Религии

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание! Статья представляет собой ориентир для написания раздела «Религия» в справочнике автора или создания подшаблона в шаблоне «Стереотипы» и не имеет самостоятельной ценности.

Религия — поклонение сверхъестественным силам. Атеисты считают, что таких сил нет. Агностики точно не уверены, но считают, что, пока их существование не доказано, поклоняться им незачем. Оккультисты считают, что их надо подчинить себе через ритуалы и получить силу себе. Эзотерики считают, что сам человек либо уже есть Бог, либо может им стать определенным способом через самосовершенствование. Сторонники культа личности считают, что один материальный человек есть проявление сверхъестественного и надо поклоняться ему. Различные категории верующих так расклассифицировали религии (полужирным шрифтом выделены мировые, т. е. имеющие сотни миллионов последователей среди множества народов):

Классификация[править]

Первобытные[править]

Часто зовут примитивными. Вопреки такому названию, более чем распространены и в качестве элементов присутствуют во всех или во многих религиях. И это даже не религии, а скорее формы проявления религиозного чувства и отдельные стороны религиозного культа. Представители крупных и высокомерных конфессий могут отрицать родство, но…

  • Анимизм — вера в то, что каждый предмет или явление на свете имеет духа, способного влиять на тех, кто с этим предметом взаимодействует.
  • Фетишизм — почитание священных предметов, вера в их божественную силу. Священные горы, священные места… священные постройки и священные реликвии — это всё оно. Подразумевается почитание конкретного предмета (фетиша).
  • Шаманизм — сочетание двух предыдущих пунктов с появлением институционального жречества. Шаманы умеют впадать в священный транс с целью общения с духами, используя костюм. бубен и другие артефакты.
  • Тотемизм. Тотем — класс священных предметов, с которым человек себя олицетворяет. Самый распространённый тотем — животное, которое обычно почитается как мифический предок. Пожалуй, вряд ли встретится в современной религии, но в геральдике встречается повсеместно.
    • Трулльский собор наложил специальный запрет на икону «Вот агнец Божий», где смешение нарратива и символического языка действительно выглядело неуместным (хотя таким же смешением, узаконенным последующей традицией, является изображение с символическими крыльями ангелов и даже Иоанна Крестителя, под влиянием библейских описаний херувимов и серафимов, действительно предстающих в пророческих видениях как крылатые существа). На Западе, где каноны Трулльского собора не были приняты, символическое изображение Христа как Агнца широко распространено до сих пор.

Политеистические[править]

Существует пантеон богов разной степени значимости с разной специализацией, верят во всех, поклоняются кому положено или кому считают нужным.

  • Древние (египтяне, семиты, греки и римляне, германцы, славяне, ацтеки).
  • Современные:
    • Гиндукушская религия — древний языческий культ, уцелевший в труднодоступном районе Пакистана Нуристане (ранее звался Кафиристаном — страной неверных). Позже большинство приверженцев были исламизированы; согласно Вики, около 3000 калашей ещё сохранили веру предков.
    • Верования первобытных и частично окультуренных народов Азии, Африки, Америки и Океании. Во втором случае часто причудливо переплетаются с христианством или исламом, а буддизм прямо допускает сочетание с ними.

Дхармические религии[править]

Группа религий индийского происхождения. Находятся с зороастризмом в родственных отношения по принципу вам террористы, нам партизаны: например, в дхармических религиях Индра — бог войны, а в зороастризме Индра — демон насилия.

  • Индуизм.
    • Агхора — религиозные фанатики-аскеты, которые в качестве аскезы едят экскременты и… трупы, включая не догоревшие после кремирования трупы людей. Увешаны человеческими костями и пьют из человеческого черепа. Пили зелье в черепах, ели бульники, танцевали на гробах, богохульники.
    • Душители Кали — секта, убивавшая людей не ради террора, а ради человеческих жертвоприношений. Была успешно уничтожена британской колониальной администрацией.
    • Кришнаизм — отличается от прочих направлений индуизма прежде всего тем, что если в консервативном индуизме индуистом можно только родиться вместе с принадлежностью к касте[1], то кришнаитом можно стать.
  • Джайнизм:
    • Дигамбары — наиболее близкие к первоначальной версии джайнизма, с абсолютно голыми босыми монахами, регулярно выщипывающими все волоски на теле. Монашек у них нет.
    • Шветамбары — облачённые в знаменитые белые одежды, включая и повязку на рот, чтобы случайно не проглотить насекомых, и постоянным веником для подметания земли перед собой при каждом шаге, чтобы не наступить на насекомых. Монашки имеются.
  • Буддизм.
    • Хинаяна (малая колесница) — наиболее близок к первоначальной версии буддизма и предусматривает достижение нирваны только для монахов. Потому в Индокитае, за исключением Вьетнама (где Махаяна) и Малайзии (где ислам), каждый мирянин на год-другой становится монахом.
    • Махаяна (Великая колесница) — отличается наличием бодхисатв, которыми могут стать и миряне.
      • Ламаизм — в Монголии и Тибете. Тесно переплёлся с религией Бон, вплоть до того, что Бон из отдельной религии превратился в течение ламаизма. По причине близости Тибета к Непалу и Индии сохранили весь широченный индуистский пантеон богов, к которым ещё и добавили богов из Бон. А поскольку в буддизме нет особой разницы, родился ты богом или раджой, то всем этим богам поклоняться совсем не обязательно: а они просто являются частью мифологии и космологии. Отличается не просто большим, а очень большим числом священнослужителей.
      • Дзен(禅), он же Чань (禪), а также Тхиен (禪/Thiền) и Сон (선)  — тесно переплетён с идеями даосизма и неоконфуцианства, потому что монастырь Шаолинь, в котором поселился прибывший из Индии проповедник Бодхидхарма, изначально был даосским монастырём, основанным наставником Коу Цяньчжи. Прославился как китайским монастырём Шаолинь, так и тем, что в Японии самураи в отставке принимали постриг в монахи.
  • Сикхизм — возник под явным влиянием ислама, тоже монотеизм, но в то же время обрядовая сторона противопоставлена исламской. Например, сикхам нельзя есть халяль и кошер из-за прямого запрета на забой перерезанием горла. Вместо них существует джаткха — забой по индийским традициям перерубанием головы ударом меча. И т. д., и т. п.
  • Сюгэндо — гибрид буддизма с даосизмом и синтоизмом. В XIX веке оказался… вне закона, по той причине, что согласно закону о разделении религии священники и храмы больше не могли быть одновременно буддийскими и синтоистскими, что означало фактический запрет гибридных религий.
  • Ошо или Раджишин.

