Пионерский фольклор
Пионерский фольклор — устное творчество советских детей в возрасте 5-12 лет. Включает в себя несколько течений.
Пионерские страшилки[править]
Поджанр «страшных историй» в городских легендах позднего СССР. Поскольку хоррор в СССР практически не издавался по политическим причинам[1], а свято место пусто не бывает — детский фольклор начал генерировать собственные сюжеты на эту тему. За основы брались либо классические истории о мертвецах, заимствованные из сказок и деревенских легенд, либо «страшные» сцены из кино тех лет (кошмар Геши из «Бриллиантовой руки» — явный отголосок историй про «красную руку»), либо переработанные городские легенды — про пирожки из человеческого мяса и т. п. Впрочем, собственных сюжетных штампов внутри этого жанра в результате оказывается гораздо больше, чем внешних заимствований.
В силу каких-то причин почти не эксплуатируется в отечественном хорроре. Исключения — достаточно неплохая на момент выхода (еще при СССР) детская повесть Эдуарда Успенского «Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы»[2] и совершенно бездарный слэшер «ССД».
- Или например «Детский мир» (Андрей Столяров, 1996)
- И ещё Валерий Роньшин: такие элементы есть почти во всех его ужастиках и детских детективах.
- Алексей Иванов, «Пищеблок» — пионерлагерь захватили вампиры.
- Также эти темы эксплуатирует компьютерная игра «Страшилки: Шестое чувство».
- Дмитрий Емец использовал сюжеты страшилок в цикле рассказов про Фильку Хитрова.
- Влияние это можно заметить в уровне со школой игры In Fear We Trust, соединяющей псевдосоветскую реальность с потусторонней мистикой.
Характерные сюжетные элементы[править]
Звонок из ниоткуда — голос по радио или по телевизору, который предупреждает героев истории об опасности (отголосок воспоминаний о воздушной тревоге во времена ВОВ?). Телефонные звонки, которые могут как предупреждать, так и пугать или угрожать. Иногда уточняется, что радиоприёмник/телефон/телевизор сломан — то ли для пущей мистики, то ли чтобы подчеркнуть, что этот голос не может быть ни обрывком обычной передачи, ни телефонным хулиганством.
Человеческая мясорубка — часто встроена в диван или вообще в какое-нибудь сидение. Перемалывает людей в фарш, который потом едят или продают.
Предмет-вредитель — воплощением зла может быть любая вещь повседневного обихода (телевизор, шторы, картина, пятно на обоях, простыня), вплоть до деталей одежды (колготки, перчатки, сапоги). Нередко предмет-монстр выделяет характерный цвет (преимущественно чёрный или красный, реже другие яркие цвета типа ядовито-зеленого).
Нарушенный запрет — героя предупреждали что-то не делать, а он это делает и страшно расплачивается. Мотив, вообще характерный для сказок, а для детского фольклора особенно, ибо запреты и поучения взрослых часто облекаются именно в такую форму.
Потусторонний транспорт (автобус, поезд, автомобиль), обычно чёрного цвета и появляющийся ночью или поздно вечером. Севший на таковой горько об этом пожалеет. Бывает, впрочем, и инверсия, когда к одинокому водителю нормальной машины садится жуткий пассажир.
Милиционер — как и в «Мастере и Маргарите» Булгакова, советская милиция представляет силу, с которой всякая чертовщина старается не связываться. В большинстве сюжетов вмешательство милиционера означает либо уничтожение источника страха, либо по крайней мере объяснение его природы.
Садистские стишки[править]
Экранизация стишков от Маски-шоу в эстетике девяностых
Они же «садюшки». В разных регионах и в разных компаниях могли носить разные названия в роде «страшилок» и проч. Так как это фольклор, то вполне могли существовать и уживаться разные (в том числе и по степени приличности) варианты одного «произведения». Могут содержать от двух до восьми строк, но абсолютная классика — четверостишия. Классические садюшки с цинизмом описывают печальную судьбу ребенка, приведшего в действие незнакомый технологический или социальный механизм. Иногда, напротив, ребенок не страдает, а последствия приходят к окружающим. Целиком и полностью данному жанру посвящён альбом Красной Плесени «Маленький мальчик и другие пионерские куплеты».
- Гипотезу о происхождении садюшек приводит Карен Налбандян в своей книге «Исторические байки», опус «История одного жанра».
- Еще заметка https://deti.mail.ru/article/malenkij-malchik-nashel-pulemet-sadistskie-stishki/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
- Версия откуда стишки пошли. https://dzen.ru/a/YUW9Ep7phASPZTC6
Отдельный поджанр — Дети в подвале играли в гестапо.
