Проклятие по эстафете

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Curse Relay. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Заходит человек в дурдом, а там все психи скандируют: «Сорок шестой, сорок шестой, сорок шестой!» «Что „сорок шестой“?» — спрашивает он. «Иди на второй этаж, там объяснят». Он поднимается на второй этаж, а там все тоже: «Сорок шестой, сорок шестой, сорок шестой!» «Что „сорок шестой“?» «Иди на третий…» И так он поднялся до самой крыши. Выходит на крышу, а там тоже психи стоят и скандируют: «Сорок шестой, сорок шестой, сорок шестой!» «Да что за „сорок шестой“?» «Подойди к краю крыши». Он подошёл, его столкнули вниз: «Сорок седьмой, сорок седьмой, сорок седьмой!» »
— Анекдот
« «Чёрное Писание»

Предмет, обозначенный, как «опасность S-ранга».
Говорят, он полон злобы Бога Зла, и среди всех вещей в этом мире, это проклятый предмет, в особенности, огромной силы.
Те, кто получил его, будут страдать от несчастий, пока не перепишут копию и не передадут её кому-нибудь другому. Кроме того, так как даже копия содержит проклятие, так будет продолжаться вечность.
Более того, нет никакого средства уничтожить этот предмет.
Список несчастий проклятия… Я имею в виду, «Чёрного Писания»:
Вы страдаете от лысины.
Вы ощущаете «хлопок ушами», когда забираетесь на возвышенности. Это чувствуется, как кто-то давит пальцем между бровями.
Вы подхватываете сенную лихорадку.
Вы неожиданно страдаете от болей в животе в местах, где нет ни одного туалета. Каждое утро вы просыпаетесь с судорогой ноги.
Вы неизменно ударяетесь мизинцем о полку.
Вы бессознательно ляпнете ваше реальное мнение.
Вы будете заканчивать все ваши высказывания «Злой Бог».

»
— Evil God Average

Произведение начинается с того, что герой (как правило — весьма уверенный в себе, полный сил и энергии) встречает человека, находящегося, как правило, в весьма жалком состоянии. Это может быть нищий оборванец, опустившийся пьяница, калека, безумец, а то и вовсе мертвец. От этого человека герой получает некую вещь (как ему кажется — ценную), совет или предостережение, которому следует (либо не следует, либо следует неправильно). В результате к концу произведения герой сам превращается в точно такого же бедолагу и встречает нового ни о чем не подозревающего искателя приключений, который понесет проклятие дальше.

Троп особенно популярен в жанре ужасов и тёмного фэнтези (проклятие, впрочем, не обязательно имеет мистическую природу — см. эпиграф). Возможен и счастливый вариант, когда протагонисту удается не сделать ту ошибку, которую делали все предшественники, и разорвать цепь.

Частный случай тропа — Победитель дракона становится драконом. А если в сюжете фигурирует путешествие во времени, то тот, кого встретил герой, может оказаться им же самим из будущего, и тогда это — По следам себя любимого.

Примеры[править]

Фольклор[править]

