Перезапуск серии

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Всё это до того [подзадолбало][1],
Что снова хочется начать сначала…
»
— Янка Дягилева
« Франшиза сломалась, несите новую! »
— Интернет-мем

Перезапуск серии — тотальный ремейк, который часто сопровождается разрывами канвы, от мелких изменений вплоть до того, что могут убить всю вселенную и создать новую. Часто при перезапуске начинают нумерацию по новой. Бывает, что очередная часть со следующим номером фактически является или ремейком, или вообще новой вселенной. А бывает, что анонсированный «перезапуск» с новой нумерацией на самом деле является фактически не ремейком, а сиквелом.

Для чего?[править]

Воскресить хорошо забытую франшизу
Реклама ей сделана давным-давно. К тому же это позволит привлечь старшее поколение, мало интересующееся молодёжными медиа. Современные (2005—2015) повальные перезагрузки комиксов в США связаны с государственной политикой: найти, чем объединить поколения. Экшн-понос должен понравиться младшим, а старшие вспомнят знакомых героев.
Бросить нагромождения старого канона
Когда маленькая заварушка развилась до вселенской войны, когда из-за «раздувания зрелища» уже и не вспомнить, чего ещё зритель не видел, когда работа с каноном напоминает хождение по минному полю, лучше всё бросить и написать ремейк первой части.
Написать что-то, если нет места для сиквела
То ли мир разрушен, то ли ключевой персонаж потерян. Тогда — перезагрузка.
Сделать в других реалиях
Продвинулся техпрогресс, мода, нарратология, наконец. То, что привлекало зрителей много лет назад, сейчас выглядит наивным.
Сменить жанр или бизнес-модель
Поклонники могут и не простить, но почему бы и нет? В последнем — смене бизнес-модели — подозревается студия Диснея со «Звёздными войнами».

Примеры[править]

« I HATE REBOOTS (Ненавижу перезапуски) »
— Надпись на майке Дейва «Пипца» Лизевски («Пипец 2»)

Кино[править]

  • Новые фильмы Star Trek. Перезапуск вселенной посредством альтернативного таймлайна позволил избежать печальных событий, произошедших со вселенной Star Wars. И да, старую вселенную никто не отменял, сериал StarTrek: Discovery рассказывает о событиях оригинальной временной линии… вот только большое количество знаковых элементов вселенной в нём было настолько сильно «переосмыслено», что многие фанаты расценивают его не иначе как начало типичного «мягкого» (через волну глобальных ретконов без формальной отмены исходного таймлайна) перезапуска в отношении основной вселенной франшизы.
  • Звёздные войныExpanded Universe massacre. Произведённые новым правообладателем в 2014 году изменения формально являются просто очень масштабным ретконом (ядро — шесть фильмов киносаги Джорджа Лукаса — остались технически незатронутыми), но по факту являются перезапуском: вся расширенная вселенная (т. е. подавляющее большинство произведений по франшизе и львиная доля фактологии сеттинга) выкинута из канона, и новые произведения в принципе не учитывают её[2], часть базовых для вселенной концепций и образов родом из фильмов подвергнуты существенным ретконам (связанных с упрощением концепций — например, существенно пересмотрена и упрощена была концепция кристаллов световых мечей), а мультсериал The Clone Wars объявлен источником, авторитетность которого равна киносаге и который вместе с последней должен составить ядро «нового единого канона».
    • Из Расширенной вселенной сохранились либо элементы и персонажи, которым посчастливилось попасть в компьютерные «Войны клонов», либо введённые заново. Трауну, например, засветиться в «ВК» не получилось, хотя и мог бы там появиться, в итоге объявление его реканонизации стало для части фанатов знаковым событием. А для кого-то красной тряпкой.
    • «Легендизация» расширенной вселенной Star Wars — весьма яркий пример перезапуска, организованного в условиях, когда у правообладателя отсутствует практическая возможность переработки части ключевых для франшизы произведений. С другой стороны, к РВ причислен сценарий седьмого эпизода за авторством самого Джорджа Лукаса. В самом деле, кто такой этот Джордж Лукас?
  • «Казино Рояль» с Дэниелом Крэйгом 2006 года перезапустило бондиану, сделав её мрачнее и острее. Вариант с изменением реалий.
  • «Планета обезьян» — частичный перезапуск франшизы. Новая серия года является спин-оффом оригинальной пенталогии 1960-х — 1970-х годов, и её первый фильм 2011 года выпуска является «перезагрузкой» сюжета четвёртого фильма упомянутой классической киносерии (приквела к первым двум и пятому фильмам оригинального цикла, повествующего о событиях, приведших к превращению Земли в «планету обезьян»). В дальнейшем возможно и появление сиквелов, в результате которых нынешнее ответвление охватит и «перезагрузит» также те фильмы оригинальной серии, где действие происходит на «планете обезьян». При этом ремейк первого фильма оригинальной пенталогии, снятый в 2001 году Тимом Бёртоном, в итоге так и не стал началом полномасштабного перезапуска и ныне является самостоятельным ремейком-«апокрифом».
  • «Терминатор» — фильм 2015 года («Генезис», Genisys) фактически перезапустил сиквелы, и тесно связан с первыми двумя фильмами.
  • «Каникулы» 2015 года — назван перезапуском National Lampoon's Vacation 1983 года, но на самом деле фактически сиквел, так как маленький мальчик из фильма 1983 года вырос и сам стал отцом, который решил устроить своей семье столь же незабываемые каникулы, что были у него в детстве.
  • Экранизацию игровой серии WarCraft вполне можно считать перезагрузкой, учитывая то, сколько изменений претерпели характеры персонажей, взаимоотношения между ними и все события, происходящие в сюжете.
  • «Хэллоуин» (2018) — особый случай. С одной стороны, у нас чистый второй вариант (каноном стал только оригинальный фильм 1978 года), с другой — по заявлению Джона Карпентера, это должен быть гранд-финал. Как-никак, 40 лет прошло и противостояние Лори Строуд и Майкла Маерса пора бы уже закончить! Хотя, фиг вам! Уж слишком неплохими вышли кассовые сборы, дабы не снять перезапуск. Да и тело маньяка нам не предъявили.
  • В перезапуске «Охотников за привидениями» (2016) сделали ставку на гендерную смену главных персонажей. Получилось… сомнительно.
  • «Бамблби» должен был стать приквелом «Трансформеров» Майкла Бэя, а стал перезапуском.

