Православие
« | Сїѧ̀ вѣ́ра а҆пⷭ҇льскаѧ, сїѧ̀ вѣ́ра ѻ҆те́ческаѧ, сїѧ̀ вѣ́ра правосла́внаѧ, сїѧ̀ вѣ́ра вселе́ннꙋю ᲂу҆твердѝ. |
» |
— Из постной триоди |
« | Вѣ́рꙋемъ во є҆ди́наго бг҃а ѻ҆ц҃а̀ вседержи́телѧ, творца̀ нб҃ꙋ и҆ землѝ, ви̑димымъ же всѣ̑мъ и҆ неви̑димымъ. И҆ во є҆ди́наго гдⷭ҇а і҆и҃са хрⷭ҇та̀, сн҃а бж҃їѧ, є҆диноро́днаго, и҆́же ѿ ѻ҆ц҃а̀ рожде́ннаго пре́жде всѣ́хъ вѣ̑къ: свѣ́та ѿ свѣ́та, бг҃а и҆́стинна ѿ бг҃а и҆́стинна, рожде́нна, не сотворе́нна, є҆диносꙋ́щна ѻ҆ц҃ꙋ̀, и҆́мже всѧ̑ бы́ша. На́съ ра́ди человѣ̑къ, и҆ на́шегѡ ра́ди сп҃се́нїѧ сше́дшаго съ нб҃съ, и҆ воплоти́вшагосѧ ѿ дх҃а ст҃а и҆ мр҃і́и дв҃ы, и҆ вочл҃вѣ́чшасѧ. Распѧ́таго же за ны̀ при понті́йстѣмъ пїла́тѣ, и҆ страда́вша, и҆ погребе́на. И҆ воскрⷭ҇шаго въ тре́тїй де́нь, по писа́нїємъ. И҆ возше́дшаго на нб҃са̀, и҆ сѣдѧ́ща ѡ҆деснꙋ́ю ѻ҆ц҃а̀. И҆ па́ки грѧдꙋ́щаго со сла́вою сꙋди́ти живы̑мъ и҆ мє́ртвымъ, є҆гѡ́же црⷭ҇твїю не бꙋ́детъ конца̀. И҆ въ дх҃а ст҃а́го, гдⷭ҇а животворѧ́щаго, и҆́же ѿ ѻ҆ц҃а̀ и҆сходѧ́щаго, и҆́же со ѻ҆ц҃е́мъ и҆ сн҃омъ спокланѧ́ема и҆ ссла́вима, глаго́лавшаго прⷪ҇ро́ки. Во є҆ди́нꙋ ст҃ꙋ́ю, собо́рнꙋю и҆ а҆пⷭ҇льскꙋю цр҃ковь. И҆сповѣ́дꙋемъ є҆ди́но кр҃ще́нїе, во ѡ҆ставле́нїе грѣхѡ́въ. Ча́емъ воскрⷭ҇нїѧ ме́ртвыхъ: и҆ жи́зни бꙋ́дꙋщагѡ вѣ́ка. А҆ми́нь. | Веруем во единого Бога-Отца вседержителя, творца неба и земли, всем же видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, единородного, от отца рожденного предвечно, Бога истинного от Бога истинного, рожденного - не сотворенного, единосущного Отцу, коим все сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего Спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Святого Духа и Девы Марии, и очеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день по Писаниям. И вознесшегося на небеса, и сидящего по правую руку Отца. И вновь грядущего со славою, судить живых и мертвых, его же Царствию не будет конца. И в Святого Духа, Господа животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном почитаемого и прославляемого, говорившего через Пророков. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем одно крещение во оставление грехов. Ожидаем воскрешения мертвых, И жизни будущего века. Аминь. | » | |
— Символ веры
|
Православие (также правоверие, калька греческого ὀρθοδοξία — правильное учение[1]) является одной из широко представленных ветвей христианства наряду с католицизмом и протестантизмом. Первоначально сложилось на территории Восточной Римской (Византийской) империи, но как отдельная ветвь христианства окончательно оформляется по итогам раскола 1054 года. Православие рассматривается его иерархами и носителями как исповедание истинной веры, запечатленной в Священном Писании и Священном Предании. Исповедует Никео-Цареградский символ веры без филиокве[2].
Православная церковь не имеет единого центра управления и фактически представляет собой федерацию географически сложившихся поместных церквей (с ХIХ века активно дробимых с появлением новых государств) с формальным первенством Константинопольского (Вселенского) Патриарха. Только отдельных (автокефальных) церквей пятнадцать[3], а есть ещё автономные!
Кроме современной версии православия, функционирует и устаревшая aka Старообрядчество.
Автокефальные церкви[править]
Константинопольская[править]
Первая в диптихе (до отпадения Рима была второй) и одна из самых древних. Также именуется Вселенским патриархатом[4]. Пережила Византийскую империю (в которой патриарх имел власть, сравнимую с императорской, и периодически с ним по этому поводу бодался) и завоевавшую её Оттоманскую (где патриарх тоже входил в правительство, имел ранг трёхбунчужного паши и был фактически министром по делам православного населения). Ныне большая часть паствы Константинопольской церкви находится за пределами канонической территории. В основном исповедуется греческой диаспорой, однако среди прихожан есть представители других этнических групп. Богослужение ведется на византийском греческом и языках стран диаспоры, используется новоюлианский календарь.
- Не стоит называть её «греческой». В узком смысле это слово используется как синоним для Элладской православной церкви, отавтокефаливавшейся от патриарха в Турции с обретением Грецией независимости, в широком — для всех грекоязычных церквей (то есть, помимо их обеих, ещё Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и Кипрская), в расширенном — вообще ко всему православию, в мегарасширенном — ещё и к грекокатоличеству.
Финляндская[править]
Автономная церковь в составе Константинопольского патриархата. Единственная православная церковь, не только празднующая одновременно с католиками и протестантами праздники непереходящего цикла по новоюлианскому календарю, но и придерживающаяся западной Пасхалии.
Александрийская[править]
Вторая по диптиху всех автокефальных церквей. По преданию основана апостолом и евангелистом Марком. Канонической территорией является Африка (хотя этот континент столь велик, что далеко не все православные африканцы принадлежат к ней). Богослужебными языками являются греческий и арабский, а также английский и французский и языки народов Африки. Календарь новоюлианский. По разным данным, количество прихожан насчитывает от 250 до 300 тысяч человек в Египте и до 6 миллионов человек в других странах Африки.
Предстоятель титулуется «Папа и Патриарх Александрийский», что позволяет африканцам невозбранно троллить ватиканских папоманов.
Антиохийская[править]
Третья церковь по диптиху, чья каноническая юрисдикция распространяется на Сирию (в Дамаске, а не турецкой Антакье, и резиденция патриарха), Ирак, Ливан и некоторые другие ближневосточные страны; также есть автономная церковь, прихожане которой — представители диаспоры в Северной Америке. Основателями считаются апостолы Пётр и Павел, что позволяет местным троллить преемника апостола Петра ничуть не меньше, чем александрийцам. Святейший Синод собирается раз в год после Пасхи. Богослужебные языки — греческий и арабский, а также языки диаспоры. Календарь новоюлианский.
Иерусалимская[править]
Четвертая по диптиху[5]. Первым епископом считается апостол Иаков. Каноническая юрисдикция распространяется на Израиль, Иорданию и Палестину, также есть автономная часть на Синайском полуострове — Синайская архиепископия с монастырем святой Екатерины. Богослужебные языки — греческий и арабский, при этом епископат полностью греческий при арабских приходских священниках и мирянах.
