Католики плохие

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Posmotreli.su не интересуется политикой и не считает одну религию хуже другой. Нас интересуют только художественные приёмы и штампы — а также те тексты (и прочие феномены), которые нашли широкое отражение в массовом сознании и массовой культуре. Если эта статья задевает ваши чувства, предлагаем вам просто её не перечитывать (однако и не портить).

Католичество — это круто!? Хрена с два, католичество — это плохо. Католическая церковь — самая крупная и богатая из христианских церквей, а в такой крупной и богатой организации не может не завестись гнильца. У католической религии самая скандальная история: тут и претензии на власть над королями и императорами, и крестовые походы, и инквизиция, и иезуитство, и длинная череда развратных и коррумпированных пап и кардиналов… И скандалы с педофилами ещё (а до того на весь мир прогремели приюты Магдалины с сиротами Дюплесси в Ирландии и канадском Квебеке соотвественно). А ещё они молятся на латыни, наигрывая при этом на органе.

В преимущественно некатолических странах (протестантских или православных) широко распространен троп «католики — плохие». И даже в хэви-католической Польше имеет место быть такой подштамп, как «крестоносцы — плохие», потому что эта страна в свое время не меньше Руси пострадала от псов-рыцарей[1].

В России же и других постсоветских странах штамп «католики — плохие» в основном связан с той самой Польшей, давним геополитическим соперником за влияние в Восточной Европе. Русские не могут простить полякам Смутное время, православные украинцы и белорусы — угнетение их конфессии, когда эти земли принадлежали Речи Посполитой. Отдельно огребают униаты, они же грекокатолики, возникшие в результате Люблинской унии 1569 года (и да, это тоже дело рук Польши) и широко распространённые на территории Западной Украины и в меньшей степени в Белоруссии — в российской культуре они почти всегда предатели и полнейшие мрази[2]. Ну и опять же, все те же рыцари, о которых средний житель экс-СССР судит по фильму «Александр Невский». Наконец, в России троп «Христианство - это католичество» выродился в «Западное христианство - это католичество». Ну а дальше понятно - «Может ли что доброе быть с Запада»...

В Англии и Америке тоже хватает дурной памяти о католичестве. Для англичан католики — это непокорные ирландцы, а кроме того — французы и испанцы, главные и извечные конкуренты в борьбе за мировое господство (последние благодаря браку ярой католички Кровавой Мэри с Филиппом II едва не завоевали Англию). Ну и различные «враги народа» по мелочи, вроде Гая Фокса (чьё чучело они уже 400 лет сжигают каждый ноябрь) и не признающих сам факт создания государства Великобритания якобитов, открыто поддерживаемых папой, тоже не добавили католицизму популярности в глазах англичан. Но даже это всё мелочи — только примерно в первой трети XVIII века большая часть англичан стала англиканами (да и сейчас католиков где-то 10 % среди собственно англичан), а до этого протестантами были только буржуазия, часть дворянства и жители Лондона и некоторых городов, но это было, как и все ренегаты, крайне бескомпромиссное и политически активное меньшинство, ведущее жёсткую антикатолическую пропаганду и мажущие любых католиков самыми черными красками, довольно долго у англичан-католиков было меньше политических прав, чем даже у ирландцев !

Для американцев («классический» североамериканец — это WASP, White Anglo-Saxon Protestant) главными раздражителями всегда были мексикашки в сомбрерах (помни Аламо!), да и ирландцев традиционные США не жаловали. И падди[3] платили янки сторицей, особенно в эпоху сухого закона: ирландская мафия на равных соперничала по кровожадности с итальянцами — внезапно, тоже католиками. Хотя религиозные разборки для гангстеров были вопросом далеко не первой важности.

На самом деле плохое отношение к католикам в США явно преувеличено — белых англосаксонских католиков в стране тоже хватает. Более того, католическая церковь в США является самой крупной религиозной общиной, если сравнивать все церкви по отдельности, и её прихожане составляют большинство не только на бывших мексиканских землях, но и во всех штатах Новой Англии — самого сердца американского государства.

И это если не считать произведений, созданных в католических странах! А вы что себе думали? Да никого другого римская церковь так не достала, как собственную паству! И когда в эпоху Просвещения Инквизиция как-то скисла — тут-то народ и пошел отрываться. Особенно в этом преуспели французы — от жестокого глумежа Рабле и Вольтера до попытки реформации, а затем — уничтожения церкви (в том числе — физического) во время Великой французской революции!

Ну и наконец, троп «католики — плохие» может быть продуктом контаминации тропов «Христианство — это плохо» и «Христианство — это католичество». Или более сложной цепочки «Религия — это плохо», Религия — это христианство и «Христианство — это католичество». Поэтому если атеист или антиклерикал хочет изобразить абстрактную нехорошую религию, чаще всего эта религия будет схожа с католичеством.