« По улице бежит мальчик продавец газет и кричит: «Грандиозная афера, грандиозная афера! 50 человек обмануто!» К нему подходит мужик и покупает газету. Ничего интересного в ней не обнаруживает. Только собрался вломить мальчику, а тот уже бежит: «Грандиозная афера, грандиозная афера! 51 человек обманут!» »
— Анекдот
  • Анекдот о гостинице и путешественнике, которому достался тринадцатый номер. Все его постояльцы вешались на дверной ручке. На вопрос, как они умудрились, никто не может ответить. Наутро его находят повешенным на дверной ручке, а горничная только вздыхает: «Ну вот, ещё один любопытный!»
  • Различные сказки о путешествиях на тот свет, в ад и вообще из человеческого мира в нечеловеческий, где переправу осуществляет проклятый лодочник. Он может освободиться от проклятия, если выполнит условие — передаст весло, потребует денег за перевоз и т. д. До поры до времени он этого условия не знает и просит протагониста помочь ему. Далее протагонист узнает условие у антагониста (представителя иного, нечеловеческого, демонического мира), возвращается в человеческий мир и только после этого сообщает условие. А затем, когда антагонист пускается в погоню, перевозчик делает то, что требуется, и его место занимает антагонист. Пример из немецких сказок есть в разделе «Литература», но встречается и у других народов. Автор правки знает итальянский и русский вариант.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Принц Госплана» В. Пелевина — притча о магрибском молитвенном коврике.
  • «Гнев генерала Панка» — жуткое проклятие Ста Добрых Дел. Кто на него нарвётся — вынужден говорить гекзаметром (как и те, кто имел глупость с ним заговорить, пока он не свалит, а фиг он свалит, пока доброе дело вам не сделает) и не может снять с себя доспехи, пока не совершит сотню добрых поступков. Если такого бедолагу прикончить — проклятие перейдёт на убийцу. В конечном итоге проклятие оказалось разрушено орквудом Тайвором, который попросил проклятых совершить для него доброе дело — моргнуть сто раз.
  • Аркадий Аверченко, рассказ «Рыцарь Индустрии» — рассказчик натыкается на странного человека, выпавшего из окна второго этажа. Приводит его домой (на первый этаж). Тот оказался доставучим коммивояжёром. Очень доставучим. В итоге рассказчик тоже вышвыривает его из окна. Тот встаёт, отряхивается и идёт искать следующую жертву…
  • Олди, «Ваш выход, или Шутов хоронят за оградой» — проклятая игрушка, заставляющая иногда воспринимать происходящее с позиции зрителя с соответствующими ощущениями. Причем всегда так, чтобы при «разыгрывании спектакля» наиболее берущим за душу способом жизнь человека летела к чертям. При краже заставит вора её вернуть, хотя и действовать на основную жертву в этот период не будет. Можно продать или оставить в наследство, не забыв сказать «Ваш выход» следующему владельцу. В итоге главный герой продает её туповатому и жадному сыну прошлого хозяина проклятья, который вбил, не без помощи мамаши, что отец им специально не оставил самое ценное из того, что имел.
  • «Демоверсия» Алисы Бастиан — чтоб выйти из демоверсии, нужно отослать ссылку на неё кому-нибудь. И написать комментарий.
  • «Пирожки со сладким мясом» Дмитрия Лопухова — проклятая книжка заставляет пользователя помогать ей убивать детей, а убив — превращается во «взрослую» версию, цепляющую проклятие на первого прочитавшего взрослого, да ещё и размножающуюся.
  • Виктория Родионва:
    • «Болезнь Куклы» — проклятая кукла, когда-то не положенная в гроб умершему ребёнку, приносит смерть и безумие всем своим хозяевам. В том числе и опосредованно: герой только взглянул на куклу и случайно заметил кое-что странное, а кукла в итоге добралась до него через его девушку.
    • «Перо ангела» — заглавное перо — вынесенный из аномальной зоны нож. Намертво привязывается к владельцу, калеча его за грехи — и передаётся только кражей.
    • «Коллекционер» — в конце рассказа проклятие передаётся от героя его племянникам прямо на его похоронах, вместе с наследством.
  • «Танец» Евгении Кинер — начинается рассказ с того, что деревенские выловили из реки странные трупы — многочисленные, в домашней одежде, будто люди на готовую тронутся реку прогуляться пошли. А в конце деревенские, захваченные болезнью/проклятием и страдающие от жажды, сами ползут к реке, чтоб умереть, быть смытыми водой и так отправиться к следующей по течению деревне.

На других языках[править]

