Безумный Макс: Дорога ярости

Материал из Posmotrelisu
(перенаправлено с «Mad Max: Fury Road»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Безумный Макс: Дорога ярости
Mad-Max-Fury-Road-poster.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производства
  • США
  • Австралия
Киностудия
  • Warner Bros.
  • Kennedy Miller Productions
РежиссёрДжордж Миллер
Автор сценария
  • Джордж Миллер
  • Ник Латурис
  • Брендан МакКарти
Когда вышел15 мая 2015 г.
Продолжительность120 минут
В главных ролях:
Том ХардиМакс Рокатански
Шарлиз ТеронИмператор Фуриоза
Николас ХолтНакс
Хью Кияс-БёрнНесмертный Джо
« Если уж подыхать, так подыхать героем на дороге ярости! »
— Накс
« Какой день! КАКОЙ ЧУДЕСНЫЙ ДЕНЬ! »
— он же

«Безумный Макс: Дорога ярости» (aнгл. Mad Max: Fury Road) — четвёртый фильм из серии о Безумном Максе, снятый Джорджем Миллером после 30-летнего перерыва и фильмов о поросятах и танцующих пингвинах. Номинально является продолжением серии Mad Max, но Слово Божие гласит, что это скорее перезапуск серии в целом. Имеются планы продолжения.

Vertigo Comics выпустили 4 комикса, рассказывающих предыстории главных персонажей. Первый повествует о Наксе и Несмертном Джо, второй — о том, как у жён и Фуриозы родился план побега, третий и четвёртый — о скитаниях Макса и о том, чьи всё же призраки терзают его в фильме.

Джордж Миллер заявил о выходе в 2023 году приквела «Фуриоза».

Сюжет[править]

Макс Рокатански, бывший полицейский, потерявший всё, ради чего стоит жить, одиноко скитается по постапокалиптической пустыне, в которую превратился мир. Он попадает в лапы к банде Несмертного Джо, тирана, владеющего Цитаделью — редким в пустыне оазисом, где есть растения и чистая вода. Узнав, что у Макса первая отрицательная группа крови, то есть он универсальный донор, его не убивают, а держат в качестве донора для бойцов Джо, страдающих разными радиационными заболеваниями. Тем временем Император Фуриоза, элитный военачальник Джо, сбегает из Цитадели на своей боевой фуре, забрав с собой девушек из гарема Джо, его «племенных кобылиц», от которых он хотел получить здоровых сыновей. В погоню за Фуриозой и сбежавшими жёнами берут и Макса, примотав его к машине, чтобы на ходу переливать его кровь умирающему от рака бойцу Наксу. Максу удаётся освободиться, и, не имея другого выхода, он присоединяется к Фуриозе в безумной гонке через пустыню в легендарные Зелёные Земли, где она родилась и куда хочет увезти девушек.

Производство[править]

(link)

Крутая фура! Крутые байкеры! Гонки через пустыню! Эпическая музыка! Эпические взрывы! WHAT A LOVELY DAY!!!

Джордж Миллер вынашивал замысел ещё одного фильма о Безумном Максе долгие годы, но только к 2012 ему удалось выбить из продюсеров 150 млн долларов и приступить к съёмкам. На роль Макса вместо уже состарившегося Мэла Гибсона был выбран англичанин Том Харди. Съёмки проходили в Намибии, так как австралийская пустыня, омытая не ко времени случившимися дождями, внезапно расцвела и никак не годилась для съёмок постапокалипсиса.

«Дорога ярости» ещё до премьеры прославилась тем, что 90 % спецэффектов в фильме (почти полностью состоящем из головокружительных гонок на автомобилях и мотоциклах) — абсолютно настоящие, никакой компьютерной графики (графика использовалась только для искусственной руки Фуриозы, песчаной бури, постобработки кадров и кое-где пририсованного пламени). Гитара слепого музыканта, изрыгающая огонь? Настоящая! Прыжки на мотоциклах через несущуюся фуру? Настоящие! Армия машин, выглядящих так, словно их собирал автомобильный доктор Франкенштейн? Всё настоящее! Запчасти для этих тачек собирали в течение нескольких лет по мировым свалкам, всего сделали 150 уникальных автомобилей — половина из которых в процессе съёмок была раздолбана.

В съёмках участвовали более 150 каскадёров, включая артистов Цирка дю Солей — только они согласились выполнить некоторые из трюков, задуманных Миллером. Актёры, в том числе 75-летняя австралийская актриса Мелисса Джеффер, выполняли свои трюки сами (ну, что могли). Фильм — редкий случай в современном кинематографе — снимался в хронологическом порядке, то есть все сцены в порядке сюжета.