Телесериалы[править]

  • Battlestar Galactica — полностью перезагружен сериал 80-х годов, причём пошёл в конце концов совсем не туда. Любопытно, что автор оригинального сериала, в свою очередь, имеет планы по созданию «перезапуска перезапуска», более близкого по духу его работе.
  • «Визитёры» (V) — перезапуск старого сериала, в русском переводе известного как «Звёздные воины» и «Люди-ящеры». В наличии актриса из оригинального сериала и даже роль её под тем же именем (тоже королева рептилоидов Диана, но суть роли иная). В финальной серии также возвращается главный актёр из оригинала, правда в иной роли.
  • «Доктор Кто» — аверсия. Хотя сезоны ньюскула зачастую и называют «перезапуском», последовательность Докторов и вселенная в целом были продолжены (хотя разрывы канвы и ретконы остались, как и в олдскуле).
  • «Звёздный путь» — см. раздел «Кино».
  • «Зачарованные» — перезапуск 2018 переполнен всем, что в тренде… в ущерб всему остальному.

Мультсериалы[править]

  • Нездоровая популярность My Little Pony началась после очередного перезапуска в 2010 году. И это уже четвёртое «поколение», как принято называть в данной среде итерации сеттинга.
  • «Утиные истории» перезапустили в 2017-м. Стилистика и персонажи в духе Gravity Falls прилагаются.

Комиксы[править]

  • Вселенные DC и Marvelкодификаторы.
    • Guardians of the Galaxy — экранизация 2014 года явилась фактическим перезапуском и перезапустила комиксы.
    • «Новый человек-паук».
    • Аналогично сериалы и фильмы про Супермена перезапускаются минимум раз в десятилетие.
    • Одной из самых значимых попыток навести порядок во ВСЕЙ вселенной DC был двенадцатитомный комикс «Crisis on Infinite Earths/Кризис на Бесконечных Землях». Мультивселенную угрохали, сохранив всего один мир и рассовав по нему уцелевших супергероев и злодеев из пяти разных миров.
    • Впоследствии мультивселенная вновь образовалась и, разумеется, авторы снова запутались в том, что сами понарисовали. Результатом стал Финальный Кризис, после которого возникла вселенная New52, в рамках которой число Земель было ограничено.
      • Правда, это всё равно не помогло, и DC, поглядев на то безумие, что они наворотили, приняли решение попросту откатить последние 10 лет сюжетной хронологии, а также закроссоверить мультиверс со вселенной Хранителей, на которую у них тоже были права. Всё это непотребство получило название Rebirth.

