Клинопись и зиккураты

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

фильм на реконструированном вавилонском языке

Традиционно считается, что родина земледелия, письменности и государства — Месопотамия, оно же Двуречье, оно же Междуречье. Это историческая область на территории современного Ирана, Ирака, Кувейта, Турции, и Сирии. Цивилизации Месопотамии не так известны, как, например, Древний Египет или Древняя Греция, но они были их современниками. Цивилизации Месопотамии просуществовали в период с 10-го тыс. до н. э. до VI—VII вв., когда Месопотамию завоевали арабы.

Штампы и факты[править]

(link)

Хурритский гимн богине Нингаль (Никкаль)
  • Именно здесь изобрели колесо — двигатель прогресса! А также письменность, тоже двигатель прогресса.
    • С письменностью всё понятно — земледельцы всегда хранят своё добро на всякий случай. Однако в голове не может уместиться абсолютно вся информация, поэтому шумеры записывали размеры налогов, количество военнопленных, количество еды в складах и животных в хлевах, и тому подобную информацию выводя, а точнее выдавливали палочками по глиняной[1] табличке пиктограммы: заточенная под призму с острым ребром палочка при нажатии давала клинышек, поэтому все знаки состояли из треугольничков. Аккадцы, соседи шумеров, упростили письмо, создав тем самым «клинопись».
    • Шумерская клинопись в раннем периоде была идеографическим письмом, но в позднешумерском она уже в значительной мере слоговая (шумеры не хотели создавать 45 000 тысяч идеограмм, как китайцы). У аккадцев же она стала в основном слоговой с элементами идеографии. Потом клинопись взяли на вооружение вавилоняне, ассирийцы и так далее последующие владельцы Междуречья. Но заимствовавшие её индоевропейцы-хетты при чтении испытывали трудности. Проблема с чтением возникла из-за того, что шумеры вздумали не множить знаки, а записывать сложные слова, используя короткие созвучные с некоторыми частями длинных, что в итоге давало сплошной ребус: например, ум+нож+жена = умножение.
    • С письменностью появились и кодифицированные законы — законы Хаммурапи[2]. Вавилоняне предположили, что, если законы высечь в камне и поставить в центре города, их не удастся игнорировать. Простим им эту наивность.
    • А вот колесо изобрели, скорее всего, либо кочевые праиндоевропейцы майкопской и ямной культур, либо палеоевропейские неолитические культуры (трипольская, баденская). Но от месопотамцев осталось больше археологических находок, и, что очень важно — письменные источники. Ну и устойчивая цивилизация.
  • Шумеры ходят в характерных пышных юбках. Правда, не всем известно, что эти юбки называются «каунакес».
  • А ещё тут изобрели пиво.
  • Вавилон — цветущий город-сад, где все живут хорошо. И разврата много!
    • Не менее популярно и мрачное видение Вавилона и Месопотамии вообще, кодифицированное Библией и усиленное (не без основания) ранней ассириологией: как жестоких, воинственных, безбожных (а то и сатанинских) деспотий, строящих руками бесчисленных рабов башни до неба. А ещё там разврата много!
    • Храмовая проституция, особенно в храмах Иштар.
  • Если древняя могущественная магия где-то и зародилась, то именно в Двуречье. Педаль в пол: само слово «маг» — местное, но обозначает внезапно священнослужителя.
    • Особенно астрология. Каждый халдей — астролог.
  • Характерные статуи: львы, птицы, крылатые быки с человеческими головами.
  • Зиккураты. Город без зиккурата — это так, деревня. Поэтому в каждом поселении нужно построить зиккурат! Хотя на самом деле те меметичные зиккураты — это ступенчатые пирамиды с храмом наверху, похожие на теокалли из центральной Америки и вообще их часто путают или, Мардук упаси, приписывают Предтечам наподобие славяно-ариев.
    • Существует мнение, что форма зиккурата имитирует гору со святилищем наверху, доказывая горное (вероятно, кавказское или загросское) происхождение шумеров. Однако древнейшие шумерские храмы зиккуратов не имели, возможно, стремление разместить святилище повыше возникло поначалу из-за частых в Междуречьи наводнений.
  • Ну и раз речь зашла о Предтечах — пора вспомнить рептилоидов-ануннаков с Нибиру, создавших людей в качестве своих рабов для добычи золота! И прочие плоды изучения мифологии и истории уфологами и адептами нью-эйдж.
  • Вавилонская башня — предмет библейской версии распространённого во всём мире мифологического сюжета о строительстве и разрушении конструкции, связывающей землю и небо. Непосредственными прототипами Башни были, скорее всего, месопотамские зиккураты (возможно, вавилонский Этеменанки). Однако с начала Нового времени в европейской культуре закрепился иной образ — круглого, закрученного спиралью вверх задания, вероятно восходящий к виду аббасидских минаретов, таких как самаррская Малвия, принимавшихся европейскими путешественниками за руины Башни.
  • Миф о Всемирном Потопе, очень похожий на соответствующий библейский сюжет, чем для одних доказывает историчность ветхозаветных событий, а для других — вторичность древнееврейской религии по отношению к древнейшим ближневосточным традициям.

