Руссо был прав

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Rousseau Was Right. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Гоблины — не злодеи, у них просто высокий уровень коррупции. »
— Джон Рональд Руэл Толкин.[1]

С точки зрения этой позиции, каждый рождается как пустая оболочка («чистый лист»), но с изначальной склонностью к добру. Все злодеи — порождения общества, обстоятельства или просто страдают от травм мозга. Хотя, конечно, это не мешает даже добрым людям быть благонамеренным экстремистом или по иной причине иметь позицию, приводящую к конфликту с положительными персонажами.

Это не значит, что зло в этом мире не существует — его творят, вне зависимости от собственных оправданий, люди (или инопланетяне, вряд ли Руссо был бы за дискриминацию), которые несут полную ответственность за свои действия. Но даже в самом тёмном злодее остаются огоньки добра, и каждый может выбрать путь искупления; правда, в зависимости от тяжести это может иметь последствия.

Такие тропы, как Моральный горизонт событий и Полное чудовище в подобных сеттингах отрицаются начисто. И даже если кто-то рассматривается как Полное Чудовище, то в первую очередь потому, что его потенциал так и не был реализован, зачастую по весьма трагичным причинам.

Следует отметить, что автор тропа, Жан-Жак Руссо, не говорил, что люди в их естественном виде на самом деле «добрые». Скорее, люди без контакта с обществом не имеют представления о морали или концепции добра и зла, и потому будут действовать в собственных интересах, но не творить зло, осознавая последствия своих действий. Они невинны примерно так же, как и младенцы.

Бритва Хэнлона и Закон Грея представляют собой интересную вариацию этого тропа. По ним любой вред является не намеренным злом, а результатом случайности или дурости, пока не будет доказано обратное. Таким образом, «невинный» и «безвредный» это далеко не одно и то же. Хотя совершать ошибку или действовать из невежества — не есть зло, но это так же приносит вред. Таким образом, можно сделать вывод, что, по сути, люди рождаются невинными, вне зависимости от возможности причинить вред. И только потом становятся злыми, развращая самих себя личными интересами и алчностью, в соответствии с этим тропом. И желание причинять страдания может трактоваться по-разному: люди могут активно ненавидеть кого-то и желать страдания или же пассивно, не заботясь ни о ком. В любом случае это зло.

