Бело-серая мораль

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Противостояние однозначно добрых героев объективно незлым персонажам
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья White and Grey Morality. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Хорошие парни — ХОРОШИЕ. А плохие — нет, они не Злодеи. По крайней мере, они точно не являются полными монстрами. Обычно они искренне заблуждаются и, если дать им возможность исправиться и покаяться, они скорее всего ей воспользуются. В любом случае, традиционного противостояния Бобра с Ослом не выходит. Данный троп любим создателями продукции для детей — ибо даёт широкие возможности для дидактических поучений (а также позволяет при желании обойтись без убийств и крови, не провоцируя вопросы о том, почему, например, Бэтмен опять отпустил Джокера).

Чтобы не спорить лишний раз о том, что считается «серым», а что — уже «чёрным», поставим вешку: преднамеренное убийство (не в целях самозащиты или защиты другого человека, не эвтаназия, не свершение правосудия или не ради благих намерений) — однозначно «чёрный» поступок. Подготовка убийства — тоже, даже если план сорвался. В таких историях — «все оттенки серого» в лучшем случае.

Противотроп — Чёрно-серая мораль.

Где встречается[править]

Общее[править]

  • Сказки любых народов, из которых вырезали убийства, в том числе и разумных животных.
  • Подавляющее большинство отечественных и западных мультиков назидательной или юмористической тематики. Если нет — сюда.
  • Огромное количество историй про обаятельных мошенников (например, про Арсена Люпена).

Театр[править]

  • «Гамильтон». В этой истории нет злодеев (кроме короля Георга III, хотя он больше сумасшедший, чем злой). Антагонисты искренне верят в то, что поступают правильно. Даже Аарон Бёрр, который убил главного героя, сожалеет о содеянном.

Литература[править]

Русскоязычные[править]

  • Многие детские произведения, особенно советских авторов.
    • Классический пример: первая часть книги «Васёк Трубачёв и его товарищи» Валентины Осеевой. Кипельно белые Сева Малютин, мачеха Пети Русакова и учитель Сергей Николаевич, почти белый Саша Булгаков, а большинство героев — серые. Вторая часть намного темнее и острее, там встречаются все цвета спектра.
  • Тамара Михеева, «Лёгкие горы» — книга о взрослении Динки, потерявшей родителей в трёхлетнем возрасте и попавшей в приёмную семью. Плохих людей тут нет, есть лишь те, кто сумел подняться на свои вершины, и те, кто оказался слишком слаб и ленив, спасовал и запутался.
  • Борис Пастернак, «Доктор Живаго» — большинство персонажей вызывают симпатию, даже местные "злодеи". У Комаровского есть моменты проявления искренней доброты и некоторого раскаяние за свои поступки, несмотря на его подлую натуру в целом. Два главных персонажа-коммуниста, Стрельников и Ливерий, скорее благонамеренные экстремисты, чем злонамеренные убийцы.
  • Карина Шаинян, «Долгий путь на Бимини». Даже при том, что на страницах присутствует не меньше полутора трупов (часть из них зомби и потому не считаются) и неиллюзорные поползновения к вивисекции человека, никого из героев, даже антагонистов, язык не поворачивается назвать злодеем. Клаус — мелкий семейный деспот? Он просто упёрт, как баран, и действительно не видит другого выхода. Ван Вогты норовят затащить левого человека в «удобные боги, послушные его грязной магии»? Они сами зависят от этой магии и ни разу не творят с её помощью ничего реально злого, а внук к тому же норовит обжулить покойного дедушку. Брид — жестокий пират, ради поимки одного человека вырезающий целое племя индейцев? Он на полном серьёзе уверен, что тот человек сможет заставить его возлюбленную ответить взаимностью, которая исцелит его искалеченный туманом Бимини разум, и поэтому гораздо более жалок, нежели страшен. Так что даже его смерть от рук Карререса можно поставить тому скорее в заслугу.
  • А. Коростелёва, «Школа в Кармартене» — изначально в произведении правит бал бело-белая мораль, однако появление министерской комиссии добавляет нужных серых оттенков. Также есть полное чудовище — Оливер Кромвель, но его фигура к главному конфликту имеет опосредованное отношение.
  • Вячеслав Рыбаков «Очаг на башне» (+ отчасти «Человек напротив») — субверсия. Главгад первого романа и по совместительству изрядный (но не глав-) гад второго, Валерий Вербицкий — полное чудовище с точки зрения сюжета и, гм, неискушённых читателей; но по задумке автора он не чудовище, он больной, запутавшийся в жизни человек. «Протагонист в противофазе».

На других языках[править]

