Mōryō no Hako
Mōryō no Hako | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр | Детектив Научная фантастика |
Автор первоисточника | |
Студия | Madhouse |
Режиссёр | Рёсукэ Накамура |
Когда выходил | 7 октября — 30 декабря 2008 |
Сезоны | 1 |
Всего серий | 14 (13 + OVA) |
Длина серии | 25 минут |
Mōryō[1] no Hako (яп.魍魎の匣) — аниме-экранизация одноимённого романа 1995 года писателя Нацухико Кёгоку, мистический детектив с элементами научной фантастики. Чуть менее, чем полностью состоит из ящиков, ёкаев, мрачных загадок и научных достижений сумрачного японского гения.
Сериал по праву считается одной из самых красивых работ студии Madhouse, где почти каждый кадр хочется если не распечатать и повесить на стенку, то хотя бы поставить где-нибудь на экран блокировки.
Пару слов стоит сказать и об авторе литературного первоисточника. Кёгоку — один из наиболее известных авторов детективов в современной Японии и обладатель ряда престижных премий. Известен тем, что пишет исключительно кирпичи благодаря особому подходу к вёрстке книг, в которой он лично участвует: писатель никогда не разрывает предложение на две страницы и выделяет важные фразы пробелами сверху и снизу, чтобы читающий лучше мог прочувствовать важность момента. Стиль аниме в своём духе старается отразить характерную эстетствующую манеру Кёгоку.
«Mōryō no Hako» является частью уже достаточно длинной серии детективов, обращающейся к мотивам японской мифологии и объединённой кружком сквозных персонажей в лице Кёгокудо и его друзей. На русском эти книги пока официально не издавались, однако в 2009 году вышел английский перевод первого романа в линейке «Лето убумэ», кроме того, в Японии работы Кёгоку были неоднократно экранизированы. По мотивам «Mōryō no Hako», помимо аниме, о котором идёт речь в настоящей статье, был снят фильм и нарисована манга.
Сюжетом этого романа в своё время крепко вдохновились создатели Kara no Shoujo.
Сюжет
Повествование складывается из нескольких сюжетных линий, которые постепенно переплетаются между собой.
История начинается в послевоенной Японии в 1952 году с зарождения невероятно тесной дружбы двух восьмиклассниц: утончённой красавицы Канако Юдзуки и серой мышки Ёрико Кусумото. Канако рассказывает Ёрико, что они являются реинкарнациями друг друга и навечно связаны циклом перерождений, туманно намекая, что и умереть им предстоит вместе, поскольку Канако боится состариться и утратить красоту. Подруги, к большому негодованию матери Ёрико, долго гуляют по ночам и однажды договариваются сбежать вместе на озеро Сагами. В назначенный вечер они встречаются на железнодорожной платформе, и Канако почему-то плачет, а через несколько минут случается настоящая трагедия: девушку сбивает поезд.
Авария прерывает просмотр вьетнамских флэшбеков для офицера полиции Сюитаро Кибы, который как раз ехал мимо станции и оказался первым человеком, допросившим испуганную Ёрико. Ту, кажется, больше беспокоит не тот факт, что подруге могло отрезать руки-ноги, а прыщик у Канако на шее, и ничего полезного она пока не сообщает. По приезде в больницу появляются опекуны Канако: некий Норитада Амэмия и известная актриса Кинуко Минами, в реальности — Ёко Юдзуки, старшая сестра Канако. Она организует перевод девушки в закрытую больницу своего старого знакомого и знаменитого врача Косиро Мимасаки. Больница расположена в глухом горном лесу и имеет необычную форму куба, однако, несмотря на странное расположение, очень скоро туда прибывает подозрительно широкий штат охраны. Ёрико повторно рассказывает о событиях рокового вечера и сообщает, что Канако якобы столкнул человек в чёрном с белыми перчатками на руках. Ей позволяют при свидетелях на минуту увидеть подругу, однако зашедший после неё за ширму вокруг койки пострадавшей доктор Судзаки тут же поднимает крик: Канако исчезла! В тот же день Ёко получает письмо с требованием выкупа, а Амэмия тоже загадочным образом исчезает. Киба из любви к Ёко решает во что бы то ни стало раскрыть дело.
