Архив Буресвета

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Stormlight Archive»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Pomoshzala.jpgПрошу помощь зала.
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.

«Архив Буресвета» (Хроники Буресвета, Хроники Штормсвета, англ. Stormlight Archive) — книжный цикл в жанре эпического фэнтези за авторством американского писателя Брендона Сандерсона, состоящий (на данный момент) из четырёх романов и двух повестей; на стадии написания также находится пятый роман, после которого автор планирует выпустить ещё пять книг. Действие разворачивается в мире под названием Рошар, который, в свою очередь, является частью более широкой метавселенной под названием Космер.

Книги[править]

В серии десять книг, которые делятся на две арки по пять книг, с внутримировым перерывом в пять-десять лет. Каждая книга сосредоточена на каком-то одном персонаже, то есть его главы есть в каждой части, а также через флэшбеки рассказывается его история. В книге пять частей, между ними интерлюдии, в начале пролог, в конце эпилог. В первой арке пролог — убийство короля Гавилара с разных точек зрения, от убийцы в первой книге до самого короля в пятой. Эпилог — размышления Шута об искусстве. В интерлюдиях на первый взгляд посторонние персонажи полнее рассказывают общую историю, и да падет на вас проклятие Вестников, если вы их не читаете. После эпилога — страница с кетеком, традиционным симметричным стихотворением. Названия частей книги и составляют этот кетек. Кроме того, аббревиатуры книг в арке также составляют симметрию. Как и во всех Космерских книгах, в конце также присутствует Ars Arcanum от Крисс.

  • «Путь королей» (тж. «Обречённое королевство», The Way of Kings, 2010) — книга Каладина.
  • «Слова сияния» (Words of Radiance, 2014) — книга Шаллан.
  • «Давший клятву» (Oathbringer, 2017) — книга Далинара.
  • «Ритм войны» (Rhythm of War, 2020) — книга Венли и Эшонай.
  • [Названия ещё нет] — книга Сзета.

Кроме того, есть два тай-ина, небольшие повести: Edgedancer (POV Лифт) и Dawnshard (POV Рисн).

Сеттинг[править]

У Рошара три луны разного цвета. В этом мире с большей или меньшей регулярностью происходит явление, называемое Великим Штормом (Великобурей) — невероятной силы ураган, сметающий все на своём пути. Поэтому вся живность Рошара либо умеет за две секунды зарываться в землю, либо отращивает когти, чтоб крепче цепляться, и панцири, чтобы не побило обломками, либо ютится по расселинам скал и ущельям гор. Порой и то, и другое, и третье.

Но Великая Буря приносит не только разрушения. Он также несет в себе магическую энергию — Буресвет, которым можно зарядить драгоценные камни и использовать их для нужд развития цивилизации: от банального освещения и отопления до создания телепортов. Конечно, простые люди не могут себе этого позволить и отапливаются обычным деревом, а освещаются обычными свечками, но в целом Рошар не погрязает в средневековом застое, а находится где-то на уровне XVIII—XIX в. Развитию огнестрела там помешало только наличие холодного сверхоружия, работающего на Буресвете — осколкомечей, — и сверхброни — осколкоброни. Рыцарь в осколкоброне и с осколкомечом — это армия из одного человека, и если ни одна страна не смогла завоевать с таким оружием мирового господства, то лишь потому, что количество этих мечей и доспехов весьма невелико: их даже меньше, чем валирийской стали в Вестеросе.

  • И именно поэтому массовый огнестрел не получил развития? У автора явно не все в порядке с логикой.
    • В четвёртой книге появляется прототип авиации, так что возможно и огнестрел не за горами.

Секрет их изготовления утерян 4000 лет назад, когда человечество пережило очередной апокалипсис. Создали их и владели ими Сияющие Рыцари, которые защищали человечество от разных чудовищ и помогали выжить в катастрофах, но в какой-то момент Сияющие бросили свои доспехи и мечи и ушли навсегда. Люди считают это великим предательством, но на самом деле все сложно. Те, кто завладел доспехами и оружием, быстренько выбились в аристократы, а поскольку Буресвет обесцвечивает радужную оболочку, то светлоглазые, даже если у них не было осколкомечей, превратились в высшую касту и начали гнобить темноглазых.

На Рошаре живут разные человеческие расы и несколько нечеловеческих видов — паршмены/паршенди, Сиа Аимийцы и Неспящие. Ах да, и еще золотоволосые ириали, предками которых были далеко не люди. И здесь неоднозначное общество. В наличии и гуманизм-наука-просвещение-гигиена, преданность и забота о ближнем — и рабовладение (сразу двух видов), война на истребление, классовое расслоение и прочие прелести.

Ах да, почти самое главное: в этом мире духи совершенно реальны. Они называются спрены. Среди них есть как создания, лишённые разума, вроде животных и даже микробов (гнилоспрены, страхоспрены, гневоспрены, плямяспрены), так и разумные сущности — подобные людям и даже весьма высокоорганизованные, которые по уровню могущества тянут на богов (Единый Бог был, но умер). Неразумные спрены видны всем и каждому, разумные — только тем, кому хотят показаться. Неразумных и разумных тоже спренов можно заключать в драгоценные камни и приспосабливать к народному хозяйству — так, пламяспрен, заключенный в фабриал, может обогревать помещение. С разумными спренами можно заключать союзы. У спренов есть свое владение — Шейдсмар (Рошарская Когнитивная Реальность). Люди могут проникать в него, но выжить там непросто (еды нет, вместо воды бисеринки, содержащие в себе образы реальных вещей нашего мира, вместо земли вулканическое стекло), так что лучше по пустякам туда не шляться.

Магия[править]

В Рошаранской системе обитают три Осколка — Честь, Вражда и Культивация. Спрены — их дети. Разумные спрены Чести и Культивации могут создавать узы с людьми, даруя им доступ к потокам. Такие люди называются Сияющими Рыцарями и формируют десять Орденов, каждый со своими потоками, клятвами и философией. Спрены Вражды предпочитают паршенди и наделяют их девятью разными способностями: Небесные летают, Глубинные умеют ходить сквозь камень и так далее. Но на самом деле ничто не мешает спренам Вражды соединяться с людьми, а спренам Чести и Культивации — с паршенди, просто в войне Осколков так фишка легла, что люди стали на сторону Чести и Культивации, а Вражда начал помогать паршенди. В ходе последнего великого столкновения Честь, которого люди почитали как Единого Бога, умер, но от него остался фрагмент, ставший Отцом Бурь. Культивация, в свою очередь, спряталась, оставив для контакта свою дочь Ночную Стражницу.