  • Многие произведения Орсона Скотта Карда, особенно в цикле «Эндер Виггин», связаны с идеей о том, что никто на самом деле не является злым, и все это — вопрос перспективы. Например, было обнаружено, что Жукеры напали на человечество, потому что у них был коллективный разум и они не знали, что каждый человек был индивидуально разумным существом. С другой стороны, Десколадеры из более поздних книг либо стремятся к прямому завоеванию планеты, либо просто слишком чужды для нашего понимания. Единственный однозначной злой персонаж — это Ахилл, главный злодей спин-офф романов «Сага Теней».
  • Цикл о муми-троллях Туве Янссон. Отрицательных персонажей крайне мало, они нигде не являются главными антагонистами. Единственный сквозной отрицательный персонаж — Морра — на проверку оказывается холодной и пугающей лишь по биологическим причинам, а в реальности просто желающей понимания и любви.
  • Мэрион Зиммер Брэдли, цикл «Дарковер». Центральный конфликт развернулся между добрыми дарковерцами и благонамеренными, сочувствующими землянами, которые противостоят дарковерскому образу жизни. Люди варьируются по всей шкале морали, но чаще всего даже у злых людей есть веская причина на их поступки.
  • Алан Дин Фостер, цикл «Динотопия». Есть только один главный злодей, и он изображён скорее как капризный старик-нонконформист. А в спин-офф романах обычно нет злодеев.
  • Большинство произведений Урсулы ле Гуин, как детских, так и для взрослых.
  • В большинстве книг Тимоти Зана не так уж много злых людей.
  • В большинстве книг Эдгара Пэнгборна антагонисты скорее заблуждающиеся, чем злые, но это не мешает им время от времени вызывать ужасные трагедии.
  • Анна Сьюэлл, «Чёрный Красавчик». Аверсия по большей части, т. к. жестокое обращение над животными изображается как непростительный поступок. Однако есть один случай подходящий под это: Джерри ругает друга-таксиста за то, что тот мало кормит истощенную лошадь, на что таксист возражает, что он хотел бы ее кормить больше, если бы мог, но зарплата таксиста настолько низка, что он вынужден выбирать между кормлением своей лошади или кормлением своей семьи. Естественно, его семья на первом месте, но он и Джерри сетуют на то, насколько несправедливо положение вещей в данном случае.
    • Это тоже, скорее, аверсия, потому что таким образом нам представляют практически самого темного персонажа романа - владельца прокатной конюшни Скиннера, который и отбирает у своих арендаторов-таксистов большую часть их дневного заработка. Он единственный персонаж в книге, который доводит лошадей до смерти на работе или живодерни не из-за невежества или безнадежности ситуации, а просто потому, что выжимать остатки сил из разбитых кляч выгоднее, чем пристойно содержать приличных здоровых лошадей и хорошие экипажи, и сообщество таксистов его за это осуждает. Справедливости ради, "Черный Красавчик" скорее пример соседнего тропа: никто из антагонистов не издевается над лошадьми из садистских побуждений, большинство из них плохо себе представляет, как с лошадьми обращаться (обычно в силу малого опыта), либо потому, что у них нет выбора (показательна история сына мясника, который загоняет пони потому что обязан успевать развозить заказы), в то время как и безусловно положительные персонажи совершают довольно неоднозначные поступки: сквайр Гордон продает своих любимых лошадей в дом, где широко используют оберчеки, против которых он так активно агитирует (причем он прекрасно знает что одна из этих лошадей просто не способна работать с оберчеком нормально), а абсолютное большинство злоключений протагониста связаны с тем, что уступающий надменной хозяйке, но незлой конюх Йорк и абсолютно положительный "таксист" Джерри абсолютно сознательно продают Красавчика в места, где породистой лошади не может быть хорошо просто по определению - прокатную конюшню и пекарню, где нужно возить муку.

Фанфики[править]

  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Фанфик, давно превратившийся в практически отдельную от франшизы книгу, с первых глав кажется историей с бело-белой моралью — Волдеморт лишь маячил на горизонте, угрозу не представляя, а взаимодействовали неплохие персонажи с вполне приемлемой мотивацией. Чуть позже автор слегка очернил некоторых персонажей, сделав произведение именно бело-серым. Это продолжалось довольно долго, едва ли не до последней арки, в которой Волдеморт, наконец, появился и к удивлению многих читателей оказался классическим полным чудовищем, вернув произведение к чёрно-белой морали и даже, пожалуй, дальше: не окажись среди обезглавленных протагонистом Пожирателей Смерти родители его друзей, которым он вынужден был после этого смотреть в глаза, Гарри и дальше бы думал, что всё сделал безупречно.
  • «Кольцо Тьмы» Перумова. При том, что официальные «тёмные» тут есть, и они вроде как злодеи, показаны они достойными противниками и благонамеренными экстремистами, за которых вполне даже можно болеть. Положительные герои при этом следуют идеалам своих предшественников из «Властелина колец», ни в какое антигеройство не скатываются и даже готовы помочь павшему противнику. В общем, хорошие светлые воюют с неплохими тёмными, уважая друг друга, но не желая уступать.

Кино[править]

