Снова и снова эта морда

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья You All Look Familiar. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Отца М'айка тоже звали М'айк. И отца отца М'айка. По крайней мере, его отец так говорил. »
— М'айк Лжец, персонаж-пасхалка
« О, камо пойду от духа твоего и от лица твоего камо бежу? Аже взыду на небо, ты тамо еси, аже сниду во ад, ты тамо еси… (О, куда мне деваться от духа твоего, и куда бежать от лица твоего? Поднимусь на небо — а ты там, сойду в преисподнюю — а ты там…) »
— Ветхий Завет

Снова и снова эта морда… Забавно. Когда не страшно.

Это можно, например, отыграть как разновидность постоянной шутки. По ходу сюжета персонажи неоднократно встречают одного и того же эпизодического персонажа (или разных, но почему-то с одной и той же внешностью). Опционально — вообще непонятно, что этот типчик тут делает и почему (зачем) он раз за разом попадается на пути героев.

Опять-таки опционально — в конце сюжета этот «назойливый встречный» примет участие в каком-то твисте. А если этого так и не случится — значит, велика вероятность того, что троп отыгран как образчик абсурдного юмора.

Этот приём, например, любили в классических американских мультфильмах 1930-х — 1950-х годов.

Также это может быть камео одного из авторов.

В хоррорах может играться серьёзно — не шутки ради, а для нагнетания напряжения: одна и та же физиономия буквально преследует отчаявшегося героя, куда герой ни придёт — тут она и есть. По понятным причинам этот трюк любим также создателями пародий на хорроры. В последнем случае это часто оказываются двойники (близнецы, клоны, матрикаты, «дубли», кванки и т. п.), нечаянно пугающие — или намеренно троллящие — персонажа.

Комедийные примеры (когда не авторское камео)[править]

Литература[править]

  • «Золотой телёнок» (роман И. Ильфа и Е. Петрова, а также сериальная экранизация У. Шилкиной) — инженер Талмудовский. Периодически — и без особой связи с сюжетом — появляется в повествовании, потому что всё время меняет место работы: ищет, где получше.
    • И под конец романа — коллективный пример тропа: конгресс почвоведов, который, чуть ли не мистическим образом, снова и снова встаёт на пути у Остапа.

Кино[править]

Отечественное кино[править]

