Русский хоррор

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Уже осмысленный, но по-прежнему беспощадный

Русский хоррор заметно выделяет из общей хоррор-волны то, что на протяжении почти всей новейшей истории он по разным причинам занимал практически маргинальное положение. В Золотом веке русской культуры «страшный» рассказ воспринимался по большому счёту как литературное баловство; в Серебряном терялся в общем потоке декадентщины; с Революцией к нему пришёл Толстый Полярный Лис и всю эпоху СССР тщетно пытался загнать жанр в ГУЛАГ (а тем временем другие страны соцлагеря — Польша, Чехия, Югославия и другие — преспокойно снимали ужастики); в 1990-е он ловил крохи со стола Стивена Кинга; в сытые нулевые тщетно косил под Стивена Кинга; в эпоху айфона и мемов робко расцвёл; впереди испытание ковидной эпохой.

Нетрудно догадаться, что из всех жанров хоррор в России оказался самым многострадальным, не пропустив ни одной колдобины на непростом её историческом пути, что не могло не оказать на него влияния. Схожая ситуация с русским роком. При этом человек, всерьёз решивший ознакомиться с отечественной литературой (необязательно хоррором) с удивлением обнаружит, что практически все современные жанровые течения впервые использовались нашими авторами; так, одним из предвестников всех историй о зомби-апокалипсисе однозначно является Достоевский.

« Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. »
— «Преступление и наказание»

Цари, стрельцы и терема[править]

Фольклор[править]

  • Сказки про мертвяков, упырей, чертей, Лихо Одноглазое…

Литература[править]

Золотой век русской литературы[править]

Фольклор[править]

  • Былички и страшные сказки русского крестьянства, легенды других народов России.

Литература[править]

Иллюстрация к повести Гоголя «Вий»

В начале эпохи русская культура была значительно подвержена влиянию западного романтизма и готического романа, сохраняя, тем не менее, свою самобытность. В хорроре это проявилось не меньше, чем в других жанрах. Помимо готической традиции, отечественный мистический и страшный жанр ощутимо тяготеет к традиции былички и святочного рассказа.

  • «Нашим всё» для поклонников хоррора стал, разумеется, Николай Васильевич Гоголь со своими малоросскими сборниками «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Разумеется, далеко не все из этих произведений можно отнести к хоррору, а многие проходят по разделу мистической фантазии, однако четыре повести по сей день входят в мировую сокровищницу ужасов:
    • «Вий».
    • «Вечер накануне Ивана Купалы».
    • «Страшная месть».
    • «Портрет».
    • К этому следует добавить неоконченный рассказ «Кровавый бандурист», который должен был войти в также неоконченный исторический роман «Гетман».
    • Психиатрический триллер «Записки сумасшедшего».
  • Орест Сомов, предшественник Гоголя:
    • «Русалка».
    • «Киевские ведьмы».
  • Многие баллады Василия Жуковского. Некоторые, правда, переведены с западных языков.
  • А. С. Пушкин в мистику тоже подавался частенько, но к хоррору ближе всего:
    • Повести «Пиковая дама» и «Уединённый домик на Васильевском» (вторая в соавторстве с Владимиром Титовым).
    • Пьеса «Каменный гость».
    • Поэма «Утопленник».
    • Многие из «Песен западных славян» — «Видение короля», «Марко Якубович», «Вурдалак» (здесь, правда, больше инверсия в виде разрядки смехом)… К слову говоря, само слово «вурдалак» в русский язык было принесено именно Александром Сергеевичем.
    • «Гробовщик» из «Повестей Белкина» — с реалистичным исходом.
  • Алексей Константинович Толстой — основоположник русского имперского — пардон-с! — вампирского хоррора:
    • «Упырь».
    • «Семья вурдалака».
    • «Встреча через триста лет». Героиня — та самая юная аристократка, которая подарила маркизу д’Юрфе («Семья вурдалака») крест.
    • Баллада «Волки».
  • Иван Тургенев:

Серебряный век[править]

После революции 1905 года цензура в России порядком ослабла, сместившись в основном в политическую плоскость; таким образом, писать можно было даже то, за что в Европе сделали бы а-та-та.

Фольклор[править]

  • Былички и страшные сказки русского крестьянства, легенды других народов России.

Театр[править]

Литература[править]

  • Алексей Михайлович Ремизов:
    • «Жертва» — поистине жуткий зомби-хоррор, в котором отец семейства оказывается ожившим мертвецом.
    • «Чёртик» — настоящий вывих мозга о секте деревенских сатанистов.
  • Валерий Брюсов — наряду с традиционными мистическими рассказами настоящий основоположник поджанров:
  • Леонид Андреев:
    • «Он: рассказ неизвестного».
    • «Красный смех» — одно из самых жутких произведений на тему войны.
    • «Елеазар» — альтернативная история библейского Лазаря.
  • А. И. Куприн, «Серебряный волк».
  • Алексей Николаевич Толстой, «Русалка».
  • Михаил Первухин:
  • Александр Амфитеатров, «Жар-цвет».
  • Барон Олшеври (б. Олшеври, то есть «больше ври», настоящее имя — Екатерина Хомзе) — «Вампиры. Фантастический роман барона Олшеври из семейной хроники графов Дракула-Карди».
  • Фёдор Сологуб:
    • «Красногубая гостья».
    • «Тени».
    • «Червяк».
    • «Собака».
    • «В толпе».
    • «Призывающий зверя».
  • Николай Гумилёв, «Чёрный Дик».
  • Михаил Арцыбашев:
  • Михаил Раскатов, сборник «Кошмары».
  • Алексей Николаевич Бежецкий (Маслов), сборник «Музей восковых фигур».

Кино[править]

Хоррор снимался очень активно — не хуже, чем на Западе.

  • Вторая в мире экранизация «Дракулы» (первую в 1918 году выпустили венгры), снятая, как ни смешно, в солнечной Ялте в 1920-м году. Увы, не сохранившаяся, но сам факт…
  • Три экранизации «Вия» — 1909, 1912, 1916. До наших дней ни одна не сохранилась.
  • «В полночь на кладбище, или Роковое пари» 1910 года.
  • «Антихрист» (1915).
  • «Дерево смерти, или Кровожадная Сусанна» (1915) — очень сильно по мотивам рассказа Герберта Уэллса «Цветение странной орхидеи». По сюжету немецкие шпионы пытают своих жертв при помощи дерева-вампира, выведенного безумным учёным.
  • «Портрет» (1915).
  • «Загробная скиталица» (1915).
  • «Пиковая дама» (1916) — считается не только лучшим дореволюционным фильмом ужасов, но и одним из лучших фильмов того периода вообще.

