Агностицизм

Материал из Posmotreli
Версия от 11:21, 6 мая 2022; Star guitar (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Агностицизм — течение, считающееся «золотой серединой» между религией и атеизмом. На деле, естественно, всё немного сложнее.

Суть

Основная идея агностицизма — окружающий мир непознаваем в принципе. Всегда найдётся хоть что-то тайное, а некоторые вопросы человечеству и вовсе неподвластны — по крайней мере, на нынешней ступени развития. Конкретно религиозный агностицизм полагает неподвластными нам вопросы касаемо существования Творца или загробной жизни.

Зачастую и атеисты, и верующие агностиков не любят.

Некоторые атеисты считает, что агностики своей неопределённостью лишь потворствуют религии, поскольку допускают существование Бога[1] Другие полагают, что агностиками себя часто называют не в меру вежливые атеисты. Некоторым такая деликатность представляется излишней, с учетом, что ответная деликатность наблюдается не слишком часто. Кроме того, агностиками часто себя ошибочно называют люди, пытающиеся занять позицию над спором верующих и атеистов: «неизвестно, есть ли бог, или же его нет». Вот только это никакой не агностицизм, а религиозный индифферентизм: считающий так, вовсе не считает вопрос о существовании бога неразрешимым, он лишь считает, что в настоящий момент на него нет ответа[2]. Ну нелюбовь к людям, которые без всякого на то основания пытаются занять позицию интеллектуального превосходства, вполне понятна.

Верующие же не любят агностиков за то, что те утверждают: если Бог существует, то он настолько непознаваемое, чуждое и могущественное создание, что впаять его в рамки существующих религий практически невозможно. Поэтому же многие агностики зачастую являются антиклерикалами: сама идея о установке общественных правил согласно мнению, что так желает некое недоказанное существо, кажется им невероятно глупой и даже опасной.

Впрочем, как всегда, возможны варианты. Ряд мыслителей, считающихся атеистическими, являются именно агностиками, считающими гипотезу о несуществовании высших сил более достоверной, чем гипотеза о существовании высших сил. В религиозных культурах концепция принципиальной непознаваемости высших сущностей (апофатическое богословие в христианстве, аль-лаhуту-с-сальби в исламе, "безответные вопросы" в буддизме) является вполне себе мэйнстримным, хотя и не очень популярным направлением богословия.

Агностицизм в культуре

Представлен слабо. Самым заметным случаем можно считать произведения Карла Сагана (он же один из самых известных агностиков). Также в агностики заносят таких людей, как Альберт Эйнштейн (хотя сам про себя он писал, что верит в бога Спинозы, т. е. пантеист) и Чарльз Дарвин — но утверждение достаточно спорное даже потому, что и христиане, и атеисты также считают данных учёных «своими». Ричард Докинз про себя говорит, что он тоже агностический атеист, потому что не утверждает, что «бога нет и быть не может», а только лишь то, что «бога почти наверняка нет».

Принцип непознаваемости мира имеет немало общего с принципом радикального сомнения, так что Декарта можно считать агностиком. Даже несмотря на то, что он умер за 200 лет до того, как появился термин «агностицизм».

Примеры

  • «Перелётный кабак» Г. К. Честертона — агностиком является главный антагонист, лорд Айвивуд, решивший продвинуть в Англии некоторые принципы ислама вроде трезвенничества (правда, со всякими оговорками, по которым получалось, что высшим классам пить можно), что не понравилось простым англичанам.
  • «Дюна» Фрэнка Герберта — среди источников верований Арракиса, наряду с собственно религиями, назван агностицизм правящих классов, включая Гильдию Космогации. Правда, это не совсем тот агностицизм: «…для которого религия всегда была чем-то вроде кукольного театра — чтобы развлекать публику и держать ее в узде, — и который полагал, что все и всякие явления, не исключая и явления религиозные, можно, в сущности, свести к объяснениям механистического плана».
  • Роман Желязны «Создания света и тьмы». Проповедник и боец Мадрак — последовательный агностик; например, отпущение грехов в его исполнении начинается так: «Насколько я могу быть услышан кем-либо или чем-либо, могущим прислушаться или не прислушаться к тому, что будет сказано мною, я прошу, если прощение значит хоть что-то, чтобы был ты прощен за всё, что совершил ты или не совершил и что требует прощения». Ещё любопытнее он молится: «Отче наш или не отче наш, иже еси, возможно, на небесех, да святится имя твое, если есть у тебя имя и желаешь ты, чтоб оно святилось…» Впоследствии Мадрак помогает уничтожить нечто, похоже, являющееся настоящим божеством; осознание этого повергает Мадрака в глубокий кризис.
  • «Наследие» — эльфы Алагейзии придерживаются таких взглядов (никому и ничему не поклоняются и считают, что нет никаких доказательств существования каких бы то ни было богов, а Вселенная развивается согласно собственным законам, но согласны изменить свои взгляды, если, «к примеру, перед ними появится бог Хельцвог»), что поначалу шокирует протагониста.
  • «South Park» — семья агностиков, в которой вообще не принято утверждать что-либо наверняка, и потому их семейный напиток — Доктор Пеппер, ибо толком неясно, у него вкус колы или нет.
  • Фильм «Исход: Цари и Боги» — с прикрученным фитильком довольно-таки агностичен. Явления Бога Моисею можно интерпретировать как галлюцинации после удара головой, а все чудеса — как удачно подвернувшиеся природные явления (хотя Тьму Египетскую и гибель египетских первенцев, пожалуй, можно объяснить только большим совпадением), а в конце Бог говорит Моисею, пишущему заповеди на скрижалях: «Если не согласен — не пиши».
  • Метавселенная Рудазова — ктототамизм, квазирелигия с агностической философией: мы не знаем, есть ли на самом деле Кто-То Там, а если есть, то что из Себя представляет, но не исключаем никаких вариантов, а потому никогда не забудем поблагодарить Кого-То Там — а вдруг Он (Она? Оно? Они?) всё-таки есть и делает для нас что-то хорошее? Никто ведь толком не знает.
  • Псой Короленко
«

Осталось лишь немного: Один куплет про Бога, А Бог — Он есть, хотя Его как будто нет. И всё, что в этом зале О Нём бы ни сказали, То есть не Он, а лишь Его нечёткий след.

»
— «Будущего нет»

Примечания

  1. Впрочем, не стоит забывать, что категорическое отрицание самой возможности существования бога, свойственно далеко не всем атеистам.
  2. Или, что более вероятно, не считает, что стоит тратить время на поиск ответа.