Дети Земли

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Третий том издательства «Азбука», художник Сергей Бордюг

«Дети Земли» (Earth’s Children) — гексалогия романов американской писательницы Джин М. Ауэл, действие которых происходит в Европе во времена последнего ледникового периода, около 30 тыс. лет тому назад. Жанр книг — историко-приключенческий роман пополам с любовным плюс много занимательной матчасти о быте пещерных людей и природе ледникового периода (автор — большой специалист по материальной культуре позднего плейстоцена). Главная героиня — женщина-кроманьонка по имени Эйла, воспитанная племенем неандертальцев, позже изгнанная из него и отправляющаяся искать подобных себе сородичей.

Цикл состоит из шести книг, каждая — изрядный кирпич:

  1. Клан Пещерного Медведя (The Clan of the Cave Bear) — рассказывает о детстве и юности Эйлы в неандертальском Клане Пещерного Медведя и о том, как в конце концов её прокляли и изгнали. Роман экранизирован в 1986 году, в главной роли Дэрил Ханна.
  2. Долина лошадей (The Valley of Horses) — после нескольких месяцев странствий, не найдя сородичей, Эйла решает поселиться в зелёной долине среди степей. Она приручает лошадь и молодого пещерного льва. Параллельно рассказывается о долгом путешествии Джондалара, мужчины из племени Зеландонии, находящегося на территории современной Франции, вдоль русла реки Великой Матери (совр. Дунай). Джондалар и Эйла встречаются, Эйла спасает его от смерти в когтях пещерного льва, лечит, и в конце концов молодые люди влюбляются друг в друга. Феерически подробные и красочные описания любовных сцен, рейтингом NC-21, не меньше, прилагаются.
  3. Охотники на мамонтов (The Mammoth Hunters, в России выходила в двух томах — «Охотники на мамонтов» и «Очаг мамонта»). Джондалар и Эйла проводят зиму в племени Мамутои, Охотников на Мамонтов. За это время они едва не расстаются из-за трагических недопониманий и романтического интереса одного из Мамутои к Эйле. Эйла тем временем вдобавок к лошадям приручает волка. Феерические описания любовных сцен продолжаются.
  4. Путь через равнину (The Plains of Passage) — Джондалар и Эйла отправляются в путь к нему домой, в далёкую Зеландонию. По пути встречаются со множеством племён и переживают всякие приключения. Рекомендуется заканчивать чтение на этой части, и есть сильное подозрение, что писательница изначально и планировала на ней закончить.
  5. Под защитой камня (The Shelters of Stone) — опухший сиквел, вышедший через 22 года (!) после предыдущей части. В нём рассказывается о жизни Эйлы у Зеландонии и её подготовке к свадьбе с Джондаларом. К прочтению необязательно.
  6. Край разрисованных пещер (The Land of Painted Caves, на русском языке не выходила) — ещё более опухший сиквел, где Эйла духовно просвещается и готовится к посвящению в жрицы-Зеландони, а Джондалар всё более отстраняется от неё. Опять трагический непониманс и нескончаемая санта-барбара, разбавленная невероятным количеством воды. К прочтению не рекомендуется.

Персонажи[править]

