Унифицированное язычество
В фэнтези-мирах (или, возможно, в альтернативной истории, да и в реальной жизни бывало) основной религией может быть язычество, играющее ту же роль, что христианство (или, в зависимости от антуража, ислам или иудаизм): стандартизированная единая религия, с едиными предписаниями для целых стран (или даже всего мира), возможно, со своей святой книгой. Педаль в пол, если антуражность списана с христианства: обряды, храмы, священнические и монашеские одеяния, возможно, инквизиция и крестоносцы. Педаль в асфальт, если языческие боги явно играют роль Хрустального дракона Иисуса (Незримого орла Аллаха, Могучего льва Яхве) и имеют явные черты христианского (исламского, иудейского) Бога, например (для христианства) единство в нескольких лицах.
Главное отличие от настоящего язычества реальной жизни — отсутствие множества местных богов и божков.
Основание, по которому вымышленные религии можно заносить в примеры данного тропа (то есть, по которому они являются аналогами не только христианства/ислама/иудаизма) — те или иные черты реальных языческих культов[1].
Надо сказать, нечто подобное было и в средневековой литературе: авторы тех времён имели представления о религиях только из христианства, и если описывали язычников, они у них по обрядности очень напоминали христиан (возьмите, например, описание гуннов в «Песни о Нибелунгах»).
Примеры[править]
Литература[править]
Отечественная[править]
- «Хроники странного королевства»: религия Мааль-бли необычна тем, что сочетает посвящение единственному божеству и узкую специализацию этого самого божества. Эта религия не занимается вопросами происхождения мира: Мааль-бли — богиня любви, не претендующая на Абсолют. Впрочем, нигде, вроде бы, не сказано, что Мааль-бли запрещает последователям поклоняться и другим богам (например, её жрец в одном из эпизодов обращается к Мафею, предлагая помощь по своей специальности, и о его вероисповедании при этом не спрашивает).
- Шархийские Двуликие Боги в этом плане ещё любопытнее: прежде всего, религия это шаманская. Но при этом она имеет конечный список божеств, посвящённые каждому из них организованные культы и единую систему с Тёмными и Светлыми ликами (разве что божество Судьбы выбивается из ряда, потому что у него Светлый лик не всегда добродетелен, а Тёмный не всегда разрушителен). Впрочем, в основном цикле эта религия описана лишь частично; более подробное описание ожидается в запланированном спин-оффе.
- Белорский цикл Ольги Громыко: антураж местной религии списан с христианства чуть менее чем полностью, вплоть до креста как главного религиозного символа; однако «богов четыре, как концов креста». (И нет, это не «единый в нескольких лицах», а именно четыре отдельных божества)[2].
- Сварог: на Таларе есть вполне языческие культы и хрустальный дракон Иисус, Единый Творец (которому поклоняется главный герой, видимо, по логике «бог един, как бы его ни звали»). Последователи разных религий при этом нередко уживаются мирно. Храмовые Войны в прошлом, а Великий Мастер(он же Князь Тьмы) тут вполне естественно гадит смертным и его мраккультисты не дают расслабиться.
- Метавселенная Рудазова — парифатский севигизм. Двадцать шесть напрочь непохожих друг на друга богов, списанных с античного, скандинавского и чуть-чуть кельтского и даосского пантеонов — и при этом почти католическая иерархия (только понтифик не один, а, правильно, двадцать шесть), монастыри, возглавляемые архимандритами (даже понятие схимы существует) и священное писание — Ктава (явно от ивритского корня КТВ, собственно, и означающего письмо). С другой стороны, полно богов, в Севигу не входящих (хотя подчас вполне себе состоящих в браке с её членами), а с третьей — существует влиятельная секта единобожников, считающая всю эту шайку-лейку именно что одним богом в двадцати шести лицах. Примечательно, что её идеи находят живейший отклик у… самих богов, давно подумывающих слиться в единую сверхсущность-демиурга.
