Любовь-наркотик
« | Барон фон Гринвальдус, Известный в Германьи, Отвергла Амалья Года за годами… |
» |
— Козьма Прутков, «Немецкая баллада» |
Бывает любовь-судьба, истинная любовь, которая способна преодолеть любые преграды, сделать персонажа сильнее и наполнить его жизнь смыслом. Бывает просто любовь, часть повседневности — высокое, но распространённое и потому обычное чувство. А бывает любовь разрушительная, опасная для того, кто любит и кто любим. Любовь-наркотик — когда герой, при всей бесперспективности своего чувства, не имеет душевных сил противостоять ему, страдает сам, причиняет страдания окружающим… В общем, всё плохо.
А ещё у человека при любви выделяются эндорфины, что по всем эффектам похоже на хорошую дозу морфия в вену. Так что любовь при неудачном повороте не выглядит, а буквально является наркотиком с кайфом, отходняками, а при совсем неудачной любви герой вполне похож на врача из «Морфия» Булгакова — лежит в депрессии и готов всё отдать за порцию счастья.
Варианты завязки:
- Самый простой и прозаичный — невзаимная любовь. Объект воздыханий уже счастлив с кем-то другим, упс. Или он не той ориентации. Или он просто банально не испытывает к поклоннику симпатий.
- Драматический и трагичный вариант — запретная любовь. Чувства героев взаимны, но социальные препятствия не позволят им быть вместе: они из неравных социальных слоёв, из враждующих фракций, они родственники, они слишком уж различны по возрасту, им препятствует какой-нибудь расизм, наконец, династические интересы и обстоятельства просто в принципе исключают для них брак по любви.
- Не менее драматический вариант — неподходящие обстоятельства. Курортные романы редко заканчиваются чем-то хорошим. Окопные — тоже.
Варианты развития:
- Герой(иня) добивается благосклонности возлюбленной(ого) даже при том, что изначально ей и не пахло, консервативное общество проникается чужими чувствами и всё же позволяет героям быть вместе. Хэппи-энд. Не наш, в общем-то, случай. Сюда же отчасти те ситуации, когда для самих героев всё кончилось плохо, но на окружающих их чувства произвели не разрушительное, а благотворное воздействие.
- Конфликт и не думает разрешаться позитивным образом, выливаясь для героя в разрушительные и саморазрушительные деяния: он жертвует собой, проявляя мортидо, жертвует окружающими, пытаясь хоть так, но преодолеть конфликт, жертвует самим объектом любви ради собственного эгоизма (насилует в тот момент, когда от любви осталось одно тупое исступление, за борт бросает в надлежащую волну, бьёт камнем в лоб и вкладывает между зубов розу… хотя нет, открытых признаков любви в последнем случае не проявлялось). Наш случай.
- Всё заканчивается пшиком: у героя переклинивает в мозгах и он освобождается от чувства. Не исключено, что после частичного развития предыдущего пункта, то есть изрядно всех обгадив вокруг и измучив собственную жопу до крови, измором берёт крепость… и в этот момент его отпускает. После чего ничто не мешает развиться таким же чувствам с другой стороны, если автор — утончённый садист.
Впрочем, определяющим признаком для любви-наркотика являются не сопутствующие обстоятельства, а то, как она влияет на героя и к чему его ведёт: если к личностному распаду, гибели телесной и духовной — это оно.
Примеры
Любовь, вызванная инкубами и суккубами, вполне подходит под этот троп.
Мифология и фольклор
- Ариадна и Медея — ради любви совершают предательство, а затем… годы спустя их бросают ради молодой и красивой.
- Василиса Прекрасная — часто вгоняет педаль в асфальт: ради любви она часто готова убить мать родную — Бабу Ягу.
- Лейли и Меджнун — арабское предание о юноше, сошедшем с ума из-за разлуки с любимой («Меджнун» — прозвище, буквально означающее «сумасшедший», но после этой истории ставшее обозначением таких влюблённых). Кодификатор на Ближнем и Среднем Востоке.
Литература
- В «Витязе в тигровой шкуре» всякого, кто подхватил зависимость, называют специальным словом: «миджнур».
- Это искажённое арабское «меджнун» (см. в разделе «Фольклор»).