  • Эйла. Главная героиня, женщина-кроманьонка, в возрасте пяти лет оставшаяся сиротой после того, как при землетрясении погибло всё её племя. Что это было за племя — ни она, ни мы так и не узнаем. Её, больную и истощённую, подбирает проходивший мимо неандертальский Клан Пещерного Медведя, и Иза, целительница клана, и шаман Креб, её брат, усыновляют девочку. Иза учит её своему ремеслу, и Эйла становится искусной целительницей. Также она самостоятельно учится охотиться, хотя женщинам Клана это запрещено. После смерти Изы и Креба новый вождь Бруд, всю жизнь ненавидевший Эйлу, изгоняет её из Клана, и Эйла отправляется искать своих сородичей-кроманьонцев. Помимо искусства врачевания, Эйла ещё и отличная охотница, мастерица всех ремёсел, в одиночку изобретает зашивание ран, швейную иглу и добывание огня при помощи огнива, первой приручает лошадей и волка. Невероятно красивая голубоглазая блондинка, харизматична, сильна духом, избрана судьбой и обладает мистическими способностями.
  • Джондалар. Мужчина из кроманьонского племени Зеландонии, живущего на территории современной Франции, возлюбленный (а потом — и муж) Эйлы. Отправился в дальнее путешествие вместе со своим младшим братом Тоноланом, дошёл до устья реки Великой Матери (Дуная), где и встретился с Эйлой, которая спасла ему жизнь. Невероятно красивый и харизматичный синеглазый блондин, на которого вешаются все женщины. Искусен в постели и в изготовлении кремневых инструментов, изобрёл копьеметалку, вместе с Эйлой стал ездить на лошади. До безумия любит Эйлу, но очень ревнив и при этом замкнут, из-за чего случается множество непониманий и проблем.
  • Креб. Мог-ур неандертальского Клана Пещерного Медведя, приёмный отец Эйлы, брат вождя. Хромой калека, в стычке с пещерным медведем потерявший руку и глаз, однако очень могущественный шаман. Искренне любит Эйлу и старается воспитать её правильной женщиной Клана, хотя и понимает, что она отличается от них. После смерти является Эйле во снах, выступая чем-то вроде духовного проводника (хотя эту сюжетную линию автор потом забросила).
  • Иза. Целительница Клана Пещерного Медведя, сестра вождя и шамана. Именно она подбирает маленькую Эйлу, выхаживает её, учит и воспитывает вместе со своей собственной дочерью. Перед смертью велит Эйле уходить из Клана и искать свой собственный народ.
  • Бран. Вождь Клана Пещерного Медведя, суровый, но справедливый. Его единственным недостатком была слишком слепая любовь к сыну Бруду, из-за которой он не разглядел вовремя, какой сволочью тот вырос.
  • Бруд. Сын Брана, наследник вождя, гневливый, высокомерный и завистливый. Люто ненавидел Эйлу, ещё когда она была маленькой девочкой, при малейшей провинности бил её и всячески старался унизить. Когда ей исполнилось десять лет и по меркам Клана она стала взрослой женщиной, изнасиловал её и продолжал насиловать каждый день, пока она не перестала на это реагировать. От него Эйла родила сына Дарка, полунеандертальца-полукроманьонца, которого была вынуждена оставить в Клане. Став вождём, Бруд тут же изгнал Эйлу из Клана.
  • Тонолан. Младший брат Джондалара, с середины второй книги — посмертный персонаж. Был убит прирученным пещерным львом Эйлы, когда по глупости полез в его логово. Именно Тонолан задумал и осуществил великое путешествие на восток, так что без него Эйла и Джондалар никогда бы не встретились.
  • Талут и Тули, брат и сестра, равноправные вожди Львиного стойбища племени Мамутои. Оба отличаются большим ростом и огромной физической силой, но если Талут — типичный Добродушный гигант и весельчак, то Тули более замкнута и сдержанна.
  • Ранек, резчик по кости из Львиного стойбища Мамутои. С первого взгляда влюбился в Эйлу и предлагал ей стать его женой. Мулат — его отец совершил пешее путешествие от территории современной Украины до Северной Африки (или, как минимум, южной Европы), где и нашёл себе чернокожую жену.
  • Даланар, отец Джондалара, вождь племени Ланзадонии и выдающийся мастер по обработке кремня, от которого Джондалар и научился этому искусству.
  • Мартона, мать Джондалара, бывший вождь Девятой пещеры Зеландонии. С отцом Джондалара они расстались и оба позже нашли себе других партнёров, но дружеские отношения сохранили.

…и ещё куча вождей, охотников, шаманов и прочих персонажей.

Что здесь ещё есть[править]

