Монотеизм

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. »
— Никейский Символ веры

Монотеизм — вера в единого Бога, являющегося личностью, создавшего Вселенную и управляющего ей. Если последнее условие не выполняется, то мы имеем дело с деизмом. Если не выполняется первое условие - с пантеизмом.

При описании земных реалий, как правило представлено авраамизмом, при описании иных миров - вариациями на тему культов Хрустального дракона, Незримого орла или Могучего льва. Мир монотеизма этими традициями не исчерпывается (см. раздел Реальная жизнь), но авторы предпочитают использовать более узнаваемые образы.

Примеры[править]

Добавляйте примеры произведений, где Бог, ангелы (включая падших) или хотя бы святые, чья сила исходит от Единого Бога[1], являются действующими лицами, но не те, где часть персонажей, или даже все поголовно, просто верят в Него. Таких в рамках нашей (пост)христианской культуры окажется слишком много. Произведения, в которых присутствуют Бог или ангелы, но отсутствует вера в них/религиозный культ - тоже не сюда, это в смежный троп.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • А. С. Пушкин, «Пророк» — новеллизация библейского сюжета о явлении ангела пророку.
  • Н. С. Гумилев, «Потомки Каина» и «Пять коней»  — деконструкция деконструкции. Оба стихотворения начинаются с сюжета про встречу героя (героев) с романтично-прекрасным демоном, инверсией традиционного христианского образа, к началу XX века близкой к убитому тропу, а в конце стихотворения парой строк разворачивает картину на 180 градусов.
  • Н. В. Гоголь, «Страшная месть» — один из персонажей говорит с Богом и получает от Него разрешение отомстить тем способом, который выбрал сам.
  • М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — зигзаг: Бог-Отец остаётся за кадром, а действующий на страницах романа мастера (а отчасти и за их пределами) Иешуа га-Ноцри далеко-о не тождественен своему библейскому прототипу. Более того, по намёкам понятно, что Иешуа — это симулякр, навеянный мастеру Воландом, воплощающий то, как Воланд понимает реального Христа (который тоже за кадром — однако от знамения Его креста демоны таки шарахаются).
  • Братья Стругацкие, «Отягощённые злом»: один из персонажей — Демиург, а его помощник — Агасфер Лукич, который только носит имя того самого нехорошего древнего еврея, а на самом деле он — Иоанн, автор библейского Откровения.
    • Интересно, что Демиург производит демоническое впечатление, поэтому многие читатели ассоциировали его с Воландом, а персонаж другой линии зовётся Г. А. Носов, что выглядит как явная отсылка к Га-Ноцри.
  • Дилогия «Граничник» В. Останина  — постапокалипсис в самом буквальном смысле слова. Земная цивилизация почти рухнула под ударами демонов (тех самых, библейских) и неудивительно, что восстановление цивилизации происходит вокруг Церкви, способной защитить людей от инфернальной угрозы или хитрецов, решивших договориться с демонами, в т.ч., демонами косплеящими языческих божеств.
  • «Оборотень в погонах» А. Уланова - магико-мистическое AU. В частности, местный аналог коммунизма представлял собой теократическое учение, основанное на христианстве (соборы св. Владимира Симбирского на главной площади каждого города - в комплекте). На страницах книги Творец, ни его противники не появляются, но за кадром демоны (библейские, не фэнтезийные) появляются, а катастрофы в финале удается избежать лишь благодаря наложению такого количества случайностей, что очевидно - Творец помог...

Зарубежная[править]

  • «Бхагавад-Гита» — Арджуна в ходе разговора с Кришной понимает, что перед ним не простой крутой смертный, а сам Творец.
  • Джон Милтон, «Потерянный рай»
  • Клайв Льюис:
    • «Хроники Нарнии» — присутствует постоянно.
    • «Космическая трилогия» — многократно упоминается, но действует разве что в «Переландре», где Рэнсом ведет с ним мысленный диалог.
  • Дж. Толкин — нуменорцы поклонялись Эру Илуватару. Когда Саурон уломал их вместо этого поклоняться Мелькору, принося человеческие жертвоприношения, а потом - пойти войной на Валинор, Эру вмешался, изменив метрику мира и выведя Валинор в другой пласт бытия, в процессе чего Нуменор утонул.
    • Также действует в первых главах «Сильмариллиона» — сотворяя Валар, вместе с Валар сотворяя Арду, а также время от времени общаясь с Валар.
  • Цикл «Dragonlance» — зигзаг. Верховный бог (он же «Отец всего/Мать всего») есть, но за всю историю Кринна отметился всего лишь дважды - создав Кринн и младших богов, а также остановив Войну богов, когда детишки не сошлись в мнениях по вопросу «Как нам обустроить Кринн». Вера в Верховного имеется. Организованного культа нет.

Музыка[править]

  • «Бывший подъесаул» В. Цоя - голос свыше призывал главного героя не присоединяться к Гражданской войне. Главный герой не послушал. Всё закончилось плохо.

Реальная жизнь[править]

  • Фараон Эхнатон попытался ввести монотеистический культ бога Атона, отменив поклонение остальным богам. Не взлетело, но, судя по всему, понравилось древним евреям, которые сформировали следующий пункт.
  • Авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам и примкнувший к ним бахаизм).
  • Ранний Зороастризм — с прикрученным фитильком: признаётся существование двух верховных богов, равных по силе, но поклоняться надо только одному, потому что второй — злодей.
  • Некоторые течения индуизма, в которых единый Бог выступает в роли творца, хранителя и разрушителя материальной вселенной, а также спасителя верующих. Характерен для традиций бхакти.
  • Греческая философия - редкий пример монотеизма как философии без культа. Первые вариации на тему встречаются уже у Платона, проработано у Филона Александрийского.
  • Сикхизм, развившийся на основе индуизма под влиянием ислама.
  • В Китае до развития конфуцианства и даосизма существовал моизм. Наряду с ним были малые боги и духи, которые подчинялись Небу, как ангелы в авраамизме.
  • У инков и их соседей была тенденция рассматривать демиурга Виракочу именно как единого бога, а остальных божеств - его воплощениями.
  • По одной из версий культ Тэнгри у монголов был монотеистическим.
  1. Если люди (или не люди) благодаря своей святости делают что-то, чего обычные люди делать не могут, - через них проявляет свою волю Творец. Если люди, прославленные как святые, чудес не творят (святая Арлиль из «Магические осадки не ожидаются») или творят не благодаря помощи свыше (как святой Феандилль в «Хрониках странного королевства», - это не про данную тему.