Белая эмиграция[править]

  • Георгий Песков aka Елена Дейша, «Злая вечность» — про странные приключения русского князя-эмигранта в Париже, где он влюбляется в куклу из витрины магазина, встречается с бородатой ведьмой-торговкой и чуть не продаёт душу дьяволуили это ему всё только кажется?
  • Александра Свида, детективная дилогия «За закрытыми ставнями» и «Паника в Борках», опубликованная в Риге в 1931. В детективе повествуется об агенте уголовного сыска Зенине, который расследует серию убийств в подмосковном посёлке и связанные с ними слухи о вампирах и оборотнях, и впоследствии, уже после эмиграции, продолжает расследование в Париже. По факту получился скорее детектив, поскольку мистика ненастоящая. Что характерно, в романе фигурирует кружок московских оккультистов, возглавляемый приват-доцентом Сталиным.

В СССР секса и хоррора нет[править]

Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! Спойлер: галимая антисоветская пропаганда — всё было. Секс не афишировался, хоррор конспирировался под детектив или фантастику, так как мистике была объявлена война — долой суеверия! В Перестройку русский хоррор, опасливо озираясь, вылез из подпола, чтобы тут же быть придавленным обломками рухнувшего Союза.

Фольклор[править]

  • Недосягаемость ужастиков, помноженная на исконную детскую тягу к страшному, привела к появлению обширнейшего пласта пионерского фольклора — страшилок, которые травили в пионерлагерях по ночам. Изначально они основывались на старом добром деревенском фольклоре — мертвецы, вампиры, вурдалаки etc. По мере поглощения городом деревни к ним добавлялись причудливые фантазии городских детей, перерабатывавших в сабж все мало-мальски пугающие сцены из классической литературы, фантастики, киносказок и мультфильмов. Некоторые, с рождения оторванные от деревенской традиции, пересказывали городские легенды (пирожки с человечиной, мясорубки под креслами в кинотеатрах, старухи-людоедки, машина ССД — Смерть Советским Детям) либо уходили в откровенный сюр, где угрозой становились обычные предметы и части тела — занавески, перчатки, глаза, ноги, руки, головы, зубы — всех цветов радуги, непостижимые и неизвестно откуда взявшиеся… Подробнее об этом явлении и его разновидностях можно узнать в сборнике Эдуарда Успенского и Андрея Усачёва «Жуткий детский фольклор».
  • Среди детей и взрослых ходят жуткие байки о маньяках и бандитах, обильно приукрашенные вымыслом, так как реальные преступления в СМИ либо замалчивались, либо подробно не афишировались, а за неимением объективной информации воображение пускалось вразнос.

Театр[править]

  • Анатолий Луначарский, «Медвежья свадьба» — по мотивам новеллы Проспера Мериме «Локис».

Литература[править]

  • Александр Грин 
    • «Крысолов».
    • «Серый автомобиль».
  • Михаил Булгаков:
    • «Роковые яйца» — один из первых в истории зоохорроров. Все поделия Роджера Кормана и ему подобных о искусственно выведенных тварях, которые жрут людей, вылупились из булгаковских «Яиц».
    • «Дьяволиада» — аналогично «Запискам сумасшедшего», психологический триллер о постепенно сходящем с ума мелком чиновнике.
    • «Мастер и Маргарита» — элементы встречаются. Чего стоит хотя бы сцена с Варенухой-вампиром, который на пару с Геллой чуть не угробил финдиректора Римского!
  • Александр Шалимов, «Ночь у мазара» — геологическая экспедиция в Таджикистане встречается с жутким «снежным народцем». В конце читателю дают понять, что все это были глюки… или нет?
  • Север Гансовский:
    • «День гнева» — в отрезанном от мира заповеднике выведенные неэтичным учёным Фидлером разумные медведи держат в страхе и пожирают крестьян. Судя по некоторым намёкам, они также пытаются насильственно, кхм, спариться с крестьянскими дочками.
    • «Хозяин бухты» — почти хтоническая тварь, буквально растворённая в воде озера. Когда туда попадает кто-то живой, она «сгущается» и выдавливает жертву, превращая её в идеально плоский лист не толще бумаги.
    • «Стальная змея» — нашествие неизвестного вида кровожадных угрей на Москву.
  • Юрий Котляр, «Расплата» — хорошая, годная история о плотоядной массе, зародившейся в океане в результате испытаний ядерного оружия и пожирающей людей на загнивающем Западе. Была нещадно (и не вполне справедливо) раскритикована Аркадием Стругацким, в настоящее время порядком забыта, однако прочно вошла в пионерский фольклор как «Чёрная смерть в городе Нью-Йорке».
  • Виктор Савченко «Подарок для президента» — биомасса, долженствующая служить источником дарового мяса, как раз во время демонстрации высочайшим чинам выходит из-под контроля. Вот как страшно жить при капитализме.
  • Венедикт Ерофеев, «Москва-Петушки» — Москва тут изображена крайне хтоническим местом, откуда герой хочет сбежать в прекрасные Петушки, где живёт его любовница. Но хтонь всё же настигает его: вначале жуткий Сфинкс не даёт ему попасть в Петушки, а потом уже в Москве его настигают и убивают четверо неизвестных. Автор намеренно оставляет под вопросом, что из происходящего реально, а что — алкогольный бред героя.
  • Юрий Мамлеев:
    • Рассказ «Изнанка Гогена».
    • Рассказ «Утопи мою голову».
    • Элементы хоррора в романах «Шатуны» и «Последняя комедия».
  • Андрей Платонов, «Железная старуха».
  • Владимир Померанцев, «Оборотень» — в глухую сибирскую деревню отправляется молодой следователь из Иркутска для расследования участившихся случаев самосуда. Религиозные фанатики прилагаются.
  • Владимир Короткевич, «Дикая охота короля Стаха».

