Недопонимание

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« А Клайд, съедая в одиночестве свой завтрак, удивлялся, как эти люди могут интересоваться тем, что ему кажется таким скучным: приходящей к ним в подвал тканью, какими-нибудь мелкими недостатками в ее весе или качестве, тем, что последние двадцать штук не так сильно сели, как предыдущие шестнадцать... или тем, что "Компания Крэнстон" в этом месяце сократила число рабочих, а "Компания Энтони" объявила, что суббота будет считаться неполным рабочим днем только после первого июня, а не с середины мая, как в прошлом году. Все они, казалось, были поглощены своей работой, скучными, будничными мелочами. »
— Что за идиот этот Клайд!
«

— Да, чтобы инопланетяне совсем офигели, сначала лазером на них посветили, потом протонной пушкой, а потом куча непонятных снарядов летит с кинетической энергией в мегатонны, без признаков торможения на подлете… :) — Напоминает сцену из боевика, где героя сначала слепят фонариком а потом без предупреждения в него летят пули.

»
— про проект паруса, разгоняемого лазером

Бывают конфликты сказочные: между плохими и хорошими ребятами. Бывают между не такими уж плохими и не такими уж хорошими. Бывает, проще даже не пытаться мерить привычной меркой.

Бывает так, что участники, в целом, друг от друга неотличимы: каждый со своей правдой, т. е. с ценностями. Это уже очень близко к тому, что можно видеть в жизни. Но, в целом, абсолютно чистого, алхимически очищенного ценностного конфликта достичь получается разве что в различных произведениях.

А бывает, что весь корень конфликта, весь этот генератор сыр-бора — это простое и привычное недопонимание. Никаких тебе инопланетных разумов, никаких тебе сражений великих идей, никаких плохишей и кибальчишей. Просто кто-то кого-то недопонял.

Недопонимание часто используется в качестве топлива конфликта в диаметрально противоположных жанрах: утрированно-простых ситкомах и реалистичных байопиках.

В статью не стоит добавлять любое недопонимание, коих тьма и ещё немножко. Сосредоточьтесь на тех, на которых держится весь сюжет или хотя бы заметные сюжетные линии. Также недопонимание должно быть естественным, а не навязанным: если за кулисами стоит какой-то манипулятор, то именно он и является генератором и недопонимания, и конфликта.

И кстати: непонимание бывает трагическим.

Примеры[править]

Обычное недопонимание[править]