В общем, секрет магии на Рошаре прост: или ты заключаешь союз со спреном Чести/Культивации и становишься Лучистым, или заключаешь союз со спреном Пустоты и получаешь его способности. Паршенди еще должен заключить спрена в свое камнесердце. У спренов есть свобода воли, так что он может послать тебя нафиг.

Второй вариант магии — изготовление фабриалов. Неразумный спрен или поток света заточается в камень, и вуаля, у тебя есть артефакт, которым можно освещать, отапливать, передавать сообщения или даже двигать лифты и воздушные корабли.

История[править]

Давным-давно человечество вело нескончаемую битву против жутких Приносящих Пустоту. Конечно, сейчас это не более чем легенды, но, говорят, эти войны назывались Опустошением. Людей возглавляли Вестники. Десять человек, пять мужчин и пять женщин, пожертвовали собой: вместе с лидерами Приносящих Пустоту их запирали в Преисподней и там подвергали пыткам. Вестники могли разделять боль между собой, но стоило хоть одному сдаться, как все – и даже враги – возвращались обратно на Рошар, и Опустошение начиналось снова. Каждый раз людям с трудом удавалось одержать победу, и после этого Вестники добровольно возвращались в Преисподнюю. Но из-за бесконечного цикла крови и боли души их превратились в растерзанные лохмотья. И если в начале между опустошениями проходило несколько сотен лет, то вскоре это число стало сокращаться до десятилетий, а между двумя последними не прошло и года. И так вышло – по случайности или из-за трусости – что почти все они остались живы, только один погиб. И когда оставшиеся Вестники собрались вместе, они поняли, что из всех десятерых только он никогда не ломался. И тогда они приняли решений уйти. Они оставили свои клинки. Сказали людям, что наконец победили. И разошлись в разные стороны. Тот, кого они предали, продержался четыре с половиной тысячи лет. После этого не выдержал и он…

Народы и расы[править]

  • Алети. Населяют Алеткар. Гордая и воинственная раса, жёстче всех соблюдающая кастовые разграничения и порядки. Исповедуют воринизм. По причине своей гордости и воинственности долго не могли объединиться в одно государство и жили разрозненными феодами, пока братья Холин, Гавилар и Далинар, не объединили их железной рукой. После объединения алети обратили свою воинственность на соседей, что потом слегка вышло им боком.
  • Гердазийцы, соседи алети. Тоже гордая и воинственная раса, с примесью крови паршенди, благодаря чему у них очень крепкие ногти. Тоже исповедуют воринизм. Успешно воевали с алетийскими приграничными княжествами, но после воссоединения Алеткара им пришлось туго.
  • Тайлены. Населяют Тайлену. Обладают уникальной расовой чертой — длинными бровями, которые укладывают каждый по своему разумению: одни завивают в локоны и оставляют свисать, другие убирают за уши, третьи фабрят и распрямляют торчком. Возвели торговлю в ранг высокого искусства.
  • Веденцы, ещё одна воринская нация. Населяют королевство Джа-Кевед. Отличаются бледной кожей и тёмными, иногда рыжими, волосами.
  • Натанатанцы. Населяют Новый Натанатан, отличаются голубоватым цветом кожи. Тоже исповедуют воринизм.
  • Ункалаки. Населяют горный хребет, разделяющий Алеткар и Джа-Кевед. Отличаются высоким ростом, белой кожей и рыжими волосами. Обладатели заковыристых длинных имён, которые никто, кроме них самих, не может выговорить, поэтому для внешних они представляются прозвищами. Другие народы прозвали их Рогоедами, потому что ункалаки способны приготовить вкусное блюдо даже из рогов и копыт.
  • Шины. Населяют Шиновар. Отличаются специфической религией, запрещающей ходить по камням, а также небольшим ростом и отсутствием складки века (эпикантуса), как у остальных жителей Рошара. Поэтому глаза у них не узкие, а круглые, что составляет еще одно значимое расовое отличие. Многими шины из-за этого (и из-за небольшого роста) кажутся похожими на детей.
  • Азирцы. Населяют Азир. У них тёмная кожа и тёмные вьющиеся волосы, а также весьма развитая бюрократия и довольно причудливая система управления государством.
  • Реши. Проживают на Решийских островах, представляющих собой панцири огромных водоплавающих животных.
  • Паршенди (Слушатели, Певцы). Нелюдская раса; их кровь оранжевого цвета. Проживает на Расколотых Равнинах, а также везде, где держат паршменов в качестве рабов. Впрочем, свободные паршенди настолько отличаются от паршменов, что король Гавилар даже поначалу не считал их одной расой. А дело все в том, что паршенди способны менять форму при помощи спренов, которых захватывают в свое светсердце, а все порабощенные паршенди имеют «тупую форму», вообще без спрена, действительно идеально приспособленную для рабского существования. Существуют также весьма грозная боевая форма, есть рабочая, есть форма для спаривания, мыслительная форма и еще одна… впрочем, это спойлер. Паршенди отличаются «мраморной» кожей, на которой белый, черный и красный цвета образуют неповторимые узоры. Они также общаются песнями, и ритм, мелодия зависят от настроения, и называют себя Поющими/Певцами и Слушающими/Слушателями.
  • Сиа Аимийцы, жители погибшей Аимии. Нелюдская раса. Имеют голубую кожу, сапфирового цвета ногти и глаза, а еще отбрасывают тень к Солнцу, а не от него. Могут усилием воли изменять строение своего тела.
  • Дизийские Аимиане, или Неспящие. Нелюдская раса. Колониальные организмы, Рои. Состоят из тысяч крабоподобных ордлецов и могут выращивать их с разными функциями — например, с обостренным нюхом или с хранением воспоминаний. Опытные Неспящие могут имитировать человека, маскируя стыки между ордлецами «морщинами» или «татуировками».