Близкий троп — Бело-серая мораль. Противотроп — Гоббс был прав.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Задолго до Руссо подобные мысли высказывал Сократ, с той лишь разницей, что порочность он сводил к незнанию.
  • Блаженный Августин (IV век н. э.) — в своих произведениях повторял, что к хорошему и светлому стремятся все люди без исключения. А негодяями и злодеями мы называем тех, кто просто запутался и не понял, в какой стороне искать желаемое:
« И гордость ведь прикидывается высотой души, хотя Ты один возвышаешься над всеми, Господи. Разве честолюбие не ищет почестей и славы? Но Тебя одного надлежит почитать больше всех и славить вовеки. И жестокая власть хочет внушить страх, — но кого следует бояться, кроме одного Бога? И нежность влюблённого ищет ответной любви, — но нет ничего нежнее Твоего милосердия, и нет любви спасительнее, чем любовь к правде Твоей, которая прекраснее и светлее всего в мире. Даже невежество и глупость прикрываются именами простоты и невинности, — но ведь ничего нельзя найти проще Тебя. Лень представляется желанием покоя, — но только у Господа верный покой. Роскошь хочет называться удовлетворённостью и достатком. Ты — полнота и неиссякающее изобилие сладости, не знающей ущерба. Скупость хочет владеть многим; Ты владеешь всем. Зависть ведёт тяжбу за превосходство, — что превосходит Тебя? Гнев ищет мести, — кто отомстит справедливее Тебя? Люди убиваются в печали, потеряв то, чем наслаждалась их жадность, которая не хочет ничего терять, — но только от Тебя нельзя ничего отнять.
Так блудит душа, отвратившаяся от Тебя и вне Тебя ищущая то, что найдёт чистым и беспримесным только вернувшись к Тебе. Все, кто удаляются от Тебя и поднимаются против Тебя, уподобляются Тебе в искажённом виде. Но даже таким уподоблением они свидетельствуют о том, что Ты Творец всего мира, и поэтому уйти от Тебя вообще некуда.
»
— «Исповедь»
  • Легендариум Толкина — по сути, эта серия книг и рукописей достаточно хорошо туда подходит, хотя кажется, что там чёрно-белая мораль. Всё-таки и Мелькор (Моргот), и Саурон были изначально на стороне сил добра и сами выбрали переход во тьму, под влиянием собственных страстей. Каждый из них желал чего-то великого, но недостаточно этичного (просто не считал нужным заморачиваться вопросом позволительности), и именно это высокомерие привело их на другую сторону. И Саруман начинал именно с желания помочь народам Средиземья, однако он поддался желанию править Средиземьем (и не просто «править» — при случае тиранить, калечить, попирая права народов во имя того, что казалось ему, Саруману, крутым и полезным). Даже гоблинов Профессор «оправдывал», хотя скорее всё-таки в шутку (см. эпиграф). Кроме того, прямо указывается, что зло не может ничего создавать, может лишь искажать.
    • Впрочем, у него есть Унголиант… Она, как и Шелоб, владела речью, так что животным не являлась.
  • Булгаков, «Мастер и Маргарита» — убеждение Иешуа в том, что «злых людей нет на свете» представляет собой доведение тропа до абсурда.
  • «Хроники странного королевства» — мнение мэтра Истрана полностью совпадает с теорией Руссо:
« — Вас послушаешь, — улыбнулся мистралиец, — так все хорошие. Ни одного плохого. Непонятно только, откуда же сволочи берутся.
— Из неправильно воспитанных хороших мальчиков, — уверенно ответил маг.
»
— «Люди и призраки». Уж не отсылка ли к Булгакову?
  • Терри Гудкайнд, «Меч Истины», он же «Правила Волшебника» — Морд-Сит. Изначально самые добрые девушки, которых специально, при помощи различных психологических ломок, превращают в безжалостных монстров.
  • Вячеслав Рыбаков, «Дёрни за верёвочку» — все персонажи, удостоившиеся POV (то есть почти все персонажи) исходят из лучших побуждений, из стремления к светлому… Вот только сумма векторов даёт кошмар.
    • Интересно, сумел бы автор «обелить» маршала и пару гопников, если бы предоставил им point of view? Этого мы не узнаем.
    • Примерно то же в его романах «Очаг на башне»/«Человек напротив», но 1) соотношение POV/NPC намного ниже; 2) во втором романе присутствует персонаж однозначно отрицательный (впрочем, он и не Homo Sapiens).

Кино[править]

  • «Тёмный рыцарь» — центральная тема фильма, так как Джокер уверен, что люди по своей природе трусливы и жестоки. И для доказательства этого он устраивает эксперимент, по которому экипаж двух паромов якобы должен был взорвать других, чтобы спастись. Однако ни обычные граждане, ни даже преступники не пошли на это.
  • «Звёздные войны» — именно об этом. Дарт Вейдер поначалу не был злодеем, имел собственные причины для перехода на Тёмную Сторону, а также нашёл в себе силу, чтобы вернуться. Сепаратисты имели вполне понятные претензии к Республике. Генерала Гривуса подвигла опустошённая родина, потому что Республике не была выгодна её защита. Дуку — бывший джедай, который разочаровался в прогнившей Республике. Дарт Мол был просто ребёнком, вынужденным расти как живое оружие, чтобы выжить. Даже Палпатин, по словам автора, верил, что Империя способна принести порядок в Галактику (а по старой расширенной вселенной — еще и понимал, что с летящими к Галактике Юужань-Вонгами Республика точно не справится).
  • Серия «Дети шпионов» — практически все злодеи исправляются или оказываются не такими уж плохими. В конце третьего (и последнего в трилогии об изначальных героях) фильма собирается большинство персонажей, включая бывших злодеев, и торжественно берутся за руки со словами «За семью».
  • Star Trek — повторяющийся мотив, какие бы злодеи ни были, в большинстве случаев они заложники ситуации (например своего строя) и если правильно её разбить то станут вполне хорошими, кто поможет а кто нет зависит скорее от их оптимизма.
    • Deep Space 9 с особым цинизмом выворачивает троп — часто злодейской оказывается Федерация как бы отдельные её офицеры ни пытались исправить ситуацию.
  • «Человек-паук: Нет пути домой» — примерно две трети фильма главный герой тем и занимается, что помогает злодеям из других фильмов про Человека-Паука снова встать на путь праведный. Правда, всё идёт совсем не по пану, и чтобы предотвратить сворачивание пространственно-временного континуума в бублик, главному герою приходится вычеркнуть себя из истории собственной вселенной. Нет, Питер Паркер при этом выжил, но его постигла судьба Серого Лиса из «Обливиона» — существует только супергерой, его человеческое альтер-эго даже в документах не значится.

