Гангста, рэп и баскетбол

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Только мёртвый негр не идёт играть в баскетбол. »
— Одна «очень запрещённая» группа

«Афроамериканцы»… Кто же они такие?

Живой негр, который играет в баскетбол

Википедия утверждает, что это «жители США, имеющие полное или частичное происхождение от африканцев, принадлежавших к негроидной расе». И тут же оговаривается: «Как правило, под „афроамериканцами“ подразумеваются потомки рабов XVII—XIX вв». С другой стороны, кто скажет, что кубинцы или бразильцы африканского происхождения — не афроамериканцы?

Так что есть предложение принять определение: «жители США, происходящие от ввезённых из Африки рабов». Почему? Потому что в ходе нескольких столетий рабства, а затем — после ликвидации рабовладения — расовой дискриминации, у них сформировались своё самосознание, культура, кухня и даже диалект английского, которые отличаются от таковых у белых американцев.

Обама — не афроамериканец. Он — сын иммигранта из Кении и белой американки. Шарлиз Терон — тоже не афроамериканка. Она — натурализованная в США евроафриканка. Вот так! Более сложный пример — например, Колин Пауэлл: вроде как афронегритянские предки налицо и родился в Нью-Йорке, но его родители родом с Ямайки — и этого оказалось достаточно, чтобы в Гарлеме его отказывались признавать за своего. Точно так же не считаются своими уроженцы Барбадоса, не говоря уже про франко- и испаноязычных гаитянцев или доминиканцев; как итог — в 1970-90-е нередка была ситуация «гетто» в «гетто».

Ах, да! Самое главное! Их нельзя называть нигерами, потому что nigger — оскорбительное расистское словцо. (Неграми — можно,[1] это слово, в отличие от предыдущего, в русском языке никаких отрицательных коннотаций пока не несёт, а по-английски Negro — уже нельзя[2]). Употреблять это N-слово могут только сами, м-м-м… негры. Правда, они говорят немного по-другому: niggah (нигга). Это одна из черт диалекта чернокожих американцев, так называемого «эбоникса» — гипертрофированное редуцирование конечной r (в языковой норме она хоть немного, да обозначается). Также в «эбониксе» редуцируются дифтонги, например, не «май нигга», а «ма нигга». Обидными также считаются слова boy и girl, потому что именно так обращались хозяева к рабам.

Поскольку в США исторически действовало т. н. «правило одной капли», по которому человек с 1/32 африканских генов считался чёрным, афроамериканцы могут быть похожими не на негров, а на азербайджанцев или индийцев, а иногда их и вовсе не отличить от европеоидов южного типа[3]. По причине этого же правила в США вышли из употребления понятия «мулат», «квартерон» и т. д. — они все афроамериканцы, и не надо их выделять отдельно.

(link)

Все стереотипы о чернокожих старого кино в одном ролике

Уровень жизни и образования среди чернокожих американцев ниже, чем среди белых, а уровень преступности ожидаемо выше (однако разница в этом между черными и белыми в США снижается через каждое поколение, что вполне естественно). Зато среди них почти нет маньяков-убийц. Так говорит статистика. Но и той разницы, что есть, хватает для ситуации «белый полицейский пристрелил подозрительно ведущего себя чёрного чувака». Когда в мае 2020 Дерек Шовин задушил уже арестованного Джорджа Флойда, начались массовые протесты, в которых участвовало 15-26 млн.[4]

А ещё они придумали джаз, блюз и рок-н-ролл. (В советской книге 1932 г. «Люди и нравы Америки» песни в стиле блюз названы «синявками»). Но потом что-то пошло не так, и начали получаться хип-хоп и рэп[5]. Конкретно «что-то» — это нью-йоркский блэкаут 1977 г.: из-за накалённой социальной обстановки в обесточенном городе начались массовые разграбления магазинов, которые и дали чернокожей бедноте доступ к дорогому диджейскому оборудованию. Вот так случай помог продвинуть стиль музыки, ранее известный лишь в чёрных кварталах Бронкса.

Это статья только о самих чернокожих, если вам интересна тема их уличных банд, то вам сюда.

Стереотипные негры[править]

