Хайвей в отличном состоянии

Материал из Posmotreli
Версия от 17:47, 8 мая 2022; Star guitar (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Типичная картина в голливудском фильме жанра постапокалипсис: всё в руинах, цивилизация в упадке, но хайвей — как новенький! И на нём происходят эпичные гонки и перестрелки. То же самое касается и железных дорог: неважно, сколько времени железная дорога не обслуживалась, — если пустить по ней поезд, он не сойдёт с рельсов. И у этого порой (но крайне редко) может быть разумное объяснение.

Схожие тропы: Безотказные ловушки, Никогда не нужно промывать форсунки. Надтроп: Рагнарёкоустойчивость, куда стоит добавлять примеры, не являющиеся дорогами.

Где встречается

Литература

  • «Тёмная башня» Стивена Кинга: монорельсовый поезд Блейн Моно успешно мчится на сверхзвуковой скорости через апокалипсис и разруху Пустошей. Цивилизация, от которой осталась дорога, была невероятно развитой технократией. Троп с фитильком, так как хоть основные свои функции поезд все еще выполняет, часть второстепенных уже барахлит, да и ИИ Блейна Моно протек капитально.
  • Рассказ «Юлан Дор» из цикла «Умирающая Земля» Джека Вэнса: город Ампридатвир за безумные тысячелетия полнейшего Средневековья только немножечко запылился. Протагонисту даже удалось покататься на траволаторе и летучем автомобиле, не требующих абсолютно никакого ремонта или подзарядки. Умели же раньше строить!
  • «Песнь льда и пламени»: напрямую срисованные с римских валирийские дороги, пересекающие Эссос и до сих пор являющиеся единственным наземным путём сообщения между Вольными городами и Заливом Работорговцев. По описанию в книге — идеально ровные, как самые свеженькие «эмки» в России.
    • Обоснование — дороги по псевдоримским технологиям (аналоги которых в нашем мире, несмотря на возраст в две с лишним тысячи лет, вполне пригодны для движения), сверху покрыли асфальтом, который затем расплавили драконьим огнём, обеспечив дополнительный уровень водозащиты.
  • Цикл Александра Бушкова «Сварог»: многие артефакты до-Штормовой цивилизации пережили пять тысяч лет без видимых последствий: в Равенском метро до сих пор работают фотоэлементы, включающие свет, лежащий на дне крейсер не только не проржавел насквозь, но даже не оброс никакими ракушками, равно как и лежащий на глубине порт, а гостиница в Хелльстаде и вовсе даже показывает те ещё телепередачи.
    • Не говоря уже о Копье Морских Королей — подводной лодке «Рагнарок» соединения «Морские Короли», которая после пятитысячелетнего простоя успешно вышла в океан и выполнила боевую задачу. И безо всяких вам технических осмотров и профилактических ремонтов!
      • Все описанное — допущение, а не ляп: герои цикла сами недоумевают по поводу сохранности доштормового наследия. Цикл не закончен (на конец 2019), так что, возможно, еще появится какой-то обоснуй.

Кино

  • «Безумный Макс», с которого, вероятно, этот троп и начался. С другой стороны, осадков в постапокалиптической пустыне мало, машин тоже немного, что этому хайвею сделается?… Разве что песком может занести, но и то не факт — пустыни там в основном жёсткие и каменистые.
    • Фактически троп встречается только в «Воине дороги». В первом фильме оправданно: апокалипсис ещё не начался, а только надвигается, работает полиция, связь, наверняка и дорожные службы ещё есть. В «Куполе грома» и «Дороге ярости» аверсия: дорог нет.
      • А как же дорога из Цитадели, по которой изначально поехала боевая фура Фуриосы? Однако практически весь фильм дорог нет.
  • «Сквозь снег»: железную дорогу никто не чинил 17 лет.

Телесериалы

  • «Хроники Шаннары»: невзирая на то, что с крушения человеческой цивилизации прошло никак не менее тысячелетия, некоторые локации со времён тех смутных разве что слегка запылились… Ну ладно небоскрёбы и мосты Фриско, сойдёт за антураж в конце концов. Но целёхонькие парты в заброшенной школе до сих пор несут на себе довольно нежные мониторы — хотя и первые, и вторые должны было за десять веков как минимум «поплыть»?
    • Разве что к концу XXI века (и началу мега-бойни, соответственно) ширпотреб стали делать долговечней, а архитектуру взяли в обычай стабилизировать высоким кларктехом, огрызки коего много позже закономерно слывут «магией».