Кино[править]

ВийПостер.jpg
  • «Медвежья свадьба» (1925) — немой фильм по мотивам пьесы Луначарского. Доступен в сети. Удостоился язвительных комментариев от Ильфа и Петрова. А также Маяковского:
«

Перед плакатом «Медвежья свадьба»
Нэпачка сияет в неге:
— И мне с таким медведем поспать бы!
Погрызи меня, душка Эггерт.

»
— «Стабилизация быта»

Мультфильмы[править]

  • «Большой Тылль» — самый кровавый советский мультфильм. Если какого нибудь Халифа-Аиста детям смотреть ещё можно, то это определённо не для детей.
  • «Полигон» по рассказу вышеупомянутого Севера Гансовского

Перестройка[править]

Литература[править]

  • Андрей Саломатов — вся безнадёга поздних 1980-х — самого начала 1990-х:
    • «Кузнечик».
    • «Девушка в белом с огромной собакой».
    • «Синдром Кандинского».
    • «Кокаиновый сад».
  • Андрей Столяров:
    • «Всё в красном» — трэшовая по сюжету, но яркая по языку история динозавра-оборотня в антураже 1990-х.
    • «Детский мир» — великолепная повесть в духе кинговского «Полицейского из библиотеки».
    • «Мумия» — Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!
  • Романы Алексея Атеева, одного из немногих достаточно известных авторов, работавших в данном жанре. Начинал ещё при Союзе. Дебютный роман «Загадка старого кладбища» был даже фанатски экранизирован.
  • Виктор Пелевин также начинал на излёте СССР. «Поиски себя» на стыке мистицизма, хоррора, псевдопублицистики — и всё это приправлено изрядной долей иронии. «Миттельшпиль», «Синий фонарь», «Музыка со столба», «Мардонги», «Вести из Непала» и, конечно же, «Проблема верволка в средней полосе».
  • Эдуард Успенский:
  • Юрий Коваль, рассказ «Ножевик».

Кино[править]

  • «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1985) по мотивам повести Р. Л. Стивенсона.
  • Две экранизации «Вельда» Рэя Брэдбери, вышедшие почти одновременно в 1987 году:
    • Собственно «Вельд» режиссёра Назима Туляходжаева;
    • «Комната» — короткометражный дипломный фильм режиссёра Виктора Костычева. Совсем недавно стал доступен стараниями мегакрутых ребят из паблика FROM OUTER SPACE.
  • «Десять негритят» (1987) Станислава Говорухина.
  • «Господин оформитель» (1987) по мотивам Грина «Серый автомобиль».
  • «Псы» (1987) — жестокий и страшный фильм о собаках-убийцах, воспринимающийся и как метафора на происходящие в стране процессы.
  • «Заклятие долины змей» (1987) — советско-польский ужастик, ныне известный в основном пластилиновой анимацией и «это уже не Бричером» с лампочкой во лбу.
  • «Час оборотня» (1990) с молодым Александром Балуевым. Сказать о фильме нечего — его практически невозможно найти.
  • Антология «Доминус» (1990) по мотивам рассказов Брэдбери «Коса» и «Чёртово колесо».
  • «Пьющие кровь» (1991) — аутентичная, хоть и упрощённая экранизация повести А. К. Толстого.
  • «Семья вурдалаков» (1990) — экранизация другой повести Толстого, перенесённая в начало 90-х.
  • «Папа, умер Дед Мороз» (1991) — уже совсем вольная и жутко артхаусная экранизация «Семьи вурдалака», снятая лидером движения некрореалистов Евгением Юфитом.
  • «Жажда страсти» (1991) — отличный образчик готического еврохоррора, снятый актёром Андреем Харитоновым по мотивам некоторых рассказов Валерия Брюсова.
  • «Люми» (1991) — комедийный фильм ужасов об огромном косматом монстре, обыгрывающий историю Красной Шапочки.
  • Советско-латвийский «Паук» (1991) — фрейдистский хоррор о безумном художнике, который преследует молоденькую натурщицу, превращаясь в гигантского паука. Спецэффекты поразительно хороши, даже в сцене, где паучара жарит гарну дивчину раком.
  • Советско-американский триллер о маньяке времён языческой Руси «Феофания, рисующая смерть» (1991), снятый Владимиром Алениковым — да-да, тем самым, который снимал «Приключения Петрова и Васечкина»!
  • «Дина» (1991).

Мультфильмы[править]

  • Мультэкранизация гоголевской «Страшной мести» (Киевнаучфильм, 1988). Добавили сюрреализма, убрали бафос оригинального текста.
  • «Ветер» (Арменфильм, 1988). Экзистенциальный ужас на мозголомном стратегическом объекте. Роберт Саакянц превзошёл сам себя.
  • «Страсти-мордасти» (1991) — лютый мульт-альманах из трёх историй общей продолжительностью около десяти минут. В первой кусок мяса пытается спастись от мясорубки, куда его пытаются запихнуть отрезанные руки, во второй неожиданный гость появляется в логове монстров-людоедов, в третьей Колобок катится по лесу, пожирая встреченных им оголодавших животных. По многочисленым просьбам советских зрителей (Союз распался — менталитет остался) мульт был изъят из эфира, но недавно, к счастью, был вытащен из украинских архивов и стал вновь доступен, теперь уже на торрентах.

Бесславные 90-е с переходом в Сытые нулевые[править]

Фольклор[править]

  • Пионеров уже нет, но фольклор остался.
  • Некоторые газетные утки, порождённые расплодившейся жёлтой прессой, а также псевдоисторические исследования и разоблачения надёжно вошли в фольклор.