Оператор фильма, оскароносец Джон Сил, к тому времени уже отошёл от дел, но ради Миллера и «Дороги ярости» согласился снова взяться за работу. 70-летний ветеран-оператор снимал некоторые сцены, стоя на крыше движущейся боевой фуры.

Фильм имел бешеный успех — на известном сайте рейтингов кинофильмов «Гнилые помидоры» он имеет оценку в 97 %. Для сравнения — это на 9 % выше, чем рейтинг «Титаника», и на 6 % выше, чем у «Побега из Шоушенка». «Дорога ярости» завоевала 6 премий «Оскар» из десяти номинаций (все из них технические: лучший монтаж, лучший художник, лучшие костюмы, лучший грим, лучший звук и лучший звуковой монтаж[1]) и Гран-при Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) как лучший фильм 2015 года.

Художественные приёмы и тропы[править]

  • Catch phrase — ЭТО МОЯ ТАЧКА!
    • Ну и «Запомни меня!», конечно же.
    • А также «ПОСРЕДСТВЕННО!» — это если номер «Запомни меня» пошёл не так.
    • Да и «Oh, what a day! WHAT A LOVELY DAY!!!»[2]
  • Акимбо — Главный Оружейник. Сажает «беспокоящим огнём» последовательно с двух длинноствольных револьверов, двух «узи», двух MP-5 и двух АКМ. Причём не то что бы он не может подобраться поближе и парой точных очередей уничтожить цель — этому психу просто нравится стрелять. А когда он лишается глаз, техника "шмалять с двух рук веером, авось зацепит" остаётся для него единственно возможной.
  • Васкес должна умереть — инверсия: воительница Фуриоза всё-таки оправляется от раны, а вот женственная Ангарад погибает.
  • Воинский рай — именно в Вальгаллу мечтают попасть камикадзе.
  • Гадский Ансамбль — Несмертный Джо (Главгад) Риктус Эректус и Первый Император (Драконы), Корпус Колосс (Злой гений), Оружейник (Громила), Людоед (Тупой приспешник).
  • Героическое самопожертвование — множество камикадзе с фразой «запомни меня!». Почти все Вувалини, погибшие в сражении с бойцами Джо, чтобы дать возможность Фуриозе и Ко добраться до Цитадели. Накс, после нескольких неудачных попыток стать камикадзе, дающий Фуриозе и Ко возможность уйти от погони. Сама Фуриоза тоже пытается это провернуть, когда, тяжело раненная, лезет в кабину к главгаду, чтобы разделаться с ним даже ценой собственной жизни.
  • Говорящее имя:
    • «Фуриоза» по-латыни (и на большинстве романских языков) означает «яростная».
    • У всех жён Джо имена тоже говорящие: The Splendid Angharad — Великолепная Ангарад; Toast the Knowing — Тост Смекалистая; Capable — Способная; The Dag — Чокнутая; Cheedo the Fragile — Чидо Хрупкая.
    • «Накс» по-латыни значит «орех», «крепкий орешек».
  • Грызть реквизит — тут это даже не «грызть». Это жрать, заглатывать, рвать на части, взрывать, поджигать, переворачивать, разносить вдребезги — с сатанинским хохотом и под хард-рок-запилы! Майкл Бэй, рыдай в подушку и удавись от зависти!
  • ГЭС — с огромным трудом доставив девушек в свои родные земли, Фуриоза узнаёт, что за прошедшие годы почва стала отравленной, и там теперь ничего, кроме смертоносного болота. Здравствуй, ГЭС.
    • Накс после того, как его третья попытка эпично погибнуть эпично проваливается, а затем на его глазах погибает Ангарад.
  • Дакка — Главный Оружейник. Просто Главный Оружейник.
  • Доктор Ватсон — Макс по отношению к Фуриозе.
  • Доспех на голое тело: Несмертный Джо носит на голое тело плексигласовый анатомический панцирь. Даже представить страшно, что чувствует его кожа.
    • Впрочем, в начале фильма во всей красе показано, в каком состоянии его кожа, так что хуже уже вряд ли будет.
  • Единственный нормальный человек — среди приспешников Несмертного Джо таких нет, но есть хотя бы практичный: Людоед, начальник топливного города. Он единственный, кому приходит в голову подсчитать дикие расходы бензина и машин, потраченные на то, что его коллега, шеф Патронска, вполне здраво назвал «семейной разборкой»: «Тридцать тысяч единиц бензака! Пятнадцать канистр нитро! Двенадцать штурмовых байков! Семь „преследователей“! Убытки растут и растут. А теперь, милейший, вы притащили нас в это жуткое болото!». Тем не менее, от участия не отказывается, что намекает на то, что азарт погони того всё-таки стоит. Ну или не поворачивать же назад на полпути.