Государства Междуречья[править]

Шумер[править]

Те самые предтечи, заложившие фундамент последующих месопотамских и родственных им культур. По одной версии, происходят от автохтонного населения нижней Месопотамии, возможно близки к современным «болотным арабам», по другим — выходцы то ли с Кавказа, то ли из Средней Азии, то ли с Иранского нагорья. Сами себя называли унсангига — «черноголовые», а свою страну Киэнги — «место благородных господ».

Как говорилось, именно в Шумере в середине IV-начале III до н. э. появились первые города, отличавшиеся от более ранних неолитических поселений во-первых размерами, а во-вторых растущим разделением труда: их основное население составляли не земледельцы, а профессиональные ремесленники, жрецы, служащие, торговцы и пр. Эти города вырастали вокруг древнейших культовых центров и, как считается, управлялись поначалу верховными жрецами — энами и энсинами, и народными собраниями или советами старейшин. Впоследствии власть перешла к лугалям («большим людям») — изначально военным командирам, ставшим наследными царями. Каждый город контролировал прилегающую сельскую местность, вместе с которой образовывал ном, или полис, и хотя эти полисы нередко стремились к подчинению себе других, единого общешумерского государства не возникало до времён описанного ниже Аккада.[3].

К главным шумерским городам относились Эриду, Урук (чьё население на пике достигало 50-80 тысяч человек), Ур, Шуррапак, Киш, Ниппур, Лагаш и другие. Каждый город был посвящён одному или нескольким из богов общешумерского пантеона. Так Ниппур был вотчиной небесного бога Энлиля, богатый источниками, древний Эриду принадлежал Энки, богу подземных вод, мудрости и цивилизации, а Урук — Инанне, со жрицей которой (символически представляющей саму Инанну) местный царь сочетался ритуальным браком.

Шумеры строили монументальные храмы (в том числе те самые зиккураты), городские стены, сложные системы каналов и укреплённые гавани, в Уре были найдены остатки керамической канализации или водопровода. Благодаря клинописи они создали древнейшую известную письменную литературу (включающую эпические, исторические, притчевые тексты, официальные документы, записи заклинаний и гимнов и пр.). Они вели астрономические наблюдения, заложили основы математики, составили первые своды законов, карты и чертежи, а ещё одними из первых изобрели колесо (цельное, без обода и ступиц) и одомашнили тягловый скот — ослов (а может, онагра или кулана), развивали металлообработку, изобрели гончарный круг, плуг, и коррупцию в школах.

  • Родство шумерского языка (эмэги) с какими-либо языками не установлена. Зато он пережил государство шумеров и ещё более тысячи лет продолжал употребляться вавилонянами и ассирийцами в качестве языка культа, официоза и высокой культуры. Он очень непростой — тексты на нём, не дублированные на семитских языках, читаются с трудом и без уверенности в правильности перевода. Видимо это и стало причиной того, что его впоследствии вытеснили более простые языки.

Элам[править]

Близкий сосед и торговый партнёр Шумера и Вавилонии, одно время бывший также их врагом и конкурентом. Просто канонический фэнтезийный оплот зла: расположена на горах, беспощадный климат, когда в полдень выйти на улицу опасно для жизни, главные божества почитаются вавилонянами за демонов, поклонение змеям, суровое и неприхотливое население, всегда готовое грабить и воевать. Столица — Сузы, по-шумерски «Шуш», ранее Аншан. Язык считается изолированным. Находился на территории Ирана.