  • Марк Твен, «Подлинная история великого говяжьего контракта». Поставщик говядины для американской армии так и не успел при жизни получить денег за свои поставки, потому завещал контракт наследнику (с учётом дорожных расходов сумма набежала немаленькая). Целая вереница наследников не может получить денег — сталкиваются с бюрократической машиной, безуспешно пытаются с ней воевать и в итоге гибнут. Главный герой произведения получил этот контракт в наследство от родственника, который «долго таил неизбывную злобу против меня и, умирая, призвал к своему одру, сказал, что всё мне прощает, и вручил мне контракт на говядину». Сам он, поняв, к чему всё идёт, успевает при жизни передать контракт клерку, который его пытался наморозить с деньгами. Естественно, клерк тоже вскоре скончался. Так сказать, убили бюрократа его же оружием.
    • У него же навязчивая песенка «режьте, братцы, режьте!…» из одноименного рассказа.
  • Роберт Луис Стивенсон, «Сатанинская бутылка» — в бутылке заключен чёртик, который исправно (хотя временами и с чертами злого джинна) выполняет желания хозяина. В чем подвох? В том, что владелец бутылки после смерти отправится прямиком в ад. А еще в том, что от бутылки можно избавиться один только образом — продать её, причем обязательно по цене меньшей, чем покупал.
  • Легенды Этшара: «Заклинание с изъяном» — меч, убив сто врагов, убьёт его владельца, а новый владелец будет им владеть, пока не убьёт девяносто девять врагов, а следующий владелец сможет им убить только девяносто восемь врагов… и так далее. А ещё пока меч не убил это число врагов — его владелец… бессмертен, то есть не может умереть, хотя и может быть покалечен, и продолжает стареть. Дополнительно, в счёт идёт только первый убитый при каждом вынимании меча, то есть, если вынут меч, то он сам убьёт первого врага, а все остальные убитые самим владельцем в счёт не идут. Кроме того, он убивает только мужчин, причём полудемоны мужского пола идут за мужчин, он так же способен убивать могущественных магов мужского пола, игнорируя их заклинания.
  • Глен Кук, «Ночи кровавого железа»: колдун Дракир, специализирующийся на проклятиях, разработал одно такое, чтобы получить бессмертие. Каждый, кто брал в руки проклятые ножи, начинал медленно трансформироваться в Дракира (а заодно становился одержим убийственной ненавистью к девушкам, похожим на юную колдунью, которая когда-то отвергла Дракира). Несколько раз недо-Дракира останавливали, ножи конфисковывали… после чего тот, кто к ним первый прикоснулся, тоже начинал трансформироваться. Только после нескольких циклов герои поняли, что к чему, и приняли меры, чтобы остановить проклятие совсем.
  • Гримм, «Чёрт с тремя золотыми волосами». Перевозчик в Аду только тогда освободится, когда передаст свое весло кому-то ещё. Этим человеком оказывается антагонист.
  • Жан Рэй, «Кузен Пассеру»: проклятие передаётся по наследству вместе с неправедно нажитым богатством.
  • Густав Майринк, «Тайна замка Хатауэй»: ужасное проклятие рода Хатауэй передаётся по наследству. Всё потому, что проклятием является кредитная история рода Хатауэй.
  • Джеффри Сэкетт, «Клеймо оборотня» — оборотень передаёт проклятье не каждому, а только такому же, каким был он сам до проклятья (жрецом, предавшим свою веру).
  • Джордж Мартин, «Лечение мартышками». Узнать замечательный рецепт похудения можно от предыдущего пользователя. Кстати, его это не освобождает от проклятия.
  • Карлотта Карвальо Де Нуньес, «Золотая птица, или Старуха, что жила у хлебного дерева». Героиня просит помощи в спасении мужа у загадочной старухи и в конце меняется с ней местами, а бывшая старуха уходит с её мужем.

Сетевая литература[править]

  • Дэн Шорин:
    • «Лихая охота на единорога» — убивший единорога сам превращается в единорога, таким образом поддерживается их популяция.
    • «Амулет» — купивший амулет у торговца занимает его место на базаре и не может уйти, пока сам не продаст кому-нибудь такой же амулет. Впрочем, главный герой не жалуется: его жизнь долго была бесцельной, поэтому он рад обрести хоть какое-то предназначение и считает, что торговец ещё пожалеет о своём решении поменяться с ним судьбой.

Театр[править]

  • Сказочная пьеса С. Я. Маршака «Горя бояться — счастья не видать» вся об этом. От Горя-злосчастья, наделяющего своего обладателя хроническим невезением, можно избавиться, только приложив его в нагрузку к проданной кому-нибудь вещи, сказав: «Бери мое добро, да Горе-злосчастье в придачу».

Кино[править]

