Философский камень: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Философским камнем''', или камнем мудрости, [[алхимик]]и Средневековья назвали некое вещество, обладающее способностью трансформировать неблагородные металлы в золото, а также исцелять тяжёлые болезни и давать бессмертие<ref>Почему столь разносторонние функции? Просто ржавчина металлов воспринималась как специфическое заболевание. А золото и, в меньшей степени, серебро, были «здоровыми металлами», стойкими к болезням. Логично считать, что универсальное лекарство, дарующее людям вечное здоровье, должно аналогично действовать и на металлы. А здоровая, нержавеющая, бессмертная медь — это золото.</ref>. Считается, что первым человеком, поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист<ref>Поэтому та часть алхимии, которая занимается именно получением предмета статьи, а не трансмутациями вообще, называется ''герметикой''.</ref>. Учёные мужи на протяжении столетий были одержимы идеей создания этого божественного эликсира<ref>«Эликсир» — арабская адаптация греческого слова «сухой», как и «алхимия» — адаптация слова «химия» или какого-то из его прообразов. Согласно теории Джабира ибн Хайама, металлы состоят из философских Серы и Ртути, являющихся носителями в том числе аристотелевских свойств сухости и влажности соответственно. Различие между металлами является следствием различий в соотношении этих элементов, и эликсир должен его скорректировать до соответствующего золоту.</ref>.
{{TVTropes|PhilosophersStone|Philosopher's Stone}}
{{Q|Красный, с перламутровым отливом, в огне взрывается.|«У королев не бывает ног»}}
{{Q|Да ты мне физические свойства не перечисляй, ты мне химический состав скажи!|Реакция одного талантливого химика на эту цитату из книги}}
'''Философским камнем''', или камнем мудрости, [[алхимик]]и Средневековья назвали некое вещество, обладающее способностью трансформировать неблагородные металлы в золото, а также исцелять тяжёлые болезни и давать бессмертие<ref>Почему столь разносторонние функции? Просто ржавчина металлов воспринималась как специфическое заболевание. А золото и, в меньшей степени, серебро, были «здоровыми металлами», стойкими к болезням. Логично считать, что универсальное лекарство, дарующее людям вечное здоровье, должно аналогично действовать и на металлы. А здоровая, нержавеющая, бессмертная медь — это золото.</ref>. Считается, что первым человеком, поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист<ref>Поэтому та часть алхимии, которая занимается именно получением предмета статьи, а не трансмутациями вообще, называется ''герметикой''. Отсюда же, внезапно, термин «герметичность», изначально, однако, означавший закрытость алхимических знаний.</ref>. Учёные мужи на протяжении столетий были одержимы идеей создания этого божественного эликсира<ref>«Эликсир» — арабская адаптация греческого слова «сухой», как и «алхимия» — адаптация слова «химия» или какого-то из его прообразов (среди которых есть и египетское «кем»). Согласно теории Джабира ибн Хайама, металлы состоят из философских Серы и Ртути, являющихся носителями в том числе аристотелевских свойств сухости и влажности соответственно. Различие между металлами является следствием различий в соотношении этих элементов, и эликсир должен его скорректировать до соответствующего золоту.</ref>.


