Бедный — хорошо, богатый — плохо
« | «Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем». | » |
— И. Ильф и Е. Петров, «Золотой телёнок» |
« | Не были богатыми, не хрен и начинать! | » |
— Поговорка |
« | Герой – простой рабочий парень с простым именем (Джон), без гроша в кармане, разведенный. Злодей – извращенный аристократ с экзотическим именем, очень богатый, никогда не был женат. | » |
— Из интернетовской статьи о киноштампах |
В ранние годы существования христианства вступающий в общину часто должен был пожертвовать всё своё имущество общине (ныне этот обычай до сих пор практикуется в некоторых сектах, тоже зачастую преследуемых законом).
В советской литературе, кинематографе и прочих отраслях искусства было непреложной истиной, что богач — персонаж всегда отрицательный, а бедняк — положительный. Это было так и не иначе. Нередко ради подтверждения этой идеи менялись сюжеты классических произведений — ведь разбогатевший персонаж неминуемо станет злым!
Впрочем, еще до коммунистической пропаганды тема активно фигурировала в русских (и не только) народных сказках, сочинявшихся обычно людьми бедными. И это отражало реальность. Как мог разбогатеть бедный человек? Ему нужен или суперталант мастера (если он наёмный рабочий), или суперталант предпринимателя (если он купец), или то и другое (если он ремесленник). Ну, или просто удача, если он старатель и нашёл золотой самородок или жилу. Рутинным трудом можно максимум добиться, что семейство не бьётся в нужде. © Крепостной крестьянин, даже если у него был талант, мог разбогатеть только с соизволения барина, в то время как феодалы обычно получали свое богатство, палец о палец не ударив. В капиталистическую эпоху воля барина уже не имела значения. Формально. А на самом деле никто не мешал богатому человеку нанять вредителя или даже убийцу, чтобы нагадить бедному конкуренту.
Ну и, наконец, богатый во все времена мог позволить себе множество деяний, осуждаемых моралью. Возможно, бедный и хотел бы их совершить — да пороки дорого обходятся. Так что выбрав в качестве отрицательного героя богача, автор может развивать сюжет более разнообразно, чем выбрав на ту же роль бедняка.
Во многих случаях играется только вторая часть тропа.
Родственные тропы Неправедно нажитое впрок не идёт, и Халява не впрок.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Евангелие: Притча о богаче и Лазаре. Богач живет роскошной, но неправедной жизнью, а Лазарь — в бедности, но праведно. «Умер нищий, и Ангелы отнесли его к праотцу Аврааму, в место упокоения праведников. Умер и богач, и его похоронили. И в аду он терпел мучения…»
- Субверсия: богатство само по себе вовсе не плохо, плохо неправильное им распоряжение. И об этом много в Библии говорится: Псалтирь (где авторы благодарят Бога за богатство), книга Иова (очень хорошо показано), послание Иакова (вся вторая глава). Или знаменитые слова Христа: Мф. 25:31-46. Вот, оказывается, где проходит разделительная линия… Если почитать хотя бы Иоанна Златоуста, Григория Нисского — они, как и многие другие, говорят именно о пользе богатства, если только его употреблять на помощь людям. При этом Златоуст говорил: никто ещё не был осуждён за неукрашение церкви, а вот за отказ от помощи братьям-сёстрам — сколько угодно. А сама указанная фраза — это лишь подсветка простой истины: чем человек богаче (а следовательно — независимее и властнее), тем проще ему сорваться в грех и отпасть от Бога.
- Русская народная сказка «Дочь-семилетка».
- Вообще куча народных сказок.
- Пословица «трудом праведным не наживёшь палат каменных».
Театр[править]
- С. Маршак, «Кошкин дом» — Кошка отказала в материальной помощи бедным племянникам, но они не затаили зла и приняли её к себе после пожара. А состоятельные гости — не пустили.
- Бертольд Брехт, «Добрый человек из Сычуани» — парадоксальная субверсия, так как обе стороны совмещаются в одном лице. Шан-То, шлюха с золотым сердцем, использует неожиданно привалившие деньги так же, как Али-Баба из примера ниже — помогает бедным, но как-то очень быстро обнаруживается, что бедные подтягивают за собой всю свою родню, а родня та груба и некультурна, а то и просто криминальна, да и деньги скоро закончатся — и тогда она переодевается и выдает себя за своего брата Суи-Та. «Брат» оказывается человеком решительным, шлёт всех дармоедов лесом, деньги пускает в оборот, открывает фабрику и становится богатым и уважаемым человеком в городе. Вот только куда же пропала добрая Шан-То; неужто брат убил её, а деньги присвоил??
