Чистилище

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Purgatory and Limbo. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Для лучших вод подъемля парус ныне,
Мой гений вновь стремит свою ладью,
Блуждавшую в столь яростной пучине,

И я второе царство воспою,
Где души обретают очищенье
И к вечному восходят бытию.

»
— Данте, «Божественная комедия», пер. М. Лозинского
«

Здесь изображён последний день на Земле. Когда людей будут судить за грехи, которые они совершили, и всё такое.
— Ага. Будут решать, кого отправить в ад, а кого в рай?
— Да.
— Но есть же одно место. Как оно называется?
— Чистилище.
— Чистилище, да. Чистилище вроде как посередине. Г*вном ты не был, но и до вершин не добрался. Как «Тоттенхэм».

»
Знаменитый диалог из фильма «Залечь на дно в Брюгге»
Этот симпатичный островок — вавилонская башня Чистилище, каким увидел его Данте в «Божественной комедии»

Во многих религиях существует концепция загробного суда, который определяет посмертный удел человеческих душ. Одни, при жизни бывшие хорошими людьми, возносятся в рай. Других, натворивших много зла и не сумевших заслужить прощение даже смертью, отправляют прямиком в ад. Но что делать, если судимый покойник — антигерой, который находится посередине шкалы добра и зла? И в рай его просто так не пропустишь, и для адских мучений он слишком хорош… В некоторых сеттингах на такой случай существует чистилище.

Чистилище — это особое место в загробном мире, где люди должны раскаяться в своих грехах, прежде чем будут допущены в рай. Как правило, здесь человек должен пройти испытания по очищению своей души от грехов. Какие это будут испытания и как будет выглядеть само чистилище — зависит от фантазии автора. От загробной канцелярии с неотличимой от земной жизнью до фэнтезийной фантасмагории или даже пребывания в пустоте. В некоторых случаях Чистилище является единственным местом в загробном мире, где души ожидают перерождения.

Отдельного упоминания заслуживает Лимб (лат. Limbus, англ. Limbo), который некоторые авторы описывают как разновидность Чистилища. Однако в «Божественной комедии» Лимб является первым кругом ада, куда попадают добродетельные нехристиане.

Канон[править]

Согласно вероучению католической церкви, в Чистилище после смерти попадают те, кто умер в мире с Богом (т. е. не был атеистом, сознательным сатанистом, еретиком, неверным или отмороженным злодеем), но имеет за душой непрощённые грехи, в которых не успел покаяться при жизни. Для них на том свете организовано семь кругов искупления, на каждом из которых даётся возможность осознать соответствующий грех (из канонического списка), раскаяться в нём и очиститься (отсюда, собственно, и «чистилище»).

Чистилище — место между адом и раем, однако вектор движения здесь всегда восходящий. Души испытывают мучения, но, в отличие от ада, эти муки временные. Все, попавшие в Чистилище, в конце концов окажутся в раю, в чём им могут помочь молитвы живущих на земле и святых на небесах.

Концепция Чистилища отсутствует в Ветхом (хотя концепция ада в позднем иудаизме формировалась примерно в том же направлении, см. ниже) и Новом Завете (там говорится только о загробном очистительном огне), а сложилась только к XII веку, после чего была закреплена несколькими соборами и официально принята папской буллой в 1254 году.

Современное католическое богословие не полагает Чистилище конкретной локацией (см. ниже про Данте), а утверждает, что это скорее состояние, чем место. Чистилище просуществует до Страшного суда, когда ад будет окончательно запечатан, а вместо рая спасённым душам будут предложены для вечной жизни новое Небо и новая Земля.

