Наука — хорошо, а религия — плохо

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Знание — это единственное благо, и единственное зло есть невежество. »
— Азек Ариман, «Warhammer 40000»

В средние века, когда христианская церковь доминировала на территории Европы и Руси, наука чаще всего считалась чем-то если не греховным, то неприличным для истинного христианина. Бал правили тезисы «невежество — мать благочестия» и «верую, ибо абсурдно!». Соответственно, люди, склонные к рационализму и отдающие предпочтение научно-материалистическим методам познания мира, считались церковью опасными вольнодумцами, удостаивались враждебного отношения и отвечали церковникам взаимностью. Возрождение и последовавшее за ним Просвещение поменяли ситуацию с точностью до наоборот. Героем стал учёный и мыслитель, а главным отрицательным персонажем — мракобес-священник. Та культура, в которой мы живём, берёт начало именно в эпохе Просвещения, так что многие деятели культуры, хоть позапрошлого века, хоть прошлого, хоть нынешнего, во время учёбы восприняли враждебные религии рационалистические идеи близко к сердцу и перенесли в свои произведения. В нашей стране этому дополнительно помог коммунизм с его массовой антирелигиозной пропагандой.

Хотя, надо отметить, что такая точка зрения на религию устоялась уже в эпоху Просвещения. В более раннем средневековье «монах» и «учёный» были, фактически, синонимами, насколько это было возможно для того набожного времени. Доступ к книгам, по сути, имело не так уж и много людей: либо дворяне, либо монахи, но о каких-либо многочисленных и серьёзных научных европейских открытиях Раннего Средневековья, известных широкому кругу людей, говорить не приходится. Впрочем, религиозные мусульманские страны Ближнего Востока в то же самое время достигли значительных научных успехов.

Смежный троп, для «дикарских» сеттингов, — Зависть шамана.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Литература[править]

  • Любое произведение Юрия Нестеренко, воинствующего атеиста и рационалиста.
  • Произведения генетика и популяризатора науки Ричарда Докинза. При этом он не только не разбирается в критикуемой им религии (читай, игнорирует вероучительные различия между авраамическими, дхармическими и языческими религиями, а под видом христианства представляет попсовые американские секты, даром что сам англичанин), но и бравирует этим.
  • Знаменитая цитата Императора Человечества из WH 40000 (внаглую попяченная им у Эмиля Золя, и не факт что у него первого) — «Цивилизация достигнет расцвета лишь в тот день, когда последний камень последнего храма рухнет на голову последнего жреца». После его смерти всё пошло ровно наоборот — Империум превратился в теократию с инквизицией, религиозным фанатизмом, массовым уничтожением еретиков и крестовыми походами в лучших традициях стереотипного средневековья. Впрочем, возможно, в этом и был хитрый план Импи …или Богов Хаоса, с которыми Импи заключил сделку.
  • «Космический бог» Дмитрия Билёнкина и ещё много его рассказов.

Кино[править]

  • Экранизация «И тьма пришла» Айзека Азимова — толпа, науськанная священнослужителями, стала истреблять учёных во время затмения. В книге все сложнее — только религиозные деятели могли после катастрофы объединить обезумевших людей в подобие цивилизации, для чего, собственно, религию и основали.
    • Не в книге, а в расширенном варианте Силверберга, который для многих любителей Азимова Вопиющий неканон. Но толпу на учёных натравливали во всех вариантах.
  • «Агора», фильм о Гипатии Александрийской: христианский проповедник у всех на глазах бросает оппонента в огонь (бог со мной, меня огонь не берёт, а ты язычник, поэтому ты сгорел), после получения власти христиане уничтожают Александрийскую библиотеку с криками «Бог один!», устраивают геноцид евреев, а Гипатию объявляют ведьмой и забивают камнями. Язычники тоже не показаны как что-то хорошее — после сожжения человека решают, несмотря на протесты Гипатии, отплатить кровью за кровь и избивают христиан, славя своих богов (в итоге конфликт и приводит к тому, что город оказался в руках христиан). Сама же Гипатия, лучший человек в фильме, верит только в науку и философию.
    • Причём это явная перекраска кумира — историческая Гипатия была как раз-таки более клириком, чем учёной — не жрицей-таинствосовершительницей, но проповедницей-индоктринаторшей (причём потомственной), использующей естественнонаучные и философские познания, как доказательство истинности своей религии. Что характерно, все сохранившиеся её сочинения — комментарии к чужим работам, никаких научных инноваций она не привнесла, и если бы не крайне некрасивая история с её убийством — вряд ли вообще была бы кому-то известна в наши дни.

Телесериалы[править]

  • «Кости» — с прикрученным фитильком. Главная героиня, доктор Бреннан — атеистка-рационалистка, её напарник, агент Бут — верующий христианин. Во многих сериях у них вспыхивают споры на тему науки и религии, правда не доходящие до настоящих конфликтов и ссор и обычно разрешаемые обстоятельствами в пользу Бреннан.

Аниме и манга[править]

  • «Maoyuu Maou Yuusha»: Главгероиня, даром что правитель царства демонов, старается улучшить жизнь людей, пользуясь плодами научного прогресса. В мире людей ей противостоит зловредная Церковь Духа Света, слизанная с плохого католичества.
  • «Time Travel Shoujo»: Главгероиня путешествует в прошлое, встречаясь с разными великими учеными, которые научно-популярно рассказывают ей и зрителям о природе магнетизма и электричества. Христианская церковь в сюжете представляется средоточием мрака и невежества.

Видеоигры[править]

  • Dishonored — игра с тропом, Смотрители это условно религиозный орден, но науку они уважают. А вот за поклонение Чужому они вас накажут.

Реальная жизнь[править]

  • На этой идее основан так называемый научный атеизм.
    • Если имеется в виду то, что обозначалось термином «научный атеизм» в советские времена — то нет. Научный атеизм — это оформившаяся при Хрущёве (конкретно — Институте научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС с подчинёнными структурами) форма марксистской теории религии. Научный атеизм советской поры можно свести к нескольким тезисам: религии — ошибочные философские теории; сверхприродных сущностей не существует; религии — объективное порождение общества, находящегося на определенном этапе развития; в конкретной исторической формации религия могла играть как прогрессивную, так и реакционную роль; в социалистическом обществе роль религий реакционна a priori. Поскольку научный атеизм был основан на научных формах, понятий «плохо» и «хорошо» в его понятийной базе не было (как в химии невозможно утверждение «Кислоты — хорошо, а щёлочи — плохо»).