- Сергей Тармашев обыгрывает троп. Вера Сияющих формально является сабжем. Только это не вера, а знание о том, что этими богами были особенно мудрые Предки. В критические для Расы моменты эти Предки спускаются из высших слоёв Вселенной и осуществляют божественное вмешательство или передают предупреждения о грядущих бедах.
Зарубежная[править]
- Культ Мелитэле из «Саги о Ведьмаке», с обоснованием: как и в реальности, у многих народов были культы богини плодородия, которые постепенно слились в единый культ Мелитэле. Аналогично и Вечный Огонь, как почитание мужского начала (воинственность, иерархия) в противовес богине (см. конфликт в самой книге).
- «ПЛиО»: поскольку всё сильно и детально списано с реального средневековья, культ Семи (септрианство) списан в первую очередь с христианства (включая единство в разных лицах), но сам набор Семи Богов явно навеян языческими пантеонами. Плюс септрианство, в отличие от христианства, удивительно веротерпимо.
- Здесь зигзаг, не позволяющий в полной мере отнести этот пример к сабжу: настойчиво утверждается, что по официальному канону септрианства бог как раз «един, но в семи лицах» — что является несомненной формальной уступкой языческому менталитету масс, «упрощением для простецов». Ну так и в христианстве «бог един, но в трех лицах» — Действие («Отец»), Слово («Сын») и Дух.
- А вот существующая в том же мире религия Старых Богов — это уже утопленное педалью в пол классическое язычество: в каждом дереве свой бог, и их так много, что не то что унифицировать — поименовать невозможно. Типично языческой является фраза одного из северных горцев, примкнувших к Станнису: «У Красного Рахлу нет силы здесь, здесь сильны только Старые Боги». Заметьте, не материалистское «Нет твоего Рахлу», не авраамистское «Демон твой Рахлу» (такое мог бы сказать септрианин Его Воробейшество, но никак не старобожник), а классически-языческое «Твой Рахлу есть, и он даже бог, но на нашей земле он чужой и бессильный».
- Очень трудно назвать дендрофилов Севера политеистами. Это несколько другое явление. Вот смотрите — сколько старых богов мы знаем поимённо? Нисколько. Есть оборотни, есть Зеленовидцы (внимание! это не сословия!) есть Дети Леса и чардрева. Богов с именами, с деяниями, со сферами обязанностей нет. Нету предания о сотворение мира. Но нету и шаманов, совершающих камлание, нету вечного Тенгри/Тянь, нету тёплого солнышка Аматэрасу, миров горнего, дольнего и преисподней, только сверхрастворитель-лес, в котором остаются души. Есть безымянные духи-предки, есть нимфы (из которых даже не выделились дриады-нереиды-океаниды-наяды) — не те эльфоподобные классические барышни, которых хентаили античные Арагорны, а суровые невидимые существа, которых, сев под чардрево, надо слушать и всячески медитировать на эхо. Не появилось даже таких сословий, которые волю этих духов будут трактовать. Т.о. «Старые Боги» — это самая первобытная форма религии из возможных, где появились кро-ошечные зачатки тотемизма (наш предок — лютоволк, наш — рак, наш — медведь) . Путь до многобожия будет долог и тернист, если он вообще будет.
- Айнритизм из «Князя Пустоты»: поклоняются целому пантеону богов, но при этом имеют собственную Библию — Бивень, собственную церковь, ряженную под католиков — Тысячу Храмов, и даже собственного Папу Римского aka Святейшего Шрайю. Впрочем, самое страшное, что их боги реально существуют и представляют собой запредельно жутких и злобных сволочей. Возможно, именно из-за поклонения данным тварям (некогда бывших одной-единственной тварью) мир Эарвы и представляет собой кромешный ад.
