Нескончаемая ночь

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Always Night. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Коrда вы в последний раз видели солнечный свет? Я не rоворю про старые, полузабытые воспоминания детства. Вчера? На прошлой неделе? Коrда? Есть у вас хоть единственное воспоминание? Нет такоrо, верно? А я вообще не уверен, что солнце здесь существует. Я ждал очень-очень долrо, но ночь так и не кончилась. »
— Джон Мэрдок «Тёмный город»

Ночью довольно страшно — это известно всем с детства. Страшную историю нужно рассказывать в темноте, а страшный фильм смотреть заполночь, желательно в пустом доме. По ту сторону экрана царит тот же закон: даже самый жуткий монстр, поедающий людей при свете дня, с трудом выдерживает конкуренцию с самым обычным шорохом, прозвучавшим в темноте за спиной главного героя. Поэтому в некоторых фильмах используется приём «вечной ночи» — она там не кончается никогда. Вообще. Если в таком фильме вы видите рассвет — значит, зло повержено, и через несколько секунд начнутся титры.

Также, косвенно с этим приёмом можно соотнести фильмы наподобие «Дома ночных призраков», в которых все события разворачиваются в течение одной ночи.

Примеры[править]

Литература[править]

  • С прикрученным фитильком у Толкина во «Властелине колец»: перед наступлением мордорских сил поднимается тьма, и новый рассвет в Гондоре не наступает. Но высоко в небесах смена дня и ночи по-прежнему идёт своим чередом, и петух в урочный час приветствует утро.
  • И у Льюиса в «Хрониках Нарнии»: в Подземье солнечный свет не проникает. Поэтому там даже сомневаются в реальности Солнца и Луны.
  • «Белгариада» Эддингса. Над бывшей столицей злого бога Торака уже несколько тысяч лет стоит неподвижное, плотное чёрное облако. Солнца там нет. Никогда. Сам Торак считал что солнце боится его могущества. Его враги считали что оно просто смотреть не желает на эдакого мерзавца. Кто прав, сказать трудно--но факт фактом, после смерти Торака облако рассеялось.
  • В «Мальчике и Тьме» Сергея Лукьяненко жители планеты обменяли солнечный свет на различные материальные ценности. Почему планета не замёрзла к чертям (ибо солнца там нет, вообще нет) — вопрос сложный.
  • В книге Желязны «Джек из Тени» на одной стороне планеты, где царствует наука, стоит вечный день, на другой, где магия и тёмные силы — соответственно, вечная ночь.
  • В романе Георгия Старкова с говорящим названием «Ночь» героиня просыпается и обнаруживает, что все люди вокруг пропали, а над миром нависла нескончаемая полночь.
  • «Приход ночи» Айзека Азимова — инверсия: планета имеет множество солнц, и на ней стоит вечный день. Ночь приходит только раз в несколько тысяч лет. Но уж когда приходит, мало никому не кажется. Непривычные к темноте люди массово сходят с ума, возомнив, что наступил сабж, и сжигают дотла всю свою цивилизацию.
  • «Во тьме Эдема» — промёрзшая планета вечной ночи, на которой вместо луны тусклая спираль (похоже, галактики). Тем не менее достаточно тёплая, чтобы на ней жить человеку (одичавшим потомкам экипажа космического корабля, впавшим в каменный век), и на которой роль оазиса играют горячие источники, вокруг которых даже растёт лес, обильно населённый местной жизнью.
  • «Мамма Сонним» Каганова — собственно, Мамма Сонним вызывает сабж, когда её силы достаточно возросли для этого.
  • Саймон Кларк, «Ночь триффидов» — противостояние людей и хищных ходячих растений продолжается. Теперь и в темноте.
  • М. Семёнова, «Братья» — зигзаг: не ночь, но серые бессолнечные и беззвёздные сумерки. И зима, да.
  • «Обречённые» Сергея Тармашева — с фитильком. В эпицентре вечные сумерки.
  • «Сумерки» Стефани Майер - не ночь, но в дождливом городке Форксе постоянно пасмурно, поэтому там беспалевно поселились вампиры.
  • «Сумерки» Дмитрия Глуховского заканчиваются именно этим.

