Мир — игрушка богов
« | Целые миры била судорога. Бушевали войны, поднимались и рушились целые государства — Хедин и Ракот резались в «Цивилизацию»… | » |
— litforum.ru |
Игра в реальном мире? Квесты, организуемые «сильными мира сего»? Бери выше: что, если весь наш мир — что-то вроде настольной или компьютерной игры, в которую играют высшие сущности, а мы — лишь фишки в их руках?
Часто сочетается с Боги — сволочи.
Примеры[править]
Литература[править]
- Айзек Азимов, «Фамилия на „С“» — поспорили как-то две сущности (для людей малоотличимые от богов), что первая сможет предотвратить ядерную войну на Земле, изменив одну букву в одной фамилии…
- Станислав Логинов, «Многорукий бог далайна» — мир, в котором родился протагонист, создан для развлечения местного дьявола, чтобы тот не приставал к местному Богу. Да, всё настолько плохо, но финал переворачивает жизнь героев с ног на голову.
- Терри Пратчетт, «Плоский Мир» — Боги именно что играют людьми как фишками в настольной игре (и да, игры могут быть разными). Например, Ринсвинд во многом оказался невероятно живуч благодаря тому, что он является любимым персонажем Госпожи (богини удачи). Правда, это не означает беспомощности людей - в "Мелких богах" коллективная вера людей превращает на короткое время Ома в сильнейшее божество Диска, но в диалоге с Брутой он вынужден принять его гуманистические посылы и наводит переполох на Дунманифестине, принуждая всех богов отказаться от религиозных войн.
- Мария Семёнова, «Парадокс Ферми» — не лучшие представители галактической цивилизации выезжают на ролёвку на окраинную планету, заселённую остатками предыдущей ролёвки. Чуть позже начинается галактическая война с враждебными рептилоидами, и теперь уже про вторую ролёвку забывают тысяч на пять лет, а её участники известны нам как древнеегипетский пантеон. Сет не убивал Осириса, это всё рептилоиды!
- Юрий Никитин, цикл «Трое из леса». В финале второй книги Трое приходят к выводу, вынесенному в шапку статьи. В третьей книге, «Трое и боги» Трое участвуют уже на правах игроков.
- Ник Перумов, «Земля без радости» — пусть и не весь Хьёрвард, а только северная часть одного из его материков, но весьма долго была игрушкой для развлечения группы сущностей, не так уж и далеких от божественного уровня. Новые маги, непутевое поколение Истинных магов, устроили из этой несчастной земли для себя реалити-шоу с постоянным противостоянием простых крестьян и разнообразных жутких тварей.
- Кевин Андерсон, трилогия «Игроземье». Хотя сама трилогия рассказывает про ребят, играющих в самодельную настольную игру, а сюжет описывает события, происходящие с персонажами игры, в конце третьей книги выясняется, что сами ребята являются персонажами игры, в которую играют богоподобные сущности
- Дэвид Вонг, книги о Дейве и Джоне — герои подозревают, что мир именно так и устроен (в начале третьего тома даже используется похожая аналогия), но доподлинно ничего не знают; к тому же на деле всё скорее всего куда запутанней, хаотичней и абсурдней — это же Вонг.
- Кен Лю, «Королевские милости» — собственно гражданская война, вокруг которой разворачиваются события книги, произошла потому, что боги у себя на небесах решили сыграть в игру.
- Павел Пепперштейн и Сергей Ануфриев, «Мифогенная любовь каст»: Великая Отечественная война — на самом деле Игра сказочных существ: персонажи русских сказок (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Муха-Цокотуха) играют за СССР, а персонажи западных (Гудвин, Мэри Поппинс, Питер Пэн, Карлсон) — за Третий Рейх.
- Уфолог Джон Киль считал, что люди — игрушки в руках каких-то продвинутых существ, которые в древности представлялись гномами, феями, ангелами и демонами, а сейчас выдают себя за инопланетян. Одна из его книг, пока не переведённая на русский, так и называется: «Disneyland of the Gods».
