Бедный — хорошо, богатый — плохо

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« «Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем». »
— И. Ильф и Е. Петров, «Золотой телёнок»
« Не были богатыми, не хрен и начинать! »
— Поговорка

В ранние годы существования христианства вступающий в общину часто должен был пожертвовать всё своё имущество общине (ныне этот обычай до сих пор практикуется в некоторых сектах, тоже зачастую преследуемых законом).

В советской литературе, кинематографе и прочих отраслях искусства было непреложной истиной, что богач — персонаж всегда отрицательный, а бедняк — положительный. Это было так и не иначе. Нередко ради подтверждения этой идеи менялись сюжеты классических произведений — ведь разбогатевший персонаж неминуемо станет злым!

Впрочем, еще до коммунистической пропаганды тема активно фигурировала в русских (и не только) народных сказках, сочинявшихся обычно людьми бедными. И это отражало реальность. Как мог разбогатеть бедный человек? Ему нужен или суперталант мастера (если он наёмный рабочий), или суперталант предпринимателя (если он купец), или то и другое (если он ремесленник). Ну, или просто удача, если он старатель и нашёл золотой самородок или жилу. Рутинным трудом можно максимум добиться, что семейство не бьётся в нужде. © Крепостной крестьянин, даже если у него был талант, мог разбогатеть только с соизволения барина, в то время как феодалы обычно получали свое богатство, палец о палец не ударив. В капиталистическую эпоху воля барина уже не имела значения. Формально. А на самом деле никто не мешал богатому человеку нанять вредителя или даже убийцу, чтобы нагадить бедному конкуренту.

Ну и, наконец, богатый во все времена мог позволить себе множество деяний, осуждаемых моралью. Возможно, бедный и хотел бы их совершить - да пороки дорого обходятся. Так что выбрав в качестве отрицательного героя богача, автор может развивать сюжет более разнообразно, чем выбрав на ту же роль бедняка.

Во многих случаях играется только вторая часть тропа.

Где встречается[править]

Предания, фольклор[править]

  • Старше, чем феодализмЕвангелие от Матфея, гл. 19. Иисус Христос: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши[1], нежели богатому войти в Царство Божие».
    • Ничего подобного. Богатство воспринималось (и воспринимается) как что-то плохое людьми, совершенно не знающими матчасти христианства. Богатство само по себе вовсе не плохо, плохо неправильное им распоряжение. И об этом много в Библии говорится: Псалтирь (где авторы благодарят Бога за богатство), книга Иова (очень хорошо показано), послание Иакова (вся вторая глава). Или знаменитые слова Христа: Мф. 25:31-46. Вот, оказывается, где проходит разделительная линия... Если почитать хотя бы Иоанна Златоуста, Григория Нисского - они, как и многие другие, говорят именно о пользе богатства, если только его употреблять на помощь людям. При этом Златоуст говорил: никто ещё не был осуждён за неукрашение церкви, а вот за отказ от помощи братьям-сёстрам - сколько угодно. А сама указанная фраза - это лишь подсветка простой истины: чем человек богаче (а следовательно - независимее и властнее), тем проще ему сорваться в грех и отпасть от Бога.
  • Русская народная сказка «Дочь-семилетка».
    • Вообще куча народных сказок.

Театр[править]

  • Пьеса Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани» — парадоксальная субверсия, т. к. обе стороны совмещаются в одном лице. Шан-То, шлюха с золотым сердцем, использует неожиданно привалившие деньги так же, как Али-Баба из примера ниже — помогает бедным, но как-то очень быстро обнаруживается, что бедные подтягивают за собой всю свою родню, а родня та груба и некультурна, а то и просто криминальна, да и деньги скоро закончатся — и тогда она переодевается и выдает себя за своего брата Суи-Та. «Брат» оказывается человеком решительным, шлёт всех дармоедов лесом, деньги пускает в оборот, открывает фабрику и становится богатым и уважаемым человеком в городе. Вот только куда же пропала добрая Шан-То; неужто брат убил её, а деньги присвоил??
  • Пьеса В. Смехова «Али-Баба и сорок разбойников».
«

Брат Касым — старший брат — стал наследство копить, Торговать, покупать, прибавлять и растить. Младший — Али-Баба — стал дарить-угощать, Всё гостям раздавать, бедняков баловать.

»
    • Иными словами, старший — гад, потому что разбогател, а младший, пустивший наследство на ветер — молодец. Протестантская мораль не одобряет.
    • Надо сказать, что в оригинальной сказке и Касым, и Али-Баба получили в наследство кукиш с маслом — просто Касым удачно женился на богатой вдове!
  • С. Маршак, «Кошкин дом». Кошка отказала в материальной помощи бедным племянникам, но они не затаили зла и приняли её к себе после пожара. А состоятельные гости — не пустили.


