Два тебя
Представьте, что по каким-то причинам ваше сознание дублировалось, и теперь вас двое. Или трое, или больше, или не только вас. Но именно вас: другие ваши экземпляры — это не зомби, не клоны, сохраняющие только гено- и фенотип (или даже отчуждённые воспоминания), не «дубли» без самосознания, которым можно поручить какие-нибудь мелкие работы и даже не искажённые ваши версии, — нет, просто в мире теперь больше одного вас с вашим сознанием, ценностями, памятью и идентичностью (которые с какого-то момента начинают жить независимо). В реальности так не бывает? Что ж, но в художественных произведениях ничего этому не мешает.
Этот троп предполагает именно равнозначные (даже если персонажи изнутри не всегда воспринимают их таковыми) и существующие одновременно копии сознания в мире.
Мистический вариант[править]
- Человек будет воспринимать себя одновременно в двух экземплярах, ощущать страшное раздвоение личности и тому подобное. По какому каналу связаны оба тела — не уточняется.
- Второй человек будет лишён души, он же не настоящий! Как именно это проявляется — см. отдельную статью.
Психологический вариант[править]
- Оба человека порвут друг другу глотку, выясняя, кто же из них настоящий.
- Оба человека сдружатся так, как не смог бы никто другой: у них ведь идеальная совместимость! Одинаковые вкусы, одинаковые знания, одинаковые мысли. Педаль в пол — станут ещё ближе.
Технический вариант[править]
- Оба настоящие, просто с какого-то момента их стало два-с-одной-предысторией, каждый идёт по своему пути развития и обретает самостоятельную ценность личности по мере того, как начинает отличаться от другого (один пережил приключения и стал бардом, второй овладел интригами и стал лордом и так далее).
- Практика показывает, что именно вариант «оба настоящие» почему-то наименее представим субъективно для некоторой категории людей, что приводит порой к самым пламенным спорам и отрицанию самой заявленной теоретической возможности как варианта. Хотя тот факт, что смерть — исчезновение «я» — тоже непредставима субъективно, почему-то мало кого заставляет считать исчезновение «я» невозможным?
- Вполне представляема субъективно любым атеистом, не верящим в загробную жизнь. Никто из людей не существовал до собственного рождения (или зачатия). Смерть — это то же самое состояние, просто человек не ещё отсутствует в природе, а уже находится в том же состоянии.
- Между чувственным представлением и холодным академическим знанием есть некоторая разница. Понимание, что нас не было до нашего рождения, позволяет нам осознать, что наше «я» может не существовать, но не представить чувственно.
- Вполне представляема субъективно любым атеистом, не верящим в загробную жизнь. Никто из людей не существовал до собственного рождения (или зачатия). Смерть — это то же самое состояние, просто человек не ещё отсутствует в природе, а уже находится в том же состоянии.
- Практика показывает, что именно вариант «оба настоящие» почему-то наименее представим субъективно для некоторой категории людей, что приводит порой к самым пламенным спорам и отрицанию самой заявленной теоретической возможности как варианта. Хотя тот факт, что смерть — исчезновение «я» — тоже непредставима субъективно, почему-то мало кого заставляет считать исчезновение «я» невозможным?
- Небольшой нюанс: один я хорошо, два я лучше, а целая армия ещё лучше, ведь это люди, в мыслях и идеях которых ты можешь быть уверен,
какв собственных! Поэтому появление такой технологии в реалистичном сеттинге должно быстренько привести к распрям за право побольше себя наштамповать, а планета-то не резиновая. Технологии и контр-технологии, их использование и противодействие неплохо показаны в Girl Genius (см. примеры), даром что сеттинг там фэнтези — в некоторых аспектах он прописан очень даже как. - Данный троп можно шикарно обыграть. Автор правки дарит идею, так как сам писать фантастику не умеет и не хочет стать МТА: Для сражений в космосе с условным абстрактным противником разработана технология, позволяющая удалённо управлять летающими на космических скоростях, перегрузках и расстояниях боевыми машинами. Для этого в специальных лабораториях выращивается клон будущего пилота-оператора, МОЗГ которого затем становится мозгом боевой машины и навечно встраивается в нее. Так как мы условимся, что подобные «техноблизнецы» синхронизируются по некоему не изученному до конца ментальному каналу, в подобной системе полностью отсутствует временной «лаг» на передачу сигнала (ближайший аналог — пока что теоретически возможные червоточины)[1] — и машина моментально реагирует на самые сложные команды своего пилота на любом расстоянии в пределах отдельно взятой галактики (или на сколько хватит фантазии автору). Побочный эффект: раздвоение сознания у пилотов, психологическая ломка, отождествление себя с машиной во время сеанса связи, жуткие боли вплоть до комы и гибели мозга от болевого шока в момент гибели машины вместе с двойником-мозгом. Не благодарите.
- Увы, невозможно ввиду теории относительности. Теория относительности — это не просто про «скорость света превысить нельзя», это про «однозначной мгновенности, одновременности чисто логически не существует». Два разных одновременных для тебя события — для другого наблюдателя будут не одновременными (и нет, дело не в оптических иллюзиях из-за запаздывания света, этот эффект сохранится, даже если вы с тем наблюдателем оба будете «умными» и будете делать в уме поправки на «запаздывание света»). Поэтому, например, вопрос «что происходит сейчас в самых дальних галактиках у горизонта Хаббла» — скорее философский. Если бы в тех галактиках был свой календарь, то, посмотрев на него в сверхтелескоп и сделав в уме поправку на «запаздывание света», ты пришёл бы к выводу, что там сейчас, допустим, идёт 34934837 хлямб от Великого Смыва. Но достаточно тебе просто начать ходить взад-вперёд по комнате и на ходу взглянуть в сверхтелескоп на тот календарь в тех галактиках снова — и ты вычислишь, что там всё ещё 24983698 хлямб от Великого Смыва. Нет никакого единого «сейчас» на всю вселенную. Время подобно четвёртому измерению, все моменты равноправны. Изменив скорость своего движения, ты синхронизируешься уже с другими «сейчас» тех галактик. Нуль-транспортировка и гиперпрыжки — эти стереотипы далеко не сразу впитавшей идеи Эйнштейна фантастики двадцатого века — они не то чтобы совсем невозможны, но, чтобы не давать героям возможность путешествовать в прошлое и не усложнять этим сюжет, их «мгновенность» должна быть чётко привязана к одной и той же системе отсчёта, например, к реликтовому фону Вселенной. И тогда для некоторых наблюдателей, опять же, путешествие будет выглядеть не мгновенным.
