«
|
В раю, конечно, климат получше, зато в аду гораздо более приятное общество.
|
»
|
— Тристан Бернар
|
«
|
...Рабам смирение на земле Господь оплатит скукой рая...
|
»
|
— «Мы поклоняемся мечу»
|
В прямом смысле — загробная жизнь (с чьей-то точки зрения «хорошая» загробная жизнь) скучна для героя: всё слишком легко достаётся, нужно подчиняться всяким сложным правилам, контингент скучный и так далее. В переносном смысле — то же самое, но в утопии, в которой нечего делать и все ваши потребности удовлетворены. Может идти вместе с тропом Отказаться от Рая. Родственный троп — победа скучна.
Противотроп — Хорошо у нас в аду.
- Кочующая из религии в религию притча про умершего, очутившегося в загробном мире, где в руку с яблони падают яблоки, под головой сама появляется подушка и т. д. На третий день герой изнывает от безделья и просит ненадолго отлучиться из рая. Субверсия: его в ответ спрашивают: «А кто тебе сказал, что ты в раю?».
- Куча анекдотов (а до этого сказок): рай — скучный, ад — весёлый и вовсе не страшный.
- Бывает и стёбная субверсия:
- Советский анекдот. Человек попал на тот свет, и черти устроили ему экскурсию по раю и аду. В раю скучно, примерные граждане читают за партами передовицы, а в аду пьянство, разврат, азартные игры. Мужик выбрал ад — и черти потащили его на сковородку: то, что он видел — на самом деле агитпункт. Так же есть современные версии, где адские развлечения сравнивают с рекламой или предвыборной агитацией. И, наконец, ещё вариант: «Не путай туризм с эмиграцией!».
- Марк Твен,
- «Приключения Гекльберри Финна» — главный герой в результате проповедей мисс Уотсон, ушибленной башкой об традиционное американское пуританство старой девы, как-то так и считает. А после того, как она ляпнула, что Том Сойер в рай не попадёт «ни под каким видом» — и подавно: тоскливо было бы разлучаться с другом.
- «Путешествие капитана Стормфилда в рай» — первоначально всем новопреставившемся выдают нимб и арфу, но довольно быстро становится понятно, что сидеть на облаке с арфой тупое и скучное занятие. К счастью, в раю есть масса других, более интересных занятий.
- Цикл «Культура» — одна из ключевых проблем, с которой сталкивается каждый гражданин Культуры. Каждый гражданин Культуры может есть и пить сколько угодно, принимать какие угодно наркотики, защищён от практически любой опасности, ему не обязательно работать, но это только усугубляет проблему безделья и ощущения, что ничего из созданного тобой не имеет цели. Одно из решений этой проблемы — внешняя разведка и прогрессорство.
- «Добрые предзнаменования» — именно так Кроули убеждает Азирафеля помочь отсрочить конец света. В раю нет ни уютных ресторанчиков с вкусной едой, ни старинных фолиантов, ни… в общем, нет ничего из того, к чему так привык Азирафель на Земле. И даже с музыкой беда — все великие композиторы в аду (кроме Ференца Листа и Эдуарда Элгара).
- А. М. Горький, «Яшка» — умершему мальчику очень скучно в раю, где святые великомученики постоянно ноют и похваляются своими страданиями. Он просит бога вернуть его обратно на Землю, и бог исполняет его желание.
- Хайнлайн, «Иов, или Осмеяние справедливости» — Рай, а точнее Град Небесный, описан под большим влиянием Марка Твена. Там в принципе неплохо, если найти как убивать время целую вечность.
- «Ад — это отсутствие бога» — в Раю все испытывают нескончаемое блаженство от единения с Богом. Причем вероятнее всего Бог именно преображает людей чтобы они испытывали блаженство от самой любви к нему, а что уж там во всем остальном — никто не знает, да и это не важно. В Аду людей ждет вечное обыденное загробие, только без шанса попасть в Рай, без редких чудес и абсолютно без любого внимания со стороны Бога.
- Майк Резник, «Жемчужные врата» — после гибели на Рейхенбахском водопаде Шерлок Холмс оказывается в раю. Понимая, что там ему будет ОЧЕНЬ скучно, он заключает сделку со Святым Петром: вычислить Джека Потрошителя, который не осознавая своих грехов, сумел пробраться в рай, и отправиться доживать свой век на земле (при этом, возможно, не получить второго шанса оказаться в раю). Как понятно по канону, гениальный сыщик справился с этой задачей.
