Дофига загробных миров

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

Тот свет бывает разным. Но обычно это один мир или максимум два — ад и рай. И религия рассматривается одна, а все остальные как бы остаются за кадром или даже открыто объявляются ложными. Однако, бывают и исключения.

Обычно речь идёт о фэнтези, где существует дофига рас, у которых есть соответственно дофига богов. И они все вполне реальны, самостоятельны и держат собственные загробные миры для своих почитателей. В таком случае судьба души после смерти может определяться как чисто расовой принадлежностью (эльфы всегда попадают на свой тот свет, гномы — на свой и так далее), так и верованиями при жизни, а в особо запущенных случаях — причиной смерти (В воинский рай можно только убитым в бою, если кучу битв пережил — всё равно иди нафиг) и даже тем, какой похоронный обряд совершён. Доходит до того, что идёт война пантеонов, в которой высшие силы в открытую делят души и таскают их друг у друга, особенно если это жизненно важно. Реальные религии тоже иногда заставляют быть актуальными все сразу, но тут обычно совмещение идёт большей частью по мифологиям, а подробности посмертия опускают.

Троп может встречаться даже внутри одной религии, если загробная жизнь сильно различается в зависимости от деяний умершего, в точности как описано выше. Мир может быть даже технически один, но поделён на множество секций наподобие кругов ада у Данте.

Родственный троп — Местные боги этой земли, когда явственно поделены владения на этом свете.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Скандинавское язычество, прежде всего, хотя бы на правах попсовости. Все знают про Вальгаллу. Более продвинутые знают про Хель, куда попадают умершие от старости и болезней. А вот что в Вальгаллу попадает только половина воинов, когда вторая идёт в Фольквангр, ещё меньше. А кроме того есть сети великанши Ран для утонувших и много чего ещё вплоть до судьбы духа-хранителя на этом свете.
    • А ещё есть чертоги Гимле для тех, кто просто жил правильно, праведно и творил добро. И их обитатели, в отличие от эйнхериев из Вальгаллы, переживут Рагнарёк. Аутентичность этой детали для скандинавских мифов под вопросом: уж больно похоже на христианский Рай.
  • Буддизм — поскольку здесь действует реинкарнация, «загробных» миров аж шесть: человеческий мир, мир богов, мир асур, мир животных, мир прэтов (голодных духов), и мир нараков (адских существ) — проще говоря, Ад.
  • Греческая мифология. Всем известен Аид, где правит одноимённый бог, но это лишь для простых смертных. Для титанов (и особо отличившихся смертных) загробным миром является Тартар, он находится ещё ниже. А ещё у греков есть свой аналог Вальгаллы — Элизиум, где царит вечная весна. Кроме этого не все души перевозятся Хароном в загробный мир(он ведь не благотворитель, чтобы работать бесплатно, поэтому покойников полагалось снабжать в последний путь монетами, чтобы могли оплатить услуги перевозчика) и вынуждены призраками бродить по земле.
  • Анекдот про отгороженную секцию Рая для православных (или мормонов, иеговистов и т. д.), так как им важно думать, что они тут одни.

Литература[править]