Религиозно-философские учения[править]

Системы восприятия сверхъестественного и непознанного, развитые выдающимися мыслителями. Могут уклоняться и мутировать в религии, но при этом часто остаётся достаточно сторонников старой школы и учение в целом сохраняется.

  • Конфуцианство. После победы конфуцианцев над легистами в борьбе за власть конфуцианство, с небольшими добавлениями буддизма, стало официальной идеологией-религией Китая вплоть до революции 1911 г.
  • Даосизм.
    • Спорно. Согласно Вики, «Даосский пантеон достаточно сложен и разнообразен».

Другие верования народов Южной и Восточной Азии[править]

  • Зороастризм — доисламская религия персов. Внезапно имеет общие черты с авраамизмом, хотя и выросла из политеистических верований Персии.
  • Синтоизм — форма многобожия, принятая в Японии. С момента проникновения в страну буддизма сразу начала с ним смешиваться (за исключением короткого периода Империи, когда синтоизм попытались отделить на государственном уровне; см. сюгэндо), и сейчас большинство японцев на практике следует обеим религиям.
    • В современной Японии между этими двумя религиями существует своеобразное «разделение ролей» — если всё, что связано с жизнью и её этапами (рождение, совершеннолетие, свадьба) отмечается синтоистскими ритуалами, то похороны и поминовение предков осуществляется по канонам буддизма.

Авраамические[править]

В основе лежит общая легенда о заключении договора между Единым Богом и Авраамом — легендарным прародителем евреев (от жены Сарры) и арабов (от рабыни Агари). Все признают Ветхий Завет в той или иной редакции. Многие причисляют себя к потомкам Авраама.

Иудаизм[править]

Самая древняя из авраамических религий. Подавляющее большинство верующих — этнические евреи. Подробнее см. основную статью.

Христианство[править]

Эволюция христианства

Важнейший миф — предание о Иисусе Христе из Назарета, что в Галилее, Боге-Сыне, воплотившемся как человек, принявшем смерть на кресте, искупив грехи человечества и показав людям путь к спасению. Важнейшая книга — Новый завет, но идёт в комплекте с Ветхим.

Древние церкви Востока[править]

Придерживаются миафизитства (не путать с монофизитами, которых в собственном предельно виде, анафематствованном Халкидонским собором, реально не сохранилось, если они вообще существовали). Признают решения только первых трёх (за одним исключением) Вселенских Соборов.

На Западе их с греко-православными объединяют общим ярлыком Orthodoxy, придуманным специально для всех, кто не католики и не протестанты (кому интересна разница между этой восточной экзотикой?) и со временем официально принятым как самоназвание. Из-за этой двойственности может складываться впечатление, что последние действительно считают их в собственном смысле православными и находятся в евхаристическом общении. На самом деле — нет, для официального православия миафизиты формально остаются бо́льшими еретиками, чем католики. Впрочем, в экуменическом диалоге это, естественно, замалчивается — мир, дружба, аллилуйя.

  • Ассирийская церковь Востока, или Несторианская церковь. То самое исключение — признаёт решения только первых двух Вселенских Соборов (то бишь с точки зрения православных и католиков являются антиподами монофизитов, заносом в другую сторону, а с точки зрения миафизитов — ультраеретиками).
  • Армянская апостольская церковь. Считается одной из древнейших христианских церквей вообще.
  • Коптская (ранее — Египетская) в честь коптов — небольшой этнической группы, потомков древних египтян. Благодаря им до нас дошло звучание последнего поколения древнеегипетского языка — коптского, который применяется как язык богослужений. Считаются изобретателями христианского монашества. Не признают Иисуса Христа богочеловеком — только чистым богом — и упорно отстаивают это положение. Коптский крест подозрительно похож на иероглиф Ankh — «Жизнь».
  • Эфиопская. По внешнему виду та же коптская, по организации — нет (да и чисто обрядовых отличий и уникальной атрибутики весьма немало). Сказать эфиопскому христианину, что он принадлежит к коптской церкви — примерно то же, что сказать грузинскому православному, что тот подчинён московскому патриарху.
  • Ещё есть Сирийская (также известны как яковиты), Эритрейская (совсем недавно отделившаяся от Эфиопской) и Маланкарская (Индия).