- Межавторский цикл «Ролевик» — игровым полем для условно хорошего бога Арагорна (за Порядок) и условно плохого Артаса (за Хаос) служит целое Древо Миров, а те самые ролевики для них в лучшем случае козырные карты, а в худшем — пешки, которыми затыкают слабые места.
Сетевая[править]
- Евгений Лотош, метацикл о Демиургах — действие вообще всех романов (кроме приквела про их историю) — на игровых площадках происходит, иногда — после завершения игры брошенных, иногда — виртуальных. Только вот не все Демиурги к Игре относятся только как к Игре а к людям (оркам, троллям, нужное подчеркнуть) как к фигуркам на доске. Но это не мешает принимать участие, иногда — в роли Конструктора создающего полигон или Арбитра. А иногда вообще по основной профессии физика, который пробует помочь разобраться что вообще творится (вся история с Аросиномэ).
- Продолжение «Войны в потемках», «Макет Мироздание» Аннита Охэйо он же - Алексей Ефимов — далекие потомки тех кто успешно свалил с Уарка перед его уничтожением (а до этого — выиграл таки войну дома) теперь развлекаются игрой на местности среди слаборазвитых цивилизаций. А если местным каким то чудом получится выкинуть игроков с планеты и уничтожить резервные копии на орбите, то это проблемы местных, прилетит кораблик в 30 километров и решит проблему, с концами. Сверхразумные ИИ Файау в этих развлечениях принимают активное участие. В итоге прикрыли.
- Попаданческие романы, тысячи их. От немногочисленный произведений, вызывающих вопрос "почему эта литература остается сетевой? Неужели ни одно издательство ее не заметило?" (скажем, "Адашев. Северские земли" Нестерова) до тонн литературного шлака. Как правило, в первой главе книги главный герой погибает, посмертно встречается с богом/демоном/мистической сущностью непонятного генезиса, получает вводную про то, что в мире с красивым названием идет игра между чемпионами/посланцами богов, и отправляется в этот мир. Иногда мотив игры богов на этом заканчивается и дальше начинается безыдейное приключалово, иногда боги пытаются подыграть своему посланцу. Часто сочетается с сеттингом РеалРПГ.
Фанфик[править]
- «Практическое руководство по злу» — Собственно местный мир это что-то среднее между полем боя, реалити-шоу, и игрушкой для злых и добрых богов. Причем настолько игрушкой, что они заточили законы мира так, что он существует и развивается по законам художественных историй, а не логики.
Телесериалы[править]
- Сверхъестественное — для местного всевышнего мир является даже не игрой, а любимой историей, которую он сам же и пишет, играясь с судьбами людей ради собственного развлечения. Причём даже не один мир, а множество разных, которые Бог сначала создаёт, а потом, если они ему наскучивают, бросает, как неудавшиеся черновики.
- Люцифер — и мир, и собственные дети, на что воспринимающий это таким образом Люцифер и злобствует.
Аниме и манга[править]
- Goblin Slayer — буквально: местный фэнтезийный мир был создан как огромная настольная игра для богоподобных существ[1], которые на своём плане бытия устали от разрушительного и бесконечного противостояния друг с другом и решили перенести своё соперничество в более конструктивное русло. Практически вся местная жизнь подчиняется броскам божественных игральных костей, а магия завязана на покровительстве того или иного бога. Убийца Гоблинов, впрочем, не подконтролен богам и постоянно творит что-то неожиданное, невольно руша их далеко идущие планы. Отчего некоторые из них, как ни странно, в восторге — подобный «рандомный персонаж» вносит в «игру» шепотку непредсказуемости.
- «Эти NPC из симулятора деревни могут быть только людьми» — 30-летнему хикки Ёсио однажды доставляют диск с удивительно реалистичным симулятором деревни, где ИИ-персонажи прямо как живые. Правда, все, что может Ёсио делать в игре — раз в реальный день от имени Бога судьбы произносить пророчества, которым жители будут следовать, и в зависимости от их усердия и веры получать очки, которые можно тратить на мелкие и не очень чудеса.