Русская[править]
Исторически — родная дочь Константинопольской. Когда та в XV веке пошла на воссоединение с католиками, отделилась от неё, а когда уния развалилась, не подумала возвращаться. После почти полутораста лет незалежного и полупризнанного существования выторговала у греков, сбавивших под турками былой гонор, официальное признание и собственного патриарха с игрищами и блудницами благовестом и монахинями. С осени 2018 года пытается играть в игру «можем повторить», но как далеко зайдёт, пока неизвестно.
Крупнейшая по численности верующих (90 млн человек), пятая в диптихе и имеющая довольно долгую историю как с позитивными, так и негативными событиями. Канонической территорией являются страны бывшего СССР, за исключением Грузии и Армении (в которой Русская и Грузинская церкви действуют паритетно); также есть немало приходов в других странах и автономная церковь в Японии. Хотя название «Русская православная церковь» применялось издавна, закрепилось оно лишь в 1943 году. Основной богослужебный язык — церковнославянский в синодальном изводе, календарь юлианский. По каноническому устройству осуществляет деятельность на основе Священного Писания и Священного Предания, канонов и правил апостолов, соборов и святых отцов, постановлений архиерейских соборов и церковного устава.
Альтернативное, но столь же официальное название — Московский патриархат. Обратите внимание: МП не является частью РПЦ (или наоборот), это просто два разных названия одной и той же организации. Широко употребляемый оборот «РПЦ МП» — не более чем масло масляное. Обоснование: имело смысл, когда параллельно существовала РПЦЗ (…за рубежом), но сейчас она присоединилась к собственно РПЦ.
Русская заграницей[6] (РПЦЗ).[править]
Эмигрантская версия РПЦ (точнее, одна из них, кровно враждовавшая с другими — оставшимися под Москвой и перешедшими под Константинополь, настолько кровно, что в своё время солидная часть представителей РПЦЗ примкнула к Гитлеру). В 2007 г. воссоединилась с РПЦ на правах автономной части. Неприсоединившиеся осколки продолжают существовать и дробиться дальше.
- В РПЦЗ, как и в Антиохийской церкви, существуют общины и приходы, практикующие римский обряд в литургии («наш ответ унии»).
Украинская[править]
Японская[править]
Автономная церковь Московского патриархата. Основана на рубеже XIX—XX веков архиепископом Николаем (Касаткиным), прославленным за это в лике равноапостольных святых. Язык богослужения — бунго (литературный старояпонский).
Приобрела сомнительную известность в ходе Поместного собора РПЦ, избравшего патриархом Кирилла: в интернет-голосование набижала орава весёлых и находчивых, накрутивших голоса за предстоятеля ЯПЦ митрополита Токийского и всея Японии Даниила (Нусиро).
Сербская[править]
Шестое место по диптиху Константинопольского патриархата и седьмое место по диптиху Московского патриархата. Каноническая юрисдикция распространяется не только на Сербию, но и на другие страны бывшей Югославии. В период османского владычества лишилась автокефалии, но уже в 1879 году, после окончательного получения Сербией независимости, автокефалия была восстановлена. Богослужебные языки — церковнославянский и сербский, календарь юлианский.
Румынская[править]
Болгарская[править]
Грузинская[править]
Каноническая юрисдикция этой церкви распространяется на территорию Грузии, а также формально на территории частично признанных Абхазии и Южной Осетии, приграничные территории Турции, некоторые территории Армении и Азербайджана. Также представлена в грузинской диаспоре по всему миру. Принятие христианства в Грузии обычно связывают с легендой об апостольском жребии, а также с деятельностью почитаемой в Грузии святой Нины, трудами которой христианство окончательно закрепилось как государственная религия. Богослужебный язык — грузинский. Возглавляется католикосом-патриархом, при котором действует Священный Синод.
Кипрская[править]
Элладская[править]
Польская[править]
Албании[править]
Чешских земель и Словакии[править]
Украины[править]
Возникла в начале 2019 путём объединения и «легализации» неканоничных УПЦ Киевского патриархата и УАПЦ, а также отдельных епископов и приходов канонической УПЦ (входящей в Московский патриархат). Как и большинство новых автокефальных церквей, возглавляется не патриархом, а митрополитом — на момент создания это антимитрополит Епифаний (Думенко). Формально в настоящее время признана Константинопольской, Александрийской, Элладской и Кипрской церквями.
Америки[править]
В 1970 г. получила от Москвы автокефалию, которая не признаётся Константинополем и большинством других церквей. Около миллиона верующих. Календарь преимущественно новоюлианский, язык богослужения английский.
Так как церкви друг от друга независимы, чтобы церковь A признала церковь B автокефальной и канонической, она должна выпустить специальный указ (по-гречески такой церковный указ называется томос). Но так как автокефальность тесно перемешана с политикой, бывает так, что одна церковь выпускает томос, а другие отмалчиваются. Так, РПЦ не признаёт Константинопольский томос для ПЦУ, Константинополь не признаёт томос РПЦ для Грузинской и Американской церквей, а грузинский томос для Абхазской церкви РПЦ и Константинополь не признают уже вместе.
Околоправославные деноминации[править]
- Р. П. Ц. старообрядческая. Понятие — есть, организации — нет. Сюда относятся все русские православные, порвавшие с официальным культом после реформ патриарха Никона и церковного раскола. За долгие годы образовали два собственных крупных течения, имеющих собственное священство (РПЦС и РДЦ), беспоповскую Древлеправославную поморскую церковь (особенно заметную в странах Балтии) и множество мелких толков — как в рамках течений так и самостоятельных. Некоторые старообрядцы вообще сами по себе, так как утратили связь с любым сколько-нибудь организованным культом. В число старообрядцев теоретически могут по конъюнктурным соображениям затесаться и какие-нибудь новорожденные секты (на самом деле это не так легко, и реальный пример всего один — Апостольская православная церковь в Бурятии, которую старообрядцы быстро погнали, почему им пришлось регистрироваться под крылом АПЦ, см. ниже). В среде старообрядцев существует и аналог униатов — старообрядные приходы РПЦ (до революции назывались «единоверие»).
- Другие секты, отколовшиеся в другое время и по другим поводам.
- В том числе многочисленные «истинно-православные церкви» (ИПЦ) в России, постоянно ссорящиеся и дробящиеся. Считают себя продолжателями катакомбной церкви советских времён, в действительности преемственность весьма косвенная. Иерархия от украинских этнофилетов. Как правило, упоротые монархисты, антиэкуменисты, антисемиты, критикующие РПЦ (РПЦ, Карл!) за либерализм и прозападную ориентацию. Единственное, видимо, исключение — Апостольская православная церковь, собранная вокруг выгнанного из РПЦ священника Глеба Якунина. Впрочем, по общей «доброй» традиции успела раздробиться — для одних (Яков Кротов) женатый епископат показался не слишком православным, для других — непризнание однополых браков не слишком апостольским.
Канонические положения и догматика[править]
В качестве канонических норм православные церкви имеют несколько основных канонических норм и институтов:
- Иерархическое священство, делящееся на епископов, пресвитеров и диаконов.
- Институт монашества, включающий в себя черное духовенство.
- Календарные посты: Великий, Петров, Успенский, Рождественский. Наряду с праздниками составляют литургический год.