- Джон Уиндем, «Неиспользованный пропуск» — в библейском раю всё настолько чопорно, что современной молодой женщине там попросту нечего делать: сплошное пение псалмов и однообразная музыка — трубы, да арфы. А уж о том, чтобы пригласить после концерта в кафе и речи нет — все боятся, что их арестуют. В других отделениях рая не лучше: в скандинавском всё время уходит на бинтование, промывание ран и варку бульона героям, мусульманский хоть и выглядит роскошно, как в цветном кино, но на практике оборачивается тем, что «На самом же деле автографами тут и не пахнет. Время от времени мужчина выбирает из толпы какую-нибудь красотку (но, конечно, не тебя) и с ней удаляется, а тебе приходится искать другого, вокруг которого своих баб полно, и они злятся, если втискиваешься в их толпу. Ужасно обидно получается».
- Евгений Лукин, «Там, за Ахероном» — о скучности рая высказывается не кто-нибудь, а сам апостол Пётр. «Нет, голубчик, кое-чего в Раю вы при всём желании не отыщете. Шашлычка того же из осетринки, а? Из свежей, животрепещущей, можно сказать. Коньячка вам опять же там никто не нальёт, нет, не нальёт, даже и не рассчитывайте… И бесполо всё, знаете, бесполо…»
- Сергей Синякин, «Ветеран Армагеддона» — Апокалипсис давно прошёл, адские полчища повержены и наступило Царство Божие. Вот только выглядит оно почему-то как унылый совок, только с евангельскими проповедями (или очередным заседанием попечительского райсовета) по телевизору. Потому как на самом деле всё это было борьбой нанайских мальчиков, устроенной достаточно развитыми инопланетянами: «Страшный суд, Армагеддон… Всё это сказки для взрослых. Не было никакой битвы Добра со Злом, просто ваша планета понадобилась для экспансии. Вот и разыграли беспроигрышную карту. Ведь вы в эту схватку поверили, вашими священниками не один год говорилось о её неизбежности».
- Михаил Елизаров, «Pasternak» — субверсия, для Василия Льнова, одного из главных героев, язычника, скучна идея христианского рая, больно уж похожа по описаниям на беспонтовый дом отдыха в Крыму. Зато Ирий, о котором рассказывает дед, Льнова вполне устраивает.
- «Матрица» — согласно Агенту Смиту, первая итерация Матрицы, представлявшая из себя утопию, оказалась нестабильной, потому что людям необходимы страдания для самореализации, и они не могли принять идеальный мир, в котором они отсутствуют. Впрочем, даже если фактически так всё и было — выводы Смита остаются исключительно на «совести» самого Смита.
- «Небо над Берлином» — рассказ персонажа Питера Фалька.
- «Осенний подарок фей» — старый мастер в сердцах высказывает желание попасть на небеса, вот только в раю никому не нужны его работы: у ангелочков уже есть все, что им требуется.
- «В лучшем мире» — полное отсутствие конфликтов и трудностей довели жителей рая до полной умственной деградации, когда они исчерпали все возможные занятия. w:Гипатия Александрийская настолько отупела, что даже забывает, что ей плохо.
- «Сумеречная зона» — экранизация притчи про умершего, которому всё легко достаётся. Интересным дополнением здесь является то, что он при жизни был азартным игроком, а теперь всегда выигрывает.
- «Сага о Бьёрне» — заглавный герой мечтает попасть в Вальхаллу, вступая в смертельные поединки со всеми подряд, но его противники погибают из-за различных форс-мажоров. Когда он наконец погибает в бою, монашки хоронят его с молитвами и в святой земле; он к своему ужасу оказывается в христианском раю и тщетно пытается выбраться оттуда.
- Необузданная догадка: на первый взгляд, создатели не в ладах с богословием: язычник в рай по всем канонам попасть не мог. А вот в чистилище или лимб — вполне. И на них показанные серые равнины куда больше похожи, чем на рай. Только вот что в таком случае там делают те самые монашки? Нагрешили?
- «Ни богу, ни чёрту» (СССР, 1965) — в раю не только не надо работать (что уже огорчило работящего плотника Кузьму), но и очень много запретов: нельзя выпивать, курить, сквернословить и ухаживать за женским полом. А ещё ангелы — настоящие зануды.
- «Все псы попадают в Рай 2» — протагонист Чарли с момента первой части уже лет 60 как сидит в раю. Тут возносятся новые собаки, среди них — Чесун, старый друг Чарли. Казалось бы, повод для радости? Да не особо — за всё это время Чарли уже задолбался сидеть в раю без приключений.
