Русский хоррор
Русский хоррор заметно выделяет из общей хоррор-волны то, что на протяжении почти всей новейшей истории он по разным причинам занимал практически маргинальное положение. В Золотом веке русской культуры «страшный» рассказ воспринимался по большому счёту как литературное баловство; в Серебряном терялся в общем потоке декадентщины; с Революцией к нему пришёл Толстый Полярный Лис и всю эпоху СССР тщетно пытался загнать жанр в ГУЛАГ (а тем временем другие страны соцлагеря — Польша, Чехия, Югославия и другие — преспокойно снимали ужастики); в 1990-е он ловил крохи со стола Стивена Кинга; в сытые нулевые тщетно косил под Стивена Кинга; в эпоху айфона и мемов робко расцвёл; впереди испытание ковидной эпохой.
Нетрудно догадаться, что из всех жанров хоррор в России оказался самым многострадальным, не пропустив ни одной колдобины на непростом её историческом пути, что не могло не оказать на него влияния. Схожая ситуация с русским роком. При этом человек, всерьёз решивший ознакомиться с отечественной литературой (необязательно хоррором) с удивлением обнаружит, что практически все современные жанровые течения впервые использовались нашими авторами; так, одним из предвестников всех историй о зомби-апокалипсисе однозначно является Достоевский.
« | Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. | » |
— «Преступление и наказание» |
Цари, стрельцы и терема[править]
Фольклор[править]
- Сказки про мертвяков, упырей, чертей, Лихо Одноглазое…
Литература[править]
- «Повесть о видении Антония Галичанина» — Клайв Баркер отдыхает.
- «Повесть о бесноватой жене Соломонии».
Золотой век русской литературы[править]
Фольклор[править]
- Былички и страшные сказки русского крестьянства, легенды других народов России.
Литература[править]
В начале эпохи русская культура была значительно подвержена влиянию западного романтизма и готического романа, сохраняя, тем не менее, свою самобытность. В хорроре это проявилось не меньше, чем в других жанрах. Помимо готической традиции, отечественный мистический и страшный жанр ощутимо тяготеет к традиции былички и святочного рассказа.
- «Нашим всё» для поклонников хоррора стал, разумеется, Николай Васильевич Гоголь со своими малоросскими сборниками «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Разумеется, далеко не все из этих произведений можно отнести к хоррору, а многие проходят по разделу мистической фантазии, однако четыре повести по сей день входят в мировую сокровищницу ужасов:
- «Вий».
- «Вечер накануне Ивана Купалы».
- «Страшная месть».
- «Портрет».
- К этому следует добавить неоконченный рассказ «Кровавый бандурист», который должен был войти в также неоконченный исторический роман «Гетман».
- Психиатрический триллер «Записки сумасшедшего».
- Орест Сомов, предшественник Гоголя:
- «Русалка».
- «Киевские ведьмы».
- Многие баллады Василия Жуковского. Некоторые, правда, переведены с западных языков.
- А. С. Пушкин в мистику тоже подавался частенько, но к хоррору ближе всего:
- Повести «Пиковая дама» и «Уединённый домик на Васильевском» (вторая в соавторстве с Владимиром Титовым).
- Пьеса «Каменный гость».
- Поэма «Утопленник».
- Многие из «Песен западных славян» — «Видение короля», «Марко Якубович», «Вурдалак» (здесь, правда, больше инверсия в виде разрядки смехом)… К слову говоря, само слово «вурдалак» в русский язык было принесено именно Александром Сергеевичем.
- «Гробовщик» из «Повестей Белкина» — с реалистичным исходом.
- Алексей Константинович Толстой — основоположник русского имперского — пардон-с! — вампирского хоррора:
- «Упырь».
- «Семья вурдалака».
- «Встреча через триста лет». Героиня — та самая юная аристократка, которая подарила маркизу д’Юрфе («Семья вурдалака») крест.
- Баллада «Волки».
- Иван Тургенев:
- «Собака».
- с прикрученным фитильком — «Бежин луг».
- «Сон».
- «Рассказ отца Алексея».
- «Конец света».
- «После смерти».
- «Призраки».
Серебряный век[править]
После революции 1905 года цензура в России порядком ослабла, сместившись в основном в политическую плоскость; таким образом, писать можно было даже то, за что в Европе сделали бы а-та-та.
Фольклор[править]
- Былички и страшные сказки русского крестьянства, легенды других народов России.
Театр[править]
- В 1909 г. в Санкт-Петербурге открывается Театр на Литейном, в котором ставятся пьесы знаменитого парижского Гран-Гиньоля.
Литература[править]
- Алексей Михайлович Ремизов:
- «Жертва» — поистине жуткий зомби-хоррор, в котором отец семейства оказывается ожившим мертвецом.
- «Чёртик» — настоящий вывих мозга о секте деревенских сатанистов.
- Валерий Брюсов — наряду с традиционными мистическими рассказами настоящий основоположник поджанров:
- восстание машин — неоконченный рассказ «Восстание машин»;
- зомби-апокалипсис — «Республика Южного Креста», история о «вирусе противоречия» (отсылка к любимому Брюсовым Эдгару По с его «Бесом противоречия»), который превращал людей в кровожадных безумцев задолго до Ромеро и Дэнни Бойла.
- сплаттерпанк и пыточный хоррор — «Теперь, когда я проснулся» и «Добрый Альд», неоконченный рассказ, который уровнем жести и нарушения табу способен поколебать позиции этих ваших буржуйских Ричарда Лаймона и Рэта Джеймса Уайта. Тут вам и изнасилования, и чудовищные истязания, и педофилия… Месье знал толк в экстремальном хорроре.
- Леонид Андреев:
- «Он: рассказ неизвестного».
- «Красный смех» — одно из самых жутких произведений на тему войны.
- «Елеазар» — альтернативная история библейского Лазаря.
- А. И. Куприн, «Серебряный волк».
- Алексей Николаевич Толстой, «Русалка».
- Михаил Первухин:
- «Зверь из бездны» — история об уцелевшем в африканских джунглях зауроподе, пожирающем людей. Кровожадный ящер описан в лучших традициях лавкрафтианских ужасов — выжившим после встречи с ним так и не удаётся до конца восстановить психику.
- «Зелёная смерть» — а тут уже людоедствуют уцелевшие эласмозавры.
- Александр Амфитеатров, «Жар-цвет».
- Барон Олшеври (б. Олшеври, то есть «больше ври», настоящее имя — Екатерина Хомзе) — «Вампиры. Фантастический роман барона Олшеври из семейной хроники графов Дракула-Карди».
- Фёдор Сологуб:
- «Красногубая гостья».
- «Тени».
- «Червяк».