Телесериалы[править]

  • Black Mirror — доведено до кошмара в одной из серий. Психологи осознают этот троп, но считают недостатком то, что… нормальный человек не будет убивать себе подобного. Именно поэтому восприятием солдат манипулируют, заставляя видеть мутантов на месте людей.
  • «Глухарь» — даже с неким перекрученным фитильком. Даже у самых мерзейших ублюдков в сериале, как правило есть некий «триггер» что сделал их такими какими они есть. И как правило это некая редкостная слезогонка. Куликов вообще любит это пианино, и таскает его с переменным успехом по всем своим сценариям. Иногда получается хорошо и убедительно, иногда как то не очень.

Мультфильмы[править]

  • В конце «Вилли, Оперный Кит» становится понятно, что парень, убивший кита Вилли, просто не осознавал, каким чудесным певцом был Вилли.

Мультсериалы[править]

  • «Хи-Мэн и Повелители Вселенной» (1983) и «Ши-Ра: Принцесса Власти» имели эту повторяющуюся тему, причем даже главные злодеи показывали, что у них есть хорошая сторона (за исключением Хорд Прайма).
    • Что характерно, в римейке эту тему слили в унитаз: Хорд Прайм именно что злой просто потому что очень злой. Хотя даже части его клонов авторского сочувствия таки перепало.
  • Злодеи в мультсериале «Бэтмен» (1992) и, в гораздо меньшей степени, в его сиквеле «Бэтмен за гранью» почти всегда начинались невинными персонами, пока их не постигает какая-нибудь ужасная трагедия. Бэтмен неизбежно попытается вернуть их на сторону добра, прежде чем сражаться с ними. Это всегда имело место для некоторых персонажей, таких как Двуликий, но концепция доведена до крайности. Мистер Фриз — самый очевидный пример. В шоу он был ученым, пытающимся спасти свою жену, но злой начальник разрушил его исследования и превратил его в монстра. Другие персонажи (в том числе Харли Куинн, Чревовещатель, Пингвин, Загадочник, Ядовитый Плющ, Куколка и Крокодил-убийца) получают свои собственные эпизоды, где они отказываются от своих злых путей и начинают становиться продуктивными членами общества, но только для того, чтобы какой-то поворот судьбы отправил их обратно на темную сторону.
  • Проекты Крейга Бартлетта об этом:
    • «Эй, Арнольд!» — сериал склоняется к утверждению, что люди хороши по умолчанию и становятся плохими только в силу определенных обстоятельств. Это видно на примере жестокого, конкурентного воспитания Хельги, превратившего ее в хулиганку, когда до этого она была милой девочкой.
    • «Поезд Динозавров» — Бадди, вселюбящий герой, который хорошо относится ко всем, независимо от того, кто они. Даже Кинану Чиростену и Реми Рамфорхынху, которые были козлами.
    • «Ready Jet Go!» — Джет считает своим долгом относиться с добротой ко всем живым существам, даже к тем, кто плохо к нему относится, потому что он так их любит. Позже мы узнаем, что у Митчелла Питерсона в глубине души золотое сердце, а его грубое поведение проистекает из глубоко укоренившихся эмоциональных проблем.
  • «Капитан Планета» — Ги, убеждённый в невинности детей.
  • «Горгульи» — почти не показано это прямо, но каждый персонаж обладает сложным, глубоким характером. Даже в спин-оффе, комиксе «Плохие Парни», называет группу кающихся грешников «Командой искупления».
  • «Лило и Стич» — все 626 экспериментов были созданы, чтобы быть злыми, и цель протагонистов — искупить всех.
  • «Финес и Ферб» — основной посыл сериала. Условный антагонист шоу — милый злодей с бесчисленными моментами сочувствия со стороны окружающих и зрителей, а капризная старшая сестра главных героев и местный хулиган — козлы с золотым сердцем..
    • Шарлин прямо говорит в эпизоде «Я кричу и ты кричишь»: «НИКТО НЕ ЗЛОЙ».
  • «Время приключений» — Голиада была милой и невинной сфинксом, которая стала злой из-за дурного влияния Джейка.
    • В последствии объяснение своего поведения получили Снежный Король и Волшебник.
  • «My Little Pony» — почти все пони имеют искру доброты и приличия, даже если начинали как противники главных героев. Исключениями считаются разве что главгады.
  • «Вселенная Стивена» — этой философией пропитано всё шоу.
  • «Самурай Джек», 5-й сезон — когда Аши была ребенком, у нее было любопытство к жизни вне культа, но ей никогда не позволяли учиться состраданию и ее настигло ужасное воспитание. Когда она видит, что Джек относится к божьей коровке с уважением, она вновь обнаруживает свою внутреннюю доброту и решает покончить с ее злобой.
  • «Дом Совы» — Эмити Блайт кажется на первый взгляд снобкой и хулиганкой, но стала такой из-за огромного давления родителей. Со временем ей стало лучше.
    • Были все предпосылки показать, что даже Белос не был злодеем от природы, но в итоге сюжетная линия с раскрытием его мотивов пошла в котлы производственного ада одной из первых.