« Просто не так поняли друг друга. »
— Илья Туманов
  • Махабхарата — пять братьев-царевичей привели девушку в дом и сказали матери что-то в духе «Смотри, какую штуку нам подарили», а мать не поняла, что речь о человеке, и велела «пользуйтесь ею совместно».
  • А. Гайдар, «Военная тайна». Владик поругался с Иоськой и ругал его в разговоре с незнакомым парнем: «Он думает, что раз он звеньевой, то я ему и штаны поддерживай. Нет, брат, врешь, нынче лакеев нету». Но когда собеседник согласился «Конечно. Это такой народ… Ты им сунь палец, а они и всю руку норовят слопать. Такая уж ихняя порода», то Владик не понял: «Какая порода?» Советскому пионеру не могло прийти в голову, что звеньевой виноват в своей «жидовской» породе. Дело кончилось дракой.
  • Всеволод Нестайко, «Преступление Жоры Горобейчика» — с изрядной порцией слезогонки. Друзья заглавного персонажа узнают, что тот играет с девочками в куклы — что, по понятным причинам, считают недостойным мальчика поведением. Только вот когда они приходят обличить его и торжественно объявить бойкот, обнаруживается, что, во-первых, играет он не с девчачьей компанией, а с одной конкретной девочкой, а во-вторых, девочка эта на несколько месяцев прикована к постели (из-за серьёзных проблем с позвоночником и их лечения), и Жора просто стремится поддержать её (подруг у нее то ли не было, то ли они от неё отвернулись — автор правки уже не помнит). По словам POV-а, компании очень захотелось провалиться под землю.
    • Нечто похожее у Достоевского в «Братьях Карамазовых». Над Колей Красоткиным смеются ровесники, что он играет с соседскими детьми в лошадки и в прятки. «Красоткин гордо отпарировал это обвинение, выставив на вид, что со сверстниками, с тринадцатилетними, действительно было бы позорно играть „в наш век“ в лошадки, но что он делает это для „пузырей“, потому что их любит, а в чувствах его никто не смеет у него спрашивать отчета». Аллюзия?
  • «Отблески Этерны» — всего одно слово: Айрис. Просто однажды Алва подарил Ричарду коня, а на попытку отказаться ответил, мол, назад не возьму, а если вам не надо — отдайте его сестре. Сестра же, воспитанная, гм, весьма старомодно, сделала из этой ситуации довольно неожиданный вывод: если благородный герцог Алва посылает благородной герцогине Окделл столь дорогой подарок, значит, сватается! А уж когда позднее Алву угораздило помочь ей в трудную минуту… Отчасти субверсия, поскольку до полноценного конфликта между Айрис и Алвой дело дойти не успело — она погибла раньше, чем успела узнать правду.
  • «Боги, наверное, сошли с ума» — никакого обоснованного конфликта между главным героем-туземцем и белыми нет. Просто хочет человек вернуть проклятый артефакт невиданной мощи — бутылку из-под Кока-Колы — богам, а те отказываются.
  • Девять из десяти «женских» романов и 99 % мексикано-бразильского мыла. Героиня слышит какую-то фразу, которую ее любимый произносит, чаще всего не ей, и уходит, заламывая руки и плача навзрыд. Остаток книги/фильма любимый пытается объяснить, что его не так поняли. Противоположная ситуация — герой чего-то такое видит или слышит, после чего обзывает героиню предательницей-шлюхой-корыстной стервой (нужное подчеркнуть) и уходит, громко хлопнув дверью. Возвращается через -надцать лет, кидая предъявы героине, а чегой-то она не рассказала ему о ребенке. Объяснения типа «ты сам не дал мне возможности рассказать» не прокатывают.
  • «Папины дочки» — значительная часть комедийных (а то и драматических) ситуаций связана именно с недопониманием. (Ещё столь же значительная часть — с неловким враньём).
