Свинцовые семидесятые

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи The '70s, 70's Hair. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Эмблема Rote Armee Fraktion — одной из самых знаменитых террористических группировок эпохи

Свинцовые семидесятые — условно совпадающий с концом 1960-х — 1970-ми годами период в истории Европы и США, когда социальные и экономические проблемы тревожно совпали с ростом насилия и терроризма. Сейчас, после очень раскрученных и медийных терактов 2000-х и 2010-х это несколько подзабылось, но 1970-е годы были для Европы куда более кровавым и жестоким временем, большая (70-80 %, если верить этой статье) часть смертей от терроризма приходилась именно на Европу и прежде всего на Великобританию, хотя в последующие годы это соотношение радикально поменялось. Пик террористической активности в Европе пришёлся на 1979 год, когда терактов по Европе случилось около 800. Эта невротическая, тревожная обстановка сильно повлияла на культуру и быт стран, уже шедших по пути к единой Европе. Хронологические рамки эпохи можно очертить примерно 1968—1969 годом с одной стороны (примерно тогда формируются многие радикальные группировки, да и в целом 1968 год считается одним из самых этапных в истории послевоенной Европы за счёт массовых протестов и политических конфликтов) и примерно 1979—1981 годами с другой (когда пришедшие к власти видные правые политики вроде Рональда Рейгана, Маргарет Тэтчер и Гельмута Коля начали проводить политику суровой борьбы с такими радикалами и неолиберальных экономических реформ, отчасти ожививших экономическую жизнь). На смену предмету нашей статьи пришли Неоновые восьмидесятые.

В социалистическом лагере в это время Унылый Совок погрузился в эпоху застоя.

Важнейшие конфликты эпохи[править]

