Байронический герой

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Byronic Hero. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Bad, mad and dangerous to know. »
— леди w:Кэролайн Лэмб о лорде Байроне
« Теперь же все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон, Порок любезен, и в романе Теперь уж торжествует он. Британской музы небылицы Тревожат сон отроковицы. И вот теперь ее кумир Или задумчивый Вампир, Или Мельмот, бродяга мрачный, Иль Вечный Жид, или Корсар, Или таинственный Сбогар. Лорд Байрон прихотью удачной Облек в унылый романтизм И безнадежный эгоизм.

»
— Александр Сергеевич Пушкин
«Странник над морем тумана» Каспара Давида Фридриха.
Картина Врубеля «Печорин на диване»

Байронический герой — привлекательный, но порочный антигерой, популяризованный лордом Байроном в полуавтобиографическом «Путешествии Чайлд-Гарольда». Это герой-бунтарь, симпатичный, несмотря на свое отрицание добродетели.

Отличительные черты[править]

Как правило, байронический герой обладает такими чертами, как:

Байронический герой, как правило, действительно загнан обществом в трудную ситуацию, но честно стремится найти из неё морально приемлемый выход, прилагая для этого все свои физические и душевные силы. Нередко ему приходится носить пострадавшую от воды и времени кирасу и даже подражать вкусу блистательного негодяя (как граф Монте-Кристо, который не просто мстит, а восстанавливает справедливость, карая подонков и становясь ангелом-хранителем для достойных людей), впрочем, иногда он отказывается от борьбы за свою нравственность и действительно им становится. В любом случае, даже у по-настоящему плохого байронического героя сохранятся некоторые стандарты и высокие стремления.

Образ байронического героя прошёл долгий период вырождения и был неоднократно подвергнут деконструкции позднейшими литераторами. В поздней трактовке это инфантильный человек, который в своих проблемах винит общество, утверждая, что оно его «развратило и превратило в холодного циника». Обществу он отвечает тем, что мстит своим врагам, плетет от скуки интриги и подумывает о самоубийстве, потому что все удовольствия мира уже не те. Он снимает с себя ответственность за свои действия, представляя себя как некую силу, призванную самой судьбой ломать жизни тех, кто окажется рядом. Пафос, стиль, порочность и рефлексию он сохраняет, а вот с самокритикой и благородством у него серьёзные проблемы.

Известные байронические герои[править]

Литература и театр[править]

  • А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — заглавный герой, классика. В комплекте всё: трагедия в прошлом, облик «вампира», эксцентричный образ жизни, устрашающая философия, напряженное внимание со стороны общества и одновременно скрытое презрение к оному — впрочем, при безукоризненных манерах.
  • Шарлотта Бронте, «Джейн Эйр» — Эдвард Фэйрфакс Рочестер собственной персоной. Хамоватый, циничный и страстный настолько, что готов наплевать и на приличия, и на закон. За грехи молодости и вышеупомянутые неприятные черты характера ему пришлось расплачиваться по полной.
  • Энн Бронте, «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» — муж Хелен Артур Хантингдон. Жесткая деконструкция. Крайне неприятный человек. Кто-нибудь во время прочтения испытывал к нему хоть каплю симпатии?
  • Балет Кеннета МакМиллана «Майерлинг» — главный герой, кронпринц Рудольф. Классический байронический герой: весь вышеперечисленный список в наличии, кроме разве что цинизма. Пункт о саморазрушительном поведении — педаль в асфальт.
  • Евгений Онегин у Пушкина и Григорий Печорин у Лермонтова. Деконструкция: оба очень даже байронические, но вот что-то нифига не герои. А Владимир Ленский — вообще скорее трагикомическая пародия.
    • Ленский - разве что, в будущем (если б не убили). А вот Грушницкий - пародия.
    • Печорин в одноименной песне группы «Белая гвардия».
  • Ещё Лермонтов — поэма «Демон». Лермонтов вообще любил байронизм.
    • Да и сам Лермонтов IRL был точной реализацией тропа. Как и многие другие его представители, кончил плохо.
  • Лермонтов же. «Измаил-бей» - главный герой. Редкий пример разочарованного черкеса. Разочаровали его в светском обществе. Чем именно - не уточняется, как обычно, для байронических.
  • Дориан Грей из романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Деконструкция, потому что никакой не герой, а сволочь.
  • Хитклифф, протагонист-злодей романа «Грозовой перевал». Тоже деконструкция: байронический-то он байронический, но на героя не тянет вообще никак. Печорин по сравнению с ним няшка.
  • Р. Сабатини, капитан Блад. Субверсия: он не то чтобы «отрицает добродетель» — просто поддерживает имидж.
  • Жюль Верн, «20 000 лье под водой» — капитан Немо.
  • Альфред де Мюссе, «Лоренцаччо» — главный герой. Деконструкция с хирургическим расчленением образа, педаль в асфальт.
  • «Отблески Этерны» — Рокэ Алва, заявка на реконструкцию. Полный букет, разве что в изгнании он не находится изначально, а оказывается по ходу сюжета. До сих пор не допрыгался исключительно благодаря грамотному использованию пророчества, запрещающего ему умирать до соблюдения ряда условий; те же, кто не имея за спиной такой опоры брались вести себя, как Ворон, кончали быстро и бесславно.

Видеоигры[править]

  • Fallen London — сам ГГ может заслужить репутацию, дословно цитирующую эпиграф о Байроне. Но максимум из этого амплуа выжимает Менеджер/Весёлый Джентльмен — скрывающийся за образом эксцентричного викторианского денди усталый бессмертный возрастом в несколько тысяч лет, трагический романтик в вечном раскаянии, один из лидеров местных революционеров, да и просто неиссякаемый источник тёмной харизмы и не менее тёмных тайн.

Мультсериалы[править]

Аниме[править]

Визуальные романы[править]