Догматика[править]
Вопреки представлениям, будто в православии «всё догматизировано до мелочей», и шагу невозможно ступить, не нарушив каких-то церковных догм, догматов на самом деле совсем немного. А именно то, что постулируется в двенадцати членах Никео-Цареградского символа веры, плюс догматы о наличии двух природ и двух воль у Иисуса Христа, а также догмат об иконопочитании. Все прочие утверждения можно разделять или отвергать, вполне оставаясь при этом в рамках православной веры.
Таким образом, возраст Земли и её форма, сколько насчитывается архангелов и смертных грехов, что есть и что делать во время постов и праздников, в какие дни эти посты и праздники назначаются, как бить поклоны, какой рукой креститься и на какой формы крест молиться[7], как должны выглядеть храмы и по какому обряду нужно служить[8], какой формы рога у сатаны и многое, многое другое никак не оговаривается в православных догматах. Это значит, что утверждать в произведениях, будто электродинамика, теория множеств, футбол или песни Маши Распутиной «противоречили церковным догмам» или даже «бросали им вызов», автор может разве что в очень фигуральном смысле. Немногочисленные церковные догмы затрагивают очень специфический круг вопросов, и упомянутые вещи противоречить им не могут.
Хотя в православии высоко почитается Библия, используется и читается на богослужениях, цитируется в богословских трудах, но, вопреки распространённым представлениям, её не считают источником веры, в отличие от протестантизма. Скорее, напротив: источником Библии считается живущая в людях с древних времён правильная вера. Именно её, а не книги, оставил на земле Бог, по мнению православия, и любой священный текст признаётся таковым лишь в той мере, в какой он не противоречит православным догматам и вере Церкви. «Отнимите у нас священные книги — и мы в короткие сроки напишем новые». Священные тексты не считаются надиктованными Богом буква в букву: Бог, как считается, внушает людям веру, а они уже под влиянием этой веры пишут (или не пишут) послания или поучения, которые считаются (или не считаются) полезными и авторитетными у других православных христиан.
По этой причине у православного христианина, в отличие от представителя ряда других христианских течений, может вызвать непонимание попытка оппонента подловить на том, что у Павла, дескать, о таком-то вопросе сказано иначе. Потому что не факт, что Павел именно здесь всё правильно понимал — если догматы об этом молчат, то всякое может быть, в конце-концов, Павел тоже был человеком и мог ошибаться. По той же причине православная публицистика или проповеди не будут пестрить ссылками на конкретную главу и стих Библии в качестве обоснования любого высказывания, как протестантская литература.
Согласно православным представлениям, никаких существенных заслуг у человека перед Богом быть не может, поэтому Бог в равной степени проливает на каждого свой благодатный свет, то есть божественные энергии (действия Бога)[9], подобно тому как солнце одинаково светит на всех без разбора, кто плохой, а кто хороший. Но как окна бывают мутными и засиженными мухами, и солнца сквозь них не видно, так и многие люди вследствие своих греховных наклонностей стоят, повернувшись к свету задом, не воспринимают и не пропускают сквозь себя льющуюся на них божественную благодать. Святые же в православном представлении — это те люди, сквозь которых, как сквозь чистое прозрачное окно, божественный свет проходит, и они таким образом освещают помещение. От них исходит добро, вокруг них происходят чудеса, их молитвы о нас могут сбываться. Обратим внимание, что источником добра и света в таком понимании является всё равно Бог, а не человек, пусть даже самый святой и положительный.
Поскольку мы из-за своей греховной натуры не можем наблюдать исходящую от Бога благодать непосредственно (а православному человеку прилично считать себя прегрешным, но только не всепрегрешнейшим, дабы, чего доброго, то ли не возгордиться, то ли не впасть в уныние… ну, в общем, не чокнуться от собственной исключительности), то мы воспринимаем её опосредованно — через людей, повёрнутых к Богу более-менее правильной стороной, и прочие материальные объекты, через которые Бог может подавать нам намёки к исправлению. Отсюда более острая, чем у прочих христиан, привязанность православных к определённым личностям (святым и духовникам) и к определённым предметам (иконам, реликвиям и даже частям мёртвых тел), в крайних случаях решительно переходящая ту грань, где становится уже неотличимой от идолопоклонства.
Считается, что в вечной загробной жизни каждый человек получит возможность наблюдать исходящий от Бога свет непосредственно. Это даёт возможность части православных богословов даже говорить, что рай и ад — это не такие специально отведённые места типа санатория за совокупность заслуг и концлагеря за совокупность проступков, а одно и то же место. Просто то, что одному человеку кажется желанным тёплым и приятным светом, другому будет казаться мучительным жгучим пламенем[10]. Собственно, терпеливое и длительное исправление своей природы таким образом, чтоб лицезрение Бога было приятным, а не мучительным, и является целью православного христианина, то есть спасением. Представление же о том, что в рай принимают как в пионеры, за добрые дела, которые должны перевесить плохие поступки, презрительно именуется «юридизмом» и клеймится как тлетворное влияние католического Запада.
Итак, грех в православии принято рассматривать не как аналог преступления, которое влечёт за собой вину и месть со стороны обиженного, а как проявление губительной болезни, которая травмирует и калечит душу самого человека, приводя к духовной гибели. Расхожий образ грешного человека в православных проповедях — пёс, который лижет острую пилу и не может остановиться, потому что пьянеет от вкуса собственной крови. Лечить болезнь, как и обычную, предполагается сочетанием самостоятельных упражнений, в роли которых выступают молитвы, посты, послушания, паломничества, чтение душеспасительной литературы, аскетические подвиги и многое другое, с обязательным принятием медикаментов, в роли которых выступают Святые Дары, то есть Тело и Кровь Христовы, имеющие вид хлеба и вина.
Практическое следствие для авторов — в устах набожного православного персонажа неправдоподобно и фальшиво будет звучать заурядная в массовой культуре угроза «За этот поступок ты попадёшь в ад!» В православии эта фраза не несёт никакого смысла сразу по нескольким описанным выше причинам. Скорее, он в такой ситуации произнесёт что-то вроде «Предатели вроде тебя не спасутся!» или «Такие как ты сплетницы сами лишают себя благодати Божией!» Ещё пример характерной перепалки церковных старушек: «Спаси Господи!!! — Нет, это тебя спаси Господи!!!» Другое следствие состоит в том, что для глубоко воцерковлённого верующего принципиальное и важное значение имеет разделение занятий на «душеполезные», то есть постепенно меняющие натуру человека в правильном направлении, и «душепагубные» — напротив, уводящие от спасения. Ярлык «душепагубного» — это, фактически, синоним слова «табу». Решать, что полезно конкретно сейчас конкретно для тебя в идеале должен хорошо знающий тебя духовник, или же не знающий, но, по общему убеждению, прозревающий тайны чужих душ старец. Если набожный прихожанин говорит, что духовник благословил ему заниматься тем-то и тем-то, это эквивалентно слову «повелел». Фраза же «Старец не благословил мне этим заниматься» означает не то, что он ещё не успел провести какой-то торжественный ритуал благословения из-за занятости, как часто воспринимают далёкие от церковной жизни собеседники, а «категорически запретил».
