Вера делает вас идиотами

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Posmotre.li против навешивания ярлыков и не призывает по некоторым персонажам судить о всей совокупности верующих. Нас интересуют только художественные приёмы и штампы — а также те тексты (и прочие феномены), которые нашли широкое отражение в массовом сознании и массовой культуре. Если эта статья задевает ваши чувства, предлагаем вам просто её не перечитывать (однако и не портить).
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Belief Makes You Stupid. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
« Человек в религии имеет глаза, чтобы не видеть, чтобы оставаться слепым; он имеет разум, чтобы не мыслить, чтобы оставаться глупым. »
— Людвиг Фейербах.
« О да. Они не правы с тех пор, как одна обезьяна взглянула на Солнце и сказала другой: «Он повелел тебе отдать мне часть твоего сраного добра». Люди… такие простаки. Лучше деньги на «богоугодное дело» пустят, чем купят себе ужин. »
— Раст Коул «Настоящий детектив»
Шкала умственного развития из «Гриффинов»[1].

По округе бегает монстр-людоед, которого надо прогнать? Нет, привяжем себя к столбам на краю деревни, дабы мог посланник Божий отделить агнцев от козлищ! Придумали плуг получше, чтобы пахать побольше? Нет, долой его вместе с изобретателем, ведь тогда мы станем работать меньше, а Бог повелел людям трудиться! Люди прыгают в пропасть вместо того, чтобы спастись во время землетрясения? Они верят, что боженька им поможет. Во время смертельной эпидемии население города вместо того, чтобы соблюдать карантин, собирается вместе, больные и здоровые, и молится в храме[2]? Они верят, что боженька их излечит. Суеверные крестьяне забрасывают камнями докторов и отрубают руки своим детям после того, как тем сделали прививки от оспы? Это для того, чтобы спасти их невинные души. Священник говорит, что Бог всемогущ и всеблаг, но кругом зло и страдание? Ну, значит, на то воля Божья! А если нет сил жить дальше среди всего этого, надо вспомнить, что уныние — это грех, покаяться и преодолеть!

Что происходит? Почему эти люди бросают вызов здравому смыслу, почему они так радостно уничтожают себя и других? Они сумасшедшие? Нет, всё значительно проще и одновременно сложнее — просто их религиозная вера сделала их идиотами. Этот троп часто используют в современном искусстве, дабы обосновать нелогичные и жестокие поступки людей в произведениях кинематографа и печатной продукции, для полемики с религией (всеми или какой-то одной из них) или просто для нагнетания драмы.

Этот художественный приём крайне затаскан и используется ныне повсеместно в культуре. Если в произведении есть учёный-герой, подходящий ко всему с позиции рацио, то обязательно возле него появится не шибко умный религиозный персонаж (не обязательно злой), который будет пытаться (не слишком успешно) всё объяснить с позиции того, что «На всё воля Его». И, возможно, этот тип даже отчебучит из-за своего религиозного порыва нечто такое, что заставит горько воскликнуть «ну что за идиот!». Более того, даже если сам автор — верующий, этот троп может у него встречаться. И даже необязательно в пропагандистском произведении, показывающем идиотами иноверцев. Просто человек может противопоставлять слепую веру, даже представителей его собственной конфессии (сабж) осмысленной и деятельной вере положительных героев, демонстрируя на их примере, что можно верить и не быть безмозглым фанатиком.

Не стоит путать этот троп с Религия — это плохо. Сабж статьи может дополнять этот троп, но он гораздо шире. «Святой простак» может быть и злобным придурком, и очень приятным в общении малым, который ничего, кроме добра для окружающих, не совершает. Да вот только он не любит нагружать свой мозг всякими лишними мыслями и к любой непонятной ситуации подходит с позиции проповедуемой им религии, что иногда приводит к трагикомическим или драматическим ситуациям.

Само собой, соломенные верующие из антирелигиозной пропаганды почти всегда подпадают под сабж. И средневековые дебилы тоже дебилы в том числе по этой причине.

Параллельный троп — баран Божий (тоже верующий и тоже идиот, но без причинно-следственной связи одного с другим). Контртроп — верующий интеллектуал.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про старика, который во время наводнения отказался эвакуироваться на автомобиле, мотивируя это тем, что Бог ему поможет. Затем к дому подплыла лодка в которой было одно место, но старик отказался садиться, сказал, что Бог ему поможет и продолжал молиться, затем он перебрался на крышу и продолжал молиться. Над крышей завис вертолёт, но старик отказался и от вертолёта. Когда старик утонул и предстал перед Богом, то спросил его: «Господи, почему же ты мне не помог?». На что получил ответ: «А кто по твоему послал тебе автомобиль, лодку и вертолёт?».