  • Собственно, «Божественная комедия», описавшая круги Ада, этапы восхождения к Раю в Чистилище и небеса внутри самого Рая. Эталонный «фанон» христианства, чей автор заделался в свою очередь эталоном для подобных личностей от более скромных сообществ.
  • Discworld — в Плоском мире все люди после смерти попадают в тот загробный мир, в который верят. Поэтому так важно убивать миссионеров до того, как они расскажут про ад.
  • «Волкодав» — у каждого народа в мире серии свой загробный мир.
  • «Роза Мира» — есть восходящие (Рай и выше) и нисходящие (Ад) слои мира. Более того, сами слои тоже неоднородны. Например, у каждой культуры свой собственный «Рай» (затомис), и «Ад» (шрастр). Всего около 20, начиная с цивилизации Атлантиды. Кроме того, существуют общечеловеческие «Ады» (миры искупления) и создается единый для всех «Рай» — Аримойя, куда попадают те праведники, которые «переросли» даже собственный затомис.
    • Но самая мякотка, пусть и вскользь упоминаемая, в том, что существует множество других брамфатур вроде Шаданакара. И на физическом уровне, в одной только галактике Млечный путь, чуть ли не каждая обитаемая жизнью планета (коих по современным оценкам, может быть весьма немало) входит в состав той или иной многослойной брамфатуры. Учитывая, сколько в известной нам вселенной галактик и вероятно существующих обитаемых миров, выходит, что и брамфатур, содержащих их, великое множество. И в каждой могут быть (или отсутствовать за ненадобностью!) собственные боги и могут действовать собственные распорядки. К сожалению, автор, в силу принадлежности к Шаданакару, почти не уделял внимания вопросам устройства мироздания за его пределами.
  • Метавселенная Рудазова — здесь загробный мир вторичен по отношению к основному и погибнет вместе с ним, случись такая беда. При этом, как раскрывается в «Призраке» каждое большое загробье поделено на маленькие подразделения, соответствующие культуре каждого народа: шумерам Кур, египтянам Дуат, ацтекам Миктлан, славянам Навь, коммунистам Светлое Завтра. Помимо этого, если в мире есть религии глобального масштаба, то их адепты идут обычно не в загробье, а в соответствующие Светлые или Тёмные миры. Впрочем, туда можно попасть и исповедуя какое-нибудь местечковое язычество: так, скандинавский Фольквангр — филиал Саг-Аш-Саг-Ана, располагающегося на Третьем небе у Прекраснейшей.
    • Особенно становится понятен размах, когда в вышеозначенном Светлом Завтра местные покойники во главе с Королёвым и Циолковским запускают в космос ракету, чтобы добраться до внеземных загробных миров и установить контакт с покойниками тамошними. Благо духам ни воздуха, ни пищи с собой везти не требуется.
  • Л.Буджолд, «Проклятие Шалиона» — душу забирает один из богов — Отец Зимы, Мать Лета, Дочь Весны, Сын Осени и Бастард. Причем кто забрал душу, в тот храм и несут дары родственники, так что между жрецами наблюдаются форменные войны за богатых покойников.
  • Святослав Логинов, «Свет в окошке» — загробный мир один для всех, не взирая на религиозную принадлежность и деяния при земной жизни. Но время пребывания в этом мире ограничено количеством воспоминаний, которые человек оставил после себя. Каждое воспоминание ещё живущих оборачиваются монетой, которой надо платить за загробное существование. Пока вспоминают, человек существует, когда окончательно забывают и платить становится нечем — человек обращается в пыль, в ничто.
  • Цикл «Реквием для хора с оркестром» от Антона Твердова — дофига загробных миров, а первый -наша Вселенная. Главный герой надеется, пройдя все миры, вернуться в исходную точку(на Землю то есть) и ожить.
  • Рик Риордан, серия «Магнус Чейз и боги Асгарда» — главный герой умирает в начале книги и попадает в отель под названием «Вальгалла» — реальный загромный мир для тех, кто умер в бою, если ссылаться на скандинавские верования. Главным богом в Вальгалле считается Один. На территории Вальгаллы любой его житель (эйнхерий, те самие войны) может умирать бессчисленное колличество раз, что они и делаю, чтобы подготовиться к Рагнароку — последней битве во время Конца света. Другими загромными мирами являются Хельхейм и Фольксвангр. Первым управлянт богиня мертвых Хель, в этот мир попадают погибшие мирной смертью; сложности расспределения погибших войнов между Валльгалой и Фольксванггром так и остаются неясными. И те и другие будут сражаться в день Рагнарока на стороне богов, именно тогда они все умрут окончательно. Помимо этого, главные персонажи всеми путями пытаются отсрочить Рагнорок, дабы продлить время существования этого мира.

Телесериалы[править]

  • «Зена — королева воинов» (1995) — судя по всему, для каждой религии своё посмертие. Кроме Аида с Тартаром, показан ещё специальный загробный мир для амазонок (туда попадает Габриэль после одной из своих смертей) и нечто загробно-авраамическое с возможностью даже получить повышение до ангела.
  • «Сверхъестественное» (2005) — дофига не дофига, а всё-таки пять вариантов загробного существования: Рай для праведников, Ад для грешников и совершивших сделку с демонами, Завеса — промежуток между миром людей и загробным миром, где остаются призраки, не попавшие в первые два пункта назначения, Чистилище для монстров, и Пустота для ангелов, демонов и нефилимов.

Мультфильмы[править]

  • «Сага о Бьорне» (The Saga Of Biorn). Главный герой короткометражки именно что ищет славной смерти в бою, чтобы попасть в Валгаллу, но не складывается. А когда сложилось, похоронили его по-христиански, и попал бедный викинг в рай за спасение монастыря от великана. Судя по огромной карусели ворот загробных миров, там и не такое было возможно, аля вот так.
    • Герой не христианин, и рай выглядит серым и унылым. Так что герой попал в лимб.

Комиксы[править]

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Первый отряд — Лёня, встречая Надю в Сумрачной Долине, говорит, что «есть ещё другие такие места».