  • «Герой по вызову», восьмая серия — вигилант Иван был уверен, что его друг, мент Илья, всё правильно понимает, и говорил на самом деле о своём начальнике-враче, из которого он, Иван, террористическим методом добывал важную информацию и ненароком довёл начальника до летального инфаркта (кто ж знал, что у пожилого человека в сердце тромб! Казалось, что сердце — «как у молодого быка!»). А мент Илья вообразил, что вигилант принимает на себя ответственность за недавнее убийство отставного ментовского начальника методом передозировки (это убийство на самом деле совершил «Джокер»-Скуратов, главзлодей сериала, о чём Илья не знает)! В результате у вигиланта Ивана начались крупные неприятности…
  • Karateka — в финале, после победы над злодейским главарём, не надо прямо в боевой стойке заходить в келью, где томится Марико (невеста протагониста). Марико решит, что это враг, принявший облик её жениха, или что её жених почему-либо обратился против неё — и нанесёт герою смертельный удар! Чтобы успешно завершить игру, надо пинком (возможным только в боевой стойке) выбить дверь, тут же перейти из боевой стойки в обычную (в которой можно бегать), а затем подбежать вплотную к Марико — и тогда она поймёт всё правильно.
  • Warcraft III: The Frozen Throne — кампания Орды. Когда проклятие демонов было снято, Орда превратилась из безжалостной военной машины в относительно свободный союз, направленный не столько на захват новых земель, сколько на жизнь и процветание, и был установлен нейтралитет с ночными эльфами и выжившими лордеронцами, под предводительством Джайны Праудмур. Мир между орками и людьми был нарушен с прибытием огромного флота Альянса под командованием отца Джайны, Великого адмирала Даэлина Праудмура. Будучи знаменитым героем Второй войны, отец Джайны всей душой ненавидел Орду. Он твердо решил уничтожить Дуротар прежде, чем орки закрепятся на этой земле, не зная что орки перестали быть кровожадными чудовищами.
  • Dragon Age: Awakening — дополнение встречает игрока нападением Порождений Тьмы на Башню Бдения. А все потому, что Архитектор отправил отряд Порождений попросить Серых Стражей о помощи… Не учтя, что во-первых, те не знают о разумных Порождениях Тьмы и при их появлении явно похватают спецсредства, а во-вторых, даже разумные Порождения зачастую еще не слишком понимают, что мочить все — не единственный способ взаимодействия с окружающими, не говоря уже об обычных, которыми они командуют.
  • Байка про то, как Жан-Поль Готье сорвал планы Люка Бессона по кастингу «Пятого элемента». На роль Руби Рода хотели пригласить Принса (его сценическим образом персонаж, собственно, и вдохновлён), но по каким-то причинам Бессон решил, что Готье быстрее найдёт с Принсом общий язык. То, что Готье в инглише нибумбум, Бессон узнал позже, а попытка договориться обернулась феерическим конфузом. Модельера, который показывал свои рисунки и изъяснялся на англо-французском суржике, певец слушал без особого энтузиазма, а последней каплей стало вот что. По первоначальным наброскам Готье, костюм Руби Рода должен был включать накладную и сильно волосатую задницу, а как это сказать на языке Шекспира, кутюрье уже не знал. Поэтому он — внимание! — оттопырил зад, хлопнул по нему и произнёс «faux cul» (читается это примерно «фо кю», сами понимаете, что услышал англоговорящий Принс). Принс развернулся и ушёл, а мог бы и в щи прописать.
  • Slime Taoshite 300-nen, Shiranai Uchi ni Level Max ni Nattemashita - могущественная демонесса Вельзевул слегла после принятия "подпитьки" Харукары. Перенервничавшая Харукара бросила процветающий бизнес и пустилась в бега, Вельзевул объявила ее в розыск, Харукара дошла до главной героини в слезных мольбах защитить ее и дело дошло почти до прямого боя...а Вельзевул лишь хотела предложить ей расширить производство (а слегла она от работы, а не энергетика).
  • Uzaki-chan wa Asobitai! (Узаки хочет тусоваться!) - в результате череды недопониманий мать Узаки считает, что друг ее дочери Сакурай влюблен в нее и стремится заставить ее изменить мужу с ним.