Всеобщее воскресение и вечная жизнь понимается в православии не как бесплотное пребывание душ в мире нематериальных идей, а именно как телесное воскресение. Вообще противопоставление души как чего-то святого и тела как чего-то грешного, от чего следует избавиться как от тюрьмы, клеймится как манихейская ересь. Ведь грех, как считается, совершается человеческим духом, а не телом, которое лишь послушный[11] инструмент, дарованный человеку Богом, а он плохого не даст. Итак, если смерть — это разлучение тела с бессмертной душой, то воскресение — это получение каждым человеком нового тела, только уже другой системы, лишённого слабостей и недостатков старого. Из этих представлений, например, следует непонятная многим другим христианам склонность православных молиться за уже умерших: ведь время воскресения и Страшного Суда ещё не пришло, и окончательную судьбу человека ещё не поздно изменить.
Обрядовая сторона[править]
Прежде всего, следует разделять обряды и таинства. С точки зрения обывателя — это одно и то же, но с точки зрения веры — разница огромна. Главное отличие, что таинства воспринимаются верующими как содействие (синергия) Бога и человека, причём настоящим совершителем таинства является именно Бог (человек лишь предоставляет «материю таинства»), в отличие от совершаемых людьми обрядов. Всего таинств семь: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство и елеосвящение (соборование). Крещение при необходимости может совершать любой православный христианин в силу царственного священства мирян, рукоположение (посвящение в священнослужители) и освящение мира для миропомазания — только епископы, остальные таинства — иереи (пресвитеры) и епископы.
Большинство православных церквей придерживаются византийского обряда (используемого также грекокатоликами), регламентируя его Иерусалимским монастырским уставом. В различных поместных церквях обрядовая практика может заметно отличаться. Также, как говорилось выше, в канонических православных церквях в незначительной мере (для верующих, исторически связанных с данными традициями) может использоваться дониконовский русский извод византийского обряда, а также западные обряды (римский, амвросианский, реконструированный галликанский, «литургия патриарха Тихона» на основе англиканской службы).
Система богослужений[править]
Богослужения в православных храмах проводятся согласно суточному богослужебному кругу. В церкви сутки делятся не просто на 24 часа, но на восемь трёхчасовых страж. Под каждую стражу прописано своё главное богослужение.
- Первая стража начинается в 18:00 по местному времени. Да, не удивляйтесь, в церкви сутки начинаются с раннего вечера, с опорой на цитату из самой первой главы Писаний: «И был вечер, и было утро — день первый (второй/третий/четвёртый etc)», что похоже на деление суток в Израиле и у заграничной еврейской диаспоры с тем лишь отклонением, что их сутки начинаются на заходе солнца. Главное богослужение первой стражи — вечерня.
- Если ведётся всенощное бдение, то первую стражу начинают с малой вечерни, следом за которой служится собственно вечерня (великая в.), а затем так называемая лития. Кстати о литии: если она выпадает на день, когда нет литургии (о том, когда её лучше не надо, смотри ниже), то она служится как лития об усопших.
- Вторая стража начинается в 21:00 по местному времени. Во вторую стражу служат повечерие.
- Третья стража начинается ровно в полночь по местному времени. Нетрудно догадаться, что во время третьей стражи служат полунощницу.
- Четвёртая стража начинается в 3:00 по местному времени. В четвёртую стражу служат утреню. Это последняя стража ночных (или как говорят в церкви, нощных) часов.
- Пятая стража — это первая стража дневных часов. Она начинается в 6:00 по местному времени. Во время первой стражи в 7:00 служат первый час.
- Если день выпадает на Петров, Успенский или Рождественский пост и объявлена аллилуйная служба, после первого часа служится междучасие. Может служится и заупокойная лития.
- Шестая стража начинается в 9:00 по местному времени. Её начинают с богослужения третьего часа.
- Если день выпадает на Петров, Успенский или Рождественский пост и объявлена аллилуйная служба, после третьего часа служится междучасие.
- Седьмая стража начинается ровно в полдень по местному времени. Её начинают с богослужения шестого часа.
- Если день выпадает на Петров, Успенский или Рождественский пост и объявлена аллилуйная служба, после шестого часа служится междучасие.
- Восьмая и последняя стража начинается в 15:00 по местному времени. Её начинают с богослужения девятого часа.
- Если день выпадает на Петров, Успенский или Рождественский пост и объявлена аллилуйная служба, после девятого часа служится междучасие.
Самое главное богослужение, во время коего и происходит таинство причащения — это литургия. Служить её полагается днём в присутствии священника или ближе к вечерне. Время литургии в каждом храме, за исключением так называемых часовен, где она не проводится вовсе, и на каждый день объявляется отдельно. Не проводится в многодневные посты (Великий, Петров, Рождественский, Успенский), в день перед Рождеством Христовым и в день перед Крещением Господним. Если в храме в день, когда полагается совершать литургию, нет священника, то в таком случае вместо литургии служится обедница. Литургия и обедница относятся к так называемым изобразительным богослужениям.
Также существует и седмичный богослужебный круг, с опорой снова на первую главу Бытия и двадцатую главу Исхода.
- Воскресенье. Первый день творения, а следовательно - первый день церковной недели. Наисвященнейший день в неделе для христиан. Третий день с момента распятия Христова, на который он и воскрес по Писаниям.
- Понедельник. Второй день творения. День ангелов.
- Вторник. Третий день творения. День Иоанна Предтечи.
- Среда. Четвертый день творения. Пост, предательство Христа Иудой Искариотом.
- Четверг. Пятый день творения. День апостолов и святого Николая Чудотворца.
- Пятница. Шестой день творения. Пост, распятие Иисуса Христа. "Первый" день от смерти до воскрешения.
- Суббота. Седьмой день, когда Бог почил. Именно суббота подразумевалась Господом под седьмым днем, когда он объяснял заповеди пророку Моисею. Почитание всех святых и заупокойная служба. "Второй" день от смерти до воскрешения, когда Христос был погребен, его тело было положено в будущий Гроб Господень, поэтому и заупокойные службы назначаются на субботу.
Православный календарь[править]
Православный календарь имеет свои собственные отличия от мирского, за который принято принимать григорианский. Обратить внимание следует хотя бы на то, что православные распределяют свои праздники и посты по смешению юлианского календаря (так называемый старый стиль) с древнееврейским и уж только потом переводят результат на григорианский (новый стиль). По православному календарю определяется порядок таинств и состав богослужений.
Для справки: юлианский и григорианский календари делят год на 12 месяцев от января до декабря. Все январи, марты, маи, июли, августы, октябри и декабри и тут и там составляют 31 день, все апрели, июни, сентябри и ноябри составляют 30 дней, февраль состоит либо из 28, либо из 29 дней — три года подряд 28 дней, и ещё год (такой называется високосным, потому что его число делится на 4) 29 дней. Однако постоянно такое распределение дней в феврале возможно только по юлианскому календарю, поскольку в григорианском календаре помимо таких високосных лет с 29 днями в феврале существуют ещё и високосные века, каждый високосный век тоже раз в четыре века (правило високосного века: число, делящееся на 100, но не делящееся на 400, не является числом високосного года даже несмотря на то, что оно делится на 4). Это вызывает разницу между старым и новым стилем, которая сейчас в XXI григорианском веке, а до этого в XX веке, составляет 13 дней, в XXII составит 14 дней, в XXIII и в XXIV веках составит 15 дней, в XXV веке составит 16 дней и так далее. Вы спросите: а при чём тут древние евреи? Мы вспомянем, что праздники Пасхального цикла, отмечаемые православной церковью, наложены на календарь после праздников Ветхого завета, установленных именно древними евреями.