- «Нет игры, нет жизни» — с прикрученным фитильком. Изначально мир не был игрушкой богов, но после войны богов уцелел только не участвовавший в войне Бог Игр. И мир стал игрушкой бога.
- «Umineko no naku koro ni» — с прикрученным фитильком. Эту роль исполняют осколки и игровые доски.
Видеоигры[править]
- В PRG и играх с элементами RPG любят вставлять сценку, где эпизодические персонажи ломают четвертую стену и догадываются, что ими просто играют. Яркие примеры: реплики юнитов Warcrafta и сценка с магами у озера Каленхад в Dragon Age Origins. Частенько в подобных сценках компьютерный юнит искренне интересуется: неужели высшим силам больше нечем заняться?!
- Невышедшая игра «The Story of Joijo»: в демоверсии рассказывается про то, как героя, живущего в фургончике в абстрактной восточноевропейской стране, преследует мафия, и как он от неё скрывается. В конце выясняется, что все его злоключения были шахматной игрой неких богоподобных существ.
- Первый «Discworld» от «Perfect Entertainment» — аналогично первоисточнику Пратчетта; в одном эпизоде бог буквально берёт главного героя, как игральную фишку, и передвигает его в другое место на карте.
- Мор (Утопия) — не совсем богов, конечно, да и не совсем весь мир. Но вот люди — действительно просто игрушки, о чём Гаруспик к удивлению узнаёт в конце своего сюжета.
Музыка[править]
- Клип на песню «Verone» из мюзикла «Ромео и Джульетта» обыгрывает именно эту идею: все события пьесы — это турнир между двумя высшими сущностями, для которых люди — шахматные фигуры.
« | …а на Земле п▒▒▒ец похлеще, чем в аду |
» |
— Министерство Любви «Тринадцатый апостол» |
Прочее[править]
- «Комиссар и Недобитки» — в последнем выпуске показывается что на самом деле персонажи — это фигурки в настольной игре, притом недобитками играет нуб и задрот.
- «Мифологемы священной пионерии» — статейка с разбором творчества Ильи Масодова. Изображённая в романе «Черти» Октябрьская революция объясняется именно такими причинами: это результат противостояния хтонических богов террориста Александра и Владимира «Мы пойдём другим путём» Ульяновых.
Реальная жизнь[править]
- Гипотеза симуляции, согласно которой наш мир является компьютерной программой.
- Все может примерно так и быть, причем даже при отсутствии сущностей, которые бы в эту игру играли.
- А Бог - необычайно умная программа, по которой эта игра и живёт...
- Мысленный эксперимент «Демон Гирина».
- Иногда всё так смешно происходит, что такие мысли в голову и приходят.
Простыня про демона
Этот демон — существо очень экстравагантное: больше всего он любит создавать виртуальные миры и ставить над их обитателями всяческие антигуманные эксперименты. Самый интересный вопрос — какими будут образы богов в их виртуальных религиях.
Возможно, этот демон — просто садист, хотя Гирин не исключал, что это демон пишет диссертацию о том, как его сомнительные опыты влияют на религиозность жителей виртуальных миров. Самый интересный вопрос — какими будут образы богов в их виртуальных религиях. Возникнет ли у обитателей адекватное представление о конструкторе их мира (демоне Гирина) или они придумают что-то весьма далекое от истины (например, всеблагого и любящего творца, воплощающего все лучшие из мыслимых качеств).
Как выяснилось, его миры устроены достаточно просто: в их пространстве присутствуют собственно разумные обитатели и всякая всячина, т. е. предметы, которые, в зависимости от обстоятельств, могут приносить обитателям пользу или вред — смотря как себя с ними вести. Поскольку демон Гирина склонен к садизму, всякая всячина в его мирах довольно коварна: стоит ошибиться — и она разрывает неосмотрительного обитателя на части самым мучительным образом.