- «Червяк Джим» — трое кошек умирают и попадают в кошачий рай, где изнывают от безделья, потому что мыши сами лезут в рот.
- Hazbin Hotel/Helluva Boss — любому грешнику достаточно исправиться чтобы попасть из ада в рай, при этом в ад попадают и приличные люди, например школьная учительница закончившая почти святую жизнь самоубийством. Но пообвыкшись в аду никто уже не хочет в рай.
- Helltaker — рай представляет из себя тоталитарное государство без всяких там гаремов, в отличие от ада, в который главный герой отправился добровольно.
- Shin Megami Tensei — в противостоянии Закона и Хаоса сторона Закона (Яхве, Сатана и не-падшие ангелы) хотят построить такого рода рай во всей вселенной, без индивидуальности и конфликта.
- Владимир Высоцкий, «Баллада об уходе в рай». «На всём готовеньком ты счастлив ли, дурак?»
- «Ария» — «Ночь короче дня». «Блаженство рая я оставлю для нищих… и к чёрту вечность, какой в ней прок!»
Смерть |
---|
Общее | Алгоритм сортировки воскрешений • Алгоритм сортировки смертности • Воссоединиться в смерти • Высказаться перед смертью • Дешёвая смерть • И умерли они в один день • Иммунитет протагониста • Кто-то должен умереть • Метки смерти • Мортидо • Песня о смерти • Пожалуйста, очнись! • Посмертное сообщение • Посмертный персонаж • Посмертный рассказчик • Предсмертное откровение • Предсмертное признание в любви • Религия Смерти • Систематическая ошибка выжившего • Сказочная смерть • Смерть на публику • Смерть на снегу • Смерть навсегда vs Смерть — это только начало • Смерть от родов • Смерть с небес • Смерть со спецэффектами • Смерть ушла в отпуск • Убей их всех • Убили по-настоящему • Умереть может каждый | |
---|
Тот свет | Ад • Весточка с того света • Воинский рай • Дофига загробных миров • Загробная канцелярия • Загробный ангст • Загробный день сурка • Загробный мир обыкновенен • Загробный суд • Искусственный загробный мир • Река душ • Лимб • Нирвана • Посмертная амнезия • Преддверие того света • Призрачный сеттинг • Приключения в Комаляндии • Рай • Смерть абсолютна (Полное уничтожение) • Чистилище • Хаос • Шеол |
---|
Живут на том свете | Архидемоны и архидьяволы • Бог смерти • Духи • Дьявол • Поезд-призрак • Психопомп • Синигами • Смерть с косой • Эвридика |
---|
Принявшие смерть | Актёр Семецкий • Антиимморталист • Долгожитель • Благодарю за проявленную великую милость! • Геройская красная кнопка • Головорезы • Гора кровавых тел • Домашний любимец • Испаряющиеся трупы • Камикадзе • Кладбище гигантов • Красные рубашки (Репортёр в красной рубашке) • Пережил свою полезность (Ты меня подвёл) • Предатель • Слишком хорош для этого мира… |
---|
Жертвы | Жертвенный агнец • Жертвенный козёл • Жертвенный лев • Жертвенный мышонок
Смерть героя: Васкес • Ментор • Мужчина • Русские • Силач • Ворф |
---|
Обманувшие смерть | Ад его не удержит • Астральная проекция, не призрак • Бездна времени • Вернулся не таким • Воскресла в концовке • Восставший из мёртвых • Детская неуязвимость • Иммунитет Джокера • Иммунитет идиота • Инсценировал смерть (смерть — лучшее алиби) • Казнь сделала его круче • Комплекс вины выжившего (Что ж ты в танке не сгорел?) • Купить молодость • Мне на самом деле 700 лет • Пожилая лоля • Недостоин смерти • Нежить • Некромантия (некроромантика) • Он уполз • Посмертный героизм • Похищение души из рая • Распутинская живучесть (Пережить хедшот • Пережил свою казнь) • Реинкарнация • Самоубийственно выглядящий прыжок • Скорее жив, чем мёртв • Смерть в награду • Смерть против ада • Тело так и не нашли • Ты жив!/Ты жив! Ой, бл… • Увёртливые внутренние органы • Умер — не беда, починим • Условно смертный • Филактерия • Чудесное воскрешение • Я поправился • … |
---|
Бессмертие | Биологическое бессмертие • Дефективное бессмертие • Истинное бессмертие • Каннибальское бессмертие • Коллективное бессмертие • Ретроактивное бессмертие • Средство Макропулоса • Стремящийся в бессмертные • Фундаментальное бессмертие |
---|
Несут смерть | Голову с плеч (Взрыв головы • Выстрел в голову) • Джаггернаут • Клингонское повышение • Мочить в сортире • Непрямое убийство • Неубедительно смертельная рана • Окончательное решение • Оставлять раненых и больных • Падение с высоты (дефенестрация) • Погребение заживо • Поразить в самое сердце/Сердце долой! • Проблемы с коммуникацией убивают • Пронзить их! • Пусть повисит • Смертельное приглашение • Смертоносная истерика • Смерть с доставкой на дом • Сталкер с того света • Твоим кишкам нужна свобода! (Харакири) • Темнота смертельно опасна • Эвтаназия (Добивать раненых • Удар милосердия vs Фаталити) • Хрясь, и пополам!