- «Сага о копье»: светлый бог-воин Паладайн, бог равновесия Гилеан и темная богиня Такхизис почитаются как минимум на целом большом континенте веками подряд. Да ещё у каждого имеется порядочный пантеон младших коллег: с Паладайном сотрудничают целительница Мишакаль и забияка Кири-Джолит, к Гилеану приписан кузнец Реоркс, к Такхизис — морская владычица Зебоим и хозяин загробного мира Чемош, и это далеко не полный список. Луны на небе — тоже боги соответствующих школ магии и приписаны к пантеонам соответствующего цвета. Притом на момент событий саги мир находится в состоянии средневекового упадка, а пик славы богов был лет этак триста-четыреста назад…
- В мюзикле по мотивам, «Последнее испытание», религия сильнее приближена к Хрустальному Дракону: равновесная составляющая вычеркнута полностью (если не учитывать фанон на тему Летописца, в мюзикле названного «слугой Времени»), боги кроме Паладайна и Такхизис упоминаются лишь однажды, а Паладайн приобретает такие черты христианского Бога, как всемогущество и табуирование имени.
- Лоис Макмастер Буджолд, Шалионский цикл — богов пять: Отец, Мать, Дочь, Сын и Бастард. Каждый покровительстует своей категории людей: Отец — отцам и вообще мужчинам солидного возраста, Мать — родившим женщинам, младенцам и старухам, Дочь — девушкам, Сын — юношам, Бастард — разным неприкаянным людям, сиротам и гомосексуалам. В некоторых странах Бастарда считают демоном.
Сетевая[править]
- «ELLC» — общеизвестный всемирный пантеон богов (и иерархия демонов).
- «Mother of Learning» — боги сотворили мир, лишили свободы Первичных Чудовищ, создали систему посмертия, разбросали по миру божественные артефакты (разной убойности), оставили ангелов «на дежурстве» (и мелких демонов за гранью мира) и … ушли. Эта история и принципы взаимодействия с потусторонним общеизвестны и едины для всего мира и всех разумных видов, причём наличие у всех разумных бессмертных душ является общеизвестным (и проверяемым) фактом магической науки.
Комиксы[править]
Веб-комиксы[править]
- Order of the Stick — здесь боги часто участвуют в повествовании, и поэтому подробно описаны. Всего есть три пантеона, соответствующие нашим скандинавскому, шумерскому и китайскому зодиакальному (раньше был ещё четвёртый пантеон, подобный греческому, но его съело чужеродное чудовище). В каждом регионе мира почитается один пантеон, а другие известны, но по большей части игнорируются. Кроме того, у некоторых народов есть свои боги, которые вознеслись из героев и были приняты в соответствующий пантеон. И есть уникальный случай — божество Тёмный, которому поклоняются гоблиноиды и который не принадлежит ни к одному пантеону.
Видеоигры[править]
- Fallen London — три бога моря: Камень, Шторм и Соль. Почитаются везде. Где-то один из богов, к примеру, Камень у Пресвитериата, почитается больше. Однако, кроме них есть и другие боги, местные, к примеру, бог замка Царееда, которому в этом замке можно приносить жертвы и получать разнообразное вознаграждение. Да и культы трех основных богов моря на отдельных островах могут быть своеобразными.
- «Аллоды» — культ Тенсеса и Скракана у Лиги и Троичный у Империи (они же плюс отец нации Незеб). В роли святых — Двенадцать Покровителей, спасшие мир от порабощения Астралом. Что-то среднее между христианством, языческим пантеоном и гражданской религией. Проходя сюжетную цепочку за имперца, вы узнаете от самого Яскера, что покровители на самом деле — миф, созданный для мобилизации народных масс. Но автор правки не играл за Лигу: возможно, у канийцев иная и не менее обоснованная точка зрения, а хадаганцы, по их мнению, врут как дышат.
- Автор этой правки, игравший за Лигу, подтверждает: покровители — действительно миф. Но само явление реально, а по законам мира поклонение придаёт его объекту силу, так что на данный момент миф очень близок к реальности.