  • «Пропавшая грамота» — козак Василь всюду, даже в алкоголических трипах по аду и во дворце в Петербурге, натыкается на свою жену. Хотя добрый чёрт Куць попадается ему еще чаще.
  • «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» — режиссёр Ричард Викторов хотел, чтобы зрители воспринимали в духе тропа персонажа, известного как И. О. О. (Исполняющий Особые Обязанности). И специально подобран актёр с такой внешностью (И. Смоктуновский) и загримирован так, чтобы это была ещё и визуальная отсылка на мало кому в СССР тогда известного (а на Западе весьма свеженького в те годы) «Доктора Кто».
  • «Обыкновенное чудо» — назойливый и безгласный придворный с редкостно тупым выражением лица (Вадим Урюпин), по всей видимости, маниакально норовит «зачем-нибудь вдруг пригодиться» королю и таким образом заслужить его милости. Этот царедворец снова и снова «как бы невзначай» оказывается около короля или на линии его взгляда. Короля это бесит: «Опять ты?.. Уйди отсюда. Слушай, УЙДИ отсюда!». Но король никак не наказывает надоеду — ограничивается только словесными знаками неудовольствия. Даже в момент, когда сей мужчина уже окончательно достал короля (у которого и так забот полон рот): «Боже мой, уйди от меня навсегда!». И наконец выливает содержимое кофейника на голову бедняге, с собачьей преданностью заглядывающему в глаза их величества.
    • Леонид Филатов, «Ещё раз о голом короле» (кстати, тоже по Шварцу) — отсылка. Уже другой монарх гаркает на назойливого придворного: «Опять ты здесь?! Ну что ты взял за моду / Торчать перед глазами, прохиндей? / Когда бы я имел такую морду — / Я б вообще скрывался от людей!». Тем более это смешно, что этот придворный по факту — личный секретарь и ассистент короля, так что ему и положено всегда быть рядом.
  • «Про Красную Шапочку» — два недотёпистых Волка преследовали героиню, успешно притворяясь и дровосеками, и католическими священниками, и благородными дамами. КШ велась, но отмечала при этом, что в последнее время часто встречает одинаковых людей: группа из двоих, один худой, другой толстый, и у толстого болят зубы.
  • «Семь стариков и одна девушка»:
    • «Я — Гриша».
    • Гражданин в шляпе, постоянно разглядывающий различные ремонтируемые объекты.. У него внезапно находится всё — и аспирин, и чернила, — но икры нет даже у него.
  • Сценаристы (поклонники мультфильмов Текса Эйвери и Чака Джонса?!) настаивали, что этот троп должен быть отыгран в гайдаевской комедии «Частный детектив, или Операция „Кооперация“». То и дело на пути героев или злодеев должен был попадаться смурной детинушка (Дм. Макаров) с таким выражением лица, будто он с похмела, и угрюмо вопрошать: «САНТЕХНИКА ВЫЗЫВАЛИ?..». В более редких случаях — должен был появляться молча. Гайдая раздражала настойчивость сценаристов, и в итоге сантехник появился в гораздо меньшем количестве сцен, чем планировалось изначально. Например, финальный кадр (земной шар с надписью «Кооператив „Земля“» и вопль ужаса за кадром) должен был содержать ещё одно появление этого же сантехника («выплывающего» прямо из планеты), но Гайдай сказал «Ну его, это дичь какая-то. Даже у абсурдного юмора должны быть рамки».
    • Троп, впрочем, всё равно отыгран с другим персонажем: Дмитрий Пузырёв — протагонист фильма — постоянно оказывается помехой то для настырной журналистки Лены: «Маньяк!!», то для майора Кронина: «Ну, конкурррент!»
    • Лена для протагониста тоже являет собой вариант тропа — она ему попадается то в роли алкоголички, то наркоманки, то проститутки… Причём она отыгрывает эти роли намеренно (и с перебором): она журналистка-авантюристка, норовящая проникать в самые разные социальные среды и давать «репортаж из самой гущи».
  • «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — местный пионер постоянно появляется перед сюжетными персонажами с неизменным вопросом «А чё это вы тут делаете, а?». В финале даже высовывается сквозь четвёртую стену и обращается с тем же вопросом к зрителям.
    • А ему, бедняге (кроме этого последнего случая), сюжетные персонажи каждый раз с раздражением говорят: «Иди, иди отсюда!».
  • «Брат 2» — таксисты в Москве и в Америке. Данила даже подсвечивает: «А у вас брата в Москве нет?»

Совместное производство[править]

  • «Невероятные приключения итальянцев в России». Хромой (Евг. Евстигнеев), влекомый жаждой халявы, почти неотступно следует за антигероями (даже непонятно, как это у него получается, с его-то увечьем), и пародийный злодей — мафиозо Розарио Агро — реагирует на Хромого как на сабж статьи: «Опять ты?!.. Чего ты всё время крутишься, как комар, перед моим носом?!».

Иностранное кино[править]

  • «Робин Гуд: мужчины в трико» — намёком. Сцена с прибытием аббата. Толпа приветствует: «Привет, аббат. Доброе утро, аббат. Как дела, аббат?». Один мужчина радостно орёт во всю глотку «ПРИВЕТ, АББАТ!!!». Аббат в сторону, устало: «Ненавижу этого парня…»
    • Парень, кстати, не так прост. Одёжа на нём совсем не бедняцкая, и во время свадьбы он единственный (кроме брачующихся и свидетелей), кто стоит не сбоку, а на красной ковровой дорожке. Видимо, это таки какой-то местный вип (бургомистр?), который действительно часто пересекается с аббатом и успел ему надоесть.

