Герой-недотёпа

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Failure Hero. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Все привыкли, что герои, спасающие мир, очень круты: обладают великолепной физической формой и/или гениальным умом, прошли спецподготовку, возможно, вообще имеют паранормальные способности и, конечно, пользуются неизменным успехом у противоположного пола… А что, если героем по воле обстоятельств будет вынужден стать кто-то ну совершенно не подготовленный, не суперагент Джеймс Бонд, а сантехник Вася Петров?

Вариант: герой-то у нас вроде подготовленный, служит в какой-нибудь непростой службе и/или даже обладает некоторыми суперспособностями… но всё равно он простоват, неуклюж и лопоух настолько, что любой из нас легко может представить себя (или своего тормоза-соседа) на его месте. Важно: автор при этом всё-таки не перебарщивает, и про героя никак нельзя сказать «он просто идиот».

Изначально этот троп использовался как аверсия «Офигенного героя», но сейчас уже сам несколько приелся, поэтому авторы додумались до «субверсии аверсии» под названием Недотёпа с подвыподвертом (это с виду недотёпистый герой, который на самом деле имеет некий скелет в шкафу: он или в действительности какой-нибудь суперагент, который просто отыгрывает амплуа, или коварный злодей, маскирующийся под героя, или вообще хтонический монстр в человеческом облике).

Субтроп — Обыкновенный Дон Кихот: это недотёпа, который косплеит крутого супергероя, рыцаря или ещё кого-то в этом роде.

Родственный троп — Херой.

Инверсия — Злодей-недотёпа.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Очень многие произведения про попаданцев.
  • С. Лукьяненко «Недотёпа».
  • Бильбо Бэггинс же! По крайней мере, в первой части истории, до тех пор, пока у него не остаётся другого выхода, кроме как начать соответствовать. Для современного фэнтези, пожалуй, кодификатор.
  • «Хроники странного королевства» — принц Мафей. Элмар был таким в юности, но быстро исправился, а вот Мафей несмотря на весьма приличное владение боевой магией, регулярно ухитряется страдать от собственной наивности, рассеянности и безответственности. И хорошо бы он один…
  • «Колесо Времени» — все пятеро героев из Эмондова Луга (Ранд, Перрин, Мэт, Эгвейн, Найнив) всю первую книгу, а некоторые и дольше, пока их тащит по сюжету Морейн. Дальше начинают более или менее самостоятельно шевелиться, в меру сил и понимания ситуации.
  • Терри Пратчетт — Ринсвинд. Хронический недоучка, обладающий лишь одним-единственным заклинанием, знанием, как молить о пощаде на четырнадцати языках, и очень быстрыми ногами умудрился несколько раз спасти мир, пропутешествовать по всему миру, оказаться при сотворении мира, попасть в Подземельные измерения, бесконечное время бегая от живущих там тварей между жизнью и смертью, свергнуть державшуюся тысячелетиями Агатовую империю, поставить на место целый континент — и выжить. Даже когда он осознанно бежал от своей миссии, невольно он в итоге ее и исполнял.
  • Железников «Жизнь и приключения чудака» — главный герой Борис Збандуто, принципиальный нонконформист. «Я давно усвоил: главное в жизни — не поддаваться, а то погибнет всякая индивидуальность. А ее надо беречь. Я, например, принципиально не собираю марки, потому что в нашем классе их собирают все; плохо учусь, потому что у нас все учатся хорошо. Как-то я сострил на истории, что урок выучил, но отвечать не буду. Правда, за это меня выгнали из класса и влепили единицу, а отец обозвал балбесом и кричал, что я значение слова „индивидуальность“ понимаю шиворот-навыворот».
  • Сергей Чичин, «Поход клюнутого». Гоблин Бинго — тот ещё раздолбай и обормот, которого к тому же клюнула птица гобломинго, из-за чего, по его собственным словам, вокруг него всегда случается бурление говн. Самому-то Бинго хоть бы хны, а вот окружающим хоть вешайся.
  • «Рыцарь Семи Королевств» («Межевой рыцарь», «Присяжный рыцарь», «Таинственный рыцарь») — Дунк ощущает себя сабжем, но не является им. Героем-то он является, а вот недотёпистость его — только кажущаяся… в том числе — ему самому. А те, кому он искренне показался недотёпой (например, злокозненный рыцарь сир Томмард Хеддль), вскоре очень сильно сожалели.