Литература[править]

Отечественная[править]

  • В. Маяковский, «Про Тита и Ваньку. Случай, показывающий, что безбожнику много лучше» — Тит во время грозы предпочёл молиться, чтобы молния не сожгла его дом, вместо того, чтобы провести нормальный громоотвод. В результате лишился после удара молнии всего имущества и чудом сам не сгорел. То ли дело настоящий советский материалист Ванька!
    • Это часть цикла «Ни знахарь, ни Бог, ни ангелы Бога нам не подмога». В других стихотворениях тоже все печально: одна женщина молилась о выздоровлении коровы вместо того, чтобы пойти к ветеринару, и, естественно, скотина умерла, а её соседка и к ветеринару корову водила, и сама книжки о хозяйстве читала; в волжском селе молились о ниспослании дождя в засуху, а в другом занялись мелиорацией и сажали растения засухоустойчивых сортов; ещё один молебен устроили вместо оспопрививания, заодно воспользовались народными средствами вроде заговоренной водички, и все никак не могли справиться с эпидемией, а как занялись вакцинацией, стало сразу все спокойно.
  • Генри Лайон Олди, «Герой должен быть один» — девушку, которая заступилась за разбойника, которого тупые древнегреческие крестьяне хотели принести в жертву Пану, чуть саму не принесли в жертву. Спас девчонку Пан, который сам был против человеческих жертвоприношений.
  • Александр Рудазов, «Арифмоман» — после землетрясения в Парибуле немедленно появляется юродивый, который сеет панику и орёт о гневе богов и о том, что нужно быстренько принести кого-нибудь в жертву. Подоспевший епископ во всеуслышание уточняет у стражника, сколько людей пострадало, а узнав, что среди погибших есть и дети, обвиняет юродивого в богохульстве — этот мерзавец посмел обвинить богов в детоубийстве! Всё-таки севигизм — религия достаточно разумная и прогрессивная, а идиоты только портят её имидж.
  • Брайдер и Чадович, «Гражданин преисподней» — зигзаг. Протагонист относится к представителям катакомбной церкви в духе тропа. В финале, удостоверившись, что выхода из постапокалипсиса нет, сам обращается к вере.
  • Олег Дивов, «Храбр» — именно такое произошло с жителями села Семидубье. Впрочем, основную роль там сыграл всё-таки лютый страх.
  • Артём Каменистый, «Девятый» — зигзаг: Кофидус неглупый и вменяемый человек. Но стоило ему осознать, что Межгорье отныне его епархия, стал ударяться в фанатизм. Если искоренение зародышей тьмы дело правильное, то периодические предъявы Дану, что он-де колдун Стража очень огорчают. Но пока Дан легко одёргивает своего первого зама.
  • А. Круз, «Я еду домой» — книга вторая: встреченная протагонистом религиозная община оказалась весьма малоприятным и опасным обществом.
  • Митрополит Тихон, «Несвятые святые» — в этой документальной книге приводится трагический случай: одна молодая женщина заболела туберкулёзом… и отказалась лечиться, дескать, «Господь наслал, значит, я заслужила; грех противиться воле Божией; приму смиренно». Так и умерла. К чести автора, он (православный епископ) выступает против такой веры.
  • Юрий Нестеренко — примерно 50 % произведений, включая «Приговор».

Зарубежная[править]