Аккад[править]

На рубеже III—IV тысячелетий до н. э. ещё в эпоху расцвета шумерских-городов государств в Междуречье с территории Сирии и частично Аравии началась инфильтрация древних семитов. Мало-помалу они широко восприняли шумерскую культуру, религию и даже самоназвание qaqqadim — «черноголовые». Правитель одного из семитоязычных городов Аккада, Саргон, силой сумел объединить всё Междуречье и создал самое крупное государство своего времени — Аккадское царство. Всё семитское население Междуречья постепенно перешло на аккадский язык. Просуществовало менее 300 лет, уничтожено из-за восстаний шумерских городов юга Междуречья и вторжения гутиев — народа неизвестного происхождения.

III династия Ура[править]

Государство со столицей в Уре, на сотню лет объединившее Месопотамию после упадка Аккада; возникло в результате народного восстания против власти гутиев.[4] Большая часть экономики была огосударствлена, управляясь обширной бюрократией; благодаря этому иногда изображается как ур-пример социализма. Власть была сильно централизована; бюрократичность способствовала развитию культуры и науки, однако сельское население подвергалось тяжёлой эксплуатации.

Государство распалось из-за вторжения в Месопотамию аморреев (от аккадского «амурру» — «запад», самоназвание — сутии) — западносемитских полукочевых племён. Из его осколков, возглавленных аморрейскими завоевателями, возникли Ассирия и Вавилония.

Ассирия[править]

«

Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

»
— Валерий Брюсов.

Образовалась в северной части бывшего Аккада. Ранняя Ассирия (Ашшур) была в какой-то смысле противоположностью поздней: городом-государством с влиятельным городским советом и обычно слабыми царями. Основу его экономики составляла торговля: ашшурские купцы построили сеть факторий по всему региону. Но при аморрейском правителе-узурпаторе Шамши-Ададе Ассирия впервые предприняла масштабную экспансию, завоевав северную Месопотамию.

После смерти Шамши-Адада Ассирия была завоёвана Вавилоном, затем Митанни, однако продолжила развиваться и со временем вернула независимость. Так начался среднеассирийский период, когда Ассирия, заключая союзы и играя на конфликтах окружающих стран, вновь стала империей. Всё больше милитаризируясь, она завоевала северную Месопотамию, разбила Митанни, подчинила Вавилон.

На этот раз её экспансия была остановлена Бронзовым коллапсом. Ассирия потеряла часть территорий — впрочем, окружающие страны оказались в ещё худшем состоянии, и на Ближнем Востоке возник вакуум власти, который и было суждено заполнить Ассирии. Следующий период — новоассирийский — она начала с оборонительных войн и возвращения потерянных земель, постепенно перейдя к новым завоеваниям. Ассирийцы покорили остаток Месопотамии, Сирию, северную Аравию, Финикию, Иудею, Египет (переживавший к этому времени свой кризис), создав, пожалуй первую в истории «мировую империю»[5].

Её единству служила унифицированная Тиглатпаласаром административная система, система дорог и почты, колонизация новых земель военными поселенцами, а ещё — жесточайшее подавление всякого сопротивления и депортации покорённых народов в другие части Ассирии. Ассирийская армия стала, вероятно, лучшей в тогдашнем мире. Усилилась основанная на ней царская власть, переехавшая в новые столицы — Ниневию и Нимруд.

Но, в конечном счёте, Ассирия откусила больше, чем смогла проглотить. Угроза завоевания сплачивала врагов Ассирии, покорённые народы восставали, а после карательных акций платить дань в усмирённых провинциях оказывалось нечем и некому. После смерти царя Ашшурбанипала восстания охватили не только периферию, но и центр ассирийской империи (куда было переселено множество депортантов), и через полтора десятилетия главные города Ассирии были навсегда разрушены вавилонскими и мидийскими войсками.