Аниме[править]

  • Sailor Moon Crystal — вышедший в 2014 перезапуск аниме девяностых годов. Является довольно точной экранизацией оригинальной манги (на данный момент — трёх первых арок). А вот первое аниме отличалось довольно «детским» обликом персонажей и огромным количеством эпизодов, сюжетных линий и персонажей, в манге попросту отсутствующих. Главное — не говорить олдфагам.
  • «Uchuu Senkan Yamato 2199» («Space Battleship Yamato 2199») 2013 года — перезапуск сериала «Uchuu Senkan Yamato» 1974—1975 годов. Получилось достойно.
  • «Arslan Senki» («The Heroic Legend of Arslan») 2015 года — перезапуск одноимённого OVA 1991—1995 годов, правда, поставленный не по оригинальной серии ранобе, которую пишет Ёсики Танака, а по манге Хирому Аракавы 2013 года, которая сама является переработкой этой серии ранобе (впрочем, пока с не очень большими изменениями). А в 2016 году вышел ещё один сериал.
  • «Fullmetal Alchemist»: В первый раз экранизировать мангу взялись в 2003 году, и сюжет завернул не туда (из-за дефицита оригинала). Второй раз взялись в 2009 году и пересказали историю заново — и получили один из популярнейших тайтлов в истории аниме.
  • «Code Geass». Полнометражная трилогия 2017—2018 годов в целом следует сюжету оригинального сериала, но некоторые детали наталкивают на мысль о том, что это именно перезапуск. В частности, Ширли остаётся жива и становится свидетельницей «Реквиема Зеро», что, похоже, послужит толчком к новому витку истории.
  • Ginga Eiyuu Densetsu/Die Neue These — Kaikou. Перезапуск «Легенды о героях Галактики». Пока что снято всего двенадцать эпизодов — вторжение Альянса на территорию Империи уже отбито, но Ян Вэнли ещё не остановил контрнаступление.

Видеоигры[править]