- Вениамин Смехов, «Али-Баба и сорок разбойников»:
« | Брат Касым — старший брат — стал наследство копить, |
» |
- В оригинальной сказке и Касым, и Али-Баба получили в наследство кукиш с маслом — просто Касым удачно женился на богатой вдове.
- Исаак Дунаевский, оперетта «Вольный ветер»: Богатый судовладелец Георг Стан — негодяй, а все бедняки — хорошие люди. Несколько арий про то, что не в деньгах счастье.
Литература[править]
Отечественная[править]
- Владимир Маяковский, «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий».
- Альберт Иванов, «Записки звездочёта Сириуса».
- Юрий Олеша, «Три толстяка».
- Леонид Жариков, «Повесть о суровом друге» — автобиографическая повесть о детях донецких рабочих.
- Николай Богданов, «Партия свободных ребят» — деревенские кулаки и их отпрыски показаны просто карикатурно отвратительными, а бедняки — хорошими.
- Лев Кассиль, «Кондуит и Швамбрания». «На костемольном заводе катастрофа: рухнула высокая стена сушилки. Хозяин велел положить на неё слишком много костей для сушки, а она была старая. Хозяина предупреждали. Стена не выдержала, упала. Пятьдесят рабочих под ней осталось».
- Антон Орлов, «Мир-ловушка» — именно с такой меркой подходит к людям афарий Равлий Титус. Когда в другом мире ему выпадает возможность повлиять на общественный строй, он реализует свою давнюю мечту — создаёт Гильдию бедняков и наделяет её особыми правами и полномочиями. Костяком Гильдии стали грабители и изуверы, в понимании Равлия, доведённые до такой жизни бедностью и угнетением. Нетрудно представить, какое общество получилось, когда эта малограмотная, безжалостная и не имеющая моральных ограничений публика получила всю полноту власти.
- Леонид Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине». Благодаря своему везению и талантам жулика Насреддин неоднократно мог разбогатеть и зажить тихой жизнью городского богача, но каждый раз, когда ему представлялась такая возможность, он раздавал деньги нуждающимся.
- Антагонисты обеих частей — Джафар и Агабек — разбогатели, обирая бедняков. Один — ростовщик, второй — владелец водохранилища. Оба не знают меры в своих аппетитах, да ещё и с дамами не по-джентльменски себя ведут — не удивительно, что на них в итоге обратил внимание Ходжа Насреддин. С предсказуемыми последствиями (один мёртв, другой — разорён, опозорен и отправлен в каменный мешок, причём пожизненно).
- Достоевский, «Идиот» — зигзаг. Богатые персонажи показаны крайне отталкивающими, но, во-первых, разбогатевший протагонист в этом дурдоме самый светлый и положительный, во-вторых, местные бедняки ещё хуже.
- Алла Дымовская, «Рулетка еврейского квартала» — чем богаче, знаменитее и чиновнее персонаж, тем он гнуснее.
- Михаил Успенский, «Белый хрен в конопляном поле» — аверсия/зигзаг: «Ну да, раздай все имущество бедным — и будешь так же без гроша со своими детьми по ярмаркам ходить».
- Николай Носов, «Незнайка на Луне» — целый мир жирующих богачей и голодающих бедняков. С прикрученным фитильком: среди сельских бедняков попадаются дикари, да и Скуперфильд — добряк в козлиной шкуре. Просто из-за алчности и излишней экономности он, мягко говоря, испортился.
Зарубежная[править]
- Омар Хайям
« | Если труженик, в поте лица своего |
» |
— Рубаи |
- Эрнст Теодор Гофман, «Неизвестное дитя». Бедная (не нищая, правда — побочная ветвь дворянского рода) семья главных героев — безусловно положительная, а богатые родственники — неприятные личности. По этой книге ещё и получается, что когда дети воспитываются в богатой семье, получают качественное образование, обучаются хорошим манерам, имеют дорогие игрушки и находятся под присмотром — это плохо. А вот если растут, как трава — это хорошо, поскольку позволяет сохранить детскую внутреннюю чистоту. А главный антагонист книги… гувернёр, которого наняли богатые родственники для главных героев.