  • Трудолюбивый, покорный/верный и добрый раб, с которым обращаются хорошо. Примеры из Т. Майн Рида: «Всадник без головы» — Плутон; «Квартеронка» — Сципион; «Оцеола, вождь семинолов» — Чёрный Джек.
    • Педаль в пол — с ним обращаются плохо, но он настолько забитый, что не способен на протест. Эталонный пример: Гарриет Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома», многие персонажи.
    • Сам Том под этот типаж, однако, не попадает, поскольку стойко оказывает пассивный протест (архетип не героя, как в следующем примере, а христианского святого мученика) — перед лицом смерти отказывается выдать беглянок, перестать говорить о Боге и пр. С другой стороны, кротко, но твёрдо увещевал в лицо за беспутный и нехристианский образ жизни доброго хозяина Сен-Клера, что немыслимо для персонажей из предыдущих примеров.
    • Тем не менее Uncle Tom и Aunt Sally у афроамериканцев принято называть тех, кто подлизывается к белым.
    • Педаль в могилу своих жертв — злобный управляющий из «Джанго освобождённый». Он был настолько верным рабом, что теперь командует поместьем, включая не только рабов, но и некоторых белых.
  • Гордый раб, стремящийся к свободе. Пример: Элиза в той же «Хижине дяди Тома», которая с ребёнком на руках (причём не грудным, а 4-5 лет) перебежала через реку, прыгая с льдины на льдину.
  • Красивая рабыня, как правило, мулатка или квартеронка, обычно горничная мамы/жены/дочки хозяина и одновременно — наперсница или воспитанница. Становится объектом любовного интереса хорошего протагониста/белого злодея/раба из следующего пункта. Пример: Т. Майн Рид, «Квартеронка», Аврора Безансон (по фамилии владельцев); «Рабыня Изаура» (по тексту тоже квартеронка, кстати) Бернарду Гимарайнша.
  • Злобный раб, который стремится не обрести свободу, а нагадить хозяевам и другим рабам. Пример: Т. Майн Рид, «Оцеола, вождь семинолов» — Жёлтый Джек («жёлтый» означало мулата со светлой кожей, вплоть до человека с африканскими чертами лиц при белой коже), Андре Лори «Капитан Трафальгар» — Зиновия Пелле.
  • Негр, ставший юридически свободным, но всё равно бедный, бесправный, трудолюбивый, добрый, не способный на протест. Пример: Харпер Ли, «Убить пересмешника» — Том Робинсон, Странники — дядя Фи Кармайкл, но только в манге, причём там он ещё и аутист к тому же.
  • Негр, ставший юридически свободным, но сохранивший привязанность к добрым хозяевам. Неполиткорректный стереотип, но что поделать? Пример: О.Генри, «Город без происшествий» — извозчик Цезарь, Жюль Верн, «Таинственный остров» — Наб.
    • Педаль в пол: чернокожие солдаты в армии Конфедерации во время Гражданской войны в США — при том, что под принудительный набор они не попадали. Были, и было их не так мало, как могло бы показаться. Так как были мулаты, сами владевшие собственными чернокожими рабами.
  • Типаж «чернокожий трикстер». Негр, ставший юридически свободным (или уже родившийся таким) и с удовольствием кинувшийся в аферы или хотя бы авантюры. Он не обязательно жулик — может быть, подённый рабочий или путешественник в поисках работы/счастья. Но в любом случае живчик (quick), ёрник, ловкач. Язык у него подвешен так, что ого-го; некоторые представители типажа тарахтят по-пулемётному. В старых произведениях такой персонаж к тому же нередко любил играть на банджо. По изначальной задумке С. Фостера, белого автора песни Oh Susanna!, протагонист в ней именно такой (а не «белый ковбой», как пытались представить дело расисты-конфедераты, сделавшие «Сюзанну» одним из своих неофициальных гимнов). Подобный персонаж по имени Зип Кун (что-то вроде «Продувного ниггера»), щегольски одетый, для контраста фигурирует в песенках про Джима Кроу, простоватого негра. Обратите также внимание на образ, сыгранный Эдди Мёрфи во многих его ранних фильмах, в том числе в дилогии «48 часов»/«Другие 48 часов». Если перегнуть палку, получится отрицательный вариант стереотипа — «чернокожий шут» (пример — Руби Род из «Пятого Элемента»).
    • Кстати, о ковбоях. После отмены рабства в США, а позднее и после окончания гражданской войны множество освобождённых негров ринулось на Запад в поисках работы и дешёвой земли, в том числе нанимаясь надевать шляпы, круто стрелять из револьверов и не менее круто рассекать на мустангах по прериям пасти крупный рогатый скот у «скотных баронов». По многим оценкам, численность чернокожих ковбоев Техаса от численности всех представителей этой профессии составляла около 25 %. Также чернокожих можно было найти и среди владельцев ранчо, артистов, участвовавших в родео и даже среди бандитов.
  • Все афроамериканцы такие же как и африканцы: очень чёрные, с большими красными губами, вытянутыми челюстями. На самом деле, как уже было сказано, афроамериканцы нередко могут быть нечистыми африканцами (негроидами), потому что «правило одной капли крови» записало их сюда, или выглядеть как смесь различных африканских народов. К слову, сами африканцы не монолитная, а очень разнообразная группа, как этнически, так и культурно.
  • Типаж «чернокожий лентяй». Негр, ставший юридически свободным (или уже родившийся таким), но большую часть жизни предпочитающий проводить в расслаблении. Есть крохотный заработок, поэтому голодная смерть не грозит, а всё остальное — гори оно синим пламенем, буду просто полёживать! Как правило, такой лодырь ходит сутулясь и шаркая (когда вообще ходит, а не валяется, пожёвывая табак), а говорит медленно, вяло, растянуто, то есть ему лень даже слова произносить как следует. См. книги Марка Твена (какие? да любые, хотя бы того же «Тома Сойера», где кстати это описание и встречается а точнее, в какой главе?) и персонаж миниатюр и комедийных фильмов «Стэпин-Фетчит» (англ. Подай-Принеси, роль исполняет Линкольн Перри), а также старый мультфильм Уолтера Ланца Scrub Me, Mama, with a Boogie Beat (ныне признан шовинистическим и запрещён к показу), где подобными персонажами просто напичкан местный городок. Более «современный» стереотип — «porch monkey», живет на пособие и целый день сидит на крыльце с бумбоксом и дружбанами. Впрочем, неполиткорректный термин пытаются приспособить и под белых тунеядцев (которые вообще white trash).
  • Негр, который борется за свободу. Примеры: Анджела Дэвис (за которую заступался герой Высоцкого), Джесси Джексон, Луис Фаррахан. И двое весьма известных и диаметрально противоположных деятелей: Мартин Лютер Кинг, который мечтал о мультирасовом обществе, борясь за права своей расы ненасильственными способами, и Малькольм Икс, буревестник расовой революции, который сам был изрядным расистом, только в пользу чёрных.
    • Совершенно замечательный случай — Катай Уильямс, первая чернокожая военнослужащая в США.
    • С другой стороны есть и стереотип «обидчивого афроамериканца», который во всем видит расизм и постоянно меняет термины, которыми его следует называть. Пример — Эрл Монтгомери из фильма «Национальная безопасность».
    • Само собой, негр-расист тоже из этой категории. Ответ «вайт паверу» из чёрных кварталов, да.
  • Толстая и немолодая негритянка, работающая у хозяев горничной, няней или просто служанкой. Часто комический персонаж. Примеры: Мамушка из «Унесенных ветром», Мамочка-Два-Тапочка из «Тома и Джерри». Сейчас это считается ужасно неполиткоректным, но по прежнему присутствует в кино в качестве приходящей уборщицы — хотя и вытесняется «понаехавшей латиноамериканкой».