  • Собственно, название «свинцовые семидесятые» родом от фильма немецкой кинорежиссёра Маргареты фон Тротта «Свинцовые времена», вышедшего в 1981 году. Он был основан на материале истории ФРГ — как раз на первую половину 1970-х приходится активность германских радикальных группировок, наиболее известной из которых стала ультралевая «Фракция Красной Армии». Собственно, сформирована она была в 1968 году, а к 1972 большую часть первого поколения (Ульрику Майнхоф, Андреаса Баадера, Гудрун Энслин, Яна-Карла Распе) уже арестовали. В 1976—1977 все они умерли в тюрьме при крайне подозрительных обстоятельствах (кроме Хольгера Майнса — он умер ещё в 1974 году от последствий голодовки). Насилие практиковали и неонацистские группировки, вроде «Военно-спортивной группы Хоффмана», но RAF в массовом сознании запомнились куда как ярче.
  • В Германии же, но уже не RAF, а палестинцы из организации «Черный сентябрь», в 1972 году пролили первую (и последнюю, хочется верить) в истории кровь на Олимпийских играх: были захвачены в заложники и убиты 11 олимпийцев из Израиля, а также был убит немецкий полицейский. Моссад ответил на это убийство двумя диверсионными операциями возмездия.
    • Мюнхен был не самым первым, не самым кровавым, и увы вообще не разу не последним терактом в Старом Свете и в то десятилетие. Но именно он вызвал самый большой резонанс, показав что в первые со второй половины 19 века, терроризм вновь стал очень серьёзной угрозой. С поправкой на теперь уже безграничные технические возможности эпохи. Именно в то время, стали массово создаваться узкоспециализированные и заточенные именно под борьбу с терроризмом и освобождение заложников, элитные спецподразделения куда набирали лучших из лучших. Эскадрон французской жандармерии GIGN (1971), спецназ федеральной полиции Германии GSG 9 (1973), спецподразделение HRT американского ФБР (1982), спецподразделение «Альфа» КГБ СССР (1974). Плюс на антитеррористические действия были «натасканы» многие и армейские спецподразделения, и значительно стала меняться тактика полиции многих казалось бы благополучных стран, адаптируясь к новым условиям. Стало ясно что в современном мире, где за 12 часов можно облететь половину мира на самолёте, а автомат в разобранном виде можно пронести в небольшом чемодане — угроза может прилететь вообще откуда угодно.
  • Уделим побольше внимания ультраправым: во Франции стала орудовать группа Шарль-Мартель, названная в честь Карла Мартелла — они нападали на выходцев из Алжира, взрывали алжирское консульство, мстя им за проигранную жестокую войну за независимость. Состояла группа как правило из бывших французских силовиков, испытывающих мягко говоря, неприязненные отношения к режиму Шарля Де Голля (неудачные покушения с их стороны тоже имели место быть). Надо отметить, что ответные действия французских службистов (нанимающих для борьбы с подпольем, сицилийских головорезов, отмороженных на всю башку) — были не менее жестокими чем акты терроризма.
  • При этом, как ни странно, первыми эту эпоху называть «свинцовой» стали в Италии. Там масштабы были куда серьёзнее, чем в Германии, фактически, «Красные бригады» и другие ультралевые вели против MSI, «Нового порядка», «Национального авангарда» и других ультраправых самую настоящую гражданскую войну, которую с трудом смогли подавить только в начале 80-х. Опять же, вспоминаем местную мафию, которая с удовольствием пользовалась возможностями половить рыбку в мутной воде.
    • В 1967 году итальянский неофашист Личо Джелли становится во главе масонской ложи Propaganda Due (P2) и создаёт на её базе фашистско-криминальную организацию, наладив связи с ультраправыми террористами и мафией. Что характерно, одним из членов P2 был небезызвестный Сильвио Берлускони, что не помешало ему в дальнейшем четыре раза избраться премьер-министром Италии.
    • В 1956 году руководство НАТО начинает операцию «Гладио» с целью создания на территории Италии военизированных организаций на случай военного вторжения СССР и/или прихода к власти коммунистов. В 1990 году «Гладио» была официально расформирована, после чего факт её существования был предан огласке, и в 1992 году вышел посвящённый ей документальный фильм BBC. «Гладио» и ЦРУ обвиняли в связях с ложей «P2» и в том, что именно они стояли за терактами ультраправых, но, как всегда, доказать ничего не удалось.
    • Фоном всего этого безобразия выступал разгул преступности, что даже породило отдельный жанр кино — еврокрайм. Благо жизнь сама писала сюжет, а мафия радостно помогала (за мзду, разумеется) в съёмках (иногда — даже актёрами).
  • В Швейцарии в это время существует своё собственное подразделение «Гладио», которое носит название «Проект-26 (P-26)».
  • В Великобритании в это время вовсю продолжается конфликт в Северной Ирландии, в котором насилие проявляют не только сторонники ИРА, но и, например ольстерские националисты (которые за независимость и от Лондона, и от Дублина), и пролондонские лоялисты.
    • Британцы действовали тупо и с напором, как и положено зажравшийся империи. Бросили на ирландскую толпу, неподготовленных для борьбы с мирным населением — регулярную армию (знаменитые «шлемы космонавтов», именно оттуда перекочевали в весь остальной мир). Что закончилось предсказуемо — начала проливаться кровь, что ну вот вообще никак не способствовало укреплению любви и установления мира между народами. Ситуацию усугубляли британские службисты, которые как это им и положено, делали и без того неблагодарную работу по поиску радикалов — наиболее грязными способами. Перебесились ирландцы только к середине 90ых, и то потому что ИРА, решила свернуть террористическую деятельность из-за излишней пролитой крови. А вовсе не из-за того что британцы устали их давить.
  • В Испании в это время происходит закат диктатуры Франко, на фоне чего вновь поднимают голову сепаратисты в Басконии и Каталонии, в частности, знаменитая ETA. После смерти каудильо некоторое время борьба происходит и в самой Испании, где происходит поворот от диктатуры к конституционной монархии и демократическим реформам. 23 февраля 1981 года реваншистски настроенная часть гвардии под руководством офицера жандармерии Антонио Техеро попыталась устроить путч и свернуть «ла перестройку» (из-за даты путч также известен под названием «23-F»), но решительная поддержка королём демократии и парламента вынудила их капитулировать. В соседней Португалии побеждает почти бескровная «революция гвоздик» и тоже начинается строительство демократии.
    • В 1970 году бывший офицер СС Отто Скорцени создаёт на юге Испании неофашистскую организацию «Паладин», которая оказывает поддержку ультраправым режимам и террористическим группам по всему миру.
  • В Греции в 1974 году после неудачной авантюры на Кипре также теряет власть хунта «чёрных полковников». Кипру при этом дополнительно не везёт — политический кризис на нём даёт повод Турции вторгнуться и оккупировать северную часть острова.
  • Да и в Турции в это время идёт жестокое противостояние властей не только с Курдской рабочей партией, но и с неофашистским движением «Серые волки» — они наиболее скандально прославятся, когда член этой группы Али Агджа совершит в 1981 году покушение на Иоанна Павла II.
  • Хотя в СССР, как уже было сказано, была своя атмосфера, некоторой «свинцовостью» задело и его — в 1977 году в Московском метрополитене был совершён теракт, организованный армянскими националистами.
  • Термин «стокгольмский синдром» родом из этой же эпохи, хотя захвативший в 1973 году заложников в банке был всего лишь грабителем.
  • В США 70-е считаются «золотым веком терроризма», орудовали все кому не лень — лево- и праворадикалы, этнические террористы, религиозные фанатики и даже антивоенные активисты. А кроме того — в 1972—1974 годах гремит Уотергейтский скандал, стоивший должности президенту Никсону.
  • В относительно спокойной Канаде в это же время происходит самая громкая акция «Фронта освобождения Квебека» — похищение и убийство вице-премьера Пьера Лапорта, спровоцировавшее т. н. «октябрьский кризис»: в Канаде тогда было введено военное положение, в Квебеке начались массовые аресты и обыски (причём права арестованных были урезаны максимально). Споры о том, стоило ли тогда поднимать на уши всю страну, не утихают до сих пор, но то, что ФОК в результате практически перестал существовать (одной ячейке позволили покинуть страну, другую в полном составе посадили), — факт.
  • На этот период пришлись конец вьетнамской (1975) и начала афганской и ирано-иракской войн (1979).
  • В 1978—1979 годах в Иране произошла Исламская революция. Коррумпированный и прогнивший насквозь режим шаха успел всех изрядно достать, так что широкие народные массы, силовые структуры и даже интеллигенция поддержали аятоллу Хомейни. Ожидали ли они, что вместе с коррумпированным режимом из страны уйдут демократические ценности, и она скатится в исламское мракобесие? Вопрос риторический, но в итоге получилось именно так.
  • 70ые годы — рассвет эпохи частных военных подрядчиков и «диких гусей» как массового явления. Деколонизированная Африка раздираемая на части одиозными режимами, пылающий Ближний Восток спровоцировавшиц всемирный нефтяной кризис, борьба ультрас всех цветов спектра и безграничные политические амбиции политиков и бизнесменов как Старого так и Нового света. Как в былые времена, вести колониальные войны напрямую стало невозможно. Эндшпиль двух мировых блоков, вездесущие пересекающееся интересы на дальних рубежах. Любое прямое столкновение может привести к эскалации конфликта. По сути именно тогда и была изобретена «гибридная-война» и появились всяческие «прокси» силы.

