Сам путь — награда

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья It's the Journey That Counts. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Получение опыта из сундука, как в Героях Меча и Магии.

(link)

Reward (Награда): образчик из палаты мер и весов

Герой добрался до цели? Поздравляю, Шарик, ты балбес.

Истинная цель была обретена где-то по ходу приключений, а ты даже и не заметил. А твой Золотой Шар, к которому ты шёл всю дорогу — или не существует, или крашеная бронзовой краской рухлядь, или просто тебе уже ни на фиг не нужен на фоне того, что ты обрёл в пути. Ну или ты его просто не сможешь никуда утащить.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Жюль Верн, «Удивительные приключения дядюшки Антифера» — инверсия. Камильк-паша устраивает для своих наследников сложный квест по поиску сокровищ, «чтобы эти три человека за время совместного путешествия поближе познакомились друг с другом и соединились нерасторжимыми узами дружбы». Увы, никакой дружбой и не пахнет: наследники разве что не поубивали друг друга.
  • Артур Конан Дойл, «Затерянный мир» — именно так вышло для главного героя, журналиста Эдуарда Мелоуна. Он присоединился к экспедиции, отправившейся на поиски затерянного мира, чтобы произвести впечатление на свою невесту Глэдис, и не был ни учёным, как Челленджер и Саммерли, ни опытным путешественником, как Рокстон. Вернувшись домой после удивительных приключений, Мелоун обнаружил Глэдис замужем за другим, причём вполне заурядным типом. Зато повидал такое, что никому и присниться не могло.
  • Фрэнк Баум, «Удивительный волшебник из страны Оз»/Волков, «Волшебник Изумрудного города». Компания героев нуждается в разных качествах, приходит за ними к волшебнику, выполняет опасный квест и получает-таки нужные качества… но оказывается, что «волшебник» Оз/Гудвин на самом деле не обладает никакой магией. Но герои довольны: они отчасти изначально обладали нужными качествами, а отчасти прокачали их в ходе квеста.
  • «Хоббит, или Туда и Обратно» — из сокровищ, которые достались Бильбо, он взял совсем небольшую долю — два небольших сундука с драгоценными камнями, которые на обратном пути подарил Трандуилу и Гэндальфу, да золото троллей, большая часть которого ушло на выкуп собственного имущества с аукциона, поскольку самого Бильбо на родине признали погибшим. Всё остальное от четырнадцатой части золота Эребора он отдал жителям Эсгарота, чтобы они смогли восстановить город. Но самым важным предметом, который он привёз из этого похода, было небольшое кольцо, найденное примерно им на середине пути. Да ещё была кольчуга из мифрилла, которая Бильбо оказалась не нужна, зато Фродо в его квесте ещё как выручала. И нельзя не вспомнить, что Бильбо также стал желанным гостем для эльфов и гномов Эребора.
  • Владислав Крапивин, «Лётчик для особых поручений» — концентрированный пример. Герой вышел на Дорогу, где его буквально на каждом шагу встречают истории и приключения, требующие разрешения, а он лишь отмахивается и передает их другим, желая поскорее получить заветную модель клипера в подарок любимой девочке. В итоге, когда подарок оказывается совершенно буднично воспринят, он понимает, что идти прямо к цели и не сбиваться по пути — не то, что требовалось от него, главной ценностью был не клипер, а друг-Лётчик, которому он вместо себя оставил кота.
    • Его же «Бронзовый мальчик» — «клад», спрятанный предком главного героя, оказался небольшой бронзовой статуэткой (по-видимому, деталью старинного письменного прибора). Но персонажи ничуть не огорчены: гораздо важнее для них оказалась сама романтика поисков и ощущение связи поколений.
  • А. Бушков, «Возвращение Пираньи» — герои успешно находят утопший самолёт и даже чемоданчик в нём. Но только вместо секретных бумаг там драгоценные камни! А всё потому, что основной целью операции «Кайман» было спасение дочери олигарха из лап местных наркоторговцев! Русский негр Франсуа честно предупреждал об этом, но кто же ему поверил.
  • Стивен Кинг, цикл «Тёмная Башня» — автор прямым текстом говорит читателю, что иногда весь смысл путешествия именно в самом путешествии, а не в достижении его цели. Многие читатели не оценили.
  • Терри Пратчетт, «Ночная стража» — будем честными, к чему привела майская революция? Да ни к чему, только вконец обезумевшего жестокого старого лорда Ветруна поменяли на просто безумного жестокого лорда Капканса. Но даже патриций Витинари и Шнобби Шноббс в этот день носит её символы — веточки сирени, ибо помнят, что тогда посреди хаоса и насилия нашлись люди, сумевшие самоорганизоваться и не допустить беззакония хотя бы в ту ночь перед лицом как толпы, так и кавалерии Ветруна.
  • Джо Аберкромби, «Прежде, чем их повесят» — инверсия: когда выясняется, что Семя, за которым герои тащились на край света — фальшивка, брат Длинноногий пытается утешить всех словами: «Не расстраивайтесь, друзья, путь — сам по себе награда». В ответ разъярённый Байяз угрожает испепелить его, если он не заткнётся.
  • «Бесконечная история» — путешествие Атрейо с целью привести ребёнка из-за границ Фантазии. На самом деле нужный ребёнок затягивается в Фантазию увлекательной историей о похождениях Атрейо. Приводить его за ручку и не требовалось.
  • Паоло Коэльо, «Алхимик» — с прикрученным фитильком: в поисках клада герой познаёт мир и учится волшебству у алхимика. Дойдя до места клада, герой узнаёт, что клада тут нет, но тут же узнаёт, где его искать в другом месте.
  • Джей Уильямс, «Герои ниоткуда» — на дух друг друга не переваривающие одноклассники Джесс и Рич попадают в другой мир спасти его от Скримера и волка Фенриса, желающих уничтожить мир. В награду им обещано сокровище «которое больше, чем мог бы быть выкуп за короля; но никакой король не может купить такое сокровище. Те, у кого оно есть, часто не дорожат им, и все-таки оно бесценно. Оно прочнее всего в жизни — но его легко сломать. Вы даже не подозреваете, как оно вам нужно. Но когда получите — узнаете, насколько оно драгоценно». Претерпев множество приключений и притерпевшись друг к другу, после победы их ставят перед выбором — вернуть их с полными карманами драгоценностей, но врагами, или вернуть их без материальной компенсации, но друзьями. Герои выбирают второе.

