Терминология настольных игр: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «Тут будет небольшой словарик '''терминологии настольных игр'''. == Классификация игр по аудитории == '''Абстрактная игра''' — игра без сеттинга (антуража) или с антуражем, отстранённым от игрового процесса (например, шахматы в оформлении Наполеоновски...»)
Строка 3: Строка 3:
== Классификация игр по аудитории ==
== Классификация игр по аудитории ==


'''[[Абстрактная игра]]''' — игра без [[сеттинг]]а (антуража) или с антуражем, отстранённым от игрового процесса (например, шахматы в оформлении [[Наполеоновские войны|Бородинской битвы]]). Типичные примеры — шахматы, домино.
'''[[Абстрактная игра]]''' игра без [[сеттинг]]а (антуража) или с антуражем, отстранённым от игрового процесса (например, шахматы в оформлении [[Наполеоновские войны|Бородинской битвы]]). Типичные примеры — шахматы, домино.


'''[[Америтреш]], игра американской школы''' — игра с глубоко проработанным миром, часто опирающаяся на конфликт между игроками и с большим влиянием [[рандом|случая]].
'''[[Америтреш]], игра американской школы''' игра с глубоко проработанным миром, часто опирающаяся на конфликт между игроками и с большим влиянием [[рандом|случая]].


'''[[Варгейм]], военная игра''' — игра о войнах между армиями или государствами.
'''[[Варгейм]], военная игра''' игра о войнах между армиями или государствами.


'''Детская игра''' — игра для дошкольников или младших школьников с простейшими правилами. Часто не интересны взрослым. Но добавь «[[мафия (класс игр)|мафию]]» — и здоровые дяди и тёти с увлечением режутся в «Черепашьи бега».
'''Детская игра''' игра для дошкольников или младших школьников с простейшими правилами. Часто не интересны взрослым. Но добавь «[[мафия (класс игр)|мафию]]» — и здоровые дяди и тёти с увлечением режутся в «Черепашьи бега».


'''[[Еврогейм]], игра европейской школы''' — размытый класс игр, который определяется такими признаками: 1) достаточно абстрактная игра, но с антуражем; этот антураж несложно заменить на другой; 2) недорогие игральные комплекты, обычно в виде плоских деревянных фишек; 3) интересная всей семье; 4) метод взаимодействия — конкуренция. «Монополия», к примеру.
'''[[Еврогейм]], игра европейской школы''' размытый класс игр, который определяется такими признаками: 1) достаточно абстрактная игра, но с антуражем; этот антураж несложно заменить на другой; 2) недорогие игральные комплекты, обычно в виде плоских деревянных фишек; 3) интересная всей семье; 4) метод взаимодействия — конкуренция. «Монополия», к примеру.


'''[[Патигейм]], салонная игра''' — весёлая игра с несложными правилами, рассчитанная на большое количество игроков, некоторые из которых под алкоголем или играют впервые.
'''[[Патигейм]], салонная игра''' весёлая игра с несложными правилами, рассчитанная на большое количество игроков, некоторые из которых под алкоголем или играют впервые.


'''[[Настольная ролевая игра|Ролевая игра]]''' — игра, где вы управляете некоторым персонажем и делаете всё, что хотите. Что из этих действий выходит — решает ведущий (''мастер'').
'''[[Настольная ролевая игра|Ролевая игра]]''' игра, где вы управляете некоторым персонажем и делаете всё, что хотите. Что из этих действий выходит — решает ведущий (''мастер'').


'''[[Скирмиш]]''' — военная игра, в которой каждая фишка — отдельный воин (а не подразделение или соединение).
'''[[Скирмиш]]''' военная игра, в которой каждая фишка — отдельный воин (а не подразделение или соединение).