Впрочем, ассирийцы, в отличие от шумеров и вавилонян, вроде как не канули в Лету: на Ближнем Востоке (а севере Ирака, Сирии, Ирана), а также в диаспорах существует небольшой народ с таким же названием, исповедующий христианство, как и армяне с греками, пострадавший в начале XX в. от геноцида, устроенного турками-османами, но достоверно определить их связь с древними ассирийцами непросто.

  • И ассирийцы, и вавилоняне говорили на том же аккадском языке и происходили от смешения древних аккадцев и шумеров. Даже в эпоху расцвета Ассирии в качестве государственного языка всё равно продолжал использоваться именно вавилонский диалект аккадского языка. А вот современный ассирийский язык является не столько потомком аккадского, сколько арамейским — потомком языков семитских племён арамеев, населявших Сирию и частично Ирак, которые в своё время были завоёваны ассирийцами-аккадцами. Так что, можно сказать, что гордые потомки Ашшурбанапала этническое самосознание охранили, однако перешли на другой язык.
  • Изучив образцы из сталагмитов пещеры Куна-Ба на севере Ирака, американские учёные выяснили, что катализатором кризиса, разрушавшего Ассирию, была тяжёлая засуха. Долгое время на исконной ассирийской территории, бывшей главной житницей империи, климат становился всё более засушливым, урожаи падали, в то время как население росло (в т. ч. за счёт депортаций). Ассирийцы пытались развивать ирригацию, но сочетание засухи со всеми внутренними и внешними проблемами вызвало идеальный шторм.

Вавилония[править]

Образовалась в южной части бывшего Аккада вокруг Вавилона — богатого торгового города, возникшего ещё в раннешумерские времена. Главным богом вавилоняне считали Мардука, так же большим почтением пользовалась Иштар. Население было смешанным: восточные семиты, аккадцы, сильно затронутые влиянием шумерской культуры, и аморреи.

При царе Хаммурапи (более известном своим сводом законов) Вавилония стала сильнейшим царством Месопотамии, подчинив даже Ассирию; но со временем ослабла[6] и была захвачена касситами. При касситах, быстро перенявших вавилонскую культуру и религию, она пережила новый подъём; но затем снова ослабла в борьбе с Эламом и уже сама была покорена Ассирией.

Когда при ассирийском царе Синаххерибе в Вавилоне произошло неудачное восстание, ассирийцы разрушили город и затопили его водами Евфрата. Лишь при следующем царе Вавилон начал отстраиваться — причём на восстановление ассирийцы не жалели средств: можно сказать, что новый Вавилон должен был стать «парадной витриной ассирийской власти» для жителей и соседей нижней Месопотамии. Тем не менее, с упадком Ассирийской империи Вавилон восстал опять, принял активное участие в её разрушении, и унаследовал в итоге значительную часть ассирийских владений.

Так Вавилония сама стала империей, доходящей до границ Египта. Её столица процветала, строилась и перестраивалась — к этому времени относится ремонт зиккурата Этеменанки (вероятно, прообраза библейской Вавилонской Башни), строительство Врат Иштар, множества храмов, дворцов и укреплений. Но спустя около века после падения Ассирии, Вавилония была завоёвана империей Ахеменидов; сам Вавилон, впрочем, оставался важным центром вплоть до арабского завоевания.

К слову, рядом с частично реконструированными развалинами Вавилона Саддам Хуссейн построил себе монструозный дворец не хуже, чем в Геленджике на месте снесённой ради этого деревни. Разумеется, во время американского вторжения 2003 года дворец был разграблен джи-айями и местными жителями[7].

Вавилонские учёные открыли квадратный корень, астрономы доказали, что год состоит из 365 дней, они же сделали час из 60 мин и минуту из 60 сек.[8].

На клинописных табличках Междуречья, где Вавилонское царство некогда пришло на смену шумерам, найдены древнейшие дошедшие до нас словари, переводящие с одного языка на другой. На глиняных табличках был перевод с аккадского на шумерский — последний долго оставался языком религии и науки, поэтому его приходилось учить.