Веб-мультсериалы[править]

  • Отель Хазбин — в этом убеждена Чарли. Её отельный бизнес построен на реабилитации грешных душ, чтобы уменьшить население Ада гуманным путём.

Аниме и манга[править]

  • «Принцесса Мононоке» — люди и звери представлены с собственной точкой зрения, достоинствами и недостатками. Основная проблема, провоцирующая конфликт — взаимонепонимание.
  • Neon Genesis Evangelion — нет, серьёзно. Оно запомнилось своим цинизмом, мрачной атмосферой и кошмарными событиями, но содержание показывает, что… любой человек хочет любить и быть любимым, а всё остальное — лишь результат ненависти, непонимания и страха.
    • Быть любимым — определённо да, ещё как хотят, даже небезуспешно скрывающий это Синдзи, что раскрывается в той самой сцене с поздравлениями, однако он это своё стремление не только скрывает, но ещё и подавляет, прекрасно понимая, куда оно его приведёт, если он расслабится. А вот что до любить, то тут персонажи слишком эгоистичны, чтобы до такого опускаться, разве что кроме Нагисы, который к тому же не требует каких-то чувств от других, правда с его психикой всё в принципе не слишком однозначно, ну и до самого конца он всё же не дотянул.
      • Аска так и липнет к Кадзи, который её в полтора-два раза старше, но в психическом развитии застряла на уровне двенадцатилетнего ребёнка и упорно отказывается взрослеть. Ждёт, что Кадзи ей нянькой станет? На то, что он дяденька всё же несколько более серьёзный, Аске мягко говоря плевать — чувства подавайте, но меняться ради них ни-ни.
      • Рицуко всю дорогу строит глазки Гендо — задуматься о том, что мужик от потери жены, бывшей единственным человеком, в котором он видел опору для своей психики, окончательно умом тронулся, разумеется выше сил гениального учёного. Моральная поддержка? Не, не слышали.
      • Гендо тоже хорош: один единственный человек разглядел, что в глубине души он не такой козёл, каким кажется — и не просто разглядел, а буквально взял его под своё крыло. Реакция Гендо? Да, под крылом ему очень даже понравилось, но в попытках оправдать ожидания не замечен — при любой возможности проявляет себя именно тем самым козлом, которым был в глазах окружающих до встречи с Юи. Всего добился фактически только благодаря связям своей покойной супруги с затесавшейся в высшие эшелоны сектой мраккультистов — без этих связей социальных навыков у него не больше, чем у его сына, а то ещё и поменьше будет: Синдзи всё же насколько-то знакомо понятие дружбы, пусть с ним и убывающе мало, кто дружит. Правда существует теория, что Юи сама была не меньшей козлиной и в Гендо увидела душу не добрую, а родственную.
      • И на фоне всего этого балагана только Синдзи удерживается от того, чтобы поддаться своему стремлению к привязанности к окружающим, дабы самому случайно не пересечь моральный горизонт событий. При этом по достоинствам оценить его моральные и прочие качества оказываются способны только космические чучундры, для которых он постепенно переходит из достойных противников в закадычные враги, если не во что-то ещё более близкое. По одной из версий Синдзи и Аска остаются одни на берегу океана LCL не потому, что Икари-младший чего-то намудрил с процессом комплиментации, а потому, что из всего человечества только у этих двоих ещё остались шансы лично доказать, что Руссо был прав. Для того, чтобы иметь хотя бы какие-то шансы перековаться, персонажу надо сохранить в себе хотя бы капельку своей изначальной чистоты.
  • Rozen Maiden — атмосфера смертных битв во имя слепого поклонения Отцу-Создателю отравила жизнь всех кукол герра Розена, особенно Соусейсеки. Что до Суигинто — просто прямая демонстрация тропа, ибо быть ополовиненной сиротой, презираемой за «неполноценность», просто ужасно.