  • Жанровая смекалка — Макс легко находит все пистолеты, умело растыканные Фуриозой по кабине фуры (нож, спрятанный в коробке передач, правда, не нашёл). И первым распознаёт засаду.
  • Закадровый момент крутости — Макс уходит в ночь и туман навстречу вездеходу из Патронска (Свинцовой Фермы). КАБУУУУМ! Макс возвращается из тумана весь в чужой крови, с мешком патронов и рулевой колонкой. И ботинками.
    • По факту, вся предыстория Фуриозы — в ту же лузу. Один-единственный кадр, в котором женщина с рабским клеймом (рабыня, Карл! и причём с самого юного возраста) по-хозяйски подходит к навороченной боевой фуре, недвусмысленно намекает, что за кадром осталась такая «сверхдоза запредельной улётности» ©, что вполне потянет на отдельный фильм. Который, кстати, и собрались снимать.
  • Злобный смех — Людоед, после того, как его лимузин раздавил Валькирию.
  • Злодей не выбирает выражения — Несмертный Джо, педаль в песок.
  • Злодейские шипы — Машины Стервятников имеют много, ОЧЕНЬ МНОГО, НЕВООБРАЗИМО МНОГО таких.
  • Исландская правдивость: «Она погибла?» — «Упала под колёса».
  • И у злодея есть любимые — Несмертный Джо горько оплакивает своего нерождённого сына. Он даже погоню остановил, чтобы оплакать его. Циничный начальник Свинцовой Фермы фыркает: «Ну поплачь, скорбящий папаша».
    • А перед этим Джо перевернул свою машину, чтобы не сбить Ангарад. Хотя и тут его больше интересует не она сама, а ребёнок. И всё равно не помогло.
  • Кающийся грешник — и Макс, и Фуриоза говорят, что ищут искупления, хотя за что — толком не поясняется. Можно предположить, что Макс мучается чувством вины за смерть тех, чьи призраки ему мерещатся, а Фуриоза — за то, что ей пришлось сделать, чтобы из рабыни подняться до Императора, командира бойцов Джо.
  • Крутая бабуля — большинство Вувалини, женщин из племени Фуриозы. Особенно Хранительница Семян в исполнении 75-летней Мелиссы Джеффер — бабуля со старинным кремневым ружьём, из которого она бьёт точно в мозжечок!
  • Крутая шляпа — головной убор Главного Оружейника собран из пулемётных лент, и напоминает по форме парик английских судей.
  • Крутой дедуля — Несмертный Джо. Да, он злодей. Но он крутой. И он старикан.
  • Крутой инвалид — однорукий воин Фуриоза.
  • Может, магия, а может, реальность — Макса действительно просто мучают галлюцинации? Или же его на самом деле преследуют призраки невинно убиенных или погибших по его вине? Уж больно вовремя появился глюк девочки, от которого он закрылся рукой, тем самым избежав смерти от арбалетного болта… а может, во всём всё же виноват боевой стресс, вызвавший приступ галлюцинаций?
  • Навык Чехова — не совсем навык, но первая отрицательная группа крови Макса делает его универсальным донором крови, что очень пригождается в финале.
    • Навыки тактической медицины, которым Макс обучился в полиции, спасают Фуриозе жизнь.
    • Тоже не совсем навык — но галлюцинации Макса спасли его в бою: он заслонился рукой от воображаемого ребенка и спас голову от выстрела реального арбалетчика, отделавшись всего лишь проткнутой ладонью вместо болта в черепе.
  • Направо кругом — Накс в середине фильма, выйдя из ГЭС и подружившись с одной из наложниц. И Фуриоза задолго до начала фильма.
  • Никогда не нужно промывать форсункиаверсия: Думаете, бронированная фура будет ездить по раскалённой пустыне, в песчаную бурю и по грязи за просто так? Да щас: и двигатели закрыть заглушками от песка надо, и охладить их водой тоже, и из раскисших колдобин тачку тащить надо. Машина есть машина, и за ней требуется уход.
    • А что они делают, когда надо поменять проставочные кольца клапанов, потому что зазоры ушли? Точность там не та, чтобы напильником изобразить. А когда поршневые износились, они ещё точнее?
      • Техноканнибализм же. Десять машин разберем — будут детали для одиннадцатой. После войны машин осталось много, сильно больше чем людей. А что они фонят… Не зря воины именно полураспада.