В то же время в округе начинают находить упакованные в ящики отрубленные женские конечности. Испуганные люди уверены, что это дело рук демонов, однако некоторые свидетели всё же видели поблизости того самого описанного Ёрико человека в перчатках. К делу подключаются друзья Кибы в лице журналистов Ацуко Тюдзэндзи и Морихико Торигути, которые ведут собственное расследование. Им помогает молодой писатель Тацуми Сэкигути и позднее — владелец книжного магазина и оммёдзи Кёгокудо, а также частный детектив Рэйдзиро Энокидзу, нанятый, как оказалось, весьма влиятельной семьёй Канако. Вместе друзья выходят на загадочный культ Онбако-сама, ящика, который якобы способен изгонять нечисть и приносить людям покой, и ищут убийцу и возможного похитителя Канако среди его последователей.
Параллельно Сэкигути всё больше гнетёт чтение присланной ему рукописи «Девушка в ящике» от его коллеги по писательскому цеху Сюнко Кубо. В повести, написанной от первого лица, рассказывается история о том, как герой встретил в поезде пассажира, который вёз с собой живую голову прекрасной девушки в коробке. Протагонист, а вместе с ним и Сэкигути постепенно становится рабом этого образа и начинает мечтать заполнить весь мир вокруг себя бесконечными ящиками, ненавидя пустоту пространства вокруг и желая повторить встречу с той незнакомкой.
Под катом можно прочесть, как же всё это на самом деле началось и чем закончилось.
Свёрнуто! |
---|
Ёрико сама толкнула Канако под поезд, не желая смиряться с тем, что её обожаемая подруга (и, соответственно, она сама) может состариться и стать уродливой. На это указывали её собственные слова о том, что она якобы разглядела на шее у Канако прыщик, хотя стояла поодаль. Человека в чёрном Ёрико придумала несколько дней спустя перед очередной встречей с Кибой, вдохновившись героем из рассказа Сэкигути. Во время операции над пострадавшей остро встал вопрос наследства Канако: на самом деле она не являлась правнучкой миллионера Сибаты, однако на её спасение потребовались бы огромные средства. Ёко и Амэмия, ранее думавшие вообще отказаться от наследства и сохранить своё тихое семейное счастье, начали думать, где достать денег. При транспортировке Канако в центр Мимасаки ящик с её уже ампутированной рукой выпал на дорогу, и позднее его ошибочно вписали в серию работ маньяка-расчленителя. Благодаря военным разработкам Мимасаки живыми удалось сохранить только голову девушки и небольшую часть туловища, подключённые к специальному контейнеру, который механически поддерживал в них все необходимые процессы. Две ноги были впоследствии выброшены в озеро Сагами до «официального» начала серии убийств, которое случилось после похищения Канако. Теперь как раз о нём. Ассистент Мимасаки Таро Судзаки знал об истинном происхождении пациентки и шантажировал этим её опекунов, решив в одиночку похитить её и потребовать всё наследство в качестве выкупа. Он легко спрятал Канако в ящик и разыграл сцену с её якобы потусторонним исчезновением с медицинской койки: Ёрико несколькими минутами ранее видела подругу только мельком и не заметила, что под одеялом на месте рук и ног пустовато (или же вокруг обрубка тела лежали заранее подготовленные имитации). Похитив девушку, Судзаки побежал на выход, однако его быстро нагнал Амэмия, забил насмерть ящиком, в который планировал положить отрезанную, но ещё живую руку Канако, и бросился со своей подопечной в бега. Ёко же в итоге поддалась давлению Судзаки и решила изготовить записку с угрозами и требованием выкупа в свой адрес. Необходимо было поддерживать для людей Сибаты (в частности, для приставленного к Ёко адвоката Масуоки) впечатление, что Канако ещё жива: по условиям соглашения Сибаты со своими партнёрами, если Канако умрёт раньше него, то наследство получат другие люди. Киба, заставший Ёко за завершением послания от «похитителей», ошибочно подумал, что она достаёт его из конверта, когда на самом деле Ёко его туда вкладывала. Файл:Mouryou