Живые: Казнь зверями • Кайсяку • Маньячка • Наёмный убийца (Гильдия убийц) • Палач (Полевая казнь) • Серийный убийца • Синяя Борода • Сиротинушка • Убийца любимых • Цареубийца • Чёрная вдова • Я убил Гвен Стейси
Неживые: Вода • Мясорубколёт • Отрава • Пламя • Радиация • Эпидемия
Оружие |
---|
Игры со смертью | Автобус разбился • Визит на тот свет • В общем, он лопнул • Воскресители • Все вокруг на самом деле мертвы... • Встречая пули грудью • Вызываю огонь на себя • Гладиатор • Русская рулетка • До суда не доживёт • Если ты его убьёшь, ты будешь как он • Заболтать до смерти • Забота перед убоем • Завещание (Даровать рабу свободу в завещании vs захоронить раба рядом с хозяином/сати • Завещай мне сапоги • Потроллить в завещании) • Засветился перед смертью • Знаменитые последние слова (непонятные последние слова) • Игра в ядик • Из последних сил (Умирающий лебедь) • Когда же ты сдохнешь • Коли хочешь жить — убей друга своего • Командовать своим расстрелом • Конечность или жизнь • Коррида • Коронная смерть • Мёртвая рука • Множество способов умереть • Неожиданно жестокая смерть • О смерти вслух не говорят • Обманул смерть, но всё равно помер • Они опять убили Кенни • Одной смерти мало (посмертная казнь) • Оставлен умирать • Отказаться от Рая vs Предпочесть Рай • Перехватить пулю • Посиделки со Смертью • Послать на верную смерть • Последний парад • Последняя затяжка • Последний танец • Последняя просьба (последняя просьба — брак) • После такого не выживают • Поторопить смерть • Похоронная оргия • Похоронить с почестями • Похороны под дождём • Предсмертная песня • Прерванная казнь • Пулемётный танец • Рай — это скучно • Разделённые смертью близнецы • Рыть себе могилу • Секс перед битвой • Случайное убийство • Смерть от кармы (Диснеевская смерть • Ссора перед смертью • Не вынесла душа злодея) • Смерть равносильна искуплению/Искупление равносильно смерти • Страх смерти смешон для умерших • Твист Амброза Бирса vs Твист Найта Шьямалана • Ты уже мёртв • Убийство по ошибке • Убил — забрал способность • Убитая игрушка • Убить всех человеков • Убить своего мучителя • Убить того, кого любишь • Умереть с улыбкой • Умереть самим собой • Умер свободным • Умер с позором (Злодея закололи в закоулке) • Умереть стоя • Умерли долго и счастливо • Ушёл достойно • Четыре означает смерть • Эвтаназия • Эпидемия самоубийств • Я тебя породил, я тебя и убью • Я умираю, возьмите мой макгаффин • Я умираю, мне всё можно |
---|
Самопожертвование | Героическое/Злодейское • Пережить самопожертвование • Тупое самопожертвование • Взять в ад компанию • Гамбит Танатоса |
---|
Самоубийство | Злодейский суицид • Лучше умереть, чем быть убитым • Неудачное самоубийство • Прерванное самоубийство • Последний поход • Романтизация самоубийства |
---|
Несовместимая с жизнью… | Болтливость • Гордость • Гурманство • Дерзость • Депрессия • Доброта • Жадность • Жестокость • Знание • Красота • Крутость • Легкомыслие • Любопытство • Мстительность • Набожность vs Неверие • Нерешительность • Неуклюжесть • Остроумие • Пацифизм • Позёрство • Похоть • Правильность • Самоуверенность • Трусость • Тупость • Хамство |
---|
← | Штамп • Основы |
---|