'''[[Филлер (игра)|Филлер]]''' — игра с коротким сеансом, позволяющая «убить» несколько минут или дождаться, пока в клубе не освободится компания для более основательной игры.
'''[[Филлер (игра)|Филлер]]''' игра с коротким сеансом, позволяющая «убить» несколько минут или дождаться, пока в клубе не освободится компания для более основательной игры.


== Классификация игр по взаимодействию между игроками ==
== Классификация игр по взаимодействию между игроками ==


'''Одиночная (соло-) игра''' — игра одного против игры.
'''Одиночная (соло-) игра''' игра одного против игры.


'''[[Кооперативная игра]]''' — совместная игра всех против игры.
'''[[Кооперативная игра]]''' совместная игра всех против игры.


'''Полукооперативная игра''' — игра одного (ведущего) против всех остальных.
'''Полукооперативная игра''' игра одного (ведущего) против всех остальных.


'''[[Мафия (класс игр)|Мафия]]''' — игра с неизвестными ролями. Роль открывается, когда персонажа «убивают», либо одна из сторон выполняет свою задачу. Помимо собственно «[[Мафия (игра)|Мафии]]», к этому классу относятся [[Room 25]] и «[[Ankh-Morpork (настольная игра)|Анк-Морпорк]]».
'''[[Мафия (класс игр)|Мафия]]''' игра с неизвестными ролями. Роль открывается, когда персонажа «убивают», либо одна из сторон выполняет свою задачу. Помимо собственно «[[Мафия (игра)|Мафии]]», к этому классу относятся [[Room 25]] и «[[Ankh-Morpork (настольная игра)|Анк-Морпорк]]».


'''Командная игра''' — игра, в которой игроки разбиваются на команды определённого состава.
'''Командная игра''' игра, в которой игроки разбиваются на команды определённого состава.


'''Игра с коалициями''' — когда между игроками можно заключать коалиции. Иногда их можно заключать свободно, иногда по правилам.
'''Игра с коалициями''' когда между игроками можно заключать коалиции. Иногда их можно заключать свободно, иногда по правилам.


'''Игра с предателем''' — помесь кооперативной игры и «мафии». Формально цели общие, но один — предатель, который играет на стороне игры.
'''Игра с предателем''' помесь кооперативной игры и «мафии». Формально цели общие, но один — предатель, который играет на стороне игры.


'''Масштабируемость''' — безболезненная подгонка игры под разное количество игроков. Например, «[[Zombicide|Зомбицид]]» плохо масштабируется: чем больше игроков, тем проще задача. А вот в «[[Eldritch Horror|Древнем ужасе]]» очень много параметров зависит от количества игроков.
'''Масштабируемость''' — безболезненная подгонка игры под разное количество игроков. Например, «[[Zombicide|Зомбицид]]» плохо масштабируется: чем больше игроков, тем проще задача. А вот в «[[Eldritch Horror|Древнем ужасе]]» очень много параметров зависит от количества игроков.
Строка 43: Строка 43:
=== Терминология, связанная с взаимодействием между игроками ===
=== Терминология, связанная с взаимодействием между игроками ===


'''Соревнование''' — когда действия игроков никоим образом не влияют на других. Например, '''[[кинь-двинь|игра-ходилка]]'''.
'''Соревнование''' когда действия игроков никоим образом не влияют на других. Например, '''[[кинь-двинь|игра-ходилка]]'''.


'''Конкуренция''' — когда действия игроков опосредованно влияют на других (например, купив здание, вы лишаете других доступа к нему).
'''Конкуренция''' когда действия игроков опосредованно влияют на других (например, купив здание, вы лишаете других доступа к нему).


'''Конфликт''' — когда механика игры предписывает прямо вредить игрокам.
'''Конфликт''' когда механика игры предписывает прямо вредить игрокам.


'''Альфа-игрок''' — бич командных и кооперативных игр. Наиболее умелый игрок принимает решения, а остальные только выполняют его команды.
'''Альфа-игрок''' бич командных и кооперативных игр. Наиболее умелый игрок принимает решения, а остальные только выполняют его команды.