- Gothic: во всём мире поклоняются трём богам — Инносу, Аданосу и Белиару. Первый — бог огня и света, второй — воды и равновесия, третий — бог Тьмы, покровитель орков, асассинов и чёрных магов. При этом храмы и монастыри магов Огня также напоминают католические.
- Crusader Kings 2. Достаточно мощный правитель-язычник может провести «языческую реформацию», сформировав таким образом организованную религию. Зунизм, тенгрианство, скандинавское, фино-угорское, балтийское, славянское, африканское, греко-римское и… ацтекское язычества на выбор.
- В третьей части все стало еще интереснее, с учетом того, что вы можете даже принять в свой пантеон Христа, Яхве или признать особую роль за пророком Мухаммедом или Буддой, выбрав догмат «синкретизм» с соответствующей религией.
- Bastion. Аборигены-ýра и пришельцы-цейлы пришли к одинаковым богам.
- The Elder Scrolls — Культ Девяти (впоследствии — Культ Восьми), официальная религия Империи и, как следствие, самая распространённая религиозная конфессия в Тамриэле. Что любопытно, это не только унифицированное, но и синкретическое язычество: основавшая его королева Алессия намешала туда богов из нордского и айлейдского пантеонов, а бог Аркей так и вовсе является гибридом атморо-нордского Оркея и айлейдского Заркса.
Настольные игры[править]
- «Warhammer Fantasy Battles»: имперский Культ Зигмара — обыкновенное язычество под обёрткой католического христианства. В наличии инквизиция, крестовые походы, монастыри и монашеские ордена, но при этом имперцы почитают с десяток разных богов и богинь, а местный Папа римский, называемый теогонистом, является не более чем главой культа божества войны, на севере уступая влиянием Ар-Ульрику, главе адептов волчьего бога. Сам же культ Зигмара отпочковался от ульриканства уже после смерти основателя Империи.
- При этом в соседней Бретонии (СФК Франции) все поклоняются одному божеству — Владычице Озера, которая однако даже и не претендует на всемогущество.
- Вообще-то нет. В Бретонии Владычице Озера имеют право поклоняться только аристократы, простолюдинам это запрещено. Молятся местные пейзане Шаллии (даже считают Леди лишь помощницей Шаллии), жители побережья (включая знать) уважают морского бога Маннана, обитатели лесных районов славят Таала, жулики призывают помощь Ранальда, популярного бога-трикстера Старого Света, робингудствующие благородные разбойники-херримауты взывают к богине правосудия Верене, а Морр как бог мёртвых и тут имеет распространение. Так что пока знать молится Леди, неблагородные полагаются на старых божеств, которым молились ещё до Жиля ле Бретона.
- В Эсталии и Тилии большей частью молятся афиноподобной деве-воительнице Мирмидии. Поскольку она ещё покровительница ремёсел, искусств и высокого, а не только богиня войны, то это и неудивительно. В Империю же проник лишь военный аспект вместе с Рыцарями Сияющего Солнца. Особой популярностью, кроме южных провинций, она не обрела. Кое-где на юге Бретонии Мирмидию среди знати тоже уважают, но ей не сравниться с почитанием Леди. Вместе с этим, среди ратников-простолюдинов Мирмидия там последнее время становится популярной.
- В снежном Кислеве государственная религия это культ бога-медведя Урсуна, но есть также Даж, Тор и несколько других богов, включая имперских Ульрика и Таала, которые едва не вытеснили захиревший после Великой Войны с Хаосом медвежий культ. Стараниями царя Бориса Бокхи, все вернулось на круги своя. После смерти Красного Царя на трон взошла его дочь Катерина, в отличии от отца, не являющаяся верховным жрецом Урсуна, но нынешний иерарх не пытается вести свою игру.
- После возрождения сеттинга в виде Warhammer The Old World — ещё как ведёт: верховный патриарх Косталтын, глава культа Урсуна, пытается укрепить свои влияние и власть над народом, так как опасается, что Катарина, как ледяная ведьма, является сторонницей старых до-унификационных обычаев, и боится, что она порушит организованность Великого Правоверия (так называется кислевитское унифицированное язычество).