В некоторых системах воззрений философский камень отождествлялся с ''[[Пятая стихия/Пятый элемент|пятым элементом]]'', дополняющим четыре общеизвестных элемента (они же четыре [[стихии]]) — землю, воду, воздух и огонь.
В некоторых системах воззрений философский камень отождествлялся с ''[[Пятая стихия/Пятый элемент|пятым элементом]]'', дополняющим четыре общеизвестных элемента (они же четыре [[стихии]]) — землю, воду, воздух и огонь.
Строка 15: Строка 18:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* «Похождения Петра Куканя» («У королев не бывает ног», «Перстень Борджа», «Прекрасная чародейка») — философский камень играет значительную роль в сюжете первых двух томов. Отец Петра Куканя, талантливый чешский алхимик рубежа XVI и XVII веков пан Янек Кукань, умудрился отыскать рецепт философского камня и изготовить некоторое количество этой «материи материй». А Кукань-младший, Пётр (протагонист), пытался с помощью этого «Царя Субстанций» осчастливить человечество… Нет, не раздачей халявы: [[Умный — не значит мудрый|Петру не хватало мудрости]], но не настолько. {[spoiler|И всё равно ничего не вышло.}}
* «Похождения Петра Куканя» («У королев не бывает ног», «Перстень Борджа», «Прекрасная чародейка») — философский камень играет значительную роль в сюжете первых двух томов. Отец Петра Куканя, талантливый чешский алхимик рубежа XVI и XVII веков пан Янек Кукань, умудрился отыскать рецепт философского камня и изготовить некоторое количество этой «материи материй». А Кукань-младший, Пётр (протагонист), пытался с помощью этого «Царя Субстанций» осчастливить человечество… Нет, не раздачей халявы: [[Умный — не значит мудрый|Петру не хватало мудрости]], но не настолько. {{spoiler|И всё равно ничего не вышло.}}
* Габриэль Гарсия Маркес, «[[Cien años de soledad|Сто лет одиночества]]» — основатель рода Хосе Аркадио Буэндиа [[Разум не вынес|сошёл с ума]], пытаясь отыскать философский камень.
* Габриэль Гарсия Маркес, «[[Cien años de soledad|Сто лет одиночества]]» — основатель рода Хосе Аркадио Буэндиа [[Разум не вынес|сошёл с ума]], пытаясь отыскать философский камень.
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]] и философский камень» — Волдеморт пытался украсть камень, дабы с его помощью вернуть себе утраченное тело.
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]] и философский камень» — Волдеморт пытался украсть камень, дабы с его помощью вернуть себе утраченное тело.
* Алексей Лютый, серия «[[Рабин Гут]]» — в первой книге один из компонентов зелья для перемещения в наш мир — Философский камень, который изготовил Андрей Попов по рецепту из книги Мерлина.
* Алексей Лютый, серия «[[Рабин Гут]]» — в первой книге один из компонентов зелья для перемещения в наш мир — Философский камень, который изготовил Андрей Попов по рецепту из книги Мерлина.
* [[Александр Рудазов]],  — в [[Архимаг (серия книг)|«Совете Двенадцати»]] процесс производства и употребления философского камня описан так детально, что заслуживает прямой цитаты:
{{note|И вот эта цитата:|[[Алхимик|Себастиус]] подвел Ванессу к огромной алхимической печи в форме башни — [[атанор]]у. Состоящая из двух частей, абсолютно герметичная, с идеально плотно прилегающей крышкой и стекловидным смотровым отверстием. В ее недрах пылали дрова, политые растительным маслом, а в самом центре виднелось хрустальное философское яйцо — именно в нём и варился философский камень.


=== [[Фанфики]] ===
— Первая стадия Великого Делания — кальцинация! — торжественно объявил Себастиус. — Мы берём первичную материю — например киноварь или серную сурьмяную руду — и на сорок три дня помещаем её в атанор! В течение этого времени материя становится чёрной и жирной — и когда она наконец достигает нужной консистенции, мы извлекаем её, извлекаем… вот, пожалуйста, смотрите!
* [[HPMOR]] — {{spoiler|а здесь философский камень просто делает трансфигурацию постоянной}}.
 
Себастиус перебежал к другому атанору, поменьше. Ванесса с интересом заглянула в смотровое отверстие — внутри тоже лежало философское яйцо, но его заполняла совершенно чёрная субстанция.
 
— Это уже можно вынимать! — взвизгнул Себастиус, хватая клещи.
 
Работая с печью, старик буквально светился от пронизывающих его чар, от маны, хлещущей сквозь костлявые пальцы. Алхимик — источник магической энергии для своих процессов, так он управляет и контролирует превращение веществ. Именно поэтому философский камень невозможно получить на обычном заводе, как порох или сталь — необходим обученный маг, который сделает всё своими руками.
 
— Вторая стадия — коагуляция! — объявил Себастиус, перенося философское яйцо на стол. — Мы обрабатываем сырьё алхимической водой! Даже простая вода растворяет, коагулирует всё, что сгустилось, но алхимическая вода есть плотный белый пар, проникающий в совершенные тела и соединяющийся с ними — она всё очищает, моет, белит и окрашивает!
 
Ванесса толком не разглядела, что там делал Себастиус, но по завершении его работы чёрная грязь в философском яйце стала белой и очень густой.
 
— Третья стадия — фиксация! — взвизгнул Себастиус, выливая белую суспензию в форму. — Здесь несовершенный камень спустя семь дней станет твёрдым… вот таким!
 
Алхимик перебежал к соседней форме, в которой действительно лежал уже готовый философский камень — снежно-белый, в форме ромбовидного кристалла.
 