Опыты показали, что обитатели виртуального мира, если только им удается наладить разумную кооперацию между собой, создают в ходе кооперации те или иные религии, мифы и космогонии. Свойства всякой всячины объясняли привычками неких особых существ — богов, которые создавали тот или другой ее вид исходя из своих личных предпочтений. Понемногу изучая свой виртуальный мир, обитатели понемногу уточняли представления о свойствах всякой всячины и, соответственно, о характере создавших ее богов. В какой-то момент они обнаруживали, что нет особой разницы, создана ли всякая всячина какими-то богами или она сама по себе как-то появилась и размножилась. Но главным следствием развития познания становилось умение использовать себе на пользу практически любую всякую всячину, даже самые коварные ее разновидности. На этой стадии мир утрачивал для демона Гирина всякую привлекательность, и он продавал его по дешевке какому-нибудь другому демону.
Но в некоторых мирах спонтанно возникал другой поворот событий, делавший такой мир неиссякаемым источником восторгов для демона-садиста. Это происходило в случае, если у обитателей появлялась идея о «всеблагом боге» (ВББ). Религия, созданная на основе идеи ВББ, имела совсем иную космогонию. Всякая всячина в ней априорно подразделялась на давалок (добрая всячина) и кусалок (злая всячина). При этом предполагалось, что ВББ сперва создал только обитателей и давалки для них (безо всяких кусалок). Кусалки появились позже из-за непокорности первых обитателей воле ВББ и представляют собой форму в высшей степени справедливого возмездия, несущего, к тому же, воспитательную функцию — вернуть обитателей в состояние благотворного повиновения воле ВББ. В такой ситуации какой-либо поиск путей полезного использования «кусалок» или нейтрализация вредных свойств «давалок» сразу воспринимался как святотатство — кусалки полагалось принимать со смирением, давалки считать абсолютно полезными, а возникающие несоответствия объяснять греховностью натуры обитателей.
Религии ВББ оказывались настолько выгодны автократам, занимавшим высшую точку в системе общественной кооперации, что они всячески содействовали распространению этих религий. Действительно, эти религии крайне эффективно примиряли обитателей с любыми неприятностями (исходящими как от всякой всячины, так и от самого автократа) — любая беда априорно считалась справедливым наказанием за грехи и приближала к ВББ. Согласно этой религии, даже обитатели, разорванные на части, получали якобы новую жизнь рядом с ВББ в волшебном мире сплошных давалок.
Иногда вера в ВББ и его волшебный мир настолько вытесняла обычные технические приемы воздействия на всякую всячину, что ставила обитателей на грань вымирания. Но даже тогда вера не ослабевала, а наоборот, усиливалась — поскольку обитатели считали все происходящее волей ВББ и ничего не предпринимали, кроме молитв и покаяний все возрастающей интенсивности.
В качестве примера демон Гирина привел исторические факты, когда целые города вымирали от эпидемий, все больше времени молясь ВББ и все меньше внимания уделяя гигиене.
Некоторые такие миры, тысячелетиями балансирующие на грани вымирания, составляют предмет профессиональной гордости демона-садиста, его золотой фонд, жемчужину его коллекции.
С особым умилением демон рассказывал о том, сколько обитателей были заживо разорваны соплеменниками за то, что недостаточно отзывались о творце мира или ставили под сомнение его всеблагость. Из этого демон Гирина делал вывод, что из него вышел вполне достоверный ВББ, никак не хуже других. Он специально акцентировал мое внимание на том, что обитателей, верящих в его всеблагость, никакими силами невозможно было разубедить. Демон, оказывается, выиграл у своего приятеля крупное пари по этому поводу: одного обитателя последовательно лишили всего имущества, истребили всю его семью и, наконец, стали отрывать конечности по одной. Бедняга до последней конечности продолжал молиться Создателю (то есть демону Гирина), называя его всеблагим и всемилостивейшим.
На самом деле, результат такого обсуждения был бы вполне предсказуем. Для любого мира, где есть разумные существа и потенциальная возможность развития, совершенно безразлично, был мир создан добрым божеством, злым божеством, безразличным божеством, или возник сам собой. Это никак не влияет ни на «качество» мира с точки зрения его разумных обитателей, ни на религиозные представления этих обитателей относительно личных качеств богов.