- «Сейчас» и «одновременно» нет, последовательность событий есть.[2] Меньший относительно предыдущего измерения хлямб быть (кроме ситуаций с инвертированием знака в результатах вычислений, откуда растут путешествия во времени при превышении скорости света, и произвола вида «календарь подправили на месте») не может физически. Наглядно — между двумя закрытыми на мгновение дверьми можно поместить отрезок заведомо большей, чем расстояние между ними, длины, если он движется на релятивистской скорости относительно дверей, поскольку относительно дверей (и покоящихся относительно них наблюдателей) они одновременно закрылись и открылись, а отрезок испытывает релятивистское сокращение; а относительно отрезка сокращение испытывает не он (он, по определению, относительно себя покоится), а двери — и, в чём и заключается парадокс, расстояние между дверьми сократится, но они относительно отрезка закроются не одновременно, а по очереди — одна сразу перед, другая сразу после. Но отрезок относительно любого наблюдателя при закрытии любой двери находится от неё с «внутренней» стороны, не существует наблюдателя, для которого дверь бы закрылась с отрезком «снаружи» или «поперёк».
- Кроме того, зачем вообще мгновенность связи с близнецами? Почти те же сюжетные коллизии возникают просто при копировании сознания донора в кибермозг машины. И это было рассмотрено Евгением Прошкиным в романе «Война мёртвых».
- Увы, невозможно ввиду теории относительности. Теория относительности — это не просто про «скорость света превысить нельзя», это про «однозначной мгновенности, одновременности чисто логически не существует». Два разных одновременных для тебя события — для другого наблюдателя будут не одновременными (и нет, дело не в оптических иллюзиях из-за запаздывания света, этот эффект сохранится, даже если вы с тем наблюдателем оба будете «умными» и будете делать в уме поправки на «запаздывание света»). Поэтому, например, вопрос «что происходит сейчас в самых дальних галактиках у горизонта Хаббла» — скорее философский. Если бы в тех галактиках был свой календарь, то, посмотрев на него в сверхтелескоп и сделав в уме поправку на «запаздывание света», ты пришёл бы к выводу, что там сейчас, допустим, идёт 34934837 хлямб от Великого Смыва. Но достаточно тебе просто начать ходить взад-вперёд по комнате и на ходу взглянуть в сверхтелескоп на тот календарь в тех галактиках снова — и ты вычислишь, что там всё ещё 24983698 хлямб от Великого Смыва. Нет никакого единого «сейчас» на всю вселенную. Время подобно четвёртому измерению, все моменты равноправны. Изменив скорость своего движения, ты синхронизируешься уже с другими «сейчас» тех галактик. Нуль-транспортировка и гиперпрыжки — эти стереотипы далеко не сразу впитавшей идеи Эйнштейна фантастики двадцатого века — они не то чтобы совсем невозможны, но, чтобы не давать героям возможность путешествовать в прошлое и не усложнять этим сюжет, их «мгновенность» должна быть чётко привязана к одной и той же системе отсчёта, например, к реликтовому фону Вселенной. И тогда для некоторых наблюдателей, опять же, путешествие будет выглядеть не мгновенным.
Примеры[править]
Фольклор[править]
« | Грузин просыпается среди ночи в холодном поту. Жена спрашивает:
— Дорогой, что с тобой? — Мне приснился кошмарный половой акт! — Ты и другая женщина? — Нет, хуже! — Что, ты и другой мужчина? — Нет, ещё хуже, намного хуже! — А что тогда? — Я и я! |
» |
— Анекдот |
Литература[править]
Отечественная[править]
- Возможно, кодификатор для России — роман «Двойник» Ф. М. Достоевского. В одно время в одном месте встретились сразу два нехороших человека, которые на самом деле — один и тот же Яков Петрович Голядкин.
- Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» — директор НИИЧАВО Янус Полуэктович Невструев существует в двух экземплярах: А-Янус, «посредственный администратор» с перспективой стать хорошим ученым, и У-Янус, гениальный академик, постоянно забывающий, не видел ли он собеседника вчера. Герой думает первоначально, что это дубль и оригинал, но правда куда невероятнее: они и впрямь один и тот же человек, только У-Янус движется против хода движения из будущего в прошлое.
- Сергей Лукьяненко:
- «Осенние визиты» — некий спорадический процесс появления двойников у людей.
- «Спектр» — девушка, за которой следует главный герой, используя эксплойт телепортировалась в несколько мест одновременно. Ирину перенесло в семь мест, а вот Юрия Семецкого, который проходил врата пьяным, размножило на все действующие выходы.
- «Рыцари сорока островов» — подростки на островах думают, что их похитили инопланетяне… но на самом деле они — копии для изучения человеческого поведения в экстремальных ситуациях, а оригиналы живут себе на Земле и знать ничего не знают.
- «Линия грёз» — Артур ван Кертис и Томми Арано.
- Евгений Лукин:
- «Амёба», одноклеточное существование — одноклеточное деление.
- «7000 Я» продавливает педаль в магму, персонаж в течение почти 20 лет ежедневно перемещается в один день прошлого, чтобы создать там армию из самого себя. Сотруднику Института Времени, чтобы ему помешать, приходится заняться тем же самым.
- «Тропа» Брайдера и Чадовича, а точнее «Бастионы Дита» — из-за нелинейного течения времени главный герой встречает сам себя. Причём в прошлом более старого героя этого события не было, а всех его приключений ещё и не будет, так как он всё равно умирает от навязанной зависимости от наркотика, и уговаривает молодого себя его убить — вместе с чем к молодому переходят ещё и воспоминания и приобретённые способности. Включая ментального «пассажира», который позже отстреляется в «Мирах под лезвием секиры».
- Юрий Петухов, «Сатанинское зелье» — не будет большим спойлером сказать, что в книге явление присутствует. Обоснуя нет, а зачем он в творящемся в повести угаре.
- Его же «Погружение во мрак» — биография Кеши Мочилы в некоторый момент времени раздваивается, изрядной неожиданностью для него стала встреча с самим собой и слияние обратно.
- В. Кузьменко, «Древо жизни» — после того, как тело протагониста пришло в негодность после космической экспедиции, его сознание было загружено в ИИ. Когда пришла пора вылезать в реальный мир, этот ИИ (весьма своевольный) записал одну копию в новосозданное тело, а другая осталась внутри. Впрочем, после разделения встретились эти копии только однажды, ничего примечательного не было.
- Антон Орлов, «Тина Хэдис» — история Стива. Для спортивной аферы были созданы несколько клонов гонщика Стива Баталова. Нюанс клонирования: генератор Мидауэра забирает сознание для клона у кого-то из окружающих (тот гибнет) и внедряет в него воспоминания клонируемого. По случайности, в одного из клонов было пересажено сознание существа из многомерного мира; собственно, это и стало завязкой цикла.
- «Сердце Зоны», книга А. Левицкого по вселенной S.T.A.L.K.E.R., — ноосферный вихрь создаёт двойники случайных людей со всеми их воспоминаниями и мыслями. Отличить такого «дубля» можно по изумрудно-зелёным глазам, которые начинают светиться при приближении к эпицентру вихря. Один из главных персонажей, сталкер Макс Болотник, — дубль, убивший свой оригинал и страдающий из-за этого.
- В следующей по сюжету книге «Сага Смерти. Мгла» появляется ещё один дубль Болотника.
- Павел Шумил, «Слово о драконе» — зигзаг. Джафар при создании первого дракона прекрасно понимает: «Он будет мной, но я-то не буду им, я умру». Лишь потом копирование личности стали почему-то считать её переносом в новое тело.