Характерные приметы[править]

Наука и техника[править]

  • Энергетический кризис. В 1973 г. после Войны Судного Дня арабские нефтяные державы объявили эмбарго на поставку нефти странам, поддержавшим Израиль. Это вынудило США и союзные им страны Европы, в первую очередь, перестраивать свой автопром — в сторону среднелитражных, малолитражных и микролитражных автомобилей. Во многих странах Европы начинается политика ускорения развития ядерной энергетики.
    • Нефтяной кризис привёл к появлению монструозных супертанкеров, вплоть до 600+ тысяч водоизмещения. Получилось настолько круто и непрактично, что к примеру аж 3 из 4 суперкораблей класса Batillus порезали на металл уже через 10 лет после постройки.
  • «Больная эпоха» автомобилестроения, пришедшая на смену эпохе маслкаров, вызванная экономическим кризисом 1973 года.
  • Благодаря успехам микроэлектроники стремительно растёт степень интеграции, позволяющая уместить десятки тысяч транзисторов в одной микросхеме.
    • Появление и стремительный прогресс микропроцессоров, с сопутствующей обвязкой. От 4004[1] в начале десятилетия до 8086 и 68000 в конце.
    • Полупроводниковая память стремительно вытесняет магнитное ОЗУ.
  • Сопровождавшее предыдущий пункт падение цен делает ЭВМ доступными широкой публике:
    • Альтаир 8800 (1974) — одна из первых ласточек «микрокомпьютерной революции» и первый коммерчески успешный персональный компьютер.
    • «Святая троица» персональных ЭВМ — Apple II, Commodore PET и TRS-80 (продажи всех трёх начались в 1977). Массовые машины, которые продавались уже собранными и чьи продажи исчислялись сотнями тысяч[2] экземпляров.
  • Появляются первые технологии локальных сетей: ALOHAnet (и выросший из неё Ethernet), ARCNET, DECnet… Малоизвестны (если вообще известны) за пределами родного учреждения и несовместимы друг с другом.
    • «Community Memory» — первая в мире BBS, заработавшая в… 1973 году, до появления не то что персональных, но микрокомпьютеров вообще.