no Hako 13 Real Box.png «Осталось недолго. Да, да, так и сделаем… А, вы услышали?» Несмотря на то, что они жили вместе, на самом деле Амэмия никогда не любил Ёко: его сердцем безраздельно завладела подросшая Канако, и теперь он наконец мог исполнить мечту поехать с ней вдвоём на озеро. В поезде его, разговаривающего с ящиком, заметил писатель Сюнко Кубо, у которого и так уже были серьёзные сдвиги на тему коробок[2] пополам с обсессивно-компульсивным расстройством. Неизвестно, насколько живой на тот момент была голова Канако, однако она водила глазами и вздыхала[3], что вызвало у Кубо приступ зависти и желание самому обзавестись такой девушкой. Он начал калечить молодых женщин, надеяясь, что хоть одна переживёт процедуру, и параллельно заполнять ящиками с их телами своё жилище. Поскольку он случайным образом походил на описанного Ёрико преступника (чёрный костюм и белые перчатки), им заинтересовались детективы и показали ему фото Канако. Кубо, естественно, среагировал на него очень бурно и попросил оставить ему снимок, обещав поспрашивать о девушке в округе. Отчасти с помощью этой фотографии ему удалось подцепить Ёрико, которая и рассказала ему, кто такая Канако, после чего получила билет в его мастерскую в один конец. Всю эту историю писатель изложил в своей рукописи «Девушка в ящике». Кубо наконец-то познакомился с Мимасакой, чтобы выведать секрет живых голов, и даже сам согласился перейти к такому существованию, одержимый идеей чудесного ящика. С ним произошло то же самое, что и с Канако, а прочие конечности и органы, как и в случае с девушкой, поддерживали мощности самого здания медицинского центра, подключённые к ящику. Файл:Mouryou no Hako 13 Mother.png Ёко и настоящая Кинуко. В дверях видна тень уходящего отца Примерно на этом моменте заканчивается основной разбор дела Кёгокудо в присутствии почти всех действующих лиц, ошарашенных заявлением, что они фактически находятся внутри Кубо. Чуть ранее Ёко вовремя предотвратила убийство Кибой Мимасаки, выкрикнув, что старый учёный — её отец. Теперь же открывается ещё более неприятная тайна: настоящий отец Канако — её родной дед. Оказывается, свои исследования в области искусственного поддержания жизни с помощью механики и фактического достижения бессмертия Мимасака начал, когда у его жены Кинуко развилась нервно-мышечная недостаточность, превратившая её в уродливую паралитичку. Однако его целью было отнюдь не спасение Кинуко, а именно обеспечение вечного существования, к тому же, Ёко охотно заменила свою мать в его постели, возненавидев Кинуко за её озлобленность и увядшую красоту После всех этих откровений с Сэкигути, и так начитавшимся творений Кубо, происходит нервный срыв. Он кидается на ящик, где всё ещё жива голова Сюнко, и пытается его разбить, однако Мимасака выхватывает контейнер, и они с Ёко бегут из лаборатории. Путь их оказывается недолгим: Сюнко Проходят месяцы. Говорят, что Амэмия так и путешествует по стране с давно разложившейся головой Канако. Сэкигути про себя замечает, что очень завидует ему. |
Персонажи
- Канако Юдзуки — загадочная новенькая в класе Ёрико, вбившая ей в голову идею о том, что они — реинкарнации друг друга. Читает умные взрослые книжки и выражается соответствующим образом. Любит гулять по ночам и пускаться в пространные рассуждения о красоте и смерти: боится состариться и утратить внешнюю прелесть, поэтому мечтает вырваться из «оков жизни». После того, как попала под поезд, была похищена из больницы из-под носа у целой толпы свидетелей. В пятой серии выясняется, что Канако — правнучка миллионера Ёко Сибаты и должна унаследовать всё его состояние.
- Ёрико Кусумото — закомплексованная девушка, которая обрела свой смысл жизни в Канако и ждёт не дождётся шанса переродиться в неё. После загадочного исчезновения Канако утверждает, что подруга стала ангелом и вознеслась на небо, наконец покинув цикл перерождений. Стыдится своей бедности и ненавидит свою стареющую мать.
