Готтентотская вера: различия между версиями
Елевферия (обсуждение | вклад) |
|||
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника) | |||
Строка 13: | Строка 13: | ||
** Это было обстебанно ещё в литературе [[маркиз де Сад|маркиза де Сада]], где его персонажи творят трэш, угар и традиции британского флота — и по их мировоззрению вполне имеют на это право: преступная природа мир для этого и создала. | ** Это было обстебанно ещё в литературе [[маркиз де Сад|маркиза де Сада]], где его персонажи творят трэш, угар и традиции британского флота — и по их мировоззрению вполне имеют на это право: преступная природа мир для этого и создала. | ||
* Элинор Портер, «[[Поллианна]]». Вот эта её игра… | * Элинор Портер, «[[Поллианна]]». Вот эта её игра… | ||
** Однако уже в первой книге Поллианна понимает, что есть ситуации, в которых «игра в радость» не работает. И это ещё до попадания под автомобиль. | |||
* Эрнест Теодор Амадей Гофман, «Крошка Цахес» ― дар феи Цахесу действует именно так. | * Эрнест Теодор Амадей Гофман, «Крошка Цахес» ― дар феи Цахесу действует именно так. | ||
* Не художественный пример, но они реально так считали: книги Луизы Хей и Лизы Бурбо о позитивном мышлении. | * Не художественный пример, но они реально так считали: книги Луизы Хей и Лизы Бурбо о позитивном мышлении. | ||
Строка 29: | Строка 30: | ||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
{{Nav/Goodevil}} | |||
{{Nav/ |
Текущая версия на 14:17, 6 ноября 2023
« | Отправляйтесь в этот поход, дабы получить отпущение грехов и вступить в Царство Божие! | » |
— Папа Римский Урбан I, призывавший к крестовому походу[1] |
Готтентотская мораль — образец лицемерия? Ещё нет, есть лицемерие похуже. Когда человек объединяет в одной голове готтентотскую мораль и веру в справедливый мир (ну или просто неумеренный оптимизм). Тогда получается дополненная формула: «Я у соседа корову увёл — хорошо, и потому неизбежно. Сосед у меня корову увёл — плохо, и потому невозможно». Когда носитель подобных взглядов внезапно оказывается без коровы и с парой синяков на роже, он искренне недоумевает — как же так могло получиться?! Я же всё делал правильно, лгал, предавал и убивал, всё для себя, любимого! Это же добро, а значит я не мог проиграть! Это несправедливо, нечестно, это какая-то ошибка!
Как вариант, проигрывающий персонаж может просто до последнего отказываться верить в своё поражение, считая, что информация не верна, и/или, что его в любой момент спасёт чудо. Эту наивность можно было бы назвать трогательной, не будь она людоедской.
Важно не путать этот троп с шаблонной злодейской самоуверенностью. Типичные тёмный властелин орёт «Это невозможно! Я непобедим!», когда трон под ним начинает рушиться, потому что ошибочно считает себя самым сильным в этой песочнице. Готтентотская вера же предполагает, что «не с сильными Бог, но с правыми», просто критерий правоты у такого злобного чудака — «быть мной», или в крайнем случае «быть со мной».
Примеры[править]
Литература[править]
- Общий пример — любая книга, создаваемая фанатиками какой-либо сверхценной идеи, будь то коммунизм, нацизм, ультралиберализм, радикальные формы религиозного мировоззрения и так далее. Персонажи правильной веры могут делать что хотят — и всегда правы.
- Это было обстебанно ещё в литературе маркиза де Сада, где его персонажи творят трэш, угар и традиции британского флота — и по их мировоззрению вполне имеют на это право: преступная природа мир для этого и создала.
- Элинор Портер, «Поллианна». Вот эта её игра…
- Однако уже в первой книге Поллианна понимает, что есть ситуации, в которых «игра в радость» не работает. И это ещё до попадания под автомобиль.
- Эрнест Теодор Амадей Гофман, «Крошка Цахес» ― дар феи Цахесу действует именно так.
- Не художественный пример, но они реально так считали: книги Луизы Хей и Лизы Бурбо о позитивном мышлении.
- Т. Коррасаген Бойл, «Дорога на Велвилл» ― так думает сам доктор Джон Келлог, и ничто не поколеблет его уверенность в вегетарианской диете!
- Джек Вэнс, «Хозяева драконов». Парламентёр захватчиков-инопланетян, которым главный герой со своими войсками задал отменную взбучку, мыслит именно так. Захваченные в плен жители Долины — это так положено, они для этого предназначены, их судьбу уже решили. И речи быть не может об их освобождении и тем более — выплатах компенсаций семьям погибших. Захваченные в плен Повелители? Это невозможно, это какое-то недоразумение. Их надлежит немедленно отпустить и принести извинения. Так посол и сообщает главному герою, повторяя разными словами и в принципе отказываясь осознавать, что дела могут обстоять как-то иначе. От сообщения рассвирепевшего героя, что он может вернуть «повелителей», так сказать, частично… причём каждого по отдельности, посол впадает в ГЭС. Неизвестно правда, мыслят ли так сами инопланетяне, или такой взгляд на вещи — следствие генетической модификации и промывания мозгов, которому подвергли посла, ведущего свое происхождение от людей, захваченных в плен при предыдущем налёте на планету несколько веков назад.
- Дж. Литтелл, «Благоволительницы» ― весь «обоснуй окончательного решения еврейского вопроса» всю книгу и занимает, и эту мораль хорошо отражает.
Комиксы[править]
- Джек Чик. Просто Джек Чик. «Билли-еретик» как самый яркий пример
- Preacher ― Мари Л’Анжел.
Видеоигры[править]
- Stellaris — Контингенция. Древний и могущественный ИИ, решивший уничтожить всё живое и подчинить всё механическое в галактике, искренне считает собственное поражение невозможным, возмущается и угрожает всеми карами, на какие хватит воображения, стоит только презренным кожаным мешкам захватить и разбомбить любой машинный мир Контингенции.
Примечания[править]
- ↑ Крестоносцы рассудили, раз уж им в конце пути отпустят все грехи, то в каждом захваченном поселении можно устраивать массакр и вообще никакими моральными тормозами себя не ограничивать. Когда спустя полвека мусульманские Египет и Турция погнали завоевателей прочь, Святой Престол искренне возмущался этой несправедливости