  • Г. К. Честертон, цикл рассказов об отце Брауне — аверсия. Для отца Брауна вера выступает «якорем», позволяющем не вестись на очередную витающую в воздухе модную идею. Пока люди безбожники делают себя идиотами, ведясь на очередную байку о призраке, семейном проклятии, волшебнике, страшном мраккультисте, светозарном пророке Бога-Солнца, собаке-провидице и т. д. и т. п., отец Браун, которого вера мотивирует очень осторожно относиться к историям о сомнительных чудесах, рационально анализирует ситуацию. И обнаруживает ловкого мошенника или умного манипулятора, прикрывающегося ложной мистикой.
  • Джон Уиндем, «День триффидов» — религиозная община показана здесь весьма неприглядно.
  • Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи» — Джон Голт придерживается именно такого мнения, что особенно ярко показано в его знаменитой речи.
  • Всеволод Нестайко, «Тореадоры из Васюковки» — набожная бабка Мокрина очень ярко демонстрирует это явление.
  • Станислав Лем, «Рассказ второго размороженца» — по стечению обстоятельств, последней спам-информацией, на которой окончательно сломался злобный суперкомпьютер, стала религиозная литература и богословские труды. После этого церковники гордо твердили, что святость, исходящая от этих текстов, сокрушила могущественного врага. Атеисты же заявляли, что рациональные блоки вычислительной машины просто не выдержали той дозы противоречий и логических ошибок, которые в этих текстах содержатся. Кто из них прав — пусть каждый читатель решает для себя сам ;-)
  • Стивен Кинг обожает эксплуатировать этот троп. Все потому, что он продал свою душу Сатане за писательский талант, ибо вырос в американской глубинке и имел возможность с детства до тошноты насмотреться на самых диких и зашоренных представителей этого тропа.
  • Хайнлайн если и затрагивает вопросы религии (не веры!), то преимущественно в этом ключе. Родился в «библейском поясе», так что знает, о чём пишет.
    • «Фрайди»: «Я думаю, ты невосприимчива к соблазнам религии. Если нет, то я не могу тебе помочь, так же, как я не могу помешать тебе стать наркоманкой. Религия иногда является источником счастья, и я не стал бы никого лишать счастья. Но это утешение, приличествующее только слабым — а ты сильная. Главная проблема религии — любой религии — состоит в том, что религиозный человек, приняв на веру определенные утверждения, не может затем судить об их истинности, основываясь на фактах. Можно греться у теплого огня веры или избрать жизнь в суровой неопределенности рассудка — но иметь и то, и другое невозможно.»
    • «Иов, или Осмеяние справедливости» — педаль в преисподнюю и небеса.
    • «Чужак в земле чужой» — тоже педаль в Варп, ибо идиотов-верующих (в том числе злобных) хватает.
  • Айзек Азимов, «Основание» — зигзаг: с одной стороны, Основание некоторое время использовало религию в качестве обёртки для распространения своей техники, с другой же — священники[3] ни в коем случае не должны были разобраться в том, как работает обслуживаемая ими машинерия. Так что религиозное образование представляло из себя смесь сказок о Галактическом духе и пророке его, Гари Селдоне, с инструкциями по эксплуатации.
  • Урсула Ле Гуин, цикл «Легенды Западного Побережья», роман «Голоса» — играется чуть ли не буквально: местная религиозная догма проповедует, что книги и чтение — это дело рук Дьявола.
  • Джордж Мартин, «Путешествия Тафа» — жители планеты С’атлэм (схожесть названия с Салемом отнюдь не случайна). Все возможные кризисы возникли у них исключительно по причине крайней религиозной упертости: видите ли, Боженька детей даёт, а потому противозачаточные средства всех мастей — ужасный грех (меньше, пардон, трахаться жители планеты тоже не желают — «плодитесь и размножайтесь»).Так что без вмешательства Тафа скорее всего случилась бы большая межпланетная война, в которой либо с'алтэмовцы захватили бы пару планет и продолжили ли бы и дальше свой «кроличий марафон», либо, что более вероятно, их бы поголовно перебили соседи, не желающие добровольно освобождать плацкарту.
  • Терри Пратчетт и Нил Гейман, «Благие знамения» — так здесь выглядит большая часть религиозного человечества. Впрочём, показано это достаточно иронично и остроумно.
  • Грегори Магвайер, «Злая» — узколобая фанатичка Нессароза Торп.
  • Питер Уоттс, «Эхопраксии» — эпичная инверсия: Двухпалатники с их роевым разумом вместо науки используют буквально достаточно развитую религию. Они воспринимают реальность на сверхчеловеческом уровне, просчитывают сложнейшие цепочки событий, успешно подошли к поискам Бога (хотя пока не наткнулись на него напрямую и не решили, стоит ли ему поклоняться или дезинфицировать), и эдак половина всех патентов человечества принадлежит их Ордену.
  • Дэн Браун, «Ангелы и демоны» — директор ЦЕРНа, чьи религиозные родители в детстве отказывались вызвать ему врача во время тяжелой болезни, руководствуясь принципом: «На все воля Божья». Мальчик выжил, но на всю жизнь остался инвалидом. Из-за этого у него выработалась стойкая неприязнь к религии.
  • Джин Вулф, «Книга Длинного Солнца» — субверсия: религия Витка основана на лжи, так как пантеон его «богов» является на самом деле программами огромного компьютера, следящего за тем, чтобы «пассажиры» огромного корабля поколений не стали слишком умными и не вышли из многовековой стагнации до того момента, как они достигнут точки назначения (да вот только сам космический корабль уже давно прибыл туда, куда и стремился, но произошёл сбой). Вроде бы наш троп… вот только главного героя Силка на его миссию, которая приведёт к тому, что люди покинут пределы своего замкнутого мирка и колонизируют Зелёный и Голубой мир, сподвигает бог Аутсайдер (по множеству толстых намёков, на этот раз настоящий Господь-Бог, выбравший себе нового Моисея).