Суть проблемы[править]

Мир на пороге очередного Апокалипсиса, но знают об этом немногие и боятся сказать вслух, чтоб их не приняли за сумасшедших. Поэтому те из них, кто обладают властью и влиянием, действуют тайно, путём интриг и точечных убийств направляя ход истории куда им надо или сколачивая коалиции. Проблема в том, что все они действуют врозь и преследуют не одни и те же цели, а потому история и не собирается идти, куда им надо.

Сюжет (без особых спойлеров)[править]

Гавилар Холин, король Алеткара, убит суперкиллером-Осколконосцем. «Заказали» его паршенди, вожди немногочисленной непорабощенной части этого народа, как раз в тот день, когда он собирался подписать с ними мирный договор. Отпираться от своего деяния они не стали, во всем признались и приняли казнь — но так и не сказали, зачем они это сделали. Алеткар объявил войну паршенди и выдвинул войска на Расколотые Равнины, место их обитания, после чего увяз в этой войне на пять лет.

На эту войну Каладина, юношу трудной судьбы, занесло в качестве раба. Он попал в отряд мостовиков, принадлежащих лорду Садеасу. Их задача — наводить мосты, по которым армия переправляется через пропасти на Расколотых Равнинах (собственно, почему они и зовутся Расколотыми). Во время стычек с паршенди мостовики гибнут в огромных количествах, поскольку служат приманкой для лучников. Разгневанный таким положением дел, Каладин готовит массовый побег.

В это же время юная аристократка из обедневшего рода Шаллан Давар поступает в обучение к сестре алетийского короля Ясне Холин. Шаллан отнюдь не хочет посветить свою жизнь науке — она собирается украсть у Ясны Душезаклинатель, артефакт, превращающий одно вещество в другое. Ей это нужно, чтобы избавить семью от долгов, которые наделал отец. Ясна, в душе не подозревая о вероломстве ученицы, ищет в старинных летописях правдивую информацию о предыдущих концах света, Приносящих Пустоту, Сияющих Рыцарях и их таинственной обители — городе-башне Уритиру.

Персонажи[править]

Семья Холин[править]

Героический синий — цвет дома Холин. И в целом они — Крутое семейство.

  • Далинар Холин — брат убиенного короля Гавилара и дядя актуального короля Элокара, искусный полководец, огнём и мечом объединивший Алеткар. Отец солдатам и крутой генерал. Влюблён во вдову своего брата Навани, но долго не решался признаться ей, потому что считал это несовместимым с честью. Кающийся грешник, который много наворотил во время войны за объединение, в том числе такого, чего не может себе простить. При всей своей чопорности достаточно широко мыслит, чтобы предпринимать неортодоксальные действия. Получает видения, ниспосылаемые высшей силой во время Великих Бурь. Сначала боялся, что сходит с ума, потом понял, что это не безумие, а руководство к действию.
    • Честь прежде разума — временами вёл себя как Нед Старк, но довольно скоро, уже ко второму тому, отучился, оставаясь при этом порядочным человеком в режиме педаль в асфальт. В первом томе совершил очень неразумный (в долгосрочной перспективе, как оказалось, очень разумный), но безумно благородный и красивый поступок человека чести.
    • Крутой дедуля — «Узокователь», известный на западе под прозвищем «Чёрный Шип».
  • Адолин Холин — старший сын Далинара, хороший парень, притом большой модник, ловелас и дуэлянт. Предан отцу, хотя и не способен серьёзно относиться к его понятиям о чести (он вообще ни к чему не способен серьезно относиться). Мастер меча, с которым мало кто может биться на равных.
  • Ренарин Холин — младший сын Далинара, близорукий, слабоватый и подверженный эпилептическим припадкам. Тоже хороший парень, сострадательный, добрый и любознательный. Ему бы заниматься наукой, но вот беда: в жёстком кастовом обществе Алеткара наукой могут заниматься только женщины, а почти все мужчины не умеют даже читать и писать. Ренарин, с его врожденным малокровием и тихим характером, презирается своими ориентированными на войну соотечественниками. Даже его отец довольно долго в мыслях называл его «тот, другой» и «инвалид» — хотя позже понял свою ошибку и раскаялся. Стал Правдовидцем — видит будущее и умеет исцелять наложением рук. Его спрен был отравлен Враждой, что привело к неожиданному эффекту: Вражда не может видеть Ренарина и тех, кто с ним рядом.
  • Элокар Холин — король Алеткара, сын убитого Гавилара. Постоянно ощущает себя в тени отца и дяди, переживает и комплексует, что приводит его то к необдуманным и рискованным поступкам, то к пьянству. По большому счету, плохой король, который держится на троне только авторитетом отца, умом матери и усилиями дяди. К счастью, он сам это понимает. К несчастью, поздновато.
  • Аэсудан Холин — его жена. Мало что известно о том, какова она на самом деле, но имеет репутацию злой королевы. Впрочем, она могла пребывать под влиянием злых духов.
  • Ясна Холин — его сестра, выдающаяся учёная, невыносимый гений, еретичка, волшебница и просто красавица. Одна из немногих, осознающих нависшую над миром угрозу.
  • Навани Холин — вдова короля Гавилара, тоже учёная, но далеко не такая выдающаяся, как дочь. Впрочем, она весьма искусна и изобретательна в изготовлении фабриалов — артефактов, работающих на Буресвете и на заключённых в них спренах. Влюблена в Далинара, причем взаимно, причём ещё с тех времен, когда была замужем за Гавиларом. Становится Узоковательницей, заключив клятвенный пакт со спреном Уритиру, Близнецом.
  • Гавинор Холин — сын Элокара и Аэсудан, пятилетний мальчик, о котором мало что можно сказать, кроме того, что детство его было нерадостным.