'''Вынос лидера''' — ситуация, когда один из игроков близок к победе, и остальные ополчаются против него. Бич игры «[[Cyclades|Киклады]]» (без дополнения). Существуют игры, намеренно полагающиеся на вынос лидера: «[[Munchkin|Манчкин]]» или «[[Discworld: Ankh-Morpork|Анк-Морпорк]]».
'''Вынос лидера''' ситуация, когда один из игроков близок к победе, и остальные ополчаются против него. Бич игры «[[Cyclades|Киклады]]» (без дополнения). Существуют игры, намеренно полагающиеся на вынос лидера: «[[Munchkin|Манчкин]]» или «[[Discworld: Ankh-Morpork|Анк-Морпорк]]».


'''Кингмейкинг''' — ситуация, когда игрок, не имеющий шансов на победу, получает все рычаги для выбора, кто победит.
'''Кингмейкинг''' ситуация, когда игрок, не имеющий шансов на победу, получает все рычаги для выбора, кто победит.


'''Мастер''' — ведущий.
'''Мастер''' ведущий.


'''[[Отыгрыш]]''' — разыгрывание роли, «побывать в шкуре» персонажа.
'''[[Отыгрыш]]''' разыгрывание роли, «побывать в шкуре» персонажа.


'''[[Манчкин]]''' — игрок, старающийся выиграть в играх на отыгрыш.
'''[[Манчкин]]''' игрок, старающийся выиграть в играх на отыгрыш.


'''Положительная обратная связь''', '''снежный ком''' — игрок, оказавшийся в лидерах, упрочивает своё лидерство.
'''Положительная обратная связь''', '''снежный ком''' игрок, оказавшийся в лидерах, упрочивает своё лидерство.


== Формат распространения настольной игры ==
== Формат распространения настольной игры ==


'''[[Print & play]]''' — компоненты, скачанные из интернета и распечатанные на принтере.
'''[[Print & play]]''' компоненты, скачанные из интернета и распечатанные на принтере.


'''Базовый комплект''' ('''база''') — основной выпуск игры, без дополнений.
'''Базовый комплект''' ('''база''') основной выпуск игры, без дополнений.


'''Бустер''' — в коллекционных играх карты (или другие элементы), расширяющие имеющиеся наборы.
'''Бустер''' в коллекционных играх карты (или другие элементы), расширяющие имеющиеся наборы.


'''Дополнение''', '''доп''', '''аддон''' — новые компоненты игры, бесполезные без ''базы''.
'''Дополнение''', '''доп''', '''аддон''' новые компоненты игры, бесполезные без ''базы''.


'''[[Коллекционная игра]]''' — игра, в которой, чтобы воспользоваться игровым элементом, надо купить его за настоящие деньги. Часто эти элементы не продаются поодиночке, а только в случайных комплектах (бустерах). Такое устройство поощряет обмен игровыми элементами между игроками. Наиболее известна из них коллекционная карточная игра [[Magic: The Gathering]], но картами дело не ограничивается: есть, например, серия военных игр с миниатюрами [[Axis & Allies]].
'''[[Коллекционная игра]]''' игра, в которой, чтобы воспользоваться игровым элементом, надо купить его за настоящие деньги. Часто эти элементы не продаются поодиночке, а только в случайных комплектах (бустерах). Такое устройство поощряет обмен игровыми элементами между игроками. Наиболее известна из них коллекционная карточная игра [[Magic: The Gathering]], но картами дело не ограничивается: есть, например, серия военных игр с миниатюрами [[Axis & Allies]].


'''Самостоятельное дополнение''' — дополнение, в которое можно играть без базового комплекта.
'''Самостоятельное дополнение''' дополнение, в которое можно играть без базового комплекта.


'''Стартер''' — в коллекционных играх готовый набор, которым можно играть.
'''Стартер''' в коллекционных играх готовый набор, которым можно играть.