  • Огромное количество комедийных и детских фильмов.
  • «Карнавальная ночь» (1956 г.). Антагонист фильма — бюрократ и ханжа товарищ Огурцов, пытающийся провести новогодний праздник по-своему. Получается смешно. На настоящего злодея не тянет.
  • «Полосатый рейс» (1961 г.). Попыток по-настоящему хоть как-то, хоть кому-то навредить можно перечислить по пальцам одной руки.
  • «Иван Васильевич меняет профессию» в ту же степь. Здесь нет ни одного «чёрного» героя. Бунша, конечно, товарищ малоприятный, но ничего злодейского не совершает. Да и Милославский, хоть и жулик, но подан как герой находчивый и обаятельный.
  • «Терминал» (2004 г.). Диксон просто выполняет свою работу. Когда он понимает, что Виктор безвреден, он его отпускает.
  • «Варкрафт» (2016 г.). Все (за исключением Гул’дана) орки показывают некоторые искупительные качества, и довольно ясно, что они вторгаются в Азерот, потому что их собственный мир умирает, делая их мотив сочувствующим. Между тем, люди в целом изображаются как однозначно хорошие и просто защищают себя от нападений орков.
  • «Человек-муравей и Оса» (2018 г.). Ни один из злодеев не является по-настоящему злым. Призрак отчаянно пыталась выжить и украла технологию, чтобы вылечить себя, в то время как Билл Фостер пытается поддержать её и запрещает ей совершать какие-либо злонамеренные действия. Оба они встают на сторону героев в самом конце, как только главные герои действительно соглашаются ей помочь. Единственный персонаж, который близок к злодею, — это Сонни Бёрч, но он слишком жалок, чтобы считаться злым.
  • Туда же «Человек-Паук: возвращение домой» условно главный злодей Стервятник руководствуется в общем-то понятными и близкими многим мотивами. И если он злой, то торговавший оружием Старк чем лучше?
  • «Старик с пистолетом» (2018 г.). Джон Хант — полицейский, оправданно преследующий многократного грабителя банков, который сбежал из тюрьмы 18 раз, но главный герой настолько обаятелен, дружелюбен и добродушен, насколько это возможно для грабителя банков, и старается изо всех сил, чтобы никто не пострадал во время его ограблений.
  • «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016 г.). Супермен, бесспорно, хорош, несмотря на то, что невольно причинил некоторый сопутствующий ущерб. С другой стороны, Бэтмен, все еще имея добрые намерения, спускается по темной и жестокой тропе с тех пор, как его напарник умер, и не испытывает никаких угрызений совести по поводу убийства. В конце концов, он немного смягчается.
  • «С меня хватит!» (1993 г.). Прендергаст — действительно хороший полицейский, настроенный против проблемного человека, который не может справиться со своими проблемами по-взрослому социально приемлемым для своего архетипа образом. Хотя в фильме есть и другие по-настоящему плохие люди (такие как латиноамериканские бандиты и владелец магазина неонацист), основной конфликт между Прендергастом и Фостером попадает прямо под это.
  • «Я — Сэм» (2001 г.). Сэм — умственно отсталый человек, который просто пытается быть со своей дочерью, в то время как правительство думает, что он не сможет должным образом воспитывать ее.
  • «Безумие короля Георга» (1994 г.). Принц Уэльский и Чарльз Фокс хотят убрать короля с дороги и создать новый режим, но они делают это по понятным причинам: принц хочет иметь возможность жениться на своей любовнице-католичке, что в противном случае никогда не было бы разрешено, а Фокс хочет установить более дружественные отношения с Америкой и отменить работорговлю.
  • «Вторжение динозавра» (2006 г.). Семейство Пак, может быть и разобщенная, но в конечном счете любящая семья, а сам Ганту добрый, хотя и безответственный. Существо, с которым они сражаются, не более чем мутировавший головастик с простыми мотивами пищи и убежища, хотя иногда он играет грязно с ловлей своей добычи.
  • «Эльф» (2003 г.). Никто в фильме по своей сути не злой. Уолтер — козел с глубоко спрятанным золотым сердцем, и даже мистер Гринуэй и менеджер Джови просто пытаются делать свою работу, хотя и грубым способом. Майлз Финч может быть придурковатым примадонной, но когда занят своим делом, он слегка смягчается, и проходит в ярость от огромных количеств (непреднамеренных) оскорблений от Бадди. Ближе всего к злодеям относятся «Рейнджеры Центрального парка», о которых зритель мало что знает.
  • «Маленькая мисс Счастье» (2006 г.). В фильме есть персонажи, которые просто хотели выразиться и быть верными самим себе, против персонажей, которые хотели делать то, что они знают или думают, что это правильно.
  • «Любой ценой» (2016 г.). Ограбления банков Таннера и Тоби мотивированы симпатизирующими намерениями, и они не предполагают, чтобы в процессе кто-то пострадал. Против них - Маркус и Альберто, два техасских рейнджера, которые просто делают свою работу и у них очень хорошо получается. Это несколько усложняется, когда их последнее ограбление приводит к гибели четырех человек, включая Таннера и Альберто. Маркус указывает, что, какими бы ни были его мотивы, Тоби также несет ответственность за смерти, что делает его фактически убийцей.
  • «Прибытие» (2016 г.). Все, кого мы видим в фильме, пытаются делать то, что, по их мнению, отвечает интересам Земли. Несмотря на то, что Китай начинает враждебно относиться к инопланетянам и почти ведет с ними войну, это происходит потому, что они неправильно понимали то, что инопланетяне пытались им сказать, и думали, что они пытались настроить человечество друг против друга в своих собственных целях. Как только Луизе удается убедить китайского генерала, что инопланетяне мирные, он заставляет армию отступить.
  • «Я, Дэниел Блейк» (2016 г.). Кэти, Дэниел и большинство людей в этом фильме - нормальные, обычные хорошие люди. Все хоть немного отзывчивы и понятны.
  • «Тихое место» - основная тема:выживание героев.Монстры,которые на них охотятся - просто хищники, которым, как и всем живым существам, необходимо питаться.

Телесериалы[править]