Семья Давар[править]

  • Шаллан Давар — единственная дочь в семье, учёная-самоучка, очень талантливая художница. Девушка трудной судьбы: подвергалась абьюзу со стороны отца и матери, затем, ещё подростком, вынуждена была взять на себя заботу о братьях. Склонна к рефлексии, но когда надо, умеет действовать быстро и решительно, а также переступать через неудобные нормы морали (хоть и без пересечения морального горизонта).
    • Маска прирастает к лицу — Шаллан в перевоплощениях использует магию. И если сначала и читателю, и самой Шаллан кажется, что речь всего лишь об оптических иллюзиях, то в итоге её саму начинает не на шутку пугать собственная способность мгновенно перенимать черты личности того, кого она в данный момент изображает.
    • Раздвоение личности: Шаллан в попытках сбежать от травматических воспоминаний своего детства создает себе новые личности — Вуаль и Сияющую/Лучистую.
  • Лин Давар — отец Шаллан. Жестокий человек, с каждым годом все больше скатывающийся в паранойю и истязающий слуг и родных. Наделал долгов и связался с таинственной организацией Духокровников. Получил от них за что-то фабриал-душезаклинатель, благодаря которому поправил дела семьи, но ненадолго, так как фабриал дал трещину и стал непригоден. Был убит родной дочерью посла того, как убил вторую жену и изуродовал ногу сыну.
  • Хеларан, старший брат Шаллан. Каким-то образом примкнул к ордену Неболомов, получил осколкомеч и осколкоброню, отправился на войну с алети и был убит. Не кем-нибудь, а Каладином. Впоследствии его доспехом и мечом завладел лорд Меридас Амарам.
  • Балат, второй брат Шаллан. Из-за деспотичного и жестокого отца вырос садистом. Старается ограничиваться насекомыми и мелкими зверушками, но сам боится, что однажды захочет большего.
  • Виким, третий брат. Замкнутый и депрессивный. В детстве хотел стать ардентом, но после смерти матери мечтам не суждено было сбыться.
  • Йушу, четвертый брат. Безвольный малый, игрок в кости и выпивоха. Однажды проиграл такую сумму, что коллекторы пришли за его головой, и Шаллан продала ожерелье, чтобы его спасти.

Семья Каладина[править]

  • Каладин — c детства учился у отца врачебному делу, поэтому его нельзя было призвать в армию. Призвали его младшего брата, и в 15 лет Каладин пошёл в армию добровольно, чтобы присмотреть за ним. После гибели брата старался опекать и защищать всех юных солдат, дослужился до офицера. Спас в бою маршала Меридаса Амарама и попутно добыл осколкоброню и осколкомеч, которые сделали бы его, простого солдата, одним из самых могущественных аристократов королевства. Однако от своего трофея отказался, и спасённый присвоил таковой себе, а самого спасителя объявил дезертиром, заклеймил и «милостиво» продал в рабство. По этой причине (и многим другим) ненавидит светлоглазых, за редкими исключениями вроде Шаллан и семьи Холинов. Даже попав в роли пушечного мяса на поле боя, быстро сколотил из местного отряда смертников отряд несмертников. Страдает хроническим героизмом и ПТСР. Был прозван Благословенным Бурей — а поскольку на Рошаре слово «буря» ругательное, прозвище это весьма двусмысленное. Было переосмыслено, когда он первым установил отношения со спреном и сделался Лучистым: при посвящении в рыцари Далинар Холин дал ему (и всему его роду) это прозвище в качестве фамилии.
    • Прерванное самоубийство — Каладин, замученный безуспешными попытками спасти жизни другим людям (солдатам и рабам), решил броситься в пропасть и уже заносил ногу для последнего шага, но его вовремя окликнула Сильфрена.
    • Не везёт в любви — несмотря на усилия неугомонной Сильфрены и Адолина с Шаллан, так и не смог завязать долгосрочных отношений ни с какой девушкой.
  • Лирин — отец Каладина, хирург в маленьком алетийском городке Хартстоун в глухой провинции. Исправно лечил жителей городка и наставлял своего старшего сына в медицине. Ворчун и зануда. Невероятно предан своему делу и к тому же великий гуманист — будет лечить кого угодно, даже своего заклятого врага. Несмотря на постоянные стычки с сыном, сумел передать ему как мастерство, так и свои лучшие качества.
  • Хесина — мать Каладина, верная подруга и помощница своего мужа.
  • Тьен, младший брат Каладина. В 13 лет был призван в армию и погиб в первом же бою, оставив брату в наследство неизгладимый комплекс вины.
  • Ороден, родившийся незадолго до начала Опустошения. Просто годовалый младенец.

Паршенди[править]

  • Эшонай — предводительница паршенди, единственная, кто уцелел из пяти вождей, нанявших Сзета: её отослали раньше, чем совершилось убийство. Бой-баба — впрочем, у паршенди боевую форму могут принимать и женщины, и мужчины. В борьбе за свободу своего народа зашла слишком далеко. Погибла в схватке с Адолином.
  • Венли — её сестра, учёная. Сумела довершить то, что начала Эшонай — призыв древних паршендийских богов. Многократно и горько об этом пожалела. Поступила в услужение к Лешви.
  • Лешви — Сплавленная. Рыцарь крови. Закадычный враг Каладина.
  • Рабониэль — Сплавленная. Известна как «Госпожа желаний». Ученая-исследовательница. Получила Венли в свое распоряжение от Лешви.
  • Преследователь — охотник за Лучистыми, способный к телепортации. Назначил Каладина своим личным врагом, поскольку принципиально всегда убивает тех, кто убил его.
  • Рлаин — паршенди, посланный шпионом к людям под видом раба. Был отдан под начало Каладина и привязался к команде Четвертого моста, а они — к нему.
  • Эл — самый загадочный из Сплавленных. Ученый и воин. Заменяет свои костяные наросты характерные для боевой формы, металлом.

Четвёртый мост[править]

Товарищи Каладина по несчастью в рабстве у Садеаса. Сумели пробиться в свободные солдаты и отвоевать свободу для других мостовиков, помогая Далинару спастись из засады паршенди. Первыми во всей армии стали отрядом Лучистых из ордена Ветробегунов.