  • «Sonic X» — в 3 сезоне это тонко подразумевается. Один из метарексов пытается убедить Наклза, что он напрасно поверил доктору Эггману, так как считает, что каждый может измениться в лучшую сторону.
  • Fullmetal Alchemist — в экранизации 2003 года Гнев был именно воплощением этого тропа, пока Зависть не дал ему те самые красные камни, которые, похоже, частично отвечают за злобность и жестокость гомункулов.
  • Angel Beats!. Особенно ярко показано на примере Аято Наоя.
  • Higurashi no Naku Koro ni — любой заражённый синдромом хинамидзавы по определению. Сами по себе это мирные, в большинстве своём доброжелательные люди. Но под действием стресса, подкреплённым активизацией болезни из-за этого, начинают видеть кругом одних врагов и, как следствие, вести себя очень жестоко. Однако даже на последней стадии не исключаются «хотел как лучше» и подсознательное беспокойство за дорогих людей.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — Росиу Адай, подсветка из прожектора — у него даже имя созвучно с фамилией философа: детство в неспособной прокормить своё население деревне приучило Росиу к тому, что садистский выбор — норма жизни, потому при наступлении кризиса через несколько лет после победы над Лордгеномом он поспешно принимает самые жёсткие меры, чуть не приговаривает Симона к высшей мере, а потом бежит с небольшим количеством населения на самом большом из находящихся в распоряжении человечества кораблей, подрывая обороноспособность планеты и обрекая большую часть человечества на гибель. Однако катастрофу удаётся предотвратить отчаянными действиями Симона и остального Гуррен-Дана. После этого Росиу впадает в глубочайшую депрессию, придя к выводу, что садистский выбор был не неизбежностью, а следствием того, что он сознательно его искал, для того выворачивая своё видение окружающей дествительности. Симон в последний момент чудом успевает остановить уже готового нажать на спуск над виском Росиу и убеждает его в том, что вина за его искажённое мировосприятие лежит не на нём, а на обстоятельствах его прошлого, а лучшее средство исправить ситуацию — не самоустраниться, а продолжить жить и трудиться, признав свои прошлые ошибки. В эпилоге мы видим уже постаревшего Росиу, всё ещё сохраняющего за собой пост верховного правителя человечества, а Лирон своей речью намекает на то, что свой пост Росиу удержал отнюдь не подковёрной борьбой, а именно умением находить лучшие решения — Росиу только отмахивается, говоря, что Симон на его месте прекрасно смог бы добиться всего того же самого, намекая на то, что после того инцидента капитально пересмотрел свою жизненную позицию и стал ориентироваться на Симона, как на моральный компас.

Видеоигры[править]

  • Mass Effect — позиция Шепарда-парагона. Да, люди могут быть эгоистичными, жестокими и мелочными, но большинство из них пытаются стать лучше, и им нужно дать шанс на это. И третья часть практически всегда показывает результативность такой позиции.
  • Shin Megami Tensei: Persona 5 — да, герои по сути промывают мозги другим людям. Но это больше направленно на избавление людей от пороков, что сковывали их. В конце концов, люди помнили — кем они были до того, как гнев, страх или что-то ещё исказили их, и сами делают выбор, чтобы раскаяться и вернуться к этому.
  • Sonic the Hedgehog — данная философия несколько раз использовалась в играх, особенно в дилогии «Sonic Adventure» (позиция Тейлза и Эми).
  • Undertale — всё злодейство здесь представлено в виде деформации личности (Флауи), плохой коммуникации (Королевская стража, Асгор) и расово-энергетической несовместимости (главная причина древней резни, спиритического расизма и прочей бытовухи, о грядущей актуальности которой устами Азриэля не применут упомянуть даже в золотой концовке). Ну и недобросовестного игрока при недобросовестном стиле прохождения, конечно же.