— Так вот как выглядит философский камень?.. — подалась вперед Ванесса.
 
— Он ещё несовершенен! — презрительно отмахнулся Себастиус. — Он бесполезен! Он белый! Вот что мы с ним сделаем!
 
Алхимик ловко подхватил тигель с бурлящей в нем зеленоватой жидкостью и швырнул камень туда.
 
— Четвертая стадия — растворение! — объявил он. — Три дня камень будет растворяться в кипящей эссенции, после чего будет готов к пятой стадии — перевариванию! Смотрите сюда!
 
Себастиус схватил Ванессу за рукав и подтащил к очередному атанору — огонь в нем пылал очень слабо, а в стеклянной реторте бурлила ослепительно-белая жидкость.
 
— По окончании переваривания камень снова станет чёрным! — взвизгнул алхимик, перебегая к другому атанору. — Вот этот уже можно вынимать!
 
Себастиус вновь подхватил клещи, аккуратно извлек реторту и провозгласил:
 
— Шестая стадия — дистилляция! Некоторые алхимики считают возможным исключить её, но это дураки! Дураки! Нельзя исключать дистилляцию, она необходима!
 
Поколдовав некоторое время у лабораторного стола, Себастиус выкрикнул:
 
— Седьмая стация — сублимация! Мы возгоняем несовершенный камень через алхимическую воду, чтобы он снова очистился от черноты, побелел, достиг предельной чистоты… стал белым паром!
 
Ванесса уже не слушала этих [[оккультрёп|сбивчивых объяснений]]. У неё болела голова, она ничего толком не различала сквозь окутывающий лабораторию пар, поэтому просто таращилась на мелькающие руки Себастиуса, изредка различая прорывающиеся вопли:
 
— …восьмая стадия — сепарация! Мы разделяем субстанции!..
 
— …девятая стадия — размягчение! Мы обращаем сырьё в порошок!..
 
— …десятая стадия — ферментация! Философский камень обретает свой истинный цвет — красный!..
 
— …одиннадцатая стадия — умножение! Мы доводим камень до окончательного совершенства!..
 
Ванесса встряхнула головой, вдруг сообразив, что Себастиус уже целую минуту ничего не кричит и не бегает, а молча стоит, широко улыбается и показывает колбу с рубиново-красной, слабо светящейся жидкостью.
 
— Готово!.. — охрипшим голосом воскликнул он, протягивая Ванессе свое творение.
 
— Так это и есть философский камень?.. — осторожно взяла колбу девушка. — А почему он жидкий?
 
— «Камень» — это фигуральное выражение, — отмахнулся Себастиус. — Последние стадии Великого Делания различаются, и в зависимости от их особенностей философский камень может предстать многогранным кристаллом или вязким тестом, сыпучим порошком или чудесной жидкостью. Я предпочитаю жидкую форму.
 
— Очень интересно, — задумчиво произнес [[архимаг|Креол]]. — Но [[клинопись и зиккураты|у нас]] философский камень делали по-другому. Всего за пару дней и без этих выкрутасов — всё в одном тигле.
 
— Да-да, и ещё нужна молния! — хмыкнул Себастиус.
 
— Да, верно. Мы вызывали грозу, били молниями по тиглю и…
 
— Это называется сухим путём, — перебил Креола Себастиус. — А я использую влажный. Влажный гораздо медленнее, но зато гораздо надёжнее. Сухой путь слишком рискован, слишком зависит от случая! И взрывы! Взрывы!
 
— Да, взрывы у нас были часто… — признал Креол. — Каждый второй алхимик заканчивал жизнь грязным пятном на потолке лаборатории…
 
— Вот именно, вот именно! — потряс жёлтым пальцем Себастиус. — Сухой путь слишком, чересчур, неоправданно рискован! И результат тоже далеко не гарантирован!
 
— Ладно, философский камень мы получили, — приблизила лицо к колбе Ванесса. — И что теперь с ним делать?
 
— Можно его выпить! — воскликнул Себастиус. — Выпить!
 
Ванесса деланно рассмеялась… однако тут же пораженно поняла, что старик вовсе не шутит. Прямо у неё на глазах он отмерил на пружинных весах крошечную капельку философского камня — двадцатую часть грамма, не больше — и смешал её с белым вином. Напиток сразу приобрел жёлтый оттенок, Себастиус добавил в стакан несколько ложек мёда и жадно выпил.
 