Урарту[править]

Горная держава на территории нынешних Армении и востока Турции, имеющая отношение к Месопотамии чисто косвенное. Наиболее известна хорошо сохранившейся крепостью Эребуни (близ современного Еревана). Происхождение урартцев неясно, вполне возможно, индоевропейцы, или некий народ, которому пришлые индоевропейские племена передали свой язык. Столица — Тушпа. Много воевали с Ассирией и само гсударство создали именно для противостояния ассирийской экспансии — сами уратрийские города напоминали мощные крепости. Тем не менее культура Урарту находилась под сильным месопотамским влиянием (включая часть пантеона, письменность, искусство и пр.).

В союзе с мидийцами и вавилонянами Урарту участвовало в окончательной победе над Ассирией, но через пару веков было завоёвано персами. Остатки урартийцев, вероятно, участвовали в этногенезе армян. В Армении Урарту часто прямо рассматривается как древнее армянское государство, что, скорее всего, уже преувеличение.

Митанни[править]

Основано хурритами — близкими родственниками урартцев, и скорее всего, дальними предками современных армян. Находилось в верховьях Тигра, на территории современных Сирии и Турции. Именно хурриты оставили после себя древнейшую полностью сохранившуюся музыкальную нотацию, разумеется, продавленной клинописью. В частности, это гимн богине Нингаль (Никкаль).

Хатти[править]

Царство хеттов также географически не относится к Месопотамии, т. к. находится в Турции, но культурно — да. Столица Хатти — Хатусса (ныне деревня Богазкёй в Турции), где был найден обширный дипломатический архив. Писали несколькими видами клинописи и ни на что не похожими иероглифами собственного изобретения. Их язык был расшифрован в начале ХХ века и неожиданно оказался индоевропейским. Государство у хеттов имело рыхлую структуру. Кроме городов и областей, подчинявшихся непосредственно царю или царице, существовали мелкие полузависимые царства (для царевичей), а также области, выделенные в управление крупным сановникам.

При царе Мурсили I, воюя с хурриттами, хетты неожиданно вышли к Вавилону и разграбили его, похитив статую Мардука. По своему обыкновению они решили забрать бога себе, обещая ему новый храм и подношения в Хаттусе в обмен на благосклонность, но Мардук, видимо, не согласился: Мурсили вскоре погиб, в стране началась междоусобица, а статуя в итоге вернулась на своё законное место.

Долгое время противостояли Египту в Сирии, пиком чего стала Битва при Кадеше (в которой победили египтяне по египетским источникам и хетты — по хеттским), позже заключили с Египтом мирный договор. Государство хеттов было погублено Бронзовым коллапсом, впрочем, на севере Сирии хеттская культура сохранялась до середины I тысячелетия до нашей эры.

  • Также существует англоязычный мем «хеттский скример» (hittite jumpscare), предположительно, появившийся в дискорде и в первое время довольно малоизвестный, представляющий собой появление хеттской статуи на фоне карты Передней Азии и с гораздо более мемным звуком взрыва в самом конце. Однако впоследствии этот мем вырос до вполне полноценной как бы субкультуры щитпостов на тему Междуречья.

Персия[править]

Основная статья: Шахи, бессмертные и огнепоклонники

Известные личности[править]

Шумеры[править]

  • Гильгамеш, главный герой эпоса «О всё видавшем», а также реальный царь Урука, правивший на рубеже 27-26 вв. до н. э. Вероятно, самая древняя из известных нам личностей, и герой самого древнего литературного произведения.
  • Зиусудра, другой важный персонаж эпоса «О всё видавшем». Пережил потоп и за это получил от богов бессмертие. Гильгамешу его подвиг повторить, разумеется, не удалось.
  • Гудеа, царь Лагаша, известный по красивой статуэтке, изображающей его. Один из первых правителей, приказавший изготовить просто статую с портретным сходством.
    • Строго говоря, он был не царём, а губернатором Лагаша. Статуэток этих, в том числе сделанных из импортного, очень твёрдого диорита, который ценился выше серебра и золота, было найдено около 20, во всех главных храмах города.
  • Шульги, царь Ура. Завоевал на целую империю, наплодил бюрократии, а народ отправил каналы копать.
  • Лугальзагеси что интересно: лугаль в данном случае обозначает просто титул царя: главный соперник нижеупомянутого Саргона и невольная причина его возвышения. Что интересно, кажется его империя была историческим первопримером попытки построить демократическое общество: Лугальзагеси добивался народного признания в качестве верховного правителя в каждом из захваченных городов и правил ими на основании личной унии. Положила бы его конфедерация славное начало правовому обществу или распалась бы после его смерти нам сегодня не узнать: Лугальзагеси столкнулся с принципиально иным объединительным проектом Саргона и был им повержен.