- «Собака».
- «В толпе».
- «Призывающий зверя».
- Николай Гумилёв, «Чёрный Дик».
- Михаил Арцыбашев:
- «Злодеи».
- «Ужас» (с прикрученным фитильком, скорее суровый реализм).
- «Рассказ о великом знании».
- Михаил Раскатов, сборник «Кошмары».
- Алексей Николаевич Бежецкий (Маслов), сборник «Музей восковых фигур».
Кино[править]
Хоррор снимался очень активно — не хуже, чем на Западе.
- Вторая в мире экранизация «Дракулы» (первую в 1918 году выпустили венгры), снятая, как ни смешно, в солнечной Ялте в 1920-м году. Увы, не сохранившаяся, но сам факт…
- Три экранизации «Вия» — 1909, 1912, 1916. До наших дней ни одна не сохранилась.
- «В полночь на кладбище, или Роковое пари» 1910 года.
- «Антихрист» (1915).
- «Дерево смерти, или Кровожадная Сусанна» (1915) — очень сильно по мотивам рассказа Герберта Уэллса «Цветение странной орхидеи». По сюжету немецкие шпионы пытают своих жертв при помощи дерева-вампира, выведенного безумным учёным.
- «Портрет» (1915).
- «Загробная скиталица» (1915).
- «Пиковая дама» (1916) — считается не только лучшим дореволюционным фильмом ужасов, но и одним из лучших фильмов того периода вообще.
Белая эмиграция[править]
- Георгий Песков aka Елена Дейша, «Злая вечность» — про странные приключения русского князя-эмигранта в Париже, где он влюбляется в куклу из витрины магазина, встречается с бородатой ведьмой-торговкой и чуть не продаёт душу дьяволу… или это ему всё только кажется?
- Александра Свида, детективная дилогия «За закрытыми ставнями» и «Паника в Борках», опубликованная в Риге в 1931. В детективе повествуется об агенте уголовного сыска Зенине, который расследует серию убийств в подмосковном посёлке и связанные с ними слухи о вампирах и оборотнях, и впоследствии, уже после эмиграции, продолжает расследование в Париже. По факту получился скорее детектив, поскольку мистика ненастоящая. Что характерно, в романе фигурирует кружок московских оккультистов, возглавляемый приват-доцентом Сталиным.
В СССР секса и хоррора нет[править]
Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! Спойлер: галимая антисоветская пропаганда — всё было. Секс не афишировался, хоррор конспирировался под детектив или фантастику, так как мистике была объявлена война — долой суеверия! В Перестройку русский хоррор, опасливо озираясь, вылез из подпола, чтобы тут же быть придавленным обломками рухнувшего Союза.
Фольклор[править]
- Недосягаемость ужастиков, помноженная на исконную детскую тягу к страшному, привела к появлению обширнейшего пласта пионерского фольклора — страшилок, которые травили в пионерлагерях по ночам. Изначально они основывались на старом добром деревенском фольклоре — мертвецы, вампиры, вурдалаки etc. По мере поглощения городом деревни к ним добавлялись причудливые фантазии городских детей, перерабатывавших в сабж все мало-мальски пугающие сцены из классической литературы, фантастики, киносказок и мультфильмов. Некоторые, с рождения оторванные от деревенской традиции, пересказывали городские легенды (пирожки с человечиной, мясорубки под креслами в кинотеатрах, старухи-людоедки, машина ССД — Смерть Советским Детям) либо уходили в откровенный сюр, где угрозой становились обычные предметы и части тела — занавески, перчатки, глаза, ноги, руки, головы, зубы — всех цветов радуги, непостижимые и неизвестно откуда взявшиеся… Подробнее об этом явлении и его разновидностях можно узнать в сборнике Эдуарда Успенского и Андрея Усачёва «Жуткий детский фольклор».
- Среди детей и взрослых ходят жуткие байки о маньяках и бандитах, обильно приукрашенные вымыслом, так как реальные преступления в СМИ либо замалчивались, либо подробно не афишировались, а за неимением объективной информации воображение пускалось вразнос.
Театр[править]
- Анатолий Луначарский, «Медвежья свадьба» — по мотивам новеллы Проспера Мериме «Локис».
Литература[править]
- Александр Грин
- «Крысолов».
- «Серый автомобиль».
- Михаил Булгаков:
- «Роковые яйца» — один из первых в истории зоохорроров. Все поделия Роджера Кормана и ему подобных о искусственно выведенных тварях, которые жрут людей, вылупились из булгаковских «Яиц».
- «Дьяволиада» — аналогично «Запискам сумасшедшего», психологический триллер о постепенно сходящем с ума мелком чиновнике.
- «Мастер и Маргарита» — элементы встречаются. Чего стоит хотя бы сцена с Варенухой-вампиром, который на пару с Геллой чуть не угробил финдиректора Римского!
- Александр Шалимов, «Ночь у мазара» — геологическая экспедиция в Таджикистане встречается с жутким «снежным народцем». В конце читателю дают понять, что все это были глюки… или нет?
- Север Гансовский:
- «День гнева» — в отрезанном от мира заповеднике выведенные неэтичным учёным Фидлером разумные медведи держат в страхе и пожирают крестьян. Судя по некоторым намёкам, они также пытаются насильственно, кхм, спариться с крестьянскими дочками.
- «Хозяин бухты» — почти хтоническая тварь, буквально растворённая в воде озера. Когда туда попадает кто-то живой, она «сгущается» и выдавливает жертву, превращая её в идеально плоский лист не толще бумаги.
- «Стальная змея» — нашествие неизвестного вида кровожадных угрей на Москву.
- Юрий Котляр, «Расплата» — хорошая, годная история о плотоядной массе, зародившейся в океане в результате испытаний ядерного оружия и пожирающей людей на загнивающем Западе. Была нещадно (и не вполне справедливо) раскритикована Аркадием Стругацким, в настоящее время порядком забыта, однако прочно вошла в пионерский фольклор как «Чёрная смерть в городе Нью-Йорке».
- Виктор Савченко «Подарок для президента» — биомасса, долженствующая служить источником дарового мяса, как раз во время демонстрации высочайшим чинам выходит из-под контроля. Вот как страшно жить при капитализме.
- Венедикт Ерофеев, «Москва-Петушки» — Москва тут изображена крайне хтоническим местом, откуда герой хочет сбежать в прекрасные Петушки, где живёт его любовница. Но хтонь всё же настигает его: вначале жуткий Сфинкс не даёт ему попасть в Петушки, а потом уже в Москве его настигают и убивают четверо неизвестных. Автор намеренно оставляет под вопросом, что из происходящего реально, а что — алкогольный бред героя.