Кино[править]

  • «Сердца трёх» 1992 — первый клад был фальшивым и содержал рухлядь столетней давности. Более значимым для главных героев была встреча, дружба и завязка приключений в виде наметившегося любовного треугольника и «узелкового письма», случайно оказавшегося среди рухляди. В романе Джека Лондона этот промежуточный клад был, но особой роли не сыграл.
  • «Идиократия» — главный герой к развязке уже настолько обживается в «мире идиотов будущего», что теряет желание искать машину времени и возвращаться в своё время. А потом выясняется, что под «Машиной времени» всё это время подразумевался обыкновенный нелепый аттракцион.
  • Interstate 60. Нил, главный герой, получает задание от некого Рэя доставить посылку с неизвестным содержимым. В начале пути его попутчиком оказывается некто О. Ж. Грант, курящий трубку. Когда же Нил после многих приключений прибывает в пункт назначения, его встречают Рэй и О. Ж. Грант, а в посылке оказывается та самая трубка!
«

О. Ж. Грант: Ты заключил сделку. Как я мог заставить тебя нарушить клятву, скреплённую кровью? К тому же, ты потерял все деньги, сел в тюрьму, оставил девушку, бросил машину ради неё… Всё ради того, что доставить её мне? Это делает посылку куда более ценной. Теперь она обросла историей. Ну что ж, хочешь узнать, что внутри? Нил: Раньше — хотел, но теперь это неважно, ведь что бы там ни было, история всё равно лучше.

»
— Диалог в баре «Рейнбоу»

Телесериалы[править]

  • «Ускоренная помощь» второй сезон — Нобелевскую премию герои не выиграли, но получили множество уникальных медицинских результатов, прославивших клинику на весь мир. А пожертвования общественности, возмущенной несправедливостью нобелевского комитета, оказались намного выше ожидавшегося приза и даже позволили учредить свою собственную премию за достижения в клинической медицине.