Аккадцы[править]

  • Царь Саргон Древний, завоеватель шумеров и создатель первого единого государства в регионе (до этого были города-государства). Безотцовщина и подкидыш — ввиду чего у последующих монархов это имя не встречалось аж 16 веков — пока на трон не взошел такой же безотцовщина и подкидыш, дерзко взявший себе это тронное имя (см.ниже — Саргон Второй). В отличие от своих предшественников, Саргон стал править на основании неограниченной деспотии, что, с одной стороны, позволило ему создать державу, не превзойдённую по размерам до времён Ахеменидов, а с другой привело к постоянным восстаниям не оценивших соотечественников, от одного из которых царю даже пришлось прятаться в сточной канаве. Такое же наследство он оставил и потомкам.
  • Нарам-Суэн/Нарамсин: потомок, сын или внук, Саргона, первая в истории фигура, которую можно относительно точно назвать диктатором. Столкнулся с невообразимым сопротивлением своей власти, но, как ни странно, победил и больше того: отбросил все прежние правительственные титулы и скромно объявил себя правителем мира, а потом и богом. При нём Аккад стал даже больше, чем при Саргоне, а сам Нарам-Суэн предпринимал походы в Индию и Оман, а возможно и Египет. Во внутренней политике он добился наибольшей власти среди всех аккадских царей: назначал правителей-энси самолично и не из аристократии, а из временщиков, простых чиновников и своих родственников. Наконец, в последние годы жизни он столкнулся с конфедерацией варварских народов, пытавшихся вторгнуться в Двуречье, и таки победил их, ценой своей жизни. В общем, немудрено, что после таких потрясений страна распалась.

Вавилоняне[править]

  • Вавилонский царь Хаммурапи, известный своими законами — не столько благодаря их мудрости, сколько благодаря тому, что это древнейшие дошедшие до нас записанные законы. Правил 43 года, всласть повоевал.
    • Кстати, насчет мудрости его законов: законами Хаммурапи в Вавилоне пользовались без перерыва 12 веков подряд (до самого завоевания Вавилона Киром Великим). Выходит, пипл хавал?
  • Вавилонский царь-завоеватель Набу-кудурри-уцур (более известен как Навуходоносор) II. Полководец, завоеватель, отметился в Библии, как жутко страшный угнетатель евреев. Приказал построить прототип Берлинской стены под названием Лидийская стена (для защиты от народа лидийцев). Приказал построить Ворота Иштар и одно из семи чудес света — висячие сады, которые по незнанию приписали легендарной царице Семирамиде.

Ассирийцы[править]

  • Тиглатпаласар III. Громил и грабил, среди прочего, Израильское царство, за что попал в Библию.
  • Салманасар V. Среди прочего, отправился в Израильское царство дограблять недограбленное отцом. Умер при осаде Самарии.
  • Саргон II (нет, не Аккадский). Сын Тиглатпаласара, брат Салманасара. Довершил разгром Израильского царства: забрал всё, что не смогли унести отец и брат, а жителей продал в рабство.
  • Асархаддон (он же Ассаргадон). Сын предыдущего. Классический злой король: ходил в походы, грабил, убивал, а выживших продавал в рабство.
  • Жестокий царь Ассурбанапал (он же Ашшурбанапал). Снимал кожу со своих жертв и повелел начертать это на стене в Ниневии — столице Ассирийского царства. Обожал унижать покорённых врагов. Несмотря на это, был единственным императором Ассирии, который мог писать клинописью и читать по-шумерски и по-аккадски, держал во дворце самую большую библиотеку своего времени. А ещё считается древнейшим из великих дипломатов. Прототип царя Сарданапала из греческих мифов.
  • Син-шар-ишкун, сын Ассурбанапала. Когда персы и мидяне окружили дворец и подожгли, сгорел вместе со всем имуществом. Греки приписывали этот подвиг Сарданапалу, но это неправда.
  • Шаммур-амат, она же Семирамида, вымышленная ассирийская царица. Не имеет к висячим садам Семирамиды никакого отношения, т. к. они были построены по приказу другой женщины. А дело было так: однажды вавилонский царь Навуходоносор II влюбился в мидийку Амитис, женился на ней и увёз в Вавилон. Естественно, Амитис не понравились шум и суета Вавилона и безжизненные пустыни, окружавшие его. Поэтому Амитис захотела кусочек Мидии (ныне восток Турции, части Азербайджана и Армении, северо-запад Ирана и север Ирака) в Вавилонии, где буйная растительность только по берегам и в устьях Евфрата и Тигра. И поскольку муженёк был не только хорошим мужем, но и профессиональным градостроителем, то он решил заграбастать совсем не маленький кусочек Мидии с прекрасными садами, каналами и статуями вавилонских богов.
  • Евгения Ювашевна Давиташвили, она же Джуна — кубанская ассирийка, первое время работавшая продавщицей в сельмаге, а в конце 1980-х прославившаяся как экстрасенс.