- Поэма Фридриха Шиллера «Рыцарь Тогенбург» — педаль в пол. Рыцарь, отвергнутый возлюбленной, год за годом проводит все дни под окнами монастыря, куда она удалилась. Спародировано Козьмой Прутковым (см. эпиграф).
- «Три Мушкетёра» Александра Дюма. Любовь Бэкингема к Анне Австрийской показывается в схожем ключе. Да и любовь Атоса к Миледи тоже. «Она не нравилась, она опьяняла.»
- В. Скотт, «Айвенго» — рыцарь де Буагильбер проникся совершенно необъяснимой безумной страстью к Ревекке, которая никак ему не подходит по социальному положению, что приводит к печальному финалу (исход № 2).
- «Собор Парижской Богоматери» — вновь педаль в асфальт: пылающий страстью к Эсмеральде Клод Фролло не только ранит Феба и подставляет возлюбленную, но и вторично выдаёт её страже после побега. Попутно в ходе штурма собора, начавшегося по его же вине, королевские стрелки выкашивают под корень почти весь Двор Чудес, от рук Квазимодо гибнет его любимый брат Жеан, а во время казни Эсмеральды — и сам архидиакон. И вы ещё скажите, что смерть Квазимодо не на его совести.
- «Грозовой перевал» Эмили Бронте — деструктивная любовь Хитклиффа и Кэтрин.
- «Манон Леско» аббата Прево: ради любви главный герой пускает жизнь под откос и из лучшего ученика семинарии превращается в авантюриста, полная аналогия с поведением наркозависимого.
- Г.Дж. Уэллс «Любовь и мистер Люишем» — аналогичный пример, но с фитильком: герой действительно ради любви пускает под откос карьерные и общественные перспективы, но в самой семейной жизни по итогу всё-таки счастлив.
- Тургенев, «Дым». Подсвечено в самом тексте.
- Повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Скромный чиновник Георгий Желтков влюбился в замужнюю княгиню Веру Шеину. Не имея шансов добиться взаимности, он сводит счёты с жизнью.
- Е. Замятин, «Мы» — любовь мужчины D-503 (ГГ) и женщины I-330.
- Тут, скорее, всё-таки культ любви, кажущийся наркотическим безумием только лишь по контрасту с реальным безумием этой антиутопии.
- Мастер и Маргарита — заглавная пара,
страдающаянаслаждающаяся взаимным использованием друг дружки в качестве стимулятора приятных ощущений. Сам момент их первого осознания чувств друг к дружке автор сравнивает с убийцей с финкой в тёмном переулке. Сторчались друг дружкой так эффектно, что некоторые до сих пор умудряются видеть в их итоговой судьбе хэппи-энд. - «Призрак Оперы», одноимённый мюзикл и его сиквел — тот случай, когда любовь такого рода оказалась вечной.
- Лолита Набокова.
- «Бремя страстей человеческих» Уильяма Сомерсета Моэма: едва ли не худшим событием в жизни героя полуавтобиографичного романа стала его патологическая влюблённость в полную всяческих недостатков Милдред Роджерс.
- «Сумерки» — запах Беллы для Эдварда притягателен настолько, что он называет её «своим личным сортом героина».
- Однако пример весьма спорный. Да, отношения Беллы и Эда напоминают наркозависимость, но факт их любви неоспорим. Да и, как ни крути, а кончилось всё в итоге хорошо.
- «Долина совести» Дяченко — главный герой Влад Палий, обладает «способностью» привязывать к себе людей, которые вроде как не ощущают к нему особой привязанности, но оказавшись вдали, начинают испытывать дикую ломку, вплоть до летального исхода. Впоследствии оказывается, что герой такой не один, и такие люди-наркотики действуют в том числе друг на друга.
- Тина Хэдис и Сонхийский цикл — чувство Лиргисо/Тейзурга к Стражу Сонхи во всех их воплощениях. Подсвечивается не раз самим Стражем, который говорит, что это скорее навязчивая идея, нежели любовь. Тем не менее, именно это чувство сначала свело с ума Тейзурга в бытность демоном, а потом толкало на самые разные поступки — реже на добродетельные (например, помощь тонущему домбергу, спасение из очень опасного миксер-моря, отчасти — создание лекарства для больной дочери объекта любви), но чаще на весьма сомнительные, среди которых постоянные попытки склонить его к близости, от уговоров до вполне реальной угрозы изнасилования; кража Поля из другого мира, в котором у него осталась семья; утаивание очень важных сведений о его жизни; готовность устроить вечную войну, чтобы удержать его рядом; угроза убить всех потенциальных соперников.