Распределение праздников[править]
Неподвижные праздники, не относящиеся к Пасхальному циклу, распределены по старому стилю от сентября до августа. Почему так, а не с января по декабрь? На этот раз евреи уже совершенно ни при чём, потому что такой календарь учреждён в Византии-Константинополе-Цареграде, который и стал столицей православия после Великой схизмы церкви, разделившей самую большую на тот момент христианскую деноминацию на католиков и православных. Даты праздников будут указываться вне скобок по старому и в скобках по новому стилю. Важнейшие праздники (входящие в список двунадесятых и великих) будут указаны жирным шрифтом.
Список неподвижных праздников, как их даёт Справочник православного человека:
- 1 (14) сентября. Начало индикта — церковное новолетие. Преподобного Симеона Столпника (около 390—459 гг.) и матери его Марфы.
- 2 (15) сентября. Святителя Иоанна Постника, патриарха Цареградского (595 г.). Преподобного Антония (1073 г.) и Феодосия (1074 г.) Печерских.
- 4 (17) сентября. Пророка Боговидца Моисея (около 1531 г. до P. X.). Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911 г.). Собор Воронежских святых.
- 5 (18) сентября. Пророка Захарии и праведной Елизаветы (I в.), родителей Иоанна Крестителя. Убиение благоверного князя Глеба, во святом крещении Давида (1015 г.).
- 6 (19) сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах).
- 8 (21) сентября. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
- 9 (22) сентября. Святых праведных Богоотец49 Иоакима и Анны.
- 11 (24) сентября. Преподобного Силуана Афонского (1938 г.).
- 14 (27) сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
- 16 (29) сентября. Святителя Киприана, митрополита Московского, всея России чудотворца (1406 г.).
- 17 (30) сентября. Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (около 137 г.).
- 18 сентября (1 октября). Молченской иконы Божией Матери, именуемой «Целительница».
- 19 сентября (2 октября). Благоверных князей Феодора Смоленского (1299 г.) и чад его Давида (1321 г.) и Константина, Ярославских чудотворцев.
- 20 сентября (3 октября). Мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и его болярина Феодора, чудотворцев (1245 г.). Собор Брянских святых.
- 21 сентября (4 октября). Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752 г.).
- 23 сентября (6 октября). Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского (1977 г.).
- 25 сентября (8 октября). Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392 г.).
- 26 сентября (9 октября). Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 100 г.). Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.
- 27 сентября (10 октября). Преподобного Савватия Соловецкого (1435 г.). Священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937 г.).
- 28 сентября (11 октября). Память преподобных отцов Киево-Печерской Лавры, в ближних пещерах почивающих. Благоверного князя Вячеслава Чешского (935 г.). Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского (ок. 1337 г.).
- 30 сентября (13 октября). Святителя Михаила, первого митрополита Киевского (992 г.).
- 1 (14) октября. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Преподобного Романа Сладкопевца (ок. 556 г.). Преподобного Саввы Вишерского, Новгородского (1461).
- 2 (15) октября. Священномученика Киприана и мученицы Иустины (304 г.). Блаженного Андрея, Христа ради юродивого (ок. 936 г.). Праведного воина Феодора (Ушакова) Санаксарского (1817 г.). Благоверной Анны Кашинской (1338 г.).
- 3 (16) октября. Священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского (ок. 96 г.).
- 4 (17) октября. Обретение мощей святителя Гурия Казанского (1595 г.). Собор Казанских святых.
- 5 (18) октября. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев.
- 6 (19) октября. Апостола Фомы.
- 9 (22) октября. Апостола Иакова Алфеева. Праведного Авраама, праотца (ок. 1850 г. до P. X.) и племянника его Лота.
- 10 (23) октября. Преподобного Амвросия Оптинского (1891 г).
- 11 (24) октября. Апостола Филиппа. Собор преподобных Оптинских старцев.
- 13 (26) октября. Иверской иконы Божией Матери.
- 16 (29) октября. Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни.
- 17 (30) октября. Пророка Осии (820 г. до P. X.). Мучеников бессребреников Космы и Дамиана.
- 18 (31) октября. Апостола и евангелиста Луки (ок. 80 г.).
- 22 октября (4 ноября). Казанской иконы Божией Матери.
- 23 октября (5 ноября). Апостола Иакова, Брата Господня по плоти (63 г.).
- 24 октября (6 ноября). Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688 г.).
- 26 октября (8 ноября). Великомученика Димитрия Солунского (около 306 г.).
- 27 октября (9 ноября). Преподобного Нестора Летописца (около 1114 г.).
- 28 октября (10 ноября). Преподобного Иова, игумена Почаевского (1651 г.). Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709 г.).
- 1 (14) ноября. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских и матери их, преподобной Феодотии (III в.).
- 5 (18) ноября. Святителя Ионы, архиепископа Новгородского (1470 г.).
- 6 (19) ноября. Святителя Павла Исповедника (350 г.), патриарха Константинопольского. Преподобного Варлаама Хутынского (1192 г.).
- 8 (21) ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
- 11 (24) ноября. Преподобного Феодора Студита (759—826 гг.).
- 13 (26) ноября. Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (407 г.).
- 14 (27) ноября. Апостола Филиппа. Святителя Григория Паламы (1360 г.), архиепископа Фессалонитского.
- 15 (28) ноября. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Преподобного Паисия Величковского (1724 г.). Начало Рождественского (Филиппова) поста.
- 16 (29) ноября. Апостола и евангелиста Матфея.
- 17 (30) ноября. Святителя Григория Неокесарийского (около 270 г.). Преподобного Никона Радонежского (1426 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского.
- 21 ноября (4 декабря). Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
- 23 ноября (6 декабря). Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263 г.).
- 24 ноября (7 декабря). Великомученицы Екатерины (313 г.).
- 25 ноября (8 декабря). Священномученика Климента, папы Римского (около 100 г.).
- 26 ноября (9 декабря). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731 г.).
- 27 ноября (10 декабря). Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение».
- 30 ноября (13 декабря). Апостола Андрея Первозванного.
- 1 (14) декабря. Пророка Наума (VII в. до Р.Х.). Праведного Филарета Милостивого (792 г.).
- 3 (16) декабря. Пророка Софонии (605 г. до P. X.). Преподобного Саввы Сторожевского (1406 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского.
- 4 (17) декабря. Великомученицы Варвары (ок. 306 г.). Преподобного Иоанна Дамаскина (около 780 г.). Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (1504 г.).
- 5 (18) декабря. Преподобного Саввы Освященного (532 г.).
- 6 (19) декабря. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских (около 345 г.).
- 7 (20) декабря. Святителя Амвросия, епископа Медиоланского (397 г.). Преподобного Нила Столобе́нского (1554 г.).
- 9 (22) декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».
- 10 (23) декабря. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1754 г.).
- 11 (24) декабря. Преподобного Даниила Столпника (около 490 г.)
- 12 (25) декабря. Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (около 348 г.).
- 17 (30) декабря. Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до P. X.).
- 19 декабря (1 января). Мученика Вонифатия (290 г.). Преподобного Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188 г.).
- 20 декабря (2 января). Священномученика Игнатия Богоносца (около 107 г.) Праведного Иоанна Кронштадтского (1908 г.).
- 21 декабря (3 января). Святителя Московского Петра, всея России чудотворца (1326 г.).
- 22 декабря (4 января). Великомученицы Анастасии Узорешительницы (около 304 г.).
- 24 декабря (6 января). Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
- 25 декабря (7 января). Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
- 26 декабря (8 января). Собор Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери Виленской-Остробрамской, именуемой «Трех радостей».
- 27 декабря (9 января). Апостола, первомученика и архидиакона Стефана (около 35 г.). Преподобного Феодора Начертанного, исповедника (около 840 г.).