Телесериалы[править]

  • Con Man. У всех барменов в городе почему-то одинаковая внешность — как у Каспера Ван Дина.
  • «Самая плохая ведьма в колледже волшебников» — когда из-за козлизма сокурсника главной героини из колледжа ушел завхоз, виновнику приказали сделать что угодно, чтобы его вернуть. Хитрец воспользовался украденным у подруги Милдред ловцом снов и сделал так, что беглец в каждом прохожем видел ненавистную рожу наглого студента. Решив, что в маггловом мире ничуть не лучше, он вернулся в колледж.

Телевидение[править]

  • Вполне могло возникнуть ощущение, что Евгений Петросян монополизировал юмор на России-1.

Мультфильмы[править]

  • Текс Эйвери любил этот троп:
    • Little Red Walking Hood. По ходу мультфильма, не пойми зачем, снова и снова появляется Egghead (комичный красноносый придурок в зелёном пиджаке, один из постоянных персонажей в ранних мультфильмах Эйвери). А в финале неожиданно выясняется, что именно он — тот герой, который должен спасти Красную Шапочку от Злого Серого Волка.
    • «Индейка-злодейка» (Jerky Turkey) — слишком уж часто на пути главных героев, индейки и охотящегося на неё переселенца, появляется угрюмый, хладнокровный и самодовольный медведь с рекламой ресторанчика «У Джо». А почему его появления сопровождаются столь загадочной и вроде как угрожающей музыкой?.. В финале оказывается, что это была ловушка, и на призыв «Зайдите покушать у Джо!» ни в коем случае не следовало откликаться — Джо, этот медведь, сам всех ест).
    • Пёс Друпи, в период, когда служил в полиции, обожал издеваться таким манером над Маквульфом
  • Чак Джонс:
    • The Dover Boys at Pimento University (пародия на Rover Boys, серию глуповатых детских книг 1920-х годов). Что это за странный седоусый тип в старинном купальном костюме и матросской шапочке, с комичной походкой? Почему он всё время попадается то на пути злодея, то на пути трёх «героических» братьев Довер?.. А в финале девушка не достанется ни Доверам, ни злодею — её уведёт с собой этот мужик.
    • Цикл из семи мультфильмов «Похититель овец, или Волк овце не собака» (Sheep Raider, aka Sheep, Dog 'n Wolf), где волчишка Ральф (дальний родственник койота Уайла) норовит воровать овец, а пастуший пёс Сэм постоянно их защищает и каждый раз жестоко избивает (а не грызёт) волка. В пятом выпуске (Ready, Woolen and Able) Джонс решил опять поэксплуатировать свой любимый троп (сабж): избиений как раз, в отличие от четырёх предыдущих историй, случилось немного, вместо этого Ральф, когда пытается обойти пса-сторожа, снова и снова его встречает в самых неожиданных и невозможных местах. «Что за… — думает волк. — Так просто не может быть!!». Но встречи множатся, множатся, вороватый хищник всё хуже себя чувствует (в психологическом отношении)… Наконец он убедился, что это каждый раз были разные псы, а всего их набралась огромная толпа — идентично выглядящих, одной породы. Но было поздно: длинномордый ворюга подвинулся умом (к счастью, обратимо).
  • «Правдивая история Красной Шапки»: выслушав показания нескольких героев (самой Шапки, Волка, Дровосека и Бабули — здесь ещё и пародия на «Ворота Расёмон» и похожие сюжеты), детектив-лягух обращает внимание, что всем им встречался один и тот же второстепенный персонаж — кролик, который в итоге и оказывается главным злодеем.

Мультсериалы[править]

  • «Эй, Арнольд!» — Брейни, тайный поклонник Хельги, часто появляется рядом с ней в абсолютно неожиданных местах, даже там, где это, казалось бы, физически невозможно (например, в едущем поезде). Согласно Слову Божию, он, возможно, даже наделён мистическими способностями, позволяющими ему это делать.
  • RWBY — старик, который и продавец, и повар, и уборщик. Изначально работал везде потому что не было моделей для массовки, а потом это превратилось в постоянную шутку.
  • «Аватар: Легенда об Аанге»: продавец капусты.
  • «Гриффины» же и постоянно преследующий Питера зловещий петух двухметрового роста! В полнометражке по «Звездным войнам» отыгрывает Бобу Фетта.
  • «Масяня» — одна из серий так и называлась «Странная рожа»: Хрюндель и Масяня всюду на неё натыкались. А когда давно её не видели, так даже заволновались.
  • Тимон и Пумба — здоровенный мужик с щетиной и красным шнобелем по имени Квинт.
  • «Черный пират» — главному герою постоянно видится герцог Ван Гульден, убивший его братьев - обычно зловеще смеющимся. Иногда появляется в странных местах - например на поверхности рома в стакане.