  • Скала — рогоед, высокий крепкий рыжий парняга с выдающимися бакенбардами. Принципиально не сражается, поскольку, будучи третьим сыном, не имеет права становиться воином. Тем не менее, искусный лучник. Один раз нарушил обет, выстрелив из осколколука, чтобы спасти жизнь Каладину. Искусный повар, чье рагу прославлено на всю армию. Командный дедушка, хотя вовсе не стар.
  • Даббид — юноша, получивший ранение в одном из рейдов и утративший дар речи вследствие ПТСР (На самом деле он аутист от рождения, но ПТСР у него тоже есть, просто Даббид воспользовался им как отмазкой, чтобы не разговаривать.). Первым нашел контакт с Близнецом, спреном Уритиру.
  • Лопен — гердазиец, протащивший в отряд нескольких своих кузенов. Будучи в рабстве, лишился одной руки. Сделавшись Лучистым, отрастил ее обратно. Редкостное трепло. Постоянно рассказывает истории из своей жизни и постоянно привирает.
  • Тефт — темнокожий дядька 50 лет, видевший некоторое дерьмо. Был солдатом, потом из-за дисциплинарных проблем, связанных с наркотиком «огненный мох» был наказан переводом в мостовики. Первым распознал в Каладине потенциального Лучистого. Стал лейтенантом гвардии под командой Каладина, долго не мог овладеть Третьим идеалом из-за проблем с наркотиками, но все-таки превозмог и овладел. Погиб в Уритиру, убитый Моашем.
  • Сигзил — чернокожий азирец, бывший ученик Хойда и Миропевец. Загремел на мост за попытку убийства. Был самым большим скептиком в отношении Каладина, стал одним из самых верных последователей. Стал лейтенантом в гвардии Далинара.
  • Скар — алети, работник при армии, попавший в мостовики за воровство обмундирования. Стал одним из лучших копейщиков в отряде. В битве при Нараке спас жизнь Адолину.
  • Дрехи — Высокий, красивый, хотя уже начинающий лысеть блондин, крутой гей, еще один лейтенант Каладина. Вместе со Скаром спас маленького принца Гавинора.
  • Газ — одноглазый бывший командир мостовиков, поначалу редкостный гад, который плевать хотел на жизни своих подчиненных. Каладин подкупил и запугал его, чтобы он помогал Четвертому мосту. Потом он сбежал, потом присоединился к телохранителям Шаллан, поднял уровень доброты, стал Лучистым и отрастил глаз.
  • Моаш. Соотечественник Каладина, бывший караванщик, претерпевший от того же мелкого вельможи, Рошона. Только Моашу досталось хуже: его родители умерли в тюрьме, посаженные туда Рошоном по ложному обвинению. Король, узнав об этой мерзости, просто отослал Рошона в провинцию, после чего Моаш начал мстить. За попытку бунта и был продан в рабство. Вступил в тайное общество с целью убийства короля, был остановлен Каладином, захвачен в плен паршенди и начал воевать на их стороне.

Прочие[править]

  • Лорд Меридас Амарам. Алетийский полководец, которому служил Каладин, пока тот сражался на границе Джа Кеведа. С виду — такое же зерцало чести и отец солдатам, как Далинар, но на самом деле — трус, лжец, подлец и полное чудовище. Перебил весь отряд Каладина, чтобы никто не узнал, как ему на самом деле достались Осколкоброня и осколкомеч. Самого Каладина продал в рабство. Впоследствии перешел на сторону Вражды
  • Лорд Торол Садеас — один из ближайших соратников Гавилара, после его смерти пытающийся получить влияние над слабовольным Элокаром. Генерал-прагматик, который в своем прагматизме докатился до того, что попытался предать Далинара, оставив его войско на растерзание паршенди. Продолжал интриговать против Холинов и после этого, в конце концов был убит Адолином в темном переулке Уритиру.
  • Сзет-сын-сына-Валлано, Неправедник из Шиновара, более известный как «Убийца в Белом» — Связыватель Потоков, Осколочник и раб. Вынужденный подчинятся любому, кто держит его клятвенный камень, не имеющий права отнять свою жизнь и прервать мучения, Сзет выполняет все, что прикажет его хозяин и не спрашивает пояснений. Даже если это сводит его с ума и разрушает душу. был убит Каладином, воскрешен Наланом и присоединился к Неболомам. Впоследствии оставил их и стал служить Далинару так же ревностно, как в свое время пытался его убить.
    • Коррупционер («Слова сияния») — педаль в пол. Говорящий чёрный меч Сзета обожает уничтожать всевозможное Зло. Сзет сражался им с неупокоенными, демонами, беглыми преступниками, что неизменно радовало артефакт. Но однажды меч получил одномоментно настолько огромную порцию вожделенного лакомства, что даже затруднился переварить. Исчадие преисподней? Порождение Тьмы? Маньяк-убийца? Злой гений? Нет, всего лишь вороватый начальник тюрьмы, создавший для своих подопечных ад в миниатюре, лишая их самого необходимого.
    • Хозяин своего слова — став Неправедником, поклялся выполнять всё, что прикажет его хозяин. И следовал этой клятве — несмотря на то, что это медленно разрушало его личность и в итоге свело с ума.
    • Я умираю, возьмите мой макгаффин — Гавилар перед смертью отдает Сзету, своему убийце, странную источающую чёрный свет сферу.
  • Хойд aka Шут[1], которыйвозникает то тут, то там, но неизменно именно где больше всего нужен.
«

— Некоторые с возрастом становятся добрее. Я не из их числа, ибо видел, как плохо космер обращается с невинными, — и это делает меня не склонным к доброте. Другие мудреют с годами. Я не из их числа, ибо у нас с мудростью всегда были противоположные цели и мне еще предстоит выучить язык, на котором она говорит. Кто-то с возрастом становится циничнее. Будь я таким, сам воздух искривился бы вокруг меня, высасывая все эмоции, оставляя лишь презрение. Иные… иные же с возрастом просто делаются странными. Боюсь, я именно такой. Я кость чужеродного вида, сохнущая на равнине, которая давным-давно была морем. Диковинка и, возможно, напоминание о том, что жизнь не всегда была такой, как сейчас. — Выходит, ты… старый, верно? Не Вестник, но такой же старый, как они? — Дитя, когда они были младенцами, я уже прожил с десяток жизней. «Старый» — это слово, которым описывают поношенный ботинок. Я нечто совершенно иное.