- Юрий Мамлеев:
- Рассказ «Изнанка Гогена».
- Рассказ «Утопи мою голову».
- Элементы хоррора в романах «Шатуны» и «Последняя комедия».
- Андрей Платонов, «Железная старуха».
- Владимир Померанцев, «Оборотень» — в глухую сибирскую деревню отправляется молодой следователь из Иркутска для расследования участившихся случаев самосуда. Религиозные фанатики прилагаются.
- Владимир Короткевич, «Дикая охота короля Стаха».
Кино[править]
- «Медвежья свадьба» (1925) — немой фильм по мотивам пьесы Луначарского. Доступен в сети. Удостоился язвительных комментариев от Ильфа и Петрова. А также Маяковского:
« | Перед плакатом «Медвежья свадьба» |
» |
— «Стабилизация быта» |
- «Вий», (1967) — икона советского и российского хоррора и по сей день. Известен как первый российский/советский фильм ужасов, хотя примеры выше доказывают, что это не так. А вот с тем, что лучший, вряд ли кто-то поспорит.
- «Последнее дело комиссара Берлаха» (1971) — хотя это скорее триллер.
- «Дикая охота короля Стаха» (1979) по мотивам повести Владимира Короткевича. Тоже скорее триллер.
- «Злой дух Ямбуя» (1977) — о медведе-людоеде. Подавалась как приключенческое кино. Фильм снят по одноименной книге Григория Анисимовича Федосеева, изданной в 1966 году.
- «День гнева» — экранизация рассказа Севера Гансовского.
Мультфильмы[править]
- «Большой Тылль» — самый кровавый советский мультфильм. Если какого нибудь Халифа-Аиста детям смотреть ещё можно, то это определённо не для детей.
- «Полигон» по рассказу вышеупомянутого Севера Гансовского
Перестройка[править]
Литература[править]
- Андрей Саломатов — вся безнадёга поздних 1980-х — самого начала 1990-х:
- «Кузнечик».
- «Девушка в белом с огромной собакой».
- «Синдром Кандинского».
- «Кокаиновый сад».
- Андрей Столяров:
- «Всё в красном» — трэшовая по сюжету, но яркая по языку история динозавра-оборотня в антураже 1990-х.
- «Детский мир» — великолепная повесть в духе кинговского «Полицейского из библиотеки».
- «Мумия» — Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!
- Романы Алексея Атеева, одного из немногих достаточно известных авторов, работавших в данном жанре. Начинал ещё при Союзе. Дебютный роман «Загадка старого кладбища» был даже фанатски экранизирован.
- Виктор Пелевин также начинал на излёте СССР. «Поиски себя» на стыке мистицизма, хоррора, псевдопублицистики — и всё это приправлено изрядной долей иронии. «Миттельшпиль», «Синий фонарь», «Музыка со столба», «Мардонги», «Вести из Непала» и, конечно же, «Проблема верволка в средней полосе».
- Эдуард Успенский:
- «Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы».
- Сборник детских народных страшилок «Ужасный фольклор советских детей» aka «Жуткий детский фольклор».
- Юрий Коваль, рассказ «Ножевик».
Кино[править]
- «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1985) по мотивам повести Р. Л. Стивенсона.
- Две экранизации «Вельда» Рэя Брэдбери, вышедшие почти одновременно в 1987 году:
- Собственно «Вельд» режиссёра Назима Туляходжаева;
- «Комната» — короткометражный дипломный фильм режиссёра Виктора Костычева. Совсем недавно стал доступен стараниями мегакрутых ребят из паблика FROM OUTER SPACE.
- «Десять негритят» (1987) Станислава Говорухина.
- «Господин оформитель» (1987) по мотивам Грина «Серый автомобиль».
- «Псы» (1987) — жестокий и страшный фильм о собаках-убийцах, воспринимающийся и как метафора на происходящие в стране процессы.
- «Заклятие долины змей» (1987) — советско-польский ужастик, ныне известный в основном пластилиновой анимацией и «это уже не Бричером» с лампочкой во лбу.
- «Час оборотня» (1990) с молодым Александром Балуевым. Сказать о фильме нечего — его практически невозможно найти.
- Антология «Доминус» (1990) по мотивам рассказов Брэдбери «Коса» и «Чёртово колесо».
- «Пьющие кровь» (1991) — аутентичная, хоть и упрощённая экранизация повести А. К. Толстого.
- «Семья вурдалаков» (1990) — экранизация другой повести Толстого, перенесённая в начало 90-х.
- «Папа, умер Дед Мороз» (1991) — уже совсем вольная и жутко артхаусная экранизация «Семьи вурдалака», снятая лидером движения некрореалистов Евгением Юфитом.
- «Жажда страсти» (1991) — отличный образчик готического еврохоррора, снятый актёром Андреем Харитоновым по мотивам некоторых рассказов Валерия Брюсова.
- «Люми» (1991) — комедийный фильм ужасов об огромном косматом монстре, обыгрывающий историю Красной Шапочки.
- Советско-латвийский «Паук» (1991) — фрейдистский хоррор о безумном художнике, который преследует молоденькую натурщицу, превращаясь в гигантского паука. Спецэффекты поразительно хороши, даже в сцене, где паучара жарит гарну дивчину раком.
- Советско-американский триллер о маньяке времён языческой Руси «Феофания, рисующая смерть» (1991), снятый Владимиром Алениковым — да-да, тем самым, который снимал «Приключения Петрова и Васечкина»!
- «Дина» (1991).
Мультфильмы[править]
- Мультэкранизация гоголевской «Страшной мести» (Киевнаучфильм, 1988). Добавили сюрреализма, убрали бафос оригинального текста.
- «Ветер» (Арменфильм, 1988). Экзистенциальный ужас на мозголомном стратегическом объекте. Роберт Саакянц превзошёл сам себя.
- «Страсти-мордасти» (1991) — лютый мульт-альманах из трёх историй общей продолжительностью около десяти минут. В первой кусок мяса пытается спастись от мясорубки, куда его пытаются запихнуть отрезанные руки, во второй неожиданный гость появляется в логове монстров-людоедов, в третьей Колобок катится по лесу, пожирая встреченных им оголодавших животных. По многочисленым просьбам советских зрителей (Союз распался — менталитет остался) мульт был изъят из эфира, но недавно, к счастью, был вытащен из украинских архивов и стал вновь доступен, теперь уже на торрентах.
Бесславные 90-е с переходом в Сытые нулевые[править]
Фольклор[править]
- Пионеров уже нет, но фольклор остался.
- Некоторые газетные утки, порождённые расплодившейся жёлтой прессой, а также псевдоисторические исследования и разоблачения надёжно вошли в фольклор.
