Местные боги этой земли: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Fox (обсуждение | вклад) м (1 версия импортирована) |
м (→Литература) |
||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 17: | Строка 17: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== | ==== Отечественная ==== | ||
* Н. С. Лесков, «Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине» — лучшие друзья остаются, тем не менее, каждый при своей вере, и никто не делает попытки обратить другого. | * Н. С. Лесков, «Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине» — лучшие друзья остаются, тем не менее, каждый при своей вере, и никто не делает попытки обратить другого. | ||
** Заметим, в отличии от христиан, иудеям строго-настрого ''запрещается'' склонять иноверцев в свою веру. Даже добровольно-идущих в иудаизм всеми силами отговаривают: сама церемония должна ''трижды'' прерываться раввином, дабы удостовериться — а хорошо ли идущий в веру обо всём подумал, не решил ли отказаться от своего намерения (стыда в этом нет!), действительно ли он намерен выполнить задуманное? | ** Заметим, в отличии от христиан, иудеям строго-настрого ''запрещается'' склонять иноверцев в свою веру. Даже добровольно-идущих в иудаизм всеми силами отговаривают: сама церемония должна ''трижды'' прерываться раввином, дабы удостовериться — а хорошо ли идущий в веру обо всём подумал, не решил ли отказаться от своего намерения (стыда в этом нет!), действительно ли он намерен выполнить задуманное? | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
* «Здесь начинается Похьёла» Александра Дедова — души попадают в посмертие той земли, где умерли; слухи до мертвецов доходят тоже постольку-поскольку, чем дальше — тем медленнее; души не могут дотянуться до живых в далёких краях. И да, советские атеисты, умерев в снегах во время Зимней войны, сидят у костров языческого мира мёртвых и, как и положено духам, могут навещать живущих рядом родичей. | * «Здесь начинается Похьёла» Александра Дедова — души попадают в посмертие той земли, где умерли; слухи до мертвецов доходят тоже постольку-поскольку, чем дальше — тем медленнее; души не могут дотянуться до живых в далёких краях. И да, советские атеисты, умерев в снегах во время Зимней войны, сидят у костров языческого мира мёртвых и, как и положено духам, могут навещать живущих рядом родичей. | ||
==== | ==== Зарубежная ==== | ||
* Мигель Сервантес, «[[El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha|Дон Кихот]]» — одним из эпизодических персонажей является вероотступник, принявший ислам, будучи пленником в Алжире (впрочем, неизвестно, насколько искренне). | * Мигель Сервантес, «[[El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha|Дон Кихот]]» — одним из эпизодических персонажей является вероотступник, принявший ислам, будучи пленником в Алжире (впрочем, неизвестно, насколько искренне). | ||
* Александр Дюма, «[[Le Comte de Monte-Cristo|Граф Монте-Кристо]]» — ГГ, путешествуя по странам Востока, в значительной мере усваивает местные нормы поведения. | * Александр Дюма, «[[Le Comte de Monte-Cristo|Граф Монте-Кристо]]» — ГГ, путешествуя по странам Востока, в значительной мере усваивает местные нормы поведения. | ||
Строка 30: | Строка 30: | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* В Израиле любой еврей считается автоматически иудеем, даже если он ярый атеист. Он перестаёт считаться иудеем и евреем, если примет другую религию. | * В Израиле любой еврей считается автоматически иудеем, даже если он ярый атеист. Он перестаёт считаться иудеем и евреем, если примет другую религию. | ||
* Гражданином Саудовской Аравии может быть только мусульманин. А за вероотступничество полагается смертная казнь. | * Гражданином Саудовской Аравии может быть только мусульманин. А за вероотступничество полагается смертная казнь. | ||
{{Nav/Религия}} | {{Nav/Религия}} |
Текущая версия на 18:36, 25 марта 2024
Антитроп к единой мировой религии. Здесь считается, что особенности веры и морали предопределены местом проживания героев, либо их происхождением.