Кино[править]

  • «Бриллиантовая рука» же! Семён Семёныч Горбунков же! Он вовсе не собирался работать в качестве «живца», на которого должны клюнуть опасные, влиятельные контрабандисты. Но пришлось…
  • Это сценическое амплуа Пьера Ришара: в большинстве фильмов он играет героев именно такого плана.
    • «Укол зонтиком» — актёр-неудачник Грегуар Леконт.
    • «Высокий блондин в чёрном ботинке» — рассеянный скрипач Франсуа Перрен. В сиквеле, «Возвращение высокого блондина», его заставляют корчить из себя «что-то вроде местного Джеймса Бонда», и оттого получается еще комичнее.
    • В дальнейшем многих разных недотёп от Ришара звали Франсуа Перрен (чуть позже в «Папашах» и «Беглецах» он стал Франсуа Пиньон).
  • «Бей первым, Фредди!» и «Расслабься, Фредди!» — очаровательный Фредди Хансен, разъездной торговец от магазина приколов. Из простых датских крестьян, везучий, наивный, открытый, прямолинейный, непосредственный… и сведший всем этим с ума (буквально) профессионального суперагента-союзника, а также ненароком расстроивший планы нескольких суперзлодеев.
  • «Конец агента (при участии собачки пана Фоустки)» — пан Фоустка. Обыкновенного неуклюжего и доброго бухгалтера временно зачислили в «суперагенты». В финале он очень огорчается, узнав, что «временно» уже не получится.
    • За всё время сюжета он по незнанию — и ненароком! — сработал так чисто, как ни один киллер-профи не смог бы: погубил много жизней… и спас минимум одну.
  • «Человек из Рио» — здесь Бельмондо, для разнообразия, играет сабж, а не «неотразимого крутышку, который всех успешно лупит».
  • «Хэнкок» — пример из палаты мер и весов. История о том, что бывает, если обладатель супер-пупер-способностей (а может, вообще заблудившееся божество или нефилим?) оказывается обыкновенным простодушным гопником-долбаком с самыми что ни на есть простыми интересами и реакциями.
  • «Армагеддец».
  • «Последний богатырь» — Аверсия, Иван — парень сообразительный, что видно по флешбеку из детского дома, но из-за культурного шока несколько раз выдаёт ай, молодца.
  • «Книга мастеров» — Иван-Не-Дурак. Отыграно несбалансированно, нелогично (этот фильм — вообще не шедевр и не образец связности, даже для пародии, которой он пытался быть): если юный протагонист — действительно представитель тропа, откуда у него такие физкультурные навыки (всего одна сцена, но в ней он раскрылся как какая-то помесь Брюса Ли с Джеки Чаном)? От нечего делать много тренировался в родной деревне?
  • Многие экранные образы Джеки Чана.
  • «Напряги извилины» — Максвелл Смарт, шпионскими навыками обладает, но часто поступает непрофессионально из-за того, что он впервые на задании.
  • «Легенда о зелёном рыцаре»: в недотёпу внезапно превратился бравый рыцарь Гавейн, который в этой версии не рыцарь и вообще не воин, а так, юродивый, которому повезло родиться племянником короля Артура.

Комиксы[править]

  • Сага об Астериксе: Обеликс (девтерагонист) именно таков, даже с некоторой клиникой. Это вообще был мальчик как мальчик, да еще с некоторыми отклонениями в развитии (да к тому же объект буллинга), пока в возрасте семи с лишним лет не свалился в тот пресловутый котёл с волшебным Зельем Силы. Прошло двадцать восемь лет (а потом и больше), но наш толстячок за это время, в общем, не поумнел и морально не повзрослел, зато вырос очень крупным, во все стороны
  • «Беспокойный агент».

Веб-комиксы[править]

  • Гоблины: Жизнь их глазами — гоблин Недотёпа.
  • «Глубина заблуждения» — Рикки. Вариант с субверсией: его исключительные способности торговца не раз спасают ситуацию. Но недотёпой и комическим персонажем он от этого быть не перестаёт.