- При этом в соседней Бретонии (СФК Франции) все поклоняются одному божеству — Владычице Озера, которая однако даже и не претендует на всемогущество.
- Dungeons & Dragons, товарищи. Куча миров разной степени проработанности, в которых дай Бог чтобы встретился один-два монотеизма. Это интересно. Самый известный сеттинг, Забытые Королвства, пестрит таким количеством богов, что новичок может невольно принять Ислам/веру Христову/пройти гиюр. И вокруг каждого бога вращаются толпы орденов, сект, бомжей с дробовиком и т. д. Стоит привести примеры пантеонов.
- Warhammer 40,000:
- Эльдар, всех расцветок. Изначально поклонялись пантеону богов по областям ответственности. После рождения Слаанеш от пантеона остались богиня жизни Иша, бог-трикстер Цегорах и останки бога войны Кейна. Путём мифопеи создали бога смерти и посмертия Иннеада.
- Хруды, единоверцы эльдар, за исключением того, что добавляют в свой пантеон собственного хрудского бога, Куа.
- Эльдар, всех расцветок. Изначально поклонялись пантеону богов по областям ответственности. После рождения Слаанеш от пантеона остались богиня жизни Иша, бог-трикстер Цегорах и останки бога войны Кейна. Путём мифопеи создали бога смерти и посмертия Иннеада.
Реальная жизнь[править]
- С прикрученным фитильком — язычество древней Руси после попытки князя Владимира его структурировать с Перуном во главе. С фитильком, потому что структура так и не устоялась.
- А вот у поморских славян троп неплохо работал, хоть и тоже с прикрученным фитильком. У каждого племени были свои боги, но храмы Арконы и Ретры с идолами Святовита[3] и Радегаста-Сварожича[4] были священны для всех.
- То же самое работало и в Древнем мире: в походах на Урарту ассирийцы от души грабили храмы главного урартского бога Халди — но пальцем не трогали храмы бога Грозы Тешуба, «резонно» считая, что Тешуб — попросту одно из многочисленных имен их собственного бога Грозы Адада.
- Неоязычники (виккане, асатру, ромува и т. д.) любят додумывать чёткую схему для родной веры. Особенно отличились родноверы, иногда даже использующие откровенную подделку, выдаваемую за памятник древней литературы — Велесову книгу а теперь ещё и Славяно-Арийские Веды и деконструкция их в книгах Левашова — они вполне осознают, что это лишь подделка, но всё равно соглашаются на неё, потому что раз из источников известно мало[5] не помешает самим придумать, а тут есть готовый материал.
- С родноверами не всё так однозначно. Ещё в 2012 году главные объединения российских язычников — Круг языческой традиции и Союз славянских общин — приняли соглашение о признании псевдонаучными и наносящими вред возрождению «славянской веры» всех этих вед, велесовых книг и тому подобного. Те из язычников, которые на полном серьёзе верят в эти сказки, считаются у членов указанных объединений маргиналами. Что касается непосредственных адептов Хиневичей и Асовых, то они даже никогда не называли себя ни язычниками, ни родноверами, они «древлеправославные староверы-инглинги» и прочие сторонники «русского ведизма».
- Что, впрочем, не отменяет того, что их собственная система всё-таки подходит под троп.
- С родноверами не всё так однозначно. Ещё в 2012 году главные объединения российских язычников — Круг языческой традиции и Союз славянских общин — приняли соглашение о признании псевдонаучными и наносящими вред возрождению «славянской веры» всех этих вед, велесовых книг и тому подобного. Те из язычников, которые на полном серьёзе верят в эти сказки, считаются у членов указанных объединений маргиналами. Что касается непосредственных адептов Хиневичей и Асовых, то они даже никогда не называли себя ни язычниками, ни родноверами, они «древлеправославные староверы-инглинги» и прочие сторонники «русского ведизма».
