Меркантильный герой

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Ваша честь имеет цену, сэр рыцарь?
— Она имеет расходы. И ею не набьешь брюхо и не подкуешь коня.
»
— Сердце дракона
«  — Скажи, мальчик, ты хоть раз видел драму, где герой перед тем, как согласится спасать страну, требует золота хотя бы в размере адвокатского гонорара?
 — Вообще-то, в магловских произведениях таких героев очень много. Сразу приходит на ум Хан Соло
»
— HPMOR

Герой спас вашу жизнь или имущество, вы ему благодарны… а это что? Счет?! А что вы хотели — труд надо оплачивать. Не подумайте плохого, это не наемник, который служит тому, кто больше платит. И принципы у него на месте — есть вещи, которые он не сделает за любые деньги и, конечно же, не будет требовать оплату с того, кто сам едва концы с концами сводит. Однако он все-таки хотел бы получать что-то со своей геройской деятельности, потому что даже героям иногда нужно есть. Да и сама эта деятельность требует расходов, но не все герои на самом деле миллиардеры, а геройская деятельность плохо совмещается с работой. Разумеется, многие обыватели не разделяют такую точку зрения и отказываются платить, нередко именно мотивируя тем, что герой должен делать добрые дела бескорыстно.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Ярмарка Тщеславия» Тэккерея. Бекки Шарп. «Думаю, что я могла бы быть хорошей [то есть порядочной] женщиной…если бы у меня было 60,000 фунтов годового дохода» рассуждает она году эдак в 1818-м. Заметим, порядочность свою Бекки ценит высоко — в нынешних американских долларах эта порядочность требует годового дохода в $7,017,263.91! Что характерно — унаследовав наконец богатство своего отравленного мужа Джозефа Седлей (брата Амелии), она действительно становится порядочной, уважаемой в обществе и широко известной своею добродетелью и благотворительностью дамой, в которой бедные просители всегда находят щедрую и безотказную руку помощи.
  • Шерлок Холмс — с прикрученным фитильком, потому что больше известны случаи, когда он отказывался от награды. Но всё-таки сыщик — это его профессия, а миссис Хадсон хочет получать плату за комнату и полупансион.
  • Ниро Вулф, детектив, созданный Рексом Стаутом, настаивает на выплате ему гонорара едва ли не в каждой книге. Он — герой американский, и честно говорит, что его работа должна быть оплачена, причём эти гонорары неимоверно высоки. А как оплачивать его пристрастие к коллекционированию орхидей и изысканной пище? Случаи, когда он случайно натыкается на преступление и расследует его из интереса или чувства долга, как часто случается с Пуаро или отцом Брауном, по пальцам пересчитать можно, потому что шансов наткнуться на что-то у него почти нет — он крайне редко выходит из дома.
  • Вероятно, подобные же счета выставлял своим клиентам Эркюль Пуаро (а на что иначе он жил, да ещё столь изыскано?), но, будучи джентльменом, не заострял на этом внимания и часто вёл дело из благородства.
  • Марио Пьюзо, «Крёстный отец» — Вито Корлеоне регулярно делает добрые дела и редко отказывает в помощи, но однажды Дон может попросить вас об услуге…
    • Это тоже с прикрученным фитильком, поскольку Вито Корлеоне в этом смысле не герой. Мафия — это в конечном счете подменяющая собой государство структура, и методы у них в этом тоже похожи: от бескорыстной (действительно бескорыстной) помощи пострадавшим от «стихийных бедствий» до мобилизации «граждан» в случае внешней угрозы.
  • С. Лем, «Кибериада» — Трурль и Клапауций. Работа у великих конструкторов такая. Особенно «везет» с жадными клиентами Трурлю. Каждый второй феодал-заказчик оказывается редкостным жадиной. несмотря на то, что его сундуки забиты золотом и алмазами под завязку. В частности в рассказе «Вероятностные драконы» Трурль вынужден был «воскресить» дракона, чтобы чудовищу местные роботы носили жертвы в общей сумме «законный гонорар Трурля+моральный ущерб». В «Сказке о трех машинах-рассказчицах короля Гениалона» о том, что Трурль любит золото, он говорит открыто разумному перстню (то есть представителю заказчика). Там же в новелле о множественниках их монарх не хотел платить великому конструктору и решил его подставить. В той же «Сказке» Гениалон ничего не заплатил Трурлю за то, что тот создал ему три машины-рассказчицы, но причины были скорее более философскими.
  • Сага о ведьмаке — ведьмаки убивают чудовищ. За деньги. Есть риск получить вилами вместо платы.
    • И не только ведьмаки: есть, например, драконоборцы, работающие отнюдь не бесплатно. Исключение — рыцарь Эйк из Денесле (которого «коллеги» именно за это ненавидят: лишает нас прибыли, гад!).