  • «Звёздный путь», оригинальный сериал и — особенно — «Следующее поколение». Любой конфликт — это обычно недопонимание, которое можно решить вдохновенной речью или красивым жестом. Экипаж «Энтерпрайза» как правило весь в белом, у инопланетян бывают странные обычаи и непонятные желания, но откровенно злыми они бывают крайне редко.
  • «Клиника» — полный добродушного юмора сериал о молодых врачах. Можно выделить в нём совсем хороших и не совсем хороших персонажей, но злодеев и мерзавцев тут нет.
  • «Крэнфорд» — «белыми» представлено подавляющее большинство персонажей (все Дженкинсы, все Брауны, Мэри Смит, миссис Форрестер, Лоренция Галиндо, мистер Картер, Джем Хёрн и его жена Марта, доктор Харрисон, Софи Хаттон, Уильям Бакстон, Пегги Белл и пр). Некоторые персонажи совершают и плохие поступки, продиктованные безалаберностью и безответственностью (Доктор Джек Маршлэнд), нищетой и невежеством (Грегсоны), спесью и снобизмом (леди Ладлоу, мисс Джеймисон, старший мистер Бакстон). Ближе всего к «чёрной» стороне вороватый Эдвард Белл, брат Пегги, имеющий задатки подлеца, но он вскоре гибнет, не успев совершить ничего особо скверного.
  • «Kamen Rider Gaim» — много раз проходит это через антагонистов, и хотя есть много откровенно злых персонажей, есть также много тех, кто просто имеет разные идеалы и даже приходит к согласию с героями при правильных обстоятельствах. В любом случае, главный герой Кота Казураба всегда «белый», потому что он идеалист и несет надежду окружающим.
    • Такатора Курешима сначала кажется злодеем (не в последнюю очередь потому, что он является главой мегакорпорации, которая доминирует в городе Заваме), но позднее выясняется, что он делает все возможное, чтобы спасти человечество от надвигающейся катастрофы. К сожалению, похоже, что он может спасти только один миллиард людей в лучшем случае, поэтому он готов к такому исходу, но далеко не рад этому. Когда Кота обнаруживает потенциальный способ спасти всех, Такатора с радостью присоединяется к нему. Очень жаль, что он почти сразу же получает удар в спину от своего внутреннего круга.
    • Рошуо, лидер Повелителей, является королем покойной цивилизации, которая была последним объектом «испытания» Хельхеймского леса. Он вовсе не злодей, просто убит горем из-за потери своего народа и особенно своей любимой королевы, и ничего не делает, чтобы обуздать других Повелителей, которые бесчинствуют на Земле. Рошуо хочет использовать Золотой плод, чтобы вернуть свою королеву, но когда ДиДжей Сагара призывает дать человечеству шанса, он действительно прислушивается к нему. Когда он умирает, он воссоединяется со своей женой и желает, чтобы человечество преуспело там, где он потерпел неудачу.
    • Митсузане Курешима начинает серию как друг Коты, и эти двое практически братья; однако он выходит из себя из-за своей влюбленности в Май и решает, что он должен убить Коту. Во многом это результат того, что им манипулируют и используют более злые персонажи, и даже после того, как Кота узнает об этом, он остается убежденным, что он хороший человек в глубине души и может быть искуплен. После того, как Кота отдает свою жизнь (он воскреснет позднее), чтобы спасти его, он начинает свой путь к искуплению, который завершается в финальном эпизоде шоу.
    • Даже последний конфликт серии сводится к тому, что Кота сражается со своим соперником и союзником Кайто Кумоном. Несмотря на то, что у них, по сути, одна и та же цель, их методы достижения этой цели совершенно несовместимы: они оба хотят изменить мир к лучшему, но Кайто хочет все разрушить и начать все сначала, в то время как Коута думает, что мир можно изменить, не заходя так далеко.
  • «Западное крыло» — большинство антагонистических политиков хотели лучшего, просто у них были разные мнения о том, что «лучше» для Америки. В худшем случае они склонялись к глупой коррупции, жадности и склонности преувеличивать правду. Там были по-настоящему злые персонажи, такие как западные террористы, но они в основном оставались за кадром и редко задерживались надолго.
    • Даже коррумпированные политики часто обладали искупительными качествами. Рассел, например, вероятно, является морально вторым худшим человеком в шоу, который не является одним из тех кратко появляющихся или закадровых террористов, упомянутых выше, но даже он не позволит президенту бомбить не ту страну, ошибочно полагая, что они разработали атомные бомбы в серии «The Warfare of Genghis Khan», и испытывает отвращение, услышав в новостях о женщине в Турции, казненной за прелюбодеяние в «King Corn». Наихудшим не террористическим персонажем является Роберт Ритчи, который даже заходит так далеко, что, кажется, не испытывает никакого сочувствия, когда слышит о том, что агент Секретной службы был убит при исполнении служебных обязанностей. Кроме некоторых террористов и гомофобных активистов, Ритчи-единственный настоящий злодей в шоу. Даже христианские правые изображаются как низкие и подлые, но не как чистое зло.
    • Для отдельного момента, что руссо был прав, увидим конец в «Evidence of Things Not Seen»: яйцо стоит на своем конце.
  • «Хроники Шаннары» — несмотря на то, что есть несколько по-настоящему мерзких злодеев, у большинства главных персонажей есть симпатизирующие мотивы, но также часто возникают противоречивые мнения и желания.
  • «Дурнушка» — хотя все начиналось как чёрно-белая мораль, но главные злодеи были слишком привлекательны, чтобы оставаться на одном месте. Поворотным моментом, вероятно, стал четвертый эпизод «Поездки на санях Фея», в котором все хорошие и плохие персонажи работали вместе. Совершенно злые злодеи были редкостью даже для антагонистов вне основного состава.
  • «Такси» — в то время как Джим, Латка и Джон является самыми наивными ребятами в бизнесе такси, большинство антагонистов (особенно Луи) просто аморальны, но не по-настоящему злые.

