Костюмное порно

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Costume Porn, Impossibly Cool Clothes. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Платье Клеопатры (Элизабет Тейлор) из 24-каратной золотой ткани.

Этот троп имеет место в тех случаях, когда в произведении описывается или показывается много, очень много, ЕЩЁ БОЛЬШЕ роскошных нарядов! Или наряды не роскошные, но всё равно описаны подробно и даже многословно. Или же наряд один, но автор любовно описывает имеющиеся на нём кружева, драгоценные камни, вышивку и текстуру ткани так, что слюнки текут от зависти к обладателю/-льнице такого костюма или платья, а у историков костюма делается счастливый обморок.

Родственный троп — бездонный гардероб. Противотропы — скудный гардероб (когда либо персонаж неприхотлив и всё произведение ходит в одном, либо сам автор пожалел кубометров текста на описание) и костюмное гуро (когда с порнографическим смаком живописуется такой трэш, что внутренний дизайнер читателя со страдальческим воплем вонзает миксер себе в глаза). Где-то между ними находится Стиль Попандопуло — ярко, но безвкусно и неаккуратно.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Н. Гоголь, в ассортименте. Впрочем, пейзажное и гурманское порно у Николая Васильевича также в изобилии.
    • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». «Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки![шкурки ягненка до 4 сут с разнообразными завитками] Фу ты, пропасть, какие смушки! сизые с морозом! Я ставлю бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните, ради бога, на них, — особенно если он станет с кем-нибудь говорить, — взгляните сбоку: что это за объядение! Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! Господи Боже мой! Николай Чудотворец, угодник Божий! отчего же у меня нет такой бекеши!».
    • «Старосветские помещики». «Платье наденьте на меня серенькое — то, что с небольшими цветочками по коричневому полю. Атласного платья, что с малиновыми полосками, не надевайте на меня».
    • «Шинель» — и говорить нечего.
  • Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания» — так Лёля описывал себя-адмирала, играя в Швамбранию. «На мне были белые брюки клеш, белые туфли со шпорами, крахмальный воротничок, голубой галстук бабочкой, лиловая черкеска с золотыми газырями и эполетами, пурпуровый ментик-накидка, подбитый тигровой шкурой, и капитанская фуражка с плюмажем. Я шел впереди всех, высокий и стройный…» А это уже гуро.
  • Большая часть произведений Никки Каллен, особенно «Рассказы о Розе». Практически каждое очередное появление в тексте уже знакомого персонажа (не говоря уже о первом появлении персонажа нового) начинается с подробнейшего описания всего того, во что же он одет на этот раз, причём все эти описания автор смакует с ощутимым удовольствием: «в теплом свитере, коричневом, домашней вязки, пальто сером, с коричневыми круглыми пуговицами, юбке по колено, вельветовой, пышной, с вышивкой — желтой, красной, зеленой — цветы, по подолу; коричневые чулки и серые туфли, совсем ретро — не старые, но потертые, будто мамины, очень запоминающиеся, маленькие, с круглыми носами, с вычурными пряжками а-ля Людовик XIV» или «в черной футболке с классным принтом — рисунком из книги-комикса Рэя Макфлая „Белый космос“ — Сигурни Степанова с розой и ручным пулеметом, в красном разорванном платье; поверх футболки — черная толстовка на молнии с капюшоном; драные на коленях синие джинсы с цепочкой; и тоже в носках — сине-красно-черных». Кстати, гурман-порно и интерьерное порно — это тоже вполне про него.
  • Клим Жуков и Екатерина Антоненко Солдат Императора — описание одежд ландскнехтов
  • МТА(причем, обоих полов), товарищи. Не всегда роскошно, но подробно. У автора правки подозрение, что потратить несколько предложений на троп у них священный долг.
  • М. и С. Дяченко, «Ведьмин зов» — внутримировой пример. Эгле — художник по костюмам в историческом фильме, и, видимо, неплохой: «Вы знаете, как изнашиваются бальные платья, и каковы на ощупь нижние юбки, и что означает цвет обшлагов на парадной инквизиторской мантии?! Мои костюмы достовернее музейных экспонатов, я создала чудо на этом проекте, а вы награждаете фэнтези, где вся одежда взята из наркотического бреда!»