  • Бело-серая мораль — кроме Бруда, Аттароа и банды Чароли, законченных злодеев в цикле нет.
  • Бетти и Вероника — Джондалар и Ранек для Эйлы в «Охотниках на мамонтов».
  • Большая крутая кошка — Вэбхья, пещерный лев Эйлы.
  • Гурман-порно — автор не хуже Дж. Мартина в подробностях описывает, что едят персонажи, как это добыто и как приготовлено. При желании вполне получится повторить.
  • Дофига персонажей — шесть книг, и в каждой по нескольку десятков.
  • Друг всему живому — Эйла. Да, она убивает ради еды и ресурсов, но в целом любит животных, интересуется их привычками и многих приручала.
  • Изнасилование — не худшее из зол — идею равноправия полов местным неандертальцам не завезли, и то, что сейчас считается изнасилованием, у них является повседневной жизнью (ну захотел охотник потрахаться, вот и подал знак любой приглянувшейся женщине, не интересуясь её мнением и возрастом). Вот только Бруда к Эйле влечёт не столько похоть, сколько желание унизить и «поставить её на место».[1]
  • Изнасилование — худшее из зол — для описанных в книге кроманьонцев женщины и секс вещи почти святые, для них изнасилование это осквернение Даров Великой Матери. Но это только в случае соплеменниц, женщин неандертальцев самок плоскоголовых насиловать можно, разве что лёгкое порицание выразят.
  • Костюмное порно — автор обожает в деталях описывать одежду и украшения: как они выглядят, как сделаны, как носятся и т. п. Добавляет сеттингу реализма.
  • Какая такая прелюдия? — аверсия. Описывая секс героев, автор не жалеет текста на подробное описание прелюдии.
  • Кошка по имени Нэко — ручной волк по кличке Волк.
  • Красивый — значит хороший: Эйла и Джондалар.
  • Маленькая мама — Эйла родила первого ребёнка в одиннадцать (и по меркам неандертальцев она была позднородящей), у кроманьонцев нормой является первый ребёнок в 13-14 лет.
  • Межвидовое скрещивание — присутствуют несколько гибридов кроманьонцев и неандертальцев, в том числе сын Эйлы Дарк. Отношение к ним разнится в зависимости от племени, но в целом ни та, ни другая сторона гибридов не жалуют.
  • Месячных не бывает — аверсия. Автор любит натурализм и этого аспекта жизни тоже не чурается.
  • Любовный треугольник — в «Охотниках на мамонтов» это Эйла, Ранек и Джондалар.
  • Надмозги — в целом, с учётом объёма и сложности текста, перевод приличный (хотя редактор явно забил на свои обязанности и не потрудился согласовать написание имён и терминов в разных книгах и даже в пределах одной книги, когда переводчиков было двое). Но в начале 4-й книги попался просто жуткий надмозг: «[Она], должно быть, могущественная Каллер» (Caller). То есть переводчик не только не читал предыдущую книгу, где рассказывалось о даре Зова, но даже не понял, что Caller — это не имя собственное, а производное от глагола to call, «призывать»!
  • Непонятного пола — Шамуд, шаман племени Шарамудои, и Омел, ребёнок Аттароа.
  • Не умеет лгать — все неандертальцы и воспитанная ими Эйла. Язык тела, который является важной частью их языка жестов, делает ложь физически невозможной. Поэтому же Эйла всегда распознаёт, если кто-то лжёт при ней.
  • Пейзажное порно — и ландшафты автор тоже обожает красочно описывать! А также что растёт в этих краях, для каких целей применяется и т. п. В общем, вы поняли, почему эти книги такие кирпичи.
  • Первый парень выигрывает — педаль в пол: Джондалар — вообще самый первый человек племени Других (кроманьонцев), которого встречает Эйла.
  • Полигамия — иногда практикуется. У Тули, женщины-вождя племени Мамутои, было два мужа, упоминается, что мужчина может взять двух жён, обычно, если это сёстры. Даже Эйле, когда она не может выбрать между двумя мужчинами, как-то предлагают не мучиться и взять обоих.
  • Полиглот — Эйла, с её феноменальной памятью. Может научиться говорить на чужом языке примерно через неделю.
  • Полное чудовище — Аттароа, садистка, убийца и мужененавистница.
  • Принцессы не какают — и здесь аверсия. Как уже было сказано, автор любит натурализм.
  • Ребёнок от изнасилования — практически все неандертальско-кроманьонские гибриды. Некоторые мужчины кроманьонцев развлекались тем, что подстерегали неандертальских женщин и насиловали их.
  • Роман кофе с молоком — мулат Ранек и любая другая женщина его племени.
  • Роман чая с молоком — Джерика и Даланар, родители Джоплайи. А также отец и мать Джерики — отец из племени, расположенного на территории современной Франции, а мать — с Дальнего Востока (да, он проделал такой путь. Пешком. А потом пришёл обратно!!).
  • Ружьё Бондарчука — куча таких в 4-й части: сон Эйлы о двух своих сыновьях, встреча и обмен контактами с людьми Клана недалеко от земель Зеландонии, сон Эйлы о пещере с нависшим над входом камнем… Если бы на 4-й книге всё и закончилось, это были бы просто намёки и вечные загадки, но через 20 лет автор зачем-то решила написать ещё пару романов, и туманные намёки превратились в сабж.
  • Сбежать со свадьбы — Эйла сбегает со свадьбы с Ранеком, потому что понимает, что не может жить без Джондалара, даже если он, как ей кажется, её разлюбил.
  • Секс животворящий — у Эйлы и Джондалара после того, как им наконец удаётся перейти крайне опасный ледник, где они оба чуть не погибли. Буквально животворящий: именно тогда они зачали своего первого ребёнка.
  • Смерть в родах — Джетамио, жена Тонолана. Неназванная мать Ридага.
  • Смищной аксэнт — с точки зрения всех кроманьонцев, у Эйлы какой-то необычный акцент.
  • Ты мне больше не сын! — в финале «Клана Пещерного Медведя» Бран, увидев, какое непотребство творит только что ставший вождём Бруд, публично заявляет, что Бруд — отстой, и лучше бы Эйла была его сыном.
  • Фантастический расизм — неандертальцы и кроманьонцы взаимно презирают друг друга. Первые считают вторых шумными, невоспитанными и странными, и стараются держаться от них подальше, а вторые вообще не считают первых за людей, раз те не умеют разговаривать словами.

Примечания[править]

  1. Когда он обнаружил, что Эйла стала воспринимать его визиты без страха, просто как нечто неприятное, что надо перетерпеть, то поймал полшестого.