Мультсериалы

  • В одном из эпизодов мультсериала «Лига Справедливости» Супермен перемещается в далёкое постапокалиптическое будущее (на 30 000 лет вперёд, если точнее). На заброшенной автостоянке герой обнаруживает несколько автомобилей. Одна из машин оказывается в более-менее исправном состоянии, и после небольшого ремонта (ну и запчастей от других автомобилей) Супермен отправляется на ней в путь по бездорожью. Хотя тут неплохой обоснуй, эти машины переместил в будущее тот же прибор, что и супермена из-за штурмовиковой меткости злодея, причем вместе с кусками асфальта под машинами (той же круглой формы, что и был луч прибора).

Комиксы

  • Замри. Замолчи — играется зигзагом, прошло почти столетие с конца света, но шведы всё ещё могут пустить поезд прямо через Тихий Мир, с бегающими по нему чудовищными троллями, несколько… затрудняющими ремонт, и он (со второго раза) даже дойдёт до точки назначения! А вот для путешествия на автомобиле потребовался вездеход, и он регулярно натыкался на разрушенные мосты и непроходимые дороги.

Аниме и манга

  • Gundam ZZ: в метро давным-давно одичавшей колонии Мун-Мун одному из героев оказывается достаточно «найти и замкнуть главную цепь питания», чтобы включился свет, а поезд на магнитной левитации воспарил над рельсами и повёз героев куда надо.

Видеоигры

  • Final Fantasy VII: железная дорога Северного Кореля, которая последние годы была заброшена и буквально проваливается под ногами (в смысле, когда игровые персонажи пешком топают по шпалам, те разваливаются в труху, и персонажи падают вниз). По ней пускают поезд, и он спокойно следует до самого Кореля.
    • Один разок поезд может прокатиться по такому пути не сойдя с рельс, но только на не слишком больших скоростях и без груза.
  • Full Throttle — с прикрученным фитильком. Апокалипсиса не было, но практически весь автотранспорт перешел с колес на воздушные подушки, и особо отмечается, что Корли Моторс — последние могикане, выпускающие колесные ТС. Ну и для кого, спрашивается, поддерживают в идеальном состоянии дороги? Для байкеров и дальнобойщиков?
  • Kerbal Space Program. Зигзаг. В ванильной игре ваш аппарат может летать десятилетиями — и на нем ничего не сломается, даже если он беспилотный и чинить его некому. При этом существует ряд модов, позволяющий создавать случайные поломки, зачастую заставляющие вас отыгрывать «Аполлон-13» без всякого на то желания.
  • Van Buren (не вышедший Fallout 3 от Interplay) — в дизайн-документах упоминается поезд, на котором передвигается антагонист, другой поезд, который для аналогичных целей может захватить протагонист, и железная дорога, крест-накрест соединяющая центры четырёх квадрантов карты. Обоснуй: здесь же есть племя дикарей-железнодорожников, передвигаются на дрезинах и поддерживают ж/д-полотно в работоспособном состоянии.
  • Metro Exodus — Аврора без комментариев.
  • Days Gone — зигзаг: по дорогам байкеры гоняют легко и непринуждённо, благо с начала зомби-апокалипсиса прошло не так много времени, да и на заправках всегда есть бензин. Но периодически встречаются обвалы, заторы из брошенной техники и мосты, которые взорвали в попытке остановить орду фриков.