  • Терри Гудкайнд, цикл «Меч Истины» — автор через своего персонажа прямо говорит о том, что вера и эмоции делают людей глупыми: «Первое Правило Волшебника гласит: люди глупы. — Ричард и Кэлен неодобрительно переглянулись, но продолжали слушать. — Люди глупы, и, если правдоподобно объяснить, почти все поверят во что угодно. Люди глупы и могут поверить лжи, оттого что хотят верить, будто это правда, или оттого что боятся знать правду. Головы людей полны всякими знаниями и верованиями, большинство из которых ложны, но все же люди в это верят. Люди глупы: они редко могут отличить правду от лжи, но не сомневаются, что способны на это. Тем легче их одурачить». («Первое Правило Волшебника», глава 36).
  • Вайсс Дэниэл, «Нет царя у тараканов» — не только вера, но и цивилизованность вообще. Но наличие в шаговой доступности Библии внесло свой вклад. Перестав заботиться только о себе и начав перекладывать эту ответственность на других, тараканы очень быстро скатились в упоротую религиозность с почитанием «пророков». В итоге вся колония вымерла, потеряв банальный страх перед смертью.
  • Ричард Морган:
    • «Видоизмененный углерод» — в будущем технологии позволили сохранять память и личность человека на специальных имплантах-стеках, что позволяет после смерти возрождаться людям в новых телах (ну, или в «секонд-хэнд»-телах, если денег не хватает). Однако мусульмане, католики и некоторые другие религии резко возражают против того, чтобы мертвецов возращали к жизни — ведь душа уходит в Рай/Ад, как они считают, после первой смерти, а по Земле вместо оригинального человека будет ходить его богомерзкая подделка. В результате приняли закон о том, что католики и представители других протестующих против возврата с того света конфессий не будут возрождаться после смерти… что стало настоящей манной небесной для мафии. Например, на территории США теперь в бордели и другие подобные злачные заведения набирают только католиков, и клиенты могут делать с ними всё, что душе угодно — в случае если нанятые католики умрут, о грязных криминальных делишках никто не узнает, ибо «оскорбление чувств верующих». Полиция плюётся от злости, политики пытаются провести поправку к закону, которая позволяет оживлять насильственно убитых верующих, всё остальное законопослушное население смотрит на католиков как на средневековых дебилов — а сами католики несмотря на всё это всё равно упираются рогом и возражают против того, чтобы «мертвых беспокоили». Католичку изнасиловали, убили и расчленили? Пофиг, не смейте её возвращать в новое тело, чтобы найти убийцу! Бог его сам накажет! Когда-нибудь…
    • «Черный человек» — после Раскола Флорида объявляет независимость и переименовывается в Иисусленд, настолько отсталый, что один из персонажей предпочитает жизни там работу по 16 часов на ферме.
  • Филиппа Пирс, «Волшебный сад Тома» — субверсия: конечно, благочестивый христианин и сторож Авель первоначально принимает Тома (попаданца из XX в. в Викторианскую Англию) за демона и с большим трудом в конце концов меняет своё мнение, неохотно перестав считать главного героя порождением зла. Но, по словам постаревшей Хэтти Бартоломью, Авель оказался намного проницательнее многих других взрослых, вообще не обративших никакого внимания на странного ребёнка.
  • Джон Уайтман, «Звёздные войны: Галактика Страха», роман «Рой» — Вруун, с’крррр и член религиозного культа, который поклоняется жукам дрога (разновидности безумно быстро размножающегося плотоядного насекомого, занимающего очень низкое положение в пищевой цепи). Это была бы безобидная причуда, если бы он не был главным садовником на космической станции (в садах которой и обитали дроги) и из-за своих убеждений не истребил всех естественных врагов почитаемых им дрогов. Естественно, без каких-либо хищников, сдерживающих их численность, дроги в конечном итоге становятся ненасытным Роем, который начинает пожирать жителей станции и обращает их в бегство. Кармическая смерть Врууна в жвалах Роя, который он же и создал, вполне заслужена.
  • Майкл Уилсон, трилогия «Спин» — близнецы Джейсон и Диана пошли разными путями: первый стал учёным и жизнь положил для выяснения того, каким образом спасти Землю от таинственного Спина, окружившего Землю. Диана же присоединилась к религиозным фанатикам, уверенным в том, что грядёт конец света и надо «сидеть на попе ровно». По вполне понятным причинам, деятельная и активная позиция Джейсона больше импонирует читателю.
  • Роберт Антон Уилсон, трилогия «Иллюминатус!» — автор прямо говорит об этом: «Вера — это смерть разума. Как только человек начинает верить в доктрину того или иного рода и перестает сомневаться, он прекращает размышлять об этом аспекте бытия. Чем большей уверенностью он проникается, тем меньше у него остается пищи для размышлений. Ни в чем не сомневающийся человек никогда не испытывает потребности думать, и его можно считать клинически мертвым по всем медицинским стандартам, ибо прекращение деятельности мозга свидетельствует о наступлении смерти».
  • Сэнди Митчелл, цикл «Кайафас Каин» — множество раз нашему бравому комиссару приходится сталкиваться с религиозными фанатиками, которым вера заменила мозги: техножрецЫ, с маниакальным упорством пробуждающих некронов ради археотеха; талларнцы, которые сжигают следы ритуалов хаоситов вместе с важные доказательства, способными помочь найти место финального ритуала; Сестры Битвы, которых Каин чуть ли не пинками загоняет обратно в оборону (эти дуры всерьез вознамерились схлестнуться в открытой атаке с тиранидами); наконец, просто огромное количество абсолютно невменяемых хаоситов.
    • Справедливости ради, сам Каин ни в коем случае не атеист — он с должным почтением относится к священным символам и уповает на Императора, но тихо и без помпы, чтобы не отвлекать Его от дел несравненно более важных, чем спасение Каиновой «трусливой» шкуры.

