Наследие (серия романов)

Материал из Posmotreli
The Inheritance Cycle
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Наследие», также известное как «Эрагон» (англ. The Inheritance Cycle) — тетралогия американского писателя Кристофера Паолини в жанре высокого фэнтези.

Первую книгу автор написал в 15 лет (то есть начал в 15. Закончил в 19), её успешно распиарили, и вскоре у Паолини возник замысел трилогии. А поскольку в третью книгу всё не уместилось, была написана и четвёртая. Визитная карточка всех книг — драконы и Всадники, которые ими управляют. Один Всадник — один дракон. Дракон вылупляется перед Всадником из яйца (а до того может сидеть в яйце хоть сто лет), ставит ему метку на ладони и наделяет магической силой, а Всадник выращивает дракона до положенного возраста и учится ездить на нём верхом… и хранить закон и порядок в местном Средиземье, которое тут называется Алагейзией. Здесь живут гномы (местные), эльфы (приплыли), люди (приплыли), коты-оборотни (похоже, результат какого-то волшебного эксперимента), драконы, которые на самом деле драколичи (прилетели), рогатые ургалы и насекомообразные раззаки (неведомо откуда, как почти любая Ось Зла). Протагонист Эрагон[1] проходит стандартный Путь героя. Четыре стадии Пути примерно соответствуют четырём книгам.

Первая книга серии, «Эрагон», весьма напоминающая сюжет IV эпизода «Звёздных войн», была экранизирована, причём весьма неудачно: получился вопиющий неканон, в котором ключевые персонажи шутки ради выглядят примерно как соответствующие им герои всё тех же «Звёздных войн».

Что тут есть[править]