Альтернативные точки зрения[править]

  • Православные отрицают доктрину католиков, но пользуются собственной концепцией под названием мытарства (греч. τελώνια, буквально таможенная застава, где взимают подать). В полуфольклорном и официально не догматизированном виде они представляют пространство между землёй и небом («воздушная сфера», ср. Еф.2:2), где душу по пути в рай встречают заставы злых духов, припоминающих новопреставленному все его земные делишки, в которых он не исповедался. Бесы-прокуроры читают списки грехов, ангел-хранитель отмазывает напоминанием о добрых делах. Если последних оказывается недостаточно и не хватает также ходатайственных молитв церкви, душу сдёргивают крюками и тащат в ад под плач ангела. Зато вот из ада грешника можно вызволить молитвами церкви. С богословской точки зрения мытарства являются не чистилищем, а образом частного суда по смерти, причём довольно еретическим образом, ибо суд этот совершает не Бог, как следовало бы, а бесы. Разница, как уже говорилось, в том, что в чистилище попадают только спасённые, нисходящего вектора движения оттуда нет.
    • Отдельным пунктом идёт неканоническое предание о милостивом блуднике, который был добродетельным, раздавал щедрую милостыню, но до старости пребывал в грехе блуда. После его кончины Бог открыл верующим его посмертную участь: до самого Страшного Суда пребывать меж раем и адом, не попадая ни туда, ни туда.
  • В иудаизме ад скорее похож на чистилище. Только величайшие грешники попадают в ад навеки, остальные — не больше, чем на год.
  • В исламе на эту тему особо не заморачиваются, хотя Пророк в Коране упомянул о некоей «Преграде» (Аль-Араф) между адом и раем, на которой, как мальчишки на заборе, сидят неопределившиеся души, созерцая обе перспективы одновременно. Они хотят в рай (куда их не пускают) и боятся преисподней, от чего начинают взывать к Аллаху значительно усерднее, чем при жизни. В конце концов Аллах всех помилует.
  • Протестанты вообще исключают промежуточные сферы: в Библии об этом не написано, умер так умер или ад, или рай — третьего не дано.
  • В других религиях (индуизм, буддизм, некоторые ветви зороастризма) задачу посмертного исправления души грешника выполняет цикл перевоплощений.
    • Японское чистилище — Мэйдо — в чём-то хардкорнее христианского ада, судите сами. Нужно это чистилище затем, чтобы разобраться, в каком из миров должен переродиться покойник. Многие попадают в Дзигоку.
    • Некоторые считают, что в буддизме чистилище называется Бардо и означает состояние между смертью и перерождением. На самом деле этим тибетским словом называется любое промежуточное состояние души, в т. ч. между рождением и смертью, между засыпанием и пробуждением, между началом и окончанием медитации.

В искусстве образ Чистилища часто используется как метафора суровых испытаний и неприятных перипетий, которые обрушиваются на героя стремительным домкратом — иногда как кармическое возмездие, иногда просто вследствие несовершенства мироздания. Не смертельно, но долго, муторно и обычно связано с внутренней переменой (не всегда к лучшему).

Примеры[править]

Театр[править]

  • В. Маяковский, «Мистерия-буфф» — с прикрученным фитильком: в аду персонажи видят дверь с надписью «Чистилище» и выходят оттуда именно через неё, но само пребывание в чистилище никак не показано — в следующем действии они уже в раю. Возможно, автор подразумевал, что это лишь незначительный «тамбур» между адом и раем.

Литература[править]