    • Она же может являться мамкой тех же трикстера или лентяя. Или быть женой чернокожего мудреца.
  • Вариация предыдущего типа — в современном кино: толстая (хотя не всегда пожилая) негритянка, которая работает в сфере услуг (продавщица, барменша) или в медицине (медсестра, акушерка, врач). Она чуть насмешлива, в обращении с клиентами — сама доброта и спокойствие (как правило), иногда — проявляет твёрдость и даже жёсткость. Никогда не кричит и не впадает в истерики, в сложных ситуациях всегда хладнокровна.
  • Любопытные негритята. В старых произведениях часто едят арбузы и называются словом «пиканинни» (pickaninny), сейчас это слово считается неполиткорректным, хотя по-португальски означает всего лишь «маленькие». Ещё для негров считается неприличным есть арбузы, потому что сочетание «негр+арбуз» ассоциируется с эпохой торжествующего расизма.
    • Помимо арбузов имеются ассоциации и с курятиной, поскольку обычного мяса рабы практически не ели, а в качестве праздничного мясного у них на столе была курица. Хотя сейчас стереотип про негров-любителей курятины существует, и не в последнюю очередь «благодаря» KFC. Но вообще любовь к курятине и арбузам — настолько клише, что его даже сержант из «Цельнометаллической оболочки» упоминает: «здесь не подают цыплят и арбузы ежедневно!»
  • Музыкант/певец/танцор. Примеры: Луи «лет май пипл гоу» Армстронг[6], Поль Робсон, Рэй Чарльз, Дюк Эллингтон, Джеймс Браун, Би Би Кинг, Майлз Дэвис, артистка кабаре Жозефина Бейкер. И Майкл Джексон, конечно!
    • Про бесчисленное количество деятелей хип-хопа, пожалуй, и говорить не стоит…
  • Спортсмен. Примеры: Майкл Джордан, Майк Тайсон, Кассиус Клей aka Мухаммед Али, сёстры Винус и Серена Уильямс.
    • Почему-то из всех видов спорта на ум приходят бокс и баскетбол. Даже фильм есть «Белые парни не умеют прыгать» («Баскетбол — игра для чёрных»). И Рокки Бальбоа в первых трёх фильмах старался одолеть именно чернокожих боксёров (доброго в первых двух фильмах, злого в третьем).
    • Чёрные атлеты сильны и в беге на короткие дистанции. Нет, в беге на длинные тоже сильны, но, как правило, уже не афроамериканцы, а просто африканцы. Породило анекдот про «чёрные сильны в беге, а белые в стрельбе»
      • Джесси Оуэнс — четырехкратный олимпийский чемпион (три золотых медали в беге и одна в прыжках в длину). И все это — на Играх 1936 года в Берлине!
    • В 1956 г. Алтея Гибсон первой из темнокожих американок выиграла турнир Большого шлема.
  • Полицейский или военный — именно в этих профессиях дискриминация первой начала сходить на нет (уже в 1950-е), поэтому там чернокожим было проще всего сделать карьеру. Хотя единичные случаи чернокожих шерифов были ещё в XIX веке. Часто напарник белого (или наоборот). Или грозный усатый начальник у обоих (по сути, отдельный киноштамп). Добрый пример: Роджер Мёрто из «Смертельного оружия». Злой пример: офицер Тенпенни из GTA San Andreas. Пародийные примеры: майор Пейн из одноимённого фильма, а также капитан Транк из «Кувалды». Также часто встречаются черные судьи (а вот адвокаты — практически нет).
  • Чернокожий мудрец. Морган Фримен на таких ролях просто специализировался. А еще Шеф из «Южного парка». В литературе один из ярчайших примеров — Матушка Абагейл («Противостояние» Стивена нашего Кинга).
  • Артист. Популярным троп стал в эпоху джаза, а до это если в каком-либо представлении был чёрный, то чаще всего это был белый с гримом blackface. Примеры: Вупи Голдберг, Морган Фримен, Дензел Вашингтон, Уилл Смит, Эдди Мёрфи, Самуэль Джексон, Эрик Ла Саль, Дэнни Гловер… всех и не перечислишь.
  • Темнокожий гопник. Он может вырасти в серьёзного уголовника. Или превратиться в аналог white trash.
  • Страшный негр. Это может быть криминальный барон, диктатор/варлорд, или просто громила. Или насильник — есть и такой стереотип.
    • Подтип — чернокожая колдунья. Связано это с убеждением белых плантаторов, что все негры немного колдуны (что, в свою очередь, связано с распространённостью в среде чёрных рабов массы суеверий и магических обрядов — например, вуду, завезённого в США с Гаити и Доминиканы). В наши дни многие темнокожие дамы неплохо зарабатывают на эксплуатации этого стереотипа. Пародийный пример — Ода Мей Браун в исполнении Вупи Голдберг («Привидение»).
  • Сутенёр же! Очень клюквенный и китчевый типаж, не уступающий в этом чернокожему гангста-рэперу. Характерный атрибут — крутая тачкаПимпмобиль»). И белая шуба! И золотой символ доллара на толстенной цепи! И вообще больше цепей! И большая пушка!
  • Афромусульманин. Среди последователей вышеупомянутого Малькольма Икса распространено принятие ислама в попытке тотально обособиться от культуры белых американцев. Ислам исповедуют чаще всего весьма условно, хотя бывают и исключения. Примеры: Мухаммед Али, Майк Тайсон, Айс Кьюб[7], Махершала Али.
  • В последнее время наблюдается стремление сделать из негра гика, ботана или штатного умника. Замечено как минимум в «Трансформерах» (хакер Глен, сидящий у мамы на шее), «Чародейках» (Тарани), «Бумажных городах» (Радар) и «Леди Баг» (Макс). И, конечно, прости-господи, в Нетфликсовской экранизации «Тетради Смерти» (внезапно, L) и киноверсии «Голодных Игр».
    • Вариант типажа — чернокожий яппи (человек нестарых годов, получивший высшее образование и делающий научную, политическую или бизнес-карьеру). Нередко слишком уж суетится и/или ломает из себя «крутого». Сатирические примеры — офисный кокаинист Мортон в первом «Робокопе» и мэр Детройта Кьюсак во втором.
  • А ещё афроамериканцы бывают обычными, нормальными людьми, которые принципиально не отличаются от белых или смуглых коллег. Примеры: доктор Бентон из телесериала «Скорая помощь», доктор Форман[8] из телесериала «Доктор Хаус», агент Джей (J) из «Людей в чёрном» (хотя по амплуа исполнитель его роли Уилл Смит ближе к трикстеру/шуту), выживший хороший парень Луис из зомби-апокалипсиса Left4Dead. В реальной жизни — Колин Пауэлл и Кондолиза Райс.
  • Отдельные категории — чёрные латиносы и чёрные индейцы, которые в силу культурных различий при переписи могут считаться отдельно.
    • Чёрные индейцы — потомки тех, кто бежал из рабства не на Север, а к индейцам и был принят в племя. Другой вариант — какой-нибудь зажиточный индеец из цивилизованного племени мог купить у белых раба, а по прошествии некоторого количества лет даровать ему свободу. И вольноотпущенник, которому было некуда идти, оставался жить в племени.
    • Нередко в старых американских комедийных фильмах, мультфильмах и комиксах черты, характерные для афроамериканцев типа акцента и любви к джазу, переносятся и на коренных африканцев. Ненуачо, и те, и эти — негры, прикольно же будет смотреться, правда? (нет)
  • В фильмах появляется крайне редко: свободный чёрный, сам владеющий своими собственными рабами. В основном встречалось в Луизиане среди французов, не видевших ничего плохого в том, чтобы официально признать своим родившегося от рабыни ребёнка и включить его в завещание на правах законного наследника.