  • ГлавГад, он же Темный Властелин — Император Гальбаторикс, Копиркин Палпатина/Дарта Сидиуса.
    • Нулевой рейтинг — его боятся и ненавидят буквально все, от самого жалкого крестьянина до его дракона (союзника, а не настоящего дракона, подчиняющегося Гальбаториксу).
    • Боевые рабы — большинство солдат и вассалов Гальбаторикса служат ему отнюдь не добровольно. Он либо заставил их поклясться ему в верности на древнем языке, либо подчинил их, узнав их Истинное Имя.
  • Безответная любовь — у Эрагона к Арье во второй книге. Дальше ситуация меняется.
  • Дева в беде — Арья, Копиркин Арвен из фильма ПиДжея. После освобождения и выздоровления — леди-воительница и крутая принцесса. В отличие от Арвен и Арагорна, у Арьи и Эрагона межрасового брака не получается. В фильме похожа не на Арвен, а на принцессу Лею.
  • Девушка из лагеря противника — девица Насуада, главная над повстанцами, попадает в плен к Императору и становится одной из причин возвращения Муртага на Светлую сторону. Ай, молодца, Император!
  • Драколич — каждый дракон, о чем подробно написано в соответствующей статье.
  • Дракон похож на кошку — Сапфира, синяя драконица Эрагона. Ей-то он и Всадник.
  • Житель Страны Эльфов — Анжела.
    • Причём эльфов тёмных, если учесть её страсть к отравительству — что в рукопашной, что перед ней.
  • Избранный — протагонист. Как раз Сапфирой и избран.
  • Кошколюди — коты-оборотни. Предпочитают форму котов и кошек, в человеческом облике похожи на жутких детишек и принимают его, когда нужно говорить вслух, а так они спокойно общаются телепатией.
  • Ментор — Бром (Всадник), Оромис (Всадник), Глаэдр (дракон Оромиса). Умирают все трое, но Глаэдр продолжает учить Эрагона из своей филактерии.
  • Метка на коже — ставится драконом на руку тому, кого он выбрал своим Всадником, и светится при использовании магии.
  • Невероятно отстойный дар — «благословение», которым Эрагон «наградил» маленькую Эльву.
    • Частично Дар Драконов, сделавший Эрагона «почти что эльфом», что вроде бы и круто, но внушает определенное недоверие обычным людям, которые уже не воспринимают Эрагона как человека. Да и сам Дар дан Эрагону, чтобы исцелить ранение, полученное в битве с Шейдом.
  • Не любит обувь — Арья, которая обычно ходит в сапогах, но в родном лесу их с радостью снимает. При этом большинство эльфов там носит не только обувь, но даже… эльфийские носки.
    • И маленькая Эльва, которая вообще не носит обуви, а ведь по статусу могла бы получить, если бы хотела. Даже в финальный бой шлёпает босая.
      • Для детей-то в фэнтези это обычно, но Эльва не совсем ребёнок — из-за «благословения» Эрагона взрослеет преждевременно.
  • Неожиданная рифма — когда Арья становится Всадником, она летает на драконе по имени Фирнен, а её копьё, которым она ранее убила вражеского дракона, называется Нирнен.
  • Они будут или нет? — Эрагон с Арьей. Поначалу Арья его откровенно френдзонит, но в третьей и особенно четвёртой книге начинает проявлять к нему некоторую симпатию и в конце обменивается истинными именами, что означает высшую степень доверия. Казалось бы, их отношения могли перейти и в романтические, но Эрагон должен покинуть Алагейзию, а вот Арья должна в ней оставаться как королева эльфов. К тому же Арья ещё не разобралась в своих чувствах к Эрагону. Впрочем, некоторую надежду автор оставляет. Также у Муртага с Насуадой, с той разницей что оба изначально питают друг к другу взаимную симпатию.
  • Одержимость демонами — шейды. Самые сильные колдуны, только ГлавГаду удалось получить одного из них себе в драконы.
  • О себе в третьем лице — Анжела в киноверсии, причём это (и вообще весь её образ) есть вопиющий неканон по отношению к первоисточнику.
  • Поднял уровень крутизны — протагонист в каждой книге. В первой он получает метку и магические способности Всадника, во второй — Дар Драконов (с полным исцелением ран и почти эльфийской внешностью), в третьей — новый меч, соответствующий его личности, и филактерию Глаэдра, в четвертой — еще кучу филактерий и, наконец, Имя Древнего Языка, которое позволяет колдовством менять всю Алагейзию.
    • Примерно в том же порядке это всё получает Муртаг, только он на Тёмной стороне, и вместо Дара Драконов у него дары Императора Гальбаторикса.
    • Роран, двоюродный брат Эрагона. В первой книге — обычный молодой парень. Во второй — становится предводителем людей своей деревни, убеждая их отправиться в исход в Сурду. В третьей — воин и командир варденов. В четвёртой — граф Паланкара.
  • Предтечи — вышеупомянутый Серый Народ, который укротил всю дикую магию и куда-то исчез, оставив эльфам свой язык.
  • Программный язык Мироздания — древний язык Серого Народа, на котором основана вся местная магия истинных имён вещей и явлений.
  • Просто друг — Эрагон для Арьи во второй книге.
  • Ревность — Сапфира ревнует Эрагона к Арье, даром что не способна занять её место — отношения дракона и всадника совсем иного рода.