- Кимиэ Кусумото — мать Ёрико, которая растит её одна. Зарабатывает на жизнь изготовлением голов для традиционных японских кукол, при этом в долгах как в шелках, а потом и вовсе начинает относить последние деньги в секту Онбако-сама, решив, что одержимость дочки Канако привлекла в дом морё.
- Ёко Юдзуки — старшая сестра Канако и её официальный опекун. В прошлом была известной (но в целом бездарной) актрисой, выступавшей под псевдонимом Кинуко Минами, однако несколько лет назад якобы предпочла блеску софитов тихую жизнь с возлюбленным (внезапно крайне невзрачным Амэмией). Впоследствии раскрывается, что Ёко на самом деле мать Канако и была обыкновенной билетёршей, пока не познакомилась с беспутным внуком миллионера по фамилии Сибата, который вскоре погиб на войне. Оставшийся без наследника старик согласился признать в Канако свою правнучку и оплачивать её содержание за исключением — эх, некстати! — медицинской помощи. Изначально Ёко сопротивлялась попыткам Сибаты-старшего откупиться от неё, однако позднее, вероятно, не без его помощи стала знаменитой актрисой и получила независимый источник дохода.
- Норитада Амэмия — представитель Сибаты, приставленный к Ёко с целью следить за исполнением ею соглашения с прадедом Канако; является её мнимым сожителем и помогает ей воспитывать девочку. Исключительно привязан к Канако и старается всеми силами о ней заботиться.
- Сюитаро Киба — ветеран Второй мировой войны, ныне полицейский и первый детектив, начавший расследовать дело Канако. Очень быстро был отстранён начальством, однако упорно продолжает вмешиваться в ход следствия, поскольку давно влюблён в экранный образ Кинуко Минами и теперь пытается разыгрывать перед ней рыцаря в сияющих доспехах.
- Рэйдзиро Энокидзу — частный сыщик, основавший собственное агентство «Роза и крест», куда обращаются за помощью родственники Канако. Якобы обладает экстрасенсорными способностями и умеет читать мысли, но при этом имеет отвратительную память на имена. Неизменно расслаблен и беззаботен, любит мягко подкалывать окружающих. Дружен с Кёгокудо и компанией и водит, как псих. Внешне неиллюзорно напоминает Фая.
- Акихико Тюдзэндзи, он же Кёгокудо[4] — невозмутимый владелец книжного магазина (в честь которого и получил своё прозвище), связующий персонаж во всех книгах Нацухико Кёгоку. Последователь оммёдо и экзорцист, при этом не верящий в мистику. Тем не менее, отлично применяет свои знания как инструмент для раскрытия преступлений. Специалист по теме всяческой японской нечисти, временами говорит загадками.
- Ацуко Тюдзэндзи — младшая сестра Кёгокудо, журналистка, периодически работающая вместе с Торигути. Постоянно впутывается с ним и Сэкигути во всякие не очень подходящие приличной барышне приключения и испытывает тягу к криминальным историям в целом. Взяла на себя опрос свидетелей по делу о расчленителе, по итогам которого компания напала на след Сюнко Кубо.
- Морихико Торигути — молодой редактор, взявшийся за журналистское расследование дела маньяка-расчленителя и культа Онбако-сама. Живой, обаятельный и немного рассеянный тип. Получил от пожелавшего остаться анонимным доброжелателя бухгалтерскую книгу секты Онбако-сама с просьбой вывести мошенников на чистую воду, однако сам не справился и был с позором изгнан из храма Хёэем, поэтому обратился за помощью к Кёгокудо.
- Тацуми Сэкигути — талантливый писатель, вынужденный время от времени перебиваться написанием криминальной хроники. Крайне замкнутый и необщительный человек, боится исписаться и очень переживает за оценку своих произведений другими, особенно Кёгокудо. Перманентное состояние — депрессия + творческий кризис, по ходу сюжета всё более дестабилизируемое чтением рукописи Кубо «Девушка в ящике». Женат, но в то же время презирает женщин, хотя к образу, описываемому Кубо, испытывает явное влечение и представляет эту самую девушку в ящике с лицом Ацуко.