Быт и культура[править]

  • За океаном расцветает Новый Голливуд, но Европа не остаёт — в конце концов, это она научила новоголливудцев! Особенно знамениты в это время становятся немецкие кинорежиссёры — всякий киноман и посейчас знает имена Фолькера Шлёндорфа, Маргарет фон Тротта, Райнера Вернера Фассбиндера и Вернера Херцога. Впрочем, в Италии в это время тоже гремят — Бернардо Бертолуччи, Лукино Висконти, а уж жанр джалло прямо-таки расцветает.
  • Расцвет рок-музыки. Не победив зло любовью, она становится злее и агрессивнее с одной стороны, с другой — сложнее и изощрёнее, а с третьей — мрачнее и печальнее. 70-е — с одной стороны, пик арт- и прогрессив-рока (Pink Floyd, Jethro Tull, King Crimson, Gentle Giant, Emerson, Lake & Palmer), с другой — бал правит хард-рок и уже появляется металл (Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath, Judas Priest) и расцветает первое поколение британского панк-рока (Sex Pistols, The Clash, Stranglers), не сдаёт позиций американский (Игги Поп, Патти Смит, Ramones), а в конце десятилетия начнёт свою жизнь пост-панк (Joy Division, The Cure). Ну и, конечно, глэм — глэм в эти годы блистает именами Queen, Дэвида Боуи и Марка Болана (T.Rex).
  • Первое широко известное радикально-феминистское движение родом из «второй волны» = Rote Zora, дословно «Рыжая Зора»[3]! Дружили с RAF, но никого не убили и не ранили, так как заранее сами сообщали о бомбе.
  • На рубеже эпох (в 1969 г.) происходят Стоунволлские бунты, по итогам которых формируется единое ЛГБТ-сообщество. В 1970, в годовщину их начала, проводится первый в истории прайд-парад. В 1973 Американская ассоциация психиатров исключает гомосексуализм из списка психических заболеваний.
Геймплей Akalabeth: World of Doom, первой игры великого Ричарда Гэрриота, тогда еще восемнадцатилетнего студента. Прародительница серии Ultima, одна из кодификаторов классических западных RPG восьмидесятых-ранних девяностых и CRPG как жанра вообще. 1979 год.
  • Зарождение компьютерных игр произошло еще в шестидесятые, однако именно в семидесятых появляются игровые приставки первого поколения, содержавшие, как правило, всего одну игру. К середине десятилетия они уже выходят из употребления, уступая приставкам второго поколения, которые использовали картриджи. В 1977 году на рынке появляется Atari 2600, которая стала первой «народной» консолью и сохраняла этот титул вплоть до краха видеоигровой индустрии 1983 года. Гейминг становится сравнительно массовым хобби, появляются первые журналы, ориентированные на геймеров.
    • Большинство игр были аркадами, однако появляются «первые ласточки» стратегий — «Invasion» и «Empire» (1972), RPG — m199h (1974) и Dungeon (1975), шутеров (Western Gun, 1975) и так далее. Конечно, по современным меркам они очень примитивны и мало напоминают не то что лучшие современные образцы, но даже классику девяностых, так что вряд ли даже самый заядлый олдгеймер будет в них играть, если вообще сможет запустить — но первопримеры есть первопримеры.
  • Бум настольных игр. От Chainmail (1971) отпочковывается первая редакция Великой и Ужасной Dungeons and Dragons (1974). Настолки становятся любимым развлечением студенческой молодежи, или, по крайней мере, определенной ее части.
  • Бум фэнтези, начатый в шестидесятые публикацией «Властелина Колец» в формате покетбука. Появляется много новых имен. Хитом становится, в частности, «Меч Шаннары» Терри Брукса (1977). Именно в конце семидесятых под влиянием эпигонов Толкина с одной стороны и миров D&D с другой начинает складываться привычный набор штампов стандартного фэнтези-сеттинга.
  • В моде — джинсы и юбки клёш, яркие и кричащие цвета, а в качестве причёски — «патлы» и «афро». Непременно с баками!
  • Расцвет жанра диско. Одной из первых ласточек можно считать группу ABBA, появившуюся ещё в 1972, а к концу семидесятых-началу восьмидесятых возникли Boney M., Baccara, Arabesque, Лиан Росс, и другие. К первой половине восьмидесятых американское диско благополучно загнётся, но европейцы будут продолжать тужиться пытаться его реабилитировать, и в девяностые оно переродится в новый жанр евродэнс, имеющий чуть более сентиментальный оттенок.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Генрих Бёлль, «Потерянная честь Катарины Блюм» (и её экранизация от 1975 года) — из-за романа с леворадикальным террористом главная героиня попадает в тюрьму, а затем становится объектом травли жёлтой прессы.
  • Джон Ле Карре, «Маленькая барабанщица»: главную героиню, лондонскую актрису Чармиан, имеющую знакомства в леворадикальных кругах, любовник втягивает в контртеррористическую операцию, внедряя под прикрытием в группировку палестинских террористов.
  • «Маятник Фуко» Умберто Эко — своеобразный путеводитель по миру тогдашнего оккультизма и ультраправого терроризма.
    • Его же «Нулевой номер» — здесь события происходят уже в начале девяностых, но интрига связана именно с конспирологией, тянущейся из семидесятых.
  • Ричард Бахман «Дорожные работы» — энергетический (не только топливный) кризис в полный рост.