- Макс Фрай, «Энциклопедия мифов»: Максов там в какой-то момент становится двое, а потом они опять объединяются. Впрочем, автор правки не уверен, что правильно понял все эти крайне запутанные отношения.
- А в «Лабиринтах Ехо» и «Хрониках Ехо» Мелифаро, натурально, два. Правда, «наш» Мелифаро, как выясняется в книге «Обжора-хохотун», о втором долгое время был не в курсе, и встретиться они могут только на границе Тёмной стороны.
- «Порри Гаттер» — Отец Браунинг, маг священник и сыщик, оставшись без напарника, продублировал себя, чтобы было с кем обсуждать расследуемое дело и вообще вдвоем сподручнее. Технический вариант. Браунинги не стали ожесточённо спорить, а пришли каждый к логичному заключению, что он истинный, но не стали озвучивать, жалея второго. Югорус Лужж в молодости так же себя раздвоил, но тут вариант психологический, один другого изничтожил в битве. Третий случай в книге (Бубльгум) уже с фитильком — один из них оказался по недоразумению магом.
- Владимир Савченко, «Открытие себя» — инженер-системолог изобрёл машину-матку и создал аж три копии себя самого: первую случайно (ну, что могла создать машина, если изобретатель пичкал её информацией о себе?), вторую намеренно (попытался создать «идеальное тело», имея знания анатомии на школьном уровне, и в процессе создания семнадцать раз умерщвлял клон, не понимая, что тот обладает сознанием[3]), третью тоже намеренно (клонировался на пике интеллектуальных способностей, а потом ещё подкорректировал внешность, дабы клон выглядел лет на пятнадцать моложе). Вот только поздно учёный понимает, что на него и на первого случайного клона приходится одна квартира, один оклад и одна любимая женщина. Итог размышлений аналогичен итогам размышлений профессора Преображенского: новых Ломоносовых бабы нарожают, нефиг их клонировать; первоначальная идея «награждать выдающихся людей прижизненным клонированием» представляется изощрённой пыткой: каково будет клону без жилья, без должности, без регалий?
- Ант Скаландис, «Катализ» — в ходе первых экспериментов с копирующей машиной Брусилов копирует себя… а потом жену. И в итоге решает подправить конструкцию машины: всякая копия отныне будет создаваться мёртвой. А бессмертный квартет из двух Брусиловых с жёнами мило отжигает вплоть до событий основной части романа.
- Татьяна Леванова, «Сквозняки. Ткачи заклинаний» — с помощью личных вещей человека можно создать его точную копию из зачарованной куклы: она будет двигаться, действовать и ощущать себя как оригинал. Но по доброй воле никто не пойдет на такое: во-первых, память Кукле тоже передается, но мотивы и чувства ей недоступны, она мыслит строго рационально и потому способна выйти из-под контроля. Во-вторых, она искренне считает себя оригиналом, а развоплотить ее можно, только заставив признать себя подделкой. В-третьих, с каждым днем кукла забирает из оригинала все больше энергии, сил и способностей, пока оригинал не останется беспомощным телом, неспособным даже ходить и говорить. Неудивительно, что в подавляющем большинстве случаев Куклы занимали место оригиналов, а главная героиня Маша уже успела лишиться всего, прежде чем обуреваемая сомнениями копия решила вернуть все по местам.
- Сергей Садов, серия «Загадки Морригата» — технический вариант. Главная героиня Наташа Астахова является «призванной» магической копией самой себя из нашего мира, дочери следователя. В первой книге надеется вернуться после выполнения условий заклинания призыва, однако ближе к концу получает более подробное объяснение своей сущности и что после копирования развитие её личности и память идут независимо от оригинала. В каком-то смысле «вернуться» она может, для чего в магическом мире ей нужно умереть — тогда личность вернется в тело оригинала; однако ничего хорошего из этого не выйдет — оригинал заработает раздвоение личности либо, при достаточно сильной воле и устойчивой психике, подавит вторую личность, оставив лишь странные двойные воспоминания. Тоскующая об отце и друзьях в нашем мире Наташа остаётся жить в Морригате с лёгкой надеждой пережить оригинал и вернуть утраченное хотя бы воспоминаниями. Детективные и художественные умения и навыки у девочки соответствуют оригиналу, а магическое происхождение дает ей небольшое преимущество в жизни и расследованиях — ее «биология» сильно завязана на ее же силу воли, поэтому ей, к примеру, не грозит растолстеть независимо от питания, а твердость в желании разоблачить преступника позволяет сделать это и после серьезного ранения.
- Анна Старобинец, «Злачные пажити».
Зарубежная[править]
- С. Лем:
- «Кибериада» — в повести «Блаженный» робот-конструктор Трурль копирует своё сознание в компьютер и поручает своей копии произвести некоторые расчёты, касаемые всеобщего счастья. Впоследствии он, поругавшись с копией, выключает этот компьютер. Но Кереброн (учитель Трурля) делает Трурлю здоровеннейший втык: он объясняет, что копия в компьютере — самостоятельное разумное существо, и вот так просто отключить её — всё равно что убить и требует восстановить справедливость включив двойника обратно и предоставив тому материальное тело. Трурль, конечно, деморализован и пристыжен, но делать этого вовсе не собирается. Кстати Трурль-компьютерный, если не врал, то в виртуальной реальности он наплодил еще цело множество самих себя и раздал им должности в «институте счастья», и даже начал набирать студентов — тоже Трурлей.
- Приключения И. Тихого. В 7-м путешествии полно Тихих из других дней (экранизирована 2 раза, официально см. в сериалах), в 22-м ограничились двумя аналогичными Тихими. В 14-м — резервирование на Энтеропии. Т. е. одного Тихого убило, но его заменили точно таким же, с теми же воспоминаниями. Причем для ардритов (жителей планеты) это нормальное явление, хотя при ошибке может быть и два одинаковых живых-здоровых существа под одним именем и фамилией с одинаковым сознанием. В мультфильме Г.Тищенко и немецком сериале так и было, а в литературном цикле, в романе «Осмотр на месте» дается жирный намек, что все было не так. Также рассказ «Профессор Зазуль» (и одноименный польский короткометражный фильм) — проф. Зазуль клонировал сам себя, передал второму знания. Потом один из Зазулей заспиртовал второго.
- Клиффорд Саймак:
- «Заповедник гоблинов» — главного героя дублируют Достаточно развитые инопланетяне. Один из экземпляров был убит.
- Рассказ «Спокойной ночи, мистер Джеймс». Кто же из Джеймсов настоящий? И получится ли у ложного выдать себя за настоящего?
- Схожая ситуация в последнем томе трилогии «Дитя звёзд» Фредерика Пола и Джека Уильямсона.
- Андре Нортон, «Год Единорога» — всадники-оборотни разделили героиню на двух девушек, одну из которых, не обладающую волшебной силой, взяли с собой. Но поскольку жизненная сила была тоже поделена, одна из двойниц должна в конце концов исчезнуть в пользу второй.