  • Heroes of Might & Magic — третья часть закончилась армагеддоном; четвёртая часть началась с рассказа о том, что обитатели старой вселенной спаслись и бежали в новую вселенную (раскол фанатского сообщества: больше всего не повезло демонам и нежити, которых впихнули в один замок, а более всего повезло варварам, которые наконец-то обрели Might[3] и стали бить врукопашную морды магам, превратившись из слабейших героев, которым нечего противопоставить магии, кроме раша, в действительно Могучих героев); в пятой части — полностью новая вселенная с прежними старыми расами и с кванками старых героев.
  • Resident Evil — начиная с четвёртой номерной части, жанр серии сменился с Survival Horror на приставочный Third Person Shooter — с лихим отстрелом вражьих морд, незнамо откуда взявшимися в сельской глуши оружейными магазинами, пачками QTE и прочими положенными забойным консольным шутанам атрибутами. Общая сюжетная канва франшизы хотя и осталась непрерывной, но вступление к RE4 поставило жирную точку в эпопее с корпорацией «Зонтик» и разработанными ей вирусами: теперь роль резидентного зла играют паразиты Лас Плагас.
    • А седьмую опять вернули в жанр Survival Horror!
  • Wolfenstein — отсутствие номера было анонсировано как «перезапуск» серии, хотя на самом деле это не ремейк, а продолжение сюжета предыдущих частей. Wolfenstein: The New Order, также не является полным перезапуском, а сиквелом прошлых двух частей серии (Return to castl Wolfenstein, Wolfenstein) с упором на альтернативную историю. Поэтому номер в игре WOLFENSTEIN 2: The New Colossus, также не означает ремейк, а сиквел прошлых частей.
  • Aliens vs Predator — перезапустили, начав нумерацию с начала. Фанатами часто рассматривается в качестве сиквела, и носит неофицальное название «тройка».
  • XCom — новый X-Com. Перезапуск серии, являющийся по сути римейком, с боёвкой в стиле настольных игр и явным сюжетом. Причём вторая часть перезапуска подразумевает, что вторжение прошло успешно, и X-Com теперь является подпольной организацией, пытающейся свергнуть власть пришельцев на Земле. Согласно разработчикам, успешное прохождение первой части — либо альтернативная реальность, либо симулятор, в который пришельцы поместили ГГ.
  • Quake II — невольный перезапуск (разработчики не могли найти название для новой игры и взяли название уже раскрученной), с новой вселенной, отличной от первой части и позже развитой в четвёртой.
  • Final Fantasy — традиция регулярно перезапускать с новой вселенной.
    • Имеются и исключения — 1 сиквел получила Final Fantasy X и 2 сиквела — Final Fantasy XIII.
  • DOOM III — фактически явился перезапуском-ремейком. А вышедшая в 2016 году четвёртая игра в серии уже не является «номерной» и является «полновесным» перезапуском всей франшизы.
    • Тонкость в том, что все части DOOM, как бы, существуют одновременно. То есть, морпех из 1-2, морпех из 3, и пехотинец рока из 4 — это три разных персонажа одной вселенной, с разной степенью крутизны. Разрывы канвы? Несовпадения? Пхе! «Сюжет в шутере — как в порнофильме». Авторы попросту не заморачиваются. Да, геймплейно это перезапуски, но по канону существовали все три. А вот новеллизаций, как бы, не было. Просто три разных мужика рвут демонов в трёх разных стилях. Кто-то жмётся по углам с фонариком, а кто-то — кроша пачки кованным ботинком.
  • DmC — перезапуск серии Devil May Cry, с полным пересозданием вселенной. Общая история даже похожа на историю оригинала, геймплей тоже, но подача и персонажи были серьёзно изменены.
    • Перезапуск был признан не очень удачным и в итоге решили вернуться к основной вселенной, разработав Devil May Cry 5.
  • Mortal Kombat. Создавая сиквел Armageddon’а (седьмой части франшизы), Эд Бун выкрутился очень изящно: он постарался подложить под перезагрузку максимально возможный сюжетный обоснуй. Дескать, в начале нового тысячелетия всё чуть было не окончилось очень грустно, а именно полной и окончательной победой Шао Кана; но Силы Добра вовремя подсуетились со своей стороны (Райден хотел спасти свою шкуру — а заодно и всё человечество), а Силы Зла — со своей (у Шао Кана ведь есть конкуренты). Восприняв победу Шао Кана как неприемлемый финал, Райден и Куан Чи независимо друг от друга отправили своё сознание, обогащённое поздним опытом, в собственные головы, какими те были более десятка лет тому назад. Произошёл временной парадокс, запустился альтернативный таймлайн. События предыдущих частей оказались «переиграны по-новому», но не авторским произволом Эда Буна, а строго в рамках сюжета: Райден и Куан Чи, каждый в своих интересах, принялись активно менять историю, сработал эффект бабочки. В результате — многие перипетии прошлого оказались модифицированы, сделались мрачнее и острее. Шао Кан на которого натравили богов наконец-то окончательно перестал существовать — задолго до своей будущей победы, которая в результате теперь так и не случится. А из героев и злодеев выжили немногие — и остались в новой, изменённой версии 1990-х годов. Теперь их ждут новые знакомства, новые миссии, новые (и старые недобрые, но в итоге «пока неслучившиеся») враги[4]. Таким образом, сюжет одновременно и отретконился, и как бы последовательно продолжается от запятой. Былые приключения не памятны большинству персонажей, но давних поклонников серии никто не пытается обязать «просто забыть» об этих приключениях или «считать их не более чем легендами».
  • Tomb Raider проходила через это дважды:
    • 1996—2003: первая инкарнация, создаваемая Core Design. Медленно клонилась к закату уже к 2000 г. и закончилась вместе с провальным Tomb Raider: The Angel of Darkness, критиковавшемся за совершенно непродуманные псевдо-открытый мир, свободную камеру и RPG-элементы.
    • 2006—2008: вторая инкарнация — серию передали Crystal Dynamics с тотальным рестартом всего сюжета. Вышло всего 3 игры и вследствие провала последней части Tomb Raider: Underworld франшиза опять угасла.
    • 2013-наст.время: третья инкарнация — серия перешла к издательству Square Enix, которое устроило тотальные рестарт сюжета, а также решило сделать упор на психологическую проработку Лары Крофт, до того известной лишь как первая героиня с большой грудью в играх рейтинга T.
  • Tropico 3, несмотря на цифру в названии, стал фактически перезапуском франшизы — теперь и в 3-Д!
  • Помимо переиздания игры Мор (Утопия) 2005 года выпуска, в котором были устранены многие баги, перерисованы в HD-качестве многие текстуры и впилены другие приятные плюшки (совместимость с современными ОС, поддержка широкого экрана, блюр, вертикальная синхронизация и т. п.), уже который год так же разрабатывается полный ремейк игры на движке Unity, средства на который собирались на ресурсах Kickstarter и «Нити». В новой версии игры планируется раскрыть все те идеи, которые так и не удалось реализовать с первой попытки (или удалось, но криво), поскольку ещё тогда компания лишь дебютировала на рынке игроделов и была ограничена в средствах. Благодаря собранным средствам и достигнутым «сверхцелям», планируется расширить игровой мир, а так же ввести новинки, на подобие осознанных сновидений. Сюжет тоже претерпит изменения — как говорят сами разработчики, Ice-Pick Lodge, эта игра будет «новым спектаклем по старой пьесе». По этой же причине они не хотят называть игру ремейком, больше склоняясь к тому, что это новая игра.
  • Shadow Warrior 2013 года.
  • Castlevania: Lords of Shadow — перезапуск всей франшизы. Даже Дракула теперь не Матиас Кронквист, а Габриэль Бельмонт.
  • Carmageddon: Reincarnation — реинкарнация самой безумной, трэшовой и угарной гонки 90-х. Получилось не очень — и даже «реинкарнация реинкаранации» Max Damage ситуацию радикально не улучшила.
  • Fallout, начиная с 3-й части — перезапуск оригинальной вселенной через масштабные ретконы. Агрессивный и в то же время грамотный маркетинг новодела на фоне неочевидности тонкостей оригинального сеттинга сделал своё чёрное дело — ныне подавляющая часть аудитории даже не знает, что до приобретения франшизы Bethesda’ой сеттинг серии не был АИ.