Литература[править]
Основной проблемой получивших практически полную свободу творчества авторов стало практически полное отсутствие опыта и понимания, что такое хоррор. В результате многие из них скатывались в:
- Более привычные им социальную фантастику и городское фэнтези.
- Бугагашечки — предвзятое отношение к жанру, сохранившееся с советской эпохи, сыграло роль. Авторы будто стеснялись обращения в столь «нездоровый» жанр и всячески подчеркивали, что они это не всерьёз.
- Подражательство западным образцам.
- Чернуху (благо обстановочка располагала).
- Политоту.
- Эпигонство Стругацких с разглагольствованиями о судьбах мира вместо того, чтобы если и не пугать, то хотя бы рассказывать интересную историю.
Бонусом шло практически полное непонимание с чем этот жанр едят и как его продвигать со стороны издателей — они и в зарубежном-то хорроре не разбирались толком! В итоге почти любая попытка замутить серию русского хоррора (причем практически любого автора нарекали нашим Стивеном Кингом, чем всех заколебали) заканчивалась провалом, и вплоть до середины 2010-х жанр стал считаться нерентабельным. Стоит отметить:
- Василий Тихов, «Страшные сказки, рассказанные дедом Егором, крестьянином бывшего Чердынского уезда Пермской губернии» — великолепный сборник историй на основе русского деревенского фольклора, переработанных автором. Совершенно не детских.
- Сборник ужастиков разной степени трэшовости «Натюр Морт».
- Кровавые оргии в марсианском аду от Юрия Петухова и его соратников.
- Владимир Гриньков — «Заглянувший в смерть», «Чертовщина», «Плач палача».
- Сергей Белошников, «Ужас приходит в полнолуние».
- Степан Ставрогин, отчаянный трэш «Рыцари Ада».
- Кир Булычёв, «Наездники» — автор жизнерадостных книг про Алису и Великий Гусляр в последние годы жизни написал психологически тяжёлый ужастик вполне в кинговском духе про насекомых-«наездников», которые выросли до гигантских размеров, научились маскироваться под людей и, что самое плохое, научились откладывать личинки в людей (личинки постепенно пожирают человека изнутри, при этом превращая его в послушного зомби).
- Схожая фигня у Виктора Савченко в «Под знаком сверчка» — хотя это всё же не хоррор, а фигово замаскированная под фантастику сатира на наступивший капитализьм.
- Виктор Точинов — «Тварь», «Пятиозёрье», «Царь живых», «Вечер накануне юбилея Санкт-Петербурга», сборник «Тёмные игры». Очень достойный автор.
- Александр Лидин — «Запах смерти», «Пески смерти».
- Александр Щёголев — «Жесть» (по мотивам одноимённого фильма), «Как закалялась жесть».
- Сергей Кириенко, «Гулы» (отличная вещь).
- Сергей Арно, «Живодёрня».
- Юрий Нестеренко:
- «Чёрная топь» с ожившими мертвецами;
- «Место» с кармическим превращением.
- «Комбинат»
- Василий Щепетнёв, цикл «Чёрная земля».
- Вячеслав Барковский, «Выродок, или Время Нергала».
- Сборники Александра Бушкова «Сибирская жуть».
- Иван Сербин, он же Арч Стрентон, он же Джон Бёркли, он же Артур Кварри. Да-да, это тот самый парень, который с нуля сочинил отличного «Хищника-3» и блистательно (и, разумеется, самопально) новеллизировал некоторые голливудские фильмы-хиты для книжной серии «Бестселлеры Голливуда»:
- Новеллизации: «Чужие», «Чужой-3», «Попутчик», «Парк Юрского периода», «Кошмар на улице Вязов».
- Самостоятельные романы: «Сердце дьявола», «Гилгул», «Собачий рай». Все три к прочтению всячески рекомендуются. Увы, выходили они в детективной серии «Чёрная кошка», поелику остались практически не замечены целевой аудиторией — извечная беда того времени.
- «Восставший из ада» — новеллизации Оларда Диксона для той же серии «Бестселлеры Голливуда». Поскольку Клайв Баркер на тот момент не удосужился написать литературного продолжения, исправлять этот недочет взялся Олард Эльвиль Диксон — вовсе не американец, как могло бы показаться по его имени, не литературный псевдоним отечественного ремесленника, а коренной сибирский шаман, автор множества книг по шаманизму, одной из которых является талмуд с характерным названием «Мистерии мухомора». Одним словом, Олард Диксон — личность намного более колоритная, чем даже сам Баркер, и, выражаясь запрещённым на данном сайте луркоязом, определенно имеет отношение к веществам. Что несколько сказалось и на его новеллизации. Практикующий сибирский шаман, пишущий новеллизацию культового англо-американского хоррора — такое было возможно только в разухабистые 1990-е. Как ни странно, несмотря на отсутствие редакторской правки, написано весьма пристойно, даром что текст местами пересыпан специфической философией автора и явно писался на основе гнусавого надмозгового перевода с пиратской видеокассеты. К тому же любопытной выглядит привязка вселенной сенобитов к восточной мифологии, в частности — китайской. И в любом случае получилось намного лучше, чем официальное продолжение от самого Баркера.
- Украинский автор Андрей Дашков. Классика! Писал в основном мрачнейшую фантастику с социальным подтекстом, жёсткий постапок, антиутопии и тёмное фэнтези, щедро сдабривая элементами сплаттера, чернухой и вывихом мозга — однако получалось на удивление стильно, хоть и на любителя. Из более-менее чистого хоррора следует отметить сборник рассказов «Мечты сбываются», романы «Умри или исчезни!» и «Бледный всадник, Чёрный Валет», «Глаз урагана». А вообще Дашков интересен ещё и тем, что с поразительной точностью предсказал многие нынешние социальные тенденции.
- Ещё один украинец Борис Левандовский — «Бабай».
- И ещё один — Игорь Лесев, автор единственного романа «23».
- И ещё двое украинцев, Владимир Аренев и Юрий Никитинский — «Книгоед». Деконструкция всех любимых сказок советских детей: здесь юному герою предстоит встретиться и с жутким Чиполлино, и с подземными жителями из сказки Погорельского «Чёрная курица», которые оказались коварными злодеями, и с Маугли, который продаёт своих бывших друзей-зверей браконьерам… Книжка формально детская, однако местами читается как психологический триллер с элементами хоррора; сами авторы называют её «сказкой для детей с крепкими нервами».
