Умный — это зло, тупой — это добро
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Brains Evil, Brawn Good, Dumb Is Good. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | «Что касается ума, то его мне досталась львиная доля. Что же насчёт грубой силы, то увы — здесь вышла генетическая осечка» | » |
— Шрам |
« | — Нет, это был человек тонкого и острого ума. Человек с большой культурой, с огромным обаянием, с изысканными манерами. Один из самых умных людей, каких я знал. — Ох, я предпочитаю честных дураков. В пользу глупости можно многое сказать. Я лично преклоняюсь перед глупыми людьми. У меня это, надо полагать, родственное чувство. | » |
— Идеальный муж |
Дальнейшее развитие тропа «Наука — это плохо» — это «умный — зло, тупой — добро». Так традиционно сложилось, что качествами положительного героя считаются честь прежде разума, безрассудная храбрость, самоотверженность и прочие высокие идеалы, плохо совместимые с понятием «благоразумие». Злодеям же свойственны хитрость, коварство и изощрённая изобретательность. В рыцарском романе злодеем станет коварный интриган. В шпионском или в комиксах — сумасшедший учёный. В фэнтези — колдун, потративший столетия на постижение тёмных тайн.
Злодей будет составлять хитрый план, создавать сложнейшие Машины Судного дня, искать слабые места в эмоциональной броне героя и манипулировать правителями… Герой же сломает всё грубой силой за пять минут. Иногда это смотрится реально обидно, особенно если герою недостаёт харизмы или каких-либо качеств, помимо строгой морали и умения надирать задницы.
Исключения во многом характерны для антигероических типажей. Отдельное место в квинтете зарезервировано за умником (впрочем, умник обычно узкоспециализирован в какой-то технологической области, и на сюжет влияет только там, где надо разгадать головоломку или подать герою новый гаджет). Многие жанры, наконец, включают в обязательные требования к герою наличие мозгов — таков, скажем, классический детектив.
Почему так происходит? Можно предположить, что идёт потакание среднему зрителю, у которого, как это ни странно, средние умственные способности. А теперь попробуем поассоциировать себя с умником. Вот был бы я умным да сообразительным я бы… А что, собственно, я бы сделал? Ну да, обыграл бы этого злодея… как-нибудь. Не, эт не так интересно. Вот был бы я сильным да ловким я бы… Да навешал бы этому главгаду от всей души!!! И ведь так большинству зрителей действительно понравится больше.
А может ли герой быть одновременно и сильным, и умным? В принципе, может, и это даже, вопреки расхожему мнению, необязательно будет Мэри Сью. Сложность, однако, в том, что чем больше сил герою отсыпано, тем сложнее ему продемонстрировать интеллект. В самом деле, зачем составлять хитрый план, если ты спокойно победишь без него? На этом основан, в частности, пример с Суперменом, сил которому отсыпали сверх всякой меры, — и мигом оказалось, что его гениальность — не более чем заявленная способность. Возможный метод решения — давать герою врагов ЕЩЁ сильнее. Таких, чтобы одной силой он не мог их победить. А силу, в свою очередь, демонстрировать на рядовых головорезах.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Русские сказки же. Главный герой — Иван-дурак, его злые или просто неблагородные братья характеризуются как умные, да и остальные возможные враги — Царь, Баба Яга, Кащей — вряд ли глупы.
- Хитроумный трикстер Локи в «Перебранке Локи» находит аргументы, затыкающие всех богов по очереди — пока дело не доходит до Тора. Тогда-то и выясняется, что ни хитроумные речи, ни чемоданы компромата, ни даже священные законы гостеприимства не спасают от удара Мьёльнира.
« | детей не посылайте в школу |
» |
— Товарищ прапорщик посвятил тропу пирожок |
Комплексные франшизы[править]
- «Звёздные войны»: канцлер (а позже — Император) Палпатин (он же Дарт Сидиус) — единственный умный и дальновидный политик в Республике[1]. Про остальных не хочется говорить без употребления бранных слов.
- Да нет, умных там более чем хватало — просто им как раз хватало ума не лезть на околопалпатиновские высоты. Тех же, кто лез, вроде Мины Бонтери, оперативно устраняли — именно потому, что Пал Палыч небезосновательно опасался конкуренции. А вот дураков он не устранял, а использовал.
- История создания «Звезды Смерти» — инверсия, особенно в новом каноне, где знаменитая ахиллесова фигня станции — результат не некомпетентности, а саботажа.