Мультфильмы[править]

  • «Небокиты» — Племя просто хочет иметь достаточное количество еды, а небесные киты — животные, движимые своим инстинктам.
  • «Отважная Лифи» — интересный пример бело-серой морали, где убийства всё же есть. Однако закадровый фермер не показан монстром — он содержит домашних животных так, как умеет, причём многие из его живности довольны такой жизнью и не рвутся на свободу. А ласка, поначалу показанная вроде как стереотипной злодейкой, готовой загрызть любую птицу — всего лишь хочет есть, чтобы жить, и в конце убивает главную героиню-курицу со слезами на глазах, только чтобы накормить своих маленьких детёнышей. Причём курица сама приносит себя в жертву ради чужих детей, добровольно позволяя съесть себя. Остальные же персонажи либо однозначно светлые, либо разномастные умеренные козлы.
  • «Паранорман, или Как приручить зомби». Норман, может быть, немного странный, но в глубине души он добрый ребенок, который неизбежно спасает всех. Что касается антагонистов, Агата была молодой невинной девочкой, которую повесили по приговору суда за колдовство, а судьи не только раскаялись в своем ужасном поступке, но также помогли герою остановить разрушение города Агатой и убедить её простить их.
  • «Стань легендой! Бигфут Младший». Главгад просто хотел заработать (не считаясь с жертвами), а его подручные просто делали свою работу.
  • «Книга жизни». Главный конфликт — между Манолой и Шибальбй. В то время как первый — однозначно хороший, второй не является по—настоящему злым, а просто одиноким. Шакал — единственный настоящий злодей в фильме, и он получает мало экранного времени.
  • «Песнь моря». В фильме нет откровенно злых персонажей, даже Маха не является таковой.
  • Многие произведения Pixar.

Мультсериалы[править]

  • «Финес и Ферб», как и многие мультсериалы Диснея. Этот из них, впрочем, ближе всего: одна сюжетная линия серии обычно бело-белая, вторая — бело-серая.
  • «Гора самоцветов». Каждая серия является отдельным коротким мультфильмом, связанным с остальными только заставкой.
  • «Маша и Медведь». В некоторых сериях антагонистами являются волки (и то, реально на жизнь Маши и зайца они (или вовсе какой-то левый волчара) покушались ровно в одной серии «Позвони мне, позвони»), в других же они (как и все остальные персонажи во всех сериях) положительные герои.
  • «Железный человек: Приключения в броне». Большинство злодеев — это либо антизлодеи с убедительными причинами, либо злодеи по должности, которые делают то, за что им платят.
  • «Шагма и затонувшие миры». Все антагонисты (в основном, пираты) — серые, остальные персонажи — белые.
  • «Моральный Орел». Орел — однозначно хороший парень с неподкупной чистотой. В то время как у Моралтона есть много ужасных людей (включая его собственных родителей), многие из них очеловечены. У его родителей были проблемы с собственными родителями. Мисс Цензордолл довольно ужасный человек, но даже у нее есть своя причина (ее собственная мать удалила ее репродуктивную систему из-за чего она выглядит старше для своего возраста). Преподобный Патти немного циничен и утомленный, но у него есть свои моменты доброты в отношении Орла и его дочери Стефани. Джо-хулиган, который издевается над другими, но он боится состариться и не знает свою настоящую мать.
  • «Анималия». На протяжении большей части сериала единственным противником был Тиранникус, который в худшем случае является козлом с золотым сердцем. То есть до тех пор, пока не появится Ловкач.
  • «Октонавты». В мультфильме абсолютно нет злодеев. На самом деле, некоторые существа, которые могли бы считаться злодеями в других мультфильмах, таких как акулы, могут быть вполне дружелюбными и враждебными только из-за их потребности поддерживать себя, а не из-за реальной злобы.
  • «Вселенная Стивена». Все антагонисты, кроме яшмы, просто недопоняты и в конце концов исправляются. Даже яшма не тянет на однозначное зло и в конце концов хоть и не исправляется, но оставляет героев в покое и становится отшельником.
  • «Легенды Чимы». С одной стороны, у вас есть львы, которые являются образцами добра и держат другие племена в подчинении, распространяя ци, а также орлы и гориллы, которые являются добрыми учеными и спиритуалистами, но быстро вступают в союз со львами. С другой стороны, у вас есть Крокодилы, которых возглавляет принц и им манипулирует его сестра; Вороны, которые являются главными мошенниками; Волки, которые являются дикими и захватят власть, если сочтут это необходимым. Остальные племена находятся где-то посередине.
  • В работах Пендлтона Уорда. По крайней мере, в 90% его злодеев есть немного человечности и сочувствующей предыстории. Его герои несовершенны, но все же симпатичны и за них легко болеть.

Аниме и манга[править]