- Мариам Петросян, «Дом, в котором…» — по факту это магический реализм с элементами фэнтези, но не обманывайтесь сказочным антуражем, жутких элементов там предостаточно. Начать хотя бы со сцены убийства Помпея Слепым и того, что каждый выпуск в Доме заканчивается кровавой резнёй (героям настолько не хочется выходить во взрослый мир!), и заканчивая параллельным миром под названием Изнанка, где можно столкнуться с убийцами на чёрных автомобилях и попасть в рабство к человеку с железными зубами и его своре доберманов. Причём в этих сюжетах нашли отражение как штампы триллеров и ужастиков западных девяностых (в тексте есть намёки, что Изнанка формируется подсознанием героев, в том числе книгами и фильмами, которые они читают и смотрят), так и чернуха и криминальный разгул отечественных девяностых.
- Илья Масодов. Просто Илья Масодов. Не то чтобы это был хоррор в чистом виде, но жути более чем достаточно.
- Дмитрий Колодан, «Время Бармаглота» — детектив ловит маньяка в очень странном мире, одновременно напоминающем нуар, стимпанк и кэрролловскую «Алису». В наличии отсылки на «Молчание ягнят», «Se7en», «Твин Пикс», и ещё на ряд триллеров девяностых.
- Макс Далин, «Рукопись, найденная под прилавком». Опубликована в 2010, но по духу даже ближе к девяностым: повальное увлечение трэшовой литературой и западными хоррорами, эстетика декаданса и сюрреализма, а также социальная энтропия.
- Олег Егоров, роман «Вепрь».
- Кирилл Алексеев, «Пожиратель мух».
- Владимир Сорокин, «Настя» — и даже не пытайтесь доказать, что это не ужасы.
- Алексей Биргер, «По ту сторону волков».
- Анна Старобинец:
- Повесть «Переходный возраст».
- Некоторые рассказы.
- Дмитрий Сафонов, «Шериф».
- Михаил Елизаров к этому тяготеет:
- «Мультики».
- «Библиотекарь»
- «Pasternak».
- Сборник рассказов «Кубики».
- Владимир Данихнов:
- «Поезд».
- «Девочка и мертвецы».
- Олег Дивов, «Ночной смотрящий».
- Борис Акунин, «Декоратор» — Фандорин против Джека Потрошителя.
- И, конечно же, феноменальный Александр Варго — творческий псевдоним коллектива авторов:
- Сергея Давиденко.
- Алексея Шолохова.
- Олега Синицына.
На тот момент это была единственная успешная серия русского хоррора. Авторы тяготели в основном к сплаттерпанку, чернухи и свинцовых мерзостей жизни хватало тоже, попадался, как ни прискорбно, и плагиат (в одной из книг присутствует косметически переделанный фрагмент романа Стивена Кинга «Глаза дракона»). Тем не менее, книги расходились очень хорошо. До поры до времени.
- В жанре детских ужастиков, популяризованном творчеством Р. Л. Стайна, активно работают такие авторы, как Сергей Сухинов, Леонид Влодавец, Антон Иванов и Анна Устинова, Дмитрий Емец, Игорь Волознёв и многие другие.
- А ещё была серия, называвшаяся «Страшные истории для девочек и мальчиков», хотя описываемые там истории могли вызвать приступ дурноты и у взрослого — с подробными описаниями зверств бандитов, чернухой, пытками, людоедством и т. д. В книге «Ужасная история», начинавшейся со сцены изуверского убийства озверевшим хуторянином своих родных (выбил жене глаз и зарезал её, отрубил голову маленькому сыну и задушил падчерицу, называя её потаскухой) стояла маркировка: «Для младшего (!!!) школьного возраста».
Кино[править]
- Белорусский короткометражный ужастик «Кешка и Фреди» (с одним «д», да) 1992 года — пародия на «Кошмар на улице Вязов». Форматом и ГГ-школьником, а также очень странной (возможно, пародийной) моралью, выносимой оным, подозрительно напоминает типичную серию «Ералаша» — собственно, в «Ералаше» есть эпизод «Чужой», где по душу мальчишки также является Фредди Крюгер, которому пацан навешивает люлей, после чего оказывается, что он отдубасил вернувшегося с работы отца. Самый же трэш заключается в спецдефектах.
- Культовое «Прикосновение». Иногда ошибочно называется «первым российским хоррором» — но как вы поняли из этой статьи, это сильное преувеличение.
- «Прогулка по эшафоту» (1992) — мистический триллер с Певцовым, Дроздовой и попытками в Тарковского.
- «Гонгофер» (1992) — сюрреалистическая страшилка с малоросским духом о жутком кабане и ведьме, похитившей глаза у молодого казака, снятая на деньги Сергея Мавроди. Да-да, того самого.
- «Слеза Князя тьмы» (1992) — польско-эстонский хоррор-детектив. В независимой Эстонии накануне Второй мировой войны за перстнем Сатаны охотятся зловещий немецкий барон, польская писательница с вещими снами, агенты НКВД и типичный детектив из нуарных фильмов сороковых. Дешевая анимация, нестрашные хоррор-сцены, плагиат американских фильмов ужасов, обнаженная натура, эклектичный монтаж, прически и макияж из 80-х у женщин — все в наличии.
- «Полнолуние» (1993) по роману Сергея Белошникова. Из-за нехватки денег из фильма выбросили всю мистику, а оборотень стал ряженым маньяком.
- Отчаянный трэш «Монстры» (1993) — Супер-РАСТИШКА и «Щербаков, Щербаков, Щербакооооов!». Представьте себе милую черепашку — из тех, что покупают детишкам на Птичьем рынке, — давящую в лепешку игрушечные танчики, и лётчиков-асов, невозмутимо сбивающих ворон размером с дом. А вот мужик киркой отбивается от крысы размером со льва — такое впечатление нам создают, показывая ее на фоне игрушечной лесенки. Комбинированные съёмки — вообще особая статья. Мужик замахивается киркой — а затем нам показывают крысюка, сидящего с несчастным видом, пока какой-то кретин машет перед его носом кукольным молоточком. Добивает зрителя невероятно идиотская лирическая сцена знакомства героя с любимой и психоделичная подводная фотосессия в начале фильма. Закадровый текст поражает глубиной: «Да, мы остались живы. Но я бы никому не пожелал встретиться с этими монстрами…». Имеется мораль, авторами не задуманная: «Не снимай кино, если у тебя нет на это денег».
- Чёрная комедия о вампирах «Ваши пальцы пахнут ладаном» (1993).
- «Хаги-Траггер» (1994) — очень симпатичный фильм о кукле-убийце и сильной эстетикой лихих 1990-х.
- «Роковые яйца» (1995) по мотивам одноимённой повести Булгакова (а ещё зачем-то добавлены элементы «Мастера и Маргариты»). Фильм всеми разруган, однако, на взгляд автора статьи, на самом деле очень даже не плох.