Великий раскол[править]

После развала Римской империи столичные предводители начали соперничество, в итоге оба друг друга прокляли на века вечные и разбежались на всемирных католиков и правильных православных. Событие зовется Великой Схизмой. В общем, всё было заготовлено для большой религиозной войны с коварными заговорами и изощрённой вербовкой, которая война так и не состоялась (хотя провинции и страны друг у друга тяпали). По существующим среди далёких от религии граждан стереотипам оба противника и поныне друг к другу относятся очень агрессивно — хотя, например, Русская православная церковь уже несколько столетий как официально признает за католиками не только крещение (которое признаёт и за протестантами), но и миропомазание, и священство, поэтому не перекрещивает и не перерукополагает перебегающих католиков. Аналогично (но более чётко и недвусмысленно, в том числе с неотвратимым наказанием для тех, кто всё же дерзнёт «перекрестить» заведомо крещёного у «схизматиков») и с католической стороны. С 1965 г. взаимные анафемы 1054 г. отменены папой Павлом VI и Вселенским патриархом Афинагором, но особо упоротые с обеих сторон делают вид, что этого не знают и продолжают пускать поезда под откос говорить о «непреодолённом расколе 1054 года»[2], а цивилы им верить. Что же касается обрядовой стороны, то существуют как католики греческого обряда (униаты, см. ниже), так и православные, молящиеся по латинской традиции (особенно много таких в Америке, Австралии и Новой Зеландии).

Православие[править]

Федерация поместных апостольских церквей Востока, объединённых общим вероучением и взаимным признанием (но последнее — не точно).

Католицизм[править]

  • Католическая церковь. Включает в себя 24 церкви (из которых, кстати, 23 практикуют византийский или иные восточные обряды богослужения), отличающихся по обряду, но подчинённых единому pontifex maximus’у — папе римскому; все вместе образуют самую многочисленную и монолитную религиозную организацию на планете. Есть своё государство — Святой Престол с территорией на Ватиканском холме из парочки римских кварталов вокруг собора Святого Петра (раньше была Папская область размером с пол-Италии, но после промышленной революции населению больше захотелось закона трудовой стоимости, чем закона божьего). А ещё есть Мальтийский орден с территорией в 1 (один) дворец в Риме и 1 (один) форт на Мальте — и те арендуются, соответственно, у Италии и Мальты.
    • Римская католическая церковь, она же Западная, она же Латинская — центральная и главнейшая из католических, единственная из всех, практикующая латинский обряд. Обычно именно её у нас и называют «католической церковью». Из оппозиции к ней возникло множество известных сект и ещё один большущий раскол — Реформация.
    • Униаты — неполиткорректное название католиков, придерживающихся нелатинской обрядности (в том числе византийской, т. е. «православной»)[3]. По историческим причинам у нас знают в основном западных украинцев и белорусов (восходящих к Брестской унии 1596 года), на самом деле одних только греко-католических церквей 15 штук (включая Российскую, существование которой старается не замечать Москва и не акцентировать Ватикан), а есть ещё копто-католики, армяно-католики, халдео-католики и прочая…
      • Не все восточно-католические церкви являются действительно униатским (то есть воссоединившимися с Римом). Итало-албанская просто никогда не отпадала от Рима и при этом никогда не переходила с греческого («православного») обряда на латинский (хотя и скукоживалась в не лучшие времена почти что до одного монастыря Гроттаферрата. А Маронитская ещё и сохранила уникальный восточный обряд, не используемый вне общения с Римом.
      • Кстати, по католическому каноническому праву все крещённые в православной церкви и перешедшие в католичество по умолчанию считаются грекокатоликами, независимо от того, какому приходу принадлежат и в каком обряде реально практикуют. У многих русских католиков, впервые узнающих об этом факте, начинает люто подгорать.
    • При этом можно официально сменить обряд на латинский, для этого необходимо подать соответствующее прошение. Автор правки проходила через эту процедуру: присоединение к Католической Церкви и первое Причастие — прошение о смене обряда — и собственно переход уже в Римскую Церковь.
  • Помимо высокоцерковных англикан и лютеран, рассмотренных в следующем разделе, к «католикам без папы» относятся:
    • Старокатолики — откололись после Первого Ватиканского собора 1870 г. из-за неприятия о догмата о папской безошибочности в вопросах веры («непогрешимости», не путать с безгрешностью). Заодно начали читать Символ веры без «Филиокве» и стремиться к унии с православными (на первых порах довольно успешно). Сейчас, как и многие протестантские конфессии, раскололись по вопросам женского священства и однополых браков (на консервативных позициях осталось меньшинство).
    • Национально-католические церкви — в принципе, то же самое, но откололись уже в начале ХХ в. и не по догматическим причинам, а из-за требования богослужения на живых языках вместо латыни и других элементарных реформ (до которых Рим из-за упёртости и геронтократии дозрел только на Втором Ватиканском соборе, но поезд ушёл), включая больше автономии.
    • Мариавиты — а этих товарищей занесло в догматическом плане (в пределе — вплоть до фактического обожествления Девы Марии).
    • Лефевристы — с прикрученным фитильком, потому что папу формально признают. Но только формально. Аналог старообрядцев в РПЦ, называемые по имени лидера раскола епископа Марселя Лефевра. Откололись, по традиции, после Ватиканского собора — на этот раз Второго, из-за неприятия его реформ и «католицизма с человеческим лицом» (тем, которое мы знаем сегодня).
      • Как водится, есть свои единоверцы — Священническое братство святого Пия X, Una Voce, да и вообще в любом католическом приходе[4] могут регулярно служиться дореформенные мессы (официально — «экстраординарная», то есть для упоротых, форма латинского обряда) так же как харизматические, неокатехуменальные и пр., аще имеется запрос на подобную экзотику. В России из-за национальной склонности к обрядоверию и по исторической причине массовых обращений в католичество из ролевых игр в 1990—2000-х запрос имеется, поэтому «старообрядные группы в РКЦ» разной степени упоротости среди русских католиков заметнее, чем «в среднем по палате».
    • Седевакантисты — а это старообрядцы честные и последовательные. Папы больше нет (sedes vacans — престол пуст), антихрист в Москве Ватикане, мы все умрём ей, гряди, Господи Иисусе!..
      • Есть ещё вариант заиметь собственного альтернативного папу («антипапу» с т. зр. Ватикана), коих ныне здравствующих не меньше десятка. Но у них совсем уж микроскопическое число последователей.
    • Православные западного обряда (вернее, обрядов — римского, сарумского, реконструированного галликанского) — униональные структуры и отдельные приходы, относящиеся по догматике и юрисдикции уже к православию, но пополняемые не в последнюю очередь носящимися по вышеперечисленным пунктам.