        • Опять же, можно применить менее технологичные, но и менее требовательные решения. Поршневое кольцо на двигателях 20х годов прошлого столетия для простоты установки бежавшие в Калифорнию «Оуки» приматывали к цилиндру медной проволокой — с тем расчетом, чтобы медь расплавилась и хоть немного покрыла стенки. А на вопрос «как быть с царапинами» отвечали — «двигатель видал виды, хуже здесь уже особо некуда». И оно у них ездило!
    • В первом фильме, пока несколько экипажей гоняются за Ночным Ездоком, Перехватчик… лично очищает контакты распределителя. Впрочем, едва ли обслуженная в полицейском гараже механиком-савантом машина на самом деле плохо ехала — просто Макс настолько профессионал, что способен ощутить разницу между идеально чистыми контактами и контактами с одной пылинкой на каждом.
      • А вот как и чем он обслуживал машину ко времени второго фильма, не показано — скорее всего, тем, что удавалось снять с найденных на Пустоши машин или выменять в поселениях незнамо на что.
  • Обречённая любовь — Накс и рыжеволосая девушка из гарема (в оригинале её зовут Capable — Способная или Толковая).
  • Они выкололи мне глаза — начальник Патроновска после того, как Фуриоза подстрелила прожектор на его вездеходе. Сама Фуриоза в конце красуется разбитой бровью и заплывшим до неоткрывания глазом.
  • Офигенно большая пушка — ручной пулемет Риктуса Эректуса.
  • Пасхальное яйцо — множество отсылок к предыдущим «Максам»:
    • «Перехватчик» Макса — знаменитый по предыдущим частям автомобиль. И его опять разносят вдребезги!
    • Музыкальная шкатулка, с которой играет одна из жён Джо — отсылка к «Воину дороги», где Макс дарит такую же шкатулку Дикому мальчику.
    • Длинный череп в лётных очках на шесте, прикреплённом к бамперу машины Накса — отсылка к капитану пепелаца из «Воина дороги».
    • Установленная на фуру глушилка двигателя, не позволяющая её угнать — тоже отсылка к «Воину дороги», где Макс таким же образом оборудует свой «перехватчик».
    • Макс привязан к бамперу машины Накса точно так же, как два поселенца к машинам байкеров в «Воине дороги».
    • Когда Макс пытается отстрелить Наксу руку, чтобы избавиться от цепи — отсылка к первому «Максу», где Макс приковал бандита к горящей машине и дал тому ножовку, предложив отпилить руку, чтобы спастись.
    • Макс пытается выстрелить из дробовика, но патроны оказываются испорченными — то же самое случается во втором фильме.
    • Затем он блефует, держа Фуриозу на мушке пустого дробовика — и это было во втором фильме.
    • Затем он освобождается при помощи кусачек — точно таких же, какие во втором фильме использовал как инструмент и как оружие.
    • У Фуриозы точно так же подбит глаз, как у Макса в фильме «Воин дороги».
    • Незаметный большинству зрителей, но всё же интересный момент — главгада Несмертного Джо играет тот же актёр, что и главаря банды байкеров Пальцереза из первого фильма. Нет, это разные персонажи, просто режиссёр решил пригласить старого знакомого.
    • В одном из флэшбэков есть кадр с глазами, вылезающими из орбит — это фрагмент из первого фильма.
    • В Куполе Грома Макс прячет на себе целый арсенал. И сохраняет нож, замаскированный под безобидную вещь. Фуриоза явно смотрела этот фильм.
  • Правило крутизны — 80 % фильма работает на нём.
  • Профессиональный риск ментора — Мисс Гидди.
  • Разрыв канвы — действие второго фильма происходит через пару-тройку лет после Катастрофы, действие третьего «Макса» происходит через 19 лет после Большого ППЦа. «Дорога ярости» хронологически заявлен как фильм после «Под куполом грома». Так каким образом у Несмертного Джо успели образоваться взрослые дети? Официальные комиксы говорят, что Джо Мур до катастрофы был полковником и никак не мог быть моложе 35 лет, в фильме мы видим его уже очень старым. При этом Максу слегка за тридцать, он говорит, что работал в полиции ещё в цивилизованные времена. Макс почти ровесник с Фуриозой, а Фуриоза совершенно не помнит довоенного мира, не говоря уж о юном Наксе и жёнах Джо. Наблюдение за техникой тоже подтверждает разрыв канвы: в «Воине дороги» машины гораздо новее и представляют собой потрепанные, но аутентичные модели, а не гибриды. Доспехи героев также представляют собой спортивную защиту фабричного изготовления, а не самопал. Сам Джордж Миллер в предисловии к артбуку говорит, что в «Дороге ярости» после катастрофы прошло около 40 лет.