- «Научная секция пилотов» (1996) — трудноперевариваемый сюр про убийства в московском метро.
- «Упырь» (1997) — помесь криминального боевика с вампирским триллером. В целом весьма занятная, Евген Комедиан тоже одобряет.
- Триллеры Николая Лебедева:
- «Ночлег. Пятница» — короткометражный мистический хоррор высокого класса.
- «Змеиный источник» (отличный триллер о маньяке).
- «Поклонник» (ещё один отличный триллер о маньяке).
- «Изгнанник» (посредственный мистический триллер).
- «Притяжение» (2002). Что там происходит понятно одним авторам, хоть и снято атмосферно. Ну и ещё там есть ужасно компьютерный оборотень.
- Своеобразные (я бы сказал, артхаусные) фильмы независимого режиссёра Андрея Исканова:
- «Гвозди».
- «Видения ужасов».
- «Философия ножа».
- «Турист».
- Джалло Романа Прыгунова «Одиночество крови» (2002).
- «Тайна заборского омута» (триллер для детей, 2003).
- «Дневной представитель» (2004).
- «Ведьма» — экранизация «Вия» без Вия с переносом в США. Плохо не это (сюжет народный, в большинстве версий тоже никакого Вия нет), а то, что фильм ужасно скучный. «Первый российский фильм ужасов» — шо, опять?
- «Жесть» — довольно сюрная история о журналистке, которая в поисках маньяка попадает в дачный посёлок, заброшенный нормальными людьми и обжитый ненормальными маргиналами.
- «Путевой обходчик» — неудачный слэшер от Игоря Шавлака, снявшего ранее куда более интересную «Семью вурдалаков». Настолько неудачный, что режиссёр до сих пор скрывается где-то от кредиторов.
- Балабанов решил выделиться, его хоррор не мистический, а реалистичный. «Груз-200» не содержит мистики, однако зрители отмечают его криповость.
- Фильмы самопровозглашённого гения Павла Руминова:
- «Мёртвые дрочеры»… э-э… «Мёртвые дочери». А лучше было бы назвать «Сука, перестань трясти камерой, а то нас стошнит!». Бездарное подражание J-хоррорам вроде «Звонка» и «Проклятия». В фильме есть ровно одна пугающая сцена - первые 5 секунд. Дальше - скучная хрень и тягомотина.
- Уже в следующее десятилетие выпустил чуть менее безблагодатный слэшер «Дизлайк». Тот случай, когда судить фильм можно и по названию.
- Слэшер по мотивам пионерских страшилок «ССД». Посреди фильма создатели внезапно осознали, что историю про маньяка не вытягивают… и быстренько присобачили концовку про Одержимость Ужаснейшим Демоном Из Самых Глубин Уж0сающего АДА!!!
- «Юленька» (2009) — не самый плохой фильм про девочку-убийцу. Музыку к фильму сочинил маэстро Аркадий Укупник, что в год выхода стало причиной насмешек. Очень зря, кстати: саундтрек на удивление хорош. Да и сама история (если не знать спойлеров) способна держать в напряжении до самого конца...
- «Фобос: Клуб страха» (2010) - сильно посредственный фильм, в который намешали все сразу по принципу "натащим всякого плагиата из кучи западных фильмов - авось хоть что-то будет пугать". Не получилось. Зато фильм был обстебан БэдКомедианом - за что, собственно, и известен сейчас. Ведь (как это нередко бывает) обзор от Бэда посмотрела куда больше народу, чем сам фильм.
Телесериалы[править]
- «Посредник» 1990 года по мотивам повести Александра Мирера «Главный полдень». Здесь красивая местность... Неплохой триллер для своего времени, но - ужасы??? Где???
- «По ту сторону волков» по мотивам повести Алексея Биргера с Балуевым, Галкиным и Гафтом. И, знаете ли, весьма неплохо.
- «Полнолуние» (2004) — вторая экранизация романа Сергея Белошникова, поставленная на этот раз им самим. В этот раз денег на компьютерного оборотня хватило… лучше бы не хватало.
- «Вепрь» (2007) по мотивам романа Олега Егорова. Унылая тягомотина (как вариант — фантастический детектив) с редкими появлениями компьютерного кабанчика (который способен злодействовать в сцене, при этом не попадая в кадр) и кrовавыми чекистами. А ведь тот же Дмитрий Светозаров снял отличных «Псов».
Мультфильмы[править]
- «Клиника» (1993) — мозговыносящая мульт-экранизация знаменитой повести Гоголя. «Приведите Рентгенолога!»
- «День рождения Юлии» (1994) по сценарию Валерия Роньшина, который он впоследствии переработал в одноимённый рассказ.
Комиксы[править]
- Полупародийно-бафосный вариант — некоторые комиксы в журнале «Муха» 1990-х, например «Портрет» Вадима Рубцова, в котором ещё и обыгрываются и передразниваются классические американские киноужастики 1980-х (и камео Фредди Крюгера и Джейсона Вурхиса налицо — эти деятели появляются среди гостей тёмного шабаша).
- В той же «Мухе» — комикс Сергея Логунова «Роковые яйца» по мотивам одноимённой повести Булгакова. Вот тут-то Рокк и поседел…
Видеоигры[править]
- «ГЭГ: Отвязное приключение» — стильная пародия на многочисленные западные триллеры про мраккультистов.
- «Страшилки: Шестое чувство» — детективный триллер с элементами хоррора.
- «Черный оазис» — думаете, русский квест не может испугать? Зря думаете.
- «Сублюструм» и его идейное продолжение «Фобос 1953» — небезызвестные квесты-мистоиды с весьма мрачной и криповой атмосферой.
Музыка[править]
- «Сектор Газа».
- «Король и Шут»!
- Оргазм Нострадамуса посередь поисков алкогольной экзистенциальной свободы нет-нет, да и тыкнет слушателя носом в хоррор. «Званый ужин», «Ночью в комнатушке», развесёлая «Спроси у мёртвого здоровья» — много их.