- В очень необычном варианте, но ситуация с религией в созданной Чингиз-ханом империи непосредственно после создания. Монголы воспринимали всех "местных божеств" (включая Иисуса, Мухаммеда и т.д.) как реально существующих и потенциально полезных, если к ним хорошо относиться (и опасных, если их злить), поэтому государственная религиозная политика сводилась к идее поддержки любого сколько-нибудь популярного культа, который удастся обнаружить на захваченных территориях. В целом срабатывало (например, одной из причин выбора Александром Невским "промонгольской" ориентации считается как раз то, что монголы, в отличие от других претендентов, не пытались насаждать на Руси какую-либо нетрадиционную религию).
- Балтийское язычество у пруссов и в Великом Княжестве Литовском. Был даже свой аналог Папы для всех балтских племён — Криве Кривейта с престолом сначала в прусской Ромуве, а потом в Вильно (хотя возможно, его роль была преувеличена хронистом с целью поучительного противопоставления язычества и христианства или по ошибке из-за созвучия названий Рима и Ромува).
- Как нам показывает пример верховного понтифика (pontifex maximus), наличие формального первосвященника вовсе не означает унифицированности религии, а в унифицированность балтского язычества, у которого определённо не было даже единого корпуса священных текстов, поверить трудно.
- Индуизм же!
- Разве что в «экспортном» варианте кришнаизма. В Индии же единой системы верований нет, в разных регионах одному и тому же богу могут поклоняться по-разному, при этом где-то считать каких-то богов аватарами одного божества, а где-то нет, плюс множество чисто местных культов, иногда ограниченных пределами одной деревни.
- Тем не менее в индуизме есть консенсус, предполагающий, что все боги в конечном счёте являются эманациями (аватарами, аватарами аватар, соаватарами, ипостасями и т. д.) одной сущности — Ишвары (не считая философии пары совсем уж архаических школ, состоящих из полутора брахманов). Различие между разными течениями индуизма состоит в том, какого именно бога считать Ишварой — Вишну, Шиву или Шакти (в древности ещё были варианты с Ганапати и Сурьей). Смарты полагают, что личностного бога, от которого исходит всё, не существует, это место в их философии занимает безличный абсолют, но концепцию Ишвары принимают и они, полагая, что лицо Ишвары зависит от личностного восприятия верующего.
- Разве что в «экспортном» варианте кришнаизма. В Индии же единой системы верований нет, в разных регионах одному и тому же богу могут поклоняться по-разному, при этом где-то считать каких-то богов аватарами одного божества, а где-то нет, плюс множество чисто местных культов, иногда ограниченных пределами одной деревни.
- Годным примером устоявшейся структуры может послужить японская традиционная религия — синтоизм. Островитяне поклоняются ордам духов, богов и божков, умерших предков, распространённой практикой является обожествление людей, а сама вера испытала сильное влияние буддизма, но по-прежнему самобытна и самостоятельна.
- Это характерно только для синтоизма эпохи Мэйдзи (начиная с 1868 года). Именно тогда буддийским священникам запретили отправлять службы в синтоистских святилищах, четко разграничили буддизм и синто, в 1871 году организовали министерство по делам синтоистской религии, поделили все храмы на семь разрядов и вообще всех построили. Так-то с эпохи Сэнгоку Дзидай (когда всё более-менее оформилось) до конца эпохи Эдо (когда правительство решило опереться на синто в пику забравшим больно много на себя буддийским монастырям) синтоизм и буддизм существовали в неразрывном симбиозе, (крупные) боги Синто считались буддами и наоборот, а службы часто проводились в одних и тех же храмах.