Халдеи[править]

Семитские племена юга Двуречия, успевшие поучиться у шумеров. Стабильно поставляли на север жрецов, кудесников, а со временем и царей.

Благодаря Библии и латинским источником халдеями стали назвать вообще всех вавилонян. Хотя это, конечно, не так: Халдея была так же самобытна, как какое-нибудь Запорожье.

Другие национальности[править]

  • Энкиду, лучший друг Гильгамеша. Дикарь, живёт в степи, покрыт шерстью, защищает животных от охотников. Однажды Энкиду по уши влюбился в горожанку, та научила его носить одежду, готовить, говорить, охотиться на львов, пасти овец. Но до встречи с Гильгамешем так и оставался дикарём.

Примеры[править]

  • «Эпос о Гильгамеше» — эпическая сказка о том, как царь Урука Гильгамеше потерял своего названого брата Энкиду и ходил бессмертия искать. И нашёл человека, который пережил потоп(по имени Утнапиштим). А вот с бессмертием не срослось.
  • «Энума Элиш». Поздняя эпическая поэма о сотворении мира. Интересна эпической битвой между хтонической Тиамат и умным богом Мардуком за власть над миром и Таблицы Судеб.
  • «Миф об Атрахасисе». Чуть более поздний рассказ о потопе. Знаменит предысторией на первой табличке, о том, как «семь великих богов Ануннаков возложили бремя труда на Игигов» и велели им выкопать Тигр, Евфрат и прочие водоёмы. В конце концов игигам это надоело и они начали кричать: «Хотим управляющего видеть! Пусть он отменит труд наш тяжелый!» После чего взбунтовались, сожгли свои корзины, окружили храм и начали требовать отменить работы. После переговоров Ануннаки приносят в жертву одного из Игигов, смешивают его кровь с глиной и делают человека. Вот с тех пор так и повелось: Корзины богов — носить человеку!
  • Действие части Ветхого Завета происходит в Месопотамии, потому что большая часть евреев была выведена ассирийцами из Ханаана в Междуречье (потомки невыселенных известны как самаритяне). Именно в Вавилоне и был написан Ветхий Завет, там же и составлен Талмуд. Именно под влиянием господствующего при персах маздаизма язычники евреи окончательно приняли единобожие (точнее, приписали своему племенному божеству Яхве имена и атрибуты общесемитских богов вроде Эля и Цебаота). Из маздаизма была заимствована концепция рая, да и само слово paradise происходит из древнеперсидского. В течении почти тысячи лет именно в Вавилоне жило большинство евреев, и даже после разрешения вернуться из плена его покинула относительно небольшая часть.
  • «Архимаг» Рудазова. Главный герой — Креол, архимаг шумерской национальности. Однако в «Шумерских ночах» (сборнике рассказов о его юности) культура напоминает скорее поздневавилонскую — Рудазов сам признаётся, что продлил историю человечества немного в древность, так что у него уже и иудеи из амморейцев выделились (что IRL произошло только тысячи полторы лет спустя). Далее по циклу появляются и Инанна, и Нергал, и камео Мардука и Эрешкигаль, а в параллельном цикле эпизодически и Энлиль с Шамашем засветились.
    • Занятно, кстати, что национальность герою Рудазов выбирал буквально рандомием: отверг попсовый Египет, а между Шумером и Мезоамерикой просто подбросил монетку.
    • А многие из креольских заклинаний попёрты Рудазовым из аутентичных шумеро-аккадских текстов, включая эпос о Гильгамеше. Хотя Креол жил раньше него и успел застать буквально первые годы жизни будущего героя — но тут получилась реальность, античные культуры любили глубокое цитирование.