»
— Диалог Шута и Шаллан
    • Магия иллюзий — йоленское светоплетение, которым он часто пользуется.
  • Таравангиан, король Храбранта, города мудрецов, покровитель ученых и поэтов. Добрый пожилой человек, балансирующий между гением и маразматиком. Одним из первых узнал о приближающемся конце света и попытался спасти человечество, попросту вырезав всех ключевых людей в соответствии с составленной им Диаграммой. Когда со спасением человечества в целом вышел облом, продался Вражде с условием, что тот при очередном Уничтожении не тронет Храбрант. В конце 4 книги стал новым воплощением Вражды.
    • С ним на самом деле все сложно. Он выпросил себе у Стражницы сверхчеловеческий интеллект, но в качестве проклятия получил раскол между чувствами и разумом. В результате в свои «умные» и особенно «гениальные» дни он не способен сострадать, а когда он способен на чувства (и порядочные поступки) — он почти в маразме.
  • Лифт (Ришка) — уличная девчонка, воровка, которая из всех материальных благ интересуется только едой (всем остальным — лишь постольку, поскольку за это можно купить еду). Лучистая со способностями Танцующей На Грани (дар исцеления и умение использовать силу трения). Единственная Лучистая, которой не нужно восполнять свои силы Буресветом — она восполняет их едой, поскольку спрен и способности даны ей не Отцом Бурь, а Культивацией. Добрая и смелая, но при этом хулиганистая и легкомысленная девочка.

Спрены[править]

  • Отец Бурь, один из самых могучих спренов Рошара, осколок Единого Бога. Именно он обновляет мир при помощи бурь и заряжает его Буресветом. Связан узами с Далинаром Холином, сначала посылал ему видения, впоследствии заговорил с ним напрямую и заключил Клятвенный Пакт.
  • Сильфрена, его дочь (у спренов есть родственные узы, хотя и не такие, как у людей). Спрен Чести. Некогда потеряла своего Рыцаря и при этом чуть не погибла, став почти неразумным существом, как спрен ветра. Связалась с Каладином, с его помощью снова обрела самосознание и вспомнила свое имя.
  • Узор, спрен из рода Криптиков. Спрен правды и лжи. Связан с Шаллан.
  • Майя, спрен меча Адолина. Не связана с ним, поскольку является «мертвой», хотя умеет ходить, худо-бедно общаться и даже свидетельствала в его пользу на суде (все сложно).
  • Культивация, еще один сверхмогущественный спрен. Отвечает за всякую жизнь.
  • Стражница Ночи, дочь Культивации. Дарит людям исполнение желаний, но взамен наделяет проклятием. Именно у нее Далинар выпросил забыть Разлом и свою жену, после чего перестал бухать и вернулся в норму. А в качестве проклятия эта память вернулась к нему в самый неподходящий момент.
    • Это ещё как посмотреть. Далинару (да и всем остальным, в сущности, тоже) повезло, что воспоминания о столь болезненном для него событии начали возвращаться к нему постепенно, и Далинар успевал обдумывать и переосмысливать их. А Вражда собирался свалить на Далинара все эти воспоминания разом, что, несомненно, сломило бы его (и у Вражды – в лучшем случае! – оказался бы единственный живущий Узокователь, а в худшем – он уничтожил бы Буреотца через Далинара).
  • Близнец, дочь Культивации и Чести. Хранительница Уритиру. Заключила клятвенный пакт с Навани.

Тропы и штампы[править]