  • «Звонок» — единственный способ спастись от Садако (или Самары, если речь об американской версии) — это сделать копию проклятой видеокассеты и показать её другому человеку, тем самым передав проклятие ему.
  • «It Follows»[1] (2014) — возможно, самый оригинальный способ передачи проклятья: через половой акт (и нет, речь не о болезни (хотя метафорически режиссер изображает именно ВИЧ)).
  • «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» — субверсия: не совсем трагический вариант тропа. Почти в самом начале фильма происходит знакомство молодого Линкольна с его «учителем»-вампиром (Генри Стёрджисом): Авраам, готовясь к убийству-мести, нервно выпивает в баре, роняет на пол пистолет, а Стёрджис, замечая это, спрашивает: «Тебе не помочь, случаем?»… Конец фильма: наши дни. В баре рядом со Стёрджисом сидит молодой негр. Нервничает. Выпивает. Роняет на пол пистолет. «Тебе не помочь, случаем?».
  • «Мёртвые дочери» — проклятье передаётся тому, кто в последним видел очередную жертву призраков.
  • «Дежа вю» — комедийная версия. Киллер, посланный американской мафией в советскую Одессу, в конечном счете оказывается в сумасшедшем доме. Поскольку он не выполнил задание, покарать его посылают следующего киллера, и с первых же его минут на одесской земле ясно, что с ним будет то же самое.
  • «Улыбка» (2022) — улыбчивая НЁХ несколько дней неумолимо преследует жертву, пугая её скримерами, а потом захватывает тело и заставляет совершить жестокое самоубийство, а потом начинает преследовать уже свидетеля этого самоубийства. Единственный способ избавиться от проклятия — совершить жестокое убийство на глазах у другого человека. Тогда монстр отстанет и перекинется на свидетеля убийства.
  • «Сеульские городские легенды» (2022), новелла «Манекен» — в финале главный герой убил жуткого манекена, который его преследовал, (что на самом деле было не так уж и сложно, ибо несмотря на страшную внешность и нереально пугающие дёрганные движения, это был всего лишь манекен) и сам начал превращаться в манекена.

Телесериалы[править]

  • «Мастера ужасов», эпизод «Дженнифер» — в роли проклятия выступает заглавное существо женского пола, питающаяся сырым мясом кошек и соседских детей, но настолько чудесная в постели, что мужчины закрывают глаза на ее странности, пока она полностью не разрушает их жизни, после чего ее пытаются убить, но находится очередной спаситель-герой, готовый приютить несчастную.
  • «Боишься ли ты темноты?» — продавщица в мистическом магазине продаёт алчной девочке всё, что ей угодно, вплоть до уже расхватанных на прославленный концерт билетов. Денег женщина не берёт, а просит кольцо, но девочка отказывает — это подарок матери. Тогда продавщица говорит, что так и быть, взыщет другую цену. Оказывается, лицо продавщицы в жутких пигментных пятнах и волосатых бородавках, и когда-то продавщица тоже была алчной девушкой, попала в ту же западню — и её предшественница отдала ей свои бородавки и пятна и освободилась от мистической привязанности к магазину, сказав на прощание: «Не плачь, найдётся другая жадина, займёт твоё место». Теперь главгероиня должна вот-вот занять место нынешней продавщицы, но, к несчастью, и младшая сестрёнка главгероини, Джойс, купила у продавщицы каких-то вещей и тоже стала покрываться жуткими наростами. Главгероиня идёт к продавщице и говорит: «Я заслужила уродство и твоё место, но Джойс безвинна — возьми моё кольцо, подарок мамы, но отпусти Джойс!» Продавщица берёт кольцо, и — о чудо! — самопожертвование главгероини снимает проклятие с обеих девочек — они очищаются, а продавщица снова покрывается пятнами и бородавками. «Не плачь, — напоминает ей главгероиня, — найдёшь другую жадину и отдашь проклятие ей, а я поняла, что с жадинами случается».

Телевидение[править]

  • Обстёбано в КВН. Турист оказывается первым белорусом на Кипре, и это уже означает проклятие. В роли проклятия, естественно, надоедливый особый сервис. В конце измождённый герой пытается предупредить того, к кому переходит его проклятие. Первого КВНщика на Кипре. Конкретно Маслякова.
  • «Ералаш», сюжет «Заройте ваши денежки». Школьник шёл по улице, и ему в голову прилетела мятая бумажка. Это оказался рубль. Придя домой, школьник стал разглаживать купюру утюгом, и обнаружил, что у неё увеличился номинал. По мере проглаживания утюгом, номинал всё увеличивался, пока не достиг ста рублей (максимальный номинал купюры во времена съёмок). Школьник погладил купюру в очередной раз… и она снова стала мятым рублём. Герой отчаянно утюжит купюру, но номинал не увеличивается и он с рёвом выбрасывает рубль в окно. Там его подбирает другой школьник. Очевидно, что история повторится.
  • «Городок» — бедняк встречает в зимнем лесу Робин Гуда, который проникается к нему жалостью и одаривает его мехами, отобранными у убитых богачей. Бедняк благодарит Робин Гуда и собирается было продолжить свой путь, как вдруг тот меняется в лице, кричит «Стой, проклятый богач!» и убивает его выстрелом из лука. «Одиннадцать!»