  • Практически всё в жанре «повседневности».
  • Некоторые произведения Хаяо Миядзаки. Кроме тех, что чисто белые, и более мрачных и суровых, как, например, «Навсикая» или «Принцесса Мононокэ».
    • Да и в «Принцессе Мононокэ» настоящие злодеи (господин Асано, отправивший против Эбоси самураев, и буддийские сэнсэи, пославшие Дзико за головой Лесного Духа) остаются за кадром и центральной роли в конфликте не играет. Госпожа Эбоси просто защищает своих людей, а Дзико довольно обаятельный и в итоге мирно расходится с героями.
  • Shaman King (манга) — нет однозначно плохих персонажей, даже главный антагонист Хао, который хотел уничтожить всё человечество, имел на это свои личные причины и в конце исправляется и решает дать человечеству ещё один шанс. И многие положительные герои в прошлом совершали весьма не положительные поступки.
    • А это не все оттенки серого? Ибо чего-чего, а убийств в Shaman King хватает, в том числе и не необходимых.
    • С учётом того, что под конец манги смерть стала слишком дешёвой, а главные герои никого не убивают (даже если делали это в прошлом), убивают только неоднозначные персонажи, которые максимум на сереньких тянут. Да чего стоит только фраза главного героя: «Человек, способный видеть духов, не может быть плохим»
  • Danganronpa 3: Mirai Hen. Главные герои однозначно белые, их соратники из Фонда Будущего разной степени серости (самая тёмная — у Джузо Сакакуры — садиста и социал-дарвиниста, искренне ненавидящего людей без талантов, бойцов Отчаяния и всем потворствующим им. Но Фонду он верен. Да, злодей действительно планировал смерти присутствующих, но во-первых, лично никого не убивал — все жертвы кончали с собой после просмотра гипновидео; во-вторых, организовал всё это исключительно ради блага человечества, чтобы вылечить его от отчаяния ещё одной промывкой мозгов, но уже с установкой на надежду. Назвать ни главных героев серыми, ни злодея чёрным не получается.
  • Bubuki Buranki. У стороны Реоко есть очень реальные обиды, так как после уходы Мигивы, чтобы предотвратить падение любого нового Буранки, она также послала сигнал, который отключил каждое сердце Бубуки, кроме Энтэя, которого она искалечила. Это вызвало разряд силы, от которого мир всё ещё шатается. Американская команда хочет вернуть к жизни свои собственные Буранки. Хоть лидер российской команды определённо злой, но остальная часть команды следуют за ним только из чувства долга и в конечном итоге оставляют его, чтобы его сердце было уничтожено.
  • Moribito: Guardian of the Spirit. Почти каждый, кто играет какую-либо значимую роль в сериале, пытается предотвратить как можно больше человеческих страданий. Конфликт исходит исключительно из разных представлений о том, что происходит и как её нужно решить; Император Микадо не хочет, чтобы Чагум был убит, но он и его звездочёты считают, что это единственный способ предотвратить разрушительную засуху. К концу серии, узнав правду о Ра Рунге и яйце, которое несёт Чагум, в конечном итоге ставит их всех на одну сторону. Единственные однозначно плохими людьми в сериале были бы работорговцы, и даже они покидают историю на достойном уровне с Барсой.
  • Little Witch Academia. Акко использует свою магию для помощи другим людям, так как её магия исходит от её желанием делать других счастливыми. Практически ни один персонаж не является по-настоящему злым или даже полным козлом. Даже Круа в конце концов подвергается повороту направо.
  • Digimon Tamers. Самым худшим антагонистом является искусственный интеллект без чувства злобы. Большинство плохих дигиминов имеют свои причины и искупительные качества, несмотря на их антагонистическую позицию, а страшные/неприступные взрослые просто параноики или чрезмерно гиперопекающие в худшем случае.
  • Sagrada Reset. Главные антагонисты не ищут личной выгоды или причинения страданий, и по большей части их методы не более радикальны, чем методы главных героев. Обе стороны хотят того, что, по их мнению, является лучшим для всех, и пытаются достичь этого с минимальными страданиями и болью. Конфликт возникает в первую очередь из-за того, что у них просто противоположные философии и идеи о том, что на самом деле лучше для всех.
  • Меланхолия Харухи Судзумии. Там почти нет злодеев, кроме, может быть, возможно, Асакуры Реко, и даже тогда она просто очень, очень, очень экстремисткая. Все силы искренне пытаются создать мир, который они считают идеальным, и лишь очень немногие заходят слишком далеко. МСООИМ хочет просто «наблюдать»; Агентство хочет сохранить мир таким, каков он есть; путешественники во времени хотят сохранить стабильный временной цикл. Сама Харухи не злая, просто коза, который хочет немного волнения, а Кен просто хочет покоя. Даже Антибригада SOS имеет добрые намерения: Фудзивара хочет, чтобы его раса не была "рабами путешественииков во времени", Суо Куё просто хочет общаться в первую очередь, Кёко Тачибана просто думает, что мир был бы более идеальным под влиянием Сасаки, а Сасаки хочет выяснить правду за всем этим. Не говоря уже о том, что Сасаки была бы даже лучшим Богом, чем Харухи.
  • The Vision of Escaflowne. Даже главный гад в конечном счете раскрывается как особенно безжалостный благонамеренный экстремист. Самый близкий злой персонаж — это Диландау Альбато, но она жертва лабораторных опытов.