Литература[править]

Основной проблемой получивших практически полную свободу творчества авторов стало практически полное отсутствие опыта и понимания, что такое хоррор. В результате многие из них скатывались в:

Бонусом шло практически полное непонимание с чем этот жанр едят и как его продвигать со стороны издателей — они и в зарубежном-то хорроре не разбирались толком! В итоге почти любая попытка замутить серию русского хоррора (причем практически любого автора нарекали нашим Стивеном Кингом, чем всех заколебали) заканчивалась провалом, и вплоть до середины 2010-х жанр стал считаться нерентабельным. Стоит отметить:

  • Василий Тихов, «Страшные сказки, рассказанные дедом Егором, крестьянином бывшего Чердынского уезда Пермской губернии» — великолепный сборник историй на основе русского деревенского фольклора, переработанных автором. Совершенно не детских.
  • Сборник ужастиков разной степени трэшовости «Натюр Морт».
  • Кровавые оргии в марсианском аду от Юрия Петухова и его соратников.
  • Владимир Гриньков — «Заглянувший в смерть», «Чертовщина», «Плач палача».
  • Сергей Белошников, «Ужас приходит в полнолуние».
  • Степан Ставрогин, отчаянный трэш «Рыцари Ада».
  • Кир Булычёв, «Наездники» — автор жизнерадостных книг про Алису и Великий Гусляр в последние годы жизни написал психологически тяжёлый ужастик вполне в кинговском духе про насекомых-«наездников», которые выросли до гигантских размеров, научились маскироваться под людей и, что самое плохое, научились откладывать личинки в людей (личинки постепенно пожирают человека изнутри, при этом превращая его в послушного зомби).
    • Схожая фигня у Виктора Савченко в «Под знаком сверчка» — хотя это всё же не хоррор, а фигово замаскированная под фантастику сатира на наступивший капитализьм.
  • Виктор Точинов — «Тварь», «Пятиозёрье», «Царь живых», «Вечер накануне юбилея Санкт-Петербурга», сборник «Тёмные игры». Очень достойный автор.
  • Александр Лидин — «Запах смерти», «Пески смерти».
  • Александр Щёголев — «Жесть» (по мотивам одноимённого фильма), «Как закалялась жесть».
  • Сергей Кириенко, «Гулы» (отличная вещь).
  • Сергей Арно, «Живодёрня».
  • Юрий Нестеренко:
  • Василий Щепетнёв, цикл «Чёрная земля».
  • Вячеслав Барковский, «Выродок, или Время Нергала».
  • Сборники Александра Бушкова «Сибирская жуть».
  • Иван Сербин, он же Арч Стрентон, он же Джон Бёркли, он же Артур Кварри. Да-да, это тот самый парень, который с нуля сочинил отличного «Хищника-3» и блистательно (и, разумеется, самопально) новеллизировал некоторые голливудские фильмы-хиты для книжной серии «Бестселлеры Голливуда»:
    • Новеллизации: «Чужие», «Чужой-3», «Попутчик», «Парк Юрского периода», «Кошмар на улице Вязов».
    • Самостоятельные романы: «Сердце дьявола», «Гилгул», «Собачий рай». Все три к прочтению всячески рекомендуются. Увы, выходили они в детективной серии «Чёрная кошка», поелику остались практически не замечены целевой аудиторией — извечная беда того времени.
  • «Восставший из ада» — новеллизации Оларда Диксона для той же серии «Бестселлеры Голливуда». Поскольку Клайв Баркер на тот момент не удосужился написать литературного продолжения, исправлять этот недочет взялся Олард Эльвиль Диксон — вовсе не американец, как могло бы показаться по его имени, не литературный псевдоним отечественного ремесленника, а коренной сибирский шаман, автор множества книг по шаманизму, одной из которых является талмуд с характерным названием «Мистерии мухомора». Одним словом, Олард Диксон — личность намного более колоритная, чем даже сам Баркер, и, выражаясь запрещённым на данном сайте луркоязом, определенно имеет отношение к веществам. Что несколько сказалось и на его новеллизации. Практикующий сибирский шаман, пишущий новеллизацию культового англо-американского хоррора — такое было возможно только в разухабистые 1990-е. Как ни странно, несмотря на отсутствие редакторской правки, написано весьма пристойно, даром что текст местами пересыпан специфической философией автора и явно писался на основе гнусавого надмозгового перевода с пиратской видеокассеты. К тому же любопытной выглядит привязка вселенной сенобитов к восточной мифологии, в частности — китайской. И в любом случае получилось намного лучше, чем официальное продолжение от самого Баркера.
  • Украинский автор Андрей Дашков. Классика! Писал в основном мрачнейшую фантастику с социальным подтекстом, жёсткий постапок, антиутопии и тёмное фэнтези, щедро сдабривая элементами сплаттера, чернухой и вывихом мозга — однако получалось на удивление стильно, хоть и на любителя. Из более-менее чистого хоррора следует отметить сборник рассказов «Мечты сбываются», романы «Умри или исчезни!» и «Бледный всадник, Чёрный Валет», «Глаз урагана». А вообще Дашков интересен ещё и тем, что с поразительной точностью предсказал многие нынешние социальные тенденции.
  • Ещё один украинец Борис Левандовский — «Бабай».
  • И ещё один — Игорь Лесев, автор единственного романа «23».
  • И ещё двое украинцев, Владимир Аренев и Юрий Никитинский — «Книгоед». Деконструкция всех любимых сказок советских детей: здесь юному герою предстоит встретиться и с жутким Чиполлино, и с подземными жителями из сказки Погорельского «Чёрная курица», которые оказались коварными злодеями, и с Маугли, который продаёт своих бывших друзей-зверей браконьерам… Книжка формально детская, однако местами читается как психологический триллер с элементами хоррора; сами авторы называют её «сказкой для детей с крепкими нервами».
  • Мариам Петросян, «Дом, в котором…» — по факту это магический реализм с элементами фэнтези, но не обманывайтесь сказочным антуражем, жутких элементов там предостаточно. Начать хотя бы со сцены убийства Помпея Слепым и того, что каждый выпуск в Доме заканчивается кровавой резнёй (героям настолько не хочется выходить во взрослый мир!), и заканчивая параллельным миром под названием Изнанка, где можно столкнуться с убийцами на чёрных автомобилях и попасть в рабство к человеку с железными зубами и его своре доберманов. Причём в этих сюжетах нашли отражение как штампы триллеров и ужастиков западных девяностых (в тексте есть намёки, что Изнанка формируется подсознанием героев, в том числе книгами и фильмами, которые они читают и смотрят), так и чернуха и криминальный разгул отечественных девяностых.
  • Илья Масодов. Просто Илья Масодов. Не то чтобы это был хоррор в чистом виде, но жути более чем достаточно.
  • Дмитрий Колодан, «Время Бармаглота» — детектив ловит маньяка в очень странном мире, одновременно напоминающем нуар, стимпанк и кэрролловскую «Алису». В наличии отсылки на «Молчание ягнят», «Se7en», «Твин Пикс», и ещё на ряд триллеров девяностых.
  • Макс Далин, «Рукопись, найденная под прилавком». Опубликована в 2010, но по духу даже ближе к девяностым: повальное увлечение трэшовой литературой и западными хоррорами, эстетика декаданса и сюрреализма, а также социальная энтропия.
  • Олег Егоров, роман «Вепрь».
  • Кирилл Алексеев, «Пожиратель мух».
  • Владимир Сорокин, «Настя» — и даже не пытайтесь доказать, что это не ужасы.
  • Алексей Биргер, «По ту сторону волков».
  • Анна Старобинец:
    • Повесть «Переходный возраст».
    • Некоторые рассказы.
  • Дмитрий Сафонов, «Шериф».
  • Михаил Елизаров к этому тяготеет:
    • «Мультики».
    • «Библиотекарь»
    • «Pasternak».
    • Сборник рассказов «Кубики».
  • Владимир Данихнов:
    • «Поезд».
    • «Девочка и мертвецы».
  • Олег Дивов, «Ночной смотрящий».
  • Борис Акунин, «Декоратор» — Фандорин против Джека Потрошителя.
  • И, конечно же, феноменальный Александр Варго — творческий псевдоним коллектива авторов:
    • Сергея Давиденко.
    • Алексея Шолохова.
    • Олега Синицына.

