вырывать из земли телефонные столбы. Помогло ещё и то, что его обагрила кровь дракона.
    • Сам был весьма не рад, когда узнал что богатырь, ведь он собирался уехать в США. Но потом ему сказали, что, несмотря на то что он теперь богатырь, в Америку он все равно поедет, ведь дипломаты и юристы нужны и им тоже.
  • Разбитый идол - их хватает.
    • Для Ирки - её мать. Когда мама наконец приехала, Ирка обнаружила, что та совсем не похожа на идеального человека, которого девочка себе придумала. Душой Ирка продолжала любить мать и доверять ей, но умом понимала, что не стоит, и почти против воли всегда сооружала запасные планы. И несмотря на то, что мама едва не продала дочь в услужение чертям, Ирка всё равно любит её.
    • Для Айта - его старший брат Тат (Татльзвум Ка Рийо), на которого он очень похож в человеческом облике, но не характером: Айт спокойный, но решительный водяной дракон, а Тат - безрассудный и легкомысленный, но сильный огненный. В детстве Айт не хотел развивать магию воды, так как хотел быть огненным, и таскался за Татом. Идол разбился, когда Тат напился бензина и учинил страшный пожар... который Айт не смог потушить, не зная магии воды. При этом и Тат, и Айт обладали хорошими задатками, однако двигались в разные стороны. Тат в итоге докатился до предательства, долго в этом упорствовал, и даже в конце не понял своих ошибок.
  • Родомагия — магия передаётся преимущественно по женской линии. Причём у каждой ведьмы может быть свой уникальный дар (вроде подчинения особо жутких мистических тварей), который может передаваться по наследству.
    • Богатыри происходят от либо от союза человеческой женщины и змея, либо от того, что драконоборцы мешали драконью кровь со своей. Способности наследуют в латентном состоянии.
  • Сатанизм осмеивается и пародируется несколько раз. Как и расизм и национализм, а также их парадоксы.
  • Сборище кротов — Тайное Общество Молодых Драконов. Знаете, сколько человек… в смысле, драконов из его руководящего состава искренне разделяло цели этой организации и действовало в её интересах? Двое. А знаете, сколько лидеров ТОМД не планировали в определённый момент кинуть соратников и использовать организацию в своих интересах? Ноль.
  • Сила есть - ума не надо - нередко демонстрирует Ирка после того, как научилась превращаться в громадную собаку. Кроме того, часто она, не подумав, начинает свары (что поделать - семиклассница, самый ссорный возраст!). Корит себя и постепенно исправляется - в последних книгах действует всё умнее.
    • В чистом виде - у Богдана до самой книги "Воин сновидений", когда он из-за того, что очередной раз бросился бить нечисть, чуть не погиб. После этого уже почти не проявлял безрассудства, хотя храбрость не потерял и в последней книге она вновь чуть не стоила ему жизни.
  • Скверная мамочка: мать Ирки Лариса — довольно эгоистичная и ревнивая (даже к собственной дочери) женщина, которая, когда приехала с мужем-чёртом, едва не продала ему собственную дочь, а потом и вовсе бросила дочь (во второй раз). Хотя, как выясняется в конце цикла, к такому поведению дочери приложила руку Иркина бабка, которая хотела обезопасить свою семью от угрозы из Ирия (от отца Ирки, Симурана).
  • Смерть навсегда - у разумных существ (тех, которые не являются злом) в этих книгах наступает редко, потому что можно и перевоспитать. Но иногда всё же случается и намеренное убийство. Ирку многие драконы знали как "Хортицу-убийцу", так как она уничтожила трёхголового змия (и не важно, что он сам пытался её убить). А когда Айт загрыз дракона-предателя, из-за которого погибло множество существ Ирия, Танька стала возмущаться, что нельзя убивать разумных, и остановилась только после того, как Ирка напомнила предыдущий случай. Кроме того, погибает много народу в войне с Прикованным.