- Скорее, Гофман изобразил добрых и искренних людей, которым не хватало денег, и их богатых родственников, которые, так уж вышло, были эгоистичными и фальшивыми[1]. Главные герои сохранили внутреннюю чистоту, потому что перед глазами у них был пример родителей — хороших людей, и потому что родители не заставляли их притворяться. Но ни родители, ни автор не говорят, что хорошее образование и воспитание не нужно. Родители еще как расстраиваются из-за того, что вынуждены жить в глуши, где детям не получается дать приличного образования. Но автор показывает, что это меньшее из двух зол: эти дети и физически здоровы, и добры, да и не так уж неразвиты, а их кузен и кузина болезненны и злы. Судя по всему, родители их замучили постоянной муштрой. И не в богатстве беда. Вот в «Щелкунчике» дети жили не в бедности, но были совсем не такими. А гувернер, которого прислал родственник, сразу же уколол детей булавкой, когда с ними здоровался, да и вообще потом оказался злым гномом, превращавшимся в муху. Это изображение плохого учителя, а не вообще любого (сам Гофман тоже одно время работал домашним учителем).
- Роберт Бёрнс:
« | Кто честной бедности своей стыдится и всё прочее, |
» |
— «Честная бедность» |
- Пьер-Жан Беранже:
« | …Ты цветком цвела, |
» |
— «Нет, ты не Лизетта» |
- Ги де Мопассан, «В полях» — зигзаг. Крестьянская семья за деньги отдает своего ребёнка бездетным помещикам, в то время как вторая семья отказывается это сделать, чем гордится: пусть они живут бедно, но своё дитя не продали! Вот только в выигрыше оказывается первая семья: мало того, что деньги помещика помогли им жить безбедно, так ещё и проданный сын вырос важным господином.
- Джек Лондон, «Железная пята» — для борьбы с марксистской угрозой беспринципные олигархи пошли ещё дальше и создали режим типа фашистского, уничтожающий неугодных.
- Ярослав Гашек, рассказ «Юбилей служанки Анны». Госпожа советница Тихова: «Наша юбилярша только что скончалась. Вчера вечером я послала её в подвал за углем. Сами понимаете, раз старухе семьдесят пять лет, не выбрасывать же её на улицу, но коли уж я её кормлю, нечего бездельничать. А она, мерзавка, умудрилась свалиться в подвале с лестницы да так расшиблась, что сегодня утром умерла. Такая неприятность, всё насмарку. А я-то ради этого торжества заказала себе такой чудесный туалет… И похороны обойдутся мне по меньшей мере крон в тридцать, а у покойницы на книжке всего двадцать пять». Госпожа советница Краусова: «Похоже, она сделала это нарочно».
- Джон Стейнбек, «Гроздья гнева» — ну ещё бы в проповеди социализма бедняки не были солью земли!
- Джон Толкин, «Хоббит» — все персонажи, ставящие богатство во главу угла, изображены негативно: дракон Смауг, бургомистр Озёрного Города, даже король эльфов. Да и Торин резко меняется к худшему после получения сокровищ Горы. Однако Бильбо, который по меркам хоббитов является довольно состоятельным, да и из сокровищ ему кое-что достаётся — положительный герой. Почему? Да потому, что он не придаёт богатству особого значения, ставя материальное благополучие значительно ниже гостеприимства и дружбы.
- Джанни Родари, сказка «Приключения Чиполлино», стихотворение «Чем пахнут ремёсла».
- Роальд Даль, «Чарли и шоколадная фабрика».
- Ирвин Шоу, «Богач, бедняк» — хотя «бедный» брат владеет яхтой и зарабатывает на жизнь частными круизами для богатеев… Но в итоге он — единственный нормальный человек и уж точно бедняк по сравнению с братом-сенатором.
- Джоан Роулинг, «Гарри Поттер»: самое очевидное — противопоставление семей Уизли и Малфоев. Правда, с прикрученным фитильком: противопоставляются скорее бедность и роскошь, так сам Гарри отнюдь не беден, но деньгами, мягко говоря, не сорит и отрицательным персонажем не является.