- Сюнко Кубо — ещё один молодой автор, отличающийся витиеватый стилем и туманными метафорами, отсылающими к событиям его собственной жизни. Постоянно носит перчатки, скрывая изувеченные пальцы. Автор рукописи «Девушка в ящике», в которой описывает, как ему в поезде повстречался пассажир с таким необычным багажом. С этого момента герой Кубо стал одержим образом коробки и начал бояться пустых пространств, стремясь заполнить их рядами ящиков.
- Хёэй Тэрада — потомственный плотник, специализирующийся на изготовлении ящиков и после войны организовавший культ вокруг окровавленного металлического контейнера по имени Онбако-сама. Утверждает, что Онбако-сама способен изгонять морё, поселяющихся в сердцах людей, когда они начинают замыкаться в себе и цепляться за мирское, посему откройте души свои и деньги на
бочкуящик, друзья. В реальности — обыкновенный шарлатан, ниёкаячерта не соображающий в мистических практиках. Внук одной из ясновидящих, чьи навыки в начале XX века изучал реально существовавший профессор Токийского университета Томокити Фукурай. - Косиро Мимасака — пожилой медик, руководящий таинственной больницей в виде, вы не поверите, глухого ящика в лесной чаще. Как удалось разузнать Кибе, в войну занимался исследованиями в области продления жизни, результатом которых должно было стать создание искусственного суперсолдата. В контексте его прошлого даже упоминается отряд 731.
Галерея
Канако и Ёрико за беседой о реинкарнации
Что здесь есть
- Бисёдзё и бисёнэны — поскольку дизайном персонажей занимались CLAMP, их там много, и даже якобы страшненькая Ёрико на деле очень симпатичная. Киба, Кёгокудо и Сэкигути, по словам читавших книги в оригинале, ещё и заметно похорошели в адаптации. В условиях отсутствия переведённого текста романа достаточно хотя бы обратиться к манге от стороннего автора, где Кимиэ — опустившаяся алкоголичка, а Судзаки вообще какой-то горбун Игорь.
- Бонус для пересматривающих — о, их масса!
- Например, когда Канако снится, что ей отрезали конечности, она видит себя в коробке, в которую кто-то заглядывает и обещает, что теперь они будут вместе вечно. Канако утверждает, что слышит голос Амэмии, а за ним — гудок поезда. То есть, это просто начальная сцена в вагоне её глазами, ведь во время чтения «Девушки в ящике» Сэкигути представляет в качестве владельца контейнера Кубо, когда на самом деле повесть написана от первого лица, и это Кубо случайно встретил Амэмию с головой Канако. Поскольку сон Канако заканчивается тем, что в её ящик смотрит Кубо и произносит слова «Вот оно, настоящее искусство», легко подумать, что это он её похитил.
- И когда Ёко говорит, что её враг — это Киба, то есть, полиция, она совсем не врёт.
- Вигилант — Киба, не вынеся официального отстранения от следствия, решил, что уже достаточно накопал на Мимасаку, надел военную форму и пошёл в лабораторию с ним разбираться. Его вовремя остановили остальные герои, и после этого Кёгокудо начал раскрывать, что же на самом деле произошло.
- Врёт, как очевидец — Ёрико.
- Вынул ножик из кармана — косящая под ямато надэсико Ёко на самом деле вооружена и очень опасна.
- Говорящее имя — первые два слога в имени Канако приблизительно переводятся как «ещё» и «зелень», отражая её желание остаться вечно юной, а имя Ёрико образовано от «зависеть»/«опираться».
- Житель Страны Тёмных Эльфов — Кубо, судя по его работам, давно такой.
- Задняя парта у окна — естественно, загадочная и потусторонняя Канако будет сидеть именно там.
- Кавайная нэко — домашняя кошка Тюдзэндзи по имени Гранат.
- Камео — девушка из рассказа Сэкигути, историю которой он никак не может закончить, на самом деле засветилась ещё в «Лете убумэ».
- Красная нить судьбы — Канако повязала Ёрико на запястье нить в знак их неразрывной связи, правда, в аниме она прозрачная, а не красная.
- Ложная мистика — убийц подозревают в одержимости демонами, а напуганные жители уверены, что конечности по округе тоже разбрасывает нечистая сила.
- Мистер Экспозиция — Кёгокудо. Фактически три серии представляют собой феерическую расстановку точек над оммёдо, морё и японской мистикой в его исполнении, а первые 50 страниц романа «Лето убумэ» занимает его диалог с Сэкигути.