Литература[править]

  • Р. Бёрнс:
«

Кто честной бедности своей стыдится и всё прочее, Тот самый жалкий из людей, трусливый раб, и прочее. При всём при том, при всём при том, пускай бедны мы с вами, Богатство — штамп на золотом, а золотой — мы сами!

»
— «Честная бедность»
  • «Неизвестное дитя» Гофмана. Мало того, что бедная (не нищая, правда — побочная ветвь дворянского рода) семья главных героев — безусловно положительная, а богатые родственники — неприятные личности. Так по этой книге ещё и получается, что когда дети воспитываются в богатой семье, получают качественное образование, обучаются хорошим манерам, имеют дорогие игрушки и находятся под присмотром — это плохо. А вот если растут, как трава — это хорошо, поскольку позволяет сохранить детскую внутреннюю чистоту. А главный антагонист книги… гувернёр, которого наняли богатые родственники для главных героев.
  • Мопассан, «В полях». Зигзаг. Крестьянская семья за деньги отдает своего ребёнка бездетным помещикам, в то время как вторая семья отказывается это сделать, чем гордится: пусть они живут бедно, но своё дитя не продали! Вот только в выигрыше оказывается первая семья: мало того, что деньги помещика помогли им жить безбедно, так ещё и проданный сын вырос важным господином.
  • Я. Гашек, рассказ «Юбилей служанки Анны». Госпожа советница Тихова: «Наша юбилярша только что скончалась. Вчера вечером я послала её в подвал за углем. Сами понимаете, раз старухе семьдесят пять лет, не выбрасывать же её на улицу, но коли уж я её кормлю, нечего бездельничать. А она, мерзавка, умудрилась свалиться в подвале с лестницы да так расшиблась, что сегодня утром умерла. Такая неприятность, всё насмарку. А я-то ради этого торжества заказала себе такой чудесный туалет… И похороны обойдутся мне по меньшей мере крон в тридцать, а у покойницы на книжке всего двадцать пять». Госпожа советница Краусова: «Похоже, она сделала это нарочно».
  • В. Маяковский, «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий».
  • Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания». «На костемольном заводе катастрофа: рухнула высокая стена сушилки. Хозяин велел положить на неё слишком много костей для сушки, а она была старая. Хозяина предупреждали. Стена не выдержала, упала. Пятьдесят рабочих под ней осталось».
  • Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине». Благодаря своему везению и талантам жулика Насреддин неоднократно мог разбогатеть и зажить тихой жизнью городского богача, но каждый раз, когда ему представлялась такая возможность, он раздавал деньги нуждающимся.
    • Антагонисты обеих частей — Джафар и Агабек — разбогатели, обирая бедняков. Один — ростовщик, второй — владелец водохранилища. Оба не знают меры в своих аппетитах, да ещё и с дамами не по-джентльменски себя ведут — не удивительно, что на них в итоге обратил внимание Ходжа Насреддин. С предсказуемыми последствиями (один мёртв, другой — разорён, опозорен и отправлен в каменный мешок, причём пожизненно).
  • Толкин, «Хоббит». Все богатые персонажи, да ещё и ставящие богатство во главу угла, изображены негативно: дракон Смауг, бургомистр Озёрного Города, даже король эльфов. Да и Торин резко меняется к худшему после получения сокровищ Горы.
    • Сам Бильбо, однако, по меркам хоббитов является довольно состоятельным, да и из сокровищ ему кое-что достаётся — и всё же он положительный.
  • «Гарри Поттер»: самое очевидное — противопоставление семей Уизли и Малфоев, правда, с прикрученным фитильком: противопоставляются скорее бедность и роскошь, так сам Гарри отнюдь не беден, но деньгами, мягко говоря, не сорит и отрицательным персонажем не является.
  • «Песнь Льда и Пламени» и «Игра престолов» — Его Воробейшество и его последователи, которые так и называют себя: Честные Бедняки.
  • «Мир-ловушка» Антона Орлова — именно с такой меркой подходит к людям афарий Равлий Титус. Когда в другом мире ему выпадает возможность повлиять на общественный строй, он реализует свою давнюю мечту — создаёт Гильдию бедняков и наделяет её особыми правами и полномочиями. Костяком Гильдии стали грабители и изуверы, в понимании Равлия, доведённые до такой жизни бедностью и угнетением. Нетрудно представить, какое общество получилось, когда эта малограмотная, безжалостная и не имеющая моральных ограничений публика получила всю полноту власти.
  • Сага о ведьмаке — ядрёная аверсия. Среди королей, благородных аристократов и культурных чародеев порой встречаются монстры и просто козлы, но найти порядочного человека среди озлобленных ограниченных кметов получится разве что днём с огнём.
    • Таки есть, и не один. Самый яркий пример, кстати, находится именно днём с огнём: староста Эктор Ляабс в сцене огненных ордалий. Спасённая от ложного навета ясновидящая и раскалённая подкова в штанах страдающего неумеренной подозрительностью жреца прилагаются. Благоразумный, справедливый и ненавидящий религиозное мракобесие кмет — пан Анджей, полноте, вы ли это писали? Так что скорее субверсия.
  • «Белое золото» Д.Н. Мамина-Сибиряка. У старика Елизара, и до того не отличавшегося голубиной кротостью, богатство, пришедшее с найденным богатым платиной участком, окончательно испортило характер. А вот нищий охотник Емелька или дьячок Матвеич могут вполне бескорыстно помочь ближнему своему.