- Роберт Шекли, рассказ «Раздвоение личности». Такое может произойти при путешествиях во времени, и главный герой решает смухлевать: отправиться в прошлое, встретить всех своих предков, найти самого похожего, подговорить одного из них на соучастие и получить страховку от «раздвоения». При этом он нарушает закон, обращает против себя полицию времени, а «раздвоение» происходит с ним на самом деле.
- Айзек Азимов, «Конец Вечности» — у данной организации есть прибор, позволяющий подобное. Согласно их представлениям, вреда от него — как от ядерных войн.
- «Стальная Крыса»: в одной из книг герой ненадолго встречается с самим-собой-из-будущего-через-пять-минут. В другой — злодей-профессор использует копирующий аппарат, чтобы сделать больше себя, поскольку никому другому не доверяет. При этом сознание у клонов одно, распределённое на все тела. Затем этой же машиной пользуется девушка, влюблённая в обоих сыновей героя, чтобы выйти замуж за обоих.
- Роберт Хайнлайн, «Уроборос» aka «Все вы, зомби» — педаль в Австралию. Главный герой докопировался до того, что всё население Земли состоит из него самого, причём не утратившие разума копии противостоят копиям-зомби…
- Где это там такое было? Главный герой просто уверен в своём существовании, а остальные люди для него — зомби.
- Терри Пратчетт, «Шляпа, полная небес» — интересная субверсия. Ведьма мисс Левел родилась с двумя телами, но общим сознанием и восприятием. Обыватели, впрочем, считали её обычными близнецами.
- «Квантовый вор»: копирование сознания — обычная технология, её используют, чтобы препоручить своим урезанным в возможностях копиям менее важные задачи, чтобы получить в своё полное распоряжение чужое сознание, чтобы снабдить углеродный снаряд-наномашину управляющим разумом или чтобы пара сотен твоих буквальных физических копий героически пожертвовала собой за тебя.
- Роберт Асприн, цикл «Разведчики времени» — аверсия: если, путешествуя во времени, попадешь туда, куда уже попал раньше и ещё не отбыл — оба «тебя» взаимоуничтожатся.
- Клайв Баркер, «Имаджика» — сплошной спойлер. Сын божий чудотворец Джон Фьюри Захария в 1800 г. не поделил женщину с главным меценатом магического кружка… И решил, что раз уж он чудотворец, то надо бы женщину скопировать, да копию ещё и сделать преданной меценату (или его наследникам). Но спящая голая Юдит в магическом кругу выглядела так соблазнительно, что чудотворец не преминул её поиметь… да заодно спьяну прикорнуть рядышком. Так что он сам скопировался тоже. Итого к 2000 году имеются бессмертные и «страдающие» самопроизвольным стиранием памяти: протагонист, его злобный двойник — узурпатор трёх миров, жена-наркоманка узурпатора — оригинальная Юдит и копия Юдит, неизбежно влюбляющаяся в семейство Эстабруков
- Дин Кунц, «Отродье ночи» — зигзаг: полубезумная жертва инцеста внушила своим сыновьям-близнецам, что они - один человек в двух телах.
- Ричард Морган, «Видоизмёненный углерод» — Такеши Ковач загружает копию своего сознания в другое тело, хотя это незаконно, и некоторое время разговаривает сам с собой, после чего один из Ковачей отправляется на самоубийственное задание.
- Magic 2.0 — Брит существует одновременно в двух экземплярах: Брит-старшая и Брит-младшая. Брит-старшая — версия Брит из будущего, вернувшаяся в прошлое. Обе недолюбливают друг друга. Брит-старшая смотрит на действия своей копии как на действия неразумного ребёнка, тогда как Брит-младшей уже порядком надоели наставления старшей и то, что старшая постоянно приписывает себе её заслуги.
- Брайан Д’Амато, дилогия «Ритуалы апокалипсиса».
- Грег Иган, Permutation City — затрагиваются подобные темы.
- Стерлинг Ланье, «Иеро Дестин» — главный герой выдерживает противостояние с Теоном, создав собственную копию и добавив его магические силы к своим и своих друзей.
- Э. Э. «Док» Смит, «Сага о линзменах» — эддориане размножаются путём деления на две идентичные копии.
- Роберт Сойер, «Смертельный эксперимент».
- Кодзи Судзуки, тетралогия «Звонок»/«Кольцо» — маленькие мёртвые девочки с видеокассеты размножаются либо путём копирования кассеты зрителем, либо обрюхатив зрительницу. В четвёртой книге выясняется, что действие первых трёх происходит в компьютерной симуляции, и к событиям четвёртой книги всё население симулируемого мира состоит из миллиардов Садако Ямамур.
Сетевая[править]
- Mother of Lerning или Mother of Learning — Магия души (также известная как некромантия) позволяет оцифровать душу и на её основе создать симулякра — краткоживущего (и получающего ману от оригинала) эктоплазменнного двойника мага. Степень соответствия оригиналу зависит от навыков мага. Но чем дольше живёт двойник — тем больше расхождений с оригиналом. Известны случаи убийства магов своими симулякрами.
- ГГ является идеальной репликой души Зориана из обычной вселенной, однако за долгие годы в Тюрьме первозданного(*псевдопетля времени) сумел развить другие, несвойственные оригинальному Зориану черты.
- Игорь Давыдов, «Viva la Mésalliance, или Слава Мезальянсу» из «Форгерийского цикла» — в сеттинге есть механика нормального, не деффектного, оживления. Достаточно любого куска денег и соответствующего специалиста. Минус всего один: а что если оживление произошло, когда человек на самом деле не умер, а просто потерял конечность? Ну, в общем, с этим и сталкиваются главные герои. Ситуация обостряется из-за того, что юридически права может иметь только одна из двух копий.
- Worth the Candle — Дорис Финч: девушка, способная усилием мысли создавать копию, полностью идентичную оригиналу, но вот все вещи копии исчезают через двадцать четыре часа, а сама копия остаётся. Мало того, основным источником питания в зоне Дорис является свежее мясо других Дорис, а одежда шьется из их кожи и волос. Дорис сейчас девять миллионов…
Фанфики[править]
- «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — с прикрученным фитильком: Гарри Поттер в возрасте года — копия личности Тома Риддла со стёртыми воспоминаниями. Однако он стал совершенно другим человеком, пусть некоторые паттерны мышления и выдают в себе Волдеморта.
- Там же. Когда Гарри разбирается, как работают Маховики времени, он начинает игнорировать правило «Не стоит пересекаться с самим собой». В результате возможен даже небольшой разговор.
Кино[править]
- «Матрица» же! Смиты в большом количестве — хорошего человека должно быть много.
- «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов» — практически столь же масштабное безумие с клонированием наёмника (сохранение его боевого опыта в клонах одна из центральных задач), внезапно, для создания армии пушечного мяса. Серьёзная проблема «Воин vs солдат» в далёкой галактике почему-то отсутствует.
- Клонов обучали сражаться как солдаты.