    • «На свете нет ничего невозможного — дело только в том, хватит ли у тебя храбрости...» Особенно если учесть, что Арья всю тетралогию в основном «крутила динамо» в адрес Эрагона.
  • Стандартный фэнтези-сеттинг.
  • Телепатия — она повсюду. Большинство магов, большинство эльфов, все коты-оборотни и все Всадники ею владеют, а драконы иначе и не общаются.
  • У нас именно такие гномы — да-да, именно такие. В Средиземье они точно такие же. Единственное отличие — семь пальцев на ногах.
  • У нас не такие эльфы — субверсия; эльфы подобны эльфам Профессора, но НАМНОГО превосходят прочие расы по всем физическим параметрам; также являются непревзойдёнными чародеями.
    • Также они являются (с прикрученным фитильком) Прекрасным Народом — их законы и моральные нормы труднопонимаемы прочими расами; подсвечено Оромисом во время эльфийского праздника — он предупреждает Эрагона, что на это время эльфы могут «впасть в безумие». У эльфов отсутствует даже подобие государственной религии (у гномов присутствует пантеон, люди из долины Паланкар (родины Эрагона) имели скорее комплекс суеверий; жители Драс-Леоны поклоняются Хелгринду, а по факту — самим раззакам) большинство из них похоже агностики. Профессор в гробу вращается — но, с другой стороны, эльфы Алагейзии с Вышними Силами не общались, так что у них нет оснований верить в каких-либо богов. Более того — по словам Оромиса, «эльфы пересмотрят свои взгляды, если к ним явится, к примеру, бог Хельцвог».
  • Фантастический расизм — ургалов ненавидят практически ВСЕ. Просто за то, что они ургалы (типичная воинственная раса, которая жить не может без доброй драки, даже в основе их брачных ритуалов лежат битвы насмерть с сильными противниками). Эрагон поначалу разделяет общие взгляды, а в конце помогает ургалам со всеми помириться и даже реформирует их культуру организовав некое подобие Олимпийских игр среди них и внеся изменения в Договор позволяющие ургалам становиться Всадниками. А вот раззаки все же «тупо плохие от природы» и исправлению не поддаются (как-никак они людьми питаются). Впрочем, остались ли живые раззаки после нападения Эрагона и Рорана на их логово, захвата Драс-Леоны и смерти Гальбаторикса? Едва ли....
  • Эксцентричный мудрец — Анжела.
  • Эффект Мантона — Инверсия. Магия в книгах максимально подчиняется законам физики — на магию тратится количество энергии, равное воздействию. Немного подумав можно понять, что самое эффективное для боевого мага не фаерболы и молнии, а совсем маленькие воздействия на организм, которые делают невозможной жизнь. Например перекрыть пару вен в сердце. Это является целой областью магии — «слова смерти», и кардинально меняет тактику боёв с участием магов.
  • Обоснуй — Только вот судя по всему, в первой книге автор о такой форме применения магии просто не подумал, и герой вполне участвует в эпической битве без этих приёмов. Как же решить нестыковку? Очень просто. Первый учитель Эрагона - Бром - не научил его этому, потому что не думал, что Эрагон будет участвовать в масштабных боях, а оружие это очень опасное. Близнецы, ответственные за магию у Варденов, были предателями, и поэтому не научили Эрагона этому специально. В бою Эрагону специально поставили ловушку. Ария не сказала Эрагону ничего...потому что это не её задача, да и не знала она, чему его в магии научили, а чему нет. А сам Эрагон...просто не подумал, не заметил. Специально про тактику боёв магов Варденов он не расспрашивал. Всё это специально подробно объясняется в одной сцене, причём настолько логично, что ошибка автора превращается в откровение у холодильника! И то всего лишь теоретическое, так как автор правки не уверен точно, что это именно ошибка, хотя вероятность этого стремится к единице.

Тривия[править]

  • Копиркин — 99 процентов персонажей.
    • Несколько раз автор даже имена копирует: Арья — Арвен, Эрагон — Арагорн (явное влияние), Эльва — Алия (это отсюда), Хротгар — Хродгар (Беовульфа вспомните).
  • Эпигонство — таки да. Среди основных источников вдохновения, помимо уже упоминавшихся «Звездных войн» и «Властелина колец», ещё явно затесалась Энн Маккефри (драконы, всадники, ментальная связь между ними — все это было визитной карточкой Перна задолго до Паолини).
  • МТА — автор на момент написания первой книги. Эрагону в ней тоже 15, так что он в некоторой степени Марти-Стю. Чтобы пригасить этот эффект, автор часто заставляет его делать глупости и получать раны и травмы. Особенно ярко проявляется в истории прихода Гальбаторикса к власти, когда один сумасшедший всадник смог постепенно истребить весь остальной Орден, додумавшись до гениальной тактики нападать вдвоем на одного.
  • Почкование трилогий — да, в три части всё задуманное не уместилось.

Примечания[править]

  1. По-английски Eragon похоже и на Aragorn, и на Dragon — и так и эдак имечко получается с явным налётом эпичности.