    • В серии игр можно отыгрывать как с ударением на первое слово, так и на второе. И никто не мешает сначала вздуть цену за заказ раза в полтора-два, а потом широким жестом отказаться от награды, сказав, что ему она нужнее.
  • Алексей Пехов, цикл «Страж» — местные коллеги ведьмаков, Стражи, уничтожают темные души и планово проверяют округу на их отсутствие. Неприятности возможны разве только в самых глухих местах, потому что Стражей, во-первых, суеверно боятся, а во-вторых — Братство Стражей мстит за своих, и у него длинные руки.
  • Эраст Фандорин, покинув Россию и, соответственно, расставшись с госслужбой, стал зарабатывать на жизнь частными расследованиями за плату.
  • Джордж Р. Мартин, «Хранители» — Хэвиланд Таф приводит древний корабль с могущественными биотехнологиями на помощь планете Намор, но настаивает на достойной оплате. Оплата растёт из-за действий самих спасаемых (спровоцированных, впрочем, не в последнюю очередь троллеватостью самого Тафа). Ну а соглашения позволяет достичь небольшой учебный фильм о судьбе предыдущих не расплатившихся с кораблём класса «Ковчег».
  • Метавселенная Рудазова — в ранних произведениях практически все протагонисты.
    • Креол живёт по желанию левой пятки. Если настроение хорошее — может помочь задаром или за символическую мзду. Если чем-то недоволен — заломит несусветную (читай справедливую) цену. Если кипит дурной желчью — ещё и сам приплатит за возможность подольше лупить приставалу.
    • Ванесса, как слегка клюквенная американка, своё отношение к деньгам выражает формулой «не фанат, но люблю». И к тому же, в отличие от учителя, любит и умеет торговаться.
    • У Олега Бритвы вообще профессия такая — наёмный мироходец-энгах.
    • Экипаж «Вурдалака» во главе с Моручи — тоже оно. Хотя скидки чаще делают не по доброте, а во имя репутации. Да и Ежов у них сразу становится на жалованье.
    • Пётр Иванович Колобков вообще стереотипный «новый русский» (впрочем, учитывая время действия, уже бывший) и отношение к жизни у него соответственное, а деловая хватка просто-таки бульдожья.
  • Super Powereds — с прикрученным фитильком. Лицензированные Герои являются госслужащими, поэтому получают зарплату, хоть и не большую. При этом все Герои владеют собственной торговой маркой и получают прибыль от футболок, игрушек и других товаров с их именем или образом. Так что популярные Герои очень даже не бедны, хотя немало денег уходит на содержание базы (правительство за это не платит). А Герои с полезными способностями вполне могут уйти в отставку и работать на себя. Например, Герой-целитель по кличке Святой ушёл в отставку и стал продавать свои услуги богачам за баснословные цены (он — один из немногих целителей, способных возвращать людям молодость).
  • Червь — Зигзаг с прикрученным фитильком. Служба Контроля Параугроз — государственная структура, и герои там на зарплате. Для несовершеннолетних — карманные деньги и отчисления в личный фонд. Прибыль с сувениров, футболок и прочего мерчандайзинга прилагается.
    • «Новая Волна» геройствует бесплатно, хотя та же Панацея за свои способности могла бы требовать любые деньги.
    • «Убежище» спонсируется церковью, и контингент в этом отряде героев подбирается именно по мировоззрению.
    • Трещина и её команда — честные наёмники.
    • Кукла (Parian) — редкий пример парачеловека, зарабатывающего на жизнь мирным применением суперсил. По целому ряду причин найти законную небоевую нишу в этом сеттинге очень сложно.
      • Вообще кейпы-бродяги (не примкнувшие ни к «героям», ни к «злодеям» и просто зарабатывающие использованием сил в мирных целях) есть, хоть и не слишком распространены. Например, бродягой становится Дина после освобождения из плена у Выверта. А ещё такой была Канарейка, пока её не отправили в Клетку из-за её неуправляемой силы.
  • Межавторский цикл «Шальные Карты»:
    • S.C.A.R.E.: отдел правительства США по делам суперов сеттинга. Carnifex и Stuntman там на (приличной) зарплате.
    • Комитет ООН по делам «Шальной Карты» — отряд покруче, прав побольше, и с этикой получше.
    • Кройд «Спящий» Кренсон. Из-за прилагающихся к суперспособностям изменений физиологии в принципе не может работать «по-белому», из-за чего чаще всего подряжается на «интересные» и опасные дела.
  • I Shall Seal the Heavens — Мэн Хао, так как духовный камни это местная энерговалюта, к тому же, прокачка требует немало ресурсов, техник, пилюль и т. д. Кроме того, у него есть артефакт, требующий духовные камни за свои услуги, без которого его прогресс бы застопорился. Да и в принципе, нравятся ему деньги.