Кино[править]

  • «Чужой: Завет» — и. о. капитана вовсю отжигает. По курсу движения корабля обнаружилась неизвестная звездная система с обитаемой планетой? Это Божье провидение привело нас к ней, давайте высадимся на неё без скафандров и создадим здесь колонию! Ага, на абсолютно неизученной планете, с неизвестно какой агрессивной окружающей средой… При всем при этом и. о. капитана постоянно рефлексируют по поводу того, что его, видите ли, притесняют на борту корабля из-за того, что он верующий. Нет, уважаемый, это из-за того, что вы ведете себя как безмозглый идиот, наплевав на утвержденную вышестоящим начальством миссию, и ставите на кон жизни двух тысяч колонистов без их согласия исключительно из-за своих (и режиссера фильма) тараканов в голове. С тем, что вы верующий, это никак не связано.
    • В третьем «Чужом» заключённые исповедуют собственную религию и считают прибытие Рипли и Чужого началом конца света (в ранней версии сценария они вообще были монахами). А заключённый Голик, после того как Чужой убил двух его товарищей, но позволил Голику убежать, решил, что был избран монстром. В расширенной версии Голик предлагает ксеноморфу-«дракону» свою помощь и выпускает того из хранилища отходов, становясь очередной жертвой.
  • «Мгла» — про Кинга здесь уже писали, но мисс Кармоди — отдельная вишенка на тортике… Когда эту фанатичную [вырезано цензурой] застрелили, зал аплодировал.
    • Достаточно редкий для данного фильма случай адекватной передачи книжного персонажа. В «Тумане» мисс Кармоди ничем не лучше.
  • Outlander — христианский поп пытается изгнать морвена, словно демона. Инопланетная тварь подачу закуски оценила весьма положительно.
  • «Агора» — фильм изображает христиан как фанатичных мракобесов, чья вера заставляет их совершать глупые и жестокие вещи.
  • «Звёздный десант 3: Мародёр» — в конце фильма Федерация, до этого бывшая государством «воинствующего атеизма», официально признаёт христианство своей государственной религией. А всё потому, что высшее командование Федерации весьма высоко оценило отупляющий и мотивационный эффект на население похожей на христианство псевдорелигии, которую тайно распространил во время своего плена Мозговой Арахнид. Воистину, «не можешь победить — возглавь!».
  • «Житие Брайана по Монти Пайтону» — показанные здесь тупыми суеверными дикарями иудеи отлично иллюстрируют сабж статьи.
  • «Мой отец. Мой Бог» — главный герой, раввин Авраам Эйдельман, отнюдь не дурак, но на житейском уровне он по причине своего бездумного религиозного пыла потерпел полный крах: его молодая жена Эстер, жаждущая любви, глубоко несчастна от того, что муж отдаёт всего себя Б-гу, не уделяя семье должного внимания[4]. Но грустнее всего получилось с его сыном Менахемом — отцовская любовь к Всевышнему перевесила родительскую обязанность следить за своим ребёнком. В результате мальчик утонул[5] в Красном море, пока его отец иступлёно молился.
  • «Фараон» Ежи Кавалеровича — верховный жрец Херхор настаивает на том, чтобы египетская армия сделала огромный крюк из-за того, что два священных скарабея (навозных жука, по простому) пересекают дорогу перед ней. Чем приводит в возмущение Рамсеса XIII.

Телесериалы[править]

  • «True Blood» — досталось и христианам, и викканам. Во втором сезоне тапка в пол — менада, жрица бога Пана, зомбирует практически всё население городка.
  • «За гранью возможного» — несколько раз были показаны разные пришельцы, которые используют религию как средство «мягкого» порабощения человечества.
  • «Вавилон-5» — эпизод «Верующие». Семья ревностно-религиозных пришельцев отказывается позволить доктору Франклину выполнить простую медицинскую операцию на их смертельно больном сыне, потому что их религия заявляет, что он потеряет свою душу, если будет разрезан. Когда же Франклин проводит операцию вопреки желанию родителей, они просто убивают «бездушную оболочку». Страшно подумать, как представителям их расы или хотя бы веры приходится жить, чтобы ни разу в жизни не порезаться.
    • Эпизод «Исповеди и сетования» — инопланетная раса Маркаба фактически уничтожила сама себя из-за того, что её религиозные лидеры объявили сверхзаразную и смертельно опасную чуму драфа божьим наказанием за безнравственность и поэтому запретили изучать её и искать способы исцеления. В результате доктор Франклин всё же смог создать вакцину, но к тому времени все маркаба на станции погибли, а вся их раса в целом понесла от чумы такие потери, что обречена на полное вымирание через несколько поколений.
    • Икарране вымерли из-за того, что создали неубиваемых суперсолдат для защиты своей планеты и запрограммировали их на уничтожение всех, кроме религизоно-правильного образа идеального икарранина, которому в их мире не соответствовал никто.
      • Да и вообще во вселенной «Вавилона» у инопланетян чрезвычайно много загонов на религии и традиционализме. Видимо, авторы избрали такой метод сделать их более инопланетными.
  • «Звёздные врата SG-1» — сенатор Кинси показывает себя именно таким в своём первом появлении. Когда он предлагает закрыть проект Stargate, Первый отряд напоминает ему об угрозе гоа’улдов. А потом они ловят просто галактический фейспалм, когда Кинси говорит, что даже если эта инопланетная армада вторгнется на Землю, Господь-Бог не позволит, чтобы что-то случилось с Соединенными Штатами[6]!
  • «Доктор Кто» — орден Безголовых Монахов. Неприкрытая пародия на религиозных фанатиков (в частности католических), что порой в погоне за верой теряют голову.
  • «Человек будущего» — третий сезон: не стоило Джошу верить в то, что голос в его голове принадлежит Богу…