- Джорджия Бинг, цикл книг Молли Мун — бедняки и нищие неизменно пользуются симпатией автора, а стремление к богатству и власти осуждается (в первой и последней книге искушению богатством подвергается и сама главная героиня).
- Джордж Мартин, цикл «Песнь Льда и Пламени» и его сериальная адаптация «Игра престолов»
- Его Воробейшество и его последователи, которые так и называют себя: Честные Бедняки.
- С фитильком: богатая Оленна Тирелл жульничает по мелочам. Нанимает людей на работу обещав что будет платить золотом… после чего платит давно вышедшими из употребления монетами своих земель, которые намного меньше тех что в обиходе. А что — она золото обещала, золотом и заплатила, а кто не обговорил конкретную валюту заранее, сам себе дурак и нечего на старуху бочку катить!
- Анджей Сапковский, «Сага о ведьмаке» — субверсия. Среди королей, благородных аристократов и культурных чародеев порой встречаются монстры и просто козлы, но и среди ограниченных кметов найти порядочного человека непросто Однако есть, и не один. Самый яркий пример, кстати, находится именно днём с огнём: староста Эктор Ляабс в сцене огненных ордалий. Спасённая от ложного навета ясновидящая и раскалённая подкова в штанах страдающего неумеренной подозрительностью жреца прилагаются.
- «Белое золото» Д. Н. Мамина-Сибиряка. У старика Елизара, и до того не отличавшегося голубиной кротостью, богатство, пришедшее с найденным богатым платиной участком, окончательно испортило характер. А вот нищий охотник Емелька или дьячок Матвеич могут вполне бескорыстно помочь ближнему своему.
- Жорж-Эммануэль Клансье, «Детство и юность Катрин Шаррон» — в романе проводится чёткая граница между добрыми, трудолюбивыми и мужественными бедняками (рабочими и крестьянами) и подлыми, лицемерными, жадными богачами вроде Манёфов и Дезаррижей.
Кино[править]
- «Свадьба в Малиновке» — «У других девиц богатых сундуками полны хаты, есть поплины, есть сатины, только пусто за душой»…
- «Остров сокровищ» 1937 г. В оригинале Трелони — адмирал[2], лучший стрелок в команде и человек, финансировавший все это. Но он богач, а богачи и СССР — вещи несовместимые! Поэтому Трелони в фильме гад, козёл и предатель. Пополам с Идеология в адаптации.
- «Сказка странствий». Педаль даже чересчур продавлена: золото вызывает у Мая буквально физические мучения. Они с сестрой живут впроголодь вместо того, чтобы, скажем, найти золото, унести его подальше от Мая и поскорее обменять на товары, которые у него такой реакции не вызывают. Став богатым, Май превращается в жестокого злодея, а чтобы снова стать добрым, разносит всё богатство в хлам. А в паре сцен плохо оказывается даже просто хорошо покушать — сразу беспощадная авторская карма настигает расслабившихся героев!
- «Капитан Фракасс» (фильм Владимира Савельева) — ради того, чтобы остаться с Сигоньяком и труппой, Изабелла покидает замок свежеобретённого отца-герцога. В оригинале, напротив, она остаётся с отцом и братом, а Сигоньяк становится её супругом и находит сокровища предков.
- «Титаник» — с самого начала фильма зрители наблюдают за антогонизмом богатого подлеца Кэла и благородного бедного художника Джека, соперничающих за обладание Розой. Богатство и богачи показаны с негативной стороны: пассажиры первого класса в большинстве своём — скучливые и трусливые снобы, которые и жизни не умеют радоваться, и смерти боятся до потери человеческого облика; тогда как бедняки из третьего класса сперва демонстрируют своё жизнелюбие, устроив зажигательную вечеринку с песнями и плясками, а затем мужественно и достойно встречают смертельную опасность — крушение корабля. А в конце фильма Роза выбрасывает в океан легендарное бриллиантовое ожерелье «Сердце океана», продажа которого могла бы обеспечить безбедную и даже роскошную жизнь её потомкам.
- «Кольца Альманзора» — экранизация пьесы Тамары Габбе «Оловянные кольца». Главная положительная героиня — принцесса Алели, способная отдать свою обувь первой встречной. Впрочем, она Житель Страны Эльфов даже по меркам сказочного мира.