- 28 декабря (10 января). Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.
- 30 декабря (12 января). Святителя Макария, митрополита Московского (1563 г.).
- 1 (14) января. Обрезание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379 г.).
- 2 (15) января. Преставление (1833 г.), второе обретение мощей (1991 г.) преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
- 4 (17) января. Собор семидесяти апостолов.
- 5 (18) января. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).
- 6 (19) января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
- 7 (20) января. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
- 9 (22) января. Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1569 г.).
- 10 (23) января. Святителя Григория Нисского (около 395 г.). Святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894 г.).
- 11 (24) января. Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника (529 г.).
- 12 (25) января. Святителя Саввы, архиепископа Сербского (1237 г.).
- 14 (27) января. Равноапостольной Нины (Нино), просветительницы Грузии (335 г.).
- 17 (30) января. Преподобного Антония Великого (356 г.).
- 18 (31) января. Святителей Афанасия (373 г.) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (около 1377 г.), родителей преподобного Сергия Радонежского.
- 19 января (1 февраля). Преподобного Макария Великого, Египетского (около 391 г.).
- 21 января (3 февраля). Преподобного Максима Исповедника (662 г.). Преподобного Максима Грека (1556 г.).
- 22 января (4 февраля). Апостола от семидесяти Тимофея (около 96 г.).
- 24 января (6 февраля). Блаженной Ксении Петербургской.
- 25 января (7 февраля). Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389 г.). Священномученика Владимира, митрополита Киевского (1918 г.).
- 27 января (9 февраля). Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438 г.).
- 29 января (11 февраля). Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца (107 г.).
- 30 января (12 февраля). Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого.
- 2 (15) февраля. Сретение Господа нашего Иисуса Христа.
- 3 (16) февраля. Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912 г.). Пророка Азарии (X в. до Р. X.).
- 5 (18) февраля. Святителя Феодосия Черниговского (1696 г.).
- 9 (22) февраля. Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1805 г.).
- 11 (24) февраля. Священномученика Власия, епископа Севастийского (около 316 г.). Преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392 г.).
- 12 (25) февраля. Иверской иконы Божией Матери. Святителя Московского Алексия, всея России чудотворца (1378 г.).
- 14 (27) февраля. Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (869 г.).
- 17 февраля (2 марта). Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612 г.).
- 18 февраля (3 марта). Святителя Льва, папы Римского (461 г.).
- 23 февраля (8 марта). Священномученика Поликарпа Смирнского (155 г.).
- 24 февраля (9 марта). Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи.
- 28 февраля (12 марта). Преподобного Кассиана Римлянина (435 г.).
- 2 (15) марта. Иконы Божией Матери «Державная» (1917 г.). Святителя Арсения, епископа Тверского, чудотворца (1409 г.).
- 4 (17) марта. Благоверного князя Даниила Московского (1303 г.). Перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского (938 г.).
- 5 (18) марта. Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463 г.).
- 7 (20) марта. Священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Ефрема, Василия, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV в.).
- 9 (22) марта. Сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся (около 320 г.).
- 11 (24) марта. Святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (638 г.).
- 12 (25) марта. Святителя Григория Двоеслова, папы Римского (604 г.). Преподобного Симеона Нового Богослова (1021 г.).
- 17 (30) марта. Преподобного Алексия, человека Божия (411 г.).
- 18 (31) марта. Святителя Кирилла Иерусалимского (386 г.).
- 25 марта (7 апреля). Благовещение Пресвятой Богородицы. Преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925 г.).
- 30 марта (12 апреля). Преподобного Иоанна Лествичника (649 г.).
- 31 марта (13 апреля). Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца (1461 г.). Святителя Иннокентия, митрополита Московского (1879 г.).
- 5 (18) апреля. Перенесение мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652 г).
- 12 (25) апреля. Преподобного Исаака Сирина в Сполете Италийском (550 г.).
- 17 (30) апреля. Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478 г.). Обретение мощей преподобного Александра Свирского (1641 г.).
- 19 апреля (2 мая). Блаженной Матроны Московской (1952 г.).
- 21 апреля (4 мая). Обретение мощей преподобного Феодора (Ушакова) Санаксарского (1999 г.).
- 23 апреля (6 мая). Великомученика Георгия Победоносца (303 г.).
- 25 апреля (8 мая). Апостола и евангелиста Марка.
- 26 апреля (9 мая). Святителя Стефана, епископа Великопермского (1396 г.).
- 29 апреля (12 мая). Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286—299 гг.). Преподобного Нектария Оптинского (1928 г.).
- 30 апреля (13 мая). Апостола Иакова Зеведеева. Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского (1867 г.).
- 1 (14) мая. Пророка Иеремии (VI в. до P. X.). Преподобного Пафнутия Боровского (1477 г.).
- 2 (15) мая. Благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 г. и 1115 г.)
- 3 (16) мая. Преподобного Феодосия Печерского (1074 г.).
- 5 (18) мая. Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878 г.).
- 7 (20) мая. Преподобного Нила Сорского (1508 г.).
- 8 (21) мая. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (117 г.). Преподобного Арсения Великого (450 г.).
- 9 (22) мая. Пророка Исаии (VIII в. до P. X.). Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийскихв Бар (1087 г.). Преподобного Иосифа Оптинского (1911 г.).
- 10 (23) мая. Апостола Симона Зилота.
- 11 (24) мая. Равноапостольных Мефодия (885 г.) и Кирилла (869 г.), учйтелей Словенских.
- 12 (25) мая. Прославление священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913 г.). Преподобного Дионисия Радонежского (1633 г.).
- 15 (28) мая. Преподобного Пахомия Великого (около 348 г.). Благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591 г.).
- 18 (31) мая. Память святых отцов семи Вселенских Соборов.
- 19 мая (1 июня). Благоверного великого князя Димитрия Донского (1389 г.).
- 20 мая (2 июня). Обретение мощей святителя Московского Алексия, всея России чудотворца (1431 г.).
- 21 мая (3 июня). Владимирской иконы Божией Матери. Равноапостольного царя Константина (337 г.) и матери его, царицы Елены (327 г.). Благоверных князей Константина (Ярослава) (1129 г.) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Собор Карельских святых.
- 22 мая (4 июня). Память II Вселенского Собора (381 г.).
- 23 мая (5 июня). Обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского (1164 г.). Собор Ростово-Ярос-лавских святых. Преподобной Евфросинии Полоцкой (1173 г.).
- 25 мая (7 июня). Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (около 850 г.).
- 27 мая (9 июня). Праведного Иоанна Русского (1730 г.).
- 29 мая (11 июня). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных».
- 1 (14) июня. Мученика Иустина Философа (166 г.).
- 9 (22) июня. Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского (444 г.). Преподобного Кирилла, игумена Белоезерского (1427 г.).
- 10 (23) июня. Обретение мощей святителя Василия, епископа Рязанского (1609 г.) Собор Рязанских святых. Святителя Иоанна, митрополита Тобольского (1715 г.). Собор Сибирских святых.
- 11 (24) июня. Апостолов Варфоломея и Варнавы.
- 15 (28) июня. Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1461 г.). Пророка Амоса (VIII в. до P. X.). Блаженного Августина, епископа Иппонийского (430 г.).
- 16 (29) июня. Преподобного Моисея Оптинского (1862 г.). Перенесение мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского (2002 г.).
- 18 июня (1 июля). Боголюбской иконы Божией Матери (1157 г.).