Визуальные романы[править]

  • Похожая идея часто мелькает в творчестве Key, но, пожалуй, самый яркий пример — Little Busters!. В линии Харуки весь конфликт построен на том, что во всём виновато дурное воспитание, и кажущийся антагонист действительно хотел как лучше. В линии Мио вы не увидите хорошую концовку, если не выберите вариант ответа, что в мире больше хороших людей, чем плохих. Куд в своём маршруте так вообще говорит подобными фразами, прямо утверждая, что в мире нет плохих людей. Даже на своих обидчиков она не сильно злится за их насмешки над её иностранными манерами (хотя и чувствует себя подавленой), считая этих людей в глубине души всё-таки достойными (и она в конечном итоге оказывается права!).
  • Monster Girl Quest неплохо сюда вписывается. Всё-таки у большинства злодеев есть свои причины творить злодеяния, из-за которых их если и нельзя простить, то можно понять. У одних это вполне обоснованный страх перед другими расами или претензии к ним (всё к тому же усугублено неумением договариваться), у других — озлобленность на весь мир, у третьих — непомерные амбиции, научный интерес или сумасшествие. И опять-таки, всё это появилось не на пустом месте, а благодаря обществу в котором жили эти персонажи или ударов, нанесённых им судьбой. Притом самых незапятнанных и вменяемых главный герой ещё может образумить. В конце концов, даже в Чёрной Алисе, самом отмороженном персонаже во всей игре, по словам Лилит и Лилим, раньше было добро, но в какой-то момент безумие поглотило её.

Реальная жизнь[править]

« Хорошо известно и будет признано каждым искренним человеком, что человеческое сердце способно стать мягким или жёстким, добрым или недобрым, милосердным или немилосердным, благодаря воспитанию и привычке. Исходя из этого принципа, мы утверждаем, что адские мучения, которые ложная религия поместила в будущий мир и которые служители с чрезмерным рвением так постоянно возвещали людям и призывали со всей своей ученостью и красноречием, так ожесточили сердца проповедников этой религии, что они проявили по отношению к своим собратьям дух вражды, который слишком хорошо соответствует неумолимой жестокости их учения и гневу, который они воображали в нашем небесном Отце. Постоянно имея перед глазами такой пример, они настолько преобразились в его образ, что, когда бы они ни обладали властью, они действительно совершали месть мужчинам и женщинам, которая свидетельствовала о том, что жестокость их учения преодолела врожденную доброту и сострадание человеческого сердца. »
— Осия Баллу
  • 2300 лет назад конфуцианский философ Мэн-цзы (буквально «Мастер Муж»), поддержал тогдашнюю революционную идею о том, что люди изначально хороши. Это была глубоко неприятная идея, поскольку она подразумевала, что людям не нужны короли или императоры, чтобы запугать их, чтобы они вели себя морально, поэтому этот аспект его философии был прочно спрятан до 19-20 веков.
  • У школьного террориста Эндрю Кихо на сгоревшей ферме висела табличка с надписью: «Преступниками становятся, а не рождаются».
  • Универсалистский проповедник Осия Баллу (см. эпиграф) придерживался этой веры, написав, что те, кто подчеркивал Огонь и Серу Ада, непреднамеренно вредили своим прихожанам.
  • При условии, что они длятся достаточно долго, большинство человеческих обществ и цивилизаций, по-видимому, склонны становиться более мирными и терпимыми. Хотя есть заметные и прискорбные исключения, кажется, что люди как представители культуры (если не как вид) становятся если не более любящими и заботливыми, то, по крайней мере, менее жестокими и кровожадными.
  • На утверждение, что дети жестоки, находится ответ, что воспитывающие их взрослые могут быть таковыми, если не безразличными к ним.

Примечания[править]

  1. Вообще-то это надмозг, и подразумевалось «Не гадки сами по себе, просто сильно испорчены, морально развращены…»