Комиксы[править]

  • Питер Паркер использует для заработка фотографии Человека-Паука. Это не совсем честно по отношению к другим фотографам, но надо же на что-то жить.
    • Проблема поиска денег у Питера Паркера всегда стояла остро. Он пытался продавать свою паутину (облом: она через час растворяется и с этим ничего не поделаешь), вступить в Фантастическую четвёрку (шок от осознания того, что они работают за идею), его тётя сдавала комнаты (первым жильцом оказался доктор Отто Октавиус)…

Кино[править]

  • «Охотники за привидениями» — для этих людей это прежде всего бизнес. Не захотите платить — отпустят пойманного призрака назад.
    • Хотя в фильме 2016-го Охотницы становятся секретными госслужащими. Потому что госслужащие — на стабильном окладе!
  • «Блэйд» — главный герой не стесняется мародёрничать, обирая трупы приспешников вампиров (не прочь был бы и облутать вампиров, но они, гады такие, после смерти сгорают вместе с одеждой и прочими ценностями) и грабя их. А вы думали серебряные пули и колья ему благородная общественность предоставляет? Не-а. Эта самая неблагодарная общественность была бы рада засадить Блейда как опасного психопата на 200 лет в одиночную камеру. Вот и приходится вертеться.
  • «Сердце дракона» — хотя главный герой и ненавидит драконов, охотится он на них ради заработка. Так как он рыцарь, ему отказывают в оплате потому, что это якобы его долг. В результате он вынужден прибегнуть к мошенничеству.

Телесериалы[править]

  • «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена» — когда какой-то мужик случайно получает способности Супермена, то тут же устраивает сабж: спасает людей, после чего выставляет им счёт. Супермен от такого в гневе.

Мультсериалы[править]

  • «Охотники на драконов» — главные герои, особенно Гвиздо, охотятся на драконов ради заработка. Нередко остаются без награды, либо из-за устроенного ими разгрома, либо (что намного чаще) потому что клиенты оказываются козлами.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — главные герои периодически пытаются добиться, чтобы им заплатили или их хотя бы накормили.
  • RWBY — несмотря на обилие людей с суперспособностями и комиксов про супергероев, таковых в сеттинге нет, ведь можно легально стать Охотником, что по сути то же самое, но тебе при этом еще и платят.
  • «Дарья» — никакого альтруизма. Если надо кому-то помочь, извольте хотя бы символические 5-10 баксов.

Аниме и манга[править]