- 19 июня (2 июля). Апостола Иуды, брата Господня (около 80 г.). Святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси (1607 г.).
- 23 июня (6 июля). Владимирской иконы Божией Матери. Собор Владимирских святых.
- 24 июня (7 июля). Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
- 26 июня (9 июля). Тихвинской иконы Божией Матери (1383 г.).
- 27 июня (10 июля). Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского (1998 г.).
- 28 июня (11 июля). Перенесение мощей мучеников, бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412 г.). Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (около 1353 г.).
- 29 июня (12 июля). Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67 г.).
- 30 июня (13 июля). Собор славных и всехвальных двенадцати апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.
- 2 (15) июля. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V в.). Святителя Московского Фотия, всея России чудотворца (1431 г.).
- 3 (16) июля. Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1652 г.).
- 4 (17) июля. Святителя Андрея, архиепископа Критского (712 г.). Преподобного Андрея Рублева, иконописца (XV в.). Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии (1918 г.).
- 5 (18) июля. Преподобного Афанасия Афонского (1000 г.). Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422 г.). Преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918 г.).
- 6 (19) июля. Собор Радонежских святых.
- 8 (21) июля. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.). Праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского (1303 г.).
- 10 (23) июля. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625 г.). Преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов (1073 г.).
- 11 (24) июля. Равноапостольной княгини Российской Ольги, во Святом Крещении Елены (969 г.).
- 13 (26) июля. Собор архангела Гавриила.
- 15 (28) июля. Равноапостольного князя Владимира, во святом Крещении Василия (1015 г.).
- 19 июля (1 августа). Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Собор Курских святых.
- 20 июля (2 августа). Пророка Илии (IX в. до P. X.).
- 21 июля (3 августа). Пророка Иезекииля (VI в. до P. X.).
- 22 июля (4 августа). Мироносицы, равноапостольной Марии Магдалины.
- 23 июля (5 августа). Почаевской иконы Божией Матери (1675 г.). Праведного воина Феодора (Ушакова) Санаксарского.
- 24 июля (6 августа). Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1015 г.).
- 27 июля (9 августа). Великомученика и целителя Пантелеймона (305 г.). Преподобного Германа Аляскинского (1837 г.).
- 28 июля (10 августа). Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) — принесена из Византии в 1046 г. Святителя Питирима, епископа Тамбовского (1698 г.). Собор Тамбовских святых.
- 31 июля (10 августа). Священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна (1922 г.).
- 1 (14) августа. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Семи мучеников Маккавеев (166 г. до P. X.).
- 2 (15) августа. Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557 г.).
- 3 (16) августа. Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147 г.).
- 4 (17) августа. Семи отроков Ефесских (около 250 г.).
- 6 (19) августа. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
- 7 (20) августа. Обретение мощей святителя Митрофана Воронежского (1832 г.). Преподобного Антония Оптинского (1865 г.).
- 8 (21) августа. Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566 г.).
- 9 (22) августа. Апостола Матфея (около 63 г.). Собор Соловецких святых.
- 13 (26) августа. Преставление (1783 г.), второе обретение мощей (1991 г.) святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца.
- 14 (27) августа. Пророка Михея (VIII в. до P. X.). Перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского (1091 г.).
- 15 (28) августа. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
- 16 (29) августа. Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944 г.).
- 17 (30) августа. Преподобного Алипия Печерского (1114 г.).
- 18 (31) августа. Мучеников Флора и Лавра. Преподобного Иоанна Рыльского (946 г.), основателя монашества в Болгарии. Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица».
- 19 августа (1 сентября). Донской иконы Божией Матери.
- 23 августа (5 сентября). Священномученика Иринея, епископа Лионского (202 г.).
- 24 августа (6 сентября). Перенесение мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца (1479 г.).
- 26 августа (8 сентября). Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1395 г.).
- 27 августа (9 сентября). Преподобного Пимена Великого (около 450 г.).
- 28 августа (10 сентября). Обретение мощей преподобного Иова Почаевского (1659 г.). Память отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих.
- 29 августа (11 сентября). Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
- 30 августа (12 сентября). Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского (1652 г.). Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского (1724 г.).
- 31 августа (13 сентября). Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (ок. 408 г.) Священномученика Киприана Карфагенского (258 г.). Святителя Геннадия, патриарха Цареградского (471 г.).
Триодь постная: предпасхальные календарные события.
- Неделя (здесь и далее по разделу имеется в виду воскресенье, если контекст не утверждает иначе) мытаря и фарисея (70 дней до Пасхи).
- Неделя о блудном сыне (63 дня до Пасхи) (и вся предшествующая ей седмица).
- Суббота и неделя мясопустные (и вся предшествующая им седмица). «Суббота» — родительская (57 дней до Пасхи). «Неделя» — о Страшном Суде (56 дней до Пасхи).
- Сырная седмица, она же масленица, завершающаяся неделей сыропустной, она же прощёное воскресенье (49 дней до Пасхи). В прощённое воскресенье вспоминают изгнание Адама и Евы из рая за первородный грех — с понедельника следующей седмицы стартует сорокадневный Великий пост.
- 7 день Великого поста: Торжество Православия (42 дня до Пасхи).
- 14 день Великого поста: память святителя Григория Паламы (35 дней до Пасхи).
- 21 день Великого поста: Крестопоклонная неделя (28 дней до Пасхи).
- 28 день Великого поста: неделя преподобного Иоанна Лествичника (21 день до Пасхи).
- 35 день Великого поста: неделя преподобной Марии Египетской (14 дней до Пасхи).
- Лазарева суббота (8 дней до Пасхи) и неделя Входа Господня в Иерусалим (7 дней до Пасхи).
- Страстная седмица (юридически в Великий пост не входит, но фактически его продолжает с некоторыми послаблениями вроде права проводить литургию):
- Четверг — воспоминания о Тайной вечере
- Страстная пятница
- Суббота — сошествие Христа во ад
- Воскресенье — Пасха Христова
Пасха Христова
Центральный праздник — Пасха Христова. Дата таковой у православных определяется в воскресенье после первого полнолуния от весеннего равноденствия и аналогичного праздника у иудеев (Пасха Моисеева), и рассчитывается по хитрой системе уравнений Гаусса с последующим переводом с юлианского календаря на григорианский. По старому стилю ей выпадает день в диапазоне с 22 марта по 25 апреля, по новому — в диапазоне с 4 апреля по 8 мая. Итак, попробуй рассчитать Пасху Христову на следующий год.
Уравнения в системе:
- Y/19=v+a/19, v и a целые числа, a<19, Y — целочисленная переменная для года очередной Пасхи, для нашей задачи диапазон с 1900 по 2099 годы. Откуда взялась константа 19? У евреев високосный год раз в 19 лет, добавляется лишний месяц. Не забываем, что Пасха Христова следует после Пасхи Моисеевой по еврейскому календарю.
- Y/4=w+b/4, w и b целые числа, b<4. Откуда взялась константа 4? А это уже високосные годы юлианского и григорианского календарей.
- Y/7=x+c/7, x и c целые числа, c<7. Пасха Христова должна выпадать на конкретнейший день седмицы, то есть на воскресенье.
- (19*a+15)/30=y+d/30, y и d целые числа, d<30. Константа 30 означает количество дней в месяце. Константа 15 — дни между новолунием и полнолунием, то есть полмесяца. Не забываем, что Пасха Моисеева выпадает на полнолуние.