  • Сожрите друг друга — на это рассчитывала Ирка, когда, собираясь улетать с бала местных, надднепрянских чертей, незаметно уронила на пол пропуск одной из сотрудниц банка чертей немецких, которые планировали заручиться поддержкой Ирки и заменить собой местных («мы такие прогрессивные, мы будем деньги под залог души давать и нянек для своих чертят нанимать»[1]). Местные его нашли и пошли громить банк, немецкие черти оказались к этому готовы (сначала они просто били по противникам электричеством с потолка, а потом местные поняли, где они прячутся)… Выжили в итоге только лидер этой группы приезжих чертей и один болотный чёрт, глава местных — и ещё те черти с обеих сторон, которые не захотели во всём этом участвовать и не сунулись в банк.
    • Также используется этот троп, чтобы победить Дикую Охоту ранее: сначала трёхголовому выроду скормили заразу из ампул, в которые превратилась Владычица Чума после гибели, потом голову Буняка заставили посмотреть на (Костея Бездушного (Кощея Бессмертного), чтобы он провалился под землю, но это была ещё не победа над Костеем.
  • Странный грамматика — Тео. На самом деле отлично говорит по-русски, и после того, как Ирка его разоблачила раньше времени, в отсутствие её мамы/бабки/друзей разговаривал с ней нормально. Но с таксистом, когда тот вёз их в банк, всё равно разговаривал в стиле «моя твоя говорить» — просто потому, что ему нравилось.
  • Стихии — стихийная магия здесь является прерогативой драконов. Каждый дракон принадлежит к одной из четырёх традиционных европейских стихий, а сильнейшие из них (Верховные) обладают над своим элементом практически неограниченной властью. Полукровки драконов и людей тоже могут контролировать стихии, но, естественно, несравнимо слабее драконов.
  • Суп существ — армия Прикованного. Типичный боец состоит из одного-двух живых зверей, противоестественной магией соединённых с человеческим трупом в химерического гуманоида.
    • Армия Чудовищ пополам с Раса слуг — они же. К вышеописанным созданиям добавляются крылатые аспиды, движущиеся мёртвые деревья, элитные эмиссары-«серокожие» и другие неприятные твари.
  • Тупая блондинка — именно такой стереотип отыгрывает Царевна-Лягушка в человеческом мире. Зигзаг, потому что она и в самом деле умом не блещет, но всё же не до такой степени, как пытается продемонстрировать. Поначалу такой выглядит и Дина, но в её случае это просто глубокая социальная дезадаптация (относительно человеческого мира), а будучи в своей среде, соображает она очень и очень неплохо. Кроме них, Марина очень часто поступает неосторожно, но ей можно, ведь она подросток и очень неопытная ведьма.
  • Темнее и острее — последнее книги цикла давят педаль в пол.
    • При этом сеттинг, списанный наполовину с украинского Днепропетровска (а вовсе не Запорожья! См. прямое упоминание днепропетровского монумента Вечной Славы из книги "Воин сновидений"; есть и более мелкие отсылки, по которым тамошние жители даже установили, где живёт Ирка) из 2000-х годов, а наполовину из южно- и восточнославянских сказок и легенд (а точнее, их украинских версий), изначально "серо-чёрный": больше половины персонажей этих легенд - нежить и демоны, что не раз описывалось культурологами как странная особенность украинского фольклора (во всех соседних странах гораздо меньше нежити в легендах); а Украина в самом начале XXI века, как и все постсоветские республики, представляла из себя довольно мрачное место (в основном из-за давно не ремонтировавшихся зданий, на починку которых денег нет, одновременно с бешеным украшательством особняков, а также из-за всё усиливавшегося контраста между богатыми и бедными). И то, и другое довольно реалистично показано - хоть и намёками и смазанно, но взрослый человек поймёт. В последних книгах, выпущенных в начале 2010-х годов, уже нет темы развалюх (поскольку к тому времени всё, что могло развалиться - развалилось окончательно), зато появляется навязчивая тема эмиграции - уехать из страны хочет несколько персонажей, а в 10-й книге даже сама Ирка начинает говорить о "неприятных серых городах" родной страны (видимо, потому что действие происходит в феврале), но это быстро проходит у неё. Можно вспомнить, что вскоре произошло в реальности на Украине и как это связано с будущими эмигрантами из неё. Однако стоит сказать, что всё вышесказанное - результат "послезнания", т.е. повторного прочтения книг уже значительно позже происходящих в них событий.
  • Тыж (ведьма) — бизнесмен Иващенко, обратившийся за помощью к Ирке и Таньке, представлял себе их помощь как мгновенное решение его проблемы и едва не отказался от неё, когда у них ещё и возникли какие-то трудности.