== Компоненты игр ==
== Компоненты игр ==


'''Гекс''' — шестиугольный тайл (фрагмент модульного поля).
'''Гекс''' шестиугольный тайл (фрагмент модульного поля).


'''[[Гроб (настольные игры)|Гроб]]''' — большая тяжёлая коробка.
'''[[Гроб (настольные игры)|Гроб]]''' большая тяжёлая коробка.


'''[[Нестандартные кости|Кость]], кубик, дайс''' — правильный или полуправильный многогранник для определения исхода случайного события.
'''[[Нестандартные кости|Кость]], кубик, дайс''' правильный или полуправильный многогранник для определения исхода случайного события.


'''Миниатюра''' — фишка в виде статуэтки, детально повторяющая объект.
'''Миниатюра''' фишка в виде статуэтки, детально повторяющая объект.


'''[[Мипл]]''' — плоская деревянная фишка в форме человечка (сокращение от ''my people'').
'''[[Мипл]]''' плоская деревянная фишка в форме человечка (сокращение от ''my people'').


'''Органайзер''' — вкладыш, удобно удерживающий в коробке компоненты игры.
'''Органайзер''' вкладыш, удобно удерживающий в коробке компоненты игры.


'''Прокси''' — в коллекционной игре распечатка или другой элемент взамен отсутствующего. Используют по взаимной договорённости сторон, на турнире запрещены. В неколлекционных играх подобным тоже пользуются, но нет правила «оно твоё, если ты его купил».
'''Прокси''' в коллекционной игре распечатка или другой элемент взамен отсутствующего. Используют по взаимной договорённости сторон, на турнире запрещены. В неколлекционных играх подобным тоже пользуются, но нет правила «оно твоё, если ты его купил».


'''Протектор''' — пластмассовый кармашек, защищающий карту от износа.
'''Протектор''' пластмассовый кармашек, защищающий карту от износа.


'''[[Ролевая система]]''' — правила, моделирующие исход того или иного действия в игровом мире.
'''[[Ролевая система]]''' правила, моделирующие исход того или иного действия в игровом мире.


'''Тайл''' — фрагмент модульного игрового поля.
'''Тайл''' фрагмент модульного игрового поля.


'''Эссен''' — город в Германии на 0,5 млн человек. Но поскольку там проходит SPIEL, крупнейшая в мире выставка настольных игр, Эссен — постоянный гость в играх. Так, в европейской версии [[Ticket to Ride]] четыре немецких города: Берлин, Мюнхен, Франкфурт и Эссен.
'''Эссен''' город в Германии на 0,5 млн человек. Но поскольку там проходит SPIEL, крупнейшая в мире выставка настольных игр, Эссен — постоянный гость в играх. Так, в европейской версии [[Ticket to Ride]] четыре немецких города: Берлин, Мюнхен, Франкфурт и Эссен.


'''[[Юнит]]''' — фишка или миниатюра, означающая боевую единицу (воина, машину, подразделение, соединение).
'''[[Юнит]]''' фишка или миниатюра, означающая боевую единицу (воина, машину, подразделение, соединение).


== Особенности геймплея ==
== Особенности геймплея ==


'''[[Игровой баланс|Баланс]]''' — «честность» игры, отсутствие слишком сильных и слишком слабых сторон и стратегий.
'''[[Игровой баланс|Баланс]]''' «честность» игры, отсутствие слишком сильных и слишком слабых сторон и стратегий.


'''[[Боёвка|Боевая система]], боёвка''' — правила моделирования боёв.
'''[[Боёвка|Боевая система]], боёвка''' правила моделирования боёв.


'''[[Даунтайм]]''' — ожидание своего хода.
'''[[Даунтайм]]''' ожидание своего хода.