Протестантские церкви[править]

Протестанты откололись от католической церкви в начале Возрождения в ходе процесса, именуемого реформацией.

  • Англиканство — даёшь католицизм без папы, Советы без коммунистов, стройку без мата, пчёл без мёда. Во главе церкви — английский монарх. Для католиков не подходит тем, что во главе король/королева, для остальных протестантов — тем, что в остальном не отличается.
    • На самом деле представляет собой феномен сосуществования под единой иерархией разных церковных укладов — от Высокой церкви (в пределе — оксфордский англокатолицизм, мало отличимый от не англо-, а после Второго Ватиканского собора даже традиционней), до Широкой (в пределе — пиетизм, мало отличимый от методистов или баптистов) в одном только Соединённом Королевстве, не говоря уж о других церквях Англиканского сообщества (включая Епископальную Церковь США и Церковь Ирландии, принципиально не называющих себя «англиканами»). При этом британский монарх считается главой только Церкви Англии, но не остального Сообщества, церкви которого независимы, лишь символически признавая общим главой Архиепископа Кентерберийского.
  • Лютеранство — от имени Мартина Лютера. Вся северная Европа, от Голландии до Финляндии. Около половины немцев — как раз они. Ближе всего к России лютеран можно обнаружить в Латвии и Эстонии. Впрочем, они и в самой России являются самой крупной и многочисленной протестантской деноминацией, представлены двумя крупными церковными структурами (связанными с лютеранскими церквями и традициями Германии и Финляндии соответственно) и несколькими мелкими.Раздробились на сотни мелких церквей от открыто фашиствующих позитивных христиан до ультралиберальных евангелических церквей вроде шведской.
    • В Скандинавии, впрочем, помимо довольно либеральных официальных церквей, существует и лестадианство — своеобразный аналог амишей, только, в отличие от них, куда более лояльный к государству, посему и формально признан легитимным лютеранской верхушкой (собственно, именно поэтому они преспокойно дожили до наших дней в весьма внушительном, с учётом общего маленького населения Скандинавии, количестве, почти равном тем же амишам). Кроме того, лестадиане несколько менее упороты, чем амиши, в вопросах отношения к современным технологиям и одежде: одеваются вполне современно (хотя и предпочитают классический стиль), а из гаджетов не признают только те, с чьей помощью можно развлекаться. Поэтому телевизоры и радио у них запрещены, а компьютеры, простенькие мобильники и соцсети — нет. Данное течение популярно в заполярных районах Скандинавии, среди финнов и особенно - саамов (сам Лестадиус был как раз шведским саамом по происхождению). Имеются общины в России, причём не только в Ленинградской области, но также в Москве и Самаре (в быту ещё либеральнее, напоминая скорее баптистов).
  • Кальвинизм — основан Кальвином в Женеве (Швейцария). Сейчас существуют главным образом три его разновидности: реформатство (наиболее радикальное его крыло получило распространение в Англии и США под названием пуританства, менее радикальное широко распространилось также во Франции и Нидерландах, эмигрировал в Южную Африку), пресвитерианство (относительно умеренная ветвь, облюбованная шотландцами, канадцами и янки) и конгрегационализм (тоже радикалы; именно эти ребята в своё время вместе с пуританами вынесли английскую монархию, а сейчас их, как и пуритан, очень много в Штатах). Протестантская мораль — это прежде всего про них. Трудись и молись! (на самом деле ora et labora — девиз бенедиктинского ордена, но именно в реформатских церквях он стал этической основой для мирян)
  • Баптисты — самая знаменитая протестантская секта времён СССР. Не принимают слияния церкви и государства ни в каком виде, что государственным структурам как ножом по горлу, поэтому в Советском Союзе имели славу двинутых на религии неадекватов. А вот, к примеру, в США типичные баптисты являются самыми обычными людьми. Зародились гораздо раньше, чем СССР, отколовшись в начале XVII века от пуритан под влиянием континентальных анабаптистов — радикального течения Реформации с посылом «назад к евангельским истокам», включающим крещение в сознательном возрасте. Тех, кто уже был крещён во младенчестве, перекрещивают заново (отсюда и название анабаптисты, т. е. перекрещенцы)[5]. После того, как самые радикальные товарищи были истреблены, сложились в пацифистское течение меннонитов (включая существующие поныне экзотические ответвления амишей, не признающих достижений цивилизации, и гуттеритов, не признающих частной собственности). По аналогии и к английским диссидентам, отрицавшим детокрещение, прицепили ярлык анабаптистов, что вскоре сократилось до «баптисты» (крещенцы). Из Британии распространились в США, заняв верхние позиции в конфессиональном рейтинге, и уже в основном оттуда пришли в XIX веке в континентальную Европу.