- (2*b+4*c+6*d+6)/7=z+e/7, z и e целые числа, e<7
- f=d+e
- M=3 при D=f+22 и D<=31, M — месяц Пасхи Христовой по юлианскому календарю, D — её день по юлианскому календарю.
- M=4 при D=f-9
- Если 22=>D>=31 и M=3, то D'=4+(D-22) и M'=4, D' — день Пасхи Христовой по григорианскому календарю на момент XX и XXI веков, M' — её месяц по григорианскому календарю на момент XX и XXI веков.
- Если M=4 и D<18, то D'=D+18 и M'=4
- Если M=4 и D>=18, то D'=D-18 и M'=5
Триодь цветная: послепасхальные календарные события.
- Если Пасху Христову принимать за первый день по Пасхе и первую неделю по Пасхе, то из этого следует, что:
- Светлая седмица — стартует сразу после дня Пасхи, завершается Неделей апостола Фомы, или Антипасхой (2 неделя по Пасхе).
- Вторник второй седмицы по Пасхе — Радоница, день особого поминовения усопших.
- 3 неделя по Пасхе — неделя святых жён-мироносиц.
- 4 неделя по Пасхе — неделя о расслабленном
- 5 неделя по Пасхе — неделя о самарянине
- 6 неделя по Пасхе — неделя о слепом
- четверг шестой седмицы по Пасхе — Вознесение Господне
- 7 неделя по Пасхе — неделя святых отцов Первого Вселенского Собора
- Троицкая родительская суббота — суббота перед 8 неделей по Пасхе, и 8 неделя по Пасхе — Пятидесятница, она же Троица.
Подвижные дни после Пятидесятницы
- День Святого Духа (понедельник после Пятидесятницы)
- 1 неделя по Пятидесятнице (тут правило отсчёта недель по Пасхе уже не действует) — неделя всех святых (к Хеллоуину имеет примерно такое же отношение, как морская свинка к морю и к свиньям)
- 2 неделя по Пятидесятнице — день святых земли Российской
Распределение постов[править]
- Однодневные посты
- Рождественский пост. Заговенье происходит 27 ноября по новому стилю или, если на него попадает еженедельный постный день, то 26, и продолжается до самого Рождества Христова.
- Великий пост начинается в понедельник после Сырной седмицы, то есть первый день пребывания Адама и Евы вне Эдема, послабление на совершение литургии даётся в день входа Господня в Иерусалим, а последним днём поста является день сошествия Христа во ад.
- Петров пост, также известный как Апостольский пост. Начинается на следующий день после Недели всех святых и завершается днём славных и всехвальных апостолов Петра и Павла.
- Успенский пост. Длится две недели до Успения Пресвятой Богородицы.
Примечания[править]
- ↑ Толкование ὀρθοδοξία как «правильное [про]славление [Бога]» — народная этимология, повлиявшая на перевод этого слова на славянские языки, фактически ошибочный. Существует также выбегалловское толкование, согласно которому русское слово «православие» происходит от слов «Правь» и «славить» и существовало ещё к языческие времена. Оно популярно у родноверов (неоязычников, сторонников реконструированной исконно русской (дохристианской) веры), националистически настроенных писателей и общественных деятелей, но для академической науки совершенно анекдотично — хотя бы по причине отсутствия аутентичных свидетельств о «Прави». Ещё одну народную этимологию популяризовал писатель Юрий Никитин в одной из книг своего цикла «Трое из леса»: «…один положил крест с правого плеча, другой — с левого. Они еще не знали, что первый будет зваться православным, второй — левославным, или католиком».
- ↑ Со ссылкой на Третий, Эфесский, Вселенский Собор, запретивший каких-либо новых дополнений в Символ веры, а также по толкованию святых отец (в частности святителей Василия Великого и Григория Богослова), что Никейский (Первый, Никейский Вселенский Собор) и Никео-Цареградский (Второй, Цареградский Вселенский Собор) символы веры суть один и тот же Символ веры, и отсюда выводы: Третий Собор не запрещал Никео-Цареградского символа веры как противного Никейскому, не отменяя его действия во времени, но запретил изменения в Никео-Цареградский так же, как и в Никейский, чем бы там ни парировали католики.
- ↑ По версии Московского патриархата. По версии Константинопольского — до 6 января 2019 года было четырнадцать, так как самостийно дарованных Москвой автокефалий Фанар не признаёт, поэтому Православную церковь Америки до сих пор рассматривает как часть Русской, а Церкви Чешских земель и Словакии дал повторную — каноническую — автокефалию в 1990-х годах. После Томоса, данного Константинополем Православной церкви Украины, счёт сравнялся.
- ↑ Этот факт породил один большой надмозг не где-нибудь, а в Символе веры. В исповедании во є҆ди́нꙋ свѧтꙋ́ю, собо́рнꙋю и҆ а҆по́стольскꙋю цр҃ковь слово собо́рный — это неуклюжая попытка передать смысл оригинального καθολικός, буквально «повсеместный» (да, в этом смысле православные тоже католики). В богословии его иногда прямо транскрибируют как «кафолический», но для Символа веры, который должен быть предельно понятен для всех, кто его исповедует, это не подходило. А другая альтернатива — собственно, «вселенский» — была как раз занята КП (который в оригинале οἰκουμενικός).
- ↑ Если вам показалось нелогичным, что церковь, базирующаяся в центральном для христианства (и не только) городе занимает такое скромное место, то знайте: так и было задумано. Именно потому, что апостолы прекрасно понимали людскую природу и не хотели давать будущему иерусалимскую архиерею лишний повод напыжиться. А если серьёзно, пришедшая в упадок после Иудейской войны церковь снова стала самостоятельным центром только в середине V века, а Рим, Константинополь, Александрия и Антиохия не собирались поступаться первенством новоделу.
- ↑ Пишется без пробела. Эмигрантская орѳографiя така эмигрантская.
- ↑ Да, всё правильно: знаменитый восьмиконечный крест — не более, чем культурная традиция (причём не общеправославная, а местная русская), ибо, согласно православному учению, «крест всякой формы есть истинный крест»; четырёхконечный латинский крест а-ля «крыж» в православии (включая РПЦ) встречается ничуть не реже восьмиконечного и почитается ровно так же. А в церквях греческой традции основная форма — равносторонний четырёхконечный.
- ↑ Есть правила внутреннего устройства церквей (кстати, не так уж отличающиеся от латинских), но правил именно касаемо форм архитектуры нет; поэтому, например, католические и лютеранские кирхи Калининградской области продолжают служить людям в качестве православных храмов. С обрядовой стороной — то же самое (см. по ссылке).
- ↑ Слово «энергия», которое по-гречески значит просто «действие», взято из Библии и испокон веков активно употреблялось в православном богословии, особое значение получив в полемических трудах известного греческого мистика архиепископа Григория Паламы. Ни к привычному для нас использованию этого слова в физике, появившемуся полтора тысячелетия спустя, ни к ньюэйджевской «энергетике» не имеет никакого отношения.
- ↑ Популярно такая точка зрения расписана греческим православным богословом Александром Каломиросом в книге «Река огненная».
- ↑ Или не совсем послушный. Цитата-бастард, приписываемая различным святым, гласит, что тело подобно ослу, на котором душа должна въехать в Царствие Небесное. Однако если ишака недокормить — он подохнет, а если перекормить — будет брыкаться.
- ↑ Иуда Искариот взял тридцать сребренников у первосвященника за предательство Христа именно в среду.
- ↑ Христос, как мы помним, распят в пятницу.