Произведения на тему[править]

Разумеется, вносить нужно только образцы, хотя бы вторичной сюжетной линией непосредственно затрагивающие тему афроамериканской культуры, быта, проблем и т. д. Не нужно приводить все примеры, где афроамериканцы просто встречаются, даже если их национальность несколько раз подчёркивается, иначе список слишком раздуется.

Фольклор[править]

  • Джон Генри, легендарный персонаж американской истории. Молотобоец, работавший на строительстве железной дороги и выступивший в состязании против парового молота, чтобы защитить своих товарищей от увольнения. Соревнование он выиграл, но вскоре умер от истощения.
  • «Сказки дядюшки Римуса» — афроамериканские народные сказки про Братца Кролика[9], литературно обработанные Джоэлем Харрисом.

Театр[править]

  • Опера «Порги и Бесс» посвящена афроамериканским проблемам и культуре, в музыке использованы джазовые и блюзовые мотивы, все действующие лица чёрные. Наиболее известна композицией «Summertime» — пессимистичной колыбельной, впоследствии перепетой на тысячи ладов. Поначалу опера воспринималась афроамериканцами негативно, как представляющая их не в лучшем свете.

Литература[править]

  • «Хижина дяди Тома» — классика, написанная в рабовладельческие времена, внёсшая бесспорный вклад в освобождение данного народа.
  • Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна» — Джим, раб старой девы мисс Уотсон. Удрал от неё, когда услышал, что она подумывает продать его. В конце книги оказалось, что ей стало стыдно, что она хотела продать Джима, она это сама говорила и освободила Джима в завещании.
    • А в «Приключениях Тома Сойера» чернокожих было много, в том числе и принадлежавший тёте Полли негритёнок (тоже Джим), но они не играли особой роли в повествовании.
  • «Прислуга» — книга и одноименный фильм про афроамериканских служанок в середине ХХ века.
  • Стивен Кинг, «Зелёная миля» — громадный, но добрый Джон Коффи, который умел исцелять любые болезни.
  • Братья Стругацкие, «Пикник на обочине». Нет, он не про негров, но афроамериканцы в советской литературе — редкость. Так что нельзя не упомянуть героя по прозвищу Гуталин. Здоровенный, чёрный, как офицерский сапог, курчавый, ручищи до колен. Пьёт. Много. Регулярно вылетает с работы. «Это у него стадия такая: проповедовать, что Зона, мол, есть дьявольский соблазн, выносить из неё ничего нельзя, а что уже вынесли, — вернуть обратно и жить так, будто Зоны вовсе нет. У него когда деньги есть, он у кого попало хабар скупает, не торгуясь, за сколько спросят, а потом ночью прёт этот хабар обратно, в Зону, и там закапывает…»
  • Харпер Ли, «Убить пересмешника» — отец маленькой протагонистки, адвокат, защищал негра, обвинённого в изнасиловании белой девушки.
  • Джеральд Даррелл, «Мама на выданье». В одной из глав выведен негр Фред, слуга в одной южноамериканской семье, который, в числе прочего, проповедует абсолютную трезвость, из-за чего спиртное в доме приходится хранить в бутылках из-под Кока-Колы…
«

Нет, это просто что-то невообразимое, — заметила миз Магнолия, просматривая местную газету. — Теперь они вздумали сделать ниггера мэром. Я тревожно посмотрел на дверь, за которой скрылся Фред. — Хотите знать мое мнение — так нами управляют белая шваль и ниггеры, честное слово, белая шваль и ниггеры, — сказала миз Магнолия, потягивая кофе. — Простите, миз Магнолия, учитывая, как чувствительны теперь чернокожие, следует ли говорить так при Фреде? — спросил я. — Как именно? — Она удивленно воззрилась на меня своими огромными голубыми глазами. — Ну, называть их ниггерами и все такое прочее. — Но Фред никакой не ниггер, — негодующе произнесла миз Магнолия. «Уж не дальтоник ли она?» — подумалось мне. — Никакой не ниггер,— продолжала она. — Мой прадед купил его деда еще в пятидесятых годах прошлого столетия. Мы до сих пор храним расписку. Фред родился здесь. Фред вовсе не ниггер. Фред член семьи.