- В схожем состоянии в своё время пребывала религия в Римской империи, только, конечно, вместо буддизма были восточные культы вроде митраизма и манихейства, а также множество философских течений. При этом мифология, большинство традиций, культура и письменность коренных народов, как правило, сохранялись. Иберское, древнеримское, классическое греческое, кельтское, германское, финикийское (на Мальте), египетское, дакское, армянское и даже месопотамское язычество вполне уживались в стране, не стремясь распространять свое влияние повсеместно. Положение изменилось только при императоре Константине, выбравшем именно христианство привилегированной госрелигией, поскольку к концу гражданской войны он был на мечах с последователями всех прочих религий. Как итог его стараний — уже при Феодосии I вся старая культура была практически уничтожена, а христианство стало единственной дозволенной верой, претендовавшей на верховенство в обход кесарей и де-факто получившей его при Феодосии II. Светская власть приказала жить долго и счастливо, и всё заверте…
- Юлиан Отступник пытался унифицировать римское язычество, прекрасно видя преимущество христианской унификации. Если бы у него всё получилось, его бы запомнили, как Юлиана Философа.
- К тому времени над римским язычеством уже больше нескольких столетий существовала митраистская надстройка, где все языческие боги считались в достаточной мере независимыми и личностными аспектами единой и безличной силы, причем сам Митра был не верховным божеством, а такой же обладающей волей и автономией ее частью, как Посейдон или Осирис. Такая структура обладала чрезвычайно высокой мобильностью и способностью впитывать в себя другие религии, унифицировать по-христиански ее не было никакой нужды.
- Юлиан Отступник пытался унифицировать римское язычество, прекрасно видя преимущество христианской унификации. Если бы у него всё получилось, его бы запомнили, как Юлиана Философа.
- Иранский зороастризм периода Сасанидов — унифицированная государственная религия с каноном священных книг, строгой иерархией священнослужителей, гонениями на христиан и иудеев и множеством богов.
- Тут, правда, фитилек. Язаты — не боги, а ангелы, которые помогают собственно высшему богу добра — Ахура-Мазде, собственно сами персы (мусульмане тоже) не считают зороастризм язычеством. Аналогично и с темной стороной — Ангра-Майнью и его прислужниками-дэвами. Правда, как раз при Сасанидах придумали Зурвана — добрый и всемогущий первоисточник обоих богов, и зороастризм из худо-бедно стройной концепции впал в классическую проблему теодицеи — «Если бог всемогущ и добр, то откуда в мире столько зла?»
Где НЕ встречается[править]
Да миллион раз же было! Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка? |
- WarHammer 40,000:
- Орки. Формально все орки поклоняются Горке и Морке; фактически представления двух групп орков о Горке и Морке могут различаться так, что это приводит к дракам.
- Порой случались курьёзы: озалупив хаоситскую банду, орки принимали за Горку-Морку отвоёванных у неё идолов Нургла (патамушта башой и зилёный!) или Кхорна (патамушта с оттаким рубилом!) — и начинали им поклоняться, чем неизменно радовали богов Хаоса.
- Империум Человечества. Под определение язычества (поклонение кому-либо кроме Единого Бога) подходит стопроцентно (хотя самого Единого Бога в этой вселенной может и не быть), а вот унификации никакой: многообразный культ Бога-Императора, культ Омниссии с кучей подсект и штучно сохранившиеся атеисты десятитысячелетней закалки. Официально все договорились почитать Императора как единственное благое высшее существо, а вот кому как это понятие дозволяется трактовать — зависит от полезности почитателей.
- Хаоситы полностью оправдывают здесь своё название, даже наиболее организованный культ, распространяемый Несущими Слово, распадается на множество несогласных толков.
- Орки. Формально все орки поклоняются Горке и Морке; фактически представления двух групп орков о Горке и Морке могут различаться так, что это приводит к дракам.
- «Чёрная кровь» Логинова — у каждого племени — свои тотемные духи и свои реликвии. Даже дружественные племена верят по-разному. Более того, в одном племени мужская магия отличается от женской, а разные семьи внутри одного поселения, похоже, более привязаны к разным духам в зависимости от своих занятий.