Кино[править]

  • "Считанные Секунды" - почти что буквально. После экологической катастрофы и без того короткие дни полностью утопают в грозовых тучах и бесконечных каскадах ливня. Ночь похоже не заканчивается никогда, ровно как и дождь затопившая уже половину Лондона.
  • Фильм «30 дней ночи». Название понимайте буквально: в городке в высшей точке Аляски наступает особый зимний период (обыкновенная полярная ночь), в который солнце не появится из-за горизонта 30 дней. И вы ещё удивляетесь, почему вампиры любят Аляску…
    • Пффф, 30 дней ночи у них! Странно, отчего тогда вампиры не любят Мурманск (полярная ночь - 40 дней), Норильск (45), чукотский поселок Певек (50), якутский Тикси (67) или Диксон, Красноярского края (80 дней ночи. 80, Карл!).
    • На самом деле в Уткиагвик полярная ночь длиться 65 дней.
  • «Тёмный город» искусственно создан расой Странников, там нет смены дня и ночи, а люди подвергнуты воздействию «настройки» и не замечают этого.
  • В «Вороне» практически все события происходят ночью, да ещё и во время дождя.
  • Та же история и в «Другом мире», потому что главные герои — вампиры.
  • В «Матрице» вечная ночь: люди закрыли небо тучами.
  • «Кин-дза-дза» — планета Хануд с разрушенной атмосферой.
  • «Черная дыра» — первый из серии фильмов о Риддике. Герои застревают на планете, кишащей монстрами, живущими в пещерах и избегающими дневного света. По иронии судьбы именно в это время время множество солнц, обычно заливающие светом поверхность, перекрываются другой планетой.
  • «Искатели могил» — хоррор, в котором герои ради эксперимента запираются на ночь в закрытой психиатрической клиники вскоре обнаруживают, что попали в данный троп.
  • «Исчезновение на 7-й улице» Режиссёр: Брэд Андерсон. Постапокалипсис. Там ночи с каждым днём становятся длиннее, генераторы, батареи и аккумуляторы быстро деградируют. Проблема в том, что в темноте обитают невидимые монстры, которые оставляют от людей только одежду, часы и мелочь в карманах.
    • Возможно, еще парочка неучтенных здесь пока реализаций тропа в такой ипостаси, как ядерная ночь и такая же зима. В случае хоррор-жанра это явление может использоваться так же, как в «30 дней ночи». Только еще страшнее, потому что у вампиров будет далеко не один месяц (а, может, и не один год) на беспрепятственую охоту.

Телесериалы[править]

  • «Заколдованное королевство» — именно в этом и заключается главный план злодейки Азкаделии. В момент редкостного двойного затмения (два солнца заходят за луну), она намерена использовать магитехнологическое устройство, чтобы остановить эти небесные тела в этом положении навеки.

Мультфильмы[править]

  • «Том и Джерри», серия «The Flying Sorceress» («Ведьма на метле»/«Немного колдовства»). Ведьма живёт по адресу: Солнечная улица, дом 13, и над её домом всегда темно, дождливо и страшно. Коту Тому резко поплохело при одном взгляде на эту картину.

Мультсериалы[править]

  • My Little Pony — именно такие планы были у злодейки Найтмер Мун. Только оба раза ночь продлилась от силы пару часов сверх меры.
  • Симпсоны — в одной из серий мистера Бернса посетила гениальная задумка: если построить над Спрингфилдом исполинский непрозрачный зонтик, то горожане будут вынуждены круглосуточно держать включенным электроосвещение! От этой идеи поплохело даже Смиттерсу.

Комиксы[править]

  • Графическая новелла «Крест экзорциста»: из-за особенностей местной астрономии запад континента круглосуточно освещается солнцем и находится под властью Церкви Животворящего Креста. Восток же окутан вечной тьмой и там проживает цивилизация вампиров. Посредине между этими крайностями лежат Тёмные Территории — земли с привычным суточным циклом, за которые идут постоянные войны.

Аниме и манга[править]

  • «Ублюдок FFF ранга» — пожирающие свет мухи-люциферы покрыли всё небо западного континента, поэтому там царит вечная ночь.
  • Darkstalkers аниме — Именно её вампир Демитрий устроил захватив мир людей после того как был изгнан из Макая.

Видеоигры[править]