Мультфильмы[править]

  • «Dead Space: Downfall» — юнитологи, в полном соответствии с оригинальной игрой, ведут себя именно так. Отчасти это можно списать на угнетающее психику воздействие Красного Обелиска, но только отчасти.

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» — Нед Фландерс. Отличный парень, прекрасный сосед, заботливый семьянин. И ревностный христианин. Чрезмерно ревностный. Из-за чего Нед иногда отчебучивает воистину феерически безумные и алогичные поступки. Да чего уж там, иногда Фландерсом в своих интересах умудряется манипулировать даже сам Гомер Симпсон — чистейший недоумок тройной дистилляции.
  • Castlevania (2017) — демонический образ велел убираться отсюда в течение года? Давайте лучше устроим в этот день религиозный праздник, в честь сожжения ведьмы, с которого все и началось!
  • «Гриффины» — религиозных людей здесь в основном изображают как фанатичных дебилов. Особенно ярко демонстрируется в эпизоде «Не все псы попадают в рай».
  • «Южный Парк» — мормоны были показаны не злобными фанатиками, как можно было ожидать (даже наоборот — они добрее и нравственнее подавляющего большинства прочих персонажей!), но излишне доверчивыми и наивными людьми, принимающие слишком многое на веру.
    • Кроме того, только они и попадают в Рай.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • «Легенда о матери Саре» — добрая, но пассивная и безучастная мать Тереза предпочла помолиться за душу умирающего солдата вместо того, чтобы позвать доктора, который смог бы хоть попытаться остановить кровотечение и, возможно, спас бы жизнь парнишке.

Видеоигры[править]