— Сейчас я и вам приготовлю! — захлопотал алхимик, доставая ещё два стакана.
 
Креол выпил без раздумий, Ванесса замешкалась. Глядя на её колебания, Креол сказал:
 
— Пей-пей, не сомневайся. Философский камень [[средство Макропулоса|замедляет старение и продлевает жизнь]].
 
— Именно, именно! — часто закивал Себастиус. — Я каждый день выпиваю по два больших стакана — и вот [[старше, чем выглядит|мне уже сто шестьдесят лет, а я здоров и бодр]]!
 
— Но это же великолепно! — восхитилась Ванесса. — Почему же тогда все его не пьют?!
 
— Потому что на всех не хватает. Философский камень нужно пить каждый день! Каждый день, каждый день, регулярно! А где его столько взять?! Я и так выбиваюсь из сил!
 
<…>
 
Потом Себастиус всё же показал и свой способ трансмутации, алхимический. Он объявил, что этот процесс обычно называют двенадцатой стадией Великого Делания — бросанием.
 
Для этого Себастиус отделил крошечную каплю философского камня, смешал её с ртутью и жидким свинцом, дал смеси остыть и закатал получившийся шарик в воск. Этот воск он кинул в тигель, содержащий всё те же ртуть и свинец. Затем под тиглем был раздут огонь, смесь расплавилась, и Себастиус вылил её содержимое в форму. Немного остудив, он разломил всё ещё мягкую массу, и под свинцово-ртутной коркой блеснул другой металл, сиреневый.
 
— Готово, — отрапортовал Себастиус. — Здесь почти двадцатая часть кентаво [[адамант]]ия.}}
 
=== [[Фанфик]]и ===
* [[HPMOR]] — один из главных [[орлангур]]ов этой книги: {{spoiler|ТРАНСФИГУРАЦИЯ НЕПОСТОЯННА!!1}}. Философский камень как раз-таки устраняет этот баг.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===

Текущая версия на 12:24, 24 апреля 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Philosopher's Stone. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Красный, с перламутровым отливом, в огне взрывается. »
— «У королев не бывает ног»
« Да ты мне физические свойства не перечисляй, ты мне химический состав скажи! »
— Реакция одного талантливого химика на эту цитату из книги

Философским камнем, или камнем мудрости, алхимики Средневековья назвали некое вещество, обладающее способностью трансформировать неблагородные металлы в золото, а также исцелять тяжёлые болезни и давать бессмертие[1]. Считается, что первым человеком, поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист[2]. Учёные мужи на протяжении столетий были одержимы идеей создания этого божественного эликсира[3].

В некоторых системах воззрений философский камень отождествлялся с пятым элементом, дополняющим четыре общеизвестных элемента (они же четыре стихии) — землю, воду, воздух и огонь.

В постоянных попытках получить долгожданный результат, в процессе трудных поисков, алхимики сделали массу важных открытий:

  • Получили азотную, серную и уксусную кислоту.
  • Создали спирт.
  • Составили первую в мире систему химических элементов.
  • Открыли новые вещества — сурьму и мышьяк.
  • Ученым стали известны цинк и висмут, а также неметаллы сера и углерод.
  • Изобрели порох.
  • Изобрели методы и оборудование, которыми пользуются до сих пор.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Похождения Петра Куканя» («У королев не бывает ног», «Перстень Борджа», «Прекрасная чародейка») — философский камень играет значительную роль в сюжете первых двух томов. Отец Петра Куканя, талантливый чешский алхимик рубежа XVI и XVII веков пан Янек Кукань, умудрился отыскать рецепт философского камня и изготовить некоторое количество этой «материи материй». А Кукань-младший, Пётр (протагонист), пытался с помощью этого «Царя Субстанций» осчастливить человечество… Нет, не раздачей халявы: Петру не хватало мудрости, но не настолько. И всё равно ничего не вышло.
  • Габриэль Гарсия Маркес, «Сто лет одиночества» — основатель рода Хосе Аркадио Буэндиа сошёл с ума, пытаясь отыскать философский камень.
  • «Гарри Поттер и философский камень» — Волдеморт пытался украсть камень, дабы с его помощью вернуть себе утраченное тело.
  • Алексей Лютый, серия «Рабин Гут» — в первой книге один из компонентов зелья для перемещения в наш мир — Философский камень, который изготовил Андрей Попов по рецепту из книги Мерлина.
  • Александр Рудазов,  — в «Совете Двенадцати» процесс производства и употребления философского камня описан так детально, что заслуживает прямой цитаты:

Фанфики[править]

  • HPMOR — один из главных орлангуров этой книги: ТРАНСФИГУРАЦИЯ НЕПОСТОЯННА!!1. Философский камень как раз-таки устраняет этот баг.