Кино[править]

  • Собственно, фильмы о RAF и фильмы, вдохновлённые RAF:
    • Те самые «Свинцовые времена» Маргарет фон Тротта. Образ одной из героинь — Марианны — вдохновлён Гудрун Энслин.
    • «Тишина после выстрела» (известный также как «Легенды Риты») Фолькера Шлёндорфа
    • «Комплекс Баадера-Майнхофф» 2008 года — самый масштабный немецкий фильм про рафовцев с целой россыпью звёзд в главных ролях. Судите сами: Андреаса Баадера играет Мориц Бляйбтрой («Достучаться до небес»), Ульрику Майнхофф — Мартина Гедек («Жизнь других»), Гудрун Энслин — Иоганна Вокалек («Босиком по мостовой»), а противостоит им всем в роли Президента Уголовной полиции ФРГ Хорста Херольда аж целый Бруно Ганц («пусть останутся Кейтель, Йодль, Кребс и Бругдорф…»)
  • Фильмы о конфликте в Северной Ирландии:
  • Фильмы об итальянских «свинцовых семидесятых»:
    • «Последний выстрел» Серджо Мартино
    • «Площадь Сан-Бабила, 20 часов» Карло Лидзани
    • «Я боюсь» Дамиано Дамиани
    • «Новые чудовища» 1977 года — сборник короткометражек режиссеров Дино Ризи, Марио Моничелли и Этторе Скола. В частности, эпизод «Без слов» с Орнеллой Мути: юная прекрасная стюардесса знакомится с загадочным смуглым красавцем…
    • Советский фильм «Выкуп» Александра Гордона — страна прямо не названа, но реалии похожи именно на итальянские.
    • Советский же выпуск «Ералаша» «Сорок чертей и одна зелёная муха» — сюжет об уроке молодого учителя в трудной школе, пародирующий итальянские политические и криминальные боевики 70-х, а названием — другой итальянский жанр.
    • «Тайна виллы „Грета“» Тамары Лисициан — действие происходит в вымышленной западноевропейской стране, но сюжет навеян событиями в Италии как раз этой эпохи, и, в частности, разоблачением масонской ложи «Propaganda Due», связанной с ультраправым терроризмом.
  • Франция и Испания:
    • «Этот смутный объект желания» (1977) — сюрреалистическая комедия Луиса Бунюэля. Основной сюжет фильма не связан с тропом, однако героев фильма повсюду фоном сопровождают теракты и убийства (либо новости о них). К этим событиям персонажи относятся весьма равнодушно (что неплохо передаёт атмосферу той эпохи), но в конце они сами погибают в теракте.
  • США:
    • Рэмбо — собственно, первый фильм — о том, как в этой эпохе не может прижиться ветеран Вьетнама.
    • «Чёрный Клановец» Спайка Ли — о борьбе с Ку-клукс-кланом в 1970-е.
    • Таксист (1976)
    • Первые три части "Грязного Гарри". Разложение общественной морали и развал социальных систем. Маньяки убийцы с автоматами и банды анархистов ставящие на колени весь город. Полное нежелание и неспособность властей понимать суть происходящих угроз. И только Гарри Каллахан, и его напарники и близкие друзья, пытаются как то бороться со всем этим. Причём атмосфера фильмов становится лишь мрачнее, а грядущее будущее выглядит с каждым разом всё мрачнее от фильма к фильму.
    • "Ночные Ястребы" - со Сталонне и Хауэром. Весьма занятное кино про поимку психопата-террориста по найму, в лице утончённого немецкого отморозка (явно вдохновлённого личностью одного из главных RAFовских отморозков Хольгера Майнса) силами сводной оперативной группы NYPD|FBI|MI-5. В фильме достаточно реалистично показана именно что психологическая проблема ловли подобных вот психопатов, силами правоохранительных органов страны в которой отродясь была проблема с бандитизмом а не терроризмом. Силами американских полицейских, которые хоть и суровые стражи законы, имеющие у себя в стране опыт по борьбе с совсем уж потерявшими края бандами. Но всё же они не являются солдатами разведки, которые могут просто так взять и пристрелить случайного безоружного человека - если он просто показался им подозрительным. Для чего им собственно и понадобился в руководстве, ветеран британской разведки, который ещё с немцами воевал, и который и пытается наставить копов на путь, кхм, истинный.