На других языках[править]

  • Непрошеная повесть Кога-но Нидзё — классика японской литературы, автобиография фаворитки японского императора — изобилует описаниями роскошных одежд.
    • Да в принципе, любой из японских моногатари, написанных в эпоху Хэйан и чуть позже. Да, даже гунки-моногатари! Описание того, какие на ком были доспехи, может занимать страницы.
  • В классической литературе (как обычной, так и приключенческой) этот троп был почти обязательным. Вот примеры из «Айвенго» В. Скотта:
  • Сивилла — волшебница Кумского грота — подробно описан Турн Гердоний.
  • Капитан Блад — здесь честно награбленные костюмы главгероя описываются именно таким манером. В «Одиссее» это ещё достаточно умеренно, но порно про костюм Блада присутствует в экспозиции почти каждой из не таких уж длинных новелл! Подробнее см. здесь.
  • Теофиль Готье до смерти любил и практиковал этот троп всегда, когда брался за перо. Яркие наряды бродячих артистов в «Капитане Фракассе», многочисленные описания балов и светских приемов, а фантастический «Фортунио» утапливает педаль в черную дыру! См. пример в статье Болтливый рассказчик.
  • О.Генри, «Пурпурное платье»: «А теперь как раз носят пурпурный цвет. Сплошь и рядом видишь его на улице. Конечно, в моде и другие цвета — вот только на днях я видел премиленькую особу в шерстяном платье оливкового цвета: на юбке отделка из нашитых квадратиков и внизу в три ряда воланы, под драпированной кружевной косынкой видна вставка вся в оборочках, рукава с двойными буфами, перетянутые внизу кружевной лентой, из-под которой выглядывают две плиссированные рюшки, — но все-таки и пурпурного цвета носят очень много».
  • «Унесённые ветром». Главная героиня — большая модница и обожает менять наряды, а автор не упускает случая их подробно описать.
  • Постмодернист Владимир Нефф стилизует (и чуть-чуть передразнивает) «такой приём, как в „Айвенго“», а также просто любит данный троп. В своей пародийно-приключенческой трилогии о Петре Кукане он несколько раз развёз описание костюма (не обязательно главного героя) на целую страницу… и это не скучно читать!
  • Все романы Беатрис Смолл.
  • Wheel of Time: детальное описание нарядов — визитная карточка автора.
  • «Песнь Льда и Пламени» — наряды описываются тщательно, порой даже чересчур.
  • «Голодные игры» — костюмы главных героев играют далеко не последнюю роль в сюжете, так что их описанию уделено немало внимания.

Кино[править]