- Внезапно «Железный человек 2» предоставляет весьма странный зигзаг. Бомжеватого вида Ванко — очевидный антагонист, тогда как миллиардер Тони столь же положителен. Тем не менее, первый обозлился на второго именно потому, что Старки очень крепко ему досадили, оставив за бортом. Но, опять же, история мутная.
- «Железный человек 2» — не советский фильм, мягко говоря, так что ничего удивительного. В то же время русский злодей Ванко в фильме столь харизматичен, что тянет на антизлодея.
- Фильм «Генералы песчаных карьеров» попадает под троп, несмотря на то, что его содержание фактически ему прямо противоречит. В фильме нет ни одного бездушного богача или чиновника-коррупционера, которые бы наживались на обычных работягах. Состоятельная семейная пара усыновила беспризорника. В это же время «песчаные» только и делают что воруют, хотя могли бы, например, ловить и продавать рыбу. Булит и вовсе в начале фильма пытался изнасиловать девушку. Тем не менее, фильм, как и книга-оригинал, имеет ярко выраженный коммунистический посыл. Богачи — злодеи, потому что они богаты, бродяги — хорошие парни, потому что они бедны.
- Современная комедия «7 главных желаний» — девушка выбирает между бизнесменом и «простым парнем». В основной реальности бизнесмен не делает ничего плохого, а в волшебных параллельных способен и на убийство ради выгоды.
- «Жить!» (китайский фильм) — протагонист Сюй Фугуй проиграл свой богатый дом в кости, в одночасье став из богача бедняком, жена ушла от него с двумя детьми, и он чувствовал себя очень несчастным… Но через несколько лет ко власти пришли коммунисты, нынешний владелец дома попал под суд и был расстрелян за контрреволюционную деятельность (в дом хотели подселить бедняков, но владелец сжёг его, чтобы он никому не достался), а главный герой исправился, бросил играть в азартные игры, прославился как борец за дело коммунизма, стал жить честным трудом и вернул свою семью.
- «Берегись автомобиля». Хоть по советским законам Дима Семицветов — преступник, по сути он ничего плохого не сделал, он помогает людям, пусть и небескорыстно, раздобыть качественную технику, которой в Союзе было не достать. С другой стороны, Деточкин не имеет с того, чем занимается, ни гроша, что по-человечески всего лишь превращает кражу в злостное хулиганство, вроде распространённых в 00-е набегов троллей, парализующих работу сайтов DoS-атаками, публикацией шок-контента и т. д. Но Семицветов живёт в большой квартире и недавно купил новенькую «Волгу», а Деточкин — в крошечной каморке вместе с мамой, поэтому кто здесь герой а кто злодей сомнений быть не должно.
Телесериалы[править]
- «Коломбо» — сериал просто кишит богатыми прохвостами, мошенниками, ворами и убийцами. Они живут в роскошных особняках и виллах, питаются деликатесами, плавают в собственных бассейнах, носят шикарные костюмы, покупают часы по цене автомобиля и автомобили по цене дома. Многие из них знамениты и наделены немалой властью, либо стремятся к ней. Однако их состояния нажиты нечестным путём, а слава часто присвоенная или просто дутая. Экстрасенс — жулик; артист, играющий крутого детектива — трус и бывший дезертир; знаменитый композитор на самом деле — бездарность, присваивающая себе плоды чужого таланта; крупные полицейские начальники не борются с преступностью, а сами совершают тяжкие преступления; подающий надежды молодой учёный украл диссертацию и т. д. Хороших людей среди представителей высших классов в сериале практически не показывают. Тогда как простые люди, напротив, показаны с большой симпатией, и даже самые худшие из них морально выше большинства богатых персонажей — как минимум, они не отнимают человеческих жизней. Сам главный герой тоже очевидно небогат. Он ездит на старой раздолбанной машине и считает каждый доллар. Видимо, не слишком хорошо оплачивается разоблачение богатых мерзавцев.
- «Чисто английские убийства» — почти все преступления в этом сериале совершаются людьми из высшего общества или приближённых к нему кругов. Простые фермеры, рабочие и служащие — в подавляющем большинстве порядочные люди.