- «Престиж» — с помощью техномагической установки иллюзионист копирует себя во время представлений, убивая за кулисами менее удачливую копию. С точки зрения убиваемого экземпляра он никакая не копия, конечно. Более того, с точки зрения того, что и где появляется в пространстве, каждый раз выживает именно копия (с точки зрения сознания разницы нет никакой).
- Подсвечено в самом фильме — «Нужно большое мужество, чтобы каждый вечер входить в машину гадая, не окажешься ли в ящике».
- Центральная тема фильма «Шестой день». Обычная (хоть и противозаконная) процедура — сознание человека копируется на носитель, если он умирает, то тело клонируют и записывают в него ранее сохранённую версию. Подручные главгада умирали уже по несколько раз. А вот с главным героем неувязочка вышла — по ошибке его сочли погибшим и создали копию, хотя оригинал был ещё жив. Поскольку он даже не подозревал о такой возможности, встреча двух версий вызвала шок у них обоих. Ближе к финалу прижизненную копию получает и главгад.
- Клоны фигурируют и в фильме «Обливион», только не знают о существовании друг друга.
- «Multiplicity» (США, 1996): Главный герой, у которого накопился ворох проблем дома и на работе, упрашивает учёного понаделать с него живых копий для их разрешения. А копии делают копии с себя, и так далее. Вот только качество при многократном копировании несколько страдает.
- «Луна 2112» — лунный горнодобывающий завод обслуживает клон, не подозревающий, что время его эксплуатации на исходе, и скоро он должен быть заменен новым экземпляром. Однако, после аварии добывающего комбайна, возникает нештатная ситуация.
- «Люди в черном 3» — Борис Животное, отправившись в прошлое, чтобы не допустить активации защитного щита Земли и избавиться от ненавистного ему агента Кея, объединился там самим же собой из исходного временного потока.
Телесериалы[править]
- «Звёздные врата», серия «Железный человек». Команда ЗВ-1 в составе четырёх… эээ… гуманоидов… возвращается на базу, на самочувствие не жалуется, зато жалуется главный врач базы на результаты медосмотра, свидетельствующие о том, что все четверо членов команды не могут жить… Ну да, такое бывает, когда твою личность копируют в андроида. Позже на базу заявляется подросток, нагло утверждающий, что является полковником О’Ниллом. Пока все пытаются разобраться, как он стал ребёнком, выясняется, что он — клон настоящего Джека, который на данный момент находится на столе обследования азгарда по-имени Локи. Локи не собирался создавать клона-ребёнка. Просто ДНК Джека было защищено Тором как раз на этот случай. Вот и вышла ошибочка в возрасте. В конце серии Джек-ребёнок отправляется в школу.
- «Остров фантазий» (1998) — шутки ради: Рорк создаёт свои копии и играет с ними в шахматы.
- «Флэш» — спидстеры способны раздваиваться, что многие неоднократно продемонстрировали.
- Обратный Флэш таким способом однажды понаделал множество своих копий в сериале «Легенды завтрашнего дня».
- Савитар — главгад третьего сезона — является копией Барри из будущего.
- В седьмом сезоне, Годспид понаделал себе пару десятков копий, которые затем устроили что-то вроде гражданской войны. Всё это оказалось уловкой, чтобы Годспид получил от Флэша органическую силу скорости, а не из пробирки.
- «Ийон Тихий: Космопилот» — в серий «Релятивистский эффект» главгерой пересёкся сам с собой из разных дней.
- «Эш против зловещих мертвецов» — две Руби: из прошлого и будущего. Эш подсвечивает (как всегда, в своей манере): «А если бы мы занялись сексом, это был бы тройничок? Формально вы — один человек».
- «Двойник» — Скучный мелкий чиновник Говард Силк, ничего не знал о параллельном мире. И уж тем более едва ли он подозревал, что его кванг с той стороны, ветеран разведки и профессиональный убийца. Вообще тема квангов в сериале раскрыта во все стороны и во всю ширь. Как правило, в довольно тёмных и негативных тонах, ибо на этой холодной войне двух миров, которую уже никто не помнит кто начал первым (обе стороны об этом врут) — никто не испытывает друг к другу жалости, особенно к своим копиям. Хотя бывали и исключения.
- «Звёздный путь: Следующее поколение» — в одной из серий Райкер встречает своего двойника, который появился несколько лет назад из-за поломки телепорта. Двойник провел несколько лет на заброшенной станции и остался в звании лейтенанта, из-за чего вынужден подчиняться коммандеру Райкеру. А еще у них мог бы выйти неслабый любовный треугольник с Дианой Трой, но к коммандеру Райкеру она к тому времени уже охладела, а вот с лейтенантом Райкером почти что начинает отношения заново. В дальнейшем, двойник становится членом подпольной группировки Маки.
- «На краю вселенной» — в одной серии, Крайтон разтраивается, правда один из двойников является кроманьонцем, а другой — безэмоциональным человеком будущего с большой головой. Оба двойника погибают в конце серии. Позже, Крайтона раздваивает один злодей… и оба двойника выживают, правда им приходится разделиться на два корабля, так что сериал некоторое время показывает приключения обоих. В дальнейшем, один из них получает смертельную дозу радиации и умирает, однако Айрин уже беременна от него. К счастью, другой Крайтон считает ребёнка своим (ДНК же его, как-никак).
- «Кукольный дом» — каждый год, на свой день рождения, Тофер копирует своё сознание на одну из «кукол» и веселится. Адель позволяет ему это делать.
- Гм… Интересная версия. Автор правки не допетрил, что Тофер копирует себя — хотя теперь это самоочевидно.
- Misfits — с третьего сезона появляется Руди, который иногда спонтанно раздваивается (а потом сливается с копией).
- Доктор Кто — ближе к концу 4-го сезона Донна создаёт копию Доктора, который в конце серии сливается в параллельный мир.
- «За гранью возможного», серия «Копия»: чтобы спасти перспективную работу по клонированию людей, Нора решает переписать свою память на цифровой носитель. В результате сбоя она впадает в коматозное состояние. Муж Норы, используя её разработки, создаёт клона и снабжает его памятью жены. Он планирует выдать копию за чудом поправившуюся жену, но чудо происходит без его участия: его жена приходит в сознание. Вот только теперь у него две жены, одна из которых создана по запрещённой технологии, и о существовании которой никто не должен знать. У каждой из версий жены своя версия, кто тут лишний. Заканчивается всё неожиданно хорошо: в последний момент до всех доходит, что есть мирный вариант решения проблемы — клонируют мужа, после чего одна из пар супругов уезжает из страны.
- «Секретные материалы», серия «Как призраки похитили Рождество» — с прикрученным до угасания фитильком: обследуя проклятый особняк с привидениями агенты Малдер и Скалли обнаруживают под половицами в одной из комнат два полуразложившихся до неузнаваемости трупа в прекрасно сохранившейся одежде, по которой опознают в них самих себя.