Родственные тропы[править]

Примеры[править]

Театр[править]

  • Слободзянек, «Наш класс» — персонажи-католики вовсю издевались над евреями, а ксёндз Хенек (имя — аллюзия на Хенрика Янковского?) вообще в прошлом насильник и убийца (ходят слухи, что ещё и растлитель малолетних).

Литература[править]

  • Многочисленные сатирические памфлеты средневековья.
  • «Тиль Уленшпигель». С прикрученным фитильком: Тиль — из католической Фландрии, и глумится не столько над католичеством, сколько над испанскими оккупантами своей родины, прикрывающимися католицизмом и инквизицией. Впрочем, контраст с протестантским Севером прописан очень ярко, и не в пользу папоманов — что особенно интересно, учитывая, что автор книги был сыном папского нунция Баварии.
  • Н. Кальма, «Отступник» — итальянский мальчик-послушник украл деньги из ящика в католическом храме и купил себе шоколадку. Аргументировал тем, что Богородица маму его не спасла.
  • Г. Р. Хаггард, «Дочь Монтесумы» — главы, касающиеся нравов испанских инквизиторов. Такое отношение герой перенимает от покалеченного инквизиторами отца, который доходит в своих суждениях до крайности: «Ненавидь всех испанцев, Томас, кроме твоей матери, и смотри, чтобы кровь её не взяла верх над моей кровью…»
    • Автор, похоже, вообще не любит испанцев и католиков. В «Лейденской красавице» протестанты противопоставляются плохим католикам, а героиня впоследствии переходит в протестантизм. «Прекрасная Маргарет» — инквизиция во всей красе, «Хозяйка Блосхолма» — английский священник испанского происхождения строит козни героине, чтобы завладеть ее богатствами.
  • Э. Л. Войнич, «Овод» — именно это пытается доказать герой на протяжении второй и третьей части романа.
  • Умберто Эко «Имя розы»  — инквизиторы и зловещие фанатики в ассортименте.
  • И. Ильф, Е. Петров, «Золотой телёнок» — ксёндзы Кушаковский и Алоизий Морошек. Под предлогом спасения души Адама Козлевича пытались отжать у команды Бендера «Антилопу-Гну».
    • С прикрученным фитильком — устами Великого комбинатора, клеймящего Александра Борджиа и инквизицию, преследовавшую Галилея, авторы проехались заодно и по штампам советской антирелигиозной пропаганды.
    • Упоминается, что Паниковский «боялся черных ксёндзов, за которыми признавал многие волшебные свойства».
  • Александра Бруштейн, «Дорога уходит в даль» — собственно говоря, автор вообще некисло проехалась по религиям в целом, но православные получили чуть меньше оплеух, чем католики и протестанты. Один ксёндз Недзвецкий чего стоит: представлен конченым националистом, религиозным фанатиком и вообще отморозком.
  • Александр Казанцев, «Донкихоты Вселенной» — о плохих инопланетных католиках.
  • Дмитрий Билёнкин, «Космический бог» — патер-террорист Гюисманс.
  • Анджей Сапковский, «Сага о Рейневане» — епископ вроцлавский Конрад Олесницкий, его окружение и союзные ему католические феодалы. Впрочем, их противники-гуситы интригуют, жгут, грабят и убивают во славу истинной веры ничуть не меньше, а среди персонажей-католиков есть и вполне достойные люди.
  • Кен Фоллетт, «Столп огненный» — не то чтобы все католики, и не то чтобы совсем плохие… Но всё же большинство симпатичных персонажей — протестанты.
  • Г. Гаррисон и Дж. Холм, трилогия «Молот и крест» — педаль пробивает пол и уходит прямо в асфальт. Правда, действие происходит до исторического скандала 1054 г., но речь все-таки идет о западных христианах, а по факту они с восточными стали косо поглядывать друг на друга задолго до Великой Схизмы.
  • Ник Перумов, «Хранитель Мечей» — его Хрустальный дракон Иисус по имени Спаситель и его Церковь крайне жестоки и нетерпимы.
  • Бернхард Хеннен, Elfenritter. Культ Тьюреда и его боевое крыло — рыцари-храмовники — ведут планомерную политику геноцида всех нечеловеческих рас.
  • Филипп Пулман, «Тёмные начала».
  • Пьер Бордаж — чуть более, чем всё творчество.
  • Владимир Короткевич:
    • «Христос приземлился в Городне» — все гродненские иерархи-паписты без исключений.
    • «Седая легенда» — иезуиты из замка.
  • Хосе Рисаль, «Не прикасайся ко мне» и «Мятеж» — все черное духовенство (в монашеские ордена на Филиппинах принимали только испанцев).
  • Ярослав Галан «Плюю на папу» — от греко-католического законоучителя до папы римского. За этот-то памфлет автора какой-то фанатичный католик средь бела дня зарубил топором. Что и требовалось доказать.
  • Аркадий Азольский «Диверсант» — монашки (судя по контексту явно католические) на освобождённой территории перезаражали красноармейцев сифилисом, за что монастырь расстреляли из танков.
  • Стивен Кинг, «Нужные вещи» — с точки зрения баптистов, которые по сюжету романа входят с ними в конфронтацию.

