Наука — хорошо, а религия — плохо

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Знание — это единственное благо, и единственное зло есть невежество. »
— Азек Ариман, «Warhammer 40000»

В средние века, когда христианская церковь доминировала на территории Европы и Руси, наука чаще всего считалась чем-то если не греховным, то неприличным для истинного христианина. Бал правили тезисы «невежество — мать благочестия» и «верую, ибо абсурдно!». Соответственно, люди, склонные к рационализму и отдающие предпочтение научно-материалистическим методам познания мира, считались церковью опасными вольнодумцами, удостаивались враждебного отношения и отвечали церковникам взаимностью. Возрождение и последовавшее за ним Просвещение поменяли ситуацию с точностью до наоборот. Героем стал учёный и мыслитель, а главным отрицательным персонажем — мракобес-священник. Та культура, в которой мы живём, берёт начало именно в эпохе Просвещения, так что многие деятели культуры, хоть позапрошлого века, хоть прошлого, хоть нынешнего, во время учёбы восприняли враждебные религии рационалистические идеи близко к сердцу и перенесли в свои произведения. В нашей стране этому дополнительно помог коммунизм с его массовой антирелигиозной пропагандой.

Хотя, надо отметить, что такая точка зрения на религию устоялась уже в эпоху Просвещения. В более раннем средневековье «монах» и «учёный» были, фактически, синонимами, насколько это было возможно для того мракобесного времени. Доступ к книгам, по сути, имело не так уж и много людей: либо дворяне, либо монахи, но о каких-либо многочисленных и серьёзных научных европейских открытиях Раннего Средневековья, известных широкому кругу людей, говорить не приходится. Впрочем, религиозные мусульманские страны Ближнего Востока в то же самое время достигли значительных научных успехов.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Любое произведение Юрия Нестеренко, воинствующего атеиста и рационалиста.
  • Произведения генетика и популяризатора науки Ричарда Докинза. При этом он не только не разбирается в критикуемой им религии (читай, игнорирует вероучительные различия между авраамическими, дхармическими и языческими религиями, а под видом христианства представляет попсовые американские секты, даром что сам англичанин), но и бравирует этим.
  • Знаменитая цитата Императора Человечества из WH 40000 (внаглую попяченная им у Эмиля Золя, и не факт что у него первого) — «Цивилизация достигнет расцвета лишь в тот день, когда последний камень последнего храма рухнет на голову последнего жреца». После его смерти всё пошло ровно наоборот — Империум превратился в теократию с инквизицией, религиозным фанатизмом, массовым уничтожением еретиков и крестовыми походами в лучших традициях стереотипного средневековья. Впрочем, возможно, в этом и был хитрый план Импи …или Богов Хаоса, с которыми Импи заключил сделку.
  • «Космический бог» Дмитрия Билёнкина и ещё много его рассказов.

Кино[править]

  • Экранизация «И тьма пришла» Айзека Азимова — толпа, науськанная священнослужителями, стала истреблять учёных во время затмения. В книге все сложнее — только религиозные деятели могли после катастрофы объединить обезумевших людей в подобие цивилизации, для чего, собственно, религию и основали.
    • Не в книге, а в расширенном варианте Силверберга, который для многих любителей Азимова Вопиющий неканон. Но толпу на учёных натравливали во всех вариантах.
  • «Агора», фильм о Гипатии Александрийской: христианский проповедник у всех на глазах бросает оппонента в огонь (бог со мной, меня огонь не берёт, а ты язычник, поэтому ты сгорел), после получения власти христиане уничтожают Александрийскую библиотеку с криками «Бог один!», устраивают геноцид евреев, а Гипатию объявляют ведьмой и забивают камнями. Язычники тоже не показаны как что-то хорошее — после сожжения человека решают, несмотря на протесты Гипатии, отплатить кровью за кровь и избивают христиан, славя своих богов (в итоге конфликт и приводит к тому, что город оказался в руках христиан). Сама же Гипатия, лучший человек в фильме, верит только в науку и философию.
    • Причём это явная перекраска кумира — историческая Гипатия была как раз-таки более клириком, чем учёной — не жрицей-таинствосовершительницей, но проповедницей-индоктринаторшей (причём потомственной), использующей естественнонаучные и философские познания, как доказательство истинности своей религии. Что характерно, все сохранившиеся её сочинения — комментарии к чужим работам, никаких научных инноваций она не привнесла, и если бы не крайне некрасивая история с её убийством — вряд ли вообще была бы кому-то известна в наши дни.

Телесериалы[править]

  • «Кости» — с прикрученным фитильком. Главная героиня, доктор Бреннан — атеистка-рационалистка, её напарник, агент Бут — верующий христианин. Во многих сериях у них вспыхивают споры на тему науки и религии, правда не доходящие до настоящих конфликтов и ссор и обычно разрешаемые обстоятельствами в пользу Бреннан.

Аниме и манга[править]

  • «Maoyuu Maou Yuusha»: Главгероиня, даром что правитель царства демонов, старается улучшить жизнь людей, пользуясь плодами научного прогресса. В мире людей ей противостоит зловредная Церковь Духа Света, слизанная с плохого католичества.
  • «Time Travel Shoujo»: Главгероиня путешествует в прошлое, встречаясь с разными великими учеными, которые научно-популярно рассказывают ей и зрителям о природе магнетизма и электричества. Христианская церковь в сюжете представляется средоточием мрака и невежества.

Видеоигры[править]

  • Dishonored — игра с тропом, Смотрители это условно религиозный орден, но науку они уважают. А вот за поклонение Чужому они вас накажут.

Реальная жизнь[править]

  • На этой идее основан так называемый научный атеизм.
    • Если имеется в виду то, что обозначалось термином «научный атеизм» в советские времена — то нет. Научный атеизм — это оформившаяся при Хрущеве (конкретно — Институте научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС с подчиненными структурами) форма марксистской теории религии. Научный атеизм советской поры можно свести к нескольким тезисам: религии — ошибочные философские теории; сверхприродных сущностей не существует; религии — объективное порождение общества, находящегося на определенном этапе развития; в конкретной исторической формации религия могла играть как прогрессивную, так и реакционную роль; в социалистическом обществе роль религий всегда реакционна. Поскольку научный атеизм был основан на научных формах, понятий «плохо» и «хорошо» в его понятийной базе не было (как в химии невозможно утверждение «Кислоты — хорошо, а щелочи — плохо»).