- «Дикий ангел» — в этом сериале добрые бедняки всегда побеждают, а богачи, даже самые злые и хитрые из них, не могут с ними совладать. Богатые обитатели особняка с говорящим названием «Одиночество», несмотря на своё материальное благополучие, либо бесчестны, либо несчастны, либо и то, и другое. Глава семейства Федерико ДиКарло когда-то предал свою истинную любовь, бросив беременную любовницу и женившись по настоянию отца на ненавистной ему женщине, к тому же беременной от другого. С тех пор он каждый день раскаивается в своём поступке. Его мать, добрая бабушка Анхелика — хикикомори с двадцатилетним стажем. Высокомерная Луиза, его жена — тайная алкоголичка. Дамиан Рапалло, брат Луизы — жулик, ставший виновником автомобильной аварии, в которой погибли его жена и невеста его сына Пабло, а сам Пабло ненавидит отца, лишившего его матери и любимой, и притворяется паралитиком. В этот корыстный, пропитанный взаимной неприязнью и злостью, «кислый» мирок входит добрая, весёлая и отважная девушка Милагрос Эспозито, бывшая воспитанница монастырского приюта без гроша за душой, и меняет жизнь его обитателей к лучшему.
- Передача-сериал «По делам несовершеннолетних»: троп часто играется с зигзагами и субверсиями. Противостояние подростков из бедных и богатых семей регулярно становится подоплёкой преступлений и трагедий. Однако наряду с подонками из числа золотой молодёжи встречаются и не менее отталкивающие юные Шариковы. Обое рябое, словом.
Мультфильмы[править]
- Советский мультик «Это не про меня» (как и многие другие советские мультики) учит тому, что богач — по умолчанию плохой бессовестный человек, а пытаться разбогатеть — стыдно.
- Причем в этом мультфильме отыгрывается не только троп «богатый — плохо», но и «бедный — хорошо». В самом начале младенец-протагонист из явно обеспеченной семьи всю ночь заливается плачем в окружении кучи игрушек, не давая уснуть всему дому. Это, конечно, нельзя ставить ему в вину, в отличие от краж и спекуляции. А спасает положение девочка из подвальной квартиры, видимо, далеко не богатая, которая отдает малышу корову — единственную свою игрушку. Тот сразу замолкает и успокаивается. А вот обеспеченным родителям не приходит на ум что-нибудь подарить девочке взамен.
- «Дракон» — советская экранизация вьетнамской легенды об Императоре Ле Лое. Главный герой, победив дракона, начинает и сам становиться драконом в самом прямом смысле этого слова, остановить это превращение у него получается только отказавшись от золота дракона.
- «Аист» — отвратительный богач экономит воду на бедняках.
- «История солдата» Оскара Блехмана — Чёрт похож на богатого джентльмена (вернее, на состоятельного немца).
- «Аладдин» — Аладдин и принц Ахмед в начале мультфильма.
Мультсериалы[править]
- «Том и Джерри» серия «Blue Cat Blues» (Блюз грустного кота, Грустная история). Два кота — небогатый, но харизматичный Том и наглый богатый Бутч (теперь он не помоечный кот, а местный нувориш) — соперничают ради внимания одной кошки. Причем Бутч представлен явным козлом, в отличие от романтика Тома. Для Бутча кошка — очередная игрушка, а Том в неё влюблен по-настоящему. И завершается серия жалостно.
- Вообще-то это жестокая, чёрноюморная пародия на голливудские мелодрамы 1940-50-х годов.
- В серии «Кот миллионер» Том получил в наследство миллион долларов, но с условием, что он не должен обидеть ни одно живое существо «Даже мышь!». Джерри немедленно этим воспользовался и начал постоянно издеваться над Томом и показывал ему завещание. Под конец серии он так достал Тома, что тот затолкал это завещание ему в рот, хорошенько его отдубасил, остановился ненадолго, удерживая Джерри за хвост и сказал: «Я только-что выбросил на ветер миллион долларов… НО Я СЧАСТЛИВ!!!», затем продолжил дубасить Джерри.