Мультфильмы[править]
- «Волшебный клад» — советский мультфильм по мотивам одноимённой пьесы про монгольского бедняка, богача и хитрого судью, который устанавливал «истину» при помощи «магических» шаров (которые в нужный момент надувал человек под судейским столом), что потом выдавалось за высшую силу. Бедняку в руки попал артефакт (волшебный сундук), удваивающий всё — сначала необходимые беднякам ресурсы, а потом и антагонистов (судью и богача по имени Галсан с женой), которые тут же перегрызлись, доказывая, что каждый из них — настоящий. Что характерно, когда по их душу пришла ижица, каждый судья стал доказывать, что «судья — это вот этот, а я так, случайный двойник».
- Откровенно идиотский украинский мультик 2004 года «Муттабар»: местная инкарнация Змея Горыныча — инопланетянин-дракон с тремя головами — теряет одну из голов, а оставшимися двумя съедает купца-менялу, после чего превращается в этого же самого купца, но двухголового. Обе головы одновременно восклицают «Теперь нас двое!», после чего это непонятное существо отправляется к кузнецу и возвращается с одной головой чтобы не пугать людей: видимо, сознание все же оказалось одно?..
Мультсериалы[править]
- «Футурама» — путешествия во времени могут приводить к появлению множества двойников. Дубли нестабильны и так или иначе неизбежно погибают.
- «Приключения Конана-варвара» — в эпизоде 45 «Возвращение Торринона» Рат-Амон попадает под воздействие магической перчатки, создающей временную копию того, к кому прикоснётся. В итоге даже сами Рат-Амоны не знают, кто из них настоящий, каждый из них требует Чёрное Кольцо у подобравшего его Дреггса, что, понятное дело, переходит в драку. А Конаны наоборот, помогают друг другу.
- Gravity Falls — Диппер с помощью копира настрочил себе армию клонов… Которая же и восстала против него. Ещё можно приписать серию «Перевёртыш».
- «Царевны» — Варвара-краса-длинная-коса (та рыжая, у которой нет косы) может создавать волшебным гребешком свои копии. Во втором сезоне они даже начинают её слушаться.
- Вселенная Стивена — Стивен нашёл местный аналог маховика времени и с помощью перемещений во времени набрал музыкальную группу из себя. Правда, потом остальные Стивены решили, что основной Стивен им не нужен, и попытались отобрать у него машину времени…
- Рик и Морти — таких ситуаций тут огромное количество ибо в мультивселенной дохрена Риков, и драк за оригинальность возникать не должно, так как существует дохрена измерений куда можно отправиться и жить себе в удовольствие… По факту то Рика пытается грохнуть его компьютерная копия, то Рики из параллельных вселенных что-то не поделят… Серия «Множество» давит педаль в центр управления Цитадели Риков!
- Космическая Бэт
- «Звёздный путь: Нижние палубы» — Боймлер оказывается скопирован транспортером во время эвакуации с планеты, захваченной пакледами, причём до этого он вспоминает как то же самое случилось с Райкером. Копия (взяв себе имя Уильям) остаётся на «Титане» в звании лейтенанта, а оригинал отправляется обратно на «Серритос» с понижением.
- Wakfu — Оропо, главгад третьего сезона, является последним выжившим клоном Юго, из десятков, закинутых в прошлое в полнометражке.
- Мои маленькие пони: Дружба — это чудо — Зеркальный Пруд создаёт клоны посмотревших в него. Пинки успела настрогать несколько десятков себя, после чего выяснилось, что клоны дефектные, и пришлось выяснять, кто из них настоящая Пинки Пай, проверкой, которую выдержит только оригинал — наблюдением за сохнущей краской (это английское выражение, означающее «заниматься чем-либо крайне скучным, монотонным, и бесполезным при том»), и уничтожением тех Пинки, которые отвлеклись. Как минимум один клон избежал этой участи и появляется позже в качестве камео.
- Что порождает ужас у холодильника — если заклинание, которым Твайлайт лопала копии, не сработало бы на оригинале, зачем городить весь этот огород с проверкой? А если сработало бы — то Твайлайт знает смертельное заклинание и без зазрения совести им пользуется… А ещё фанаты иногда объясняют странные кривляния персонажей, и особенно многократно усилившуюся глупость Пинки после этого эпизода тем, что выжил не оригинал, а дефективная копия.
- А в другой серии было две Твайлайт из-за путешествия во времени.
Комиксы[править]
- Комикс «W.I.T.C.H.» — астральные капли.
- А в мультсериале — персонально, дубль Вилл.
- В конце 2-го сезона у бабушки Хайлин появляется сестра.
- Girl Genius — суперзлодейка Иное занимается перезаписью своей личности в головы подходящих носителей (включая собственную дочь, по совместительству главную героиню). Технический вариант: оказавшись в двух телах, перво-наперво визжит от восторга в два голоса и обнимается сама с собой, а потом рассуждает в стиле «Эта я помню важные факты, надо рассказать их остальным себе, а потом моя жизнь станет не такой важной». Да, она вполне может пожертвовать собой ради самого дорогого ей человека — ради самой себя.
- Мутант Множитель из Marvel досамокопировался до того, что многие его дубли стали отдельными личностями. (Из которых особо выделяется убийца Кортекс)
- Враг Множителя — бессмертный мутант Дэмиан Трип вообще подобно Доктору Манхэттену проживал все мгновения своей жизни одновременно и его версии из разных времен могли свободно общатся друг с другом
Веб-комиксы[править]
- Schlock Mercenary — аж несколько вариантов. Раса инопланетян, «держащая» сеть гиперпространственных туннелей по Галактике, умеет клонировать предметы и существ с помощью червоточин и регулярно допрашивает клонов проходящих туннели разумных. Один землянин ухитрился таким образом клонироваться 950 миллионов раз, превратившись в целый народ из одинаковых людей. Один из главных героев так сделал копию себя перед тем, как отправиться на самоубийственное задание; копия заняла его место и позже совершила путешествие во времени, чтобы спасти галактику — так его стало двое (пока что оба живы). А ещё позже вскрылась секретная правительственная программа, в которой разум военного социопата с помощью нанотехнологий копировался, стирая исходную личность, в мозги других людей (включая многих из вышеупомянутых 950 миллионов клонов) с целью создания агентов-расходников под прикрытием.
- Homestuck — Пузыри Снов хранят копии всех мертвецов из всех временных линий. С некоторыми из них даже встречались главные герои. Плюс герои Времени (такие, как Дейв Страйдер и Арадия Мегидо) способны вызывать свои копии из этих временных линий.
- Magic Chicks — Мелисса Хеллрун в финале. Впрочем, её пред-история тоже тот ещё вывих мозга.
- Gunnerkrigg Court — Люп каким-то образом раздвоил Анни. Одна копия пару часов пообщалась с ним и вернулась во Двор, где за это время прошло полгода, и все эти полгода там жила вторая Анни.