Комиксы[править]

  • В пятом выпуске «Астерикса» главные герои, ни о чём не подозревая, совершали своё путешествие вдоль границ всей Галлии… и почти в самом начале пути, на улицах Лютеции, за ними увязался белый пёсик, грустно сидевший у дверей мясной лавки. Далее он следовал за ними до самого конца «турне» — а герои эту собаку не замечали! Они впервые обратили внимание на пса, только когда полностью свершили свой многодневный квест и вернулись в родную деревню. А уж потом пёс получил имя Идефикс (ватсониански — его нарёк Обеликс, дойлистски же — авторы устроили конкурс «Как назовём щенка?» среди читателей журнала Pilote) и стал одним из постоянных персонажей всех последующих выпусков: личным и очень любимым питомцем Обеликса. Астерикса собакен тоже любит — и считает своим «вторым по значению хозяином».
  • «Фриволеск» — разнорабочая девушка со светло-русой косой, которую персонажи встречают в каждом кафе. На самом деле близнецы-четверняшки.

Аниме и манга[править]

  • One Piece — имеется несколько шуточных персонажей, часто мелькающие на заднем плане среди массовки вне зависимости от времени и места действия (даже во флешбэках), своего рода тест на внимательность от автора. В SBS периодически появляется объяснение, что они делали в той или иной локации; влияния на сюжет (пока?) не имеют.
  • «Macross 7»: «Flower Girl» — фанатка главного героя, которая всё никак не может вручить ему букет.
  • Nasuverse - как оказалось, именно такое отношение у Лансера-Кухулина к Арчеру-Широ. Каким-то образом куда бы ни призвали первого - второй появляется следом и Лансер это помнит и подсвечивает.

Видеоигры[править]

  • Nox — в землях Нокса явно орудует целое семейство торговцев по фамилии Бизанти и с почти одинаковыми портретами (отличается только цвет волос). Возможно, разработчики немного поленились, но обыграли это остроумно. Последний раз эта морда встретится герою аж у входа в цитадель тёмной властелинши, посреди мёртвой, кишащей монстрами тундры. Видимо, Бизанти наладили бизнес даже с зомби.
  • Аналогично торговец О’Ака в Final Fantasy X. Когда главгерои оказываются вне закона, его арестовывают за помощь им, но ничего, у него еще и брат точно такой же есть!
  • Sid Meier’s Pirates! — прежде всего барон Раймондо, который расскажет всё, что знает двадцать раз подряд. Или мистер С. Коннери, ревнивый жених всех губернаторских дочек архипелага, способный находиться в десяти разных городах одновременно.
  • Fallout 4 — Дьякон. Встречается чуть ли не на каждом углу. Как потом оказывается, не случайно.
  • Ведьмак 3: Дикая Охота — В частности DLC «Каменные Сердца». Гюнтер о’Димм. Криповый вариант.
  • The Elder Scrolls — М’Айк Лжец во всех играх серии, начиная с Oblivion. Появляется в случайных местах и выдаёт фразы-пасхалки, нередко ломающие четвёртую стену. При этом ему без разницы. сколько времени прошло между событиями разных частей — семь, двести или восемьсот.