- ПЛиО — погуляв на свежем воздухе, Джейме осознаёт, что их с Серсеей отношения больше смахивают на одержимость. Правда, вернувшись к близняшке, всё равно не может себе в ней отказать.
- Роберт Баратеон относительно Лианны Старк — тоже оно. Не сумел переболеть её потерю и в попытках хотя бы забыть её спился, попутно прохлопав возможность установить хоть какие-то человеческие отношения с женой (которой поначалу на самом деле нравился).
- Да разве нравился? А как же откровения Серсеи о том, что она испытала приступ чисто физического отвращения едва разглядев муженька поближе и увидев, что в отличие от светлого и прекрасного Таргариена, Роберт имеет на теле растительность, да еще и … черную (брюнет же!).
- Физическое отвращение лечится выстраиванием нормальных человеческих отношений, как у того же Рейгара с Элией Мартелл. Окажись Бобби хотя бы характером на него похож, Серсее бы этого хватило. Но он вместо этого залезал на неё, благоухая винищем, и воображал на её месте Лианну — и вот такого бы уже не стерпела даже более психически нормальная женщина.
- Сама Лиа, кстати, подсвечивала: вряд ли влюблённость Роберта была настолько сильна, что ради северянки он забыл бы походы налево…
- Да разве нравился? А как же откровения Серсеи о том, что она испытала приступ чисто физического отвращения едва разглядев муженька поближе и увидев, что в отличие от светлого и прекрасного Таргариена, Роберт имеет на теле растительность, да еще и … черную (брюнет же!).
- Основная мотивация Джона Коннингтона, испытывавшего сабж всё к тому же Рейгару. Если уж предмет любви всё равно безвременно почил, так и не узнав о чувствах влюблённого — буду хоть его чадо пестовать и продвигать.
- Роберт Баратеон относительно Лианны Старк — тоже оно. Не сумел переболеть её потерю и в попытках хотя бы забыть её спился, попутно прохлопав возможность установить хоть какие-то человеческие отношения с женой (которой поначалу на самом деле нравился).
- «Гарри Поттер» — Беллатриса Лестрейндж именно такими глазами смотрит на Волдеморта.
Театр
- «Ромео и Джульетта».
- В мюзикле «Последнее испытание» роковая любовь, неизменно оборачивающаяся бедой — коронное оружие богини Тахизис. Тёмная госпожа раз пять за мюзикл подсвечивает это.
- За полшага до своей абсолютно ненужной победы этот факт саркастически признает и злодей-протагонист Рейстлин: «Я деву увлёк, чтоб Врата отпереть, и ей, а не мне предстоит умереть! Я с ней предпочел обменяться ролями, поскольку, к несчастью, любовь — это смерть…»
- В альтернативной концовке мюзикла и в книге чародей ради любимой идет на участь хуже смерти.
- За полшага до своей абсолютно ненужной победы этот факт саркастически признает и злодей-протагонист Рейстлин: «Я деву увлёк, чтоб Врата отпереть, и ей, а не мне предстоит умереть! Я с ней предпочел обменяться ролями, поскольку, к несчастью, любовь — это смерть…»
Кино
- «Луговые собачки».
- «Не покидай…» (фильм, 1989) — принц Патрик влюблён в принцессу Альбину, несмотря на то, что считает себя безродным найдёнышем. Чем доставляет принцессе массу поводов для веселья и проявления своих садистических наклонностей.
- «Соблазн» (Original Sin, 2001): с нестандартным хэппи-эндом.
- «Странные дни» — обсессия главного героя, Ленни, по поводу бросившей его девушки Фэйт. Выглядит действительно как наркомания: герой приходит домой, глотает водки и принимается пересматривать диски своей счастливой жизни с Фэйт. И так день за днём. Но тут редкий случай, когда герой всё-таки излечивается от своей роковой любви.