  • Адский папаша — Лин Давар, отец Шаллан. Был готов отдать родного сына на растерзание чисто ради воспитательного момента: нечего играть в азартные игры.
  • Ай, молодца — Каладин, чтобы спасти товарищей по Четвертому Мосту, обучил их маневрировать мостом, чтобы защищаться от стрел паршенди. Это привело к провалу военной операции Садеаса, которая зиждилась на том, что мостовики будут приманкой для паршендийских лучников. То есть, мостовиков-то он спас, но зато погибло множество других солдат.
  • Армия из одного человека — практически любой Осколконосец. А также практически любой Лучистый и любой Сплавленный.
  • А теперь я умруАдолин в финале третьей книги. Пытался задержать Сплавленных и не дать им добраться до Шаллан, старающейся запустить Клятвенные Врата. Какое-то время прятался среди иллюзий Шаллан, но потом его раскусили и проткнули копьём. Каладин признал, что помочь здесь не сможет, а на Рошар, где остались Сияющие с целительными силами, путь оказался закрыт... С прикрученным фитильком, так как Адолин всё таки не погиб (чудом).
  • А хотя… — лорд-сепаратист отказывается от любого компромисса с Далинаром, но в самом конце переговоров оборачивается и всё-таки предлагает вариант, который позволит ему сохранить лицо. На самом деле собирался заманить Далинара в ловушку и убить. Почти получилось.
  • Басня — внутримировой пример с аверсией (и наверной, подсветкой этой аверсии). «Цель рассказчика не в том, чтобы вложить в голову слушателя опредеоенные мысли, но в том, чтобы подсказать вопросы, над которыми следует поразмыслить».
  • Бескровная резняобоснование: осколочные клинки режут не тело, а душу. У раненых сереют и «мертвеют» раненые части тела, а у убитых выгорают глаза.
  • Бедный злодей!Рабониэль и Моаш.
  • Биохимических барьеров не существует — ну и что, что у паршенди оранжевая кровь и способность отращивать панцири? Они все равно могут иметь общее потомство с людьми. Ну и что, что животные Рошара насекомо- и ракообразны? Они все равно скрестились с лошадьми и породили ришадиумов.
  • Вот это поворот!: в конце третьей книги оказывается, что жуткие Приносящие Пустоту, древний мифический враг человечества, и есть люди, прибывшие на Рошар после уничтожения собственного мира и покорившие коренное население — паршенди. И в этой войне именно люди — неправая сторона. И как теперь с этим жить главным героям?
    • Шаллан убила обоих своих родителей.
    • И своего первого спрена.
    • Светлоглазый, которого Каладин убил и от чьей брони и меча отказался — Хеларан, брат Шаллан.
    • Добренький просвещенный король Таравангиан убивал людей, чтобы получить пророчества умирающих, и нанял Сзета, чтобы убивать королей и прочих правителей Рошара, повергая континент в смуту.
    • Паршенди, которых люди ничтоже сумняшеся поработили — и есть Пустотники из древних легенд.
    • Очередной цикл конца света не запустится, пока хоть один из основателей орденов Лучистых находится в аду, подвергаясь немыслимым пыткам в течение тысяч лет! Самого стойкого хватило на четыре тысячи. Остальные так или иначе сошли с ума. Впрочем, он тоже.
    • Далинар Холин во времена объединения Алеткара был не столько доблестным рыцарем, сколько безжалостным убийцей. Вершина его зверств — сожжение города Разлом вместе со всеми жителями. И со своей женой, которая отправилась туда для переговоров.
    • Древние Сплавленные не принесли паршенди свободу. Они вообще считают паршенди предателями и без зазрения совести вселяются в их тела, уничтожая души.
    • Именно Венли развязала войну людей и паршенди.
  • Вымышленное ругательство («Путь королей») — заменой «чёрта» является «шторм», в том числе и в производных («штормовой» вместо «чёртов»). Поминают также Отца Штормов и Вестников, всех разом или поименно, но это не столько ругательство, сколько восклицание типа «Господи Иисусе!». Еще ругаются, упоминая Десять Дураков, отрицательных персонажей воринской религии — тоже вместе или поименно.
  • Глаза разного цвета — у детей темноглазых и светлоглазых один глаз светлый, другой — темный. Очень удобно для тех, кто любит травить полукровок.
  • Если бы я хотел, ты уже был бы мёртв — страдающий от паранойи Элокар обвиняет дядю Далинара в покушении на свою жизнь. Лорд же на деле ни в чем не виновен и сам пытается найти злодея, но Элокар портит ему все планы, видя в них обращенный против себя злой умысел. Когда у Далинара кончается терпение он решает преподать племяннику урок и крепко ему вваливает, поясняя, что если бы он и правда хотел его смерти, то уже давно бы достиг своей цели.
  • Жуткая монотонность — безумный Вестник Налан не проявляет абсолютно никаких эмоций и говорит одинаково монотонно и когда преследует преступника, и когда его планы проваливаются, и когда убивает уличную воровку, укравшую корзинку с фруктами.
  • Кнопка берсерка — паршенди приходят в ярость, когда кто-то издевается над трупами их соплеменников. Сами они даже в бою стараются не наступать на тела павших.
  • Заливать горе — Далинар Холин после сожжения Разлома и убийства жены. Именно поэтому он и валялся пьяным, пока его короля и брата убивали.
  • Из двух зол ни одно выбирать не стоит — Перед Шаллан стоит выбор: убить судью-Вестника по приказу мутного типа из организации Духокровников, или позволить этому судье осудить ее мужа на вечное заточение в Шадесмаре? Нет, надо рассказать судье о заговоре против него и подтвердить тем самым чистоту своих намерений, склонив суд спренов Чести на свою сторону.
  • Кастовое сообщество — общество делится на касты темноглазых (низшую) и светлоглазых (высшую). Внутри каждой касты есть еще разделение на даны и наны, по десять ступеней в каждой. Если по этим ступеням еще можно подняться/опуститься, то перешагнуть порог касты уже нельзя. Разве что ты сумеешь где-то раздобыть осколкоборню или осколкомеч — тогда твои глаза посветлеют от регулярного воздействия Штормсвета. Но это оружие крайне редко, шансы раздобыть его не больше, чем шансы поймать белую ворону. Впрочем, есть более реальная возможность подняться в светлоглазые: заключить пакт со спреном и стать Лучистым Рыцарем. Но эта возможность а) открылась совсем недавно и б) только тем, кто перенес тяжелую психическую травму. Удачи.
  • Король-женщина («Слова сияния») — у народа реши правитель именуется королём, независимо от пола.
  • Крутая лошадка — все ришадиумы. Способны нести всадника в осколкоброне (за 200 кг), а когда всадник спешивается или падает, ришадиум становится самостоятельной боевой единицей, поражая врагов копытами и зубами.
  • Крутое кредо — девиз Лучистых рыцарей, т. н. Первый идеал: «Жизнь прежде смерти. Сила прежде слабости. Путь прежде цели». А также масса других идеалов, отличающихся у разных орденов.
    • Святой Город — Уритиру, древняя твердыня Сияющих рыцарей; наиболее священный город в мире, защищенный от Бурь. Был оставлен Рыцарями и потерян на тысячи лет.
  • Лишь бы не как у людей. В наших патриархальных обществах женщины нередко были неграмотны. Здесь же общество тоже отнюдь не матриархальное, но мужчины, включая королей, полководцев, чиновников, торговцев и даже врачей, не умеют читать! Грамоте учат только женщин[2]. Также именно женским делом считается всяческая ученость.
    • Хотя строго это лишь в Алеткаре, помешанном на культе воинственности, и для их соседей — веденов и гердасийцев. Для тайлена-мужчины нормально владеть грамотой, а уж для храбрантца тем более.
    • Правда, если мужчина захочет читать, писать и заниматься наукой, ему это не запрещено. Кроме того, существует упрощённое письмо — глифы (включая и цифры), которые используют, к примеру, военные (Бурестражи и мужчины из ордена Сыны Чести) и хирурги, а самые продвинутые мужчины в новое время начали использовать глифы фонетически. Так что совсем безграмотных мужиков там нет, особенно на ответственных позициях.
    • Кроме того, эти особенности продиктованы религией воринизм, которую исповедают только пять народов, а не всё население планеты. Причём сами ревнители, священнослужители воринизма, все поголовно грамотны.
    • Также здесь считается, что женщина должна прятать левую руку: длинным рукавом или как минимум перчаткой.
  • Магия иллюзий — один из десяти потоков, иллюминация, позволяет создавать зрительные и звуковые иллюзии.
  • Мрачный мальчик, весёлая девочка — Каладин и его спрен, Сильфрена.
  • Наделать в штаны — необычный пример. Снимать Осколочную броню — дело крайне долгое. Поэтому, если приспичило на поле боя, носитель брони делает свое дело прямо в штаны.
  • Настоящие мужчины едят мясо: у народа алети существует очень жёсткое разделение гендерных ролей вплоть до рациона (прямо половой диморфизм) — мясо и пряности для мужчин, фрукты и сладости для женщин. Есть еду противоположного пола не принято.
  • Не лошадь — ракообразные чуллы. Наряду с ними используются и обычные лошади, но они редкие и дорогие.
    • Сторожевой не пёс («Путь королей») — громгончие, членистоногие (как и почти вся местная фауна).
  • Неудачная баснявнутримировой пример: пытаясь объяснить Каладину, какую ответственность он чувствует за отряд, Сигзил, вспомнив своего учителя, рассказывает историю, но излагает её настолько сумбурно, что и сам не может объяснить, какой вывод из неё следует.
  • Неясно-смуглый — практически все жители Рошара. Стопроцентно белыми являются только веденцы, и то не все.
  • Одна история с разных ракурсовс прикрученным фитильком: пролог каждой книги — убийство короля с точки зрения разных персонажей, начиная от убийцы и заканчивая самим королем.
  • Обнять и плакать — Каладин король этого тропа. То есть, по мере продвижения сюжета всех главных персонажей хочется обнять, но Каладин пребывает в этом состоянии с самого начала и до конца текущей книги. В конце попустило.
  • Одушевлённое оружие («Слова сияния») — выясняется, что спрены могут создавать связь с людьми и превращаться в клинки осколков. Именно эта связь и клятвы позволяли стать Сияющим рыцарем.
  • Осрамиться по пьяни — во время убийства короля Гавилара его брат Далинар был пьян до неадекватности. Не совсем по теме статьи, но всё равно крайне позорно с его точки зрения.
  • Офигенно большой меч — все осколкомечи. Поскольку предназначены для работы по офигенно большим тварям. Правда, для своих размеров они довольно легкие, поскольку сделаны не из стали, и их не нужно таскать с собой, потому что они призываются из когнитивного мира.
  • Посмертный персонаж — король Гавилар.
    • Лин Давар.
    • Эви, жена Далинара.
  • Синие, как лёд, глаза — Далинар и Каладин. Оба — с прикрученным фитильком, ибо для алетийских аристократов это распространённое явление, а глаза Каладина становятся такими далеко не сразу.
  • СиротинушкаШаллан. Правда, в случае с матерью она защищалась и призвала клинок непроизвольно.
  • Смерть — лучшее алибисубверсия: Таравангиан после «вербовки» Сзета выдаёт тому список целей на убийство, в который включает себя с целью отвести от себя подозрения, если ассасина всё же остановят и вытрясут из него планы. Не пригодилось: Сзет добросовестно дошёл до последнего пункта в списке, и при встрече наниматель, удовлетворённый результатом, раскрыл свою личность.
  • Спровоцировал революцию — королева Аэсудан казнила священницу, которая обличала ее пороки. Это было последней каплей: вскоре в Холинаре и во всем Алеткаре вспыхнула гражданская война. А тут еще и паршмены-рабы обрели самосознание и вождей…
  • Упрощённое снабжение — наличие душезаклинателей с фабриалами легко решает проблемы снабжения: заклинатель легко может сделать зерно из грязи, вино из воды и каменную крепость из сооружения, построенного при помощи говна и палок.
  • У тебя ж регенерация — любого Лучистого рыцаря крайне трудно убить, пока у него есть доступ к Штормсвету, но Ренарин с его целительскими способностями жмет педаль в пол.
  • Фиолетовый — новый чёрный — пустотный свет, которым пользуются Сплавленные, именно такой: чёрный с уклоном в фиолетовый.
  • Шрамы навсегда — у Каладина не сходят выжженные на лбу рабские клейма. При этом татуировка, которой он пытался эти клейма прикрыть, рассасывается от Штормсвета.
  • Я убил Гвен Стейси — Каладин не может простить себе смерти младшего брата. И смерти всех других людей, которых пытался, но не смог спасти. Это доводит его в конце концов до ПТСР.
    • Четвертый Идеал для Каладина звучит так: «Я принимаю тот факт, что могу спасти не всех». Его провозглашение освободило Каладина и от шрамов, и от ПТСР, а Сильфрене дало возможность превращаться в осколкоброню.
      • В осколко броню превращается не Сильфрена, а летающие вокруг спрены ветра
  • Я воевал за врагов — разговаривая с гердазийским генералом Минком, Далинар Холин услышал, что тот потерял свою семью. Далинар высказывает соболезнования по поводу гибели семьи от рук паршенди… На что Минк лаконично замечает, что его семью убили не паршенди. Тут Далинару остается только заткнуться, потому что в свое время он четыре года воевал против Гердаза, и воевал жестко.