Видеоигры[править]

  • Вселенная The Elder Scrolls — Совнгард для павших в бою нордов, Этериус — для имперцев и бретонцев, Далекие берега для Редрагдов, Звездные пески — для каджитов… не считая планов даэдра, куда отправляются служители соответствующих культов. Немного чисел: больших планов Обливиона шестнадцать, сколько малых планов — неизвестно. Точных чисел по количеству планов Этериуса нет, известно только, что он намного больше Обливиона.
    • Вернее Этериус для всех, кроме призраков, даэдрапоклонников и пойманных в чёрные камни душ, просто для различных рас он разный.
  • Вселенная World of Warcraft — умерший проходит посмертный суд Арбитра, и распределяется в один из пяти загробных миров (в нескольких роликах показывается большее число порталов, но игроки могут посетить только пять основных). Бастион — для достойных и праведных, Малдраксус — для тех, кто посвятил себя войне во всех её проявлениях, Арденвельд — для почитателей природы, Ревендрет — для порочных, но заслуживающих искупления. По итогам душа может переродиться и вернуться в мир живых или стать обитателем этого мира. Если же ни один мир не подошел — душу ждет Утроба (смесь шеола с адом) и вечные страдания. Нарушению естественного порядка вещей из-за смерти Арбитра посвящено дополнение Shadowlands.
  • Touhou Project — сеттинг основан на синтоистской и буддистской мифологии, поэтому загробных миров здесь много, причём, судя по всему, показаны ещё были далеко не все. Есть река Сандзу, по которой перевозят души из мира живых на тот свет, и которая уже сама по себе является загробным миром для полностью водных существ, вроде рыб. На её берегу со стороны мира живых расположен Детский Лимб, куда попадают души мертворождённых детей. На другом же берегу находится Хиган — бескрайняя цветочная поляна, где души умерших дожидаются загробного суда. Просветлённые (до или после смерти) попадают на Небеса и становятся небожителями. Те, кто ничего особенного не сделал, отправляются в Мир мёртвых, где будут спокойно ждать перерождения. Грешники же попадают в Ад, где их мучают демоны-Они, причём в Аду есть отдельное место для самых страшных грешников — Авичи, где нет ничего, кроме бескрайней пустоты. А ещё есть Мир зверей, куда попадают души животных и некоторых людей (судя по всему, и те и другие — тоже грешники, так как часть животных попадает и в Мир мёртвых, а сам Мир зверей является одной из разновидностей Ада, построенной на социал-дарвинизме).
  • DEADBOLT - Кроме обычного Ада, нашего мира и Рая есть промежуточные миры, где творится всякая дичь. И в таком вот мире между Адом и Землей мы в роли Жнеца и выносим переполнившую мир и сбившуюся в разные ОПГ нечисть...

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy — во все поля. Своё Царство Душ у людей из Нехекары, свой тот свет у Морра, которого почитают по всему Старому Свету (причем он распределяет и души умерших поклонников других «светлых» богов), свой воинский рай у Зигмара, Ульрика и Мирмидии. Отдельный загробный мир есть у эльфов, причём, возможно, не один. И у гномов. И у орков тоже. И, конечно же, боги Хаоса, которые пытаются тащить к себе всех подряд.
  • Warhammer 40,000 — как такового загробного мира во вселенной Вахи и нет, но есть крайне мутные намёки на посмертное существование. Например, известно, что Нургл заключил в плен дух приёмного отца Мортариона, при том, что до своей смерти Мастер Войны и так был нежитью, никакому Нурглу никогда не поклонялся и погиб вовсе не от его последователей. Известно, что псайкеры могут призвать дух умершего из Варпа, но это не сам дух, а нечто вроде воспоминаний мёртвого. Известно, что демоны любят пожирать всевозможные души, но не ясно, является ли это окончательной аннигиляцией. Известно, что Слаанеш очень любит поглощать души эльдар, лишая их посмертия, но души прочих существ ему, вроде как, без надобности. Даже есть намёки, что некоторые умершие сами становятся демонами. Ну и лимбоподобный Бесконечный круг на мирах-кораблях не забываем.
    • Строго говоря в Варпе существует множество планет, находящихся в нём целиком, а по местной классификации планеты называются именно что мирами. Да к тому же домен каждого из Большой Четвёрки можно рассматривать, как отдельный мир. Так что тут скорее не столько дофига отдельных загробных миров, сколько полноценная загробная мультивселенная.
  • Warhammer Age of Sigmar — когда впервые зародились Смертные Владения, в Шаише появилось множество загробных царств, каждое со своим местным божком. Потом Зигмар пришёл, нашёл и освободил Нагаша, который принялся подминать весь Шаиш под себя, поглощая или уничтожая все остальные местные божества и объединяя все загробные царства в своё владение. Несожранным остался лишь Морр, который после разрыва Зигмара с Нагашем стал патроном одного из братств Грозорожденных.