- Мотив — ящики, ящики, ящики! На смысловом уровне — одержимость и внешняя красота.
- Неловкое прозвище — Рэйдзиро постоянно сравнивает медлительного и молчаливого Сэкигути с черепахой и даже пару раз придумывает ему ложные фамилии, образованные от этого слова.
- Неэтичный учёный — у Мимасаки это практически написано на лбу большими кандзи, и через пару серий после знакомства всё подтвердят.
- Обманная религия — культ Онбако-сама. Эффектно и эффективно разгромлен Кёгокудо за одну серию.
- Остерегайтесь тихих — Амэмия, на первый взгляд, совершенно бесполезный тип и хорош только путаться под ногами у следствия и громко переживать о Канако, но если вы вздумали её обидеть, вам лучше бежать сразу и очень быстро.
- Отчаянное желание привязанности — сбылось у Ёрико только тогда, когда она поверила, что является реинкарнацией привлекательной и неординарной Канако, и больше ей никто не нужен.
- Пейзажное порно и Интерьерное порно — в изобилии.
- Прерванное самоубийство — Энокидзу и Сэкигути не дают матери Ёрико залезть в петлю, элегантно выломав дверь её дома. Сэкигути изначально был против, но потом увидел, что всё не зря.
- Родимое пятно — родинка на подбородке у Ёко является приятной изюминкой в её образе красавицы-актрисы. А ещё она носит цветок в волосах.
- Роман-учебник — как было замечено выше, устами Кёгокудо на зрителя выливают целый ушат полезных мистических знаний. Кроме того, любознательные зрители порадуются приятным бонусам в виде упоминаний деятельности отряда 731, экспериментов с ясновидящей Тидзуко Мифунэ и ограбления банка «Тэйгин».
- Сильнее, чем кажется — один раз заехав ветерану Кибе в челюсть, субтильный Энокидзу (в авторском тексте ещё и сравниваемый с фарфоровой куклой!) отправляет его в полёт через полкомнаты.
- Символическая сакура — на Канако её лепестки словно из кустов неустанно высыпает специально обученный человек.
- Старше, чем выглядит — следствие рисовки CLAMP в отношении взрослых персонажей. Особенно заметно с Энокидзу, которому на самом деле больше 35.
- Стрелок Чехова — над тем, как один из полицейских фанатеет от фильмов с Минами, смеётся даже Киба. Однако в итоге именно этот тип подтверждает, что записка с угрозами склеена из обрывков сценария одного из её фильмов. А арсенал Чехова в уме сложил Кёгокудо, раскрыв дело, практически не выходя из дома.
- Такие похожие родственники — Канако очень похожа на Ёко в юности.
- Типа я Тарковский — создатели намеренно вводят зрителя в заблуждение тягучими и запутанными сценами, поэтому, чтобы предугадать финальный твист, приходится смотреть крайне внимательно.
- Цветное настоящее, чёрно-белое прошлое — эпизоды прошлого чаще подаются в приглушённых тонах и с экранным «шумом» под старый фильм.
Примечания
- ↑ Морё — водяные духи, импортированные в японскую мифологию из китайской и питающиеся трупами. В качестве сопоставимых по страхолюдности демонов в английском переводе были выбраны гоблины, отсюда часто встречающаяся передача названия «Ящик гоблинов», хотя это не совсем точный вариант. В любом случае, одна из серий практически полностью посвящена объяснению, кто такие морё, в исполнении Кёгокудо.
- ↑ Мамаша-садистка отрубила ему пальцы, упаковала и оставила в пустом доме, пока муж не вернётся с фронта. Впоследствии отец Сюнко Хёэй Тэрада из чувства вины перед сыном организовал вокруг этого самого ящика культ Онбако-сама, вероятно, за счёт состриженных с наивных граждан пожертвований надеясь искупить свою вину.
- ↑ Функции её организма в большинстве своём были переложены на здание медицинского центра, так что в отрыве от него, по словам Мимасаки, девушка бы прожила всего сутки.
- ↑ Написание совпадает с фамилией автора. Себя не похвалишь — никто не похвалит!
- ↑ Он держит в плену двух влюблённых.