'''[[Декбилдинг]]''' — механика, связанная с построением собственной колоды. Неотъемлемая часть коллекционных карточных игр, но есть и декбилдинговые игры с фиксированной колодой.
'''[[Декбилдинг]]''' механика, связанная с построением собственной колоды. Неотъемлемая часть коллекционных карточных игр, но есть и декбилдинговые игры с фиксированной колодой.


'''[[Золотой снитч]]''' — элемент, приносящий больше очков, чем всё остальное; в худшем случае игра сводится к погоне за этим элементом. Например, последний лайнер в «[[Le Havre|Гавре]]».
'''[[Золотой снитч]]''' элемент, приносящий больше очков, чем всё остальное; в худшем случае игра сводится к погоне за этим элементом. Например, последний лайнер в «[[Le Havre|Гавре]]».


'''Игра с полной информацией''' — если игроки полностью знают игровую ситуацию (отсутствует тайная информация).
'''Игра с полной информацией''' если игроки полностью знают игровую ситуацию (отсутствует тайная информация).


'''[[Кинь-двинь]]''' — бросить кубик, переместить фишку на столько делений, сколько выпало.
'''[[Кинь-двинь]]''' бросить кубик, переместить фишку на столько делений, сколько выпало.


'''[[Мана]]''' — особые очки, расходуемые на магию (или какие-то другие спецспособности).
'''[[Мана]]''' особые очки, расходуемые на магию (или какие-то другие спецспособности).


'''[[Игровая механика|Механика]]''' — набор базовых действий. Броски кубиков, движения фишек, вытягивание карт… Новые игровые механики появляются ''крайне'' редко.
'''[[Игровая механика|Механика]]''' набор базовых действий. Броски кубиков, движения фишек, вытягивание карт… Новые игровые механики появляются ''крайне'' редко.


'''[[Очки жизни]], хиты, hp''' — простейшая модель прочности чего-то. Есть ''n'' очков жизни, за пропущенные удары они снимаются. Как только hp доходят до нуля, объект уничтожен.
'''[[Очки жизни]], хиты, hp''' простейшая модель прочности чего-то. Есть ''n'' очков жизни, за пропущенные удары они снимаются. Как только hp доходят до нуля, объект уничтожен.


'''Пулбилдинг''' — [[декбилдинг]] с чем угодно, только не с картами. Жетонами, кубиками…
'''Пулбилдинг''' [[декбилдинг]] с чем угодно, только не с картами. Жетонами, кубиками…


'''[[Рандом|Рандóм]]''' — случайность.
'''[[Рандом|Рандóм]]''' случайность.


'''Решённая игра''' — существуют точная стратегия, как победить (свести к ничьей), и если ей следовать, помешать может только [[рандом|случайность]].
'''Решённая игра''' существуют точная стратегия, как победить (свести к ничьей), и если ей следовать, помешать может только [[рандом|случайность]].


'''Рука''' — карты, находящиеся в распоряжении игрока.
'''Рука''' карты, находящиеся в распоряжении игрока.


'''[[Сеттинг]]''' — антураж игры: если реальный мир — время и место; если вымышленный — то какой. Сеттинг может быть размытым («просто [[фэнтези]]») и конкретным ([[Великая Отечественная война|Курская битва]], [[Звёздные войны]]).
'''[[Сеттинг]]''' антураж игры: если реальный мир — время и место; если вымышленный — то какой. Сеттинг может быть размытым («просто [[фэнтези]]») и конкретным ([[Великая Отечественная война|Курская битва]], [[Звёздные войны]]).


'''[[Хоумрул]]''' — правило, не прописанное в инструкции и оговариваемое перед началом игры.
'''[[Хоумрул]]''' правило, не прописанное в инструкции и оговариваемое перед началом игры.


{{Nav/Настольные игры}}
{{Nav/Настольные игры}}

Версия 17:06, 26 марта 2022

Тут будет небольшой словарик терминологии настольных игр.