»
— Ниггер — это не цвет кожи, а состояние души

  • «Зелёная книга» и её экранизация.
  • Майкл Гир, «Звездный удар» — капитан спецназа США Сэм Дэниэлс. Здоровенный темнокожий громила. Попытки шутить рядом с ним насчёт арбузов, банджо и гуталина обычно заканчиваются для шутника путевкой в реанимацию.
  • Норвежец Тур Оге Брингсвярд, «Бумеранг» (1971) — ку-клукс-клановец Флеминг, вешатель и насильник, попадает в руки негритянского сопротивления. Силой науки они преображают его в негра и, временно лишив возможности говорить, высаживают в белом квартале. Уже через несколько минут его запинывают насмерть бывшие соратники.
  • «Нет царя у тараканов» Вайсса Дэниэла — Руфус, торговец наркотиками, его любовница-наркоманка и многие из знакомых.
  • Э. Ф. Рассел, «Пробный камень» — звездолётчики с Земли прибывают на планету Шаксембендер, которую когда-то давно (триста лет назад) уже открыл космический разведчик Фрейзер. Он был чернокожим — и потому, обнаружив уже в старости планету, похожую на Землю, остался там до смерти, успел дать местным жителям завещание: «Если прилетят земляне и, увидев мой портрет, произнесут два слова — убейте их на месте и никогда больше не принимайте гостей с Земли». Звездолётчики благодаря прибору, читающему мысли, узнали об условии Фрейзера — но точного звучания слов получить не смогли: туземец-контактёр сам их не знал. Нервничающие земляне пришли, вооружённые до зубов в мемориал памяти Фрейзера — и при виде его портрета наговорили много (мол, он был глупым искателем приключений, которому слишком повезло — но он не герой), но тех самых слов не произнесли. Уже когда закончилась проверка, один из землян уговорил местного лингвиста озвучить те самые слова — но они оказались полной бессмыслицей. Фрейзер перед смертью велел убить любых землян, которые отреагируют на его портрет словами: «Поганый ниггер!» Для жителей Земли это выражение — уже полная бессмыслица. «В старину это называлось смешным словом — „Абракадабра“»
  • Сергей Тармашев — СФК таких негров, которых рептилоиды выводили для работ на родных (для негров, а не рептилоидов) планетах и получали от них ресурсы. Более того, в одной из книг была шутка, что «чёрные болваны норовят отлынивать от работы и заняться своим любимым занятием: горланить рэп да отбирать друг у друга всё, что плохо лежит».

Кино[править]