- TES — Несмотря на влияние Империи и имперского культа, а так же на то, что список божественных сущностей в сеттинге вполне определён, местная религия определённо не унифицирована.
- Имена одних и тех же богов изменяются на местный лад и поклоняются им по разному. А роль Лорхана\Лорхаджа\Шора\Шеззара\Шеора\Сепа (эльфийское, каджитское нордское, имперское, бретонское и редгардское именование соответственно) — это в буквальном смысле тема для холиваров.
- Храмы тоже у всех разные. В Сиродиле — готической архитектуры церкви, называемые часовнями. В Скайриме, например, таких нет — у них архитектура ближе к скандинавской.
- Даже Даэдра (недобрые божества, условно демоны), несмотря на куда большее участие в жизни смертных[6], понимаются разными народами по разному, данмеры, орки и каджиты вообще не считают часть даэра «демонами».
- Аргониане вообще почитают свои божественные деревья Хист и на богов теплокровных, кроме Ситиса, им плевать.
- Правда в рамках одной культуры религия довольно едина, правда у нордов и данмеров есть староверы (отрицающие имперские религиозные традиции и Трибунал соответственно), а у альтмеров, внезапно, набрало популярность поклонении принцу даэдра Боэтии.
- И даже ещё сложнее, но вместе с тем легче. В TES действует так называемый принцип мифопеи, который, если упрощать, имеет следующий смысл: верно то, во что верят смертные. Именно поэтому даэдрические принцы так стремятся «завоевать аудиторию». Алессия, создав культ Восьми, а точнее даже имперцы, поверившие в Восьмерых, создали этим самым новые ипостаси богов, например Акатоша (которого до тех пор не было, а была эльфийская ипостась — Аури-эль). Точно так же можно утверждать, что каждый народ, поклоняющийся разным набором богов в «своём стиле», этим порождает новые и новые ипостаси существующих божеств. Это придаёт скрытый при первом беглом взгляде новый смысл борьбе Талмора с представлением о Талосе как о боге, так как нет ничего хуже для этих фанатиков, желающих вернуть Меретическую эру, чем бог недийского (человеческого) происхождения. Да, в этой вселенной религиозные войны приобретают новый смысл.
- Собственно, реальная жизнь — кроме синтоизма и зороастризма (если его считать язычеством) примеров действительно успешной унификации культов нет. А индуизм и не пытались унифицировать — он как был собранием разнообразных культов, так и остался.
Примечания[править]
- ↑ Если кто-нибудь, разбирающийся в вопросе, назовёт иные основания — милости прошу вносить предложения. Я пока буду утверждать только, что данный троп существует как отдельное явление, а как его отличать от других тропов — может, кто-нибудь скажет лучше. В принципе, язычеством в русском языке положено называть любой политеизм, либо вообще любую не-христианскую религию, но в последнее время это слово обзавелось своей особой коннотацией, раскрыть которую — отдельная сложная задача.
- ↑ Реальное историческое арианство также отрицало отождествление Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа, и таким образом сочетало христианство с многобожием.
- ↑ Он же, в зависимости от транслитерации, Свантевит или Све(н)товит. Верховный бог поморских славян, имевший общие черты с Одином\Велесом (как бог мудрости, «самый убедительный в ответах») и целым сонмом воинских божеств разных народов (как победитель зла и податель благ, само его имя можно истолковать как «воин света»).
- ↑ По ряду источников — реальная историческая личность, обожествлённый основатель племенного союза ободритов. Почитался как бог-защитник и, судя по всему, загробный судья.
- ↑ На самом деле, источников вполне достаточно, но они чрезвычайно разрознены, и их изучение подразумевает долгое и основательное штудирование академической литературы, зачастую труднодоступной, на разных языках, чем очень многим людям лень заниматься.
- ↑ Добрые аэдра потратили слишком много сил, когда создавали мир и потому в жизнь смертных напрямую почти не вмешиваются, почти