Мультсериалы[править]

  • «Невероятные приключения Джонни Квеста» — в серии «Алхимик» доктор Квест и доктор Монтегю обнаруживают философский камень, согласно легенде, материализовавшийся из яйца гигантского орла, выступающего его вечным хранителем. Идею философского камня в мультсериале упростили и опошлили, сведя всё его могущество к созданию золота из неблагородных металлов. Однако душа алхимика оказывается погублена и поглощена камнем, стоит ему поддаться алчности при виде результатов эксперимента. Монтегю являлись безымянный китайский алхимик, некогда добывший яйцо орла и погибший в процессе, доктор Фауст и чародей Мерлин. Из концовки серии вытекает, что все, кто пытался использовать камень неизбежно погибали вскоре после этого, а сам артефакт исчезал, чтобы спустя сколько-то лет вновь попасть кому-нибудь в руки.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Fullmetall Alchemist: здесь философский камень — мощный усилитель трансмутаций благодаря входящим в его состав человеческим душам. Считается, что он позволяет обойти закон сохранения, но на самом деле недостача при преобразовании компенсируется за счёт людей пошедших на производство камня, являющегося мощной но при том вполне конечной батареей..
  • Little Witch Academia — источник магической энергии в академии Луна Нова, официально конечный, но исчерпывать нужно столетиями. И естественно к появлению главных героинь он был близок к исчерпанию.

Видеоигры[править]

  • Terraria — представляет из себя аксессуар, выпадающий из мимиков, который снижает кулдаун до следующего использования зелья лечения с минуты до 45 секунд. Также его можно объединить с кольцом на регенерацию здоровья.
  • В World of WarCraft философский камень — один из инструментов алхимика, позволяющий трансмутировать одни вещества в другие. Теоретически, ничто не мешает заняться производством искусственного золота, но на практике гораздо выгоднее преобразовывать камни и металлы, которые иным способом не получить.

Настольные игры[править]

  • D&D — присутствует в третьей редакции как малый артефакт. Представляет собой черный кристалл, внутри которого есть полость с серебристой жидкостью. С ее помощью любой тайный заклинатель (волшебник, чародей, варлок) может превратить пять тысяч фунтов железа в серебро или тысячу фунтов свинца в золото. Если смешать эту жидкость с зельем лечения, то получится напиток, воскрешающий из мертвых без потери уровня.
    • В пятой редакции волшебник, специализирующийся на магии трансформации, может сделать особый камень преобразования, дающий своему владельцу особый бонус, а также потратить его магию для постоянной трансформации веществ, лечения болезней/ядов, восстановления здоровья, воскрешения и даже омолаживания (правда, без отодвигания смерти).

Реальная жизнь[править]

  • Алхимик Бранд считал таковым полученный им белый фосфор, который светился в темноте.
  • Ядерный реактор — любой элемент таблицы Менделеева можно синтезировать искусственно. Даже золото, только это экономически невыгодно. Ни один элемент тяжелее плутония не встречается в природе — все они получены путём синтеза.

Примечания[править]

  1. Почему столь разносторонние функции? Просто ржавчина металлов воспринималась как специфическое заболевание. А золото и, в меньшей степени, серебро, были «здоровыми металлами», стойкими к болезням. Логично считать, что универсальное лекарство, дарующее людям вечное здоровье, должно аналогично действовать и на металлы. А здоровая, нержавеющая, бессмертная медь — это золото.
  2. Поэтому та часть алхимии, которая занимается именно получением предмета статьи, а не трансмутациями вообще, называется герметикой. Отсюда же, внезапно, термин «герметичность», изначально, однако, означавший закрытость алхимических знаний.
  3. «Эликсир» — арабская адаптация греческого слова «сухой», как и «алхимия» — адаптация слова «химия» или какого-то из его прообразов (среди которых есть и египетское «кем»). Согласно теории Джабира ибн Хайама, металлы состоят из философских Серы и Ртути, являющихся носителями в том числе аристотелевских свойств сухости и влажности соответственно. Различие между металлами является следствием различий в соотношении этих элементов, и эликсир должен его скорректировать до соответствующего золоту.