Тропы вокруг книг[править]

  • Авторский набор штампов — нестандартные, но любовно проработанные и описанные магические системы с большим количеством ограничений, а сами маги, как правило, если и выглядят имбой, то только за счёт кропотливого труда и оттачивания навыков; магия из злого источника используется в добрых целях; политическая интрига; апофеоз.
  • Анакосмизм — в этом мире не то что религия, но даже биология не такая, как в нашем, но одна из героинь думает о научной карьере как о «восхождении на научный Олимп».
    • Каладин думает об огромных камнях словом gargantuan.
  • Эффект Телепорно: сокращённый и повсеместно употребляемый друзьями и близкими вариант имени Каладина — Kal. По понятным причинам переводчики не стали, кхм, обмазывать высокоморального и положительного со всех сторон героя неблагозвучием и единодушно обозвали его «Кэл».

Примечания[править]

  1. Крайне неудачный перевод. В оригинале он Wit, Остроумец.
  2. Что-то подобное наблюдается у туарегов. Там действительно мужчина-вождь может быть неграмотным, но девочек стараются грамоте учить. Что любопытно: хотя туареги и мусульмане, но лица у них закрывают исключительно мужчины. В старину, если чужак видел туарега без платка-лисама на лице, дело кончалось или убийством этого чужака, либо самоубийством туарега.