Манга и аниме[править]

  • Houseki no Kuni — Фосфофиллит по жесткачу фейлит всё чего только можно. Изначально была просто глупой, слабой и безответственной рукожопкой, которой за 150 лет не смогли найти занятия, которое бы она не завалила бы. И даже подняв крутизну, продолжила по полной фейлить — из-за её глупых идей теряла подруг, части своего же тела и памяти с ними и уже дважды впадала в долгое забытие по 100 с лишним лет.
  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri не то сабж не то Недотёпа с подвыподвертом главный герой, тридцатитрёхлетний отаку, начал служить в армии ради того, чтобы иметь стабильный источник дохода. На первый взгляд кажется типичным неудачником: окончил колледж с очень посредственными оценками, на офицерских курсах был вторым по успеваемости… с конца списка, относится к своим обязанностям по принципу «солдат спит — служба идёт». Но начальство отправило его на курсы рейнджера... а он их взял да и прошел... да и в ходе боевых действий внезапно начинает вести себя как исключительно грамотный командир.

Видеоигры[править]

  • Создатели видеоигр в жанре «квест» ну очень любят этот типаж.
    • «Monkey Island»: Гайбраш Трипвуд — наивный молодой человек, очень мечтающий стать крутым пиратом.
    • «Leisure Suit Larry»: собственно Ларри — лысеющий неудачник лет сорока с небольшим, не пользующийся популярностью у женщин. Тем не менее, ему предстоит совершить кучу подвигов, влезть в несколько шпионских интриг и столкнуться даже с инопланетянами! (про это должна была быть невышедшая восьмая часть саги)
    • «Пипуш в круизе» — Пипуш, израильский актёр-неудачник с манией величия и вспыльчивым характером.
  • В некоторых образцах старых интерактивных мультфильмов — тоже: Dragon’s Lair, Esh’s Aurunmilla. «Драконье логово» — от самого Дона Блута (любителя пародий и деконструкций), «Эш с планеты Аурунмилла» — японское подражание-оммаж Дону Блуту. Вы только посмотрите на эти туповатые геройские хари, на эти наивно-самоуверенные выходки! В неканоничных «неуспешных дублях» (элементах геймплея, но не сюжета, потому что по сюжету такого не происходило, бог миловал) оба героя обычно гибнут или калечатся именно из-за своей «простоты душевной». Но это не троп «Он просто идиот»: не дотягивает до идиота ни тот, ни другой протагонист. И крутизна обоих несомненна: первый — опытный молодой рыцарь, второй — бывалый молодой наёмник. Но и тот и другой — уж такая меткая пародия на стереотипных крутых героев, а также на типаж «Заурядный деятель, каких много, звёзд с неба не хватающий» (но попавший в очень непростую ситуацию, превосходящую по накалу всё то, с чем он сталкивался ранее)…
    • А вот в Super Don Quix-ote, Thayer’s Quest, Space Ace и Brain Dead 13 — аверсия: герои достаточно умненькие и хитренькие (правда, в двух последних — раздолбаи и трикстеры, но это не собственно троп). Однако в первых трёх случаях герои хотя бы Избранные (в Space Ace — еще и силовик-спецслужбист), а вот в Brain Dead 13 налицо игра с тропом: в роли героя выступает обыкновенный мимопроходил, мастер по ремонту компьютеров, который выехал по звонку в очень нехороший особняк, а там подвергся множеству преследований и испытаний, и спасала его только находчивость, смекалка, хорошая реакция (геймер?), чувство юмора да ещё «подхваченные» прямо там, на месте, слабенькие супернавыки…
      • В Thayer’s Quest — игра с тропом в другом смысле: протагонист крут как волшебник и Избранный, но при этом юн, начинающ и немного неуверен в себе, да к тому же далеко не богатырь в телесном плане. Сюжет оборвали ровно на полдороге, запланированного сиквела так и не последовало, вместо этого при переиздании-переработке на ПК нам показали те же события, включая и фабулу несостоявшегося продолжения, но с другим протагонистом (мультиверс?). С ним уже ПОЛНАЯ аверсия: он не мямлит, как Тэйер; он столь же молод, но при этом стереотипно неунывающ, крепок физически и над всеми посмеивается.
  • Monster Girl Quest: Paradox — в таком стиле будет геройствовать Илиас, если вы не возьмёте её к себе в команду.