  • В «Fatal Frame» героиня, по странному стечению обстоятельств, лежит в обмороке исключительно днём.
  • То же самое происходит с Максом Пэйном в одноимённой игре.
  • Путаете с Max Payne 2. В Max Payne 1 вся "часть 2-я" (5 глав-уровней) происходит днём (и даже называется "Холодный день в аду". Но из-за бурана пасмурно.
  • Все миссии в игре «Deus Ex» проходят исключительно в ночное время. В поддержание символизма рассвет настаёт только в самой (условно) хорошей концовке.
  • В Vampire: The Masquerade – Bloodlines главный герой, как и полагается вампиру, действует ночью. Теоретически день в том мире есть во всей своей полноте, но игра сделана так, что перерывов на него нет — дабы не устраивать персонажу гембель «ой-ой-ой, скорее в канализацию!» посреди какого-нибудь важного квеста.
    • Из-за этого игровой процесс смотрится как-то дико. А ведь в Redemption были и перерывы на день, и смена эпох, и дневная миссия!
  • Теоретически, в Arx Fatalis погасшее солнце погрузило мир в царство вечной ночи. Практически же, по этой причине все события происходят под землёй. Хотя в ролике можно увидеть местных «космонавтов», путешествующих по поверхности.
  • В Dawnguard, дополнении к The Elder Scrolls V: Skyrim, действует клан вампиров Волкихар, целью которого является погасить солнце и погрузить мир в вечную ночь. Игроку предоставляется возможность либо помочь им в этом, вступив в клан, либо помешать, присоединившись к ордену Стражи Рассвета (Собственно, в оригинале он и есть - Dawnguard), охотящемуся на вампиров. Впрочем, потушить светило самолично (правда, не навсегда) дадут в любом случае.
  • Baldur’s Gate II: Shadows of Amn: в результате возрождения Повелителя Теней в окрестностях заброшенного храма, где он устроил своё логово, царит вечная ночь.
  • Heroes of Might and Magic V: вся пятая миссия пятой кампании (за эльфов) заключается в том, что надо каким-то образом победить вампира-Николаса. Проблема в том, что над Иролланом стоит вечная ночь, и чтобы убить его раз и навсегда, надо либо уничтожить всех драконов (тогда взойдёт солнце), либо обменять артефакты гномов на фениксов.
  • В современной серии игр по сеттингу Shadowrun (Shadowrun Returnes, Shadowrun Dragonfall, Shadowrun Hong Kong) действие всегда происходит ночью. Даже если герой отправляется спать, когда он проснётся, снаружи всё равно стоит ночь. Нет, с миром всё в порядке, просто все локации ради атмосферы — ночные.
  • Флеш-RPG Darkness Springs: земля погрузилась во тьму из-за козней демонов.
  • Grand Theft Auto: Long Night (известный зомби-мод для Vice City): все сюжетные события происходят ночью, поэтому неважно, какое время показывается на HUD-е — солнце не взойдёт, пока игра не будет пройдена до конца. А после финальной заставки игра зависает. Печально.
  • В PC-версии Grand Theft Auto 2 можно выбрать либо постоянный день, либо постоянную ночь.
  • Manhunt — для атмосферности все миссии и сюжеты заставок разворачиваются ночью.
  • Sunless Sea — всё действие игры разворачивается в огромном подземном море. Тьма, ужас, неумирающие, каннибализм, демоны, жертвоприношения и постепенное схождение команды с ума прилагаются.
  • Едва ли не в каждой игре серии Need for Speed отыгрывается либо данный троп, либо его инверсия (то есть, бесконечный день).
  • Starcraft 2 — на основе миссии «Эпидемия» из кампании за терранов была создана аркадная карта Left 2 Die на двух человек с бо́льшим числом уровней сложности и новыми тварями. Если большинство уровней сложности предполагают оборону от зомби по ночам и зачистку их нерестилищ в дневное время, то самый высокий уровень являет собой бесконечный режим, в котором день никогда не наступает, а поэтому нужно всю игру сидеть в обороне и не высовываться.
  • The Banner Saga — полная инверсия тропа, после гибели богов солнце остановилось в одной фазе и больше не двигается. Потому в мире игры наступил вечный день (что особенно забавно с учетом того, что конец света буквально дышит в затылок и по ходу игры герои пытаются от него убежать).
  • Touhou Project — восьмая часть этой серии имеет соответствующее тропу название — Imperishable Night(Бесконечная ночь). Однако сама вечная ночь была вызвана протагонистами, чтобы получить время на решение инцидента луны-фальшивки. Но рассвет наступает уже только после победы над финальным боссом.
  • Final Fantasy XV — ближе к концу игры мир на десять лет погружается во тьму, пока главный герой находится в кристалле.
  • Приложение для устройств на iOs и Android «Stories: Your choise», история Дины Лазарчук, в жанре «молодёжный триллер», «Проклятие Салленвуда». Для молодёжной компании, прибывшей в уединённый домик на берегу озера, для классной вечеринки (по сюжету, до этого дня, персонажи не виделись два года с момента окончания школы), бесконечная ночь наступает далеко не сразу. Но когда персонажи, осознают это, только тогда они понимают, что вместо классного уединённого места на природе, они попали в натуральную ловушку: «на дворе» вечная ночь, единственная машина компании, не заводится. И вариант «уйти отсюда, на своих двоих», также не работает.
  • Knock-knock — пополам с Да ночь продержаться. Во сне (уровни с глазом) действительно нужно всего лишь потянуть время до утра. А вот в реальности (уровни с домом) время остановилось, и главному герою приходится вручную «торопить» его на час вперёд. Настоящий рассвет игрок увидит только в концовке.
  • Игры Midnight Racing и Hot Wired от студии «IncaGold» — в игре все гонки (либо побеги от копов) проходят глубокой ночью. Настолько глубокой, что ни зги не видно.