Мультфильмы[править]

  • «Как казаки инопланетян встречали» — трио казаков в поисках масла для корабля инопланетян помогли отразить атаку на один город, сделали водопровод для другого, решив проблему задымлённости, и немного пошалили в третьем. Удрав из третьего города, они выяснили, что всё, что было нужно — обычный дёготь, который всё это время был у них с собой.
  • «Тачки» — Молния МакКуин едет на соревнование, чтобы заполучить первое место, и по ошибке попадает в Радиатор-Спрингс, и, поначалу, не желает там находиться ни минуты. Однако позже он находит любовь и друзей и меняет свой характер, становясь менее эгоистичным. В конце концов он помогает слетевшему с трассы сопернику добраться до финиша и получает третье место, а его соперник, пришедший к финишу первым, не получает ничего, кроме всеобщего негодования.
  • «Три банана» — в конце оказывается, что сами по себе заглавные бананы не имеют никакой ценности, кроме пищевой (и немножко символической). Но в процессе их добывания главный герой освободил много планет от власти местной Тёмной властелинши, что и было настоящей целью его квеста.
  • «Отважный маленький тостер» — оказывается, если бы главные герои остались в старом доме, как предлагал Кирби, то Роб скоро забрал бы их. Да, в этом случае они бы избежали многих трудностей, но обитатели магазина запчастей так и не обрели бы свободу в ближайшее время (поскольку сами смирились со своим положением и не пытались сбежать), а сами главные герои не укрепили бы свою дружбу.

Мультсериалы[править]

  • Adventure Time: в серии «What Was Missing» Повелитель Дверей украл у главных героев несколько вещей и удрал за зачарованную дверь. Чтобы пройти эту дверь, герои должны были спеть песню так, как могут только верные друзья. За дверью Повелитель Дверей дал им понять, что их дружба, которую они таким образом укрепили, и есть настоящее сокровище. Пародийная субверсия: они согласились с Повелителем, но всё равно побили его и отобрали свои вещи.
  • The Reward: короткометражный мультфильм, полностью посвященный предмету статьи, на что намекает название.
  • «Пингвины из Мадагаскара» — пародия. В одной из серий герои ищут древний клад. И даже находят — но оказывается, что забрать его невозможно (камнепад забирает золото себе, и пока этого не произойдёт, выйти наружу не получится). Зато Джулиан выяснил, что он «чист сердцем» (не будем уточнять, что в данном случае это значит всего лишь «полностью доволен своей жизнью и не хочет ничего менять»), а Шкипер просто развлёкся. Остальные участники, впрочем, не оценили и от предложения «сыграть на бис» отказались.
  • Wander and Yonder — деконструкция. Тут и там так и не открыл коробку и доставил её владельцам, оказалось, что коробка пуста, и это своеобразное испытание. Но Сильвия взбесилась и вынудила чудиков положить туда случайные вещицы.

Вебкомиксы[править]

  • Oglaf: пародийная аверсия. Отряд приключенцев подозревает, что им грозит «концептуальная ловушка», а значит, в конце подземелья может быть концептуальное сокровище: то есть сокровища не будет, зато они научатся ценить свою дружбу. Но одна из них успокаивает остальных, говоря, что такого быть не может, потому что никакой дружбы нет: по крайней мере, она всегда терпеть не могла остальных приключенцев.
  • В исполнении автора с ником floccinaucinihilipilificationa стёб еще жирнее. «Я знаю, вы все разочарованы тем, что карта сокровищ Джеффа оказалась фальшивкой. Но вспомните, что Джефф наш хороший друг и пират. Я думаю, мы все можем согласиться, что Джефф был настоящим сокровищем всё это время. Вот почему мы закапываем его.»
  • «My Hero».

Аниме и Манга[править]

  • Great Teacher Onizuka — в попытках помочь Томоко победить в конкурсе красоты герои буквально горы свернули, но конкурс оказался от и до подставным, а победительница была определена заранее. Только вот к моменту объявления результатов конкурса Томоко стараниями героев уже стала звездой национального масштаба.

Видеоигры[править]