- RWBY — зигзаг. В самом начале выводится контраст между богатой и надменной Вайсс, представляющей одну из самых состоятельных семей Ремнанта, — и бедной, но дружелюбной — хоть и не со всеми сразу — Блейк, сбежавшей из «Белого клыка» с чем была и в чём была. Однако со временем их отношения сгладились (особенно со стороны Вайсс), а потом выяснилось, что и Блейк не такая уж бедная…
- Прямой пример в 7-м сезоне. В противостоянии между бедной, но честной (ну, почти) Робин Хилл и богатым, бессовестным, корыстным Жаком Шни (кстати, отец Вайсс из примера выше) сразу ясно, за кого болеть.
Комиксы[править]
- «Астерикс: Полный котёл серебра» — пародия на троп, заодно и сатира на алчность и жажду обогащения (но в основном через образ злодея). По сюжету и акцентам заметно, что название тропа НЕ является формулировкой одного из убеждений авторов (авторы сами очень некисло разбогатели на комиксах об Астериксе). Но надо видеть, как трогательно беспомощны оба героя, не знающие экономики (и никогда не знавшие в своей родной деревне ни богатства, ни нужды, жившие как бы «вне всей этой суеты, происходящей в мире из-за денег»), когда им, чтобы спасти доброе имя одного из них, за короткое время нужно заработать или ещё как-то раздобыть огромную сумму серебром!
- Заканчивают они банальным ограблением римского сборщика налогов, а Астерикс рычит реплику, пародирующую большевистские призывы к «экспроприации экспроприаторов»: «Рим нас грабит — а значит, и нам не зазорно!».
- А перед этим они пытались ограбить банк, но выяснилось, что его сокровищницы пусты, ибо он «лопнул».
Аниме, манга, ранобэ[править]
- «Kill la Kill» — беднейшая семья Манканшоку относительно богатой четы Кирююин.
Видеоигры[править]
- «The Prince and the Coward» — можно украсть у нищего тапочек, а потом отдать его старшему купцу (на что, кстати, в игре вообще нет никаких намёков). Купец сразу себя и выдаст:
« | Купец: Всегда знал, что даже в такой дыре есть люди со светлыми лицами. Люди, которые понимают, что надо брать у бедных и отдавать богатым. Рад, что вы узнали наш знак, принц. В самом деле, что может быть символичнее, чем обокрасть попрошайку? Но, если вы хотите вступить в Гильдию – этого будет мало... |
» |
- Серия игр Tropico (за вычетом второй части) — позиция фракции коммунистов. По понятным причинам у капиталистов инверсия.
- Ирония в том, что индустриальному пути нужнее всего огромные зарплаты рабочих, дающих прирост производительности, ибо именно массовые заводы вливают деньги в страну. Если изначально маржа завода была 25 %, то при +25 % к производительности высоких зарплат она становится двойной, при +50 % от высоких зарплат и либерального рынка — тройной. Абсолютно любой другой путь развития легче совместить с любовью компартии.
- Cuphead — главные герои Капхэд и Магмэн не живут в роскоши, но они являются довольно-таки хорошими парнями. Дьявол и Кинг Дайс имеют в своём казино сказочные богатства, и они являются злодеями, которые соблазняют всех своими богатствами, после чего вынуждают жертв соблазна платить своими душами.
- Red Dead Redemption 2 — ни одного положительного богача за всю игру. Все по-настоящему богатые люди — варьируют от редкостных подлецов до крайне неприятных козлов.
Музыка[править]
- «За что вы бросили меня».
- Cocorosie — Houses. Большие дома горят!
- Муслим Магомаев, «Песня о дружбе» — «Всё отдал — богаче стал, что сберег — то потерял».
Реальная жизнь[править]
- Древнегреческий философ Антисфен. И если Сократ, его учитель, проповедовал умеренность, то Антисфен провозгласил, что только лишения и аскетизм к лицу честному и добродетельному человеку. В свою очередь философ Диоген, ученик Антисфена, еще сильнее утрировал его взгляды.
- Джайнизм — ортодоксальные джайны не то что обуви, даже одежды не носят.
- Агхори — радикальные аскеты в индуизме, не только голые, но ещё и спят на улице и едят нечистоты в буквальном смысле.
- Ранний Ситхатха Гаутама. Активно проповедовал исключительный аскетизм. Попытавшись прожить неделю на нескольких орехах и листьях, чуть не умер от голода, после чего отказался от аскетизма в пользу умеренности.
- Орден франкисканцев и его основатель. Изначально ходили босиком, сейчас обычно носят сандалии.