    • Ответ прост, изначально в роли Макса должен был сниматься старик Мэл Гибсон, под него рисовали арты, под него писался сюжет. Несмертный Джо и Макс должны были быть ровесниками (так же как и Вувалини), последними осколками старого мира, заставшими катастрофу уже в сознательном возрасте. Однако Гибсон отказался и пришлось брать молодого Харди и переделывать сценарий.
  • Ружье Чехова — цепь, которой были скованы Макс и Накс, трижды спасает день.
    • Система для переливания крови, которую сохранил запасливый Макс.
  • Русским всегда достаётся — бандиты, которых раскатали Фуриоза и её конвой, были русскими. (В русском дубляже они по непонятной причине разговаривают на немецком.)
    • На самом деле по вполне понятной — как иначе передать то, что по сюжету данные персонажи разговаривают на «иностранном» языке?
    • Начальник Свинцовой Фермы (Патронска), майор Калашников — тоже русский! Что ж, ему досталось. Его ослепила Фуриоза и убил Макс.
    • Один из ребят конвоя Фуриозы, Морсов — тоже русский. И ему тоже достаётся, правда, он героически жертвует собой, прыгая с двумя взрывающимися копьями на вражескую машину.
  • Скованные одной цепью — Макс и Накс.
  • Так грубо, что уже смешно — педаль в песок. «У меня был братик!», «От воды у вас будет ломка!», «Пой, брат мой Кох[3]!» под Dies Irae и много других трагифарсовых моментов (Накс дал своим опухолям имена. Имена, Карл! И вытатуировал на них смайлики!)
  • Ужас у холодильника — надолго ли жителям Цитадели хватит постоянно льющейся воды?
    • Надолго. Согласно информации из артбука-энциклопедии, в артезианской скважине под Цитаделью воды какое-то невообразимое количество.
      • Думается, Фуриозе и другим женщинам хватит ума, чтобы наладить организованное водоснабжение.
    • Естественно, вода не будет литься постоянно. Её включили женщины-кормилицы, чтобы помочь беднякам, ещё до того, ка Фуриоса и остальные поднялись в Цитадель. После этого они перекроют воду и наладят водоснабжение. Кто знает, может, и водопровод построят.
  • Что стало с мышонком? — неизвестна судьба Мисс Гидди, присматривавшей за юными жёнами, и хирурга-мясника Органика.
    • Из комикса и удалённой сцены понятно, что Мисс Гидди таки погибла: её пытали, чтобы вытянуть информацию о том, куда сбежали жёны, а потом бросили умирать в пустыне.
    • Также есть вырезанная сцена из которой известно, что Органика забыли во время суматохи при возвращении фуры.
  • Чудо одной сцены — Ловцы воронов, жуткие потусторонние существа на ходулях ночью на болоте.
  • Выпирающий статист — он же.
  • Эй, ты! — именно так Хранительница Семян ликвидирует вражеского бойца, накинувшего удавку на шею Фуриозе.
  • Это личное — после того, как Главный Оружейник лишился своих глаз, в припадке ярости он начхал с крыши своего «Миротворца» на просьбы «не попасть ни в одну из жён».

Ссылки[править]

Примечания[править]

  1. К сожалению, переиграть Мануэля Любецки в операторской работе было невозможно даже Джону Силу, равно как и Джордж Миллер не смог превзойти режиссуру Алехандро Иньярриту в «Выжившем». А вот с лучшими спецэффектами вышло очень странно, «Из машины», конечно, божественно красивый фильм, но он же насквозь «компьютерный», а «Безумный Макс» делали «вживую»! Не уважают киноакадемики старую школу.
  2. Победительница в номинации «Лучший дизайн костюмов» на 88-ой церемонии вручения наград премии «Оскар», Дженни Беван, свою благодарственную речь с этой фразы и начала.
  3. Имеется в виду автомат марки Heckler & Koch.