  • «Клеопатра» — Элизабет Тейлор, она же Клеопатра, носит новый наряд для каждой сцены, а всего их было 65. Неудивительно, что этот фильм самый дорогой в Голливуде.
  • Клеопатру переплюнула Эвита Перон в фильме «Эвита». Рекорд Книги Гиннесса 1997 г. — 85 нарядов за фильм.
  • «Дракула Брэма Стокера» (1992). Костюмы делала Эйко Ишиока, работавшая также над «Запредельем» и «Клеткой».
  • «Пятый элемент» — все костюмы созданы Жаном Полем Готье, а как же иначе?
    • Его духовный наследник «Валериан и город тысячи планет» — кроме костюмов и спецэффектов, там вообще мало что есть.
  • Экранизация «Унесённых ветром» — у Скарлетт О’Хара много, очень много красивых платьев.
  • «Звёздные войны»:
    • Падме Амидала — педаль в пол. Нарядов у неё очень много, все очень вычурные (по традиции, именно так должна одеваться выборная правящая королева Набу), и она меняет их в каждой сцене, где появляется.
    • Лея — аверсия. Несмотря на то, что она принцесса, носит она один и тот же скучный белый костюм. На самом деле не один, а целых несколько против нескольких десятков платьев мамы. Ну, что поделать, вот она, цена жизни в подполье.
  • «Союз спасения» — очень качественные и, что характерно, исторически верно воссозданные мундиры Российской Императорской армии начала XIX века, что для современного российского кино (особенно после «документалок» от StarMedia) — чуть ли не подвиг. МУЖИКИ В ФОР-Р-Р-РМЕ!
  • Практически любая современная экранизация «Алисы в Стране чудес» — каждый раз, вырастая или уменьшаясь, она остаётся голой, и каждый раз находит, во что одеться. Точнее, ей шьют или дают наряды окружающие. Или при уменьшении она использует часть собственной одежды для создания новой.
    • Интерпретация Тима Бёртона выдавила педаль в пол.
  • «Запределье» — костюмы героев, которые по-детски ярко воображает слушающая рассказ актёра девочка в больнице.
    • Предыдущий фильм «Клетка» от того же режиссёра и с костюмами той же Эйко Ишиоки — костюмы и образы из подсознания маньяка.
  • Любой фильм Франко Дзеффирелли в историческом антураже (чего стоит, например, «Ромео и Джульетта»)! Дзеффирелли, по первой профессий театральный художник, исторические костюмы знает и любит.
    • Оперы в его постановке не отстают. «Аида» в «Ла Скала» вообще загнала педаль в пол и в пески Египта. А уж его опера-фильм «Отелло» с Доминго в главной роли! Не говоря уже о его «Травиате» с тем же Доминго и изумительной Терезой Стратас.
  • «Хроники Риддика» — сколько угодно можно ругать фильм за испорченную атмосферу «Чёрной дыры», но вот над костюмами поработали на славу. И всё по разным стилям: бандитстко\тюремно\наёмнический — раз, костюмы Гелион-Прайма — два, и, конечно же, некромонгеры — три. Отдельно стоит выделить Дейм Ваако, сменившей за фильм аж четыре наряда. Притом, что сам Риддик девяносто процентов своего экранного времени щеголял в одной чёрной майке.
  • «Астерикс и Обеликс. Миссия Клеопатра» — и снова Клеопатра!
  • Престиж — фильм про иллюзионистов, для которых элегантный костюм — это половина успеха талантливого номера.
  • «Офелия» (2018) — все рецензии превозносят великолепные костюмы как одно из достоинств фильма.
  • Минисериал «Дюна»/«Дети Дюны» зачем-то ударился в костюмное порно. Литературный первоисточник в таком не замечен.
  • «Мария-Антуанетта» (2007) Софии Копполы — ну как без этого обойтись с такой героиней?
  • «Великий Гэтсби» (1974) с Робертом Рэдфордом — костюмы шил сам Ральф Лорен, спровоцировав своеобразную гэтсбиманию на некоторое время. Переодеваются персонажи часто и неизменно со вкусом, особенно главный герой-нувориш. Работа именно над этим фильмом внесла существенный вклад в успех дома Ральфа Лорена в целом.
  • Казино — Сэм Родстин по своему гардеробу утирает нос даже собственной жене Джинджер, весьма неравнодушной к роскоши! Всё в рамках исторической правды — послуживший прототипом Сэма знаменитый игровой организатор Фрэнк Розенталь весьма любил разномастные роскошные костюмы.
  • «Проклятие золотого цветка» — позолота на костюмах героев чуть ли не сыплется с экрана.
  • Гонконгское эротическое кино «категории III» на старинные сюжеты, в частности, «Секс и дзен» по роману 17 века (двадцать лет бывший рекордсменом проката в своей категории) — троп в буквальном смысле.
  • «Белоснежка и Охотник» и сиквел — наряды Равенны и Фрейи.
  • Hero, да и любой другой фильм Чжана Имоу.
  • «Чародеи» — «Главное, чтобы костюмчик сидел», nuff said.
  • «Круэлла» 2021 — речь идёт о женщине, которая хочет сделать имя в мире моды, поэтому тут nuff said.
  • «Тит — правитель Рима» — костюмы в каждой сцене отсылают к моде определённой эпохи и каждый раз выглядят превосходно. Чего ещё ожидать от Милены Канонеро — к тому моменту уже дважды лауреатки "Оскар" за лучшие костюмы (третий "Оскар" она получила за уже упомянутую здесь "Марию Антуанетту").