Телесериалы[править]

  • Жизнь на Марсе (2006) — с прикрученным фитильком. Сэм, попаданец из 2006 в 1973 жалуется, почему его не занесло в 88-й. Но в целом, Сэм чаще сталкивается с одиночками (вроде мужчины, который захватил заложников, потому что хотел славы), либо с коррупцией в органах, иногда натыкаясь на местные преступные группировки. Та же IRA к взрывам, случившимся в одной из серий, оказалась непричастна, хотя после первого взрыва полицейские первым делом взялись арестовывать всех подряд ирландцев в городе.

Музыка[править]

  • Рок музыка под влиянием того же блюза, и раньше приобретала черты "взрослой музыки", которая может быть на любую тему, как чем то про серьёзную душевные переживания, так и чем то протестным. "Тяжелела" и становилась серьёзней ещё в 60ые. Но в 70ые жанр окончательно "повзрослел", чем не мало поспособствовала только что закончившееся Вьетнамская война, ставшая трагедией для молодого поколения того времени, и то во что им пришлось вернуться назад. Что накладывалось на социальный протест в силу экономических изменений по всему западу, в ходе которого бедные становились лишь беднее, а богатые богаче. В Великобритании, затем в США, а затем по всему западу - взрывается панк-рок, круша все устои какие можно и нельзя. Эпатажная музыка, издевательство над "консервативными устоями", полное презрение ко всему что обрыдло и достало, лейтмотив в музыке всей первой половины десятилетия точно. А количество коллективов, рождённых в то время и ставших культовыми (среди десятков тысяч, которые не взлетели, но были) - пробивает педаль в земную кору и далее в сторону Юпитера.
    • Панк:
    • Глэм-рок:
  • Относительно современная музыка с историческими параллелями.
    • Rammstein, «Deutschland» — один из образов музыкантов в клипах — это образ как раз террористов из RAF.
    • U2 — Sunday Bloody Sunday
    • Автограф — «Ирландия. Ольстер» на стихи Маргариты Пушкиной.

Примечания[править]

  1. На самом деле i4004 был не первым микропроцессором, но тот же CADC был тщательно засекречен, а TMS1802NC позиционировался как специализированная микросхема для калькуляторов.
  2. А в случае Apple II — миллионами. Машина прожила крайне долгую, по тогдашним меркам, жизнь и выпуску последних модификаций был прекращён только в 1993 году.
  3. Отсылка к детской книге Рыжая Зора и её банда