Эпоха айфона и мемов / Ковидная эпоха: Тёмная волна и другие[править]
В первой половине 2010-х ситуация с хоррором в России была весьма плачевной — причём даже с зарубежным. Во многом причиной тому стало специфическое развитие жанра на Западе — многие зарубежные авторы давно заигрывают с мейнстримом, нарушая чистоту жанра не меньше, чем это делали русскоязычные авторы, а издатели, не имевшие к ужасам какого-либо интереса, кроме коммерческого, ориентировались на полученные литературные премии и откровенно рекламные отзывы в прессе. В результате сборники-лауреаты, доверху набитые псевдохоррорной тягомотиной, пылились на полках, а издатели укреплялись во мнении, что в нашей стране ужасы никому не нужны. Кроме Стивена Кинга, сравнение с которым упорно лепили на обложку почти любого автора, пишущего ужасы и триллеры, что предсказуемо отпугивало публику — зачем читать «нового русского/французского/немецкого/итальянского Стивена Кинга», когда есть старый американский? В то голодное время вампиры, оборотни и демоны встречались только под обложками бесчисленных лавбургеров и девочковой мистики, заполонившей книжный рынок на волне успеха «Сумерек». «Варго-серия» постепенно вырождалась, полнясь наряду с неплохими произведениями откровенным трэшем. Вдобавок издатели в лучших традициях лихих 1990-х откровенно дурили читателей, публикуя старые произведения под новыми названиями и с новыми обложками, однако лох в читательской среде проявил тенденцию к вымиранию, что губительно сказалось на тиражах и репутации серии.
Но еще в конце 2000-х начало собираться новое поколение хоррорщиков — поколение 1990-х, молодое, наглое, не отягощённое предрассудками и заблуждениями своих предшественников. Созданное писателем и энтузиастом жанра М. С. Парфёновым «Литературное общество „Тьма“» и одноимённый вебзин, впоследствии превратившийся в журнал «DARKER», стали пристанищем для целого ряда молодых авторов, называющих себя «Тёмной волной». Начиная с 2012 г. Парфёнов разрабатывал проект «народной антологии», отбор в которую проводился бы силами не редакторов, а читателей — фанатов хоррора из специально собранной таргет-группы, причём на условиях полной анонимности авторов, своего рода литературный конкурс. Результатом этого эксперимента стал вышедший в 2014 г. сборник «Самая Страшная Книга-2014». Первый блин хоть и вышел отчасти комом, всё же открыл читателю несколько перспективных молодых авторов, а успех продаж позволил сделать «Самую Страшную Книгу» ежегодником. Начиная с «Самой Страшной Книги-2015» критерии отбора становятся всё строже, отчего литературное качество сборников стабильно возрастает. Принять участие в отборе может практически любой автор, но пробиться в книгу — только талантливый.
Неполный список авторов Тёмной волны:
- М. С. Парфёнов
- Владислав Женевский (ныне, увы, покойный)
- Мария Артемьева
- Александр Подольский
- Александр Матюхин
- Олег Кожин
- Дмитрий Тихонов
- Вадим Громов
- Максим Кабир (Украина)
- Владимир Кузнецов (Украина)
- Алексей Жарков
- Дмитрий Костюкевич (Белоруссия)
- Николай Романов
- Илья Пивоваров
- Михаил Павлов
- Алексей Провоторов (Украина)
- Виктор Глебов
- Елена Щетинина
- Виктория Колыхалова
- Ольга Рэйн (Великобритания)
- Андрей Сенников
- Андрей Миля
- Иван Белов
- Иван Миронов
- Кирилл Малеев
- Игорь Кром (увы, ныне покойный)
- Юрий Погуляй
- Герман Шендеров (Германия)
- Оксана Ветловская
- Дарья Бобылёва
- Дмитрий Мордас (автор «Зайчика», просто автор «Зайчика»)
- Анатолий Уманский — аз же есмь.
Со временем серия «Самая Страшная Книга» приросла тематическими сборниками, составленными уже лично Парфёновым, авторскими сборниками, а также полноценными романами. Однако определённые разногласия привели к тому, что часть авторов ушла в свободное плавание. Параллельно появилось множество бумажных фензинов — недавно закрывшийся «Редрам», «Фантомас». Существуют и самостоятельные авторы, пишущие отдельно от Тёмной волны (Константин Образцов, к примеру). Также в Тёмную волну заглядывали на огонёк некоторые писатели «старой гвардии» (Щёголев, Шолохов, Левандовский), и фантасты, решившие попробовать себя в новом жанре (Майк Гелприн, Шимун Врочек).
Помимо собственно литературных серий, Тёмная волна славится сетевыми конкурсами, также обеспечивающими ей вливание свежей крови — например, «Чёртова дюжина».
Относительным успехом Тёмная волна обязана проведённой «работе над ошибками»: серьёзное отношение к жанру; попытка найти золотую середину между увлекательностью изложения и литературностью — без перекосов в красивости или малохудожественный трэш; обращение к опыту советской литературы и литературы «Серебряного века»; использование сугубо русских исторических и культурных реалий; по возможности отказ от чернухи, идеологизированности и политоты; разнообразие поджанров — хоррор на любой вкус.
Тем временем в кино всё далеко не так радужно. Фильмы стали намного совершеннее технически, однако актёрская игра и сценарии в большинстве своём по-прежнему оставляют желать лучшего. Некоторые картины имели определённый кассовый успех, некоторые добрали своё в зарубежном прокате (в основном в Латинской Америке), но в отечественных кинотеатрах большинство не окупилось. В 2017 вышел «Последний богатырь», который не был ужастиком, но доказал прибыльность славянского фольклора — и в 2020 вышло несколько сериалов, так или иначе использущие фольклорные мотивы и страх. С 2020-х дела у сериальных ужасов идут в гору, а полные метры собирают на Кинопоиске больше рейтинга, чем в прошлом и позапрошлом десятилетии.
Фольклор[править]
- С развитием интернета и социальных сетей страшилки перекочевали туда — современная крипипаста пользуется неизменным успехом не только у детей, но и у подростков, и даже у взрослых.
Литература[править]
Тёмная волна[править]
- Серия «Самая Страшная Книга»:
- Ежегодники (ССК-2014 — ССК-2024 и т. д.)
- Тематические сборники — «Хеллоуин», «13 маньяков», «13 ведьм», «13 монстров», «13 привидений», «Страшная общага», «Колдовство»…
- Авторские сборники — «Запах» Владислава Женевского, «Зона ужаса» М. С. Парфёнова, «Чёртовы пальцы» Дмитрия Тихонова, «Призраки» Максима Кабира, «Ночной взгляд» Дарьи Бобылёвой.
- Романы — «Фаталист» Виктора Глебова, «Скелеты» Максима Кабира, «Вьюрки» Дарьи Бобылёвой (пожалуй, самой успешной из авторов, чей роман получил признание в мейнстримовой литературной тусовке, был отмечен Галиной Юзефович и получил несколько переизданий)…
- Новеллизации — «Рассвет» Олега Кожина, «Пиковая дама» Максима Кабира.
- Энциклопедии — первой ласточкой стал бестиарий «Миры Говарда Филлипса Лавкрафта», имевший огромный успех, на очереди второй том.