« Мэр — Голди Уилсон! А чо, звучит! »
— 1955 год. «Назад в будущее»
  • «Унесённые ветром» — один из самых популярных американских фильмов, снятый по одной из самых популярных американских книг. Отдельная ирония в том что актриса Хэтти Макдэниел, сыгравшая Мамочку, стала первой афроамериканкой, получившей «Оскара» — но на церемонии ей пришлось сидеть за отдельным столиком, не с белыми.
    • На премьеру фильма в Атланте Хэтти Макдэниел сперва вообще не пригласили, но друживший с ней мужественный Кларк Гейбл заявил, что если её не позовут — то и на него пусть не рассчитывают. Успокоить Кларка и убедить его ехать на премьеру сумела только сама Хэтти.
    • А ещё Макдэниэл после смерти расист-директор Жюль Рот[10]. отказался хоронить на кладбище Hollywood Forever, где покоятся голливудские звёзды. В 1999 родственникам актрисы предлагали перезахоронить её тело, но они отказались, и потому на этом кладбище появился кенотаф, посвященный Хэтти.
  • «Не грози Южному централу, попивая сок у себя в квартале» — эталонная комедийная деконструкция «чёрной» темы. Снятая в Голливуде, кстати сказать, чернокожим режиссёром. Вы же понимаете, что только чёрному позволено так шутить про чёрных?
  • «Скованные одной цепью» (1959). Казалось бы, с этапа сбежали двое заключённых — что такого? А то, что один из них — негр, а другой — белый южанин. Но это ещё не всё: обе «противоположности» скованы кандалами и разъединиться не могут…
  • Звезда «Скованных», Сидни Пуатье, позже сыграл в нашумевшем фильме «Полуночная жара». Его герой — полицейский Тиббс, который расследует убийство, случившееся в захудалом южном городишке. И работает грамотно, и вещдоки умеет исследовать, и преступника в конце концов находит — да вот беда: на Юге (и городок Спарта не исключение) расистов пруд пруди. Половину фильма Тиббса пытаются убить местные отморозки — просто за то, что он ниггер. А вот шеф полиции (его сыграл Род Стайгер) преображается: от презрения к цветным до искреннего уважения к хорошему парню Тиббсу.
  • «Брат-2» — Данила Багров, едва успев приехать в Чикаго, влип в разборки с негритянской шпаной из-за русской проститутки. А заодно и переспал с чёрной телеведущей, у которой временно укрывался.
    • Говорят, американцу, сыгравшему в эпизоде полисмена, Алексей Балабанов отдельно доплатил за фразу «Долбаные ниггеры!» в адрес сутенёров, отметеливших Данилу.
  • «Назад в будущее» — музыкант Марвин Берри и официант Голди Уилсон. Первому Марти подсказал идею для его брата, Чака Берри (который и сляпал убойный хит «джонни б гуд»), а второму — идею стать мэром. Во второй части мэром Хилл-Вэлли является Голди Уилсон Третий — идея зашла на ура. Очень изящно вписывается в принцип согласованности Новикова.
  • «Крепкий орешек» — главному герою везёт на колоритных приятелей-негров. В первой части свой вклад в победу внесли коп Пауэл и водитель лимузина Аргайл. А что уж говорить про Зевса Карвера (Сёма Джексон) из третьего фильма! Там же продемонстрированы и чоткие-дерзкие обитатели Гарлема.
  • «187» (в американском УК, аналог нашей 105) — Набожный и образованный чернокожий учитель (блистательно сыгранный Сёмой Джексоном) и настоящий педагог по призванию, сначала учит подростков и вполне успешно, в неблагополучной школе в Бруклине. После, получив серьёзную травму, вынужден переехать в округ Лос-Анджелес, где так же устраивается преподавать в школу для неблагополучных детей. И конечно во второй части фильма, больше уделено места именно латиноамериканской школоте и малолетним бандитам, реалии в целом для цветного населения Америки середины 90ых, показаны максимально реалистично, грубо и грязно. Отчаянные попытки хорошего и упорного человека, достучаться до подростков из неблагополучных районов, не то что бы обречены на провал. Но на общем фоне, всё это выглядит как война с ветряными мельницами. Ученики в школу разве что оружие не проносят, спокойно отслеживают учителей до их домов, и вообще всячески «веселятся», а власти ничего не могут (да и не хотят) с этим поделать. Отлично показано, что политика «толерантности» бьёт в первую очередь по тому же цветному населению, потому что не защищает слабых от сильных — она банально не даёт властям призывать «волков» к ответу, не мешая им грызть «овец». В конечном итоге, человек которому не плевать, всё же добивается своего, и выдёргивает малолеток из грязи, наставляя их на путь истинный. Но какой ценой? Да и общий посыл фильма понятен — если для того что бы вывести этих вот детей в люди, нужно жертвовать жизнями людей, далеко ваша система не уедет.
  • «Американский Гангстер» Ридли Скотта — про вполне реальный и довольно яркий эпизод в истории города, становлении полноценной чёрной американской мафии, на фоне приобщения американского общества в такой дряни как вьетнамский героин. Учитывая что ещё и снято по реальным событиям, наверное один из лучших криминальных фильмов 21 века на сей момент вообще, и одно из самых убедительных отображений Нью-Йорка времён Никсоновской послевоенной депрессии. Да и в целом про чёрную мафию, лучше никто так ничего и не снял. Да сейчас уже и не снимут.
  • «Se7en» — вообще он не про это. Но детектив Сомерсет, персонаж достаточно характерный. Даже сквозь годы изломанного духа и сквозящий цинизм, заметно пуританское воспитание в религиозном духе и хорошая начитанность. Да и умение метко метать раскладной ножик, явно приобретено ещё в далёком и отнюдь не благополучном детстве (учитывая когда происходит фильм, и сколько Уильяму лет, надо думать — детство это было особенно «весёлым»).
  • «Миссис Скрудж» — в предыстории показано, как главная героиня отчаянно пыталась вырваться из гетто и в итоге, став протеже белой бизнесвумен Марли, пришла к успеху. Попутно жизнь в гетто, с поправкой на семейную направленность фильма, неплохо раскрыта на примере многочисленной родни миссис Скрудж, которую она искренне презирает, как тюфяков и неудачников.
  • White Men Can’t Jump (1992) — тема чернокожих спортсменов раскрыта. Отличные роли Уэсли Снайпса и (в роли белого парня) белого Вуди Харрельсона.
  • Бытовавший в 1970-х жанр blaxploitation (из категории фильмов exploitation, которые эксплуатировали хорошо продаваемую тему, поэтому качество часто оставляло желать лучшего, хотя бывали, конечно, и жемчужины) — фильмы, ориентированные на чёрную аудиторию, и снимавшиеся, как правило, чёрными. Белые обычно были отрицательными персонажами. Повествовалось в основном о разборках в гетто, героями становились гангстеры, наркобароны и сутенёры, но в принципе, фильмы могли быть и на любую другую тематику. Здесь впервые в кино использованы стили фанк и соул. Чертами героев таких фильмов впоследствии стали наделять чёрных персонажей в прочем кино. Одни считают, что фильмы blaxploitation были символом растущего влияния афроамериканцев, другие — что они закрепляли стереотипы белых, потому с жанром велась борьба, и вскоре он сошёл на нет.
    • Классика жанра — фильмы «Шафт» (о чёрном детективе, один из первых образцов жанра), «Крутой» («Super Fly», о наркобароне, желающим покончить с прошлым), «Сутенёр» (по словам авторов, задумывался не как фильм данного жанра, а как социальный комментарий). Потом в начале 1990-х была своего рода «новая волна»: «Пацаны с района» (Boyz N The Hood), «Авторитет» (Juice), «Против течения» (South Central), «Угроза обществу» (Menace 2 Society).
    • В духе «блэксплойтейшн» была снята даже одна из серий бондианы — «Живи и дай умереть» (1973)
    • Квентин Тарантино, любящий обыгрывать фильмы категории Б, не обошёл стороной и этот жанр, и обыграл его в фильме «Джеки Браун».
    • Пародия на такое «чёрное кино» — фильм «Не грози Южному централу, попивая сок у себя в квартале».
    • Полупародийная стилизация — видеоигра Grand Theft Auto San Andreas.
  • «Джанго освобождённый».
  • Ад на границе — на основе реальной истории про Басса Ривиза, беглого раба сбежав из Техаса, ставшего маршалом в Оклахоме. Из рабства он сбежал, будучи подростком, и долго жил, прячась среди индейцев.
  • «8 миля» — фильм про черный рэп и культуру черных пацанов с рабочей окраины чуть более, чем полностью.
  • «Зелёная книга». Три «Оскара»: лучший фильм, сценарий и роль второго плана (Махершала Али). Сюжет наполовину построен на проблеме чёрного музыканта в эпоху расовой сегрегации. (На вторую половину — он ещё, оказывается, и гей).
  • "Город Лжи" (2018) - эпическое тру-крайм полотно Брэда Фурмана (который "Линкольн для Адвоката") по реальным событиям середины 90ых годов, а именно про убийство Тупака и его главного мнимого оппонента на рэп-олимпе Кристофера Уоллеса. А так же параллельно и про коррупцию в полиции Лос-Анджелеса 90ых (те самые скандалы с обуревшими операми из CRASH послужившие сюжетом к десяткам фильмов про продажных копов), про витающую в воздухе ненависть после бунтов 92го года, про яростную взаимную ненависть между чёрными и белыми где нет по большей части святых ни с той ни с другой стороны, ну и про американскую хип-хоп культуру 90ых когда было её золотое время. А ещё фильм отличный бенефис Деппа и Уитакера, как дань уважения двум реальным и очень хорошим людям, которые пытались как то это порочное общество изменить и исправить, к сожалению безуспешно. Фильм трагически провалился в прокате из-за отмены Деппа и в дальнейшем BLM, но достоин того что бы быть отомщённым временем.

