Пыточный хоррор

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Torture Porn. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Кто мы? Мученицы! Что мы делаем? Мучаемся!

Пыточный хоррор (более распространен пренебрежительный термин torture porn, то бишь, «пыточное порно», придуманный американским кинокритиком Дэвидом Эдельштейном, но в связи с особенностями местной терминологии в данной статье от него пришлось отказаться) — поджанр в фильмах ужасов, основанный на подробной, детальной демонстрации насилия и садизма (не обязательно с сексом, несмотря на название). С некоторыми допущениями термин может быть распространён и на литературу.

До некоторого времени на пыточном хорроре в основном специализировались всевозможные андерграундные трэшеделы, однако после выхода «Хостела» Илая Рота пыточный хоррор «стал мэйнстримом» — даже во франшизе «Пила» акцент сместился на страдания жертв Пилы и его последователей. Тем не менее, задолго до «Хостела» выходило немало фильмов ужасов, посвященных пыткам, например, злодеяниям Святой Инквизиции. Да и японцы снимали отвратительные по жестокости фильмы до выхода на сцену всего этого киношного молодняка.

Акцент в пыточном хорроре делается в первую очередь на пытках — произведения, где жертва умирает быстро, а пыткам посвящено меньше 70 % сюжета, «гордого» звания «пыточное порно» не удостоятся, какой бы скверной ни была смерть. Что вы сказали, этика? Зато в тех случаях, когда речь идет о кино, не нужно тратиться на хороших актеров, на модели/графику монстров, взрывы, погони и перестрелки. Были бы грим да искусственная кровища. Атмосфера, говорите? Засранный подвал, скулящая в предвкушении жертва, да набор ржавых инструментов — вот вам и атмосфера. С учётом всего этого, произведения Клайва Баркера и Джорджа Мартина вместе с их экранизациями под этот термин категорически не попадают, сколь бы дикие зверства в них не творились.

Впрочем, существуют и редкие положительные исключения, в которых влияние на зрителя достигается не гурятиной и изобретательностью мучителей, а созданием должного психологического накала. Скажем, в скандальных «Мученицах» Паскаля Ложье при общей атмосфере крайней жестокости, собственно пыток совсем немного, а те, что есть — не отличаются изощренностью.

Термин не следует путать с gore и сплаттером… и, несмотря на «порно» в общепринятом названии, ни в коем случае — с БДСМ.

Естественно, как правило, подобные фильмы являются Шоковой терапией.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Многие народные сказки, особенно неадаптированные, этим тропом не брезгуют. Но Педаль в пол давит молдавская сказка «Веря-Витязул». В ней ведьма вспарывает герою заживо живот, потрошит его, вынимая все внутренности и заменяет их конским навозом. Пыточный характер сего действия особо подчёркивается авторами. От страшной боли герой кричит так, что три часа гулом гудит земля.
  • Пионер-фольклорное произведение «Страшная землянка»: «…Когда девочка очнулась, то она была уже в какой-то землянке, там везде были нарисованы череп и кости. Девочка стала кричать, тогда ей заткнули рот. Потом над ней промелькнул нож. Девочке срезали всю кожу и выдрали волосы. Над ней сильно издевались: отрубили ей голову, руки, ноги. Кровь сливали в банки; ловили других детей и заставляли пить эту кровь. Когда разбойники уезжали, то раскидали по дороге руки, ноги, голову девочки». (Фольклорный архив кафедры классической русской литературы ННГУ / г. Горький, 1984 г.)

Театр[править]

Литература[править]

«

— А злой волшебник Хухур достал иликрическую пилу и стал, весело хохоча, отпиливать ему ногу и отпилил ее три раза! Воистину!.. — вдохновенно гундосил Аркашка.
— Боже мой!.. Ногу три раза отпилили… — стонала мама.
— А потом, — продолжал Аркашка, — он вонзил в его руку лазерную палицу, обмазанную смертным ядом, и стал ее медленно пириварачивать, чтобы тот больнее обстрадался…