Космическое недопонимание[править]

« Иногда войны начинаются из-за сущих пустяков. »
— military.pravda.ru

В силу разности мышления, такое недопонимание встречается чаще всего. Автор не ограничен человеческой психологией, а оттого может раздуть конфликт недопонимания до грандиозного трагизма — или трагикомизма.

Литература[править]

  • Этот троп часто встречается в советской фантастике
    • Ранний Головачев:
      • Рассказ «Великан на дороге». Человечество обнаружило планету с цивилизацией, ушедшей далеко вперед, многие явления на поверхности непонятны, например, любопытники — летающие скалы (и интересующиеся звездолетами землян, поэтому так их и назвали). Рассказ, собственно, про попытку спасти группу контакта.
      • Повесть «Отклонение к совершенству». Тут люди тоже пытаются вступить в контакт с обитателями планеты, и им даже удается общаться по радиоканалу. Тут тоже абсолютно чуждый разум, но наличие посредника из исследовательской группы другой расы плюс преображение (как это случилось с представителем другой расы) в местного одного человека позволяет немного понять, с чем же столкнулись земляне на этот раз.
    • Братья Стругацкие, Мир Полудня. Люди не понимают и боятся Странников.
  • Кир Булычев, «Агент КФ». У земного археолога было хобби — коллекционировал солдатиков. Увидев в инопланетной лавке шикарный набор солдатиков, представлявших все местные кланы, он пожелал купить их все. Вот только в местной культуре такие фигурки использовались с единственной целью — для объявления войны соответствующему клану… Педаль была додавлена в пол тем, что для чтения лекции археолог торжественно облачился во фрак, очень похожий на местное ритуальное одеяние кровного мстителя.
  • «Ян Бибиян на Луне» — чуть не случилось. Ян, чтобы припугнуть лунян, выстрелил в воздух (а выстрел, хоть и из лучемёта, был далеко не бесшумным), а «по-лунянски» демонстративный выстрел в воздух означает объявление войны. Войны не хотел ни один житель Луны — но все они были готовы воевать, «раз другого выхода нет», хоть и пришли в ужас и затосковали. И как же невероятно свезло, что Ян без всякой задней мысли решил вручить лунянину камень (образец лунной породы), а «по-лунянски» это означает предложение мира, пусть и с позиции силы! Повезло и в другом: «позицию силы» землян луняне считали вполне обоснованной…
    • Самая мякотка в том, что книга вышла за шестьдесят с лишним лет до фильма «Марс атакует!».
  • Многократно встречается у Лема. «Солярис», «Непобедимый», «Осмотр на месте», «Фиаско» — да почти любое произведение, где фигурирует нечеловеческий разум. В комическом виде — в «Путешествиях Ийона Тихого» и «Кибериаде».
  • Клиффорд Саймак, «Достойный соперник» — оказывается, фарсиане не воевали с людьми, а играли.
    • Та же проблема с фангами из «Лорд с планеты Земля» Лукьяненко. Они думали, что война — это очень красиво…
      • На самом деле они отлично знали, что Война - это кошмар. Но узнали человеческую культуру, в которой война очень часто описывалась как нечто красивое. А проблема в том, что фанги, во-первых, восприимчивы, а во-вторых, в их языке буквально Красивый - значит хороший. Из-за этого когнитивного диссонанса все и началось.
  • Тимоти Зан, цикл «Завоеватели» — с какой бы расой ни встретились жирижи, контакт начинается с конфликта. Оказывается, то, что для всех простая радиосвязь, для жирижей опаснейшее оружие.
  • «Ложная слепота» Питера Уоттса вроде бы не об этом — согласно авторской задумке, какое-либо взаимопонимание с местными инопланетянами было в принципе невозможно. Но у холодильника невольно задумываешься — а так ли все страшно, не поспешили ли герои демонизировать своих визави?
  • Евгений и Любовь Лукины, «Вторжение». Нескольких инопланетян заносит на Землю с абсолютно мирными намерениями, может быть, вообще случайно… Вот только приземляются они не где-нибудь, а на границе двух государств, и не когда-нибудь, а во времена Холодной войны. Пограничники реагируют соответственно, вынеся всех. Собственно, весь рассказ подан с точки зрения военных и описывает (с неплохим саспенсом) героическую борьбу со страшными инопланетными захватчиками, и только в самом конце до одного из героев доходит, что они только что натворили.
    • Их же рассказ «Для крепких нервов». Главный герой, оказавшись на планете с явными признаками разумной жизни, попадает в жуткий лабиринт, полный опасных ловушек. Потом выясняется, что это просто местный парк аттракционов, что-то вроде компьютерной игры в реальном пространстве. Но то, что астронавт рассказывает, вернувшись к своим, приводит чуть ли не к войне между землянами и инопланетной расой.
  • Элиезер Юдковский, «Тройной контакт» — педаль в асфальт. Представители трех космических рас, включая человека, впервые увидели друг друга и попытались узнать друг о друге больше… Но у каждого из народов настолько разная мораль, что это приводит к фатальным последствиям.
    • Это не педаль в асфальт, а совсем даже субверсия. Перед контактом с кораблём Детоедов земляне больше всего боятся, что случится сабж статьи, и неправильно переведённое программой-переводчиком послание оскорбит инопланетян, чего они, конечно, в духе старой фантастики, окажутся неспособны простить и развяжут какую-нибудь войну. Если бы… Как оказалось, при желании люди и инопланетяне прекрасно понимают друг друга, хоть и не без усилий, а земные стандарты вежливости обоим видам чужих вообще по барабану. Вот только существа с нечеловеческой психологией имеют принципиально несовместимые с землянами и друг с другом базовые ценности, исходя из которых строятся их этика и вся культура — и понимание того, в чём именно различие, не слишком помогает решить конфликт к удовольствию обеих сторон. Не удивительно, что контакт при любом варианте заканчивается трагически.
  • Дуглас Адамс, «Автостопом по Галактике» — невинная фраза Артура Дента «Мой образ жизни вряд ли можно назвать спокойным» воспринималась вл-хургами как самое страшное оскорбление. И надо же ей было проникнуть через червоточину и прозвучать прямо над переговорным столом, когда вождь г’гугвуннтов был на волосок от войны на истребление с вл’хургами и изощрял все дипломатические способности, чтобы этой войны избежать!