    • А в "Повелительнице грозы" богатыри и их дядька (командир) требуют, чтобы она сейчас и немедленно нашла сильного дракона, который сумел просочиться через границу миров и на которого не подействовали обычные средства против "нелегалов". И искренно удивляются, когда ведьма отказывает им, поскольку не знает, как это сделать.
  • Убийца - один из нас - в книге "Тень дракона" под подозрение в том, что это дух-убийца ведьм, подходят все трое парней, которые часто находятся рядом с Иркой: Андрей, Лёша и Айт. Подозрения усиливаются, когда у всех троих Ирка и Богдан обнаруживают сверхъестественные способности (в главе про дискотеку). В конце концов выясняется: Убийц было двое, но лишь один из них - парень Лёша. Второй - киевская ведьма Ганна Николавна.
  • Ужас у холодильника — если бы трусливый покутник в «Ведьмином даре» не убегал или прятался каждый раз, когда Ирке и Таньке нужна была помощь, и не остался с ними почти до конца книги, то их бы просто сожрали псиголовцы.
  • Фантастическая дружба видов и Фантастический расизм распространены. Первый, конечно, помогает героям и встречается чаще (а в колдовском квесте появляется и обычный интернационализм, так как в конце квеста героям должны помочь представители всех 7 народов Каменца). Второй нередко встречается у людей к драконам и наоборот; также некоторые существа ненавидят исключительно ведьм.
  • Фамильяр — Иркин кот. Подчеркивается, что у ведьмы может быть любой компаньон; к примеру, животное-компаньон Иркиной бабки — коза.
  • Хочу быть нормальным — Ирка в книге «Повелительница грозы». И на неё постоянно какие-то неприятности сыплются, так что даже на свидание с парнем (Андреем) сходить нельзя, чтобы что-то необычное не произошло, и люди вокруг неё или становятся такими же (как Танька и Богдан), или подвергаются опасности, даже смертельной (Андрей в этой книге, робленная ведьма Марина в предыдущей), и уезжать ей никуда нельзя… То, что Танька мечтала тоже стать ведьмой с тех пор, как узнала, что они существуют и Ирка — одна из них, а Богдан был здухачом с рождения, и благодаря нападению велетов его силы пробудились, что Ирка с друзьями помогли бизнесмену Иващенко найти сбежавшего компаньона и вернуть украденные им пятьдесят миллионов долларов, которые дали для какого-то проекта их деловые партнёры, и прошли колдовской квест, спасши всех его участников от гибели из-за заклятия Бабы Яги, что Спиридон, пришедший в город за Иркой, наконец исчез из мира живых (стараниями главных и некоторых второстепенных героев) и что они, на минуту, недавно остановили Всадников Апокалипсиса, во внимание не принимается.
    • В той же книге — Андрей. У него были возможности и планы, он собирался стать бизнес-менеджером в Америке, а тут к нему привязался какой-то конь, у него появилась нечеловеческая сила, и богатыри зовут его к себе на запорожскую заставу, границу между мирами охранять и учиться со змеями сражаться — вместо Америки. Причём он винил в этом Ирку, чем усилил её чувство вины.
  • Шкатулочный роман - "Воин сновидений". Вторая половина (точнее, около трети) книги называется "Книга кошмаров" и состоит из нескольких рассказов о снах, которых снились Таньке и Богдану. На эти сны даны сноски в тексте основной повести.
    • В той же книге - главы "Здухач vs. <какая-нибудь нечисть>" здорово напоминают уровни из компьютерных игр не только названиями, но и происходящими событиями. Отсылок на игры в них хватает, но не на конкретные игры, а, скорее, на жанровые штампы.
  • Язвительная возлюбленная — Ирка, да и Танька не отстаёт.

Ещё от тех же авторов[править]

Кроме «Хортицы», за авторством данного писательского дуэта выходят две книжные серии: цикл про фэнтезийный аналог современной Сибири под названием «Сивир» и серия детских детективов «Детективное агентство „Белый гусь“».

Примечания[править]

  1. Но всё равно есть и будут инциденты наподобие «родители взяли деньги под залог ребёнка, возвращать их не собираются и не верят, что ребёнка действительно придётся отдать».