»
— Владимир Елистратов
  • Ким Ньюман, рассказ «Гиньоль».
  • Тим Миллер, дилогия «Ад, штат Техас».
  • Юрий Нестеренко, рассказ «Пещера ужасов».
  • Ганс Гейнц Эверс, «Казнь Дамьена». Герой боготворит свою даму сердца, почитая её святой, пока не находит у неё детальное описание жесточайших пыток и казни Робера-Франуса Дамьена, которое эта благонравная особа с нездоровым наслаждением перечитывает.
  • Рэймонд Уильямс, «Убийца» — незадачливый простолюдин, которого жена феодала наняла убить постылого супруга, оказывается в руках своей несостоявшейся жертвы. А этот вельможа — тот ещё садист.
  • Ольга Громыко, «Профессия: Ведьма» — литературно-музыкальный пример. В ходе своего путешествия, в одном из селений главные герои становятся свидетелями концерта заезжего гусляра, преподнесшего зрителям балладу о Шиване-царевиче и Здыхлике Неумиручем, подвергшего несчастного царевича пыткам в отместку за заведомо безуспешное покушение на его бессмертное тело. Закончив, он пообещал спеть что-нибудь ещё, столь же трогательное и нравоучительное, на что присутствовавший среди зрителей штатный палач плюнул и ушёл, заявив напоследок, что теперь долго не сможет уснуть. Гусляр воспринял заявление профессионала как комплимент и продолжил… чего один из главных героев таки не выдержал, разбив гусли о голову певца и снискав этим бурные аплодисменты.
  • Рэт Джеймс Уайт, «Героиня» — прикованная к постели после инсульта чернокожая активистка борьбы за гражданские права подвергается истязаниям со стороны сиделки, которая ненавидит и презирает негров… сама будучи мулаткой. Причина — собственное столкновение с расизмом («из-за вас, ленивых и отбитых ниггеров с квартала, нормальных чернокожих не любят!»), детские обиды и гибель отца-африканца от рук бывшего мужа его чернокожей подруги, с которой он сблизился после развода с белой супругой.
  • Илья Масодов: ну вообще-то — повсеместно. «Сладость губ твоих нежных» состоит, по сути, из трёх сюжетов. Главгероиня отдыхает в пионерлагере в благополучном 1937 году, но внезапно её родители оказываются врагами народа, и девочка отправляется с побережья тёплого Чёрного моря в детдом. В детдоме соцреализм потихоньку переходит в мрачный трындец, а мраккультистка директриса устраивает и пыточное, и порно, пытаясь добиться вечной жизни и соответствующей молодости. Замучив главгероиню, директриса разбудила силы, с которыми не в силах совладать. В общем Чёрный Вигвам не пошёл на пользу местному Уиндому Эрлу, и начался совсем уж хтоничный [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ].

Фанфики[править]

  • Ну конечно же, «Кексики», знаменитый антифанфик по My Little Pony.
  • Agony in Pink — даркфик по вселенной Power Rangers, еще в 1990-е ставший мемом среди фанатов сериала, а заодно эталоном тошнотворного трэш-чтива. Лорд Зедд создал монстра, знающего всё о пытках, и велел ему найти подходящий объект среди рейнджеров. Какой, ясно из названия. Дальше всё совсем плохо, а желудок читателя просится наружу как из-за мерзости описанного, так и от дикого ржача. Автор был закономерно забанен в юзнете и на всех рейнджерских ресурсах.

Кино[править]

  • «Хостел» — наше все! А также «Хостел-2» и «Хостел-3».
  • «Туристас» — фильм о незаконных изъятиях органов у туристов в дебрях Южной Америки. Вышел на пике популярности «Хостела» и был разнесен в пух и прах критикой и зрителями. По мнению автора статьи — совершенно заслуженно.
  • «Мученицы» Паскаля Ложье — с попыткой пофилософствовать. Попытка удалась — Клайву Баркеру, например, до того понравилось, что он хотел видеть Ложье режиссером ремейка «Восставшего из ада». Увы, не срослось.
    • И ремейк «Мучениц» — без попытки, тупое выкачивание бабла.
  • «Коллекционер» и «Коллекционер-2».
  • Франшиза «Пила» — примерно с третьей части.
  • «Я плюю на ваши могилы» (ремейк) и «Я плюю на ваши могилы-2».
    • Потом и третья часть вышла.
  • Японский «Гротеск» — маньяк истязает попавшую в его лапы молодую парочку. Потом неожиданно перемещает их из сырого подвала в чистую палату, заботливо выхаживает, обещает не только отпустить, когда они поправятся, но и выплатить щедрую компенсацию… А потом — опять в подвал. И продолжает.
  • «Папина доченька» — особый цинизм: поскольку пыткам подвергается убийца-педофил, зритель невольно ассоциирует себя с палачом.
    • Нечто похожее можно увидеть в «Токсичном мстителе»: при просмотре иной раз не знаешь — то ли отворачиваться от вида жутких пыток, то ли ликовать, потому как убиваемые и пытаемые — убийцы детей и подростков, зажравшиеся мажоры, бандиты и прочие замечательные личности. Однако это скорее сплаттер.
  • «Замученный» 2009 года один в один похож на «Папину доченьку» — только тут маньяка, убившего ребенка, пытают оба родителя. Хотя постойте… О нет!
  • «Сербский фильм» — в Сербии нет цензуры, так что всем этим Илаям Ротам остается нервно курить от зависти.
  • «Снафф 102» — аргентинский фильм, за который режиссер в самом прямом смысле огреб люлей от благодарной публики.
  • Трилогия «Человеческая многоножка». Краткий синопсис: «Пришей рот одного к жопе другого — и так много раз». В третьей части: именно что много, о-очень много раз… Признана одним из худших фильмов ever среди нежных эльфов, на что и рассчитывалось.
  • «Бивень» — пародия на вышеупомянутый фильм. Пример, когда одновременно тошно и смешно.
  • «Дом тысячи трупов» — надо понимать, ещё один из вдохновителей «Бивня». Одного из четвёрки незадачливых путешественников переделали под «мальчика-русалку».
  • «Девушка по соседству» по роману Джека Кетчама. В фильме трудно было передать сложный психологизм романа, так что на выходе получилось, скорее, как раз-таки «torture porn».
  • И тысячи поделок.
  • Израильская чёрная комедия «Очень плохие парни» — стёб над жанром.
  • «Страсти Христовы» (The Passion of the Christ) — на самом деле, задуман всего лишь как историческая драма. Но с учетом того, что сцены истязаний Христа легионерами занимают добрую треть фильма, а само распятие во всех подробностях смакуют как минимум минут двадцать, то это вполне себе представитель тропа. В одной из серий «Южного Парка» причину переизбытка жестокости в этом фильме нашли в якобы наличии у режиссера Мэла Гибсона садо-мазохистских наклонностей.
  • «Обрубок» — пародия на жанр. Особенно на «Папину доченьку».
  • «Барракуда» — пример с фитильком, истязаний как таковых нет, но когда парень, зашедший в гости к соседу из жалости к одинокой старости, остаётся в гостях очень надолго (и отнюдь не по своей воле)…