Телесериалы[править]

  • «Леди-детектив мисс Фрайни Фишер». Ах, 1920-е годы!
  • И снова британцы в лице «Аббатства Даунтон». По сёстрам Кроули можно запросто отслеживать эволюцию женской моды тех лет.
  • «Зачарованные» — в первых трех сезонах мы имели удовольствие наблюдать смену нескольких нарядов для разных сцен в каждой серии. А потом эта визуальная роскошь пошла на убыль.
  • «Игра престолов» — как экранизация вышеупомянутой ПЛиО.
  • «Подпольная Империя» — исключительно тщательное воспроизведение костюмов «ревущих двадцатых» (вплоть до белья), с использованием аутентичных материалов. 1920-е были намного ярче, чем кажется людям, привыкшим видеть их на чёрно-белой плёнке.
  • Peaky Blinders. Просто "Острые козырьки".
  • «Великолепный век» и сиквел. К сериалу может быть много претензий в плане историчности, игры актеров или сюжетных поворотов. К одному нельзя придраться — к костюмам. Они сделаны шикарно и разнообразно. Правда, герои постоянно донашивают их друг за другом, причем сестра султана может носить пальто, в котором раньше появлялась служанка, и наоборот.
  • В целом любой сериал по книгам Филиппы Грегори — «Белая королева», «Белая принцесса» и «Испанская принцесса» не отличаются оригинальностью названий историчностью костюмов, но вот в их недостатке создателей упрекнуть сложно.
  • Тюдоры — на шестерых жён Генриха Showtime не скупились, да и остальные герои выглядят отлично.
  • The Borgias — и снова Showtime, в этот раз с одной из самых могущественных и коррумпированных ренессансных семей, так что положение обязывает к костюмному порно.
    • Borgia — французский сериал-конкурент от Canal+ тоже не отстаёт.
  • «Однажды в сказке». Одни только наряды Злой Королевы чего стоят!
  • «Рим».
  • «Горец», как первый полнометражный фильм, так и сериал. Флэшбеки рисуют нам одежды всех времён и народов, от, как минимум, раннего железного века (серия «Comes a Horseman») до современности.
  • The Expanse — Крисьен Авасарала, при каждом своём появлении меняющая наряды и украшения.
  • «Виктория».
  • The Untamed — в силу урезанности бюджета авторы предпочли не пытаться сделать спецэффекты, а вложились в костюмы. При это не наблюдается бездонного гардероба, а где надо, костюмы пачкаются. Получилось красиво, ярко, и с особенностями для всех ведущих персонажей.
  • «Семнадцать мгновений весны» - черно-белая пленка, на которую снимался фильм, как и однообразная цветовая гамма черных мундиров не помешали тщательной (хоть и небезошибочной) реконструкции, а уж роскошная шинель Шелленберга с белыми отворотами, в которой он встречает Вольфа...

Мультфильмы[править]

  • «Том и Джерри» — серия «The Zoot Cat» (Кот-модник), в которой по радио расписывается модный костюм — т. н. «зутсьют». А авторы пользуются случаем, чтобы как следует высмеять эту моду, а равно и стиль радиорекламы 1940-х гг.