Аниме и манга[править]
- Onepunchman — эпизодический злодей, сумасшедший учёный из Храма Эволюции, создаёт копии себя самого и использует их как ассистентов в своей лаборатории. Подходит под троп, потому что все копии имеют полностью одинаковое мышление со своим оригиналом, сохраняют его характер, уровень интеллекта, все его знания и память. Вероятно, именно благодаря принципу «одна голова хорошо, а много таких же лучше» учёный достиг таких успехов в своих безумных разработках.
- Черносперимий, просто Черноспермий...
- Gantz — в принципе, после смерти оперативников Гантз машина с инопланетной технологией несколько раз восстанавливала их тело и сознание с нуля. Но один раз в манге влюблённая в ГГ девушка, Рейка, при помощи этой технологии создала его дубликат… При живом ГГ. Ведь он уже был занят другой. И какое-то время такая ситуация даже устраивала всех… Надо ли рассказывать, что до финала дожил только один экземпляр ГГ?
- Кроме того, обычно машина создаёт оперативника, копируя человека в момент его смерти (например, настоящий Кей Куроно погиб под поездом, спасая бомжа). Но по крайней мере один раз вышла накладка: машина скопировала девушку, перерезавшую себе вены в ванне, а та взяла и выжила. В результате получилось две одинаковые девушки, и этой оперативнице, в отличие от прочих, нельзя было после миссии вернуться домой: место-то занято.
- Naruto — теневые двойники, фирменная техника Наруто. Время существования невелико, зато копия абсолютная.
- Не настолько абсолютная. В любой момент времени копия осознаёт, что она копия — иначе бы не слушались оригинала. Зато после исчезновения память всех копий передаётся оригиналу.
- В аниме есть филлерная серия, в которой клоны Наруто перестали слушаться оригинала и начали заниматься кто во что горазд.
- Не настолько абсолютная. В любой момент времени копия осознаёт, что она копия — иначе бы не слушались оригинала. Зато после исчезновения память всех копий передаётся оригиналу.
- Kaiba — за сюжетом сюрноватого аниме-сериала следить всё сложнее по мере накопления многократно присутствующих персонажей.
- Умножающаяся Айзава-сан — после падения в яму Айзава обретает несколько копий, выражающих разные скрытые черты ее личности (развратница, ребенок, застенчивая и т. д.). По итогу манги слияния так и не произошло, так что жить герою с гаремом.
- Позже оказывается, что это фамильная черта, по женской линии.
- Franken Fran (60 глава) — героиню разрезало пополам лазером, после чего левая и правая половина спокойно зажили отдельно. Только одна стала повернутой на рациональности и логике, другая на этике.
- 12 и 13 главы посвящены технологии митоза человека. Первый доброволец из ревности убила друг друга. Ввязавшаяся в это дело лейтенант Кухоу тоже в результате приобрела подобные способности, в результате запуск её деления стало одной из постоянных шуток манги.
- Uwagaki — главный герой Адзикава Ёсио отчаянно влюблен в свою одноклассницу Теруи Тиаки…но безответно и безнадежно — у нее уже есть парень. Не беда — обыкновенный японский учитель берет…и движением руки клонирует девушку! Все ради науки — клону он сотрет память о парне и даст герою шанс, а уж спустя месяц чья любовь будет сильнее, та и останется во вновь единой девушке. В финале слияние все-таки происходит, но изменения в обеих успели накопиться, так что героиня решает сменить имя.
- Этот глупый свин не понимает мечту девочки-зайки — в один прекрасный момент Футаба раздвоилась. Теоретически, клоном можно считать Футабу, ставшую более раскованной, отпустившую волосы и занявшую место Футабы-скромняшки в школе и даже дома — но не все так просто. Друг к другу они относятся без вражды, но довольно прохладно. В итоге они примиряются и остается лишь одна Футаба.
- Maou Gakuin no Futekigousha: Shijou Saikyou no Maou no Shiso, Tensei shite Shison-tachi no Gakkou e — как оказалось, сестры Саша и Миша Некрон — разделенные части одной личности, которым суждено было слить обратно в день 15-летия. Точнее, Миша была искусственно отделена от Саши и потому ее все считают ни на что не годной магической куклой. Но Анос все разрулил, смотался в прошлое и сделал их действительно отдельными друг от друга, а пытавшемуся помешать повелителю времени набил морду.
- Хотя, справедливости ради, "Повелитель времени" довольно слабенький и даже персонажи намного слабее Аноса выносят таких пачками.
- Majo no Tabitabi — в 12 серии действует 17 Элейн, с разными акцентуациями характера (не считая собственно героиню).
- Classmate, Kamimura Yuuka wa Kou Itta — как оказалось, героиня Юка Камимура лишь клон взрослой Юки Камимуры, которая от тоски по любимому Яшару и ненависти к окончательно оторвавшимся от реальности и убившим Яшара супервайзерам и разработала большой план с созданием школы метаноидов, чтобы убить супервайзеров и вернуть себе любимого Яшара хотя бы в виде робота. В итоге, впрочем, развившаяся личность Ширасаки подавляет воспоминания Яшара и законы роботехники, и взрослая Камимура умирает от полученных ранее ран и краха всех надежд.
- «Волшебница Хомура★Тамура» — иногда параллельные миры пересекаются — в 6 главе Хомура попадает в "столовую Акеми", наполненную Хомурами всех типов (управляет взрослая Хомура-бармен), которые разочаровались в спасении Мадоки и прыжках во времени. Заодно мы узнаем, насколько разными были Мадока, смерть Мами и Кьюбей.
- Date A Live — чтобы переписать прошлое и не дать Оригами вновь свихнуться, Шидо должен нырнуть в ещё более глубокое прошлое. Одна беда: Куруми осталась в настоящем и, хоть и поддерживает с ним связь, не может воздействовать на него. А вот Куруми из прошлого, уже обращённая в духа на тот момент, вполне может — и для этого Шидо пришлось побыть живым телефоном на время разговора сразу двух Куруми.
- В 4-ом сезоне Шидо и его подруги застревают в карманном измерении, подконтрольном Вельзевулу. В этом же измерении персонажи различных книг (детских сказок, современной литературы и даже манги) становятся реальными, и среди них — двойник Шидо из самодельной манги, которой они несколько серий назад пытались привлечь внимание Мии. Забавно, но у обоих Шидо получился хороший разговор по душам.
- Kin no Kanojo Gin no Kanojo — Аяномине Эрика, первая умница-красавица академии и дочь директора, втайне страдает от своего фактически заточения в золотой клетке и ходит накричаться о своей отстойной жизни на озеро криков (по слухам, в котором живет бог, исполняющий желания). Пытаясь стереть случайно увидевшему ее Ясуде память (ударом камня по голове), она оступается и падает в озеро...а потом из него выходит богиня, предлагающую ему выбрать, золотоволосую или среброволосую Эрику он уронил. В награду за честность получает обеих: золотоволосая действительно мила, застенчива и скромна и потому занимает место Эрики в школе, а вот среброволосая, напротив, нагловатая и пробивная с замашками цун и остается жить с Ясудой.
- Система Шэнь Хао — чтобы спасти свою жену и свою подругу гг создал своего временного клона.