  • Михаил Успенский, «Время Оно» — Жихарь совершает путешествие во времени, попав в древний Вавилон и библейскую Палестину, где становится гостем праотца Иакова.
  • Дмитрий Володихиин, «Дети Барса». Главный герой — царевич до-шумерского царства Алларуад Бил Гамаст (то есть Гильгамеш).
  • Иракский мультфильм 1982 года «Семь рубиновых яблок/Царевна и река». Главные героини — шумерские принцессы из Лагаша.
  • Prince of Nothing — многие имена персонажей напоминают шумерские и вавилонские. Присутствует и прямая СФК Двуречья (с древним Египтом пополам) — Шайгек, одна из древнейших цивилизаций Трёх Морей.
  • Отечественные игральные карты «Исторические» (которые иной раз хочется назвать «Древний мир») работы Юрия Петровича Иванова. Пики там — в меру клюквенные шумеры. Не только фигуры, но и на мелких картах нарисованы шумерские узоры (см. http://21king.ru/ru/museum/?deck=g02531&category=classic&country=ru).
  • Clive Barker's Jericho — предпоследний уровень — времена древних шумеров.
  • Виктор Пелевин, «Generation P» — Татарский на досуге почитывает труды по шумеро-вавилонской религии. Потом в наркотическом бреду ему является мифическое существо «сирруф», а в финале он и вовсе проходит посвящение в доживший до наших дней культ Иштар.
  • Во вселенной Warhammer Fantasy есть собирательная СФК древневосточных народов — гномы Хаоса.
  • Канцлер Ги, «Плач Гильгамеша об Энкиду».
  • Шем из рассказов о Конане — также СФК всея Древнего Востока. Западные шемитские города-государства писались Робертом Говардом с языческой Сирии и Палестины, восточные (судя по топонимике) — с Двуречья.
  • Кстати… Гарри Гаррисон, «Билл, герой Галактики, на планете непознанных наслаждений». В той самой похабной сценке с Говардом и Лавкрафтом появляются персонажи с красноречивыми именами Гильганош и Инки-Динки-Ду.
  • Warcraft 3 — архитектура разумных пауков-нерубов вдохновлена клюквенно-шумерской. Вслед за нерубами ровно в том же самом стиле (только с добавлением всяких черепов и костяных щупалец) начали строить прислужники Нер’Зула, то есть, мраккультисты и поднятая ими нежить. Кстати, нужно построить зиккурат!

Примечания[править]

  1. У такого вида письменности были недостатки — по высохшей глине нельзя было писать. Ведь все знают, что глина сохнет на солнце? Зато хранится довольно долго.
  2. Хаммурапи не первый, он самый распиаренный.
  3. Ну, и предшествовавшему ему на пару десятилетий государству Лугальзагеси, если считать его государством.
  4. Собственно лидер восстания, Утехенгаль, выделяется в отдельную династию, единственным представителем которой и считается — V династию Урука.
  5. Правящую множеством народов на обширной территории вне родной исторической области.
  6. Сам Вавилон был в это время разграблен упомянутыми ниже хеттами, похитившими статую Мардука.
  7. Вообще, Саддам был не прочь ассоциировать себя с Навуходоносором II, а также более поздними политическими деятелями, вроде халифа Харун-ар-Рашида или Салах-ад-Дина (уроженца Ирака). Всех означенных персонажей могли рисовать на плакатах либо вместе с Саддамом либо самого Саддама могли изображать в их образах.
  8. Это связано с тем, что у нас принята десятеричность, а у вавилонян была принята двенадцатиричность (считали не пальцы на руках, большим пальцем перебирали фаланги четырех оставшихся).