Новейшие течения[править]

Вышеназванные церкви ведут историю от конца античности и связаны организационной преемственностью — протестанты тоже не создавали церкви с нуля, а перетягивали к себе священников и епархии. Новейшие течения часто основаны именно что с нуля, лицами не духовного звания и часто очень конъюнктурные.

  • Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней — или если по-простому, мормоны. Течение, обосновывающее свое существование специальным дополнением к Библии — Книгой Мормона (отсюда название). С практической точки зрения — ещё одна из многочисленных христианских сект. Примечательны практикой многоженства и своим сильным положением, т. к. колонисты-первопроходцы штата Юта, с центром колонии в г. Солт-Лейк-Сити. В последнее время стали заниматься миссионерством, постепенно сглаживают разночтения с другими христианами (в первую очередь по вопросу многоженства). Есть внутренние секты и расколы.
  • Свидетели Иеговы (Иегова — традиционное прочтение Тетраграмматона, в настоящее время вытесненное более достоверным Яхве) — пожалуй, самое известное в постсоветских странах неопротестантское течение. Отличаются догматикой (в частности, отрицанием Троицы, божественной природы Христа, распятия на кресте), а также распространением учения и литературы в подъездах жилых домов («Не хотите изучать Библию?»[6]), в общественном транспорте и т. д. По догматике близки к арианам, что для всех христианских конфессий мегаересь, уступающая лишь гностикам. Запрещают переливание крови, что, по мнению некоторых, является признаком «деструктивных сект» (хотя подобных запретов не меньше в «традиционных религиях».[7], а некоторые православные попы в жисть не благословят на аборт даже при внематочной беременности, то есть пошлют на верную смерть). Нещадно гонялись нацистами, были официально запрещены в СССР, а с апреля 2017 г. и в РФ — как экстремистская организация.
  • Из афроамериканской версии протестантизма также выросли w:en:Black Hebrew Israelites и w:en:Nation of Islam — эти официально перестали называть себя христианами, и если первые решили вернуться из христианства в иудаизм, то вторые решили пойти дальше и перешли из христианства в ислам. И если, чтобы стать мусульманином, достаточно при свидетелях поклясться, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — Пророк Его, и потому «Нация Ислама» — вполне себе мусульмане (хотя и не очень стандартные). То чтобы принять иудаизм, нужно пройти гораздо более сложную процедуру, отчего в «Чёрных Еврейских Израильтянах» часто видят самозванцев.

Ислам[править]

Основная статья: Справочник автора/Ислам

Ислам — третья из т. н. авраамических религий, сформировавшаяся на основе творчески переработанных иудаизма и христианства. Годом появления ислама считается 610-й, основатель — пророк Мухаммед. Приверженцы ислама компактно проживают на больших территориях Азии и Африки, отчасти Европы, а в диаспорах — по всему миру. так что это мировая религия. Подробнее см. основную статью.

Прочие[править]

  • Бахаизм — молодая и малочисленная религия, основана в конце XIX века в Персии. Основывается на вере в то, что Бог — один, но у Него разные пророки (Моисей, Иисус, Мухаммед, Будда и т. д.), и они просто по-разному поняли божественные откровения.

Религии новейшего времени[править]

  • Викка — неоязыческая система, предположительно зародившаяся в начале XX века. Возможно, ранняя попытка неоязыческой реконструкции, успешно укоренилась. По словам основателя, основана на верованиях доарийских народов Европы, что старательно отрицается учеными.
  • Сатанизм Ла Вея — с библией, церковью и прочими атрибутами. На самом деле — вовсе даже не религия, а религиозно-философское учение, весьма к тому же светское. Не путать с демонопоклонничеством — т. е. типичным мраккультизмом. Сатана по ЛаВею — не библейский персонаж, а некая пронизывающая весь мир сила, энергия которой подпитывает достойных людей. Ритуалы для привлечения этой силы на свою сторону в сатанизме всё же есть, но они символичны и без каких-либо жертвоприношений.
  • Неоязыческие реконструкции, зачастую, узконациональные (отсутствует синкретизм, характерный для реконструируемых оригиналов).
    • Асатру — попытка возрождения древнескандинавских верований в германских странах. Нацистская версия более известна под названием арманизм и сочетает скандинавское язычество с ядреной шизотерикой.
    • Славянские [8]— с неясными перспективами, т. к. данные об оригинале практически отсутствуют (даже состав пантеона не совсем ясен).
    • Прочие. В Греции пытаются возродить культ олимпийцев[9], в США есть реставраторы древнеегипетского культа — есть на разные вкусы.