Классификация игр по аудитории

Абстрактная игра — игра без сеттинга (антуража) или с антуражем, отстранённым от игрового процесса (например, шахматы в оформлении Бородинской битвы). Типичные примеры — шахматы, домино.

Америтреш, игра американской школы — игра с глубоко проработанным миром, часто опирающаяся на конфликт между игроками и с большим влиянием случая.

Варгейм, военная игра — игра о войнах между армиями или государствами.

Детская игра — игра для дошкольников или младших школьников с простейшими правилами. Часто не интересны взрослым. Но добавь «мафию» — и здоровые дяди и тёти с увлечением режутся в «Черепашьи бега».

Еврогейм, игра европейской школы — размытый класс игр, который определяется такими признаками: 1) достаточно абстрактная игра, но с антуражем; этот антураж несложно заменить на другой; 2) недорогие игральные комплекты, обычно в виде плоских деревянных фишек; 3) интересная всей семье; 4) метод взаимодействия — конкуренция. «Монополия», к примеру.

Патигейм, салонная игра — весёлая игра с несложными правилами, рассчитанная на большое количество игроков, некоторые из которых под алкоголем или играют впервые.

Ролевая игра — игра, где вы управляете некоторым персонажем и делаете всё, что хотите. Что из этих действий выходит — решает ведущий (мастер).

Скирмиш — военная игра, в которой каждая фишка — отдельный воин (а не подразделение или соединение).

Филлер — игра с коротким сеансом, позволяющая «убить» несколько минут или дождаться, пока в клубе не освободится компания для более основательной игры.

Классификация игр по взаимодействию между игроками

Одиночная (соло-) игра — игра одного против игры.

Кооперативная игра — совместная игра всех против игры.

Полукооперативная игра — игра одного (ведущего) против всех остальных.

Мафия — игра с неизвестными ролями. Роль открывается, когда персонажа «убивают», либо одна из сторон выполняет свою задачу. Помимо собственно «Мафии», к этому классу относятся Room 25 и «Анк-Морпорк».

Командная игра — игра, в которой игроки разбиваются на команды определённого состава.

Игра с коалициями — когда между игроками можно заключать коалиции. Иногда их можно заключать свободно, иногда по правилам.

Игра с предателем — помесь кооперативной игры и «мафии». Формально цели общие, но один — предатель, который играет на стороне игры.

Масштабируемость — безболезненная подгонка игры под разное количество игроков. Например, «Зомбицид» плохо масштабируется: чем больше игроков, тем проще задача. А вот в «Древнем ужасе» очень много параметров зависит от количества игроков.

Болван, костыль — особые правила, позволяющие играть меньшему количеству игроков, чем задумано.

Терминология, связанная с взаимодействием между игроками

Соревнование — когда действия игроков никоим образом не влияют на других. Например, игра-ходилка.

Конкуренция — когда действия игроков опосредованно влияют на других (например, купив здание, вы лишаете других доступа к нему).

Конфликт — когда механика игры предписывает прямо вредить игрокам.

Альфа-игрок — бич командных и кооперативных игр. Наиболее умелый игрок принимает решения, а остальные только выполняют его команды.

Вынос лидера — ситуация, когда один из игроков близок к победе, и остальные ополчаются против него. Бич игры «Киклады» (без дополнения). Существуют игры, намеренно полагающиеся на вынос лидера: «Манчкин» или «Анк-Морпорк».

Кингмейкинг — ситуация, когда игрок, не имеющий шансов на победу, получает все рычаги для выбора, кто победит.

Мастер — ведущий.

Отыгрыш — разыгрывание роли, «побывать в шкуре» персонажа.

Манчкин — игрок, старающийся выиграть в играх на отыгрыш.

Положительная обратная связь, снежный ком — игрок, оказавшийся в лидерах, упрочивает своё лидерство.

Формат распространения настольной игры

Print & play — компоненты, скачанные из интернета и распечатанные на принтере.