В хоррорах[править]

  • Экранизация «Гарри Поттер и Орден Феникса» — Волдеморт мерещится Гарри Поттеру то тут, то там. (По сюжету, именно в этот самый период времени телепат легилимент Волдеморт упорно старается влезть к Гарри в мозги.)
  • Мультсериал про Человека-Паука 90-х — вполне себе хоррор-пример. Впервые встретив Чёрную Смерть Венома, Питер испытывает такой шок, что Веном начинает мерещиться ему повсюду: например, на картинках в книгах и в случайных прохожих на улице.
  • JoJo's Bizarre Adventure — Цуруги путает восприятие, заставляя видеть повсюду одно и то же лицо. Ни разу не смешная способность. А если жертва перепутает человека с автобусом, то ещё и убийственная.

Пародийные примеры[править]

  • Классическая «Дьяволиада» Булгакова, написанная в духе «типа я Кафка» за несколько лет до выхода в печать романов самого Кафки. Приём заспойлерён уже в подзаголовке: «Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя».
  • «Д’Артаньян и три мушкетёра». Г. Юнгвальд-Хилькевич намеренно отыгрывает троп с де Жюссаком, превратив его в «грозного человека, одетого в чёрное, с холодным и жёстким взглядом», который — иногда просто так, иногда под характерную мрачную музыку — всё время появляется в самых разных сценах, лезет на глаза зрителю, а то и д’Артаньяну (что стало поводом для регулярного обмена коронными фразами: «Как, вы еще живы, господин де Жюссак?!» — «Я смотрю, и вы еще пока живы, господин д’Артаньян…»).
    • В сиквелах эффект не отыгрывается. В них этот месье столь же циничный и «клизменный» (за исключением третьей части, в которой не появляется вовсе), но он стал старше, чуть помягчал нравом и уже не работает «ходячим жупелом», а также обнаруживает чувство юмора, да и вообще тянет на антизлодея и великолепного мерзавца, пусть и с прикрученным фитильком. А коронные фразы всё те же.

Прочие примеры[править]

  • Мета-пример: мюзиклы, в особенности отечественные. Потому что хороших актёров и в то же время хороших певцов сильно меньше, чем просто хороших актёров и просто хороших певцов. А учитывая, что аудитория у проектов чаще всего взаимопроникает, и многие из неё ходят не столько на постановку, сколько на актёров, это уже даже на «мы тебя где-то уже видели» не тянет. Зато порой начинает тянуть на иронический кастинг: так, Ростислав Колпаков (штатный Карамон и на полставки Герберт фон Кролок) в одну и ту же осень 2022 года умудрился спеть в двух проектах на один и тот же сюжет, причём в «Финроде» он поёт Саурона, а в «Лэ о Лэйтиан» — Берена!
  • А. Н. Островский, «Гроза». Савёла Прокофьича Дикого раздражает, что он везде, куда ни придёт, встречает своего нелюбимого племянника Бориса. Хотя Борис его совсем не преследует, просто некоторое время так само как-то получалось.
  • Half-Life: на протяжении игры протагонист раз за разом встречает странного человека в синем костюме и с дипломатом, который абсолютно спокойно чувствует себя в лабораториях, заполонённых монстрами из чужого измерения, которого игнорируют враги (и, возможно, его вообще видит только сам протагонист), и который явно владеет закадровой телепортацией. Да-да, речь именно о нём.
  • Sonic Adventure 2: кот Биг появляется во всех миссиях, кроме гоночных, иногда в труднодоступных местах. И всё не расстаётся со своей удочкой, для чего — непонятно.
  • Fallout: New Vegas: секьюритрон Виктор, выкопавший Курьера из могилы, ещё несколько раз попадается ему на сюжетном маршруте к Вегасу. Если игрок скажет Виктору, что преследование Виктора его пугает, или «ты что, в каждой бочке затычка?», Виктор весело ответит, что робот — это в первую очередь софт, а его можно загрузить в любого секьюритрона, поэтому он может находиться одновременно во всех местах, где был замечен.
  • Тропом сильно страдают русские квесты, бессмысленные и беспощадные — так как денег заплатить художникам за новых персонажей нет, а эксплуатировать их на волне популярности жанра можно буквально до дыр. Так кочуют, например, персонажи по выпускам «Василия Иваныча и Петьки», с постепенным повышением градуса абсурда.