  • «Звуки Небес» — девушки верно служат своей стране, но из-за проблем со снабжением вынуждены гнать на продажу подпольный кальвадос и заниматься другими, не связанными со службой, делами, в том числе используя казенное снаряжение.
  • Демон против демонов — Данте работает профессиональным охотником на демонов, хотя с наградой обычно не получается — либо его обманывают, либо все уходит на возмещение нанесенного им ущерба. Но ему нравится процесс.
  • Kaze no Stigma — Ягами Казума, главный герой. За любую просьбу берет деньги.
  • Ghost Sweeper Mikami — Миками от денег не отказывается. Но и работает на совесть.
  • Герои шести цветов — Один из «героев» узнав, что он один из тех, кому нужно спасать человечество, первым делом пошел к местному правителю и стряс с него кучу денег.
  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — главный герой Юдзи Итами неоднократно подсвечивает, что служит в Силах Самообороны Японии исключительно ради зарплаты офицера (с доплатами за прохождение рейнджерских курсов и полученный значок спецназовца). Тем не менее, это не отменяет того факта, что Итами постоянно рискует своей жизнью во имя интересов родной страны — а какой толк мертвецу от «тринадцатой» зарплаты?
  • Onepunch-Man — Зигзаг. Герои в этой вселенной — непосредственно бойцы соответствующей коммерческой Ассоциации Героев, с разделением на классы и ранжировкой (по силе, с нюансами) внутри классов. От класса и ранга считается зарплата, но самые крупные спонсоры могут и затребовать например высокоранговых телохранителей. В результате надо не торговаться с клиентом, а получать правильные «галочки» в отчетах. А поскольку требования бюрократии достаточно параллельны реальности, перед Сайтамой в бытность героем C-класса (это низший из списка S, A, B, C) стояла проблема вообще из Ассоциации не быть уволенным, т. к. для очередного «подвига» должны найтись живые свидетели.
  • Дороро — Дороро, увидев как эффективно Хяккимару расправляется с демонами, смекает, что на этом можно неплохо заработать и в дальнейшем ищет места, где люди страдают от монстров и выступает в качестве посредника слепого и глухого Хяккимару.
    • А в оригинальной манге и сериале 1969 года она и вовсе пыталась украсть его меч и продать
  • Goblin Slayer — многие приключенцы геройствуют только из-за денег.
    • Аверсия с Убийцей Гоблинов, он берет деньги, но никогда не торгуется. Если дело, конечно, касается гоблинов.
  • One Piece — Нами вся об этом.
  • Восхождение героя щита — Наофуми именно такой. Особенно если учесть, что Героя Щита в Мелромарке не любят. Вот и приходится торговать, лечить людей, выполнять поручения… И таки да, требовать за это награду.
  • «Ублюдок FFF ранга» — собственно, протагонист. Во-первых, ни один местный не даст герою ничего даром. Во-вторых, всё первое приключение он скитался в компании вечно бухающих компаньонов и был вынужден считать деньги и за себя, и за них — а это целых 10 лет.
  • Slayers же! Лина Инверс берется за любую работу, от банального наемничества до спасения мира, только за солидную плату… правда, нередко остается без нее.
  • Little Witch Academia — в манге Суси соглашается помочь с лекарством для заболевшей Дианы, если ей заплатят, мотивируя это тем, что они с Дианой не друзья. Лотте удается усовестить подругу, но Ханна в результате все равно платит Суси, потому что не хочет быть должной. Притом хитрая ведьма говорит, что маловато будет.

Видеоигры[править]

  • Серия Fallout — можно отыгрывать такого персонажа, требуя награду и торгуясь.
  • Серия Metroid — Самус Аран всегда на стороне добра, но она охотник за головами и работает за деньги. В играх это не заметно, но в комиксе подчеркивается что Самус любит получать награду, а в манге она торгуется прямо посреди драки.
  • Вселенная Mario — Варио. Вначале был злодеем, после стал антигероем, который совершал добрые дела исключительно ради обогащения.
  • Трилогия Ведьмака следует в русле оригинальной саги, причём в третьей части ещё и можно поторговаться, выжав из заказчика на десяток-другой крон побольше (или выведя его из себя, работать за минимальную цену).
  • Medieval 2: Total War — каждый раз, когда игроку нужно сделать моральный выбор, на выбор даются три варианта: «добрый», который демонстрирует благородство полководца, «злой», делающий полководца более жестоким, и «жадный», с которого игрок получится больше всего золота.
  • Assassin's Creed IV — Эдвард Кэнуэй. На что ему пеняют все мимокрокодилящие ассасины.
    • С другой стороны, обозвать этого уголовника героем — значит сильно ему польстить. В отличие от большинства других потомков Альтаира, Эдвард никаких высоких идей и устремлений не имеет — ему лишь бы мошну набить.
  • «Bully» — главный антигерой.
    • С прикрученным фитильком, для Джимми главное не финансовая выгода, а установить порядок в школе.
  • The Bard’s Tale — сам Бард. Тот ещё герой-козёл, ужасно меркантильный.