  • Stellaris — столкнувшись с какой-либо загадкой, спиритуалисты имеют возможность объявить ее знаком богов и на этом успокоиться и не парится по поводу её исследования. Вместе с тем аверсия, ведь никто не заставляет их так делать. Спиритуалисты могут исследовать псионику и роботов. А также призвать из других вселенных невиданную херь, которая сожрет всю вселенную под их дикий хохот.
    • Самое забавное при нахождении Чайника Рассела — при успешном исследовании аномалии материалисты предположат, что это тень четырёхмерного объекта в трёхмерном пространстве, а спиритуалисты будут утверждать, что это божественный дар для помощи в развитии науки.
  • BioShock Infinite — большая часть граждан Колумбии. Нет, серьёзно: вам под видом «Божьих даров» в открытую пихают чудеса от науки, а вы с удовольствием вешаете себе эту лапшу на уши и молитесь явному мошеннику, который поехал мозгами от своей власти и возомнил себя пророком? Ну и как вас после этого называть?
    • Сам Комсток тоже хорош. Обладая способностью предсказывать будущее (точнее, просчитывать возможные вероятности), довел свой город до ручки и вполне заслуженно огрёб смертельных люлей от ДеВитта. Исключительно из-за своей тупости, вызванной зашкаливающим фанатизмом.
  • Surviving Mars — субверсия: колонист с чертой «Верующий» не покончит с собой при депрессии, зато спонсор Церковь Нового Ковчега вообще не может исследовать технологии — либо тратить деньги на аутсорсинг, либо тратить электронику, электричество и место в куполах на лаборатории, либо молиться рандому, чтобы выпал ивент на получение постоянного исследования (100 единиц за Сол) от спонсора.
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines — Грюнфельд Бах. Просто Грюнфельд Бах. Что нужно сделать для того, чтобы убить одного вампира? Сжечь его особняк и полквартала в придачу! Что, к тому моменту он уже и так был мёртв? Ну, неисповедимы пути Господни… Еще раз, что нужно сделать для того, чтобы убить одного вампира, который теперь проник на базу охотников? Взорвать всю базу вместе с оставшимися в живых охотниками на вампиров, ценными ресурсами и записями! Что, вампира это не убило, зато полностью обезглавило лос-анджелесское отделение охотников? Неисповедимы… дальше вы знаете.
  • Серия Halo — Ковенант из-за своих религиозных заморочек лишь тупо копирует технологию Предтечей, а любая попытка разобраться и понять их работу воспринимается как ересь. Неудивительно, что люди (которые подобного религиозного трепета перед Предтечами не испытывают и активно изучают их технологические артефакты) семимильными шагами стали сокращать разрыв в технологиях, весьма неприятно удивив этим пришельцев.
    • Очень субъективное мнение Кортаны, сделанное лишь на том основании, что Ковенант использует импульсные, а не лучевые плазменные орудия, хотя те лучше вскрывают щиты. Хотя причин помимо «вера не позволяет» могут быть тысячи, вплоть до ремонтопригодности (орудие должно не один раз отработать) и стоимости текущего техобслуживания[7]. По факту, технологии Ковенанта с Предтечевскими никак не связаны, а в людей понимание техники предтечей прошито последними на генном уровне. И да, за двадцать пять лет войны с Ковенантом человечество не научилось их ручное плазменное оружие.. Нет, не воспроизводить. Перезаряжать. Предысторию и первые три игры людей как раз бьют в хвост и гриву, когда удается не только уйти целыми, но и Ковенантам что-то сломать — уже целый праздник. Это в следующих трех людям задрали возможности, а остатки Ковенанта низвели до дурачков для битья.
    • Хотя вера делает Ковенантов идиотами то факт, но по другим причинам. Впрочем, это Хало, здесь если война, то на уничтожение, если проблему нужно решить, так обязательно что-то большое взорвать. Лучше сразу Галактику. А что до «тупого копирования», то попытайтесь, будучи верующим идиотом, успешно «тупо скопировать» хотя бы ДВС, не говоря уже о гипердвигателе
  • Серия Dead Space — юнитологи. Просто юнитологи.
  • Metro Exodus — встречается два раза, на Волге и на Каспии. В обоих случаях религиозная вера используется для отупления паствы, ибо верующими дураками управлять намного легче.
  • Серия Civilization — принятие общей политики, связанной с теократическим правительством, часто приводит к замедлению научных исследований.
  • Crusader Kings — инверсия: научному прогрессу способствует умение правителя учиться, которое тесно связано с его теологическими познаниями (что логично — в средневековой христианской Церкви был очень высок процент образованных людей, а теологи помимо Библии изучали огромное количество античных трудов (того же Аристотеля, например)). Самый высокий бонус к обучению вообще даёт образовательная черта «Выдающийся богослов»!
  • Wolfenstein: The New Order — ещё одна инверсия: древнее общество еврейских богословов Даат Ихуд считало, что ближе к Б-гу можно стать не через молитвы, а благодаря научному познанию окружающего мира. Благодаря этому они уже в Средние Века имели технологии, намного превосходящие даже современный уровень развития. Увы, во время Второй мировой войны одно из тайных убежищ Даат Ихуд было найдено нацистами — и история пошла по иному пути.
  • Final Fantasy X — Вакка. Ревностный последователь учения Йевона, которое проповедует, что машины — это зло! Почему? Ну так потому что машины — это зло! Йевон так сказал! За время приключений, впрочем, Вакка значительно расширил свой кругозор и стал чаще включать мозги.
  • Tears to Tiara 2 — Святая Церковь систематически подавляет развитие нерелигиозных знаний.
  • Kult: Heretic Kingdoms — деконструкция: Алита встречает монаха-отшельника и как член Инквизиции (которая в этом мире борется с любой религией) пытается доказать ему, что религия уничтожает свободу воли. Отшельник на это ехидно возражает, что свободу воли уничтожает догма, отнюдь не только религиозная.
  • Command & Conquer — аверсия в случае с Братством Нод. Несмотря на их фанатичную религиозность, технологии Братства, особенно в сфере применения тибериума, зачастую превосходят технологии ГСБ.
  • Sanitarium — проповедник О’Тулл из главы «Покинутые дети». Заняв должность мэра, призывал людей покаяться за грехи вместо того, чтобы начинать прополку лозы, которая окружила город.
  • Mass Effect 3 — в игре можно встретить по одному из квестов ханара Зимандиса (его духовное имя — «Отчаянно преклоняющийся перед делами Вдохновителей»), который собирается сдать коды системы безопасности родной планеты Жнецам. Делает он это потому, что все ханары почитают Вдохновителей (протеан), которые, по их мнению, и наделили этот вид разумом. А так как протеане были превращены Жнецами в Коллекционеров и теперь служат им, то и ханары должны последовать примеру своих божеств. Да, Зимандис был одурманен Жнецами, что отчасти и объясняет нелогичность его действий. Но именно его религиозный фанатизм стал тем крючком, который позволил машинам держать его под контролем на расстоянии долгие годы и превратил в идеального диверсанта.
  • Asura's Wrath — педаль в асфальт, Семь богов настолько промыли людям мозги, что те с искренней радостью идут на убой, думая, что попадут в Рай.
  • Heroes of Might and Magic — особо фанатичные служители Эльрата и инквизиторы Священной Империи могут стать слепыми и гордыми.
    • Педаль в пол: сторонники Церкви Святой Изабель, которая на самом деле Биара и она действует от лица Кха—Белеха слепо исполняют все её приказы, даже самые безумные и хаотичные, но если пытаться отговорить её фанатиков, они будут считать сказанную правду ересью, которую нужно срочно очищать священным Светом.