На тот момент это была единственная успешная серия русского хоррора. Авторы тяготели в основном к сплаттерпанку, чернухи и свинцовых мерзостей жизни хватало тоже, попадался, как ни прискорбно, и плагиат (в одной из книг присутствует косметически переделанный фрагмент романа Стивена Кинга «Глаза дракона»). Тем не менее, книги расходились очень хорошо. До поры до времени.

  • В жанре детских ужастиков, популяризованном творчеством Р. Л. Стайна, активно работают такие авторы, как Сергей Сухинов, Леонид Влодавец, Антон Иванов и Анна Устинова, Дмитрий Емец, Игорь Волознёв и многие другие.
  • А ещё была серия, называвшаяся «Страшные истории для девочек и мальчиков», хотя описываемые там истории могли вызвать приступ дурноты и у взрослого — с подробными описаниями зверств бандитов, чернухой, пытками, людоедством и т. д. В книге «Ужасная история», начинавшейся со сцены изуверского убийства озверевшим хуторянином своих родных (выбил жене глаз и зарезал её, отрубил голову маленькому сыну и задушил падчерицу, называя её потаскухой) стояла маркировка: «Для младшего (!!!) школьного возраста».

Кино[править]

Жизнь прекрасна и удивительна
  • Белорусский короткометражный ужастик «Кешка и Фреди» (с одним «д», да) 1992 года — пародия на «Кошмар на улице Вязов». Форматом и ГГ-школьником, а также очень странной (возможно, пародийной) моралью, выносимой оным, подозрительно напоминает типичную серию «Ералаша» — собственно, в «Ералаше» есть эпизод «Чужой», где по душу мальчишки также является Фредди Крюгер, которому пацан навешивает люлей, после чего оказывается, что он отдубасил вернувшегося с работы отца. Самый же трэш заключается в спецдефектах.
  • Культовое «Прикосновение». Иногда ошибочно называется «первым российским хоррором» — но как вы поняли из этой статьи, это сильное преувеличение.
  • «Прогулка по эшафоту» (1992) — мистический триллер с Певцовым, Дроздовой и попытками в Тарковского.
  • «Гонгофер» (1992) — сюрреалистическая страшилка с малоросским духом о жутком кабане и ведьме, похитившей глаза у молодого казака, снятая на деньги Сергея Мавроди. Да-да, того самого.
  • «Слеза Князя тьмы» (1992) — польско-эстонский хоррор-детектив. В независимой Эстонии накануне Второй мировой войны за перстнем Сатаны охотятся зловещий немецкий барон, польская писательница с вещими снами, агенты НКВД и типичный детектив из нуарных фильмов сороковых. Дешевая анимация, нестрашные хоррор-сцены, плагиат американских фильмов ужасов, обнаженная натура, эклектичный монтаж, прически и макияж из 80-х у женщин — все в наличии.
  • «Полнолуние» (1993) по роману Сергея Белошникова. Из-за нехватки денег из фильма выбросили всю мистику, а оборотень стал ряженым маньяком.
  • Отчаянный трэш «Монстры» (1993) — Супер-РАСТИШКА и «Щербаков, Щербаков, Щербакооооов!». Представьте себе милую черепашку — из тех, что покупают детишкам на Птичьем рынке, — давящую в лепешку игрушечные танчики, и лётчиков-асов, невозмутимо сбивающих ворон размером с дом. А вот мужик киркой отбивается от крысы размером со льва — такое впечатление нам создают, показывая ее на фоне игрушечной лесенки. Комбинированные съёмки — вообще особая статья. Мужик замахивается киркой — а затем нам показывают крысюка, сидящего с несчастным видом, пока какой-то кретин машет перед его носом кукольным молоточком. Добивает зрителя невероятно идиотская лирическая сцена знакомства героя с любимой и психоделичная подводная фотосессия в начале фильма. Закадровый текст поражает глубиной: «Да, мы остались живы. Но я бы никому не пожелал встретиться с этими монстрами…». Имеется мораль, авторами не задуманная: «Не снимай кино, если у тебя нет на это денег».
  • Чёрная комедия о вампирах «Ваши пальцы пахнут ладаном» (1993).
  • «Хаги-Траггер» (1994) — очень симпатичный фильм о кукле-убийце и сильной эстетикой лихих 1990-х.
  • «Роковые яйца» (1995) по мотивам одноимённой повести Булгакова (а ещё зачем-то добавлены элементы «Мастера и Маргариты»). Фильм всеми разруган, однако, на взгляд автора статьи, на самом деле очень даже не плох.
  • «Научная секция пилотов» (1996) — трудноперевариваемый сюр про убийства в московском метро.
  • «Упырь» (1997) — помесь криминального боевика с вампирским триллером. В целом весьма занятная, Евген Комедиан тоже одобряет.
  • Триллеры Николая Лебедева:
    • «Ночлег. Пятница» — короткометражный мистический хоррор высокого класса.
    • «Змеиный источник» (отличный триллер о маньяке).
    • «Поклонник» (ещё один отличный триллер о маньяке).
    • «Изгнанник» (посредственный мистический триллер).
  • «Притяжение» (2002). Что там происходит понятно одним авторам, хоть и снято атмосферно. Ну и ещё там есть ужасно компьютерный оборотень.
  • Своеобразные (я бы сказал, артхаусные) фильмы независимого режиссёра Андрея Исканова:
    • «Гвозди».
    • «Видения ужасов».
    • «Философия ножа».
    • «Турист».
  • Джалло Романа Прыгунова «Одиночество крови» (2002).
  • «Тайна заборского омута» (триллер для детей, 2003).
  • «Дневной представитель» (2004).
  • «Ведьма» — экранизация «Вия» без Вия с переносом в США. Плохо не это (сюжет народный, в большинстве версий тоже никакого Вия нет), а то, что фильм ужасно скучный. «Первый российский фильм ужасов» — шо, опять?
  • «Жесть» — довольно сюрная история о журналистке, которая в поисках маньяка попадает в дачный посёлок, заброшенный нормальными людьми и обжитый ненормальными маргиналами.
  • «Путевой обходчик» — неудачный слэшер от Игоря Шавлака, снявшего ранее куда более интересную «Семью вурдалаков». Настолько неудачный, что режиссёр до сих пор скрывается где-то от кредиторов.
  • Балабанов решил выделиться, его хоррор не мистический, а реалистичный. «Груз-200» не содержит мистики, однако зрители отмечают его криповость.
  • Фильмы самопровозглашённого гения Павла Руминова:
    • «Мёртвые дрочеры»… э-э… «Мёртвые дочери». А лучше было бы назвать «Сука, перестань трясти камерой, а то нас стошнит!». Бездарное подражание J-хоррорам вроде «Звонка» и «Проклятия». В фильме есть ровно одна пугающая сцена - первые 5 секунд. Дальше - скучная хрень и тягомотина.
    • Уже в следующее десятилетие выпустил чуть менее безблагодатный слэшер «Дизлайк». Тот случай, когда судить фильм можно и по названию.
  • Слэшер по мотивам пионерских страшилок «ССД». Посреди фильма создатели внезапно осознали, что историю про маньяка не вытягивают… и быстренько присобачили концовку про Одержимость Ужаснейшим Демоном Из Самых Глубин Уж0сающего АДА!!!
  • «Юленька» (2009) — не самый плохой фильм про девочку-убийцу. Музыку к фильму сочинил маэстро Аркадий Укупник, что в год выхода стало причиной насмешек. Очень зря, кстати: саундтрек на удивление хорош. Да и сама история (если не знать спойлеров) способна держать в напряжении до самого конца...
  • «Фобос: Клуб страха» (2010) - сильно посредственный фильм, в который намешали все сразу по принципу "натащим всякого плагиата из кучи западных фильмов - авось хоть что-то будет пугать". Не получилось. Зато фильм был обстебан БэдКомедианом - за что, собственно, и известен сейчас. Ведь (как это нередко бывает) обзор от Бэда посмотрела куда больше народу, чем сам фильм.