Телесериалы[править]

  • «Вавилон-5» — земляно-Минбарская война началась с того, что посланный на разведку в околоминбарское пространство земной крейсер был без всякого повода атакован минбарским — тот пошел на сближение, открыв орудийные порты и ведя активное радиоэлектронное подавление. В результате земляне открыли ответный огонь. Кто ж знал, что сближение с открытыми (но не заряженными) орудийными портами у минбарцев знак вежливости и уважения, а банальные радары настолько мощные, что пережгли к чертовой матери доходяжную по галактическим меркам земную электронику. Минбарцы тоже хороши — вместо того, чтобы разобраться в ситуации, сразу объявили войну, причем на уничтожение.
    • Только раз попытались пойти на контакт во время войны. Правда, Лондо сглупил и по ошибке прибил парламентёра. Ай, молодца!
      • Лондо пытался насолить нарнам - он не знал, что в данный конкретный момент они помогают землянам.
  • Звёздный путь: Пикар — сотни лет назад, группа ромулан обнаружила планету с посланием от какой-то древней расы, якобы предупреждающее их о великом разрушении из-за синтетических форм жизни. Они сформировали тайное общество Жат Ваш, борясь с любым проявлением искусственной жизни из-за кулис. Затем чудом выжившие синтетики узнают, что послание на самом деле предупреждало синтетиков об угрозе со стороны завистливых органиков и предлагало помощь в их искоренении. И вот, когда к их убежищу летит огромный флот Жат Ваш, чтобы уничтожить их всех, у синтетиков не остаётся выбора кроме как позвать своих сильных собратьев и уничтожить всех органиков в Галактике.
    • С другой стороны, если вспомнить что собирался натворить «Контроль», то их опасения не кажутся такими неоправданными.

Мультфильмы[править]

  • «Контакт»: инопланетянин преследует художника только для того, чтобы отдать ему забытые сапоги (а также мольберт, шляпу и шарф — художник дополнительно терял и всё это тоже, когда в ужасе убегал от метаморфа с природными «антеннами» на голове).
  • Lego Movie 2: Оказывается, Многолика Прекрасная и её империя и не злодеи вовсе, просто недопонимание с двух сторон, начавшееся из-за того, что людей считали более воинственными, чем есть на самом деле. А со стороны людей очень помог вещий сон об Апомамакалипсисе (нет, это не ошибка), который оказался неправильно трактован.

Веб-комиксы[править]

  • Schlock Mercenary: ИИ, управляющая древним искусственным миром, не столько атаковала героев, сколько пыталась заглушить их технологии, активность которых могла бы привлечь внимание чужеродных чудовищ, войну с которыми ее создатели проиграли. Узнав, что современная галактическая цивилизация уже воюет с этими самыми Чу-Чу, и довольно успешно, немедленно предложила посильную помощь и возместила нанесенный ущерб.

Видеоигры[править]

  • «Космические рейнджеры» — полномасштабная межзвёздная война с участием шести цивилизаций (точнее, пяти цивилизаций и одной Махпеллы с кучей внешних органов) вызвана недопониманием: Махпелла решила, что органика в кораблях — это некий паразит. Рачехан, приведший Махпеллу в этот рукав галактики, даже и не понял до конца, что он устроил. Если объяснить Махпелле, что органические существа в кораблях — это и есть носители разума, а сами корабли — просто автоматика, то война закончится.
  • Mass Effect — похожий пример: выйдя в космос, люди понятия не имели ни о Совете Цитадели вообще, ни о том, что спящие ретрансляторы включать категорически запрещается, в частности. Командующий турианской эскадрой, заставшей людей за этим увлекательным занятием, о такой возможности тоже как-то не подумал. Вылилось все это в трехмесячный конфликт под названием «Война Первого контакта»/«Инцидент у Ретранслятора 314», изрядно заразивший человечество ксенофобией, а инопланетян — стереотипами о том, что люди есть раса борзых карасей, принципиально не желающих видеть берегов.
  • Undertale — Из-за многолетнего отсутствия контакта между людьми и монстрами, монстры давно позабыли о том, как выглядят люди, чем опасны и т. п. Лишь король подогревает ненависть к ним, так как их души необходимы для разрушения Барьера, сотворенного ими же. Игрок же, в свою очередь, может как оправдать злобу монстров на людей, так и опровергнуть их страх своими поступками.
  • Dragon Age — именно сабж стал последней причиной и прямым поводом для Священного похода на Долы.
  • ARMA 3, дополнение Contact — если бы инопланетные зонды не игнорировали настойчивые попытки связаться с ними по радио, то, возможно, куча польских и русских военных осталась бы в живых.
  • Subnautica: Below Zero — представитель Предтечь сказал героине, что у нее есть подходящее вместилище для его разума, иначе он погибнет. Она думала что он про ее КПК, но он имел в виду ее разум (у них слезать в чужую голову не считается чем-то плохим, а вот героиня такому постояльцу не рада).