Мультсериалы[править]

  • «Гравити-Фоллс» — Мэйбл, с сильно прикрученным фитильком: ничего особенного в её костюмах нет, у неё просто бездонный гардероб разноцветных свитеров.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — Рэрити большая его фанатка. Настолько, что по мотивам любимых книг намодельерила коллекцию. Также подрядилась дизайнером для школьного спектакля Свити и учинила такое порно, что потом все обсуждали только его.
  • Monster High — все персонажи наряжены в пух и прах в каждой серии. Дизайны героев — пожалуй, самая проработанная часть мультсериала.

Аниме и манга[править]

Характерно для сёдзё.

  • Code Geass — студия CLAMP любит и умеет делать костюмное порно, но «Код» с его историческими нарядами в стиле XIX века — просто финиш.
    • Cardcaptor Sakura — в сабже Томоё — местный Лысый из Brazzers. Каждый раз Сакура выходит на поле боя в новом костюмчике, даже в опенингах они отдельные!
  • JoJo’s Bizarre Adventureэталон.
    • Фанатская теория: в 5й части и дальше все одеваются ещё экстравагантней потому, что КЛАМП негласно включили в свою вселенную ЖоЖо после выпуска того самого доджина по 3-4й частям, а за всей этой красотой стоит… да-да, опять Томоё.
  • Как ни странно, Берсерк. В основном доспехи (причем Миура уделял внимание не только главным персонажам, но и массовке), на малочисленных балах можно полюбоваться и на аристократию.
  • One Piece — самый модный шибучикай Донкихот Дофламинго, для которого главное — чтобы костюмчик сидел даже во время боя.
  • Манга (именно манга, аниме в этом плане скромнее) The Rose of Versailles (Роза Версаля). Название намекает.
  • Dorohedoro — с поправкой на урбанистическо-дымопанковый сеттинг, а так да!
  • Кстати, если вы думаете, что в Code Geass красивые костюмы (и, если уж на то пошло, мехи), то Five Star Stories значительно раздвинет ваши горизонты.
  • Dragon's Heaven - а чего вы ждали от аниме, вдохновлённого творчеством Жана "Мёбиуса" Жиро?

Видеоигры[править]

  • Любая игра, где можно сменить много нарядов. Особенно этим отличается жанр RPG. Особенно любят добавлять костюмы в DLC.
    • А ведь благодаря этому тропу разработчики наконец смекнули, что продавать косметику в играх куда выгоднее, чем саму игру в целом. Вдобавок это чуть ли не самый гуманный вид монетизации на данный момент. Покупать игру не надо. Тратить деньги на геймплейное преимущество тоже не надо. Просто скачивай игру и играй! Кто-ж знал, что банальное желание игроков самовыражаться будет приносить разработчикам миллиарды долларов.
  • Педаль в асфальт — серия файтингов Dead or Alive. Например, Steam-версия шестой части имеет 460(!!!) дополнений, львиная доля из которых — костюмчики для персонажей.
  • И Sims. Сколько существует модов с одеждой, причёсками и татуировками — не пересчитать.
  • «ПараПа: Город танцев» — вся игра об этом. Ну, ещё о танцах.
  • Занция из The Legend of Kyrandia на каждом новом уровне надевает (или наколдовывает себе?) новый наряд.
  • Dreamfall:Chapters — У Зои есть много костюмов на каждую главу.
  • Ведьмак 3: Кровь и Вино — Герцогиня Туссента Анна-Генриетта каждый раз появляется в новом наряде.
  • Alice: Madness Returns: каждый раз в новом мире костюм Алисы преображается.
  • Sonic Forces — хоть игра совсем не об этом, костюмы, перчатки, ботинки и аксессуары выдаются в награду за всё! Прошёл уровень — держи костюм, получил ранг S — держи ещё костюм, выполнил дополнительное задание — опять же, получай ещё один костюм!

Музыка[править]