Кино[править]

  • «Александр Невский» вдавливает педаль в земные недра: «плохие» — это очень, ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ мягко сказано.
  • «Я, Франциск Скорина…» — с прикрученным фитильком: за исключением Маргариты, друга главного героя и профессора Глаговского, плохие здесь чуть ли не все католики (впрочем, православные крестьяне, топящие ведьму, показаны немногим лучше). Педаль в пол давит монах ордена иезуитов — полное чудовище, на фоне которого меркнет даже фанатично преданный церкви интриган Рейхенберг.
  • «Сёстры Магдалины» — да, в Ирландии в середине ХХ века девушку можно было закатать в монастырское исправительное учреждение просто потому что «нельзя быть на свете красивой такой».
  • С прикрученным фитильком — «Ван Хельсинг». Святой престол выглядит тупее и злее, чем протагонист, шпыняет главгероя почём зря, заставляет сдать в застенки страшного, но разумного и доброго монстра Франкенштейна.
    • Впрочем, их опасения понять можно, да и сама эта церковь вполне себе впрягается за человечество по всему миру. В том числе наведались в Трансильванию, которая по факту не то чтобы католическая. А наш ГГ уже заслужил у начальства ту ещё репутацию — ведь в ходе своего«спасения» разрушает кучу ценных вещей, вроде древних церковных же витражей.
      • Небольшая поправка — Хельсинг состоит не в католической, а интеррелигиозной организации, где даже мусульмане засветились. Так что командировку ему оформить могли по требованию православного крыла организации.
  • «Иванна» — фильм, снятый в Советской Украине в 1959 г. Под крайне жёсткую раздачу попадают западноукраинские греко-католики, они же униаты — по сути, в фильме они все огульно приравниваются к фашистам, среди католиков нет ни одного положительного персонажа. Неудивительно, что лента вызвала бурю негодования в кругах украинских националистов и в Ватикане, а папа Иоанн XXIII предал анафеме и её, и любого, кто её посмотрит.
  • «До последней минуты» (1973) — еще один советский фильм про убийство писателя Ярослава Галана бандеровцами и униатской церковью. На основе реальных событий.

Телесериалы[править]

  • «Эртугрул» — среди кардиналов — негодяи и скользкие типы, крестоносцы — бесчестные и жестокие сволочи, первые и вторые грызутся друг с другом и ненавидят православных собратьев по вере. Положительные персонажи-христиане малочисленны, да и те обращаются в ислам.

Мультсериалы[править]

  • Castlevania (2017) — здесь плохие (и ещё абсолютно несведущие в науке, чтоб не возникало лишних мыслей) католики (по факту вторичные антагонисты) как-то умудрились фактически управлять православной Валахией. Они и жену Дракулы сожгли, и Глашатаев перебить хотели.
  • «Папский городок» же. В своё время нехило так взбесил английских католиков, добившихся от BBC отказа от трансляции. Все «прелести» налицо — малолетний ребёнок-папа, продажные кардиналы, священник-зоофил (детишек, видимо, посчитали перебором), безмозглый солдафон — начальник папской стражи и многое, многое другое.
  • Южный Парк — если в ранних сезонах Отец Макси пытался бороться с отдельными педофилами в рядах церкви, то в последнем сезоне прямо признал: католическая церковь насквозь прогнила.

Аниме и манга[править]

  • To Aru Majutsu no Index — католики плохие, протестанты мутные, но те, кого избил Комидзё Тома обычно становятся положительными персонажами в дальнейшем.
  • Hellsing — показываются как плохие, так и крутые католики.

Настольные игры[править]

  • World of Darkness — в общем-то, черных красок досталось всем, но католикам — особенно. Просто потому что значительная часть сеттинга у нас разворачивается в тёмных веках, когда с альтернатив было не сильно-то много. Впрочем, очень сильно зависит от выбранной линейки повествования: в феечках это практически не встречается, а вот у вампиров и демонов — очень даже, так как данные книги написаны уже глазами типичного представителя.

Примечания[править]

  1. Которые на самом деле псами никогда не были, это обзывательство пошло из безграмотного дореволюционного перевода некачественной копии Маркса (оригинальное Ritterbund, т. е. «рыцарский союз», прочитано как Ritterhund — что, собственно, значит «рыцарский пёс», а не «рыцарь-пёс»).
  2. Справедливости ради, униатское духовенство на протяжении всей своей истории отличалось исключительной враждебностью и агрессивностью по отношению к России и православию, а особенно «прославилось» массовым коллаборационизмом в годы ВОВ. Именно поэтому что имперская, что советская власть их преследовала нещадно
  3. Иначе пэдди — кличка, производная от имени «Патрик». С учётом коннотации означает что-то типа «бобик» или «тузик», в устах не-ирландца является жестким оскорблением