Литература[править]
- «Специалист по этике» Гарри Гаррисона: инверсия с уклоном в деконструкцию. Михей имеет строгие моральные принципы, привык действовать напролом и дальновидностью отнюдь не отличается. Язон порой кажется аморален (даже друзья-милитаристы однажды выдают коллективное «Что за фигня, герой?», и Язону приходится объяснять хитрый план), еще он герой-прагматик и да, далеко не дурак. И если на первых страницах они подаются как героический антагонист и злодей-протагонист, то в условиях экстремальной ситуации автор наглядно демонстрирует who is who.
- Что интересно, Язон не только прагматик и трикстер, но и силач, после нескольких лет на планете с двойной гравитацией-то.
- Зигзаг в романе «Властелин мира» Александра Беляева. Гениальный Штирнер однозначно злодей, которому противопоставлен не слишком умный, но вроде как благородный Зауэр. В дальнейшем Зауэр оказывается беспринципным корыстолюцем, доигравшимся-таки до чего следовало. А Штирнеру читатель начинает сопереживать.
Кино[править]
- Фильм «Тор»: Локи плетёт сеть интриг, прибегая к тончайшим манипуляциям («Тор, но ты не можешь пойти в Йотунхейм, тебе пришлось бы ослушаться отца…» — «Да, точно! Я пойду в Йотунхейм, чего бы мне не ослушаться отца!»). А заканчивается всё тем, что Тор избивает его волшебной кувалдой (причём это вполне канонично — см. «Фольклор»).
- «Мстители»: Локи феерически избивается Халком во время попытки поумничать. Хотя в остальном он там действует вполне прямолинейно, да и среди его врагов теперь харизматичный гений Тони Старк.
- Divergent: злодеи — эрудиты, и всё зло от них.
- «Ученик мастера»: положительный герой Ян Учань — всего лишь мастер боевых исскуств, его враг Фан Цзицзинь — прогрессивный учёный.
- Фильм-мюзикл «Формула любви»: положительные герои своей глупостью просто доканывают графа Калиостро (который был далеко не дурак и один из образованнейших людей в Европе).
- Правда, там есть врач в исполнении Броневого, который тоже вложил в лепту доканывания Калиостро свой умный сарказм.
- «Музыкальный видеоблог Доктора Ужасного» же! Инверсия, Капитан Молоток — формально добрый супергерой — на самом деле самовлюбленный козел. Доктор Ужасный же — формально злодей — в принципе, неплохой парень.
- В комиксе-приквеле, Доктор Ужасный вводит себе суперсыворотку из ДНК Капитана Молотка. Он становится суперсильным наравне с героем… но при этом таким же тупым. Когда обоюдный мордобой завершается ничьёй, Ужасный решает вернуть себе свой интеллект… но при этом вновь становится хиляком и получает по сусалам.
- Инверсия в «Иллюзии обмана» — четвёрка фокусников раз за разом проворачивает дерзкие ограбления и уходит из под носа ФБР благодаря недюжинному уму, ловкости рук и «тузам в рукаве». К грубой силе они вообще не прибегают. И выглядит это очень круто.
Мультфильмы[править]
- Мегамозг поначалу стремился творить добрые дела, но, не выдержав того, что жизнь постоянно демонстрировала ему данный штамп, решил плыть по течению и «стать самым плохим плохишом из всех плохих плохишей» — однако позднее всё же вернулся на светлую сторону.
- Что характерно, новым защитником города он стал именно как умник, то есть сломав все тамошние шаблоны.
- «Король Лев»: См. эпиграф. Однако здесь аверсия, так как ни Муфаса, ни Симба не глупцы — они просто более прямолинейны и доверчивы.
- «Возвращение в Гайю»: главный герой — смелый, сильный, но не шибко умный и немного самоуверенный Зино из мультяшной страны Гайя. Однако, у него есть напарник — гениальный изобретатель Бу, правда, в реальном мире выясняется, что все его изобретения уже там существуют и он их «изобрёл» лишь по воле автора мультсериала (разрушение четвёртой стены в самой радикальной форме: герои мультсериала попали в реальный мир). Главный злодей — учёный из реального мира, недовольный тем, что люди не ценят науку, а смотрят глупые мультики про Зино из страны Гайя.
Мультсериалы[править]
- Профессор Нимнул — враг Чипа и Дейла (хотя у них в команде имеется умная девушка — Гаечка).
- «Аладдин». Механикус! Величайший из великих, великих гениев!!
- Мираж хоть не учёная, а египетская богиня, но тоже не дура.