Телесериалы[править]

  • «Посредник» 1990 года по мотивам повести Александра Мирера «Главный полдень». Здесь красивая местность... Неплохой триллер для своего времени, но - ужасы??? Где???
  • «По ту сторону волков» по мотивам повести Алексея Биргера с Балуевым, Галкиным и Гафтом. И, знаете ли, весьма неплохо.
  • «Полнолуние» (2004) — вторая экранизация романа Сергея Белошникова, поставленная на этот раз им самим. В этот раз денег на компьютерного оборотня хватило… лучше бы не хватало.
  • «Вепрь» (2007) по мотивам романа Олега Егорова. Унылая тягомотина (как вариант — фантастический детектив) с редкими появлениями компьютерного кабанчика (который способен злодействовать в сцене, при этом не попадая в кадр) и кrовавыми чекистами. А ведь тот же Дмитрий Светозаров снял отличных «Псов».

Мультфильмы[править]

Комиксы[править]

  • Полупародийно-бафосный вариант — некоторые комиксы в журнале «Муха» 1990-х, например «Портрет» Вадима Рубцова, в котором ещё и обыгрываются и передразниваются классические американские киноужастики 1980-х (и камео Фредди Крюгера и Джейсона Вурхиса налицо — эти деятели появляются среди гостей тёмного шабаша).
  • В той же «Мухе» — комикс Сергея Логунова «Роковые яйца» по мотивам одноимённой повести Булгакова. Вот тут-то Рокк и поседел…

Видеоигры[править]

Музыка[править]

  • «Сектор Газа».
  • «Король и Шут»!
  • Оргазм Нострадамуса посередь поисков алкогольной экзистенциальной свободы нет-нет, да и тыкнет слушателя носом в хоррор. «Званый ужин», «Ночью в комнатушке», развесёлая «Спроси у мёртвого здоровья» — много их.

Эпоха айфона и мемов / Ковидная эпоха: Тёмная волна и другие[править]

За козла ответишь!

В первой половине 2010-х ситуация с хоррором в России была весьма плачевной — причём даже с зарубежным. Во многом причиной тому стало специфическое развитие жанра на Западе — многие зарубежные авторы давно заигрывают с мейнстримом, нарушая чистоту жанра не меньше, чем это делали русскоязычные авторы, а издатели, не имевшие к ужасам какого-либо интереса, кроме коммерческого, ориентировались на полученные литературные премии и откровенно рекламные отзывы в прессе. В результате сборники-лауреаты, доверху набитые псевдохоррорной тягомотиной, пылились на полках, а издатели укреплялись во мнении, что в нашей стране ужасы никому не нужны. Кроме Стивена Кинга, сравнение с которым упорно лепили на обложку почти любого автора, пишущего ужасы и триллеры, что предсказуемо отпугивало публику — зачем читать «нового русского/французского/немецкого/итальянского Стивена Кинга», когда есть старый американский? В то голодное время вампиры, оборотни и демоны встречались только под обложками бесчисленных лавбургеров и девочковой мистики, заполонившей книжный рынок на волне успеха «Сумерек». «Варго-серия» постепенно вырождалась, полнясь наряду с неплохими произведениями откровенным трэшем. Вдобавок издатели в лучших традициях лихих 1990-х откровенно дурили читателей, публикуя старые произведения под новыми названиями и с новыми обложками, однако лох в читательской среде проявил тенденцию к вымиранию, что губительно сказалось на тиражах и репутации серии.