Базовый комплект (база) — основной выпуск игры, без дополнений.

Бустер — в коллекционных играх карты (или другие элементы), расширяющие имеющиеся наборы.

Дополнение, доп, аддон — новые компоненты игры, бесполезные без базы.

Коллекционная игра — игра, в которой, чтобы воспользоваться игровым элементом, надо купить его за настоящие деньги. Часто эти элементы не продаются поодиночке, а только в случайных комплектах (бустерах). Такое устройство поощряет обмен игровыми элементами между игроками. Наиболее известна из них коллекционная карточная игра Magic: The Gathering, но картами дело не ограничивается: есть, например, серия военных игр с миниатюрами Axis & Allies.

Самостоятельное дополнение — дополнение, в которое можно играть без базового комплекта.

Стартер — в коллекционных играх готовый набор, которым можно играть.

Компоненты игр

Гекс — шестиугольный тайл (фрагмент модульного поля).

Гроб — большая тяжёлая коробка.

Кость, кубик, дайс — правильный или полуправильный многогранник для определения исхода случайного события.

Миниатюра — фишка в виде статуэтки, детально повторяющая объект.

Мипл — плоская деревянная фишка в форме человечка (сокращение от my people).

Органайзер — вкладыш, удобно удерживающий в коробке компоненты игры.

Прокси — в коллекционной игре распечатка или другой элемент взамен отсутствующего. Используют по взаимной договорённости сторон, на турнире запрещены. В неколлекционных играх подобным тоже пользуются, но нет правила «оно твоё, если ты его купил».

Протектор — пластмассовый кармашек, защищающий карту от износа.

Ролевая система — правила, моделирующие исход того или иного действия в игровом мире.

Тайл — фрагмент модульного игрового поля.

Эссен — город в Германии на 0,5 млн человек. Но поскольку там проходит SPIEL, крупнейшая в мире выставка настольных игр, Эссен — постоянный гость в играх. Так, в европейской версии Ticket to Ride четыре немецких города: Берлин, Мюнхен, Франкфурт и Эссен.

Юнит — фишка или миниатюра, означающая боевую единицу (воина, машину, подразделение, соединение).

Особенности геймплея

Баланс — «честность» игры, отсутствие слишком сильных и слишком слабых сторон и стратегий.

Боевая система, боёвка — правила моделирования боёв.

Даунтайм — ожидание своего хода.

Декбилдинг — механика, связанная с построением собственной колоды. Неотъемлемая часть коллекционных карточных игр, но есть и декбилдинговые игры с фиксированной колодой.

Золотой снитч — элемент, приносящий больше очков, чем всё остальное; в худшем случае игра сводится к погоне за этим элементом. Например, последний лайнер в «Гавре».

Игра с полной информацией — если игроки полностью знают игровую ситуацию (отсутствует тайная информация).

Кинь-двинь — бросить кубик, переместить фишку на столько делений, сколько выпало.

Мана — особые очки, расходуемые на магию (или какие-то другие спецспособности).

Механика — набор базовых действий. Броски кубиков, движения фишек, вытягивание карт… Новые игровые механики появляются крайне редко.

Очки жизни, хиты, hp — простейшая модель прочности чего-то. Есть n очков жизни, за пропущенные удары они снимаются. Как только hp доходят до нуля, объект уничтожен.

Пулбилдингдекбилдинг с чем угодно, только не с картами. Жетонами, кубиками…

Рандóм — случайность.

Решённая игра — существуют точная стратегия, как победить (свести к ничьей), и если ей следовать, помешать может только случайность.

Рука — карты, находящиеся в распоряжении игрока.

Сеттинг — антураж игры: если реальный мир — время и место; если вымышленный — то какой. Сеттинг может быть размытым («просто фэнтези») и конкретным (Курская битва, Звёздные войны).

Хоумрул — правило, не прописанное в инструкции и оговариваемое перед началом игры.