Преддверие того света

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Преддверие того света — «предбанник между мирами». Нам не показывают сам тот свет (из-за его непознаваемости, чудесной невероятности или просто из политкорректности, чтобы никаких верующих не обидеть), а показывают некий скромного вида промежуточный мир, где души готовятся к переходу за грань. Часто фигурируют образы, встречающиеся в реальных видениях людей, переживших клиническую смерть: тёмный тоннель и яркий свет (что обычно объясняется глюками мозга, но это уж как кому нравится).

Примеры[править]

Религия, мифология, фольклор[править]

  • Река Стикс и лодочник Харон, для оплаты трудов которого принято класть монеты в рот покойника. Реже — на его глаза, в этом случае монеты ещё и держат веки (встретиться глазами с мертвецом считается дурной приметой).
    • Подобный персонаж существовал в шумерской и египетской мифологиях.
  • Традиционное представление о святом Петре как о страже врат Рая. Отчасти основано на евангельской цитате: «и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф 16:19).
  • А в каноничном христианстве сами ад и рай, какими их представляет стандартная христианская мифология — только преддверие (часто говорится — «предвкушение») «жизни будущего века». Истинные ад и рай пустуют вплоть до Страшного Суда.

Литература[править]

  • Роман Шекли, «Корпорация „Бессмертие“»: существование душ доказано научно. Удалось точно выяснить, что в момент смерти души большинства людей не выдерживают шока и рассыпаются; но некоторые души сохраняют целостность и разум и попадают в некоторое неописуемое место под названием Порог. Существует аппаратура, позволяющая наладить связь с душами, находящимися на Пороге. С Порога души, когда захотят, вступают в настоящее посмертие, и оттуда уже нет ни возврата, ни ответа. (Никто не знает, что дальше происходит с расколовшимися душами; большинство считает, что они просто мертвы, но есть версия, что они восстанавливаются в посмертии. Проверить это невозможно, так как с посмертием связи нет). Более того, учёные смогли разработать процесс, «укрепляющий» душу ещё при жизни. Укреплённая душа заведомо переживёт смерть и вступит на Порог. Конечно, процесс укрепления стоит очень недёшево.
  • «Гарри Поттер» — в седьмой книге, добровольно подставив себя под заклятие Авада Кедавра, протагонист попадает именно в такое место (для него оно похоже на вокзал Кингс-Кросс) и встречается там со своим покойным ментором.
  • Трилогия о Междумире Нила Шустермана.
  • В «Божественной комедии» Данте упоминается преддверие Ада, где торчат души ничтожных презренных людей, которым нет места в Аду или на Небесах.
    • Это же скорее лимб, нет?
      • Нет. Лимб дальше. В нем находятся благодетельные язычники и некрещеные младенцы. А в преддверии те, кто был настолько жалок, что всю жизнь не мог решиться как на добрые, так и на злые дела.
  • Астрид Линдгрен, «Братья Львиное сердце» — согласно слову божьему (см. вики) после Нангиялы таки есть аналог рая и ада (и отрицательные персонажи после второй смерти попали отнюдь не в рай). То есть сама Нангияла получается таким себе предбанником.

Кино[править]

  • «Байки из склепа» (1972) — заглавный склеп, в котором очутилась пятёрка слушателей (и по совместительству главных героев) баек, на самом деле предбанник ада. Хозяин Склепа[1], не сочиняет истории про своих гостей, и даже не предсказывает им будущее, а лишь напоминает душам грешников, как и почему они умерли, перед тем как отправить их на вечные муки в преисподнюю.
  • «Забытая мелодия для флейты»: переживающий клиническую смерть герой попадает в подобие огромной квартиры, где очень мрачно, дует ветер и находятся умершие люди в ожидании Страшного суда. При этом не совсем понятно, пребывают ли там души ВСЕХ умерших людей, или же новичков запускают на судилище порциями. С одной стороны, герой встречает там своих родителей (они ему объясняют, что каждый перед судом может встретиться с родными людьми), которые беспокоятся за исход суда для героя (он очень плохо себя вел при жизни). С другой - в одной из комнат герой видит Адама и Еву, для которых, по идее, суд должен был состояться уже давно.
  • «Милые кости» (и книга, и фильм): Сюзи убивают в начале истории, и она оказывается в «прихожей» посмертия, откуда наблюдает за земными событиями. И даже чуть-чуть вмешивается в них. Судя по всему, когда она окончательно «отпустит» земные чувства, она проследует дальше, в настоящее посмертие. Впрочем, показанный в фильме «предбанник» с другими детьми и бесконечными играми вполне тянет на рай.

Телесериалы[править]

  • «Твин Пикс»: Черный Вигвам.
  • «Галавант»: во втором сезоне ему посвящена целая песня «прощай», которую поет Смерть и друзья самого умирающего.

Веб-комиксы[править]

  • Order of the stick — «облако». Маленький демиплан, представляющий собой твердое облако. С него небожители наблюдают за смертными, он служит местом ожидания посмертного суда для добрых людей. Также на нём заперты клятвенные духи, такие, как Евгений (Юджин) Гринхилт, до тех пор, пока их потомки не выполнят клятву.

Мультсериалы[править]

  • «Том и Джерри», эпизод Heavenly Puss: шуточная версия примера из религии. С фитильком — Ад всё же показан, Рай (как можно предположить по прозрачным намёкам) не показан по причине поведения Тома.

Аниме и манга[править]

  • «Парад смерти»: предбанник того света представляет собой здание с барами — их нам показано три, и наверняка есть ещё. В этих барах-то и решается, куда отправится покойник — в рай или в ад… Собственно, это и есть весь загробный мир — раем здесь называется отправка на повторное рождение, а ад — просто пустота.

Видеоигры[править]

  • Tales of Monkey Island, пятая игра серии: ближе к финалу игры некоторые герои (включая протагониста Гайбраша) погибают и попадают на Перекрёсток — преддверие настоящего посмертия. Некоторые оттуда отправляются в посмертие; кто-то становится призраком или зомби-колдуном, как ЛеЧак; а кто-то и умудряется воскреснуть. А еще там можно застрять навечно.
  • Тургор: Промежуток — это оно и есть. Наверное.
  • The Cat Lady: Обитель Королевы Червей.
  • Аллоды Онлайн: Чистилище (не игровая условность, а реально существующая в сеттинге локация). Окончательно умершие уходят за гигантские врата, охраняемые Стражем Тенсеса, те же, для кого возможно воскрешение (не слишком повреждённое тело и соответствующие религиозные или научные убеждения), через некоторое время возвращаются в свои тела.
  • Death Stranding: Берег. Собственно, именно как берег моря это место и выглядит, а что на той стороне — не знает никто. Обычно Берег у всех свой, но иногда разных людей может затянуть и на какой-нибудь один.

Примечания[править]

  1. В этом фильме Хозяин Склепа — не тот обожающий каламбуры живой мертвец, которого все знают по одноимённому сериалу, а суровый старик в монашеской рясе, как в оригинальных комиксах.