Но еще в конце 2000-х начало собираться новое поколение хоррорщиков — поколение 1990-х, молодое, наглое, не отягощённое предрассудками и заблуждениями своих предшественников. Созданное писателем и энтузиастом жанра М. С. Парфёновым «Литературное общество „Тьма“» и одноимённый вебзин, впоследствии превратившийся в журнал «DARKER», стали пристанищем для целого ряда молодых авторов, называющих себя «Тёмной волной». Начиная с 2012 г. Парфёнов разрабатывал проект «народной антологии», отбор в которую проводился бы силами не редакторов, а читателей — фанатов хоррора из специально собранной таргет-группы, причём на условиях полной анонимности авторов, своего рода литературный конкурс. Результатом этого эксперимента стал вышедший в 2014 г. сборник «Самая Страшная Книга-2014». Первый блин хоть и вышел отчасти комом, всё же открыл читателю несколько перспективных молодых авторов, а успех продаж позволил сделать «Самую Страшную Книгу» ежегодником. Начиная с «Самой Страшной Книги-2015» критерии отбора становятся всё строже, отчего литературное качество сборников стабильно возрастает. Принять участие в отборе может практически любой автор, но пробиться в книгу — только талантливый.

Неполный список авторов Тёмной волны:

  • М. С. Парфёнов
  • Владислав Женевский (ныне, увы, покойный)
  • Мария Артемьева
  • Александр Подольский
  • Александр Матюхин
  • Олег Кожин
  • Дмитрий Тихонов
  • Вадим Громов
  • Максим Кабир (Украина)
  • Владимир Кузнецов (Украина)
  • Алексей Жарков
  • Дмитрий Костюкевич (Белоруссия)
  • Николай Романов
  • Илья Пивоваров
  • Михаил Павлов
  • Алексей Провоторов (Украина)
  • Виктор Глебов
  • Елена Щетинина
  • Виктория Колыхалова
  • Ольга Рэйн (Великобритания)
  • Андрей Сенников
  • Андрей Миля
  • Иван Белов
  • Иван Миронов
  • Кирилл Малеев
  • Игорь Кром (увы, ныне покойный)
  • Юрий Погуляй
  • Герман Шендеров (Германия)
  • Оксана Ветловская
  • Дарья Бобылёва
  • Дмитрий Мордас (автор «Зайчика», просто автор «Зайчика»)
  • Анатолий Уманский — аз же есмь.

Со временем серия «Самая Страшная Книга» приросла тематическими сборниками, составленными уже лично Парфёновым, авторскими сборниками, а также полноценными романами. Однако определённые разногласия привели к тому, что часть авторов ушла в свободное плавание. Параллельно появилось множество бумажных фензинов — недавно закрывшийся «Редрам», «Фантомас». Существуют и самостоятельные авторы, пишущие отдельно от Тёмной волны (Константин Образцов, к примеру). Также в Тёмную волну заглядывали на огонёк некоторые писатели «старой гвардии» (Щёголев, Шолохов, Левандовский), и фантасты, решившие попробовать себя в новом жанре (Майк Гелприн, Шимун Врочек).

Помимо собственно литературных серий, Тёмная волна славится сетевыми конкурсами, также обеспечивающими ей вливание свежей крови — например, «Чёртова дюжина».

Относительным успехом Тёмная волна обязана проведённой «работе над ошибками»: серьёзное отношение к жанру; попытка найти золотую середину между увлекательностью изложения и литературностью — без перекосов в красивости или малохудожественный трэш; обращение к опыту советской литературы и литературы «Серебряного века»; использование сугубо русских исторических и культурных реалий; по возможности отказ от чернухи, идеологизированности и политоты; разнообразие поджанров — хоррор на любой вкус.

Тем временем в кино всё далеко не так радужно. Фильмы стали намного совершеннее технически, однако актёрская игра и сценарии в большинстве своём по-прежнему оставляют желать лучшего. Некоторые картины имели определённый кассовый успех, некоторые добрали своё в зарубежном прокате (в основном в Латинской Америке), но в отечественных кинотеатрах большинство не окупилось. В 2017 вышел «Последний богатырь», который не был ужастиком, но доказал прибыльность славянского фольклора — и в 2020 вышло несколько сериалов, так или иначе использущие фольклорные мотивы и страх. С 2020-х дела у сериальных ужасов идут в гору, а полные метры собирают на Кинопоиске больше рейтинга, чем в прошлом и позапрошлом десятилетии.

Фольклор[править]

  • С развитием интернета и социальных сетей страшилки перекочевали туда — современная крипипаста пользуется неизменным успехом не только у детей, но и у подростков, и даже у взрослых.

Литература[править]

Тёмная волна[править]

  • Серия «Самая Страшная Книга»:
    • Ежегодники (ССК-2014 — ССК-2024 и т. д.)
    • Тематические сборники — «Хеллоуин», «13 маньяков», «13 ведьм», «13 монстров», «13 привидений», «Страшная общага», «Колдовство»…
    • Авторские сборники — «Запах» Владислава Женевского, «Зона ужаса» М. С. Парфёнова, «Чёртовы пальцы» Дмитрия Тихонова, «Призраки» Максима Кабира, «Ночной взгляд» Дарьи Бобылёвой.
    • Романы — «Фаталист» Виктора Глебова, «Скелеты» Максима Кабира, «Вьюрки» Дарьи Бобылёвой (пожалуй, самой успешной из авторов, чей роман получил признание в мейнстримовой литературной тусовке, был отмечен Галиной Юзефович и получил несколько переизданий)…
    • Новеллизации — «Рассвет» Олега Кожина, «Пиковая дама» Максима Кабира.
    • Энциклопедии — первой ласточкой стал бестиарий «Миры Говарда Филлипса Лавкрафта», имевший огромный успех, на очереди второй том.
  • Серия «HORRORZONE» — подсерия ССК, основанная тем же М. С. Парфёновым. Отличие её (помимо оформления) от ССК — отдельный и достаточно спорный вопрос, в плане определённой планки качества отличий вообще нет.
  • Серия «Тёмная сторона» Марии Артемьевой.