  • Иногда получается так, что смехотворно низкая награда за какой-нибудь квест оказывается менее полезной, чем добытый в процессе выполнения опыт и лут.
  • Skies of Arcadia: наградой при поиске сокровищ легендарного пирата стали вновь обретенные друзья. Но сувенирная монета тоже кое-чего стоила.
  • Starcraft II: у Джима Рейнора и его команды была одна цель — спасти жителей Доминиона от тирании Арктура Менгска, попутно совершив личную месть. Но как только по ходу кампании выяснилось, что согласно пророчествам, Королева Клинков должна выжить, и что древний артефакт, который всё это время собирался по кускам, способен вновь сделать Керриган человеком, Джим практически без колебаний решает отодвинуть революцию на второй план и отправиться на Чар, объединив усилия с силами Доминиона. И это было правильное решение, ведь именно Керриган сумела в дальнейшем предотвратить конец света.
    • Отдельно троп отыгрывается с этим артефактом, ведь началось всё с того, что Тайкус подбил Джима подзаработать деньжат на сборе артефактов и их продаже «Фонду Мёбиуса», а закончилось тем, что все эти куски были Рейдерами Рейнора же и собраны в одно целое и использованы как оружие. Но в самом конце выясняется, что всё это было изначально спланированной многоходовочкой Менгска-старшего, а Тайкус — предатель.
  • Duck Tales 2: куски карты запрятаны по уровням. Их можно находить, возвращаться к Зигзагу и лететь на любой другой остров. На боссов можно вообще забить. Даже ради того, чтобы выкупить один из кусков за миллион (дорогое сокровище попадётся в процессе поиска другого куска).
  • Uncharted 4: вся погоня за сокровищем Эвери была, по-факту, проверкой целого ряда вещей (ну и все-же какой-никакой куш срубили):
    • Сможет ли Нейт преодолеть тягу к золоту.
    • Проверка на прочность дружбы с братом и Салли.
    • Проверка на прочность брака с Еленой.
  • Syberia: решение юридических вопросов фабрики Форальбергов вовсе не являлось главной целью игры, как показал конец первой части: вместо того, чтобы ехать к никчёмному бойфренду, предательнице-подруге и дураку-начальнику Кейт буквально запрыгивает в вагон уходящего поезда, продолжив своё путешествие с Гансом во второй и третьей частях.
  • Moe Era! — Марта предлагает герою на спор убраться в классе за 10 минут за достойную награду. Наградой оказывается доказательство ей и самому себе, что нет ничего невозможного.

Реальная жизнь[править]

  • Точка зрения буддистов на эту скоротечную жизнь.
    • …и людей, переживших околосмертные переживания или NDE.
    • …да, в принципе, и каждого человека, просто наслаждающегося этой жизнью безо всяких религиозно-мистических подоплёк.
  • Процесс обучения, по крайней мере, как предполагается в теории. Учатся ведь ради знаний, а не ради диплома. Не ради диплома же?
    • Сюда же — и стажировки с мизерной оплатой. Предполагается, что основания оплата — не денежная, а практическая; деньги же предлагаются лишь в качестве некоего подобия стипендии.
  • Для многих байкеров таковой становится поездка за город на любимом чоппере с ветерком по ровной дороге да по прекрасным пейзажам. Ибо воистину: «Четыре колеса возят тело, а два — душу». Пункт назначения и цель путешествия, собственно, становится вторичным делом, а иногда — и вовсе предлогом выехать из гаража.
  • А для кого-то в период отпусков таковой наградой становится поездка в пассажирском, не скором поезде дальнего следования. Хрен с ним, с морем и прочим — пока поезд едет, можно вполне официально валяться, ничего не делать и никуда не ходить два-три дня напролёт, не слушая на эту тему недовольств жены.
  • Ну, есть ещё вариант с занятием творческим хобби, наподобие рисования, писательства или, на худой конец, сборки пазлов. Автор правки лично знает художника-любителя, которому больше нравится рисовать картины, а не смотреть на них (и, нет, не потому что он плохо рисует).
  • Прохождение видеоигр как таковое. Мало кто это делает ради надписи «Поздравления, ты подебил!» на экране.
    • Да и фильмы смотрят и книги читают тоже не ради надписи «Конец».
  • Спортивные игры, особенно — на любительском или даже детско-дворовом уровне. Кому какое дело, кто победил и с каким счётом? Главное — весело же!
  • Между прочем, и азартные игры — туда же. Любой честный с собой лудоман признается и себе, и вам, что играет даже не ради потенциального выигрыша как такового, а из-за адреналиновой встряски и следующего за ней прилива чувств и эмоций, возникающих при игре на большие суммы. Серьёзно, не зря ведь игорную зависимость называют сестрой наркомании…
    • По этому ведомству азартные игры проходят также, если относиться к ним так, как относятся в англоязычном мире: не как к средству быстрого, но рискованного обогащения, а как к индустрии развлечений. Серьёзно: выделив долларов десять-двадцать, можно просидеть в казино за красочными слот-автоматами или гладкими карточными столами целый вечер, играя на минимальных ставках просто ради удовольствия, воспринимая ожидаемый проигрыш как плату за интересное времяпровождение, а возможный выигрыш — как приятное дополнение к и без того хорошему вечеру.