Телесериалы[править]

  • «Прослушка» — да вообще весь про это. Про «чёрный» (хотя и не только) Балтимор. Про его жителей, его полицию, банды, политику и сообщества. Причём славен сериал именно своей зашкаливающей реалистичностью аспектов как демонстрации криминала, так и полицейской работы. Не зря считается одним из лучших криминальных драм в истории телевидения вообще. Да и в целом, в какой то степени — для афроамериканцев это их «Крёстный Отец» или «Сопрано». Так реалистично и пронзительно драматично, чёрную мафию и жизнь в гетто, никто не показывал ни до, не после. Никакого переизбытка драматизма, но и никакого оптимизма. Лишь едкие и сардоничные наблюдения за жизнью города, который уже несколько десятилетий идёт ко дну, но достать до него не в состоянии, ибо дна нет. И снова — вся мысль ясна и понятна. Благие намерения ничего не решают — если система попросту ублюдская.
    • Причём происходят события сериала, в первой половину нулевых. Когда Америка всё ещё самая благополучная, богатая и могущественная держава в мире. Но бомбить как известно будут Ирак, а на малолеток толкающих наркоту на углах, всем-всем-всем по хрену.
  • «Атланта» — трагикомедия с драмой про проблемы общества.
  • «Black Lightning» — супергеройский сериал о чернокожем герое и проблемах афроамериканцев в отдельно взятом вымышленном городе Фриланд.
    • Интересный факт: самый первый концепт этого супергероя ещё в эпоху комикса состоял в том, что белый расист мог обращаться в супергероя… но, обязательно, чёрного. К сожалению, столь интересный концепт зарубили на корню.
  • «Квантовый скачок» — главгерой регулярно попадает в разные интересные ситуации. Например, зашёл в бар «только для белых» в 1950-х и только потом обнаружил, что он — престарелый афроамериканец. Тема ценза для политических прав чернокожих, дискриминации и прочих мерзостей раскрыта по полной программе. А ещё там готовят потроха. Расовая афроамериканская кухня такая афроамериканская!
    • В другой серии он попал в белого расиста.
  • «Все ненавидят Криса» — Крис Рок и его семья. И полная аверсия с баскетболом. С подсветкой: в одном из эпизодов учитель физкультуры считал, что Крис станет звездой школьной баскетбольной команды просто потому, что он чёрный (единственный чёрный в команде). Сам Крис начал верить в это, но в конечном итоге потерпел неудачу во время игры и не набрал ни одного очка.

Мультфильмы[править]

  • «Принцесса и лягушка» — мультфильм непосредственно задействует культуру афроамериканцев Луизианы: здесь и вуду, и джаз, и главная героиня — негритянка…
  • «Душа» (Soul) — об учителе музыки, который мечтал искать джаз, но попал на тот свет…

Мультсериалы[править]

  • «Гетто» — сатирический мультфильм, весь об этом. Главные герои — два мальчика-брата, с детства вовлечённые во взрослые вопросы. Один косит под гангстера, другой — активист-правозащитник (иногда доходящий до провокаций и абсурда, но иногда представляющий здравый смысл).
  • My Little Pony — зебра Зекора. Говорит с характерным акцентом, часто переходит на рифму, а жители Понивилля поначалу её боятся.
  • «Total Drama» — Лешона является символическим афроамериканским подростком, выросшим в гетто. Полная девушка с апельсинами на футболке, которая обожает хип-хоп, танцы и рэп. Она лучшая подруга Гвен и многих других участников первого состава реалити-шоу.
  • «Шоу Кливленда» — юмористический мультсериал, пародирующий жизнь чернокожей семьи в духе «Гриффинов» (спин-оффом которых, собственно, и является).

Видеоигры[править]

  • GTA San Andreas. Просто GTA San Andreas с бравым Сидоджи в главной роли.
    • И GTA 5, но уже несколько в меньшей степени.
  • Crime Life: Gang Wars — немыслимо пафосный beat’em up про черных гопников.
  • Mafia III — Линкольн Клей — афроамериканский мафиозник, который помимо бандитских разборок ещё думает о расизме. Да и его могут пристрелить чуть ли не просто так. Обоснуй: на дворе — 1960-70 годы в Луизиане (южный штат), где по современное время остаётся расизм.

Комиксы[править]

  • «All Negro» — первый комикс, посвящённый целиком чёрным. В продажах с треском провалился, оказавшись никому не нужен. После чего в издательстве поскребли в затылки и придумали Чёрную Пантеру, который оказался гораздо более успешным.
  • Terraformars — манга вообще-то о мутировавших тараканах на Марсе, но выглядят и ведут себя они настолько характерно, что её не получается воспринимать иначе как расизм в стадии «так грубо, что уже смешно».
  • Эротические комиксы Джона Пёрсонса постоянно обыгрывают стереотип о гигантских (серьёзно, разряда «он встаёт — я падаю») половых органах негров, их сексуальной неутомимости и неспособности героинь (как правило, не менее стереотипных блондинок) перед этим устоять.