Синтетические[править]

  • Пастафарианство — вера в Летающего Макаронного Монстра. Была основана физиком Бобби Хендерсоном в качестве абсурдной альтернативы традиционным религиям. Несмотря на демонстративно пародийный характер, формально является полноценной религией и имеет своих последователей.
  • Джедаизм. Некоторые фанаты Звёздных войн не только фанатеют по саге, но и серьёзно уверовали в Силу. Скорее номинальная принадлежность выпендривающихся либо воспринявших всё всерьёз фанатов — организации нет, церквей нет, религиозных канонов нет (одной строфы о Силе маловато будет).
  • Саентология (дословно «науконаука») — учение, придуманное писателем-фантастом Роном Хаббардом. Первоначально он пытался продвигать другое своё учение, известное как дианетика, в качестве научной дисциплины, но был осмеян научным сообществом — и основал на его базе саентологию. Несмотря на то, что сам основатель и не скрывал, что его целью было личное обогащение, учение оказалось весьма популярным — на сегодняшний день в саентологических организациях состоят около 8 млн человек, включая многих политиков и деятелей культуры. Вечно окружена скандалами и судебными разбирательствами, в ряде стран официально считается сектой (в том числе в Германии, Испании, Франции, Греции) или коммерческой организацией (в Англии). В РФ лишена звания религиозной организации, часть отделений закрыта по решению суда, некоторые материалы признаны экстремистскими и занесены в Федеральный список экстремистских материалов, производство, распространение и хранение в целях массового распространения этих материалов на территории РФ является незаконным. В учение входит космическая опера, а конечной целью является биологическое бессмертие и сверхспособности для человека вроде телекинеза, левитации и телепатии. Нет, серьёзно.

Этноконфессиональные группы[править]

Это когда принадлежность к народу определяется по религии — и наоборот. Долгое время похожая ситуация наблюдалась у евреев — и теперь Израиль многие иудейские сообщества признаёт евреями, и любой человек, пройдя гиюр (принятие иудаизма) будет считаться евреем. Самые яркие случаи — когда связь вообще неразрывна: членом народа признаётся только носитель религии, а носителем религии можно стать только родившись в семье представителей народа. Таковы например:

  • Друзы — выделились из ислама примерно в X веке; точный состав вошедших народов не известен, но большая часть была арабами. Очень замкнуты; религиозные положения друзов известны в общих чертах и не достоверно. Проживают в Сирии, Ливане и Израиле, в последнем считаются евреями и призываются служить в местную армию.
    • В армии друзы служат, в полиции тоже, среди них были и есть генералы, но евреями они не считаются. Они бы и сами не хотели отказываться от своей идентичности. В период, когда в израильском удостоверении личности писали национальность, их так и записывали друзами. Хотя в этническом смысле они практически такие же арабы, как и палестинцы, и родной язык у них — палестинский диалект арабского.
  • Езиды — тоже замкнутые, но не настолько, как друзы. Неплохо ассимилируются, а учёные из езидов даже пишут книги о езидизме. Божество — авраамический Бог, но важное место в вероучении занимает архангел Мелек Таус, прощенный Богом аналог дьявола. Из-за последнего факта нещадно гонялись мусульманами как сатанисты.

Деструктивные секты и апокалиптические культы[править]

В литературе мраккультисты встречаются довольно часто, а в жизни — гораздо реже. Отличаются тоталитарной структурой, нацеленностью на заработок руководства (но не всегда), абсолютной верностью лидеру, синдромом осажденной крепости (члену культа кажется, что кругом враги), община держит своих членов в страхе и не желает, чтобы они занимались чем-либо в миру.

Гораздо чаще встречается следующий вариант. Секта держится на основе добровольности веры и свободы выбора, т. е. вступить в нее может каждый, а вот конкретно что-то получить можно только за счет чего-то (денег, действий). Удерживают они своих поклонников, элементарно шантажируя их знаниями о личной жизни и мелких грешках или обманом заставляя писать дарственные на свое имущество. Особо ушлые за степени посвящения снимают круглые суммы вместе с имуществом. Самые циничные толкают к противозаконному или явно аморальному поступку (обману близкого человека) сами сознательно. Статус религиозной организации дает ряд преимуществ в финансовых операциях. Истово верить при этом и соблюдать традиции вовсе не обязательно, человек обнаруживает при попытке выйти из организации, что ему некуда пойти. Насильно его при этом никто не держит, но попахивает это сами знаете чем. Некоторые секты сближаются с мошенническими организациями вроде финансовых пирамид, сетей вроде «Цептер» настолько сильно, что отличить их можно исключительно по внешней атрибутике. У них даже ритуалистика одна и та же. Подобным образом действуют вышеупомянутые сайентологи, которые к сектам можно причислить с очень большой натяжкой.