- Star Wars — Энакин — сначала любовник Падме, а потом её тайный муж. Тайный потому как по уставу ордена джедаев он должен соблюдать целибат. Скрывая жену, он боится, что она умрёт при родах. Действия, которые он предпринимает, и приводят Падме к смерти, а Энакина — на Тёмную Сторону.
Телесериалы
- «Grimm» — в одной из серий педаль уходит в асфальт. В ней фигурирует Муза, прекрасное эльфоподобное Существо, губы которого выделяют природный наркотик, который, с одной стороны, вызывает эйфорию и является мощным стимулятором для отделов мозга, отвечающих за художественное творчество, с другой — вызывает немедленное привыкание и жуткие ломки, выражающиеся в потере контроля над собой, агрессии и утрате чувства реальности.
- Великолепный век — любовь Хатидже и Нигяр к Ибрагиму. Хатидже простила мужу трехлетнюю измену с калфой и нагулянного ребенка, Нигяр — то, что Ибрагим сбежал в поход, бросив ее беременную на растерзание Хатидже и лишение ребенка.
- Любовь Хюррем к Сулейману: она готова выпить яд, если он прикажет или если предпочтет ей другую женщину.
- «Великолепный век. Кёсем» — после того как Кёсем попыталась отомстить Сафие, отыгравшись на ее единственном сыне, глаза у Искандера вроде как открылись, но… как вскоре выяснилось — увы. То есть, открыться-то они открылись, но вот любовь (смешанная теперь с ненавистью) и желание пялиться на любимую из толпы никуда не ушли. Летальный исход.
- Хюмашах и Зюльфикяр — с фитильком. Чувства были взаимными, брак счастливым, но оказанное любимому мужу доверие (однажды уже не оправданное, причем в этом же самом вопросе) сделало Хюмашах косвенно виноватой в гибели брата.
- Фахрие (у детей Сафие это, походу, семейное) и Мехмед. Спасая Мехмеда от смерти, к которой его приговорили за отношения с ней, Фахрие едва не уничтожила Османскую династию (вместе с султаном случайно отравила его младшего брата). С рук это ей не сошло (а Мехмед этому «не сошло» оказал посильную помощь) — летальный исход.
- Кухня — любовь Вики к Максу. Она простила ему две измены (обе с Сашей) и много, нет, МНОГО крупного вранья. За ней постоянно ухаживают богатые и успешные мужчины, но ни один из них не возбуждает в ней те же эмоции, что Макс.
Мультсериалы
- «Daria» — с фитильком. Какие-то амуры никогда не разрушат жизнь Стальной Девушки! Дария страдает по Тренту в подушку, не подавая вида, максимум — покроется на нервной почве пятнами или будет вести себя, как долбанутая ромашка (© переводчики). Вариант развития «пшик» — девицу отпускает более-менее.
- «Гадкие американцы» — страсть Рэнделла к Кристалл довела его до превращения в зомби. И это — только начало…
- Да и отношения Марка и Келли тоже вполне себе подпадают под троп. Для обеих сторон.
Аниме и манга
- «Загадочная девушка Х» — как раз об этом. Парень буквально подсел на… слюну девушки — чтобы избежать приступов, очень похожих на тяжёлый грипп, он должен поглощать её слюну ежедневно. Да, и там показано предостаточно способов, как это сделать.
- «Cowboy Bebop» — Вишес и Джулия. Она-то его как раз не любит, и очень боится. А вот он за эту странную любовь/ненависть цепляется. Лучше от этого не становится ни ему, ни ей, но отпустить он её не желает и не собирается. Он её лучше убьёт.
- Вообще-то Джулия была женщиной Вишеса. Но тут влез его лучший, до поры-до времени, друг Спайк... Короче, с этого всё и началось, и кто тут виноват — вопрос дискуссионный.
Музыка
- Alice Cooper — «Poison». В песне любовное влечение лирического героя к «околдовавшей» его девушке прямо сравнивается с ядом.
См. также
- Обречённая любовь — это примерно то же самое, но с точки зрения внешнего конфликта, а не внутреннего. Для любви-наркотика важна саморазрушительность, для обречённой любви — стопроцентная гарантия того, что всё закончится плохо. Тропы пересекаются, но не являются одним и тем же.