- «Чёрный плащ»: если Антиплащ и Стальной Клюв способны серьёзно пораскинуть мозгами и придумать хитрый план, то у главного героя это выходит куда хуже (да и в быту порой он бывает туповат). А уж Кометчик (откровенная пародия на Супермена) и вовсе выглядит совершенным олигофреном.
- Tick — мультсериал, известный в русском переводе как «Тик-герой», ещё более наглым и саркастическим образом выпячивает эту особенность жанра. Редко кто из суперзлодеев не проезжался по тупоумию протагониста, что, впрочем, не мешало оному побеждать.
Манга и аниме[править]
- One Piece — Луффи в сравнении со своими главными врагами адмиралом Акаину и особенно пиратом Тичем.
- С другой стороны, в команде героев есть вполне умные Нами и Санджи и даже не только умные, но и житейски мудрые Нико Робин и Джимбей. Зато среди главных злодеев арок сложно вспомнить хоть кого-то однозначно тупого (ну, кроме введённых ради шутки Багги и Фокси, да ещё Спандама, которого даже главгадом арки при живом-то Роббе Луччи называть грешно).
- Little Witch Academia — Ацуко Кагари, форменная идиотка, что было подсвечено в эпизоде с экзаменами. Антагонистка — учёная, планировавшая вернуть магию не самым (по меркам сериала) этичным образом.
- Большинство современных исекаев с заявленным протагонистом-злодеем/антигероем и претензией на деконструкцию жанра едва ли не напрямую отыгрывают троп. Самые яркие примеры:
- Overlord (anime) — Айнз Оул Гоун вынужден отыгрывать перед своими слугами (НПС своих прежних соратников по гильдии) владыку тьмы со стандартами, тогда как ему противостоят про-человеческие государства с рыцарским укладом и Платиновый Лорд-Дракон, взявший на себя ответственность за текущий мировой порядок.
- Youjo Senki — великолепная мерзавочка Таня против поехавшей от жажды мести Мэри.
- Kumo Desu ga, Nani ka? — ради бессмертной жизни и аппетитных чудовищ на завтрак, обед и ужин Шираори готова перевернуть верх дном порядок вещей в мире, в котором переродилась: снести пару-тройку королевств, поломать жизни нескольким переродившимся там ОЯШам, объявить войну богу, убить титульного героя, служащего человечеству символом надежды… А что тут такого? В конце концов, она родилась монстром — и людишкам ничем не обязана.
- Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou — ради собственных амбиций Хадзиме не гнушается бесчестных приёмов и убийств, чем резко контрастирует на фоне ультраправильного паладина Коуки.
Комиксы[править]
- Эталонный пример — противостояние Супермена и Лекса Лютора[2]. Впрочем, в DC Comics вообще многие злодеи отличаются характеристикой «Гениальный интеллект», а вот герои все чаще предпочитают «Сверхчеловеческую силу». К счастью, не все.
- Впрочем, Супермен, лишаясь сил, или сражаясь в с противниками, равными ему по силам или оснащёнными криптонитом, порой демонстрирует субверсию, показывая способность думать головой и применять хитрые тактики против врагов.
- Во Вселенной Marvel такое тоже встречается — но несколько реже.
- Watchmen — таинственным злодеем оказывается именно Озимандия — самый умный из супергероев
Веб-комиксы[править]
- «Гоблины: Жизнь их глазами» — самый злобный и опасный из всего огромного количества Минимаксов — гениальный, но хилый Псимакс.
Видеоигры[править]
- Sonic the Hedgehog: главный злодей — доктор Эггман — гениальный учёный, главный герой — ёж Соник — подросток-раздолбай, в поздних играх иногда ведущий себя откровенно глупо (хотя в более ранних и мог быть серьёзным, если надо). Имеется и друг-умник — маленький гений Тэйлз.
- Crash Bandicoot — педаль в пол: Кортекс — вполне типичный гениальный злой учёный, а вот изначальный Креш туп настолько, что неспособен даже разговаривать.
- Однако винить его трудно — ведь до эксперимента Кортекса (притом, неудачного) он был обыкновенным бандикутом.
- Heroes of Might and Magic II. Вся игра про противостояние двух братьев — Арчибальда и Роланда Айронфиста — в войне за трон. Арчибальд — один из сильнейших и умнейших магов своей эпохи. Любит интриги и подковёрную борьбу. Роланд ну… скажем так, умеет вдохновлять своих солдат, человек с принципами и приятная в общении личность. Никак не стратег, да и с магией не дружит. Давит харизмой и грубой силой. (Впрочем, в последней миссии им можно управлять, и на карте он достаточно крутой маг с классом Wizard). После поражения в битве с Роландом Арчибальд был превращён в камень. Битва кончилась вничью на самом деле, хотя побеждал Роланд. Аккурат после его победы появились демоны и резко стало не до того.