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons — перезапуск, начавшийся в 3,5 редакции с масштабных ретконов (затронувших в том числе и местную космологию), «подготовивших почву», и завершившийся тотальной перезагрузкой мультивселенной в 4 редакции: с окончательным отказом от старой космологии, кардинальной переработкой многих классических концепций и полным отказом от ещё большего их количества, а также всеобщим упрощением. Впрочем, в пятой редакции всю космологию (хоть и слегка изменённую) вернули, равно как отказались от большей части спорных решений в области игромеханики, которые привнесли в четвёртой.
  • WarHammer Fantasy Battles из-за снижающейся популярности сначала уничтожили всё и вся во Вселенной, а потом перезапустили, назвав Age of Sigmar.
  • «Мир Тьмы» — старый сеттинг разработчики прибили в 2004 году, дескать, мы же обещали конец света. Новый уже про другое, хотя и из старого что-то перетащили.
    • Тем не менее, старый WoD перезапустили в редакции 20-летнего юбилея в 2011 году, а новый переименовали в «Хроники Тьмы».

Примечания[править]

  1. В оригинале — другое, более грубое слово.
  2. Правообладатели изначально объявили, что авторы новых произведений вольны использовать старые материалы на своё усмотрение в любых объёмах, однако практика показывает обратное: по состоянию на конец 2014 единственное новое произведение по франшизе, активно использовавшее наработки старой расширенной вселенной и не вступавшее с ней в противоречие — Imperial Handbook — было «отбраковано» и отнесено к «легендам» ещё до релиза.
  3. Might — «Могущество» или «Сила». Might & Magic — дословно «Сила и Магия»
  4. История продолжилась комиксом Mortal Kombat X, а события этого комикса — видеоигрой с тем же названием; так мы увидели, что именно по новому ходу событий произошло в 2000-х и в 2010-х годах. Но это уже другая, дальнейшая история.