- Движение нестяжателей в Московской Руси. Основатель Нил Сорский причислен к лику святых, а перегибающие палку эпигоны преследовались.
- Впрочем, здесь болтается длинный фитилёк: нестяжатели (и в первую очередь святой Нил) учили о том, что излишки имущества — это может стать плохо, и не для всех вообще, а для Церкви и её служителей.
- Святой Томас Беккет — богатейший человек в Англии, став архиепископом Кентерберийским, публично покаялся и раздал всё своё имущество бедным. (Исторический прототип Его Воробейшества). Кончил тем, что люди короля зарубили его прямо в церкви.
- Советские идеологи социализма, когда окончательно стал ясен имущественный разрыв между рабочими в СССР и на Западе — хотя сама марксистская идеология аскетизм вовсе не проповедует.
- Марксизм пропагандирует отказ от формы «товарного фетишизма», то есть от утоления потребностей посредством созданных для извлечения прибыли товаров, и выступает за утоление потребностей посредством производства необходимых предметов, разумеется, без элементов капиталистической культуры, вроде навязывания ложных потребностей рекламой. В то же время, это никоим образом не значило, что нужно непременно производить один тип условных калош, объявив остальную обувь ненужными и навязанными извне потребностями. К сожалению, на практике это выродилось в удовлетворение лишь самых базовых потребностей населения и почти полное игнорирование потребностей, появившихся позднее. В конце-концов, социалистический лагерь оказался перед выбором: одни попытались эти потребности удовлетворить, порой даже вполне успешно, но смириться с необходимостью существования частной собственности и рыночной экономики (так сделали ГДР, Венгрия, Югославия, а впоследствии — КНР и Вьетнам); другие (догорбачёвский СССР, Северная Корея, Куба), не сумев разрешить эту проблему без изменений плановой экономики, решили пойти по более простому и очевидному пути — объявлению этих потребностей «буржуазными излишествами». Следование второму пути кончилось тем, что экономическая система данных стран постепенно потеряла своё главное преимущество перед капитализмом, которым изначально привлекал к себе людей — оказалась неспособна обеспечить широким массам приемлемый уровень жизни, а в конце-концов и вовсе перестала справляться даже с базовыми потребностями. В результате имеем, что имеем — при словах «плановая экономика» вспоминают не вполне развитый и товарно обеспеченный довоенный или «оттепельный» СССР, а нищую и голодающую Северную Корею.
- Одновременно советская золотая молодёжь недолюбливала свою же собственную страну за то, что им не дают жить столь же богато, как западным миллиардерам (при том, что по советским меркам они жили лучше всех, и простые люди считали их «зажравшимися»).
- Субкультуры хиппи и панков.
- Крупный выигрыш в лотерею удручающе часто гробит людям жизнь.[1]
- В некоторых африканских племенах неожиданно разбогатевший обязан потратить всё своё богатство на то, чтобы, устроив пир, угостить своих соплеменников.
- Похожий обычай (потлач) был и у североамериканских индейцев, с той разницей, что желающий всеобщего уважения сначала копил долгие годы на такой пир, и только затем тратил все накопления, щедро угощая и даря подарки соплеменникам, соседям, а порой даже и врагам[3].
См. также[править]
- Торгаш — это плохо — это мнение разделяли не только бедняки, но и дворяне — те самые, которые «мы — не сеем».
- Ростовщик — это плохо — мнение ислама, а также средневекового христианства до Реформации (при этом купец, владеющий караваном, в исламе был очень уважаем).
- Богатый — это не плохо и Нищее быдло — два тропа, противоположных данному.
Примечания[править]
- ↑ Эти богатые родственники после смерти отца главных героев выкинули их из дома вместе с матерью, отобрав все за долги.
- ↑ Звучит скорее как «назначаю себя адмиралом» (а также назначаю юнгой Джима и судовым врачом — Ливси), чем как «я — адмирал, и буду и далее продолжать в этой роли».
- ↑ Резон в этом был: на потлаче завязывались полезные связи, укреплялся авторитет организатора праздника, зачастую прекращалась старая вражда. О потлаче, проведённом с особым размахом (когда дорогие вещи не только дарились, но и сжигались или выкидывались в море) потом вспоминали многие годы, а уважение к устроившему праздник вождю становилось заоблачным.