Реальная жизнь

  • Дороги древнего Рима, которые продолжали использоваться на протяжении всех Средних Веков.
    • Римские же акведуки и виадуки. «В наши дни вошёл водопровод, сработанный ещё рабами Рима» — отнюдь не иносказание.
      • Некоторые из них со временем засорились: уклон был слишком пологий, чтобы вода размывала отложения с той же скоростью, с которой она их создавала.
    • Справедливости ради, в Тёмные Века «отличным состоянием» римские дороги не отличались, а акведуки были лишь крепкими живописными руинами.
    • Да и если так строить (двухметровой глубины яма, засыпанная поочерёдно огромными глыбами, булыжниками, галькой и песком, после чего уложена мостовая), что угодно простоит долго.
  • Трансполярная магистраль, она же стройка ГУЛАГа № 501, она же Северный широтный ход. Она была заброшена после смерти Сталина, шпалы гнили, мосты обваливались, но связисты спокойно ездили по ней на дрезинах. В настоящее время она проходит капремонт усилиями Газпрома; часть магистрали восстановлена, часть ожидает ремонтных работ, прежде всего строительства новых мостов.
  • На юге Свердловской области есть дорога, которую строили ещё в советское время к планируемому производству. Производство из-за известных событий так и не построили, да и дорогу полностью сделали только на половину длины. Она до сих пор в отличном состоянии — видимо, строили по всем правилам и стандартам, и природе её сложно разрушить, а автомобильный трафик там очень невелик. Судя по всему, с постапокалиптическими хайвеями та же история.
    • Как проживающий в этих местах — дороге, построенной по правилам, ничего не делается от времени, но делается от использования. Да, это незаметно, но проезжающие грузовозы проминают полотно под собой каждый раз… Мнут полотно с образованием колей, наплывов, «прыщей» (вздутие покрытия, впоследствии лопающееся сверху) — и, соответственно, ям и провалов. А еще есть у нас такой период, когда дорога особенно уязвима — оттаивание после зимы, ранняя весна. В советское время на этот период для выезда большегрузного транспорта на трассу требовалось специальное разрешение, надо было доказать, что тебе жизненно необходимо ездить в этот период. Если дорога мало или вовсе не эксплуатируется — она живет дольше. Большинство дорог между деревнями, по которым мало ездят, в отличном состоянии, а на главных трассах попеременно то дорожные ужасы и слалом между ямами, то многокилометровый ремонт с одной полосой, светофором и пробкой от горизонта до горизонта. Разрушение дороги идет также неравномерно — наблюдал участок дороги, которого не касалась рука человека около 60 лет — в низинках, где дорогу подтапливает, она едва угадывается, а на холмиках — вполне проезжая. В пустынном мире (а большинство пост-апов почему-то именно в жаркой сухой пустыне) дорога будет существовать долгие века и ее скорее занесет пылью, чем развалит…
      • В жаркой пустой пустыне дешевле снимать.
  • Аварийная посадка Ту-154 в Ижме в 2010 году.
    Летел себе самолёт, летел, и вдруг бабах! — аккумулятор взрывается, ВСЁ электричество исчезает, вместе с ним радиосвязь и подача топлива, и пилоты ослепшего, оглохшего и полупарализованного самолёта понимают, что у них полчаса (пока остаётся топливо непосредственно в баках) на то, чтобы найти куда приземлиться. Посреди леса. Вдали от любого доступного аэродрома.
    Снизившись, они судорожно подыскивают на мелькавшей внизу речке хоть какой-то более-менее прямой участок для аварийного приводнения (которых без жертв было в истории авиации всего несколько), и тут вдруг совершенно неожиданно видят… взлётно-посадочную полосу.
    Впоследствии оказалось, что она принадлежала закрытому семь лет назад аэродрому, который и тогда-то таким большим самолётам не подходил, а теперь использовался только как вертолётная площадка — соответственно, полоса больше не нужна и не использовалась много лет. И вот эта полоса неожиданно и оказалась хайвэем в отличном состоянии, так как смотритель этой площадки ухаживал за ней, вырубая деревца между плитами и так далее, просто из любви к искусству. Самолёт удалось посадить мало того что никого не угробив, а ещё и не разгрохав насмерть саму машину — его удалось впоследствии отремонтировать и улететь на нём в родной аэропорт.
  • Некоторые из кяризов, арабских подземных акведуков, сохранились до сих пор. Если правильно подобран уклон, такому водоводу страшны только землетрясение и война.