Веб-комиксы[править]

  • Комиксы от Gesperax про невезучую немку Белинду Крюгер — медсестра, выпоровшая доктора Крюгер в выпуске «Сон на дежурстве»; профессор, наказавший Белинду за тверк у окна в выпуске «Королева тверка»; и злая соседка, на участок которой подопечная закинула теннисный мяч в выпуске «Нянькины беды».

Музыка[править]

  • Народная песня «Жёлтая роза Техаса» (The Yellow Rose of Texas) — про светлокожую мулатку из Техаса.
  • Тол Мириам — «Барон Суббота», про негров-рабов. Негры любят веселиться и не хранят зла (отомстят и забудут).
  • Запрещённые Барабанщики — «Убили негра», обыгрывание стереотипов о неграх, баскетболе, хип-хопе и магии вуду.
  • Clawfinger — «Nigger», белейшие шведы осуждают проблемы чёрных.

Прочее[править]

  • Gorillaz — Рассел, барабанщик группы. Когда-то его друзья погибли в перестрелке и вселились в голову Расса. Теперь у него белые глаза и чудесное чувство ритма. А ещё из его головы очень любит вылезать и вызывать зомби-горилл/надувных обезьян/спорить с Нудл на деньги призрак Дэл.
  • Знаменитая реклама «Whazzup?!» пива «Будвайзер» 2000 г. Главные герои — как раз афроамериканцы, кричащие друг другу «Whazzup» по телефону. Была спародирована в «Очень страшном кино», а в 2008 году, в разгар президентских выборов был снят предвыборный ролик в поддержку Обамы в виде сиквела оригинальной рекламы.
  • Британская реклама напитка Kia-Ora 1984/1985/1987 года — пародия на старые американские мультфильмы: негритёнок-пиканинни с блэкфейсом, в соломенной шляпе и комбинезоне, вороны как ходячие отсылки на Джима Кроу (по порядку появления: джазмены, по типу ворон из «Дамбо», ворон-баскетболист, ворона-Мамушка, ворон-сёрфер в купальнике XIX века и ещё трое джазменов, двое из которых тащат пианино). Что характерно, персонажи разговаривают на «белом» варианте американского английского, а не на эбониксе. Есть три сиквела этой рекламы тоже 1985/1987 года, но один уже с карибским колоритом, а во втором к негритёнку прибавляется взрослый негр-толстяк.
  • Monster High — озвучка основной массы волков-оборотней (семейства Вулфов — так точно) в мультипликационных адаптациях вкупе с их коричневатой окраской, манерами себя вести и одеваться и многодетностью дают понять, что срисованы они со стереотипных афроамериканцев.

Ссылки[править]

  • black-face.com — сайт, полностью посвященный стереотипам о чернокожих американцах.

Примечания[править]

  1. Но в общении с самими представителями негроидной расы из-за рубежа (особенно если ты не знаешь, откуда именно человек — повезёт, если он из бывшей испанской или португальской колонии, в чьих языках черные именно этим словом и зовутся, а если из другого места?), не посвящённых в сематические тонкости русского языка, лучше всё-таки избегать. За это строго дрючили в советских вузах ещё в 1970-е.
  2. В конце 1960-х слово Nigger, считавшееся нейтральным и использовавшееся Марком Твеном, стало оскорбительным. Слово Negro стало таким в начале 1970-х; его буквальная калька на английский Black, считавшаяся изначально оскорбительной, вышла из употребления в 1970-е, но в 1990-е вернулась как нейтральная; между 1970-ми и 1990-ми вместо всех этих слов было допустимо только Afro-American. В наши дни повсеместно употребляется black, а термин Afro-American считается громоздким и неудачным канцеляритом, многие черные его не любят: могут возразить, что, мол, «никакой я не африканец».
  3. Самый яркий пример — герцогиня Сассекская Меган Маркл, при взгляде на которую, если не знать, кто её родители, вообще не подумаешь, что она мулатка. Или дети Майкла Джексона, особенно дочь Пэрис, которая выглядит абсолютно как белая — до сих пор ходят слухи, что они на самом деле приёмные.
  4. Вот 12.04.2021 опять убили — на этот раз Данте Райта. Версии сторон — полиции и матери убитого — разумеется, расходятся.
  5. Рэп — это когда плохому негру плохо, гангста рэп — когда плохому негру хорошо, джаз — когда хорошему негру хорошо, блюз — когда хорошему негру плохо. (Народное)
  6. Был воспитан в еврейской семье и бегло говорил на идише, а одну из своих самых известных песен впервые спел в синагоге Нового Орлеана.
  7. Как раз случай, когда ислам исповедуется условно. Кьюб принял ислам в начале 90-х, связавшись с «Нацией ислама», но уже в 2000-е нередко заявлял, что на самом деле считает себя скорее человеком вне религий
  8. Пусть и с некоторой оговоркой, что до медицинской карьеры, Эрик был типичным мелким преступником из гетто, который резко поменял свою жизнь
  9. Образ кролика-трикстера пришёл вместе с африканскими рабами: так, в фольклоре многих народов Западной Африки аналогом Братца Кролика является заяц Лёк (Leuk-le-Lièvre). Как и в случае с афроамериканским «потомком», сказки о Лёке также литературно обрабатывались, что было проделано первым президентом Сенегала Леопольдом Сенгоро и сенегальским же писателем Абдулаем Саджи. В конце 1990-х во Франции по мотивам сказок о Лёке был снят мультсериал «Кассай и Лак».
  10. Сволочь была та ещё: не только закоренелый расист, но и откровенный жулик, обманывавший государство на предмет уплаты налогов, нещадно доивший родственников погребенных на бабки, а на вверенном ему кладбище просто-напросто сортир устроил. Последней каплей стало то, что вконец оборзевший Рот после землетрясения 1994 года додумался «чинить» пострадавшие надгробия и мавзолеи… фанерой, ссылаясь на безденежье! Это перешло уже все границы, и в 1995 году кладбище у него отобрало государство, позднее передав его более адекватным людям.