  • Франшиза Mortal Kombat (со всеми адаптациями, рассмотренными вкупе) — Рейден. Всех богов это в целом касается, что бы ни строили из себя эти навороченные позёры. А именно с данным персонажем — отыграно очень сложно (одна из главных удач саги!), поскольку Рейден чуть ли не самый совестливый из всех здешних богов, да ещё и в наименьшей степени задирает нос. Также обладает хорошими внутримировыми актёрскими навыками. Как он отрывается, когда изображает из себя кого-то другого — например, наглого нищего! Ему бы на сцену… И притом — время от времени у него пафос, морда кирпичом (как и подобает светлому властелину); неужели это — намеренный отыгрыш роли?.. Подход как у Вариса («жизнь — серия игр, в которые играют люди и боги»)? Стоит заметить, что Варис, по крайней мере, раньше был актёром, а потом стал влиятельным спецслужбистом, а Рейден, до обретения божественности, никогда не бывал ни тем ни другим. И Рейден ведь, прах побери, действительно мудр (но не чрезмерно)… И при всём при этом — то и дело переходит в режим трикстера; в частности, любит всех вышучивать, делать ехидные замечания. И может прямо посреди разговора некстати расхохотаться, в момент, когда затронута далеко не смешная тема. То есть немножко клиники налицо. А на самые простые вещи у Рейдена временами не хватает соображалки. И, при всей его простоте, душевности и редких приступах искренней скромности — гордыня таки есть (а её сползание в клинику ходит где-то совсем рядом). И мстительность, вкупе с пылким нравом. И склонность к простым решениям, обычно старательно подавляемая им же самим в себе. Пару раз это даже приводило Рейдена на Тёмную сторону (в двух разных таймлайнах по разу) — но потом выправлялся, раскаивался. Порой осознаёт и даже горько переживает свою долболобость — и не шутя тревожится за тех, кто верит ему больше, чем себе. Когда возник случай навсегда передать свою божественность другому (Лю Кану) — сделал это даже как бы с некоторым облегчением, типа «Уф, вот и свалилась с меня великая, непредставимая ответственность, которую я еле тянул».
    • Верный соратник Рейдена, «добровольно всегда второй после него» — Фудзин. Этот под троп почти не подходит — он гораздо серьёзнее, причём от природы (хотя тоже не без позёрства, и не без некоторой жестокости). Совсем другой тип личности. А Рейден, даром что начальник (но не самый главный), серьёзность на себя именно что напускает. Но Фудзин осознаёт свою ограниченность, — бо́льшую, нежели у Рейдена, — и потому охотно подчиняется Рейдену (искренне его уважая, и даже восхищаясь им). Фразу, сказанную о самом себе одним из персонажей великого русского драматурга Островского, — «Выше я не могу… Мне не по способностям», — мог бы сказать о себе и искренний скромник Фудзин. Когда Рейден пошёл на повышение — Фудзин занял его пост ТОЛЬКО потому, что других, ещё более достойных кандидатов на тот момент попросту не было. Однако Рейден очень скоро «вернулся с повышения» (в очередной раз задолбавшись чёрствостью и малоадекватностью Старших Богов, которых, впрочем, чтит и побаивается) и опять начал непосредственно руководить Фудзином — что Фудзина порадовало.
  • Lester the Unlikely — главный герой поначалу вообще Анти-Сью (из-за чего многие геймеры, не врубившиеся в деконструкцию, забросили игру после первых уровней, а то и поместили на Ютуб разгромные обзоры), а во второй половине игры, подняв уровень крутизны, становится сабжем. Но до этой второй половины еще надо дожить!
  • Heroines of Swords & Spells — пусть и с прикрученным фитильком, но главные героини, по крайней мере в начале. Трусливая воительница, не способная сражаться с крысами. Целительница, которая может лечить на целое одно хп. Магичка, не знающая ни одного заклинания. На их фоне воровка, которую «всего-лишь» изгнали из гильдии за излишне высокую мораль, смотрится образцом компетентности.
  • Cyberpunk 2077 — с прикрученным фитильком: таковым себя считает Джонни Сильверхенд. Ведь прошло более полувека с момента его смерти, а ничего в мире не изменилось — корпорации всё так же управляют обществом, как и в 2020-е годы, а из сподвижников Джонни осталась только кучка старичья, ворчащих под нос про опасность корпораций, но при этом сидящих на попе ровно и не желающих менять свою размеренную жизнь.
  • серия X-Change — ОЯШ, в третьей части студент Такуя Аихара. Парень неплохой, но не слишком удачливый, болтающийся по жизни и вечно косячащий, что в каждой части становится причиной его обращения в девушку (кроме третьей, где его нарочно опаивает друг Кодзи). В третьей части достижение хороших концовок как раз зависит от того, сумеет ли Такуя перестать плыть по течению, взяться за ум и принять ответственность за себя и любимую.