Мультсериалы[править]

  • «Байки хранителя склепа» (1993) — 2 сезон, 11 серия. Загадочный зверь оннайа (по сути тот же чупакабра), на которого охотился главный герой, сам когда-то был таким же заядлым охотником. А потом индейский шаман превратил его в монстра, чтобы тот оберегал животных от своих бывших коллег. Снять проклятие невозможно, но его можно передать другому охотнику, который будет достаточно упорным, чтобы в погоне за редким зверем забраться в самые-пресамые дремучие дебри джунглей, где обитает оннайа. Собственно в финале серии именно это и происходит, оннайа возвращает себе человеческий облик, а протагонист становится новым оннайа, защищающим джунгли.
  • «Приключения Джеки Чана» — в одном из эпизодов появляется проклятый ирландский изумруд, насылающий вечную неудачу на того, что его получил. Избавиться от проклятия можно только передав его другому человеку вместе с изумрудом, причём этот человек должен сам согласиться взять изумруд (а вот говорить ему про проклятие не обязательно). При этом если изумруд украли, то проклятие не только не снимется, но и не будет наслано на вора.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • «Evil God Average» — Чёрное Писание. Любой получивший копию Писания будет проклят, пока не перепишет его и не передаст другому. Так что в городе местных мраккультистов лучше внимательно следить, что за книжечку вам проповедник суёт.
  • «JoJo's Bizarre Adventure»
    • Стенд «Superfly» — опора ЛЭП, не выпускающая наружу того, кто в неё зайдет. Чтобы освободиться, нужно заманить на вышку другого человека и сбежать раньше него. Впрочем, Канедаити после оздоровительной порки решил остаться на ней жить — всё-таки уже обжился, а в большом мире его ещё неизвестно что ждёт.
    • Стенд «Cheap Trick» — сидит у жертвы на спине, если его увидит посторонний — убивает жертву и перепрыгивает на спину посмотревшему.
  • Josou Shounen Anthology — парень случайно видит, как у девушки… а, нет, трапа задралась юбка, немедленно похищается им и вовлекается в водоворот девичьих развлечений. В финальной сцене другой парень наслаждается видом уже двух милых девушек впереди и как случайно у них задираются юбки, после чего те набрасываются на него.
  • Air — коснувшись матери, Канна обретает способность летать… и проклятие, из-за которого все близкие ей люди вскорости умирают, да и самой носительнице жить недолго. А после проклятыми оказываются все человеческие воплощения Канны, причем проклятие умножается на проклятие монахов, заточивших Канну в небесах.

Видеоигры[править]

  • «King's Bounty: Легенда о рыцаре» (2009) — если кто-либо прикоснётся к одному из ключей, находящихся на сохранении у демона-ключника, то ключник умрёт, а прикоснувшийся к ключу станет новым ключником. Поэтому отобрать нужный ключ силой не выйдет, необходимо, чтобы демон отдал его добровольно.
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion — Посох Вечного Скампа (квест «Когда боги хотят досадить»). За обладателем данного даэдрического артефакта, созданного даэдрическим лордом Шеогоратом, постоянно следуют несколько скампов — неопрятных и вонючих младших даэдра. Убивать их бесполезно — появятся новые, прогнать — невозможно. Выкинуть посох невозможно — он будто прирос к руке. Избавиться от проклятья можно или продав или даже просто отдав посох кому-нибудь другому, чтобы скампы надоедали уже ему, или отнести его в населенную сильными даэдра пещеру, где расположено святилище Шеогората, где его можно будет выкинуть с концами. Многие игроки, заполучив проклятый посох в ходе квеста, не спешили отнести его в святилище, а использовали скампов для заполнения небольших камней душ и прокачки навыков.

Реальная жизнь[править]

  • Так работают финансовые пирамиды и сетевой маркетинг.
  • С фитильком — письма счастья, как правило, они обещают не только кары за отказ от распространения, но и те или иные блага тем, кто разошлёт максимальное число копий.
  • А если рассуждать максимально широко (и не верить ни в какие посмертные компенсации), то и жизнь человека как таковая может для некоторых попадать под этот троп.
  • Наследственные болезни же. Впрочем, родовое проклятие может быть и отдельным тропом.
  • Традиции превыше разума как явление.

Примечания[править]

  1. В русской локализации «Оно», хотя дословный перевод «Оно следует» и звучит страшнее, и лучше передаёт суть.