Видеоигры[править]

  • Amnesia: The Dark Descent — случай с прикрученным фитильком, поскольку большую часть пыточного хоррора оставляют за кадром. Однако описания того, что вытворяли Александр и Даниель, заставляют игроков содрогнуться от прочитанного. А по сюжету нужно посетить камеры пыток. Людей там нет (кроме человека, запертого в Быке Фаларида, которого можно ненароком прикончить, если поджечь под ним огонь), но даже от банального посещения комнат крыша у Даниеля съезжает с катушек.
    • Впрочем, в этой игре можно встретить Агриппу, которого привязали и изуродовали в одной комнате. Бедолага мучается на протяжении веков в этом состоянии.

Музыка[править]

  • «Rammstein» — «Ich tu dir weh». В Германии живое исполнение этой песни было запретили из-за её текста, но потом махнули рукой и разрешили.
  • Cannibal Corpse — «Inhumane Harvest». И песня и клип повествуют о черном рынке трансплантологии. Не смотря на достаточно мягкий текст, в клипе, как принято у Каннибалов, операция проводится без наркоза.

Предшественники[править]

  • Гениальный по мерзости «Сало или 120 дней Содома», педаль в асфальт — глава «Круг крови».
  • Творения Светланы Басковой, с упором на трэш, особенно всем известный «Зелёный слоник».
  • «Главный ведьмолов» 1968 года — не вполне правда в тему: пытки есть, и довольно жестокие по тем временам, но внимание акцентируется не на них, а на гениальном Винсенте Прайсе.
  • «Метка дьявола» 1970 года — один из основоположников картин про ужасы Инквизиции.
  • «Инквизитор, или Колодец и Маятник» Стюарта Гордона — здравствуй, Торквемада.
  • Японские фильмы серии «Подопытная свинка» (наиболее известен второй фильм, «Цветок из плоти и крови»). У нормального человека вопрос «кто вообще додумался такое снять?» возникает во вторую очередь, а в первую очередь возникает вопрос «как ухитриться это досмотреть до конца?».
  • «Садизм сёгуна» и «Садизм сёгуна-2» — японцы в пытках доки, что особенно проявилось во Вторую мировую войну. Данные же картины повествуют о пытках времен средневековой Японии, в том числе и в эпоху гонений на христиан. Смакование, говорите? А ведь так все и было.
  • «Кинопроба» Такаси Миикэ. Некоторые критики падали в обморок.
    • Предшественник, но не сабж — пытки в фильме занимают от силы минут пять в самом финале. Большая часть картины — это мрачный детектив, а местами и вовсе мелодрама. «Кинопроба» шокирует именно резкой сменой жанра, под занавес.
  • «Отпечаток» — его же.
  • «Люди за солнцем» — китайский фильм о знаменитом японском Эскадроне 731. Все педали утоплены в пол, хотя там особо топить некуда: в реальной жизни все так и было.
    • А если почитать научно-историческую литературу об отряде… скажем так, автору правки фильм показался заметно мягче.
      • А если подумать — то люди, достойные героев этого фильма, вполне обычно живут среди нас. Только «Бревнами» у них пока выступают не люди. Пока.
    • Так герои этого фильма до сих пор живут среди нас (но в основном в Японии и уже очень старые) и после войны продолжали работать по профессии. Даже Сиро Исии не осудили (после того как он с американцами результатами опытов поделился).