Другие авторы[править]

  • Марина и Сергей Дяченко, повесть «Электрик».
  • Константин Образцов, трилогия «Красные цепи». Отличная вещь.
  • Сергей Тармашев, дилогия «Отель Оюнсу». Адская трешатина.
  • Эдуард Веркин, автор отличных повестей для подростков, благополучно пробившийся и в мейнстрим, благо произведения его (независимо от жанра) интересны и взрослым. Публиковался ещё в серии «Страшилки» в 2000-х, однако наибольшую популярность приобрёл уже в десятые, особенно после выхода романа «Остров Сахалин».
    • «снарк снарк»
    • «Цвет страха».
    • «Шаги за спиной».
    • «Страж водопоя».
    • Цикл «Inferno» («Бог калибра 58», «Мертвецы не танцуют», «Большая красная кнопка», «Икра будущего»).
    • На стыке с детским детективом ― цикл про юного детектива Феликса Куропяткина («Вор ― железная челюсть», «Жмурик-проказник», «Ночь летающих гробов», «Стеклянная рука», «Вампир на тонких ножках», «Мусорелла — великая и ужасная»).
    • Цикл «Бакс» («Чудовище с улицы Розы», «Час охоты», «Вендиго, демон леса»).
    • И многие другие.
  • Алексей Иванов:
  • Дмитрий Глуховский, «Пост».
  • Шимун Врочек, Юрий Некрасов, «Золотая пуля» — мозговыносящий хоррор-сплэттер-вестерн.
  • Шамиль Идиатуллин, дилогия «Убыр».
  • Олег Хасанов, писатель, переводчик и популяризатор русского хоррора за рубежом. Автор опубликованного на Амазоне на английском языке романа «Зомбиград», а также составитель международных антологий «Хоррор без границ» и «Из России с ужасами».
  • Александр Пелевин, «Покров-17»

Сетевая литература[править]

  • Олег Новгородов с его циклом «Опольцевских рассказов» — о потусторонних ужасах полукриминального района на окраине Москвы. Визитной карточкой цикла является маньяк по прозвищу Мясорубщик с тёмным и таинственным прошлым, находящий новых жертв посредством снов.
  • Александр Леонидов, «Стая». Эта часть серии[2] об академике Совенко посвящена лихим 90-м и нашествию бесов. В прямом смысле.
  • Ещё один яркий автор — Евгений Васин. Из его произведений можно отметить фантасмагорию «Чудовища», переосмысление сказки про Колобка под названием «Колобоморок», «Колыбельную для Юджина» (ещё одну фантасмагорию в антураже Западной Европы конца 19 — начала 20 века), «Уездный трип» про психоделическую альтернативную версию Российской Империи, и «Полдень» и «Забудь» в жанре постсоветской хтони.

Кино[править]

  • Фильмы про зомби:
    • «Метелица: Зима мертвецов» (2012).
    • «Проект: Панацея» (2013).
    • «Zомби каникулы 3D» (2013) — отчаянный трэшак. Заслужил обзора. Что характерно, слова авторов в кои-то веки правдивы — это действительно трэш. В плохом смысле этого слова.
    • «Вирион» (2016).
    • «Реальные пацаны против зомби».
  • «Звено» (2012).
  • «Шопинг-тур» (2012).
  • Фильмы Святослава Подгаевского:
    • «Владение 18».
    • «Пиковая дама: Черный обряд».
    • «Невеста».
    • «Русалка. Озеро мёртвых».
    • «Яга. Кошмар тёмного леса».
  • Фильмы Александра Домогарова-младшего:
    • Короткометражка по рассказу Стивена Кинга «Пустите детей» — действительно качественная и пугающая экранизация. Действие органично перенесено в российские реалии.
    • «Пиковая дама: Зазеркалье».
  • «Вий» 2014. Отнюдь не плохой фильм, как многие считают, любопытно обыгрывающий оригинальную историю.
  • «Кровавая леди Батори» (2015) — совместный русско-американский проект.
  • «Три» (2015).
  • «Черная вода» (2015).
  • «Дизлайк» (2016)
  • «Маршрут построен» (2016) — про зловещий автомобиль.
  • «Вурдалаки» (2016) — многобюджетная пустышка по всё той же повести Алексея Толстого.
  • «Фото на память» (2018) — уморительный по сюжету трэшак про зловещий фотоаппарат, часть идей бессовестно потырена из «Смертельного фото» Р. Л. Стайна.
  • Так и не вышедший ни в прокат, ни в пиратском издании, «Ховрино. Блог из преисподней» (2017).
  • «Мертвым повезло» (2017).
  • «Конверт» (2017).
  • «Мертвые ласточки» (2018).
  • «Проигранное место» (2018), снятый в худших традициях дешевых немецких телефильмов.
  • «Водяная» (2018).
  • «Мёртвые ласточки» (2018).
  • Серия «Гоголь».
  • «Диггеры» (2018).
  • «Проводник» (2018).
  • «Гости» (2019).
  • «Рассвет» (2019).
  • «Девятая» (2019).
  • «Тварь» (2019).
  • «Домовой» — номинально хоррором не является, однако фактически чистый ужастик с элементами чёрной комедии.
  • «Спутник» (2020) — космический хоррор.
  • «Атакан. Кровавая легенда» (2020).
  • «Кольская сверхглубокая» (2020) — фантастический ужастик в стиле «Вируса», но с биологическим, а не кибернетическим злом.
  • «Побочный эффект» (2020).
  • «Вдова» (2020).
  • «Приворот. Черное венчание» (2021).
  • «Ряд 19» (2021).
  • «Ледяной демон» (2021).

Телесериалы[править]

Комиксы[править]

  • Аскольд Акишин, «Пионерская правда. Horror».

Видеоигры[править]

  • «Зайчик» — нашумевшая визуальная новелла по мотивам рассказа Дмитрия Мордаса из сборника «ССК: Лучшее». Классический пример тропа «затмить адаптацией», хотя сам первоисточник безусловно великолепен и к прочтению всячески рекомендуется.

Музыка[править]

  • Аффинаж, альбом «Мимо. Ранен. Убит» — криминальная мистерия происходящая в нулевые. Их же «Кошечки», «Серьги» и другие. Группа любит хоррор.

Ссылки[править]

  1. нНо вот как раз тут "хоррор" только заявлен, в книге его нет.
  2. На момент написания правки серия была трилогией, к выходу готовится четвёртая книга о наших днях