- Серия «HORRORZONE» — подсерия ССК, основанная тем же М. С. Парфёновым. Отличие её (помимо оформления) от ССК — отдельный и достаточно спорный вопрос, в плане определённой планки качества отличий вообще нет.
- Серия «Тёмная сторона» Марии Артемьевой.
Другие авторы[править]
- Марина и Сергей Дяченко, повесть «Электрик».
- Константин Образцов, трилогия «Красные цепи». Отличная вещь.
- Сергей Тармашев, дилогия «Отель Оюнсу». Адская трешатина.
- Эдуард Веркин, автор отличных повестей для подростков, благополучно пробившийся и в мейнстрим, благо произведения его (независимо от жанра) интересны и взрослым. Публиковался ещё в серии «Страшилки» в 2000-х, однако наибольшую популярность приобрёл уже в десятые, особенно после выхода романа «Остров Сахалин».
- «снарк снарк»
- «Цвет страха».
- «Шаги за спиной».
- «Страж водопоя».
- Цикл «Inferno» («Бог калибра 58», «Мертвецы не танцуют», «Большая красная кнопка», «Икра будущего»).
- На стыке с детским детективом ― цикл про юного детектива Феликса Куропяткина («Вор ― железная челюсть», «Жмурик-проказник», «Ночь летающих гробов», «Стеклянная рука», «Вампир на тонких ножках», «Мусорелла — великая и ужасная»).
- Цикл «Бакс» («Чудовище с улицы Розы», «Час охоты», «Вендиго, демон леса»).
- И многие другие.
- Алексей Иванов:
- «Псоглавцы».
- «Коммьюнити».
- «Пищеблок».
- «Тени тевтонов»[1]
- Дмитрий Глуховский, «Пост».
- Шимун Врочек, Юрий Некрасов, «Золотая пуля» — мозговыносящий хоррор-сплэттер-вестерн.
- Шамиль Идиатуллин, дилогия «Убыр».
- Олег Хасанов, писатель, переводчик и популяризатор русского хоррора за рубежом. Автор опубликованного на Амазоне на английском языке романа «Зомбиград», а также составитель международных антологий «Хоррор без границ» и «Из России с ужасами».
- Александр Пелевин, «Покров-17»
Сетевая литература[править]
- Олег Новгородов с его циклом «Опольцевских рассказов» — о потусторонних ужасах полукриминального района на окраине Москвы. Визитной карточкой цикла является маньяк по прозвищу Мясорубщик с тёмным и таинственным прошлым, находящий новых жертв посредством снов.
- Александр Леонидов, «Стая». Эта часть серии[2] об академике Совенко посвящена лихим 90-м и нашествию бесов. В прямом смысле.
- Ещё один яркий автор — Евгений Васин. Из его произведений можно отметить фантасмагорию «Чудовища», переосмысление сказки про Колобка под названием «Колобоморок», «Колыбельную для Юджина» (ещё одну фантасмагорию в антураже Западной Европы конца 19 — начала 20 века), «Уездный трип» про психоделическую альтернативную версию Российской Империи, и «Полдень» и «Забудь» в жанре постсоветской хтони.
Кино[править]
- Фильмы про зомби:
- «Метелица: Зима мертвецов» (2012).
- «Проект: Панацея» (2013).
- «Zомби каникулы 3D» (2013) — отчаянный трэшак. Заслужил обзора. Что характерно, слова авторов в кои-то веки правдивы — это действительно трэш. В плохом смысле этого слова.
- «Вирион» (2016).
- «Реальные пацаны против зомби».
- «Звено» (2012).
- «Шопинг-тур» (2012).
- Фильмы Святослава Подгаевского:
- «Владение 18».
- «Пиковая дама: Черный обряд».
- «Невеста».
- «Русалка. Озеро мёртвых».
- «Яга. Кошмар тёмного леса».
- Фильмы Александра Домогарова-младшего:
- Короткометражка по рассказу Стивена Кинга «Пустите детей» — действительно качественная и пугающая экранизация. Действие органично перенесено в российские реалии.
- «Пиковая дама: Зазеркалье».
- «Вий» 2014. Отнюдь не плохой фильм, как многие считают, любопытно обыгрывающий оригинальную историю.
- «Кровавая леди Батори» (2015) — совместный русско-американский проект.
- «Три» (2015).
- «Черная вода» (2015).
- «Дизлайк» (2016)
- «Маршрут построен» (2016) — про зловещий автомобиль.
- «Вурдалаки» (2016) — многобюджетная пустышка по всё той же повести Алексея Толстого.
- «Фото на память» (2018) — уморительный по сюжету трэшак про зловещий фотоаппарат, часть идей бессовестно потырена из «Смертельного фото» Р. Л. Стайна.
- Так и не вышедший ни в прокат, ни в пиратском издании, «Ховрино. Блог из преисподней» (2017).
- «Мертвым повезло» (2017).
- «Конверт» (2017).
- «Мертвые ласточки» (2018).
- «Проигранное место» (2018), снятый в худших традициях дешевых немецких телефильмов.
- «Водяная» (2018).
- «Мёртвые ласточки» (2018).
- Серия «Гоголь».
- «Диггеры» (2018).
- «Проводник» (2018).
- «Гости» (2019).
- «Рассвет» (2019).
- «Девятая» (2019).
- «Тварь» (2019).
- «Домовой» — номинально хоррором не является, однако фактически чистый ужастик с элементами чёрной комедии.
- «Спутник» (2020) — космический хоррор.
- «Атакан. Кровавая легенда» (2020).
- «Кольская сверхглубокая» (2020) — фантастический ужастик в стиле «Вируса», но с биологическим, а не кибернетическим злом.
- «Побочный эффект» (2020).
- «Вдова» (2020).
- «Приворот. Черное венчание» (2021).
- «Ряд 19» (2021).
- «Ледяной демон» (2021).
Телесериалы[править]
- «Гоголь» (телеверсия), включая два эпизода, не шедшие в кинотеатрах.
- «Кровавая барыня» — история Салтычихи.
- «Эпидемия» (2019).
- «Территория».
- «Перевал Дятлова».
- Экранизация «Пищеблока» от всё того же Подгаевского.
- «Топи».
Комиксы[править]
- Аскольд Акишин, «Пионерская правда. Horror».
Видеоигры[править]
- «Зайчик» — нашумевшая визуальная новелла по мотивам рассказа Дмитрия Мордаса из сборника «ССК: Лучшее». Классический пример тропа «затмить адаптацией», хотя сам первоисточник безусловно великолепен и к прочтению всячески рекомендуется.
Музыка[править]
- Аффинаж, альбом «Мимо. Ранен. Убит» — криминальная мистерия происходящая в нулевые. Их же «Кошечки», «Серьги» и другие. Группа любит хоррор.