  • Данте, «Божественная комедия» — кодификатор. Автор описывает Чистилище как огромный остров в океане с семиярусной горой в центре. Гора представляет собой горб земли, вспучившейся посреди южного полушария после падения Люцифера. По другую сторону шарика, в противолежащей точке, находится собственно место падения — такой же семиярусный кратер, упирающийся в центр Земли. На дне застрял дьявол, а по стенкам ютится ад.
  • Шарль де Костер, «Легенда об Уленшпигеле» — зигзаг в видении Сооткин о посмертной участи императора Карла V. С одной стороны, герои к тому моменту уже протестанты, отрицающие чистилище, и согласно этому видению Карл отправляется «в самую глубь преисподней». С другой — прямо сказано, что по прошествии трёхсот лет мучений он может исправиться и всё-таки попасть в рай, что скорее соответствует именно чистилищу.
  • Д. Андреев, «Роза Мира» — все нижние слои, за исключением последнего, где происходит окончательная смерть души — именно чистилища, где срок пребывания конечен. Даже для Иуды Искариота. Таковыми чистилища стали лишь после нисхождения в них Планетарного Логоса, а до этого были вполне себе адскими кругами для вечного там пребывания. Точнее даже, к пребыванию там отягощенных грехами человеческих душ они никем не назначались, так вышло само собой по законам местной метафизики, и всех устроило.
  • Дж. Р. Р. Толкин, «Лист работы Ниггля» — смерть и посмертие главного героя описаны весьма иносказательно, однако он явно пребывает какое-то время в чистилище.
  • Александр Рудазов, «Призрак» — протагонист, помыкавшись после смерти по Земле и нескольким загробным мирам, пристраивается на работу именно в Чистилище с прицелом через несколько десятков лет выслужить пропуск в Рай. Их там много таких — с прицелом. Причём если Ад и Рай механически срисованы у Данте, то Чистилище… ну как бы тоже, но всё-таки сильно изменилось за прошедшие восемьсот лет, потому что изменились представления о действительности у новопреставленных — а Чистилище под них подлаживается.

Кино[править]

Телесериалы[править]

  • «Топи» — посмертие представлено как некий аналог чистилища, или, как его называет один из персонажей, СИЗО.
  • «Люцифер» — в троп постепенно перерастает здешняя версия Ада. Он и исходно представляет из себя не столько стереотипные «адские вилы и котлы/сковородки», сколько психологические мучения душ, вновь и вновь переживающих по циклу фрагменты своей жизни, за которые чувствуют свою вину, и Люцифер однажды объясняет, что двери мучений каждой души открыты для её выхода — но за всё существование Ада до тех пор никто не оказался способным это совершить. В начале 5-го сезона владыка Ада с тоски по земной возлюбленной питается расследовать смерть грабителя-недотёпы Ли Гарнера a.k.a Mr Said Out Bitch, между делом подсвечивая тому, что основное, что отягощает его душу, даже не грабежи, а удаление от семьи — а в конце сезона, устремившись в Рай, чтобы вернуть Хлою Деккер, неожиданно встречает там первым именно его. Найдя через какое-то время в Аду душу погибшего незадолго до того Дэна Эспиносы, Люцифер уже сознательно запрещает демонам мучить своего друга (правда, тысяча лет по здешнему времени игр в пинг-понг против демона без малейших к нему способностей тому тоже оказываются не в кайф) и инструктирует его постараться выяснить свою вину и очиститься от нее, что уже напрямую называет чистилищем (изобретённым конкретно под Дэна). Наконец, дальнейшие события и память об этих двух случаях приводят Люцифера к переосмыслению сказанного ранее его отцом «Аду более не нужен смотритель/тюремщик» с раннего понимания «обойдется без руководства вообще» на «ему нужен целитель», что он и принимает как своё настоящее призвание.

Аниме и манга[править]

  • Angel Beats! — представляет собой имитацию школы-интерната, населённый местным подобием NPC.
  • Death Parade — а вот здесь Чистилище выглядит как бар, где умершие вынуждены участвовать в различных играх. Именно благодаря смертельным играм судьи могут определить, кто достоин перерождения, а кто пойдёт в небытие.

Видеоигры[править]

  • Limbo — название как бы намекает.
  • Grim Fandango — для коммивояжёра Мэнни Калаверы посмертный контракт по препровождению усопших в загробный мир служит своего рода Чистилищем (отработкой кармического долга, по завершении которого его душа получит освобождение).

Изобразительное искусство[править]

  • Иероним Босх, «Сад земных наслаждений». Правая сторона триптиха посвящена как раз Чистилищу (по другой версии, всё-таки Аду) и представляет собой реальное топливо для ночного кошмара.