  • Sunday Without God. Главные герои и антагонисты (для данного значения «антагонист» — только Хико и его банда в первой дуге действительно подходят на роль традиционного антагониста) хотят счастья для себя и своих близких, и конфликты возникают из-за разных подходов к получению этого счастья.
  • Turn A Gundam. Очень мало людей, которые действительно злые. Большая часть конфликта возникает из-за отсутствия взаимопонимания между двумя сторонами, когда они впервые встречаются. Обе стороны прилагают большие усилия, чтобы сохранить первоначальное перемирие после его объявления, несмотря на напряженность.
  • Yu-Gi-Oh!. Вся франшиза действует на этой морали (по большей части). Хотя в ней есть своя доля однозначно злых персонажей, их крайне мало по сравнению с неоднозначными и однозначно добрыми персонажами. Исключением является всего два сезона — «Yu-Gi-Oh! ARC-V», «Yu-Gi-Oh! VRAINS».
  • Rinne no Lagrange — команда девчонок-пилотов боевых меха (генки-землянка, стеснительная кудере и быстро перековавшаяся шпионка) против троицы тех еще бестолковых принцев (одного из них в плену переодели в наряд горничной — так на свободе он в нем и остался!) и их главаря Вилладжулио-«галактического мужика», который не стесняется ходить летом в белой шубе что твой Богдан Титомир, бороться на руках с простым барменом и рубиться в приставку.
    • Во 2 сезоне все это превращается в Хороший, плохой, злой. Хорошие — та самая команда девчонок. Плохие — Вилладжулио и Дизельмайн. Злой — Мойд.
  • Monogatari Series: самый белый тут, безусловно, Арараги Коёми — пусть и дает порой волю рукам, но всегда готов пожертвовать собой ради блага других, даже не рассчитывая на вампирскую силу и регенерацию. Специалисты — герои-прагматики, которые всегда желают баланса и спокойствия в мире от нелюдей, пусть и не всегда благородными методами. Даже Киссшот пила кровь исключительно для удовлетворения голода и никогда не стремилась никого убивать, если только в порядка самообороны.
  • Unlimited Fafnir: белые — главные герои имеют высокие моральные стандарты, которые иногда доходящие до чести прежде разума. Серые — благонамеренные экстремисты, которые просто хотят положить конец различным катастрофам, но выбирают сомнительные методы для этого. Даже Иггдрасиль больше мотивирован отчаянием и страхом за собственную жизнь, чем злобой.
  • Люпен Третий (аниме): хотя главный герой и его банда являются преступниками, они не совершают ничего ужасного, поэтому даже в худшем случае они антизлодеи. Их враг, инспектор Зенигата, является героическим антагонистом, и их отношения можно охарактеризовать как почти дружеское соперничество, а не конфронтацию между преступниками и правоохранительными органами. Каждый раз, когда появляется однозначный плохой парень, они обычно объединяются против него.
  • Aria: планета Аква (ранее известная как Марс) населена исключительно добрыми и дружелюбными людьми. Каждый раз, когда кажется, что кто-то действует менее чем на 100 % положительно, это, как правило, лишь незначительное недоразумение, которое в большинстве случаев разрешается быстро.
  • Astro boy: в то время как человеческие мошенники и им подобные действительно злые, главный злодей, Доктор Тэнма, и связанные с ним персонажи — просто благонамеренные экстремисты. Если робот изображается как злодей, это всегда из-за недоразумения.
  • В работах CLAMP очень редки однозначно злые персонажи. В большинстве случаев антагонисты изображаются с очень симпатичными мотивами, будучи неправильно понятыми, и многие из них — действительно хорошие люди, которые вынуждены сражаться против героев из-за обстоятельств.
  • Scrapped Princess: Касуллы просто пытаются быть счастливой семьей, но Церковь Маузера и остальной мир боится пророчества и отчаянно пытаются помешать ему сбыться, а Миротворцы запрограммированы на то, чтобы удерживать человечество в Средневековом Стазисе и не дать ему вызвать потенциальный всеобщий хаос. Именно поэтому они хотят смерти Пасифики: у нее есть сила положить конец этому стазису.
  • A Little Snow Fairy Sugar: самым близким к «злодею» был Ворон Джо, который просто хулиган. Джинджер довольно черствая, Бэзил и Циннамон просто озорные феи, Грета — богатый сноб и видит в Саге соперницу, но все остальные обычно очень милы друг с другом.
  • Kamichu! — И люди, и ками по умолчанию все достаточно положительные — большинство из них вообще ни в чём не обвинишь, но и те, что противостоит главным героям или эксплуатирует их, имеют вполне добрые намерения: мелко-средние торговцы зарабатывают на рождественском сезоне для пропитания своих семей; Мацури стремится к тому же и не потерять храм Райфуку как наследие своей семьи и дух синтоизма (тем более, точно зная о реальности ками как его основы); премьер-министр и его спецназ заботятся о безопасности Японии (и последние просто выполняют приказы); соперник Юриэ на выборах главы студенческого совета по-своему заботится о школе, не доверяя способностям соперницы, а баке-неко Тайлер — об уличных котах, не доверяя людям. При этом претендующие на «белость» значимые герои не лишены мелких бытовых грешков, типа любви поваляться у Юриэ и артистического тщеславия рок-музыканта у Ясима-самы, ради удовлетворения которого он «хостится» в Мицуэ.