В той же массовой литературе и культуре часто не различают агрессивный сетевой маркетинг вроде «Кирби» и собственно деструктивные секты. А что, внешняя атрибутика та же, подход близкий, культ чего-то наличествует. Они все пропагандируют особый взгляд на действительность и какие-нибудь бонусы за верность культу. Всегда есть какой-нибудь духовный лидер, который совершает обряды ради пришествия чего-либо или наоборот от пришествия чего-нибудь. Причина простая: они все пользуются одинаковой прикладной психологией. Тем, что обыватели называют «гипноз». А действительно истинно ли веруют люди, никого не волнует.

Есть также секты просто членовредительские, некоторые и в буквальном смысле, вроде скопцов. Никакого тоталитаризма у них нет, но человека не их круга их обычаи шокируют. Сюда же относят некоторые эротические псевдокульты, пропагандирующие сексуальную раскрепощенность и различные извращения для поклонения чему-либо или кому-либо.

Другой тип сект обещает людям что-то конкретное здесь и сейчас в обмен на поклонение пророку или сверхъестественной сущности. Например, здоровье, бессмертие, сверхспособности или в особо циничном случае воскрешение близких (Грабовой). Они прямо рассказывают о своем учении и ничего не скрывают, принимают всех желающих. Никакого конца света не ждут, никуда не собираются, а просто существуют. Деструкция их проявляется куда более тонко: они внушают опасные и неправильные идеи об устройстве мира, вроде «воды с памятью», пользе гомеопатии и пр.

Отдельной строкой идут культы апокалиптические, которые популярны у деструктивных сект. В отличие от обычных религий, которые обещают конец света когда-нибудь, у апокалиптического культа он случится буквально в следующий вторник (или через несколько лет). Результаты разнятся, но случаются и массовые самоубийства, и масштабные противостояния с властями с летальным исходом.

Мировые (и не только) религии такие настроения тоже стороной не обошли — например, что среди христианстве, что среди иудеев, да и в исламе[10], регулярно появляются новые претенденты на звание мессии. А приход мессии, как известно, предвещает конец света со всеми предсказанными приключениями[11].

Нерелигиозные взгляды[править]

Неверующий не исповедует никакой религии (как замечает К. О.).