Примеры[править]
« | Двое влюблённых лежали во ржи, |
» |
—
|
« | Голые бабы по небу летят: |
» |
« | Звёздочка к звёздочке, косточки в ряд, |
» |
« | Дедушка в поле нашёл ананас, |
» |
Существует вариант этого стишка с маленьким мальчиком
« | Маленький мальчик нашел пулемет, |
» |
Вариант концовки:
« | Кроме деда Архимеда, |
» |
Вариант концовки № 2:
« | Кроме деда Архимеда, |
» |
« | Маленький мальчик зенитку нашел, |
» |
Существовал более мягкий вариант окончания: «Маленький мальчик томится в больнице/темнице, „Ту-104“ в болоте дымится»
« | Петя на льдине монетку нашёл, |
» |
« | Маленький мальчик в песочке играл, |
» |
« | Сапёр в огороде мины искал, |
» |
« | Феликс Дзержинский по стройке гулял, |
» |
« | Маленький мальчик на вишню залез, |
» |
Более ранний вариант концовки:
« | Выстрел раздался, послышался крик, |
» |
И ещё один вариант концовки:
« | Выстрел раздался, и сторож упал — |
» |
« | Чтоб без дела не страдать, |
» |
В начале 1990-х кое-где стали проводиться конкурсы на сочинение подобных стихов. В том числе и на телевидении. Обычно по начальной строке. Как в «Пока все дома» со строчки «Маленький мальчик с детства курил». В других конкурсах бывали и злободневные (а то и политические) темы: «маленький мальчик компьютер купил/права получил/в Думу пролез/Кремль посетил».
Лагерные песни[править]
Народные, а также полюбившиеся народу или переработанные авторские песни, исполнявшиеся детьми в пионерских лагерях, в походах и просто во дворах. Жанр не имеет строгих границ, он впитал и бардовскую песню («Милая моя, солнышко лесное»), и лирику о детской любви («Все косы твои да бантики»), и хулиганские вариации («Смуглянка», «Ёкарный бабай, чудище лесное», «И нет нам покоя ни ночью, ни днём»).
- А также многочисленные пародии на существовавшую в старые времена эстраду. Классика — это «Ядерный фугас» («Скатертью дихлордиэтилсульфид стелется и забирается в ухо, в нос и в глаз, каждому, каждому в химкомплект верится, где-то взрывается ядерный фугас»). Но были также: «Вышла мадьярка на берег Дуная, вылила в воду горшок» (в оригинале она бросила в воду цветок, песню пела Э.Пьеха), «Один раз в год я трезвым был» (исходник — «Один раз в год сады цветут» из репертуара Анны Германн), «Из полей доносится: "Налей!"» (в оригинале оттуда уносится печаль, пел по радио Лещенко, но не Пётр, а Лев), «С неба пудовые падают звёзды, и увернуться от них так непросто. Может случиться, что к бабам в сортир **нется с неба звезда Альтаир» (пахмутовская песня «Звездопад», в оригинале её пели такие же пионеры с октябрятами, организованные в Большой детский
херхор ЦТ и ВР).
Творчество Ильи Масодова[править]
Ужасающий треш, имеющий в своей основе пионерский фольклор, сочинения Зигмунда нашего Фрейда и все известные человечеству анналы некромантии.
« | Мы — архангелы революции, — в один голос отвечают шёпотом девушки. — Мы — весталки Чёрной Пирамиды, хранительницы вечного огня коммунизма, мы, комсомолки, умершие юными и безгрешными, собираем человеческую кровь, чтобы огонь коммунизма не погас в сердцах будущих поколений. | » |
— Мрак твоих глаз |
Также к изучению рекомендована статья «Мифологемы священной пионерии», посвященная творчеству этого замечательного автора.
"Последний рубеж"[править]
Атмосферу пионерского фольклора неплохо передаёт и этот рассказ.
Примечания[править]
- ↑ Если вдаваться в подробности, то, конечно, это не совсем так — издавали достаточно много откровенных ужастиков, если они укладывались в рамки «научной фантастики». К примеру, «Дверь» Кинга перевели еще при СССР, а по «Полю боя» даже сняли мультфильм. Также издавался хоррор, относящейся классической литературе — Гоголь (по которому был снят, кажется, единственный советский ужастик «Вий»), баллады Жуковского, А. К. Толстой, Пушкин («Гробовщик», «Пиковая дама»), Эдгар По и т. п. Да и сказки братьев Гримм тоже включали в себя элементы ужасов.
- ↑ Забавная деталь: многие читатели (видимо, не знавшие о самом существовании жанра «хоррор») восприняли её как реалистическую. В редакцию журнала «Пионер» после публикации повести пошла волна писем и звонков в стиле: «Спасибо, что предупредили, а то я хотел(а) отправить детей в пионерлагерь, не зная, как это опасно!»