Кино[править]

  • «Капитан Фракасс» (фильм Владимира Савельева) — ради того, чтобы остаться с Сигоньяком и труппой, Изабелла покидает замок свежеобретённого отца-герцога. В оригинале, напротив, она остаётся с отцом и братом, а Сигоньяк становится её супругом и находит сокровища предков.
  • Пьеса Тамары Габбе «Оловянные кольца» и её экранизация «Кольца Альманзора». Главная положительная героиня — принцесса Алели, способная отдать свою обувь первой встречной. Впрочем, она Житель Страны Эльфов даже по меркам сказочного мира.
  • Внезапно «Железный человек 2» предоставляет весьма странный зигзаг. Бомжеватого вида Ванко — очевидный антагонист, тогда как миллиардер Тони столь же положителен. Тем не менее, первый обозлился на второго именно потому, что Старки очень крепко ему досадили, оставив за бортом. Но, опять же, история мутная.
    • «Железный человек 2» — не советский фильм, мягко говоря, так что ничего удивительного. В то же время русский злодей Ванко в фильме столь харизматичен, что тянет на анти-злодея.
  • «Остров сокровищ» 1937 г. В оригинале Трелони — адмирал[2], лучший стрелок в команде и человек, финансировавший все это. Но он богач, а богачи и СССР — вещи несовместимые! Поэтому Трелони в фильме гад, козел и предатель. Пополам с Идеология в адаптации.
  • Фильм «Генералы песчаных карьеров» попадает под троп, несмотря на то, что его содержание фактически ему прямо противоречит. В фильме нет ни одного бездушного богача или чиновника-коррупционера, которые бы наживались на обычных работягах. Состоятельная семейная пара усыновила беспризорника. В это же время «песчаные» только и делают что воруют, хотя могли бы, например, ловить и продавать рыбу. Булит и вовсе в начале фильма пытался изнасиловать девушку. Тем не менее, фильм, как и книга-оригинал, имеет ярко выраженный коммунистический посыл. Богачи — злодеи, потому что они богаты, бродяги — хорошие парни, потому что они бедны.
  • Современная комедия «7 главных желаний» — девушка выбирает между бизнесменом и «простым парнем». В основной реальности бизнесмен не делает ничего плохого, а в волшебных параллельных способен и на убийство ради выгоды.

Мультфильмы и мультсериалы[править]

  • «Дракон» — советская экранизация вьетнамской легенды об Императоре Ле Лое. Главный герой, победив дракона, начинает и сам становиться драконом в самом прямом смысле этого слова, остановить это превращение у него получается только отказавшись от золота дракона.
  • «Аист» — отвратительный богач экономит воду на бедняках.
  • «Том и Джерри» серия «Blue Cat Blues» (Блюз грустного кота, Грустная история). Два кота — небогатый, но харизматичный Том и наглый богатый Бутч (теперь он не помоечный кот, а местный нувориш) — соперничают ради внимания одной кошки. Причем Бутч представлен явным козлом, в отличие от романтика Тома. Для Бутча кошка — очередная игрушка, а Том в неё влюблен по-настоящему. И завершается серия жалостно.
    • Вообще-то это жестокая, чёрноюморная пародия на голливудские мелодрамы 1940-50-х годов.
  • «История солдата» Оскара Блехмана — Чёрт похож на богатого джентльмена (вернее, на состоятельного немца).

Комиксы[править]

  • «Астерикс: Полный котёл серебра» — пародия на троп, заодно и сатира на алчность и жажду обогащения (но в основном через образ злодея). По сюжету и акцентам заметно, что название тропа НЕ является формулировкой убеждений авторов (которые сами очень некисло разбогатели на комиксах об Астериксе). Но надо видеть, как трогательно беспомощны оба героя, не знающие экономики (и никогда не знавшие в своей родной деревне ни богатства, ни нужды, жившие как бы «вне всей этой суеты, происходящей в мире из-за денег»), когда им, чтобы спасти доброе имя одного из них, за короткое время нужно заработать или ещё как-то раздобыть огромную сумму серебром!
    • Заканчивают они банальным ограблением римского сборщика налогов, а Астерикс рычит реплику, пародирующую большевистские призывы к «экспроприации экспроприаторов»: «Рим нас грабит, а значит, и нам не зазорно!».
    • А перед этим они пытались ограбить банк, но выяснилось, что его сокровищницы пусты, ибо он «лопнул».