  • Атеист уверен в том, что Бога не существует. При этом по отношению к церкви или верующим людям может быть настроен как отрицательно, так и нейтрально и даже положительно, например, признавая большую роль религии, скажем в культуре народа. «Я атеист, но я православный атеист!».©
    • Чтоб быть более точным, выделяют «сильный» и «слабый» атеизм. Первый вариант — это действительно уверенность в том, что бога нет, а вот второй — мнение, что нет оснований полагать, будто он есть.
    • В более широком смысле атеизм означает отрицание существования сверхестественного вообще:загробной жизни,призраков и т.д.
  • Антитеист — противник теизма как такового, то есть учения о том, что Бог всемогущ, господствует над смертными и правит их судьбами. Антитеист отвергает все эти постулаты, с тех или иных позиций. В рамках такого подхода возможны варианты. Например, антитеист может быть атеистом, а может вполне признавать существование Бога — но тогда он заявляет: «…Он нам не судья!» или «Ну, уважать своего Создателя я согласен, но унижаться перед ним — ни за что! Да он, если и вправду всеблаг, никогда и не потребует от меня унижений!».
  • Антиклерикал в широком смысле — тот, кто выступают против религии и церкви как таковых. Если антиклерикал не исключает существования Бога — он уверен, что Бог ничуть не желает ни религий, ни церквей, ни вообще какого-либо поклонения (но и воспретить этого людям не может или не хочет). В узком смысле — тот, кто считает, что следует ограничить влияние церкви и религии на общество.
    • Если антиклерикал полагает, что Бог (или пантеон богов) поклонения в свой адрес хочет, но не заслуживает — то это уже так называемый атеист-диссидент. Технически он, конечно же, не атеист, но он отказывается почитать, служить и поклоняться, и ради этого готов прикинуться, будто Бога (или богов) не существует.
    • В православии наряду с понятием «атеизм» есть ещё понятие «неверие» (соответственно, исповедующий последнюю позицию называется не атеистом, а невером). Если атеист не сомневается в том, что Бог — либо выдумка в чистом виде, либо тот самый очень крутой инопланетянин, то позиция невера гораздо лучше подходит обитателям фэнтезийных миров. В его картине мироздания Бог присутствует, но он либо отличается от Бога Библии (евангелисты не поняли, а попы переврали), либо оценивается как-то альтернативно. В любом случае невер может воспринимать Бога как реально существующего, всемогущего создателя мира и даже человечества, но отрицает Его морально-нравственный авторитет, безусловную пользу поклонения Ему, обязанности человека по отношению к Богу или же Его промысел (а скорее всего — всё это сразу).
  • Апатеиста часто путают с агностиком. На вопрос о существовании Всевышнего апатеист отвечает «А хрѣнЪ его знаетЪ. Мнѣ усё равно!» и «Хотите верьте, а хотите нет!».©
  • Агностик бывает в широком, философском смысле, когда полагает, что мир объективно непознаваем, в т. ч. через научные методы — а бывает в узком, теологическом, когда на вопрос о существовании Всевышнего отвечает «Вы можете в Бога верить, а можете и не верить. Никаких разведданных о несуществовании Бога, как и об обратном, у нас нет». © Во всяком случае, на сегодняшний день. В некоторых случаях агностик может утверждать, что не прочь поверить в бога, если ему предоставят убедительные доказательства, или сказать что-то вроде «когда умру, тогда и узнаю», но учёные-агностики гораздо ближе к атеизму, примеры: Чарльз Дарвин, Карл Саган и Ричард Докинз.
    • Атеистический агностик склоняется к тому, что Бога, скорее всего, нет.
    • Теистический агностик склоняется к тому, что Бог, скорее всего, есть.
  • Итсист считает, что есть кто-то или что-то «высшее между небесами и землей», но конкретную систему религиозных убеждений не разделяет.
  • Игностик или игтеист полагает, что сам вопрос о существовании бога, как феномена реального мира, лишен смысла, потому что для осмысленного обсуждения этого вопроса надо сначала определить понятие «бог», а затем убедиться, что это понятие соответствует чем-то реальному, а не только лишь литературному персонажу.
  • Деист считает, что Бог, создав мир и установив действующие в нём законы, стал пассивным наблюдателем.
  • Пантеист верит в Бога-Природу, т. е. отождествляет Бога-творца с Космосом, Вселенной. В иудаизме и христианстве считается ересью. Приверженность пантеизму — истинная причина сожжения Джордано Бруно, основа философии Спинозы. Часто пантеистические взгляды приписываются учёным конца XIX — начала XX века (Эйнштейну, Бору и многим другим), но в большинстве случаев всё неоднозначно, иногда — наглая ложь. Подкрепляется схожестью свойств познания Бога и Вселенной.
    • Патентеист — те же яйца, только в профиль. Отличается тем, что Бог содержит в себе Вселенную, а она его нет (Вселенная — Его собственное подмножество, так сказать). Подкрепляется теоремой Гёделя о неполноте и больше ничем.
  • Сатанист а-ля Антон ЛаВей (не путать с гораздо более известным сатанизмом попсовым) не поклоняется не только Богу, но и внезапно Дьяволу. Он может признавать их существование как личностей, а может и не признавать. В последнем случае лавеевская версия сатанизма отличается от атеизма разве что верой в магию.
  • Титанист, если так можно выразиться, верит не в бога, а в человека. Он считает, что человечество всесильно и имеет неограниченные возможности, и как следствие активно пользуется этими возможностями, дабы менять мир к лучшему, ибо не удовлетворен его состоянием. Кнопка берсерка для абсолютно любой религии, кроме самых пофигистических, ибо у титанистов обычно ярко выражена антиклерикальная направленность («религия — опиум для народа»), сила есть — ума не надо (от чего они регулярно отмачивали фокусы типа поворачивания рек и пробивания земной коры в магму в прямом смысле слова — и ничем хорошим это не заканчивалось), и социализм как следствие понимания, что один в поле — не воин (любые проекты преобразований требуют труда огромного числа людей).
    • Менее отмороженная фракция всего лишь считает, что бог внутри каждого человека. По понятной причине нарываются на саркастические вопросы вроде «а почему тогда некоторые люди ужасно злые?» — впрочем, они и тут за словом в карман не лезут, задвигая про диалектику добра и зла. Также нелюбимы за антиклерикальную деятельность.

Примечания[править]

  1. В 1960-х верховный суд Индии официально постановил, что индуистом всё же может стать любой желающий.
  2. Шутка юмора ещё в том, что никакого раскола в этом году вообще не было, а были анафемы на конкретных лиц. Киевская митрополия вообще разорвала контакты с Римом гораздо позже, чем Константинопольская церковь-мать, и даже успела принять в XII в. ряд чисто католических праздников, отсутствующих у греков (включая «летнего Николу», то есть празднование того, как католики у православных сархиепиздили из Мир в Бари мощи святого Николая). После этого католики с православными ненадолго объединялись в мировом масштабе в XIII (Лионская уния) и XV (Ферраро-Флорентийская) столетиях, но стереотипы так живучи…
  3. На самом деле раскол идёт не по линии обрядности, и помимо грекокатоликов существуют также латиноправославные — правда, лишь с конца XIX века как «наш ответ унии».
  4. Впрочем, в 2021 году гайки были несколько прикручены из-за систематического проявления раскольничьих тенденций.
  5. Именно они устроили кровавую гражданскую войну в Западной Германии в 1524—1525, а их лидеры — Томас Мюнцер и Флориан Гайер активно почитаются нацистами и коммунистами как народные герои
  6. На что однажды получили ответ «мы — евреи, мы Библию не читаем, мы её пишем»
  7. Оба термина активно используются в российской публицистике, но юридического определения у них нет.
  8. Отдельные экземпляры называют себя славяно-арийскими и опираются на новоделы вроде Славянл-Арийских Вед, а теперь и книг Левашова
  9. в основном греческие фашисты, не входящие в число православных фанатиков
  10. например w:Террористический акт в Мекке 20 ноября 1979 года
  11. На самом деле большинство таких организаций вокруг одного лидера классифицируются как псевдокульты или культы личности (бог во плоти), и характерны они отнюдь не только для религии. См. историю красных кхмеров.