Визуальные романы[править]

  • SubaHibi — в сюжете можно найти немало иллюстраций данного тропа, но самым значимым, пожалуй, является мать главного героя, без чьих художеств на почве веры сюжет бы в принципе не случился.

Настольные игры[править]

« Благословен ум, слишком маленький для сомнений. »
— Один из постулатов Церкви Бога-Императора.
  • Warhammer 40,000 — сплошь и рядом! Церковь Бога-Императора и Культ Механикум — эталонные примеры. Что иронично — Император Человечества до своего обожествления придерживался именно такого мнения и с презрением относился к любым верованиям, так как за свою невероятно долгую жизнь до тошноты насмотрелся на то, какие глупости и безумства способны совершать вроде бы хорошие люди в пылу религиозного рвения. При том, что сам в пылу антирелигиозного рвения ничем им не уступал. Получился своеобразный исторический маятник — крайности религиозных культов рухнувшей в техноварварство Земли сделали Императора воинствующим фанатиком-атеистом, крайности императорского атеизма проложили дорогу к дичайшему религиозному фанатизму Империума. Противоположности сходятся
  • «Седьмое море» — инверсия: местная вариант христианства утверждает, что Бог-Теус создал весь окружающий мир как загадку-головоломку, изучая которую можно стать ближе к Всевышнему. Соответственно, церковь здесь — главный оплот научного прогресса!
    • Впрочем, Кастильская Инквизиция всё равно показана крайне мракобесной организацией.

Музыка[править]

  • Боб Дилан, With God on Our Side — песня представляет собой монолог «болванчика», которого с самой школы учат тому, что США всегда правы и всегда побеждают. Потому что «С нами Бог».
  • Bad Religion — много такого встречается в творчестве этой панк-группы.
  • The Agonist, Predator & Prayer.
  • «Ансамбль Христа Спасителя» — почти всё творчество посвящено этой теме.
  • Король и Шут, «Идол».

Прочее[править]

  • Повторяющаяся тема у Карла Маркса. Религия не обязательно делает людей идиотами, но она заставляет их верить в то, что после смерти существует вечный рай, поэтому это лишает мотивации улучшать свою судьбу в будничной жизни. А еще религия выступает как один из инструментов контроля общества правящими классами, благодаря которому рабочие не будут тратить своё свободное время, например, на то, чтобы собрать профсоюз либо иным образом самоорганизоваться. Маркс при этом вовсе не осуждал людей за их религиозную веру. Однако он рассматривал религию только как способ самообмана и своеобразной духовной «анестезии», позволяющей угнетаемым классам мирится со своим наполненным страданиями существованием[8].
  • «Если бы у Императора был преобразователь текста в речь»: Император Человечества говорит своему верному кустодию, что религия — это «тупое, суеверное дерьмо для промывки мозгов, которое превращает тебя в засранца».

Примечания[править]

  1. Для тех, кто не в ладу с аглицкой мовой: «Обычный»; «Отсталый»; «Питер [тупой протагонист этого мультсериала]»; «Креационист».
  2. Или устраивает крестный ход против эпидемии.
  3. Предусматривалось ли какое-либо образование для мирян, за исключением проповедей в храмах, в книге не говорилось.
  4. Хотя в том же Талмуде сказано «Почитай свою жену и будешь богат» (Бава меция, 59a)
  5. Здесь опять же осуждается неразумный подход к вере раввина, ведь в Талмуде (трактат Кидушин 29а) чётко сказано, что родитель должен обучить ребёнка Торе, специальности, а также научить плавать. Авраам же на последнее забил, сконцентрировавшись только на первом пункте.
  6. Непонятно, впрочем, сколько здесь искренней веры, а сколько — циничного лицемерия прожженного политика, которому во что бы то ни стало нужно закрыть убыточную программу.
  7. Ни одно оружие не должно создаваться как вещь в себе, ради достижения предельных характеристик. Инженер всегда должен держать в уме, что эксплуатировать это будут люди, далекие от специалистов компании-разработчика в условиях, далеких от лабораторных. Если, условно говоря, ты создал идеальный тормоз отката для орудия, но понимаешь, что армейский техник Ванька его не сможет обслуживать, как положено, разумнее будет отказаться от запуска в серию. Впрочем, о таком вообще мало кто думает, а американцы очень любят считать показателем крутости именно предельные характеристики
  8. «Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».