- А самое смешное, что дорвавшись до трона Дэйи 'жестокий Арчибальд' показал себя никчемным правителем, и был легко смещен своими советниками.
- Devil May Cry — сыграно прямо в ребут-версии, где гопниковатому Данте в качестве финального босса противостоит его брат-близнец Вергилий, в этой версии гениальный программист. Соответственно субверсия/фитилек в оригинале, где и Данте при всей некоторой внешней гопниковатости вполне уместно употребляет цитаты из Шекспира, и у Вергилия все хорошо с внешними манерами, но в сверхчеловеческом интеллекте он там не замечен.
Инверсии, аверсии и прочие зигзаги[править]
- Умберто Эко, «Вечный фашизм» — собственно, сабжевое воззрение является одним из определяющих признаков фашистсткой культуры. Мыслящий самостоятельно человек подозрителен — до чего-то ещё этот вшивый интеллигентишка додумается? А Настоящему Герою подобает действие ради действия aka «не рефлексируй — распространяй».
- Хитроумный Одиссей, царь Итаки. Старше, чем феодализм.
- ПЛИО: зигзаг. В начале пример неизощрённого в интригах Неда Старка и его противников в лице Ланистеров, некоторых придворных и особенно Мизинца, вроде бы говорит о том, что здесь именно наш троп. Но там же есть Тирион и Варис, не уступающие Мизинцу, а также явно обделённый умом Джоффри и куча тупорылых сторонников Ланистеров. Да и та же Серсея со временем начинает вести себя весьма неразумно (как ни странно, однажды подсветил это сам Джоффри).
- Мультфильм «Атлантида: Затерянный Мир» — Крутой ботан Майло против полковника Рурка, жадного солдафона.
- Человек-паук в школе и университете был почти отличником («почти» исключительно из-за того, что супергеройство отнимает время от учёбы), и значительно умнее многих злодеев, особенно таких как Носорог или Скорпион, хотя есть у него и гениальные враги, вроде Доктора Осьминога и Алистера Смайта. Подсвечивает Кингпин (Амбал) в одной из серий мультсериала 1990-х репликой: «Паук — учёный?» (ЕМНИП, в ответ на предложение как именно закрыть телепортационный портал, превратившийся в чёрную дыру)
- Во вселенной Marvel немало и других гениальных героев, например Чарльз Ксавье, Генри «Хэнк» МакКой и Тони Старк (хотя последний и весьма эксцентричен)
- Противостояние Рида Ричардса и Виктора фон Дума во многом сводится к дуэлям интеллектов, в которой им среди всех супергероев и суперзлодеев немного найдется равных.
- Бэтмен — его называли самым гениальным в мире детективом. Его злейший враг Джокер, хоть и является полностью безумным, почти не уступает ему в способности придумывать хитрые планы.
- Хранители — сильнейший в комиксе супергерой (и единственный обладатель сверхспособностей) — Доктор Манхэттен, обладает интеллектом на порядки превосходящим человеческий (да и раньше был ядерным физиком).
- JoJo's Bizarre Adventure — франшиза гордится тем, что каждая схватка здесь — это, в первую очередь, борьба интеллектов, а уже потом мордобой и все, что к нему прилагается. Что главный герой, что его враг — оба выигрывают исключительно за счет тщательно продуманной тактики, умения мыслить нестандартно и с умом использовать ошибки оппонента. Наиболее ярким примером такого героя является Джозеф Джостар.
Примечания[править]
- ↑ Если не считать оголтелого расизма, присущего его режиму. Впрочем, и это не более чем часть хитрого плана: лукавая игра на массовых предрассудках («разделяй и властвуй»). Можно спорить о том, насколько это «умно и дальновидно» — но с точки зрения Тёмной Стороны это однозначно верх продуманности.
- ↑ Вообще говоря, у Супермена ко всем прочим суперсилам есть и сверхчеловеческий интеллект. Просто он предпочитает полагаться на грубую силу. Ещё бы — суперсил Супермену отсыпали щедро: может сдвинуть луну, двигаться быстрее света, не говоря уже о прожигающем зрении и ледяном дыхании. Про гениальный интеллект обычно сказано, что он просто есть. С такими силами вообще непонятно, как его кто-то может победить