Родственный троп — Дофига загробных миров.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Даже в монотеистических религиях могут быть важны объекты, имеющие четкую географическую привязку, например, Казанская икона Божией Матери для православных или санктуарий в Лурде для католиков. И хотя любой богослов скажет, что Богоматерь равно присутствует везде и вообще одна, люди упорно продолжают говорить «Икона Казанской Божией Матери», как будто в каждой иконе она своя.
- Спорное утверждение про «любого богослова». В одном христианском источнике автору правки встречался анализ канонизированных Церковью сведений про загробную жизнь (видения подвижников, сны, случаи клинических смертей и т. п.), где приводился в пример случай, когда некая старица или старец не смогла увидеться с Богоматерью во время краткого визита на Небеса, поскольку та была тогда на земле. И вроде бы не все теологи согласны с кантовским приписыванием душам совсем уж нематериальных свойств.
- Также во многих церквях существует понятие «местночтимый святой».
- А в политеистических религиях чуть ли не у каждой деревушки были собственные версии пантеона и собственное наиболее почитаемое божество. «Где два язычника — там три язычества», да. Вплоть до того, что у славян князь Владимир десять лет пытался все эти язычества увязать в целостную и удобную для государственности структуру, плюнул на упиравшихся рогом, лишь бы на капище «чужой» бог не был выше их, и принял равно чужую для них всех религию, крестив Русь.
- Английская поговорка гласит «К западу от Суэца джентльмен не отвечает за то, что он делает к востоку от Суэца».
Театр[править]
- Сомерсет Моэм, «К востоку от Суэца» — сюжет основан на сложной коллизии британской и китайской культур.
Литература[править]
Отечественная[править]
- Н. С. Лесков, «Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине» — лучшие друзья остаются, тем не менее, каждый при своей вере, и никто не делает попытки обратить другого.
- Заметим, в отличии от христиан, иудеям строго-настрого запрещается склонять иноверцев в свою веру. Даже добровольно-идущих в иудаизм всеми силами отговаривают: сама церемония должна трижды прерываться раввином, дабы удостовериться — а хорошо ли идущий в веру обо всём подумал, не решил ли отказаться от своего намерения (стыда в этом нет!), действительно ли он намерен выполнить задуманное?
- Мария Семенова, «Волкодав» — ГГ сохраняет верность родным богам, хотя, выдав себя за приверженца религии Близнецов, мог бы освободиться раньше.
- «Здесь начинается Похьёла» Александра Дедова — души попадают в посмертие той земли, где умерли; слухи до мертвецов доходят тоже постольку-поскольку, чем дальше — тем медленнее; души не могут дотянуться до живых в далёких краях. И да, советские атеисты, умерев в снегах во время Зимней войны, сидят у костров языческого мира мёртвых и, как и положено духам, могут навещать живущих рядом родичей.
Зарубежная[править]
- Мигель Сервантес, «Дон Кихот» — одним из эпизодических персонажей является вероотступник, принявший ислам, будучи пленником в Алжире (впрочем, неизвестно, насколько искренне).
- Александр Дюма, «Граф Монте-Кристо» — ГГ, путешествуя по странам Востока, в значительной мере усваивает местные нормы поведения.
- Франц Гуннар Бенгтссон, «Рыжий Орм» — викинги, которых занесло в Кордовский халифат, после короткого, но ёмкого обсуждения приходят к выводу, что на таком расстоянии от Скандинавии родные боги им, скорее всего, помогать не будут, а потому не лишним будет принять местную религию.
- Рафаэль Сабатини, «Морской ястреб» — оказавшись рабом на галере, главный герой, наслушавшись соседа по веслу, араба, принял Ислам. Но пользу от этого ощутил значительно позже, когда галера оказалась захвачена османскими пиратами.
Реальная жизнь[править]
- В Израиле любой еврей считается автоматически иудеем, даже если он ярый атеист. Он перестаёт считаться иудеем и евреем, если примет другую религию.
- Гражданином Саудовской Аравии может быть только мусульманин. А за вероотступничество полагается смертная казнь.