Комиксы[править]

  • «Y: The Last Man» — серия довольно скрупулёзно показывает, что у каждого персонажа есть разумный или, по крайней мере, понятный мотив для своих действий. Даже Амазонки подразумеваются, что все они были жертвами изнасилования и жестокости. А главный антагонист пытается обеспечить безопасность своей сильно воюющей нации, хотя на самом деле она является просто сломленной мортидом.
  • «Вселенная DC» — большинство героев однозначно героичны и большую часть времени они не совершают морально сомнительных поступков, за исключением Бэтмена, в то время как у большинства злодеев есть искупительные качества и сочувствующая предыстория.

Веб-комиксы[править]

  • «Freefall» — отказывается от злодеев в пользу большого количества щекотливых технических разговоров. Даже злобные главы корпорации склонны быть просто узколобыми и некомпетентными, а не умышленно злонамеренными. Просто они недостаточно умны, чтобы понять, что ИИ стали разумными, и всё ещё думают, что они просто продукты. Это не помогает, что некоторые из ИИ согласны. Самый отрицательный персонаж — главный герой, Сэм Старфол: он — вор, как и все в его роду.

Видеоигры[править]

  • Как достать соседа: весь сюжет строится на конфликте между Вуди и его соседом — мистером Ротвейлером. Хотя сам Ротвейлер никакой не злодей, он просто жлоб, который только и может, что пить пиво, смотреть телик на громкую громкость, причём посреди ночи, мешая соседям спать, и портить воздух, ездя на своей дымящейся газонокосилке. Вуди, конечно, хороший парень, но другого способа образумить соседа, кроме как опозорить Ротвейлера в глазах миллионов, просто не нашлось.
    • Если воспринимать происходящее буквально так, как сказано, то назвать Вуди «хорошим парнем» язык всё же не поворачивается — хулиган он и есть хулиган, а некоторые пакости реально опасны. Существует хэдканон объявляющий всю историю постановочной, а соседа — профессиональным актёром, который умеет падать на мыле, подставляться под грабли и всё прочее, происходящее в кадре, и при этом не калечиться. Аргументом в пользу этого мнения обычно служит следующее обстоятельство: в конце эпизода, если последняя пакость уровня проходит в той же комнате, где прячется Вуди, тот вылезает, чтобы поторжествовать и закончить серию, прямо под носом у соседа, который стоит рядышком и не делает ему ровно ничего. Да и слово «переснять» в меню как бы намекает. Сиквел, впрочем, превращает это обоснование в довольно слабый обоснуй, поскольку некоторые ловушки (самый яркий пример — подброшенный в пруд электрический угорь) сымитировать вряд ли удастся.
  • Внезапно, Ace Combat — серия про войну, порой мрачная, порой откровенно слезогонная, неожиданно по духу является доброй сказкой про благородных героев и героических антагонистов, а единственного полноценного злодея (Оливьери из неканонической AC:X²) настигает кармическое возмездие. Собственно, это единственный раз, когда смерть злодея показана вообще, в остальных же случаях даже финальные боссы зачастую выживают и рассуждают на больничной койке о бренности жизни и бессмысленности конфликтов.
  • «Keepsake» — Натаниэля язык не повернётся назвать злодеем, все его преступления — это кража хрустального шара со стиранием памяти у исполнителя, да усыпление учеников школы, ради добычи нужных воспоминаний. И только ради того, чтобы спасти умирающую дочь.
  • Stardew Valley — главный антагонист игры в виде корпорации «Джоджа», даже на фоне белых-белых жителей города, далеко не злодей, и даже, при финансовой помощи игрока, может помочь восстановить Пеликан.
  • Dungeon Siege 3 — каждый главный злодей либо благонамеренный экстремист, либо имеет тяжёлое прошлое, либо оба варианта.
  • Monster Tale — дети-короли, похоже, заинтересованы в подчинении монстров только для того, чтобы преследовать свои интересы. Присцилла хочет завоевать оба мира, чтобы стать знаменитой!
  • The World Ends with You — За исключением Мицуки Кониси, в игре не так уж много зла. Обе стороны просто делают все возможное, чтобы выжить. Кроме того, Йосия Кирю хочет только улучшить человечество, а Мегуми Китанидзи и Санаэ Ханэкома просто любят Сибую. Другим исключением может быть Минамимото, но он может быть примером серобуромалиновой морали.
  • «Underrail» — удивительно для довольно мрачной игры: действие происходит в мире-помойке (ядерный апокалипсис сделал поверхность Земли непригодной для жизни, загнав остатки человечества в подземные системы метро), и большинство людей либо не в себе, либо просто необщительны. Но при условии, что у вас есть правильные навыки, вы можете разрешить множество конфликтов довольно мирно и дать большинству людей счастливый конец.
  • «Infamous 1» — В то время как есть действительно хорошие люди, такие как полиция, Триш, в сериале также мало злонамеренных «злых» персонажей. Большинство-это только люди, работающие на то, что они считают правильным, апокалиптические бедняжки и те, кто был доведен до безумия. Исключения, однако, примечательны тем, насколько они экстремальны, к примеру сам Коул при «злом» прохождении.
  • Touhou Project — все антагонисты игр серии являются либо как максимум козлами, или как минимум — антизлодеями с благими намерениями. А некоторые антагонисты вообще не понимают, что они вытворяют. Все конфликты между персонажами разрешаются путём проведения магических дуэлей, которые заканчиваются нелетальным исходом. Проще говоря, на протяжении игр франшизы героини занимаются перевоспитанием антагонисток путём оздоровительной порки.
  • Dynasty Warriors — обычно придерживается этого в своих современных выпусках, за исключением Дун Чжо, Люй Бу и Юань Шао. Каждая из основных фракций состоит в основном из сочувствующих людей, пытающихся положить конец хаотическим войнам последних лет династии Хань и построить лучшее будущее для всеобщего блага. Однако они расходятся во мнениях, зачастую весьма смертоносно, относительно того, каким оно должно быть и как его следует достичь.
  • Blue Revolver — организация "Синий Револьвер" стремится обеспечить соблюдение правил в отношении устройств, чтобы никто не пытался построить что-либо, что может нанести вред другим или окружающей среде. Мэй, конечно же, не соблюдает эти правила и создает опасные устройства, но строит их не из злого умысла, а из гордости и наивности. В ее собственной концовке, ее схватили и пообещали карьеру в производстве надлежащих устройств в обмен на ее согласие.

Визуальные романы[править]

Интернет-проекты[править]

  • If the Emperor had a Text-to-Speech Device, пародия на Warhammer 40,000. Несмотря на то, что его исходный материал является ярким примером чёрно-серой морали, эта серия прочно укоренилась в этом. Главный герой, Император, возможно и козел, но его цели находятся на правильном пути, и он фактически улучшает мир-помойку, постепенно (что является смыслом серии). На самом деле, есть несколько действительно хороших (или, по крайней мере, добросердечных) персонажей в этой обстановке, таких как Кустодий и Вулкан. Главными антагонистами являются больше не чудовищные злодеи, такие как Тираниды, а скорее другие граждане Империума, которые не принимают его реформацию из-за подлинной веры в его нынешние ценности. По-настоящему злые персонажи появляются время от времени, как Асдрубаэль Вект или Люций Вечный, но они в основном служат комическим рельефом.

Реальная жизнь[править]