Видеоигры[править]

  • Серия игр Tropico (за вычетом второй части) — позиция фракции коммунистов. По понятным причинам у капиталистов инверсия.
  • Cuphead — главные герои Капхэд и Магмэн не живут в роскоши, но они являются довольно-таки хорошими парнями. Дьявол и Кинг Дайс имеют в своём казино сказочные богатства, и они являются злодеями, которые соблазняют всех своими богатствами, после чего вынуждают жертв соблазна платить своими душами.

Музыка[править]

  • «За что вы бросили меня».
  • Cocorosie — Houses. Большие дома горят!

Реальная жизнь[править]

  • Древнегреческий философ Антисфен. И если Сократ, его учитель, проповедовал умеренность, то Антисфен провозгласил, что только лишения и аскетизм к лицу честному и добродетельному человеку. В свою очередь философ Диоген, ученик Антисфена, ещё сильнее утрировал его взгляды.
  • Джайнизм — ортодоксальные джайны не то что обуви, даже одежды не носят.
  • Агхори — радикальные аскеты в индуизме: не только голые, но ещё и спят на улице и едят нечистоты в буквальном смысле.
  • Ранний Сиддхартха Гаутама. Активно проповедовал исключительный аскетизм. Попытавшись прожить неделю на нескольких орехах и листьях, чуть не умер от голода, после чего отказался от аскетизма в пользу умеренности.
  • Орден францисканцев и его основатель. Изначально ходили босиком, сейчас обычно носят сандалии.
  • Движение нестяжателей в Московской Руси. Основатель Нил Сорский причислен к лику святых, а перегибающие палку эпигоны преследовались.
    • Впрочем, здесь болтается длинный фитилёк: нестяжатели (и в первую очередь святой Нил) учили о том, что излишки имущества — это может стать плохо, и не для всех вообще, а для церкви и её служителей.
  • Святой Томас Беккет, богатейший человек в Англии, став архиепископом Кентерберийским, публично покаялся и раздал всё своё имущество бедным. (Исторический прототип Его Воробейшества.) Кончил тем, что люди короля зарубили его прямо в церкви.
  • Советские идеологи социализма, когда окончательно стал ясен имущественный разрыв между рабочими в СССР и на западе — хотя сама марксистская идеология аскетизм вовсе не проповедует. Сработало, ибо удачно легло на традиционный русский менталитет, который во все времена богатых (особенно торгашей и ростовщиков) не особо жаловал. А уж бесславные девяностые для многих людей, в один миг потерявших всё, стали наглядным доказательством истинности такого подхода, и поэтому советская установка оказалась более чем живуча по сей день.
    • Одновременно советская золотая молодёжь недолюбливала свою же собственную страну за то, что им не давали жить столь же богато, как западным миллиардерам (притом, что по советским меркам они жили лучше всех, и простые люди считали их зажравшимися).
  • Субкультуры хиппи и панков.
  • Крупный выигрыш в лотерею удручающе часто гробит людям жизнь.[1]
  • В некоторых африканских племенах неожиданно разбогатевший обязан потратить всё своё богатство на то, чтобы, устроив пир, угостить своих соплеменников.
    • Похожий обычай (потлач) был и у североамериканских индейцев, с той разницей, что желающий всеобщего уважения сначала копил долгие годы на такой пир, и только затем тратил все накопления, щедро угощая и даря подарки соплеменникам, соседям, а порой даже и врагам[3].

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Зачем верблюду проходить в игольное ушко? По одной версии, „верблюдом“ называли канат, а животное получилось из-за ошибки при переводе. По другой, игольным ушком называлась маленькая калитка рядом с городскими воротами. Ночью ворота запирались, и припозднившемуся путнику, чтобы попасть внутрь, приходилось оставлять поклажу, чтобы верблюд мог в калитку пролезть. Альтернативой была ночёвка в пустыне.
  2. Звучит скорее как «назначаю себя адмиралом» (а также назначаю юнгой Джима и судовым врачом — Ливси), чем как «я — адмирал, и буду и далее продолжать в этой роли».
  3. Резон в этом был: на потлаче завязывались полезные связи, укреплялся авторитет организатора праздника, зачастую прекращалась старая вражда. О потлаче, проведённом с особым размахом (когда дорогие вещи не только дарились, но и сжигались или выкидывались в море) потом вспоминали многие годы, а уважение к устроившему праздник вождю становилось заоблачным.