Где НЕ встречается

  • Цикл научно-популярных фильмов «Жизнь после людей» являет собой наглядную деконструкцию тропа.
  • В прологе «Трудно быть богом» братьев Стругацких верно описано Забытое шоссе: «Дорога была бетонная, из двух рядов серо-рыжих растрескавшихся плит. В стыках между плитами росла густая сухая трава. Над серединой дороги на ржавой проволоке, протянутой поперёк, висел круглый жестяной диск, покрытый облупившейся краской».
  • Цикл Игоря Дравина «Чужак»: после Смуты сохранилось только то, что было либо соответствующе заколдовано, либо особо береглось потомками (или высшей нежитью из видевших Смуту лично), т. е. памятники архитектуры и особо ценные артефакты.
  • Цикл Виталия Зыкова «Дорога домой»: после Предтеч сохранились только созданные с именно такой задумкой предметы, т. е. артефакты. Таблички для записи заклинаний, например, почти всегда находят в виде осколков, да и редчайшие целые экземпляры прочитать не могут.
  • В «Утонувших городах» Паоло Бачигалупи разрушение дорог показано с инженерной точностью. Во-первых, 100 лет с момента планетарной катастрофы вряд ли разрушат железобетонные путепроводы, развязки, многометровые насыпи. Во-вторых, сезонные колебания температур и биогенные факторы сильно повредят дорожное покрытие. Гулять пешком по автомагистралям легче, чем пробираться по джунглям, а вот прокатиться с ветерком можно лишь на танке.
  • «Это моя земля!» Бориса Громова — троп издевательски высмеивается. Дескать, это в голливудских зомби-хоррорах супермаркет — лучшее убежище: вокруг мир рушится, а там безлюдно, спокойно, вода и электричество исправно работают, а в лифтах играет музыка. А вот для протагониста зачистка тёмного и полного зомби торгового центра превращается в серьёзную проблему.
  • Новые Fallout. В стандартной игре, где игрок может перемещаться только пешком, это не так заметно; хоть дороги потресканы и убиты, ножками топать по ним вполне можно. Но даже в стандартной игре периодически натыкаешься на обрушившийся мост, а дороги на эстакадах абсолютно непригодны для передвижения по ним: между каждыми двумя «быками» по провалу. Но если поставить мод на любое транспортное средство, русская ушатанность дорог постапокалиптических США станет зубодробительно очевидной.
  • Wasteland 2: в результате конфликта между путейцами Аткинсонами и работниками депо Топеканами железная дорога пришла в упадок, из-за чьего-то косяка один из двух поездов сошёл с рельс, а второй простаивает с нерабочими тормозами[1]. Но если уговорить эти две банды помириться (что сложно), путейцы вновь займутся ремонтом дороги, а машинисты-инженера починят тормоза — и по пустошам вновь будет ходить поезд, обеспечивая торговлю.
  • Half-Life 2: в главе «Хайвей 17» Фримену часто приходится съезжать с порушенной дороги на песчаное побережье, где охотятся кровожадные муравьиные львы.
  • RimWorld: все древние шоссе давно потрескались и обломались, поскольку проложили их чуть ли не тысячи лет назад. Тем не менее, путешествовать по ним быстрее, чем по обычным дорогам.
  • The Age of Decadence: большая часть высокотехнологичных руин прошлого либо разграблена, либо сохранилась именно благодаря тому, что туда сложно попасть и вернуться живым.
  • Crimson Skies: после того, как железные дороги были перекрыты по границам штатов, они пришли в запустение. Те ветки, которые поддерживаются в рабочем состоянии — чаще всего, грузовые перевозки в пределах штата — вполне рабочие, по ним ходят поезда, и товарные, и даже пассажирские, но если вам надо попасть в соседний штат — добро пожаловать на борт самолёта, а если нужно перевезти большой груз — грузите его на дирижабль. Автомобильные дороги в аналогичном состоянии: те, по которым регулярно ездят, чинят, ведущие же к границам штатов чувствуют себя плачевно.
  • Фрол Данилов, «Ищите, ищите тот дом» — в обрамляющей новелле по древним рельсам пускают поезд, но при этом всю дорогу чинят рельсы — замедляет первую поездку, зато обещает налаживание связи в будущем…
  • Гарри Гаррисон, "Мир на колёсах". Терраформеры построили отличное шоссе, связывающее северное полушарие планеты с южным. Иначе никак - особенности климата тамошнего мира таковы, что дважды в год вся колония должна встать на колёса и мигрировать вслед за приемлемым для существования климатом. Впереди каравана движутся машины, ремонтирующие дорогу, за полгода всякое могло произойти (и происходит).

Примечания

  1. Судя по всему, Кекеба вылетел на поворот со спущенной тормозной магистралью, и поезд сошёл с рельс. В этом обвинили Аткинсонов, мол, те плохо за дорогой следили, вдобавок Топеканы упёрли Золотой Костыль, а Аткинсоны спёрли тормозную колодку с единственного оставшегося на ходу локомотива. И началась война — Топеканы вешают Аткинсонов (перевешали почти всё мужское население), а Аткинсоны ввиду неспособности сражаться цивилизованно перешли на терроризм, взрывая согласно принципу «око за око» по одному Топекану на каждого повешенного Аткинсона. Так бы всё и продолжалось, если бы Пустынным Рейнджерам эта междуусобица не надоела. В общем, или мы их мирим, или они вырезают друг друга.