Видеоигры[править]
- Resident Evil: Revelations 2 — основной сюжетный конфликт. Алекс Вескер, предчувствуя скорую смерть, искала лишенный страха «сосуд», чтобы загрузить в него свое сознание. И нашла — в лице юной Натальи. Запустив процедуру переноса сознания, Вескер на радостях застрелилась… но у вирусов в ее теле были другие планы насчет будущего хозяйки. Алекс выжила после самоубийства и подрыва башни, но была страшно изуродована. В таком состоянии она провела полгода, все сильнее сходя с ума и копя ненависть к Наталье. Считая девочку «собой, но фальшивой», Алекс хотела уничтожить ее. Не вышло: и в каноничной, и в неканоничной концовке старая Вескер погибает… но новая пробуждается внутри Натальи. Так что формально Алекс добилась того, чего хотела — не мытьем, так катаньем.
- Endless Space — эксцентричный мультитриллионер Горацио размножил себя в целую расу, когда ему в руки попала забытая технология древних.
- Во 2-ой части выясняется, что истинных клонов не так уж и много. Ведь память оригинального Горацио загружалась лишь нескольким клонам в качестве эксперимента. Нескольких Горацио убил прямо в лаборатории. А разборки между Первым (оригинальным Горацио), Четвёртым и Пятым легли в основу сюжетной линии Горацио. Причём протагонистом выступает Четвёртый.
- Warcraft, а точнее официальный комикс — в результате деятельности Ониксии Вариан Ринн разделился на двое — одному досталась агрессивность, другому — честолюбие. Потом Ониксия объединила Варианов обратно, хотя планировала их убить.
- SOMA — вся об этом.
- BioShock Infinite — Роберт и Розалинда Лютесы на самом деле не близнецы, а один и тот же человек, но из разных реальностей. Правда тут с прикрученным фитильком, ибо помимо очевидной разницы в одну хромосому, они ещё (что логично вытекает из прошлого) немного различаются характером, из-за чего периодически спорят между собой.
- Team Fortress 2 — один из фанатских обоснуев наличия двух одинаковых команд наемников: дескать, их скопировали с помощью респауна с полным сохранением личности. Автору правки особенно запомнился фанфик, в котором два Снайпера договорились, когда звонить их общим родителям и как с ними разговаривать, чтобы не вызвать подозрений.
- Deponia 3 — чтобы везде поспеть, главный герой делает 2 свои копии. В итоге до конца не доживает ни один.
- Touhou Project — в Мире Снов живут копии всех живых существ. Воспоминания и характер полностью идентичны оригиналам, разве что копии более честные. Обычно они тесно связаны с оригиналами, но из-за определённой магии связь может оборваться, и тогда жди беды. В 15.5 части во время Инцидента Идеальной Одержимости некоторые их этих копий временно попали в Генсокё и устроили там переполох. Копия Тенши Хинанави даже захотела разрушить Рай в отместку за то, что её оттуда выгнали. А Сумиреко Усами, за которую мы играем в части 16.5 на самом деле также является такой копией.
- Warframe — Человек в Стене подал заявку на троп в самом жутком его варианте: после встречи с ним Альбрехт Энтрати до конца жизни (да, конца) не мог отделаться от подозрений, что он — свой собственный двойник.
- Позже Тенно встречают самих себя из альтернативного таймлайна, в котором они отказались от помощи Человека в Стене и выжили на Заримане без сверхспособностей.
- Death Stranding — президент UCA Бриджет Стрэнд и ее дочь Амели — разделенные части единой души, только Бриджет жила в нашем мире, а Амели не могла покинуть Берег.
- Cyberpunk 2077 — проходя серию квестов «Кровь и кость», Ви встречает бойцов Серту и Эскерду, которые раньше были близнецами, а потом, используя нейронные синхронизаторы колебаний, стали одной личностью и могут управлять обоими телами одновременно. Они утверждают, что являются одним человеком, и бесятся, когда их называют близнецами. Что Ви продолжает в диалоге делать.
Визуальные романы[править]
- Ever 17: The Out of Infinity — Сора без проблем умеет себя копировать. Она даже рассуждает, являются ли её копии действительно ею.
- Sousouki Reginald — Ванесса и Вероника Цвайнбахер. Родилась весьма необычным пейганом. Нет, автор правки не путает множественное число с единственным. Близняшки Цвайнбахер — одно существо, сознание которого поделено между двумя телами. В бою они действуют, как единое целое, но минусов от такого расщепления все же больше, чем плюсов. Ванессе и Веронике постоянно нужно поддерживать баланс сознания между телами, чтобы одно из них не превратилось в пустую оболочку и не стало монстром. Со стороны это выглядит так, будто девушки постоянно витают в облаках и не могут толком сконцентрироваться. Разговаривать с сестрами непросто — их манера заканчивать друг за другом даже не фразы, а отдельные слова (!!), может сильно смутить неподготовленного собеседника. Еще девушки плохо различают вкус — он у них тоже «делится надвое». Зато, как подметил протагонист, из них получаются отличные дегустаторы. Если уж даже они оценили вкус блюда, значит, есть его не можно, а нужно!
Примечания[править]
- ↑ Или свет, сам по себе способный двигаться быстрее скорости света — щелевой опыт создаёт интерференционный рисунок с «щелями», разнесёнными не только в пространстве, но и во времени (с той разницей, что временное разнесение влияет на частоту световой волны вместо её положения, создавая другой рисунок), то есть свет способен взаимодействовать не только с самим собой, распространяющимся «левее» или «правее», но ещё и «раньше» и «позже». Что, впрочем, тоже отлично иллюстрирует отсутствие однозначной одновременности.
- ↑ «Стрела времени», и это один из камней преткновения на пути создания Теории Всего — время продолжает отказываться вести себя как полноценное измерение пространства, хоть что ты с ним делай. Ближайший к «время как часть пространства» эксперимент, который пока что удалось поставить — временные кристаллы, то есть стабильные структуры, периодические во времени, а не пространстве, да и у тех периодичность возникает от внешнего взаимодействия без потерь энергии, а не сама по себе.
- ↑ Открытие это, к слову, ничуть не наставило его на путь истинный. Даже напротив: если изначально он просто приказывал машине растворить клон, после чего память создаваемого двойника оставалась внутри машины и использовалась при «следующей попытке» — так что фактически клон при этом не особенно-то и страдал, он не погибал навсегда и мог испытывать ужас разве что из-за мысли «А вдруг что-то пойдёт не так и следующей попытки не будет?», — то впоследствии, узнав о переживаниях своей второй копии, главный герой стал при пробных созданиях двойников «растворять» их, забивая шумами память машины и стирая уже безвозвратно сознание созданного. Странно, что мысль о сомнительной моральности этого вроде как не приходит ему в голову, он даже гордится изобретением этого «электронного ластика». Настолько заработался, что даже не подумал? Понадеялся, что сознание клона в машине ещё не включилось по-настоящему и осмысляет полученные воспоминания лишь по вылезании из машины? Ещё более странно, что третья копия, созданная уже после опытов с «ластиком», не выговорила ему за это.